УДК 376.44
Преженцева В.В. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование»
ФГБОУВО
«Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА ФОНЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Аннотация: в статье рассматривается проблема коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития на фоне нарушений языкового анализа и синтеза.
Ключевые слова: дисграфия, коррекция, младшие школьники, задержка психического развития, коррекции специфических нарушений письменной речи.
Prezhentseva V. V. graduate student Faculty of Psychology, Pedagogy and Defectology Department of Defectology and Inclusive Education FSBEI HE ""Don State Technical University""
Rostov-on-Don
CORRECTION OF DISGRAPHY IN YOUNGER PUPILS WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT IN THE BACKGROUND OF DISTURBANCES OF LANGUAGE ANALYSIS AND SYNTHESIS
Annotation. The article examines the problem of dysgraphia correction in primary schoolchildren with mental retardation against the background of impaired language analysis and synthesis.
Key words: dysgraphia, correction, junior schoolchildren, mental retardation, correction of specific disorders in writing.
В настоящее время весьма актуальной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста является дисграфия. По статистическим данным наблюдается тенденция увеличения количества детей, испытывающих трудности письменной речи и в дальнейшем не усваивающих программу начальной школы по общеобразовательным предметам, в частности по русскому языку.
Л.Г. Парамоновой были проведены исследования письменной речи учащихся начальных классов массовой школы, в ходе, которых было установлено, что нарушения письменной речи являются наиболее распространенной формой речевых нарушений среди учащихся младших классов. В своих исследованиях Ю.В. Микадзе (2002) обратил внимание на присутствие в письменных работах учащихся специфических ошибок дисграфического характера. При анализе результатов у 30% детей были выявлены характерные ошибки письменной речи, обусловленные чаще всего недостаточностью развития устной речи.
В ходе исследований было установлено, что 50% детей, поступающих в школу, не достигли необходимого уровня готовности к школьному обучению. Среди обучающихся с задержкой психического развития также имеются дети с нарушением письменной речи. Дети с ЗПР представляют собой особую категорию дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью.
Данные исследований А.П. Воронова, Р.И. Левина подтверждают тот факт, что несформированность устной речи и тех психических функций, которые обеспечивают овладение всеми компонентами речевой системы, вызывают затруднения на разных этапах овладения письменной речью.
Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева в своих исследованиях доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития и его возможностями овладения грамотой.
Проблемой дисграфии занимались такие ученые, как А.П. Воронова, Г.А. Каше, А.П. Садовникова, Р.И. Лалаева. Если у ребенка у моменту поступления в школу недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, очевидно, что он не сможет полноценно усвоить начертания букв и постоянно будет их путать на письме. Аграмматизмы устной речи будут отражаться в письменных работах обучающихся. При фонетических нарушениях произношения возможны ошибки на письме в виде замен, пропусков нарушенных звуков устной речи.
О.А.Токарева, М.Е. Хватцев в своих исследованиях отмечают у учащихся с нарушением письма, наличие оптических и оптико-пространственных трудностей. Н.А. Немцова описала нарушения моторики, слухо-моторных и оптико-моторных координаций учащихся с дисграфическими нарушениями. О.Б. Иншакова, Н.П. Карпенко указывают на особенности памяти, мышления, внимания при специфических нарушениях письма.
Данные факты свидетельствует о большой распространенности нарушений письменной речи учащихся общеобразовательных школ и о трудностях преодоления дисграфии. Трудности в письменной речи являются причиной стойкой неуспеваемости по предметам школьной программы, дезадаптации в коллективе сверстников, отклонений в
поведении учащихся, снижают познавательную активность, оказывают негативное влияние на развитие высших психических функций (Ю.Г. Демьянова, В.А. Ковшикова). Понимая свой недостаток, дети с ЗПР становятся нерешительными, чувствуют себя неуверенно, они не заинтересованы в познаниях, не отвечают на уроках, предпочитают молчать и вся учебная деятельность для них в тягость.
Проблему коррекции нарушений письма, Л.Г. Парамонова связывает с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии и увеличивающимся количеством учащихся с нарушением письма.
По данным врачей-физиологов, у детей к 7-летнему возрасту кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой, однако отмечается несовершенство регулирующей функции. Эти особенности проявляются в возрастном поведении; младшие школьники с ЗПР возбудимы, эмоциональны, легко отвлекаемы. Ведущей формой деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, определяющая важнейшие изменения в развитии психики ребенка.
Важным итогом психического развития при поступлении в школу -это готовность к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделила два аспекта психической готовности ребенка - личностную готовность и интеллектуальную. Эти два аспекта важны для успешности ребенка в процессе учебной деятельности.
У учащихся начальных классов с ЗПР отмечается общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Оказать помощь ребенку в овладении навыками письма и речи можно при осуществлении комплексного подхода. Группа психологов под руководством А.В. Семенович использовали «метод заменяющего онтогенеза». Суть данного метода состоит в необходимости развивать у ребенка произвольную саморегуляцию, навыки внимания, понимание и установление причинно-следственных отношений, слух, зрение, координацию движения, мелкую моторику для успешного обучения ребенка в школе.
В своей работе Г.М. Зегебарт «Учение без мучения» использовал элементы комплексного подхода к решению проблем дисграфии. Данные упражнения позволяют развивать одновременно слух, моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, отвечающие за автоматизацию навыка чтения и письма.
Очевидно, что актуальность проблемы заключается в разработке содержания коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов с ЗПР общеобразовательной школы, с использованием комплексного подхода. Несмотря на то, что проблема дисграфии изучена достаточно широко и ею занимается большое количество отечественных и
зарубежных ученых, наблюдается ежегодное увеличение количества детей с дисграфией. В научной литературе существуют различные теории происхождения дисграфии и различные точки зрения ученых, объясняющих определение «дисграфия», патогенез, механизмы и симптоматику дисграфии как нарушения письменной речи, в связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных подходов к профилактике и коррекции специфических нарушений письменной речи.
Использованные источники:
1. Иншакова, О.Б., Иншакова, А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия, -2003.-№1-2 (4-5). - С. 37-41.
2. Лалаева, Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: «Феникс», Спб: «Союз», 2004. - 224 с.
3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб.: Союз, 2001. - 238 с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. -474 с.
5. Токарева, О.Л. Расстройства письменной речи у детей. // Очерки по патологии речи и голоса / Под. ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 2002. - 192 с.