CORRECTION OF PHYSICAL CULTURE DIRECTION IN THE UNIVERSITY TO CLIMATE CONDITIONS OF THE NORTH
A.A. Tumanov, V.A. Gromov
The effectiveness of the program of vocational education in the discipline "physical education" has been developed and experimentally verified for automotive mechanics specialists taking into account the perspective of labor in the complex geoclimatic conditions of the "North".
Key words: low temperatures, university, motor transport, applied physical training.
Tumanov Alexander Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Military Training and Scientific Center of the Air Force "Military Air Academy" (branch),
Gromov Viktor Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Chelyabinsk, South Ural State University (National Research University)
УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИ РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ С НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ
ДИСТОНИЕЙ
Р.И. Шить, В.И. Приходько
Выявлены и описаны педагогические условия для развития силовых способностей у юношей с нейроциркуляторной дистонией на основе использования типовой модели портативных фрикционных тренажеров серии «Бизон». Изучены энергетические и силовые характеристиками тренажера, что позволяет подобрать мощность нагрузки в соответствии с функциональными возможностями занимающихся.
Ключевые слова: педагогические условия, силовые способности, формы нейроциркуляторной дистонии, параметры нагрузки, тренажер «Бизон».
Эффективность развития силовых способностей во многом определяется соблюдением структурных элементов педагогического процесса физического воспитания, причем наиважнейшими в нем являются педагогические условия [3]. По доступной научно-методической литературе проведен анализ педагогических условий при развитии силовых способностей у лиц с нейроциркуляторной дистонией (НЦД).
С точки зрения Б.В. Куприянова и С.А. Дыниной «педагогические условия» в любом педагогическом процессе включают пять уровней. Первый и второй уровни педагогических условий предполагают учет внутренних факторов, то есть: морфологических, физиологических,
биохимических, биомеханических и психических особенностей занимающихся [8]. В настоящее время установлено, что учет различных характеристик конституции тела человека позволяет выбрать занимающихся с наивысшим потенциалом и наилучшими прогнозными показателями в плане развития силовых способностей. Например, лицам с гиперстеническим типом рекомендуется заниматься пауэрлифтингом и бенчпрессом, где требуется проявление максимальной силы; лицам с нормостеническим - бодибилдингом, так как упор делается на развитие силовой выносливости при гармоничном развитии мышечной массы [1, 3, 8]. Физиологической основой воздействия упражнений силовой направленности является нормализация деятельности отдельных звеньев вегетативной нервной системы, поэтому их целесообразно применять у лиц с НЦД для решения двух вопросов: развития силовых способностей и коррекции функционального состояния [11].
Третий уровень педагогических условий предполагает содержание и организацию педагогического процесса направленного на развитие силовых способностей [4]. Содержание реализуется в рамках предмета «Физическая культура и здоровье» по соответствующим учебным программам для учащихся учреждений общего среднего и профессионально-технического образования, учреждений высшего образования [5, 10]. Развитие силовых способностей происходит в основной части урока за счет упражнений базового компонента раздела «Основы видов спорта» (легкая атлетика, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика) и вариативного компонента, доля которого в структуре урока составляет 20 %.
Эффективность развития силовых способностей зависит от используемых методов. В настоящее время для их развития используются три типа специфических методов физического воспитания: методы строго регламентированного упражнения (равномерный, переменный, повторный и интервальный), игровой и соревновательный методы [2]. У занимающиеся с НЦД, для развития силовых способностей на занятиях по физическому воспитанию с использованием тренажерных устройств наиболее часто используется повторный или интервальный метод строго регламентированного упражнения [7].
Четвертый уровень педагогических условий определяется как педагогическая деятельность, направленная на осуществление отбора и селекцию воспитанников [6]. Реализация этого требования обеспечивается выбором способа организации занимающихся в течение всего занятия. В физическом воспитании при развитии силовых способностей используют ряд методов: фронтальный, поточный, индивидуальный и групповой [2. С. 334].
Для лиц с НЦД в научно-методической литературе мы не встретили сведений о наилучшем способе организации занимающихся, а также
указания на показатели, которые могут служить критериями для деления обучающихся на группы для развития силовых способностей.
Пятый уровень педагогических условий предполагает обеспечение любого педагогического процесса соответствующими ресурсами [3]. Для развития силовых способностей в физическом воспитании основными ресурсами являются физические упражнения с отягощением. Одним из наиболее распространенных способов его обеспечения является использование тренажеров [1]. Перспективным из них является портативный фрикционный тренажер «Бизон» (рис. 1), так как он имеет ряд преимуществ: обладает небольшой массой, что повышает его энергетическую эффективность; использует силу трения для установления необходимых параметров нагрузки; обеспечивает постоянство силовых и энергетических характеристик в течение всего цикла движений; имеет возможность регламентировать силовые и энергетические характеристики на протяжении всей амплитуды выбранного движения; обладает большим количеством степеней свободы (до двенадцати) при движении и возможностью обеспечивать необходимую дозу нагрузки для любого сложного пространственного движения [12].
1) 2
Рис. 1. Устройство типовой модели портативных фрикционных
тренажеров серии «Бизон»
Модель включает в себя два сферических шарнира, каждый из которых состоит из удерживающего кольца (1) и размещенных внутри него шара (2). Шары посредством стержней (3) жестко соединены с рукоятками (4), а удерживающие кольца, внутренние поверхности, которых снабжены резьбой, навинчены на соединительную втулку (5), имеющую такую же резьбу на своей наружной поверхности. Между шарами и торцами втулки размещены фрикционные элементы (6). Для фиксации удерживающих колец на том или ином участке наружной поверхности втулки используются контргайки (7). Изменение нагрузки обеспечивается смещением удерживающего кольца (1), при этом прижимное усилие шара (2) на фрикционный элемент (6) варьируется от 30 ньютон до 500 ньютон.
Однако при его использовании для регулирования параметров нагрузки, необходимо изучение энергетических и силовых характеристик этого тренажера и выполняемых с ним движений, что позволит задавать нужный объем и интенсивность.
В процессе аналитического обзора литературы установлено, что педагогические условия первого, второго и третьего уровней достаточно изучены, а четвертый и пятый требуют уточнения при развитии силовых способностей у юношей с НЦД с использованием тренажеров.
В связи с вышеизложенным поставлена цель работы: уточнить педагогические условия для развития силовых способностей с использованием типовой модели портативных фрикционных тренажеров серии «Бизон» у юношей с нейроциркуляторной дистонией.
Методы исследования:
1. Инструментальный метод заключался в проведении измерений силовых характеристик фрикционных тренажеров «Бизон» на примере типовой модели (далее тренажер «Бизон») при помощи сконструированных устройств.
2. Кардиоинтервалография (оценка функционального состояния вегетативной нервной системы в покое (исходный вегетативный тонус) в ортостазе (вегетативная реактивность) после физической нагрузки (вегетативное обеспечение)).
3. Контрольно-педагогическое тестирование (оценка уровня физической подготовленности: силовые способности (тест - сгибание-разгибание рук в упоре лежа)).
4. Методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 135 юношей с диагнозом нейроциркуляторная дистония, обучающихся в средних школах № 184, № 223 и архитектурно-строительном колледже г. Минска. Средний возраст юношей составил 16,6±0,71 года.
Исследуемые разделены на контрольную (30 чел.) и экспериментальную группы (105 чел.). Экспериментальная группа включала юношей с гипотоническим (45 чел.), кардиальным (50 чел.) и гипертоническим (10 человек) типами НЦД.
Проведен анализ особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) к физической нагрузке, изучено состояние силовых способностей у лиц с разными формами НЦД. Установлено, что у лиц с гипотонической формой НЦД, по сравнению с юношами с кардиальной и гипертонической, наблюдается более значительное напряжение механизмов адаптации даже к незначительному стрессовому воздействию в виде перехода тела из горизонтального положения в вертикальное (показатели индекса Баевского: 3,96±1,56 и 2,36±1,03, 2,28±0,46 соответственно) (р>0,05), чаще встречаются атипичные варианты реакции ССС на нагрузку по пробе Котова-Дешина (73,3, 47,9 и 50 %
соответственно) (р<0,05), ниже силовые способности по тесту сгибание-разгибание рук в упоре лежа (18,5±4,3 и 25,2±7,8, 23,5±12,0 раза соответственно) (р>0,05).
Выявленные особенности адаптации к нагрузке и состояния силовых способностей у юношей с НЦД диктуют необходимость деления указанных лиц на группы с учетом формы НЦД при развитии силовых способностей. Это конкретизирует педагогические условия четвертого уровня и позволяет дифференцировать параметры нагрузки с учетом форм НЦД.
Для уточнения педагогических условий пятого уровня проведено изучение силовых и энергетических характеристик тренажера «Бизон» и выполняемого с ним физического упражнения.
Энергосиловые характеристики тренажера «Бизон» изучены для первого вида движений его рукояток (1) из четырех возможных (аналогично сгибательно-разгибательным движениям в суставах человека) (рис. 2).
Рис. 2. Виды движения рукоятки тренажера «Бизон»
Изученные характеристики представлены в табл. 1. Энергозатраты изменяются в зависимости от прижимного усилия, посредством смещения удерживающего кольца (1) (рис. 1).
Первый вид движений рукояток тренажера позволяет составить простое для освоения и в то же время достаточно нагрузочное тренировочное упражнение, выполняемое в вертикальной плоскости с тренажером «Бизон» (рис. 3).
Таблица 1
Энергозатраты (Е) при движении двух рукояток тренажера, с учетом величины развиваемой прижимной силы N
N Н 0 30 70 120 180 240 320 400 500
Е, Дж 0 0,398 2,920 5,844 9,406 14,172 19,618 30,606 43,016
Рис. 3. Тренировочное упражнение в вертикальной плоскости
Энергозатраты при одном движении (сгибание-разгибание) двух рук за одну секунду в вертикальной плоскости у лиц мужского пола составляет 30,460 Дж.
Используя энергозатраты при движении двух рукояток тренажера (табл. 1), с учетом величины развиваемого прижимного усилия и энергозатрат, необходимых для выполнения типичного упражнения в вертикальной плоскости, полные энергозатраты могут быть представлены следующими данными (табл. 2).
Таблица 2
Энергозатраты при одном движении сгибательно-разгибательного типа для двух рук с тренажером за одну секунду в вертикальной
плоскости
Значения прижимного усилия, Н 0 30 70 120 180 240 320 400 500
Вертикальная плоскость, Дж 30,46 30,86 33,38 36,30 39,87 44,63 50,08 61,07 73,48
Исходя из значений табл. 2, энергозатраты за одну секунду работы могут изменяться от 30,46 до 73,48 Дж.
Изученные силовые и энергетические характеристики тренажера «Бизон» и выполняемого с ним в вертикальной плоскости типичного тренировочного упражнения позволяют точно задавать мощность нагрузок при развитии силовых способностей у юношей с НЦД.
Таким образом, проведенное исследование позволило уточнить четвертый и пятый уровни педагогических условий для развития силовых способностей с использованием типовой модели портативных фрикционных тренажеров серии «Бизон» у юношей с нейроциркуляторной дистонией.
Список литературы
1. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. Минск: Вида-Н, 2003. 352 с.
2. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: в 2 т. Т. 1. Киев: Олимпийская литература, 2003. 424 с.
3. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. универ. им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 200 с.
5. Овчаров В.С., Кунищев А.Д., Тимофеев Л.Г. Физическая культура и здоровье. Типовая учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (для обучающихся на основе общего среднего образования). Минск: РИПО, 2007. 24 с.
6. Поярова Т.А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требованиям: дис. ...канд. пед. наук. Вологда, 2000. 230 с.
7. Проведение занятий по физическому воспитанию в специальной медицинской группе с использованием тренажерных устройств: метод. рекомендации / Гос. ком. БССР по физ. культуре и спорту; сост. Т.А. Глазько [и др.]. Минск, 1991. 23 с.
8. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ярославль, 1994. 18 с.
9. Скрипко А.Д. Технологии физического воспитания. Минск: ИСЗ, 2003. 284 с.
10. Физическая культура и здоровье. V—XI классы: учеб. программа общ. и сред. образования с рус. языком обучения / М-во образования Респ. Беларусь. Минск, 2012. 81 с.
11. Шить Р.И., Приходько В.И. Физиологические основы коррекции функциональных расстройств у юношей с НЦД при развитии силовых способностей // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. А.С. Чинкина. Казань, 2017. С. 155-159.
12. Шить Р.И., Сотский Н.Б. Энергетические аспекты использования фрикционного тренажера «Бизон-1» при выполнении тренировочных движений // Мир спорта. 2004. № 2. С. 80-82.
Шить Роман Иванович, старший преподаватель, [email protected], Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры,
Приходько Вера Ивановна, канд. мед. наук, зав. кафедрой, veraprih@,list.ru, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN BOYS WITH NEUROCIRCULATORY DYSTONIA
R.I. Shyts, V.I. Prykhodzka
Pedagogical conditions for the development of strength abilities in young men with neurocirculatory dystonia based on the use of the model model of portable friction simulators of the Bison series are identified and described. Studied energy and power characteristics of the simulator, which allows you to choose the power load in accordance with the functionality involved.
Key words: pedagogical conditions, power ability, form NDC, load parameters, the exerciser "Bison".
Shyts Raman Ivanovich, senior lecturer, fizroma yandex. ru, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Culture,
Prykhodzka Vera Ivanovna, candidate of medical sciences, head of Department, veraprih@,list.ru, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Culture