Научная статья на тему 'Направленная физическая культура в обучении автомобильных специалистов'

Направленная физическая культура в обучении автомобильных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДВУХСТУПЕНЧАТОЕ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENT / PROFESSIONAL APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL EXERCISES / TWO-STAGE MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, Джим Екатерина, Епишев Виталий Викторович

Представлена модульная двухступенчатая программа профессиональноприкладной физической подготовки студентов, разработанная на основе выявления профессиональных качеств и причин, влияющих на решение производственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, Джим Екатерина, Епишев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTED PHYSICAL CULTURE IN TRAINING OF AUTOMOBILE EXPERTS

A modular two-stage program of professional-applied physical training of students developed on the basis of the identification of the professional qualities and the reasons influencing the decision of industrial problems.

Текст научной работы на тему «Направленная физическая культура в обучении автомобильных специалистов»

WA YS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FORMS AND METHODS OF ORGANISA TION

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS

S.Y. Vitko, G.P. Kondrakov

This article presents a research project "Sport and health technology in enhancing the health of students and staff RG", made in the framework of the internal grant of funds Plekhanov Russian University of Economics. This article contains a theoretical justification of copyright forms and methods of physical training of students, with the target settings to increase the level of physical fitness, the differentiation of exercise, depending on the conditional abilities, gender differences, as well as alternative forms of physical education for students exempted from practical training for health and representatives of special medical group. As a result of the pedagogical experiment shows the dynamics of the physical preparedness of students.

Key words: level of physicalfitness, motivation, dynamic load impacts, Rufe test.

Vitko Sergey Yuryevich, senior lecturer, kfizvospamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Kondrakov Gennady Borisovich, head of Department, kfizvospamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

УДК 796.011

НАПРАВЛЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБУЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В.А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов, Е. Джим, В.В. Епишев

Представлена модульная двухступенчатая программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов, разработанная на основе выявления профессиональных качеств и причин, влияющих на решение производственных задач.

Ключевые слова: студент, профессиональные прикладные физические упражнения, двухступенчатое модульное обучение.

Профессиональная прикладная физическая подготовка (ППФП) является одной из основных направлений системы физического воспитания. Задачи ППФП определены и призваны подготовить человека к конкретной практической производительной деятельности [3, 9, 10]. Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду и военной службе не является принципиально новой. Данный раздел подготовки предполагает последовательное решение дидактических задач по овладению основными способами техники выполнения физических упражнений прикладного характера в течение длительного времени, необходимого для прочного усвоения изучаемого двигательного действия. Физические упражнения, аналогичные по форме

профессиональным движениям, не всегда бывают адекватными средствами прикладной подготовки. Долгое время делались попытки сблизить физическую культуру с производственной деятельностью и развести их по предназначению. Сложилось мнение, что простая имитация двигательных действий из трудовой практики (автослесарь, электрик и др.) на занятиях по физической культуре не приветствуется. Такая позиция имеет свои недостатки. В настоящее время резко снизилось количество молодёжи, желающей иметь практические физические навыки высокой профессиональной квалификации. В сфере профессионального образования человек овладевает соответствующей образованностью, получает практические навыки использования физических упражнений, а также формируются профессиональное самосознание и самоопределение, которые окажут прямое воздействие на производительность труда [12]. При этом переход к овладению новым способом техники выполнения упражнений предполагается возможным только при хорошем усвоении предыдущего материала. Для решения задачи требуется большое количество времени. Следует подчеркнуть, что сложные в координационном отношении двигательные действия изучаются дольше и осваиваются с помощью подготовительных упражнений. Менее сложные умения разучиваются посредством соревновательных упражнений, сначала в относительно стандартизированных, а затем в изменяющихся условиях [8]. Из опыта известно, что для освоения одних и тех же способов техники выполнения упражнений каждому индивидууму требуется разное количество времени. Причины, влияющие на качество усвоения материала, выявлены. Это наличие способностей, физические данные, жизненный опыт и др. При составлении обучающих программ необходимо учитывать усредненные временные показатели для ознакомления, опробования и освоения основной координационной структуры изучаемого прикладного физического умения. Ряд авторов предлагает целостное применение утвердившихся программ и видов спорта (айкидо, рукопашный боя и др.) [4, 11].

Актуальность работы обусловлена высокой значимостью уровня физической подготовленности в профессиональном обучении специалистов технических специальностей;

- необходимостью в разработке и научном обосновании новых средств в профессионально-прикладной физической культуре;

- недостаточным уровнем физической подготовленности молодёжи, поступающей на обучение в университет [6];

- ограниченными возможностями традиционных средств физической культуры в повышении производительности труда и в качественном освоении технических специальностей.

В период кризисных явлений повышается необходимость достижения более высокого эффекта от затрат времени на производстве.

Чрезмерное увлечение здоровым образом жизни (ЗОЖ) как трендом привело в некоторых случаях к эффекту «паразитизма», к отрицанию физического напряжения для повышения производительности труда. Техногенные катастрофы и аварии стали чаще. Научный прогресс и научное развитие в России находятся под угрозой дефицита высококвалифицированных кадров технических специальностей. Избыточное количество управленцев не компенсируют в полном объёме недостаток специалистов рабочих профессий. Сохраняется низкий уровень производительности труда по сравнению с развитыми странами. Эта проблема неоднократно озвучивалась на самых «высоких уровнях».

Одной из важных форм работы по повышению статуса производственных профессий становятся ежегодные конкурсы мастерства среди технических специальностей-агрономов, автомехаников, рихтовщиков, автомаляров, электромонтёров, сварщиков, каменщиков, штукатуров, овощеводов, лесников и т. д. В современных условиях во многих видах трудовой деятельности различия стали ближе, так как смешивается физический и умственный труд. Автоматизация и механизация физического труда стали неотъемлемой частью научного прогресса. Приближение физической культуры к профессиональной деятельности, к более простым и естественным задачам должны повысить производительность труда, эффективность выполнения отдельных трудовых операций, поднять статус профессии для создания благоприятного социального производственного климата [13]. Это значит, что в современной профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) целесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Прикладные двигательные действия у специалистов автомобильного транспорта сложны в исполнении и требуют длительного напряжения усилий, которые просматриваются в «мастерском» их исполнении. Точность, аккуратность, безопасность, быстрота -неотъемлемые черты профессионализма в физических прикладных навыках автомобилистов.

Программа обучения по дисциплине «Физическая культура» в университете охватывает достаточно большой промежуток времени. В качестве эффективных средств профессиональной физической подготовки студентам-автомобилистам предложены конкретно направленные на профессию комплексные физические упражнения. К решению этих практических задач требуется более целенаправленный подход с возможностью продолжения совершенствования на стажировках и непосредственно на рабочих местах. Использование модульной двухступенчатой программы ППФП должно обеспечить преемственность и повысить продуктивность освоения прикладных физических упражнений

[7, 13].

На сегодняшний день не полностью реализуются компетентностные требования к программам высшего профессионального образования [11, 18]. Распределение на две ступени позволит определить степень углубления в тонкости специальности. Первая ступень рассматривает общие требования, вторая является продолжением обучения и добавлением новых физических движений, но с применением прикладных упражнений. Во второй ступени увеличивается содержание, без изменения последовательности в уже изученных комплексах. Основной целью второй ступени является повышение качества и сложности выполнения прикладных упражнений в индивидуальных и групповых действиях. Стандартизация и преемственность прикладных физических упражнений способна повысить степень положительной динамики роста подготовленности, создаст конкуренцию и поможет обеспечить более тесную взаимосвязь циклов: учёба в вузе - практика на стажировке - работа на производстве -«активный отдых» в быту и на производстве. Этот аспект также касается студентов университетов, которые прибыли из других государств. Стандартизация и унификация профессионально-прикладных упражнений помогут качественнее их освоить. Уменьшение используемого времени на освоение, за счёт сложности изучения оттенков языка обучения, составляет до 27 %. При разработке программ по физической культуре и ранее учитывались факторы, влияющие на профессиональную деятельность. Применялись физические упражнения, поддерживающие организм в целом, способствующие сопротивляемости к отрицательным воздействиям. Широко используется «активный отдых», который является одним из способов предотвращения болезней, вызванных гиподинамией [2, 14, 16, 18]. Но профессиональные прикладные физические упражнения имеют особое место в иерархии средств обучения [8, 14]. Постоянное внедрение таких упражнений в повседневную жизнь на производстве положительно скажется на укреплении социальных связей и взаимоотношений в трудовом коллективе [5, 7]. Необходимость смещения прерогатив в выполняемых физических упражнениях в сторону профессиональной принадлежности стали проявляться более ярко. Использование методики выявления профессиональных качеств основано на изучении документов, в которых излагаются требования к выпускникам университета автомобильных специальностей, а также использование справочников и инструкций по технологии сборки автомобилей в производственных сервисах. Анкетный опрос специалистов сервисных станций технического обслуживания (автозавод) со стажем работы по специальности не менее 3 лет, выявил причины, влияющие на решение производственных задач (таблица).

Группы причин, влияющих на качество решения производственных задач выпускниками-автомобилистами (п=32)

№ Причины М±т Б Ех

1 Теоретическая подготовленность 8,0±0,46 2,52 -0,50 32

2 Практическая подготовленность 16,4±0.21 1,16 -0,36 7

3 Психологическая готовность 6,2±0.82 4,50 0,03 73

4 Физическая подготовленность 10,5±0,99 5,42 -0,61 52

5 Отсутствие механизации 14,6±0,48 2,63 -1,33 18

6 Неукомплектованность 14,6±0,77 4,22 -0,80 29

7 Дисциплинированность (личная) 6,6±0,70 3,82 -1,27 58

8 Помощь опытных работников 12,7±0.68 3,70 -0,91 29

9 Благоприятная среда 9,1±0.64 3,51 -1,22 39

10 Другие причины 4,7±0,46 2,53 -1,87 54

Математическая статистическая обработка результатов представлена следующими показателями: средняя величина (М), ошибка средней арифметической (±т), стандартное отклонение (б), коэффициент эксцесса (Ех), коэффициент вариации (V). Причины, «тормозящие» производительность, распределились по группам: «практическая подготовленность» (16,4±0,21), «отсутствие механизации» полного цикла (14,6±0,48), «неукомплектованность» высококвалифицированными кадрами (14,6±0,77). Факт выдвижения пунктов 2, 5, 6 на ведущие позиции в системе отрицательно влияющих причин у выпускников-автомобилистов объясняется тем, что механизация и совершенствование автомобильной техники требуют высокой квалификации. Многократно возрастает роль практической подготовленности и взаимозаменяемости, происходит смешение специальностей и сближение инженерных кадров с практикой выполнения «рабочих» операций. Значительное количество выпускников хотели бы углубить знания и умения в осуществлении практических действий. Это связано с тем, что сформировавшийся молодой человек в возрасте 27-30 лет уже видит себя в производстве. В результате опроса выявлены причины, влияющие на качество выполнения производственных задач (таблица).Остальные причинные связи получили пониженные оценки. Коэффициент вариации представлен в таблице в графе «V» и указывает на величину отличия отношения к отдельно взятой группе причин. Вызывает интерес тот факт неравнозначного отношения к причине «физическая подготовленность» ^=52 %), а также «психологическая готовность» ^=73 %) в звене причин среднего уровня. Иногда, при изменении обстановки, молодой специалист не знает за что «схватиться», так как ранее в университете редко «прикасался» к конкретным механизмам и узлам. Отмечается показатель стандартного отклонения в группе причинных связей - «неукомплектованность» (б=4,22) как следствие «помощь опытных работников» (б=3,70). Показатель Ех (эксцесса) представлен «равномерно»

(плосковершинный график) у групп 5, 7, 9, 10 и резко различаются «перепады» в группах причин 2, 4, 6 (см. табл.).

Для воспитания двигательно-координационных способностей в профессиональной деятельности на учебных занятиях используют разнообразные по биомеханике физические упражнения - упражнения циклического характера (плавание, ходьба на лыжах и др.); для поддержания работоспособности в условиях холодного климата используются различные физические движения, в процессе выполнения которых поддерживается в норме температура тела. Работник вынужден длительное время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма. ППФП в таких случаях практически сливается с общей физической культурой, специализированной в какой-то мере в аспекте развития профессиональных важных качеств. Используются преимущественно средства ППФП для воспитания физических качеств, имеющих корреляционную связь с профессиональными способностями. Однако эффективным средством в ППФП могут стать и комплексные упражнения, которые должны быть специально направлены и отвечать конкретным требованиям для работников автомобильных специальностей, а также поддержанию готовности к коллективным действиям в экстремальных условиях [1].

Распределение рабочего времени разнообразно. В целях выявления резервов в росте производительности труда используется наблюдение, сопоставление, анализ затрат рабочего времени. Время, затраченное на элементы трудового процесса, распределяется на два вида: на выполнение производственного задания и на выполнение операций, которые могут быть устранены. Выполнение производственного задания предусматривает подготовительный, заключительный и оперативный этапы, а также обслуживание рабочего места.

Оперативное время исполнитель расходует на задание, которое состоит из технологического и вспомогательного. Технологическое (основное) время - это время, которое необходимо для непосредственного изменения предмета труда. При осуществлении основной работы предусматриваются вспомогательные действия. Проводится непрерывное изучение, замеры длительности этапов операции в технологической последовательности. Хронометраж замеряет продолжительность всей оперативной работы. Для изучения отдельных элементов осуществляется выборочный хронометраж. Для определения длительности элементов операции по каждому замеру их четко разграничивают фиксажными точками. Фиксажные точки определяют начальные и конечные моменты каждого из измеряемых элементов операции.

Разделение трудового процесса по отчетливым внешним признакам определяет комплекс двигательных действий, необходимых в профессии для повышения производительности труда. Требования, предъявляемые к

распространенным профессиям, связанные с качествами, двигательными способностями и навыками человека, представлены в открытых публикациях [3, 7, 15]. Однако возможности ППФК не полностью реализованы в программах обучения в высших учебных заведениях. Разработка и использование упражнений прикладного характера с включением профессиональных умений встречаются редко. В основном все предложения сосредоточены на уровне опосредованного воздействия на развитие профессионально необходимых качеств, сопротивляемости организма к отрицательным воздействиям, улучшение состояния здоровья.

Более глубокие взаимоотношения прикладной направленности физических упражнений в профессии проводят незримые границы между специальностями. Приверженность к определённой касте специальности воодушевляет к прилежности и преданности конкретному делу. Сноровка в выполнении профессионально важных действий - это как высшая степень умений и навыков. В повседневной деятельности такое понятие встречается всё реже и реже. Сноровка может присутствовать в любой профессии, не зависимо от физического и умственного труда.

Оценивая создавшееся положение можно сказать, что результативность физической культуры в процессе обучения в вузе оказывается не всегда продуктивной. Изменить отношение и скорректировать содержание, методику обучения, организационные принципы в ППФП необходимо на ранних этапах занятий. Следовало бы иметь ввиду, что при применении упражнений прикладного характера, в конечном итоге, необходимо получить образовательный, развивающий или поддерживающий эффекты. Моделирование особенностей профессиональной деятельности определяет основной состав средств ППФП, и их применение ведёт к специфическим результатам. В смешанных производственных действиях целесообразно воспроизводить комплексы моментов координационных движений, входящих в состав профессиональных действий. Прикладные физические упражнения, посредством которых вырабатываются двигательные умения и навыки, применяются в повседневной профессиональной деятельности или в возможных экстремальных условиях.

Список литературы

1. Аббасов В.А. Специально-направленная физическая подготовка военнослужащих танковых подразделений при подготовке к боевым действиям в населённых пунктах: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2004. 24 с.

2. Быков В.С., Громов В.А., Целищев В.Ю. Организация учебно-тренировочного процесса в образовательном учреждении // Современное

общество, образование и наука: сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ЮКОМ, 2015. Ч. 4. С. 38-40.

3. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник. М.: КНОРУС, 2013. 424 с.

4. Громов В.А. Влияние масштабируемости физических нагрузок на результативность студентов вузов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 2. С. 44-50.

5. Громов В.А. Роль масштабируемости в интенсификации волновой физической нагрузки у студентов // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ЮКОМ, 2013. Ч. 13. С. 35-37.

6. Громов В.А., Шайхетдинов Р.Г. Результаты мониторинга тестов по физической культуре на факультете военного обучения // Перспективные исследования в физической культуре, спорте и туризме: сб. науч. тр. Челябинск: ЮУрГУ, 2014. С. 263-267.

7. Громов В.А., Шайхетдинов Р.Г., Тяжельников И.В. Алгоритм организации физической культуры со студентами факультета военного обучения // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 3. С. 10-18.

8. Громов В.А., Шайхетдинов Р.Г. Управление динамикой показателей физических упражнений на военном факультете в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 2. С. 7-15.

9. Дашинорбоев Д.В. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. 229 с.

10. Лубышева Л.И., Черепов Е.А. Обоснование структуры военно-прикладной физкультурной компетентности студента факультета военного обучения классического университета // Человек. Спорт. Медицина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2016. С. 67-74.

11. Миронов А.Г. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо: автореф. дис. ...канд. наук. Йошкар-Ола, 2012. 26 с.

12. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.

13. Шайхетдинов Р.Г., Громов В.А. Достижение выпускником университета психофизической готовности к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 26-28.

14. Тяжельников И.В. Скутин А.В. Агломерация комплексов физических упражнений // Вестник научных конференций. 2016. № 2-6 (6). С. 129-131.

15. Тяжельников И.В., Шайхетдинов Р.Г., Громов В.А. Преемственность алгоритмов физических комплексов // Научный альманах. 2016. № 4-2 (18). С. 302-305.

16. Черепов Е.А., Аминов А.С., Шмидт А.В. Изучение оздоровительного влияния занятий сноубордом студентами-старшекурсниками в качестве активного отдыха // Вестник ЮУрГУ. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2013. Т. 13. № 3. С. 6-10.

17. Shaykhetdinov R.G., Gromov V.A. University graduate's psychophysical vocational fitness: methods of achievement // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 3. С. 9.

18. Stretching by Bob Anderson; illustrated by Jean Anderson. Rev. ed. Bolinas, California 94924: Shelter Publications, Inc., 2000. 222 с.

Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., gromovva@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет),

Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, старший преподаватель, camp048@mail.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет),

Джим Екатерина, студентка, kate. dzhym @yandex. ru, Украина, Харьков, Харьковский национальный педагогический университет им. Григория Савича Сковороды,

Епишев Виталий Викторович, канд. биол. наук, доц., gromovva@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)

THE DIRECTED PHYSICAL CULTURE IN TRAINING OF AUTOMOBILE EXPERTS V.A. Gromov, R.G. Shaykhetdinov, K. Dzhym, V.V. Epishev

A modular two-stage program of professional-applied physical training of students developed on the basis of the identification of the professional qualities and the reasons influencing the decision of industrial problems.

Key words: student, professional application-oriented physical exercises, two-stage modular training.

Gromov Viktor Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, gromovva@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State University (National Research University),

Shaykhetdinov Rashit Gilmetdinovich, senior teacher, camp048@mail. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State University (National Research University),

Dzhym Kateryna, student, kate. dzhym@yandex. ru, Ukraine, Kharkiv, Kharkiv National Pedagogical University of Grigory Savich S^vorody,

Epishev Vitaly Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, gromovva@susu. ac. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State University (National Research University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.