Научная статья на тему 'Коррекция направленности физической культуры в университете к климатическим условиям Севера'

Коррекция направленности физической культуры в университете к климатическим условиям Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / УНИВЕРСИТЕТ / АВТОТРАНСПОРТ / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / LOW TEMPERATURES / UNIVERSITY / MOTOR TRANSPORT / APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туманов Александр Александрович, Громов Виктор Александрович

Разработана программа профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» для специалистов-механиков автомобильных специальностей с учётом перспективы труда в сложных геоклиматических условиях «Севера» и экспериментально проверена её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туманов Александр Александрович, Громов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF PHYSICAL CULTURE DIRECTION IN THE UNIVERSITY TO CLIMATE CONDITIONS OF THE NORTH

The effectiveness of the program of vocational education in the discipline "physical education" has been developed and experimentally verified for automotive mechanics specialists taking into account the perspective of labor in the complex geoclimatic conditions of the "North".

Текст научной работы на тему «Коррекция направленности физической культуры в университете к климатическим условиям Севера»

УДК 796.011.3:378.016

КОРРЕКЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ К КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ СЕВЕРА

А.А. Туманов, В.А. Громов

Разработана программа профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» для специалистов-механиков автомобильных специальностей с учётом перспективы труда в сложных геоклиматических условиях «Севера» и экспериментально проверена её эффективность.

Ключевые слова: низкие температуры, университет, автотранспорт, прикладная физическая подготовка.

Запад не принимает Россию, Восток её не понимает. Устоялся философский вывод: Россия - не Запад, как думают на Западе; и не Восток, как уверены на Востоке. Между Западом и Востоком образовалось не «окно», а социальное надёжное «плато». Россия - это «северная широта» (Север).

Формирование у студентов автомобильных специальностей профессионально-прикладной компетентности для «Севера», предусматривает раскрытие многосторонних граней развития личности. Наиболее значимыми группами сторон личности являются: когнитивные, эмоционально-волевые, межличностные, гражданские [1, 2]. Активные стороны личности создают связь с миром и дают смысл жизни, защищают от депрессий (уверенность, оптимизм, духовность, благоразумие, саморегуляция и др.). Готовность организма человека к выполнению производственных, физкультурных и спортивных задач в «жёстких» сложных экстремальных условиях климата опирается на мощную личностную платформу [3, 4]. Преимущества конфигураций проявляются неодинаково. Именно организация тренировки и применяемые методы определяют направленность воздействия физической культуры [5, 6]. Проблемой повышения готовности выпускников университетов к успешной деятельности учёные занимались давно, но результатов исследований по проведению физической культуры для студентов автомобильных специальностей в процессе становления их профессионального мастерства недостаточно [7]. Слабая освоенность проблемы вызывают необходимость поиска новых путей совершенствования процесса физического воспитания студентов университета, создания условий готовности к выполнению производственных задач в сложных геоклиматических условиях. Актуальность требует разработки более эффективной модели реализации.

Цель исследований - разработать и экспериментально проверить продуктивность программы профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» для специалистов-механиков автомобильных специальностей с учётом перспективы труда в сложных геоклиматических условиях «Севера».

Материалы и методы. На деятельность подвижных полевых станций автомобильного ремонта влияют различные неблагоприятные климатические, географические и другие факторы: запылённость, загазованность, воздействие ядовитых технических жидкостей, воздействие шума, вибрации, недостаточность освещения и видимость в тёмное время суток, скованность пространства, малоподвижность и монотонность. Особую значимость для исследований представляет разбор мнений инженеров автомобильных специальностей о наиболее важных профессиональных нормативах, обеспечивающих успешную производственную деятельность. В анкетном опросе по мнению специалистов автомобилистов (по рейтингу) наибольший эффект в успешном сокращении времени на ремонт автотранспортной техники может принести качественное и быстрое выполнение нормативов: установка кран-стрелы в рабочее положение (Н-1); развертывание ремонтно-зарядной станции (Н-26); развертывание рабочего места для ацетилено-кислородной сварки и резки металлов (Н-33); развертывание сварочной мастерской (Н-37); развертывание полиспаста на три веревки (Н-39); сборка и установка жесткого буксирного устройства (Н-41) [8].

Предложенная программа профессионально-прикладных физических упражнений и методик для студентов по готовности к труду в «северных широтах», раздвинет границы спектра достижений в выполнении требуемых нормативов. Успешность профессиональной деятельности механиков автомобильных специальностей в «северных широтах» улучшится за счёт внедрения в обучение разработанных профессиональных прикладных физических упражнений и тренировки традиционных физических упражнений в сложных условиях. Предложенная программа дополняет содержание выполнением общепринятых упражнений в сложных условиях и разработанным экспериментальным профессионально-прикладным физическим упражнением механиков автомобильных специальностей (ПФУМ). В ходе разработки программы профессионально-прикладных физических упражнений и методик для «Севера» применялись общепринятые методы тренировки физической культуры по нагрузке и способам организации. Основным изменениям подверглись варианты физических тренировок:

- повторение в целом, с усложнением (одна трудовая операция, две-три операции в комплексе с комбинациями физических упражнений);

- выполнение прикладных физических упражнений после большой физической нагрузки;

- выполнение нормативов в сложных условиях Севера (искусственная модель и реальная практика).

Экспериментальная программа обучения студентов, готовящихся для работы в северных широтах, отражена внедрением профессионально -прикладных упражнений с учётом геоклиматических условий и явилась отдельной завершённой частью общей программы обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» с изменениями в разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Время для освоения экспериментального раздела спланировано в количестве 26 часов (6,3 % от общего бюджета времени). В содержание были внесены коррективы для выпускников, планирующих работать по профессии в северных широтах. Контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) укомплектованы студентами 3 курса обучения классического университета автомобильных специальностей по 33 студента в каждой. КГ занималась по традиционной программе, ЭГ - по программе для северных районов. В ЭГ на тренировках применялись традиционные средства и профессионально-прикладные упражнения в объёме 26 часов, но в определённых условиях, последовательности и дозировке, исходя из стоящих задач на Севере в освоении прикладных навыков по специальности. Тренировки проводились в различных вариантах (с усложнением, в сложных метеоусловиях, в специальной одежде для Севера). Коэффициент эффективности определялся по рейтингу качества выполнения профессиональных стандартных нормативов.

Результаты. Эффективность предложенной экспериментальной методики проведения физической культуры для работы в условиях Севера, подтверждается положительными сдвигами, в результате выполнения наиболее значимых профессиональных нормативов (таблица).

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, все различия оказались достоверными. В контрольной группе можно отметить сдвиги выполнении нормативов Н-1, Н-37 и Н-39. Однако даже в показателях этих нормативов, преимущество остается в ЭГ. Например, различие в выполнении Н-39 в ЭГ выше, чем в КГ на 52,5 %, что составляет 327 с, то есть 5 мин 27 с при действующем нормативе 35 мин (таблица). В конце эксперимента в ЭГ в Н-39 улучшение результата составило 24,5 %. Среднее значение результатов выполнения самого ёмкого норматива Н-37 составило в ЭГ - 3055±122,4 с (улучшение относительно исходного уровня 756 с, при Р<0,05). В оптимизации процесса обучения студентов важную роль может сыграть теория переноса на основе явлений общности адекватных уровней энергетических режимов и сходства физических движений.

Характеристика показателей физической и профессиональной подготовленности студентов автотракторных специальностей

Тесты и пробы ЭГ КГ

Х±т Х±т Х±т Х±т

Н. эксп К.эксп Н.эксп К.эксп

Профессионально-прикладная физическая подготовленность

Поднимание гири, кол-во 28±2,1 40±2,3 26±1,9 36±2,1

Различия 12* 10*

Передвижение по узкой опоре, с 18,2±0,72 15,9±0,71 18,4±0,94 17,9±0,82

Различия 2,3* 0,5

Челночный бег 10 по 10м, с 32,4±1,33 27,5±1,04 31,6±1,46 27,9±1,23

Различия 4,9* 3,7

Лыжная гонка 5 км, с 2064±113,7 1750±89,5 2016±108,6 1848±77,4

Различия 314* 168

ПФУМ 253,3±5,11 232,5±4,31 261,7±7,03 255,4±4,42

Различия 20 8* 6,3

Профессиональная подготовленность ремонтников

Н-1, с 976±54,1 763±47,7 958±45.3 814±43.6

Различия 213* 144*

Н-26, с 2317±125.4 1876±96.5 2353±112.7 2113±93.8

Различия 441* 240

Н-33, с 1766±78,4 1543±67,2 1737±65,3 1612±59,8

Различия 223* 125

Н-37, с 3811±134,7 3055±122,4 3956±137,5 3370±120,7

Различия 756* 586*

Н-39, с 2712±131,3 2023±111,8 2659±125,7 2297±113,2

Различия 689* 362*

Н-41, с 924±58,3 755±45,1 903±51,2 777±47,6

169* 126

Примечание: ПФУМ - прикладное физическое упражнение механиков; * - результаты достоверны.

Выводы. В системе обеспечения надёжности эксплуатации автотранспортной техники человеку принадлежит решающая роль. Разработка мер, направленных на повышение квалификации персонала, построение эффективной системы подготовки является важнейшим условием обеспечения высокой надёжности автомобильного ремонта. Широкое использование специальных физических упражнений, разработка и внедрение новых комплексов (ПФУМ), формирование методик тренировки в условиях северных широт в процессе физической культуры позволяет за счет систематичности использования достигнуть поставленной цели и задачи. Отобранные значимые физические упражнения выполнялись в сложных условиях под влиянием низких температур и ветра; в комплекте зимней одежды; индивидуально и в составе групп по 3-5 чел. В экспериментальной группе наблюдались положительные сдвиги, как в физической, так и профессиональной

подготовленности. Результаты выполнения профессиональных нормативов в ЭГ оказались более продуктивными и возросли на показатели от 12,6 до 26,4 %. Функционирование основных средств системы физической культуры должно иметь сходство с качествами необходимыми для профессиональной готовности специалистов к труду в сложных геоклиматических условиях.

Список литературы

1. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. The Structure of Applied Military Competence of Military Science Department Students in the Traditional University // Human. Sport. Medicine. 2016. Vol. 16. № 3. P. 67-74.

2. Бобков В.В., Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся образовательных учреждений к сдаче нормативов ФВСК ГТО // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3(157). С. 42-45.

3. Шайхетдинов Р.Г., Громов В.А. Достижение выпускником университета психофизической готовности к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 26-28.

4. Stovba I., Stolyarova N., Petrozhak O. Organization of the Training Progress of Female Skiers Within a Full-Year Conditioning Cicle // Journal of Physical and Sport. Bucharest, 2016. T. 16. №4. C. 1186-1189.

5. Киекпаева К.Б., Черепов Е.А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в младшем школьном возрасте в рамках внеклассной работы // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й науч. конф. Челябинск, 2016. С. 1115-1118.

6. Скутин А.В., Крол Л.П. Влияние физической культуры на продолжительность жизни населения // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: сб. науч. трудов УралГУФК. Челябинск, 2018. С. 170-171.

7. Направленная физическая культура в обучении автомобильных специалистов / В.А. Громов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. C. 21-29.

8. Аббасов В.А. Рекомендации по использованию межотраслевых укрупнённых нормативов (норм) времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, КРАЗ в условиях автотранспортных предприятий. Челябинск: Изд-во ЧТИ, 2007. 436 с.

Туманов Александр Александрович, канд. пед. наук, старший преподаватель, camp048@mail.ru, Россия, Челябинск, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал),

Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., gromovva@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет

CORRECTION OF PHYSICAL CULTURE DIRECTION IN THE UNIVERSITY TO CLIMATE CONDITIONS OF THE NORTH

A.A. Tumanov, V.A. Gromov

The effectiveness of the program of vocational education in the discipline "physical education" has been developed and experimentally verified for automotive mechanics specialists taking into account the perspective of labor in the complex geoclimatic conditions of the "North".

Key words: low temperatures, university, motor transport, applied physical training.

Tumanov Alexander Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, camp048@mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Military Training and Scientific Center of the Air Force "Military Air Academy" (branch),

Gromov Viktor Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gromovva@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, South Ural State University (National Research University)

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИ РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ С НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ

ДИСТОНИЕЙ

Р.И. Шить, В.И. Приходько

Выявлены и описаны педагогические условия для развития силовых способностей у юношей с нейроциркуляторной дистонией на основе использования типовой модели портативных фрикционных тренажеров серии «Бизон». Изучены энергетические и силовые характеристиками тренажера, что позволяет подобрать мощность нагрузки в соответствии с функциональными возможностями занимающихся.

Ключевые слова: педагогические условия, силовые способности, формы нейроциркуляторной дистонии, параметры нагрузки, тренажер «Бизон».

Эффективность развития силовых способностей во многом определяется соблюдением структурных элементов педагогического процесса физического воспитания, причем наиважнейшими в нем являются педагогические условия [3]. По доступной научно-методической литературе проведен анализ педагогических условий при развитии силовых способностей у лиц с нейроциркуляторной дистонией (НЦД).

С точки зрения Б.В. Куприянова и С.А. Дыниной «педагогические условия» в любом педагогическом процессе включают пять уровней. Первый и второй уровни педагогических условий предполагают учет внутренних факторов, то есть: морфологических, физиологических,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.