ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 376.37
МРНТИ 14.29.29
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДИСГРАФИЯ И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Макина Л.Х.
Психол.г.к. , доцент, Абай атындагы Цаз¥ПУ Сат З.К.
КазНПУ 1 курс магистрант
БАСТАУЫШ СЫНЫП ОЦУШЫСЫНЬЩ ДИСГРАФИЯ ЖЭНЕ ОНЬЩ ТYРЛЕРI МЭСЕЛЕС1Н
ТЕОРИЯЛЬЩ ТАЛДАУ
Макина Л.Х.
Психол.г.к. , доцент, Абай атындагы Цаз¥ПУ
.Сэт з.;
Абай атындагы Цаз¥ПУ Педагогика жэне психология институты
«Дефектология» мамандыгыныц 1 курс магистранты
Makina L.Kh.
KazNPU ps.s.c.,dosent, Sat Z.K.
KazNPU student, 1st master student
Аннотация. В статье дается краткая характеристика дисграфии нарушений письменной речи, проанализированы теоретические анализы проблемы дисграфии, являющейся нарушением письменности ученых и исследователей. Нарушение письменной речи составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов. Дисграфия является серьезным препятствием для освоения учащимися начальных классов школьной программы, а письменная речь играет важную роль в жизни человека. В настоящее время очень актуальны вопросы диагностики и коррекции дисграфийских нарушений у учащихся начальных классов. В статье кратко описывается классификация дисграфий.
Авдатпа. Макалада жазбаша сейлеу тшнщ б^зылысы дисграфияга кыскаша сипаттама бершп, галымдар мен зерттеушшердщ жазу б:рылысы болып табылатын дисграфия мэселесiне теориялык талдаулар сараланып жазылды. Жазбаша сейлеу тiлiнiн б^зылуы бастауыш сынып окушыларында кездесетiн баска тш б^зылыстарыныц арасында елеулi пайызды к¥райды. Дисграфия бастауыш сынып окушыларыныц мектеп багдарламасын менгеруiне елеулi кедерп болып табылады,ал жазбаша сейлеу тш адам емiрiнде мацызды рел аткарады. Каярп уакытта бастауыш сынып окушыларыныц дисграфия б^зылыстарын диагностикалау жэне тYзету мэселелерi ете езектi болып табылады. Макалада дисграфия классификациясы кыскаша сипатталады.
Abstract. The article gives brief characteristics of dysgraphia disorders of written language, the theoretical analyses of the problem of dysgraphia which is a violation of the writing of scientists and researchers. Violation of written speech is a significant percentage of other speech disorders occurring in primary school students. Dysgraphia is a serious obstacle for the development of primary school pupils school programs, and writing plays an important role in human life. Currently, the issues of diagnosis and correction of dysgraphic disorders in primary school students are very relevant. The article briefly describes the classification disgrafii.
Ключевые слова: нарушение псиьменной речи, дисграфия, процесс письма, классификация дисграфии
Тушн сездер: жазбаша сейлеу тш б^зылысы, дисграфия, жазу YPДiсi дисграфия классификациясы.
Keywords: violation pelmennoe speech, dysgraphia, the writing process, the classification of dysgraphia
В настоящее время очень актуальны вопросы диагностики и коррекции дисграфических нарушений у учащихся начальных классов. Потому что после начала обучения в школе у некоторых детей возникает трудности в чтении и письме. Дети сталкиваются с трудностями в изучении русского языка, но хорошо овладевают математикой и другими предметами. Такие трудности часто возникают вследствие
частичного специфического нарушения дисграфии.
Письмо является сложной формой речевой деятельности в нормальных условиях, многоуровневой процесс. В ней участвуют различные анализаторы: речь, зрение, общая моторика. Между ними в процессе письма устанавливается взаимная связь. Структура этого процесса определяется периодом освоения навыков, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе высокого уровня ее развития. Одной из сложных операций процесса написания является разбор звуковой структуры слова. Для правильного написания слова необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ речи осуществляется совместными действиями речевого и речевого анализаторов.
Нарушение письменной речи составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов. Дисграфия является серьезным препятствием для освоения учащимися начальных классов школьной программы, а письменная речь играет важную роль в жизни человека.
Проблема воспитания и обучения учащихся с дисграфией в развитии устной и письменной речи является одной из важнейших и актуальных проблем коррекционной педагогики, так как эта дисграфия является недостатком речи детей начальных классов.
Дисграфия - полуразрушение процесса письма. Дисграфия обусловлена недостатком высоких психических процессов, осуществляющих процесс записи в форме. Процесс написания многоуровневой структуры состоит из множества операций.
В книге К.К.Омирбековой «Нарушение письменной речи и пути коррекции». В книге А. Р. Лурии "Очерки психофизиологии письма" была проанализирована и выявлена процессы письма. Человек планирует говорить письменно, придумывает, ориентируется, продумывает общую последовательность мыслей. Первоначальная мысль идентифицируется с определенной структурой предложения. Каждое предложение, которое пишется, делится на образующие его слова, так как в написании обозначаются границы каждого слова. На начальных этапах овладения навыками письма большое значение имеет произношение звука. Он помогает определить характер звука, отличить от подобных звуков, определить последовательность звуков в словах. Следующая операция - фонема, выделенная от слова, должна быть идентифицирована с заданным видовым изображением буквы и быть обучена (особенно с графически подобными звуками) от других. Просмотр текста с графическими подобными буквами необходим достаточный уровень анализа и обобщения, пространственных понятий. Анализ и сравнение букв не могут быть легче усваивать первокласснику. Затем происходит моторная операция процесса письма - вызывание зрительного изображения буквы с помощью движения руки. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический надзор. Неправильное построение любой из перечисленных функций вызывает дисграфию нарушения освоения письменного процесса [1].
Нарушение чтения и письма негативно сказывается на всех процессах обучения, адаптации детей к школе, формировании личности ребенка и характере всего психического развития.
В настоящее время нарушения процесса освоения письменной речи рассматриваются в различных аспектах: клинические, психологические, нейропсихологические, психолингвистические, педагогические (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Никашина, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и т. д.)
Однако проблема коррекции нарушений записи остается актуальной. Это связано с нарушением письма с увеличением числа учащихся, а также усложнением симптоматики и механизмов данного нарушения.
Особое нарушение письма (дисграфия) приводит к нарушениям в освоении орфографии (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова) [2,3], негативно влияет на формирование личности ребенка, и способствует отставанию ребенка на уроке. В этой связи одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
Содержание термина "дисграфия" в современной литературе различное. Вот несколько самых популярных определений. Р.И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, выражающееся в постоянных, повторяющихся ошибках в связи с не сформировавшимися высокими психическими функциями, участвующими в процессе письма [2].
М.Е. Хватцев много исследовал дисграфию. Если автор изначально рассматривает дисграфию как проявление недостатков звукопроизношения, то в некоторых случаях недостаток произношения обусловлен нарушением зрения стериотипа, выраженным в виде буквы после исправления у ребенка.
В первых работах Р.Е. Левина объяснялась характером фонематического недоразвития нарушения письма. В исследовании Н.А.Никашина и Л.Ф. Спирова нарушения письма связывают с неправильной работой на первых этапах языкового развития.
В последние годы по дисграфию исследовали К.К. Омирбекова, М. М. Рахимова, Ж. Нурсеитова [1].
По И.Н. Садовниковой выдается определение как частичное нарушение письма дисграфии (трудности в освоении письменной речи учащихся начальных классов), основным симптомом которой является наличие устойчивых особых ошибок. Возникновение таких ошибок у учащихся начальных классов общеобразовательной школы не связано как со снижением интеллектуального развития, так и с
нарушением слуха и зрения, и неустойчивостью школьного обучения [4].
А.Н. Корнев указал, что дисграфию не способен обладать навыками письма по графическим правилам (т. е., руководствуясь фонетическим принципом написания), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха[5].
А. Л. Сиротюк определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие поражения, недоразвитии или дисфункции коры головного мозга [3].
В исследовании письменной речи у невропатолога Н.К.Монакова было большое значение.Он первым связывал дисграфию с общей характеристикой устной речи, речевых нарушений или афазией.
Е. Иллинг выделил ряд процессов, которые будут нарушены при нарушении письма:
1. овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
2. соотнесение звука с буквой;
3. синтез букв в слово;
4. способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
5. определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
6. понимание прочитанного.
Дисграфию от невропатологов России исследовали Р.А. Ткачев и С.С. Мнухин.
Т. А. Ткачев выявляет врожденные аномалии. В процессе грамотного обучения ребенок может правильно назвать буквы, звуки и сохранить его в памяти. Чаще, чем отдельные звенья, запоминают только конечное звено. Ткачева Р. А говорит о том, что интеллект. имеет слабую связь с изображениями букв при обычном положении зрения и слуха. Это нарушение характеризуется наследственным фактором [1].
В 30 - х годах ХХ века нарушения письменности начали рассматривать психологи, педагоги, дефектологи. Первым был Ф.А.Рау, который указал связь с нарушением написания и произношением звука, затем М. Е. Хватцев. Исследования Р. М. Боскис, Р. Е. Левина доказали, что недостаток в письме во многом обусловлен нарушением фонематического восприятия[1].
До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе обучения в школе, а также в какой степени возникновения нарушений можно определить наличие дисграфии у ребенка. Поэтому разделение понятий "трудности в освоении письма" и " дисграфия "подразумевается как стабильное нарушение процесса осуществления ребенком письма в период школьного обучения, освоение" техники " считается завершенным, на мой взгляд, наиболее правильным как с точки зрения понимания сущности дисграфии, так и с точки зрения организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению этого нарушения.
Р. И. Лалаева в соответствии с современной логопедической теорией описывает ошибки при дисграфиях, определяет их следующие особенности [2]. Ошибки при дисграфиях являются постоянными и необычными, что позволяет при освоении письма разделить между ошибками, характерными для большинства детей младшего школьного возраста. Дисграфических ошибок много, повторяющихся и долгое время сохраняется. Эти ошибки связаны с недоразвитию лексико-грамматической структуры речи, недоразвитию оптико-пространственных функций, неполной способностью детей различать фонем через слух и произношение, анализом предложений, осуществлением слогового и фонематического анализа и синтеза.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: учет нарушенных анализаторов, нарушений психических функций, не сформировавшихся письменных операций [1].
А. А. Токарева разделяет три вида дисграфии: акустические, оптические, моторные.
1. При акустической дисграфии наблюдается недостаточное развитие разрешенности слухового восприятия, звукового анализа и накопления.
2. Написание слов в тяжелых формах оптической дисграфии невозможно. Ребенок может писать только отдельные буквы.Особенно на левочках происходит запись зеркального видео (зазеркальное), в этом случае части букв записываются справа налево.
3. Моторная дисграфия. При его написании характерно сложность движения рук, нарушение связи звукового и зрительного изображения речи и моторного изображения [1].
Классификация дисграфии является более обоснованной классификацией ЛГПИ им.А.И.Герцена, созданной сотрудниками кафедры логопедии. По ней различаются следующие виды дисграфий: артикулярно-акустическая, на основе нарушения распознавания фонема (расстройства фонема), вследствие нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфия.
1.Артикулярно-акустическая дисграфия характеризуется заменой букв и оставлением. Чаще всего наблюдается дизартрия, ринолалия, дислалия полиморфного характера. Иногда, хотя устная речь устраняет замену, в написании они остаются.
2.Дисграфия на основе нарушения распознавания фонема (дифференциация фонема). По сложившейся терминологии это акустическая дисграфия. По фонетической близости наблюдается замена соответствующих букв.
3. Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. В ее основе лежит нарушение анализа и синтеза различных языковых видов: деление предложений на слова, слоговой и фонематический анализы и обобщение.
4.Аграмматическая дисграфия (описана в трудах Р. Ш.Левина, И. К. Колпаковская, Р. И. Лалаева, В.Д. Яковлева). Он связан с недоразвитию грамматической стороны речи (морфологическое,синтаксическое обобщение).
5. Оптическая дисграфия. Зрительный гнозис, анализ и обобщение. В связи с недоразвитию ориентации в пространстве, в письме отображается обмен буквами и путает буквами [1].
Написание слова гораздо сложнее, чем его прочитать. Затруднения в освоении написания слова недостаточны все необходимые для написания слова процессы или некоторые части ребенка. Недостаток фонематического анализа затрудняет процесс деления слов на составные части и препятствует точному распознаванию каждого из выделенных звуков. В связи с недостатками произношения трудно проанализировать и синтезировать слова. Вследствие нарушения моторной сферы (недостаточное сочетание соответствующих движений мышц пальца, все руки и т. д.) (неустойчивость), пространственная ориентация на листах бумаги, в строке отмечаются ошибки.
Нарушение письма у детей (дисграфия) изучается давно, но это является одной из самых актуальных проблем логопедии, так как нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии младших школьников. Нарушение письма влияет на весь учебный процесс и развитие речи детей, а также на формирование ряда функций речевого характера (пространственная и временная ориентация, двигательные функции рук, слухомоторная координация). Для своевременного выявления этих нарушений, точного определения их патогенеза в каждом отдельном случае, исключения дисграфии от ошибок записи другого характера очень важны для создания логопедической работы с детьми.
Анализ литературы показал, что систематически специально организованная работа по развитию письменного языка младших школьников способна формировать у учащихся все коммуникативно -речевые навыки.
Основная задача школьного логопеда-своевременное выявление и преодоление нарушений письменной речи, не допуская перехода учащихся на последующие этапы обучения, затрудняющие учебно-познавательную деятельность. Большую роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и классного учителя.
Подводя итоги работы, необходимо учитывать, что дисграфия, по мнению многих авторов, зависит от жизни и условий обучения ребенка. Поэтому в последние годы процесс увеличения нарушений письменной речи у детей можно прекратить с использованием педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны обеспечивать коррекционную базу общеобразовательных школ, необходимую для профилактики и коррекции дисграфии учащихся начальных классов.
Родители не имеют соответствующего образования, поэтому профилактика и коррекционная работа дисграфией является обязанностью в отношении компетентности школьного логопеда.
Благодаря коррекционной работе логопедов общеобразовательных школ, можно добиться положительного результата в коррекции дисграфиии учащихся начальных классов.
Список литературы:
1. вмiрбекова КК Жазбаша сейлеу тшнщ б^зылуы жэне тYзету жолдары: Оку к¥рады. - Алматы, Абай ат. Каз¥ПУ, 2010 - 115 б
2. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. [Текст] / Р.И. Лалаева /- М., 1989.
3. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Щаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с
4. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. [Текст]/ И.Н. Садовникова /- М., 2003. - 296 с.
5. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] /Корнев А.Н. /- СПб.: Речь, 2003.