Научная статья на тему 'Повышение результативности в выполнении комплекса ГТО в университете'

Повышение результативности в выполнении комплекса ГТО в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / СТУДЕНТЫ / НОРМАТИВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / FIRING / STUDENTS / STANDARDS / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шкляев Владислав Витальевич, Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, Скутин Андрей Викторович

В статье рассматриваются возможности повышения результативности по выполнению комплекса ГТО студентами, имеющими спортивную квалификацию по разным видам спорта. Существует развитая система подготовки спортсменов-стрелков. Однако, когда идёт речь о массовой подготовке, ранее разработанные программы для подготовки к испытаниям ГТО по стрельбе из пневматической винтовки не всегда применимы. Основными причинами являются: разнонаправленная подготовленность обучаемых, массовое применение, дефицит времени, отсутствие готовности студентов к обучению на длительные или на короткие сроки. Дополнительное воздействие на снижение результатов оказывает остаточное влияние других видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шкляев Владислав Витальевич, Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, Скутин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increased effectiveness in performance of the GTO complex at the university

The possibilities of increase in effectiveness in performance of the GTO complex by the students having sports qualification on different types of sports are considered. There is a developed system of training of shooters-athletes. However, so far as mass training is concerned, earlier developed program for preparation for GTO tests for firing from an air rifle are not always applicable. The main reasons are: multidirectional readiness of trainees, mass application, deficiency of time and lack of readiness of students for training for long or short terms. Additional impact on decrease in results exerts residual impact of other sports.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности в выполнении комплекса ГТО в университете»

УДК 378:799.3 ББК 74.480:75.723

В.А. Громов, В.В. Шкляев, Р.Г. Шайхетдинов, А.В. Скутин

повышение результативности в выполнении

КОМПЛЕКСА ГТО В УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматриваются возможности повышения результативности по выполнению комплекса ГТО студентами, имеющими спортивную квалификацию по разным видам спорта. Существует развитая система подготовки спортсменов-стрелков. Однако, когда идёт речь о массовой подготовке, ранее разработанные программы для подготовки к испытаниям ГТО по стрельбе из пневматической винтовки не всегда применимы. Основными причинами являются: разнонаправленная подготовленность обучаемых, массовое применение, дефицит времени, отсутствие готовности студентов к обучению на длительные или на короткие сроки. Дополнительное воздействие на снижение результатов оказывает остаточное влияние других видов спорта.

Ключевые слова: стрельба, студенты, нормативы, эффективность, результативность.

V.A. Gromov, V. V. Shklyaev, R.. G. Shaykhetdinov, A. V. Skutin

INCREASED EFFECTIVENESS IN PERFORMANCE OF THE GTO COMPLEx AT THE UNIVERSITY

The possibilities of increase in effectiveness in performance of the GTO complex by the students having sports qualification on different types of sports are considered. There is a developed system of training of shooters-athletes. However, so far as mass training is concerned, earlier developed program for preparation for GTO tests for firing from an air rifle are not always applicable. The main reasons are: multidirectional readiness of trainees, mass application, deficiency of time and lack of readiness of students for training for long or short terms. Additional impact on decrease in results exerts residual impact of other sports.

Key words: firing, students, standards, efficiency, effectiveness.

Всё больше студентов участвует в подготовке и сдаче нормативных требований комплекса ГТО. Желание «быть здоровым» сохраняется в качестве устойчивой тенденции [6, с. 150]. Не все разновидности нормативов ГТО студентам даются легко. Занятия спортом не могут быть оторваны от системы образования, а результат можно получить и в процессе учебной деятельности [4, с. 68].

Испытания по комплексу ГТО выявили слабую подготовку по стрельбе из пневматической винтовки (СПВ) по стравнению с другими видами упражнений. Исследования проводились по направлениям:

• результативность по СПВ по условиям комплекса ГТО у студентов спортивных специализаций;

• особенности овладения навыками по СПВ спортсменами различных специализаций (со стажем не менее 6 месяцев).

В результате опроса было установлено, что в спортивных секциях 9-11 классов средней школы систематически и устойчиво занимались 17,6% респондентов, а самостоятельно тренировались 8,7 %, всего 26,3 %. В исследованиях студенты-спортсмены были выделены в отдельную категорию. Обзор результатов показал, что испытания по выполнению основных нормативов ГТО студенты-спортсмены выполняли намного продуктивнее, чем по СПВ (ГТО). В целях повышения уровня подготовленности по СПВ были проведены плановые занятия. Учитывались такие условия, как общая

занятость студентов, тренировочный план по избранному виду спорта краткосрочность обучения по СПВ. При разработке содержания за основу обучения были взяты результаты соревнований.

Процесс тренировки объективно нуждается в управлении [3, с. 12]. Изучена структура ошибок и нарушений, которые снизили показатели на соревнованиях. Педагогические средства должны взаимодействовать и воздействовать на конечный результат [9, с. 27]. Соревнования являются главным средством контроля и пропаганды комплекса ГТО. Возможность переноса достижений в

стрелковом спорте на начальное массовое обучение в СПВ (ГТО) повысит результативность. Студенты были разделены по квалификации на несколько групп: студенты-спортсмены (спортивные разрядники); студенты, занимавшиеся в спортивных секциях более 6 месяцев в 9-11 классах в средней школе; студенты без спортивной квалификации; все студенты, объединённые в общую группу. Проведённые испытания по СПВ (ГТО) наглядно показали, что студенты, ранее занимавшиеся в спортивных секциях, имеют некоторое преимущество (см. рис. 1).

120 100 80 60 40 20 0

100

70,1

2 6,3 8 1

3,61,9 1—1—.

1,4

1 2 3

квалификация

21,4

4

□ 1. Участие студентов

■ 2. Выполнение ГТО стрельба

Квалификация: 1 - спортсмены-разрядники; 2 - занимавшиеся более 6 месяцев; 3 - без квалификации; 4 - все студенты.

Рис. 1. Результаты выполнения стрельбы (ГТО) студентами

Однако интересен не сам факт преимущества в период сдачи ГТО студентами-спортсменами, а потери, которые образовались от недостаточной подготовленности в СПВ. «Гибкие» ускоренные программы на разные сроки расширят

диапазон применения и максимально охватят «разнополярные» по подготовленности категории студентов [7, с. 172]. Для занятий подбирались упражнения по дефектовочной ведомости соревнований (см. таблицу 1).

Табл. 1. Ошибки в СПВ (ГТО) у студентов-спортсменов (п=133)

Ошибки и упущения в стрельбе СПВ (ГТО) К-во % Место

1 2 3 4

1. Меры безопасности при СПВ. Действия на рубежах 10 2 14

2. Управление состоянием волнения: восстановление ЧСС, частоты дыхания, вибрации пальцев в СПВ (ГТО) 34 7 6

3. Выполнение специальных подготовительных упражнений перед практической стрельбой СПВ 12 2 13

4. Осмотр и обслуживание ПВ непосредственно до и после выстрела, серии выстрелов 18 4 11

5. Подготовка зрения к стрельбе и восстановление функций при утомлении 24 5 10

6. Обнаружение цели, производство необходимых поправок (дистанция, ветер, свет, шум, время) 52 11 3

ф

I-

ф

I-

^

о

ср ф

ш ^

X

>.

ей

о

го о

¡£ ф

^

с о

I-

о о

X

ей

I-

го

!б &

со ф

ср

1 2 3 4

7. Использование средств физического и психологического восстановления до и после выстрела 30 6 8

8. Стабильное расположение оружия для СПВ (ГТО) 14 3 12

9. Управление «плавным спуском» производства выстрела 32 6 7

10. Мышечный контроль во время выстрела 28 6 9

11. «Затаивание» дыхания при выстреле 50 10 4

12 Управление переключением внимания 44 9 5

13. Координация действий и моторика движений пальцев в процессе производства выстрелов СПВ (ГТО) 54 11 2

14 Наблюдение за ведущими стрелками: учёт, записи, оценка 92 18 1

Всего* 494 100 -

* допускали ошибки по две и более одновременно, поэтому сумма 494 (113 человек)

I-

£

о

т

<

со о

X ^

Е? ф

X

го

3

со ф

к

Ш т

о

С Ш

На соревнованиях по сдаче норм ГТО у спортсменов были выявлены: результативность по СПВ (ГТО), функциональная готовность и физическая подготовленность (см. таблицу 2). Результативность по СПВ (ГТО) представлена как среднее арифметическое (М) набранных очков, с учётом стандартного отклонения (т). Указанные виды оценок дают возможность более широко представить состояние конкретной категории по СПВ (ГТО) - колебания результатов, вариационный размах, асимметрия и эксцесса. В состав определения функционального состояния включены Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Генче, индекс Руфье. Для определения физической подготовленности использованы упражнения из состава основных испытаний ГТО для мужчин и женщин: бег на 100 метров, бег на 2 и 3 км, подтягивание на перекладине, поднимание туловища, «наклоны». Коэффициент соревновательной эффективности определялся по рейтингу показателей в каждом виде готовности отдельно. Результаты коэффициента соревновательной эф-

фективности показали, что конечные результаты лучше у игровых видов, единоборств, лёгкой атлетики, а у представителей силовых видов и плавания заметно хуже. Физическая подготовка лучше у тех же групп, а хуже среди представителей технических, экстремальных видов и плавания. Функциональные возможности оказались выше у представителей лыжных гонок, игровых видов и единоборств, хуже - у представителей технических, «других» и координационных видов (таблица 2). Проявился сложный комплекс влияния на СПВ отставленного эффекта сформированных навыков и явлений переноса между физическими качествами, двигательными навыками, которыми обладали представители различных специализаций. Преподаватель должен решить, каким способом, средствами и методами может воспользоваться обучаемый. Грамотно используемая техника выполнения упражнения позволяет повысить эффективность обучения с учётом уникальности личности и самоуважения [1, с. 320]. СПВ также требует уравновешенности и координации.

Табл. 2. Результативность в стрельбе (ГТО) по видам спорта

Виды спорта Виды специализаций М+т (очки) Подготовленность (сумма мест/общее место)

Функциональная Физическая

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игровые Все (подвижные) 17+ 1,6 38/2 42/2

Лёгкая атлетика 13+0,9 45/4 43/3

Циклические Лыжные гонки 9+ 0,5 33/1 61/6

Плавание 8+ 0,8 51/5 88/11

1 2 3 4 5

Силовые Все 6+0,7 71/8 63/7

Единоборства Все 14+1,2 44/3 31/1

Координационные Гимнастика 12+1,4 75/9 49/5

Спортивные танцы 13+1,8 66/7 44/4

Экстремальные Спортивный туризм 10+0,5 57/6 79/9

Технические Все 18+0,6 90/11 81/10

И «другие» Вне списка 11+1,4 83/10 72/8

Координация зависит от соразмерности эффективных движений [5, с. 310]. Координационные упражнения также повышают возможности функциональной деятельности [8, с. 348]. Вероятно, не будет ошибочным утверждение о том, что индивидуальная работа по предоставлению каждой выделенной категории специфических средств и методов повысит качество подготовки обучаемых. Студенты-спортсмены распределены и сгруппированы по совместимой подготовленности в СПВ - лучшие, средние, худшие. Тем самым объём подготовительного материала к занятию был сокращён. Создание условий раздельного подхода к обучению позволило сосредоточить точечные усилия на преодолении остаточных явлений тренировочного эффекта у студентов-спортсменов в выполнении СПВ (ГТО). Студенты-спортсмены были определены для проведения занятий в экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4). Под грифом ЭГ-4 понимается общий результат всех групп. После оценки состава сорев-

новательных ошибок и упущений определены учебно-тренировочные задачи. Применён метод масштабирования, что означает отношение прироста производительности системы к приросту используемых ресурсов [2, с. 45]. Средства планировались исходя из поставленных учебно-тренировочных задач конкретного занятия определённой экспериментальной группы. Использовались традиционные упражнения.

Учебный модуль - автономная часть учебного материала. В него входили компоненты: учебная цель, содержание учебного материала, методическое руководство, контрольные нормативы. Теоретическая и техническая подготовка (последовательность изучения техники и основ ведения стрельбы, имеющая направленность на традиционную пулевую стрельбу), физическая подготовка, психологическая подготовка вошли в содержание отдельных учебных укрупнённых единиц.

В группах получен не повторяющийся прирост результатов в стрельбе (ГТО) после обучения (рис. 2).

г

СО Ю о

™ -а 2

о о

5

5,1

38,1

141,2

100

■ % выполнение ГТО В % участия

Ц9,8 123,7

20 40 6 0 80 Проценты

100 120

Примечание: ЭГ - экспериментальные группы: 1 - «лучшие», 2 - «средние», 3 - «худшие», 4 - все, «общая».

Рис. 2. Результативность в стрельбе (ГТО) после обучения

ф

н ф

н ^

о

ср ф

ш ^

X

>.

ей

о I::

го о

¡£ ф

^

с о

н о о

X

ей

н го

£

со ф

ср

0

I-

£

о

т

<

со о

X ^

Е? ф

X

го

3

со ф

к

Ш т

о

С Ш

Хотя не все изменения в подгруппах значимые, общие показатели всей экспериментальной группы в целом соответствуют требованиям. Интересен факт прироста результатов ЭГ-2, которая была «средняя» по подготовленности в начале эксперимента, а оказалась выше по коэффициенту выполнения СПВ (ГТО) по отношению к численности участников. Подтверждается то, что продуктивное обучение выявит более «способных» в конечном результате.

В практике подготовки стрелков для развития специальных качеств и умений применяются упражнения, которые по структуре и содержанию предупреждают появление ошибок. Групповой подход к выявлению и устранению типичных ошибок в стрельбе удобен для подготовки к массовым спортивным соревнованиям. Лучше осваивают начальные умения в СПВ представители технических, игровых видов и единоборств, хуже - представители силовых видов и плавания.

Состояние регуляторных систем проверялось по показателям: частота сердечных сокращений (ЧСС), вариационный размах сердечного ритма (ВР), амплитуда моды сердечного ритма (АМо), индекс напряжения (ИН). Адекватное напряжение систем обеспечения наблюдался у студентов-спортсменов ЭГ-2. В этой группе проявился рост ЧСС, АМо, ИН во взаимодействии со снижением ВР. У ЭГ-1, ЭГ-3 наблюдалось повышенное напряжение, выраженная активность сим-патоадреналовой системы. Рост ЧСС, АМо, ИН зафиксирован у большинства участников групп ЭГ-1, ЭГ-3. Перенапряжение не было отмечено в группах

студентов-спортсменов, за исключением единичных случаев. Это говорит о достаточно быстрой адаптации

и наличии запаса «возможностей». У группы студентов спортивных специализаций циклического характера в моменты перерывов наблюдалось резкое снижение ЧСС и рост ВР. Достоверность различий между ЭГ-1 и ЭГ-3 находится на уровне (Р<0,05). Перенос запаса сердечного режима работы и относительно быстрое восстановление после предстартового волнения оказали воздействие на результативность стрельбы СПВ (ГТО).

Итак, последовательная реализация состязательности в процессе освоения навыков стрельбы (ГТО) значительно повысит у студентов интерес к занятиям. Состязания должны быть доступными и посильными для всех занимающихся. Определение структуры ошибок соревновательной деятельности в стрельбе для студентов-спортсменов по специализациям станет ключом к разработке основных учебно-тренировочных задач и расчёту времени на их освоение.

Комплекс ГТО определён государственной программой и обязывает к поиску путей решения поставленных задач. Высокие показатели функциональной готовности, физической подготовленности и «провалы» по испытаниям СПВ значительно снижают общий показатель результативности по ГТО. Подготовка к сдаче норм ГТО по СПВ необходима. Особенности влияния остаточного тренировочного эффекта от других спортивных специализаций сформировали проблему по разработке интенсивных методик для каждой группы обучаемых студентов отдельно.

Библиографический список

1. Быков, В.С. Методологические подходы и принципы формирования эмоциональной культуры подростков [Текст] / В.С. Быков, Е.В. Быков // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. - С. 316-321.

2. Громов, В.А. Влияние масштабируемости физических нагрузок на результативность студентов вузов [Текст] / В.А. Громов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 44-50.

3. Громов, В.А. Алгоритм организации физической культуры со студентами факультета военного обучения [Текст] / В.А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов, И.В. Тяжельников // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - №3. - С. 10-18.

4. Лубышева, Л.И. Обоснование структуры военно-профессиональной компетентности студента факультета военного обучения классического университета [Текст] / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - Т. 16. - № 3. - С. 67-74.

5. Острецов, Н.И. Координация направленности в обучении [Текст] / Н.И. Острецов, Н.Я. Пла-тунова // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). - С. 309-312.

6. Платунова, Н.Я. Развитие силовых способностей у студентов [Текст] / Н.Я. Платунова, Н.И. Острецов // Вестник научных конференций. Наука, образование, общество: сб. науч. тр. - Тамбов: ЮКОМ. - 2016. - № 9-5(13). - С. 150-151.

7. Таможникова, Г.В. Обоснование блочных сочетаний физических упражнений [Текст] / Г.В. Та-можникова, Р.Х. Файзрахманова // Вестник научных конференций. Наука, образование, общество: сб. науч. тр. - Тамбов: ЮКОМ. - 2016. - № 9-5(13). - С. 172-173.

8. Файзрахманова, Р.Х. Тренировка прикладных силовых упражнений [Текст] / Р.Х. Файзрахманова, Г.В. Таможникова // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). - С. 347-349.

9. Шайхетдинов, Р.Г. Достижение выпускником университета психофизической готовности к профессиональной деятельности [Текст] / Р.Г. Шайхетдинов, В.А. Громов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 26-28.

Referents

1. Bykov V.S., Bykov E.V. Methodological approaches and principles of formation of emotional culture of teenagers. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania, 2012. № 6. P. 316-321. [in Russian].

2. Gromov V.A Influence of scalability of physical activities on effectiveness of students of higher education institutions. Izvestia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaia koiltura. Sport, 2013. № 2. P. 44-50. [in Russian].

3. Gromov V.A., Shaykhetdinov R.G., Tselishchev V.Yu. Algorithm of the organization of physical culture with students of faculty of military training. Izvestia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaia kultura. Sport,, 2015. № 3. P. 10-18. [in Russian].

4. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. Reasons for structure of military and professional competence of the student of faculty of military training of classical university. Chelovek. Sport. Meditsina, 2016. T. 16. № 3. P. 67-74. [in Russian].

5. Ostretsov N.I., Platunova N.Ya. Coordination of an orientation in training. Nauchnyi almanakh, 2016. № 9-1 (23). P. 309-312. [in Russian].

6. Platunova N.Ya., Ostretsov N.I. Development of power abilities in students. Vestnik nauchnykh kon-ferentsii. Nauka, obrazovanie, obshchestvo. Tambov: YuKOM, 2016. № 9-5(13). P. 150-151. [in Russian].

7. Tamozhnikova G.V., Fayzrakhmanov R.H. Justification of block combinations of physical exercises. Vestnik nauchnykh konferentsii. Nauka,, obrazovanw, obshchestvo. Tambov: YuKOM, 2016. № 9-5(13). P. 172-173. [in Russian].

8. Fayzrakhmanova R.H., Tamozhnikov G.V. Training of application-oriented force exercises. Nauchnyi almanakh, 2016. № 9-1 (23). P. 347-349. [in Russian].

9. Shaykhetdinov R.G., Gromov V.A Achievement by the graduate of university of psychophysical readiness for professional activity. Theoria i practika fizicheskoi kultury, 2016. № 3. P. 26-28. [in Russian].

Сведения об авторах: Громов Виктор Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Information about the authors: Gromov Viktor Aleksandrovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Physical Training and Health, South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

ф

I-

ф

Is

о

ср ф

s X

I-

о о

X

s I-

га

!б Ss.

to Ф CP

Шкляев Владислав Витальевич,

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Шайхетдинов Рашит Гильметдинович,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Скутин Андрей Викторович,

кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Shklyaev Vladislav Vitalyevich,

Senior lecturer,

Department of Physical Training, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Shaykhetdinov Rashit Gilmetdinovich,

Senior lecturer, Department of Physical Training and Health, South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Skutin Andrey Viktorovich,

Candidate of Sciences (Medicine), Academic

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Sports

Medicine and Physical Rehabilitation,

Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

a j

s c; s

zr

d ad

(0 ca о ю с; о i-

O <

uJ

CO

о

H Ф

s ro

£

0

01

УДК 378 ББК 74.480

Р. С. Димухаметов, Е.А. Столбова, В. С. Цилицкий

сопровождение профессионального

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

в условиях среды педагогического вуза1

В статье авторы раскрывают потенциал среды педагогического вуза и выделяет составляющие, способствующие профессиональному определению студентов педагогического вуза; анализируют затруднения молодых специалистов педагогических специальностей; выделяют сопровождение профессионального самоопределения как эффективную технологию.

Ключевые слова: среда, среда педагогического вуза, студент, профессиональное самоопределение, сопровождение.

1Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза» (договор на выполнение НИР № 16-1301 от 18.10.2016 г. заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.