Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Преженцева В.В.

В статье раскрываются теоретические подходы к коррекции дисграфии у младших школьников в общеобразовательной организации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF DYSGRAPHIA IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN A COMPREHENSIVE SCHOOL: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article reveals theoretical approaches to the correction of dysgraphia in primary schoolchildren in a general educational organization,

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 376.44

Преженцева В. В. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

РЕШЕНИЯ

Аннотация: в статье раскрываются теоретические подходы к коррекции дисграфии у младших школьников в общеобразовательной организации,

Ключевые слова: дисграфия, коррекция дисграфия, младшие школьники, общеобразовательная школа.

Prezhentseva V. V. graduate student faculty of psychology, pedagogy and defectology department of defectology and inclusive education FSBEIHE "Don State Technical University"

Rostov-on-Don

CORRECTION OF DYSGRAPHIA IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN A COMPREHENSIVE SCHOOL: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Annotation: the article reveals theoretical approaches to the correction of dysgraphia in primary schoolchildren in a general educational organization,

Key words: dysgraphia, dysgraphia correction, junior schoolchildren, secondary school.

Обучение грамоте - одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно -функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

У детей младшего школьного возраста достаточно часто диагностируют нарушение письма. Это оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка.

По данным разных авторов (М.С. Грушевская, А.Н. Корнев, М.М. Безруких), в России дисграфия выявляется у 10% - 25% учеников начальных классов.

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.) [5].

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина)/

Проявление дисграфии могут иметь разные причины и проявлений, в виде стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у младших школьников общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. В связи с этим требуется глубокий анализ состояния устной речи на основе, которой формируется навык письма. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы и для определения механизма необходимо учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма.

В этой связи выявление и коррекция дисграфии у младших школьников является актуальной проблемой.

Эта проблема определила цель исследования: изучение особенностей коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы

При коррекции письма следует выделять определенные этапы работы логопеда. На каждом этапе речевой материал должен усложняться или же следует менять характер задания. Новые задания выдаются на простом речевом материале, затем он постепенно усложняется.

Данные принципы должны быть учтены при выборе направлений коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста. Садовникова И. Н. среди ведущих направлений работы по коррекции дисграфии выделяет следующие:

-развитие и уточнение пространственно-временных представлений; ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимать и осознавать собственное тело. Необходима тренировка определения последовательности тех или иных предметов, выделение одного звена из общей массы схожих предметов, знаков и изображений.

- коррекционная работа на фонематическом уровне; развитие у детей звукового анализа слов, начиная от простых форм, переходя к сложным формам. Развитие фонематического восприятия, дифференцирую фонемы, имеющие похожие характеристики;

-коррекционная работа на лексическом уровне; обогащение словаря, за счет активизации новых слов и их значения; усвоение детьми смысловых оттенков слов, и устранения из словаря слов «паразитов», искаженных и жаргонных слов.

- коррекционная работа на синтаксическом уровне; предполагает, что дети осознают правильное сочетание слов и построение предложения, за счет чего произойдет сокращение ошибочных словосочетаний в речи. Знакомство детей с многозначностью слов, различных синтаксических конструкций синонимами, омонимами и антонимами позволит обогатить их фразовую речь.

Все существующие подходы и направления в работе по коррекции дисграфии у младших школьников направлены на совершенствование устной речи и языковых способностей детей. Савина Л.П., Бастуй Н.А., Волоскова, Н.Н., Андреева С.Л., Максимишина С. А. говорили о том, что если логопедическую работу начать вовремя, это позволит правильно сформировать речевые функции и преодолеть дисграфию [1,2,3; 4].

Для каждого вида дисграфии существует определённый порядок коррекции нарушения письма, но методы работы остаются неизменными, так

Л.С. Цветкова [6] выделяет следующие методы; метод узнавания звуко-буквы; метод схемы слова; метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой; метод Эббингауза. (слова с пропущенными буквами); метод исправления ошибок (зрительный); метод звуко-буквенного анализа; структурный метод.

Использование данных методов в процессе коррекционной работы на логопедических занятиях, позволит оказать помощь детям с дисграфией, более эффективно.

Использованные источники:

1.Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьмидисорфографиками [Текст] / С. Л. Андреева // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки. - 2003. - №43. - С. 76-84.

2.Бастуй, Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости [Текст] / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1997.

3.Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - С. 193-199

4.Максимишина, С. А. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников [Текст] / С. А. Максимишина // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 182-183.

5.Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. - М. : Владос, 1997.256 с

6.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова; Моск. психол. -социал. ин-т. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.