о—и—о
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 336.71.078.3 ББК 65.26
Ю.Р. Мухамадиева, А.Н. Цацулин
коррекция деятельности российского банковского сектора как способ преодоления последствий кризиса финансовой ликвидности
Рассматриваются основные проблемы российской банковской системы, которые сложились как в период перехода к рыночным отношениям, так и после экономического кризиса 2008 года. Особое внимание уделено процедуре санации коммерческих уполномоченных банков в режиме оздоровления экономических субъектов рынка банковских услуг.
Ключевые слова:
банковская система, денежная масса, дисконт, кредитная ставка, объект недвижимости, отзыв лицензии, санация, уполномоченный банк, устойчивость.
Мухамадиева Ю.Р., Цацулин А.Н. Коррекция деятельности российского банковского сектора как способ преодоления последствий кризиса финансовой ликвидности // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 2. - С. 4-12.
© Мухамадиева Юлия Рамильевна - магистрантка, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-
Петербург; e-mail: [email protected] © Цацулин Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
Спецификой настоящего периода, который отдельными экономистами определяется как смена очередного технологического уклада, когда на смену постиндустриальной экономике немедленно должна идти, якобы, инновационная экономика, оказывается сбой рыночных механизмов [18]. В условиях воздействия на национальную экономику трендов глобальной нестабильности и непредсказуемой волатильности цен и валютных курсов, рынок становится временно «близоруким». Соответственно, резко возрастает роль государства, на которое ложится главное бремя запуска инициирующего импульса в такой намечаемой крупномасштабной структурной перестройке национальной экономики, как неизбежная реструктуризация, или новая индустриализация (реиндустриализация) России. Той самой России - общепризнанной сверхдержавы, пока оказавшейся в группе стран, которые в мировой табели о рангах солидные рейтинговые агентства (Fitch Ratings, Moody's Investors Service,
Standard&Poor's и др.) стыдливо называют развивающимися.
1. Государство - «ночной сторож» национальной экономики или видимая «рука рынка»? Как же трактовать такое невольное возрастание роли государства в рыночных реалиях? Мировой опыт предыдущих подобных финансовых кризисов свидетельствует, что для развивающихся стран, которые хотят запрыгнуть на новую волну экономического роста, действительно открывается окно возможностей, но для его реализации необходимо иметь норму накопления не 20-23%, как в России, а выходить на 35-40% нормы накопления к валовому внутреннему продукту (ВВП). И столь масштабный несущий импульс рынок сам по себе дать не может, следовательно, необходимо директивное вмешательство государства в механику неизбежного накопительного процесса.
В реализации грядущих структурных изменений и с учётом прямого вмешательства в этот процесс реструктуризации го-
сударственных институтов особое место займёт банковский сектор. Действительно, если рассматривать финансовые возможности с разных сторон как источники, то со стороны налогово-бюджетного механизма они не велики, а вот со стороны денежно-кредитного механизма эти возможности представляются колоссальными. Однако работоспособные механизмы финансирования экономического роста через систему Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) отсутствуют, поскольку они не описаны в учредительных документах. Не заложен также механизм и в кредитовании структурных изменений и долгосрочных целевых программ и проектов [29].
Федеральный закон о ЦБ РФ, разумеется, следует совершенствовать и далее, поскольку главный регулятор России не отвечает за экономическую динамику страны в отличие, скажем, от Федеральной Резервной Системы (ФРС) США1, у которой эта динамика записана на самом видном месте. Особенно данное положение выделено в уставах 12 региональных отделений уполномоченных банков ФРС как доктрина - поддержание баланса между интересами коммерческих банков и коренными общенациональными интересами.
Но локомотивная, казалось бы, роль российских банков в экономическом развитии державы, кроме уже сказанного, заметно осложнена качеством оказываемых финансовых услуг клиентуре в самом широком смысле, которое (качество) по итогам дискуссий на Всемирном экономическом форуме в Давосе 2013 года оказалось где-то на 60-м месте, между Колумбией и Венесуэлой, но после Украины [28].
Перечисленные обстоятельства напрямую связаны с особенностями той денежно-кредитной политикой, которая до сих пор проводилась в течение последних 15 лет и продолжает проводиться в нашей стране. Денежная масса эмитируется главным образом под покупку иностранной валюты (в режиме валютных интервенций ЦБ РФ), поэтому все серьёзные банковские кредиты - это либо продукты государственных банков, либо это иностранные кредиты, которые перевариваются российскими негосударственными коммерческими банками. Правда, с начала 2000-х гг. наблюдается и противоположный процесс многократного роста потоков российских прямых инвестиций за рубеж, кредитуемых отечественной банковской системой и превысивших в 2012 г. млрд [10, с. 105].
2. Процентная ставка - цена кредита.
Тем не менее, прибыли российских банков за этот же период непрерывно росли. Порадоваться аналитику за успешных отечественных банкиров мешает одно обстоятельство: рекордные показатели получены главным образом за счёт взвинчивания кредитных ставок, загоняющего в депрессивное состояние всю остальную экономику. Но разработка сравнительно новых (они же - относительно старые) механизмов кредитования не является панацеей в деле экономического развития страны, и здесь следует обратиться к явно привлекательному опыту Германии, Америки, Китая, где практически всюду основным движущим стержнем является банковская деятельность, использующая проектное финансирование, а вовсе не универсальные принципы кредитования.
По страницам СМИ и солидных экономических журналов кочует сакральная сумма $600 млрд, необходимая на модернизацию, или реконструкцию, или новую индустриализацию/реиндустриализацию отечественной экономики. Возникает закономерный вопрос: те самые $500 млрд, которые российские заёмщики уже взяли за границей, не могло ли наше денежное хозяйство и денежные власти сгенерировать такой же объём кредитного предложения, который сегодня фактически передан зарубежным источникам кредитования, о чём постоянно пишет и убедительно говорит проф. О.Г. Дмитриева2 [4].
Чрезвычайно актуальным вопросом для всей российской экономики является оценка перспектив её устойчивого развития, в том числе её важнейшего сектора -банковской системы. От решения этого вопроса зависит стабильность банковского сектора и возможность совершенствования банковской системы в целом. Терминологически, по сравнению со стабильностью и надёжностью, устойчивость представляет собой более широкое понятие и подразумевает комплексность условий и мер, при котором финансово-кредитная организация выполняет свои функции и обязательства перед другими экономическими субъектами, с которыми она взаимодействует в рыночном пространстве и на финансовых рынках.
Поиск путей повышения результативности и эффективности деятельности банковской системы в связи с последствиями международного финансового кризиса лежит в плоскости обстоятельного изучения мировых тенденций и закономерностей развития банковского бизнеса, обосно-
о
Рис. 1. Динамика инфляционных компонент в РФ за период 2007-2014 гг., %. Оценки Рос-стата и экспертов World Bank по состоянию на 01.03.2015 г.
ванного проецирования их на российскую экономическую действительность и умелой адаптации трендовых эффектов к постоянно меняющимся условиям банковской среды и ставшей весьма заметной инфляции, как это показано на рис. 1.
Здесь в качестве иллюстрации происходящего можно выделить следующие общемировые тенденции, касающиеся банковского сектора: базирование всей деятельности на самых современных IT-тех-нологиях; безостановочное совершенствование традиционных и внедрение новых способов и приёмов взаимодействия с клиентами и оказания им всего спектра банковских услуг (расширение сети супермаркет-банков, установка киосков-автоматов мультимедиа, использование глобальной сети Интернет и пр.); а также активизация банковской деятельности на рынке ценных бумаг, драгоценных металлов и недвижимости.
Одной из ключевых российских тенденций для 2014 года главный экономист и известный стратег Дойче Банка в России Я. Лисоволик назвал консолидацию банковского сектора, санацию и отзыв лицензий у недобросовестных коммерческих банков (КБ) [11]. Ещё одним важным трендом прошлого года стали попытки ЦБ РФ охладить интенсивность розничного кредитования в стране, которые происходили на фоне продолжающегося роста объёма «плохих» (они же «токсичные», они же «ядовитые») долгов3. По мнению авторов данной статьи, ЦБ РФ будет в 2015 году, как и в прошлом году, достаточно активно и регулярно отзывать лицензии у банков или отправлять их на санацию.
На рынке банковских услуг может продолжиться рост финансовых пирамид по схеме РЕПО4, размеры которых уже нахо-
дятся на рекордных уровнях. Представляется оценочно, что доля средств ЦБ РФ в пассивах банковского сектора превысила на начало 2015 года 11% (как развивались события по прямому финансовому инструменту РЕПО до этого фрагментарно показано на рис. 2 и 3).
3. Уменьшение количества кредитных организаций на рынке банковских услуг - это сложившийся, вынужденный, но набирающий обороты тренд. И банковское сообщество в лице члена-корреспондента РАН, президента Ассоциации Российских банков Г.А. Тосуняна (высказано 15.04.2015 в Санкт-Петербурге на VI Международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: геополитические дисбалансы и потенциал развития национальных финансовых систем», участником которой был один из авторов статьи) предполагает потерю 33-35 лицензий в 2015 году, хотя по состоянию на 17.04.2015 их уже 18 [1]. Если в 2013 году произошёл отзыв 44 лицензий у кредитных организаций, а в 2014 году - уже 95 [14], то такое ускорение процесса налицо, а «упорядочение» банковской системы и новая структуризация рынка неизбежно ведут к дальнейшему переводу вкладов лиц на счета крупнейших банков. Эти банковские структуры являются бенефициарами (выгодоприобретателями) всяческих выгод от трудностей сложившейся экономической ситуации, а средние и мелкие вынуждены по-разному консолидировать свою деятельность для сохранения на рыночном плаву. При этом санаций коммерческих банков в 2014 году зафиксировано всего 11, что до чрезвычайности мало.
Рис. 2. Задолженность кредитных организаций по операциям прямого РЕПО перед ЦБ РФ поквартально за период 2008-2011 гг., млн руб. [15].
Главной причиной происходящих событий служит особое текущее состояние национальной экономики, имеющей признаки рецессии, т.е. специальной схемы падения темпов роста макроэкономических показателей. В связи с отзывом лицензий
уже многих КБ, приток депозитных вкладов в «почти» государственные банки и в банки с государственным участием значительно увеличился, как, соответственно, и ареал банковского обслуживания кредитно-финансовых операций.
4. Практика оценочной деятельности банковских структур при их ликвидации, слиянии и поглощении. Консолидация является важным инструментом в рациональном преобразовании банковского сектора, и частота использования ЦБ РФ данного инструмента оказывается главным индикатором состояния сектора. Такой инструмент традиционно превращался в орудие денежных властей при концентрации банковского капитала. Большинство специалистов, как отечественных, так и зарубежных, связывают понятие "консолидации" с процессом слияния и поглощения. В результате учёта существующих позиций различных экспертов относительно экономической сути консолидации, можно сделать промежуточный вывод, что консолидация - это процесс, в котором происходит объединение и укрупнение банковского бизнеса через схемы поглощения и слияния банковских структур [2]. Эти процессы нуждаются в пристальном наблюдении со стороны государства и в содержательном анализе научного сообщества.
I N V 1Л У1 ЯК X М Я I I I N V и И ШХ 2011 2012
□ Вложения кредитных организаций в облигации Банка России
Ю Депозиты кредитных организаций в Банке России
н Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, и другие кредиты О Операции РЕПО
Рис. 3. Структура валового кредита ЦБ РФ кредитным организациям и задолженность ЦБ РФ по операциям абсорбирования, млрд руб. [21].
Потребность в рыночной оценке банковского бизнеса, активов и пассивов кредитно-финансовых институтов возникает и в тех случаях, когда они становятся потенциальными или реальными объектами рыночных процессов и сделок - купля-продажа, ликвидация, приватизация, акционирование, передача в доверительное управление и пр. В частности, оценка бизнеса отдельно взятого КБ необходима для выбора обоснования варианта его ре-
структуризации, повышения эффективности управления и максимизации комплексной ценности банковской структуры.
Особенность рыночной оценки стоимости КБ заключается в том, что она осуществляется на «стыке» теории и практики кредитно-банковского дела и оценки стоимости учреждений банковского бизнеса. В этой связи одним из теоретических вопросов становится выяснение сущности, содержания и форм проявления такой экономической категории, как рыночная стоимость экономического субъекта применительно к традиционной банковской структуре. И если накоплен известный опыт расчёта денежных потоков, составления прогноза доходов и расходов, определения ставки дисконта для оценки КБ как целостного бизнеса, оценки его материальных активов и отдельных видов нематериальных активов, подбора аналога и др., то различные методики оценки стоимости специфических банковских активов ещё нуждаются в дальнейшей разработке [9].
Консолидацию экономических субъектов банковского сектора можно рассматривать как процесс объединения и укрупнения капитала кредитной организации, так определённый этап её развития, когда разработка банковской стратегии обуславливается под воздействием разнообразных учтённых в анализе факторов. Факторы могут быть как внутренними, например, достижение синергетического эффекта, так и внешними факторами, к примеру, политическими. В качестве внешних факторов процесса могут выступать общеэкономические и отраслевые аспекты, а также законодательные инициативы.
Так, в противовес деятельности недобросовестных банков Президент РФ подписал 23.06.2014 г. поправки в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. Эти поправки предусматривают возможность погашения записи, сделанной на основании заявления залогодержателя, в случае реализации залога путём взыскания во внесудебном порядке. То есть в законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в редакции 2014 года подчёркивается, что если заёмщик отказался по какой-либо причине выплачивать ипотечный кредит, по заявлению банка-кредитора имущество, которое заложено по ипотеке, выставляют на продажу. Причём, если стороны будут обоюдно согласны, заложенное при наложении взыскания имущество могут выставить на продажу по цене, меньшей, чем та,
о
которую указали в договоре ипотечного кредитования.
По словам специалистов, такая форма аукциона способствует достижению большего экономического результата при реализации заложенного имущества, случившегося в период кризиса. Кроме того, это повышает заинтересованность залогодержателя к применению рыночного механизма реализации имущества, что положительно отразится на развитии залогового кредитования [28]. Иными словами, поправки к ФЗ созданы и внесены как нормы для удобства и кредиторов, и самих заёмщиков. Когда цены на недвижимость падают, реализация жилых помещений даже по остаточной кредитной стоимости, то есть за минусом средств, которые заёмщик уже оплатил, всё равно превысит её рыночную стоимость в период кризиса.
Кроме того, изменения, коснувшиеся ФЗ, уточняют особенности ипотеки зданий, сооружений, прочих нежилых помещений. Согласно законодательству недвижимое имущество передаётся в залог, только если у заинтересованного лица в отношении него уже зарегистрировано право собственности. Пояснительная записка к нормативному документу не гарантирует защиту законных интересов кредитора при одновременной регистрации права собственности с обременением в виде залога. Хотя в отношении ипотеки жилья предусмотрен именно такой порядок. В частности, объекты жилфонда и земельные участки, приобретённые за счёт средств банка, находятся в залоге со дня регистрации права собственности. В этом случае интересы кредиторов находятся под защитой закона.
С точки зрения гражданского права, различия в правовых статусах жилых помещений, объектов нежилой, инфраструктурной недвижимости и земельных участков отсутствуют, поскольку все эти объекты недвижимости могут быть предметом залога в равной мере. Реализация данных поправок расширит возможности предпринимателей в получении кредитов под залог нежилых помещений и пр. Наряду с этим усовершенствуются и правила оформления ипотеки, влияющие на цивилизованные отношения между кредиторами и предпринимателями.
Но стоит уделить особое внимание и ко внутренним факторам, которые влияют на процесс указанной консолидации. В качестве этих факторов стоит выделить финансовое состояние банка, а также состояние потенциального банка-приобре-
тателя, потому как банк, который подразумевает поглощение другой организации, берёт на себя финансовые и иные риски, а также взятые обязательства организации, которую он приобретает.
Предполагается, что поглощение или слияние банков может преследовать ряд тактических и стратегических целей. К последним целям можно отнести укрепление позиций на рынке банковских услуг и повышение конкурентоспособности. К социальным целям относятся такие процессы как удовлетворение потребностей многообразной банковской клиентуры. Под экономической целью следует понимать достижение эффекта синергии, вызванного взаимодополняемостью специфических активов сливаемых банков.
Особую важность для банков в связи с отголосками международного финансового кризиса является приобретение новой клиентуры и, что очень важно, сохранение уже имеющейся. По расчётам западных аналитиков банковской сферы, сохранение имеющихся клиентов составляет лишь 3 0% стоимости приобретения новых. По данным опросов, 70% клиентов отказываются от услуг банка преимущественно из-за неудовлетворительных расценок, тарифов и низкого качества предлагаемых услуг. Предложение западными кредитными институтами банковских продуктов в режиме On line с использованием различных технических устройств и телекоммуникационных линий связи позволяет им сохранять свой имидж и популярность [28].
Если исходить из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России, политики Правительства РФ и ЦБ РФ по её реформированию, а также с учётом стратегических целей и задач и показателей деятельности крупнейших отечественных банков, можно формировать и предлагать к реализации разнообразные проекты не только повышения эффективности его деятельности в связи с последствиями международного финансового кризиса, но и комплекс мер повышения устойчивости всей банковской системы.
Финансово-устойчивым является такой КБ, который за счёт собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам, как и любой экономический субъект. В финансовой деятельности главным являются правильная организация и использование обо-
ротных средств КБ. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств, банковских активов уделяется основное внимание.
5. Санация или ликвидация КБ - что предпочтёт рынок? А может быть всё-таки государство? Одной из наиболее важных функций управления экономическим субъектом является финансовый анализ, выявляющий аномалии в развитии изучаемого субъекта, что в отдельных случаях предполагает его санирование, а не ликвидацию.
Термин санация происходит от латинского sanare - оздоровление, выздоровление. Большой экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может происходить путём слиянием предприятия, которое находится на границе банкротства, с мощной компанией; выпуском новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличением банковских кредитов и предоставлением правительственных субсидий; преобразованием краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной куплей государством акций предприятия, которое находится на границе банкротства.
Предупреждение банкротства ещё не означает оздоровление и полный выход КБ из финансового кризиса. Приведённый перечень мероприятий является неполным и не раскрывает в достаточной степени принципиальных методологических подходов к выбору тех или других форм санации. Некоторые из отечественных авторов с санацией отождествляют лишь мероприятия по финансовому оздоровлению КБ, которые реализуются с помощью посторонних юридических или физических лиц и направленных на предупреждение объявления КБ - должника банкротом и его ликвидации [6].
Из приведённого спектра дефиниций относительно сущности понятия санации можно синтезировать единое определение, которое может вобрать в себя рациональное зерно каждого из приведённых вариантов. Санация - это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платёжеспособности, ликвидности, прибыльности коммерческого банка - должника в
долгосрочном периоде. То есть санация - это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести КБ к финансовому оздоровлению. Представленное определение воплощает комплексный подход к рассматриваемому понятию, есть универсальным и всесторонне освещает экономическую сущность санации предприятий. Для более полного раскрытия содержания санации следует конкретизировать виды мероприятий, которые проводятся в границах финансового оздоровления КБ.
Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово- экономического характера, которые отбивают такие финансовые отношения, что часто возникают в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления КБ. Источниками финансирования процедуры санации могут быть средства, привлечённые как на условиях займа и/или на условиях собственности, так и на поворотной или невозвратной основе [18].
Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, возобновления или сохранение ликвидности и платёжеспособности КБ, сокращения всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирования фондов финансовых ресурсов. В системе стабилизационных мер, направленных на вывод коммерческого банка из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению КБ, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления КБ - должника банкротом и его ликвидации [25].
В условиях рыночной экономики санация КБ обладает значительным экономическим потенциалом, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации КБ. Санация финансово-кредитной организации проводится в трёх основных случаях: а) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если КБ в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе; б) если же сам КБ, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своём банкротстве, одновременно формулирует условия своей санации; и, наконец, в) если решение о проведении санации вы-
о
носит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить свои требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В вариантах б) и в) предусматривается проведение санационных мероприятий одновременно с делопроизводством о банкротстве КБ в случае консенсуса собрания кредиторов в отношении как сроков выполнения требований каждого из них, так и перевода долгов на установленных юридических лиц.
Самый широкий спектр форм санаций законодательно описан в варианте а), когда санационную процедуру инициирует сам КБ, оказавший в кризисном состоянии, но до момента возбуждения делопроизводства о банкротстве. В подобной ситуации формируются наилучшие условия антикризисного управления КБ, что в наибольшей мере отвечает интересам и целям функционирования самого КБ, позволяет эффективно применять достаточно сложную технику и довольно болезненную операцию финансового оздоровления, повышения экономической устойчивости на всех этапах подобного управления, а также служит определённым профилактическим мероприятием.
На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации. Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние продолжает углубляться.
Возможность осуществления санации определяется реальными перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития КБ при оказании ему существенной внешней помощи на этапе оздоровления. Если по результатам серьёзной аналитики такая перспектива установлена, то инициируемая КБ санация в таком случае должна получить подлинную поддержку ЦБ РФ, Ассоциации российских банков и только при подобном стечении обстоятельств имеет шансы на успех.
Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя её предстоящие направления и формы. В зависимости от принципиаль-
ного подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации КБ. Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объёмов операционной и инвестиционной деятельности КБ, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объёмном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации КБ.
Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности КБ, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счёт роста эффективности деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов.
Наступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития предприятия. В зависимости от масштабов кризисного состояния коммерческого банка, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают основные направления её осуществления. Тот механизм, с помощью которого достигаются основные цели оздоровления банковской структуры, характеризуется непосредственно формой санации. Конкретные её формы определяются в рамках избранного КБ направления санации, с учётом особенностей и глубины его кризисной ситуации.
Механизм, с помощью которого достигаются её основные цели, характеризуется непосредственно формой санации из указанного широкого спектра. Данные формы уточняются в рамках конкретного направления санации, избранного КБ, с учётом особенностей и глубины его кризисной ситуации. Санация КБ, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы: государственное льготное кредитование; целевой банковский кредит; перевод долга на другое юридическое лицо.
Если властные структуры действительно имеют намерение создать работоспособный механизм финансирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на
совершенствование механизмов госу- предусматривают, что госкомпании и гос-
дарственного кредитования и рефинан- корпорации, многие частные структуры
сирования КБ, а также перейти к гибкой и торговые сети смогут открывать счета
системе денежного предложения с регу- и депозиты5 только в госбанке и ВЭБе, а
лирующей ролью процентной ставки - также в российских частных банках (огра-
цены кредита [20]. И важнейшую роль ниченный круг КБ) с собственным капи-
здесь должны играть подлинные инсти- талом не менее 16,5 млрд руб., носит явно
туты развития, но они должны иметь чёт- патерналистский характер, направленный
кие планы и механизмы ответственности на защиту средств отечественных страте-
за достижение этих планов. Следователь- гических компаний, сохранения бизнеса
но, необходимо совершенствовать осно- в реальном секторе экономики и защитой
вы правоустанавливающей и правопри- от возможных санкций [7, с. 8]. Более того,
менительной практики экономических работа над увеличением сохранности госу-
отношений. дарственных средств в банках, начатая на
В этом смысле законотворческая ини- фоне необходимой расчистки банковского
циатива Минфина РФ, внёсшего ряд поп- рынка от сомнительных и неустойчивых
равок в ФЗ «О банках и банковской де- игроков, находится в своей заключитель-
ятельности» в конце июня 2014 г., которые ной фазе.
Список литературы:
[1] Ассоциация российских банков (АРБ). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://arb.ru/arb/press-on-arb/garegin_tosunyan_vystupil_na_nauchno_prakticheskoy_konferentsii_v_sankt_peterbur-9907114/ (19.04.2015)
[2] Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кро-ливецкой. - М.: КНОРУС, 2010. - 164 с.
[3] Глазьев С.Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. Монография. Под ред. С.Ю. Глазьева и В.В. Харитонова. - М.: Тровант, 2009. - 366 с.
[4] Дмитриева О. Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013, № 3. - С. 20-32.
[5] Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник. - М.: Омега-Л, 2010. - 322 с.
[6] Инструкция Центрального банка РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rnk.ru/archive/ document?id=145485
[7] Коммерсант. - 2014, № 109. - С. 8.
[8] Коммерсант. - 2015, № 53 (5563) - С. 8.
[9] Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний. Оценка и управление. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 564 с.
[10] Кузнецов А. Закрепление на занятых позициях // Эксперт. - 2012, № 45(827). - С. 104-110.
[11] Максимедия. Ваш финансовый помощник. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.dengi.maximedia. ru (20.04.2015)
[12] Методика анализа финансового состояния банка (утв. письмом Департамента пруденциального банковского надзора ЦБР от 4 сентября 2000 г. № 15-5-3/1393). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/585843/1/
[13] Письмо Банка России от 05.02.2013 № 16-Т «О разъяснении методических рекомендаций «О порядке составления кредитными организациями финансовой отчётности».
[14] Прекратившие существование кредитные организации. Полный список банков, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России в период с 1991 по 2015 гг. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.banki.ru/banks/memory/?utm_source=google&utm_ medium=cpc&utm_campagn=Spisok_Problemnih_Bankov&source=google_cp (19.04.2015)
[15] Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе-сентябре 2012 года. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.cbr.ru/dkp/print.aspx?file=mon_sphere/12-09.htm&pid=dkp&sid (19.02.2015)
[16] Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/
[17] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ bank/
[18] Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Дата последнего обновления: 4 марта 2011 года. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172875/
[19] Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39623/
[20] Цацулин А.Н. Экономический анализ / Учебник. Том 1. - СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2012. - 924 с.
[21] Цацулин А.Н., Мухамадиева Ю. Р. Пути повышения эффективности банковской деятельности // Научные труды СЗИУ РАНХ и ГС, т. 5, Выпуск 2 (14) - СПб.: Изд-во СЗИУ - филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2014. - С. 150-162.
[22] ЦБ РФ: Задолженность кредитных организаций по операциям РЕПО на 2 июля 2014 г. - 2 трлн 615 млрд 265,0 млн руб. // РБК Quote. - 02.07.2014. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://quote.rbc. ru/news/cur/2014/07/02/34178307.html (03.12.2014)
[23] ЦБ РФ: Задолженность кредитных организаций по операциям РЕПО на 1 апреля увеличилась до 2 трлн 017 млрд 793,4 млн руб. // РБК Quote. - 01.04.2015. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// quote.rbc.ru/news/fond/2015/04/01/34339830.html (18.04.2015)
[24] Центральный банк Российской Федерации. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.cbr.ru (дата последнего обращения 19.04.2015).
[25] Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Консалтбанкир, 2005. - 432 с.
[26] Шестопал О. и др. У госкомпаний отбирают банки // Коммерсант. - 2014, № 30. - С. 1-8.
[27] Board of Governors of the Federal Reserve System. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// federalreserve.gov (18.03.2015)
[28] CreDay - это кредиты на раз, два, три. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.creday.com/ credit/zakon_obipoteke_zaloge_nedvij.php (23.04.2015)
[29] The World Economic at Davos Forum: Global Risks, 2013 - Eighth Edition. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.weforum.org/issues/global-risks/ (22.04.2015)
О
1 The Federal Reserve System, FED - создана 23 декабря 1913 года как независимое федеральное агентство для выполнения функций Центрального банка США и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Америки [27].
2 Заслуживающий всяческого доверия автор доказывает, что эскалация российских заимствований при одновременном пополнении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приводит к наложению негативных последствий профицитно/дефицитного бюджета, т.е. искусственному торможению экономического роста, но безудержному увеличению государственного долга и расходов на его обслу-
живание.
3
В настоящее время вынашивается идея создания в РФ на базе Внешэкономбанка специального банка плохих долгов [8, с. 8] по примеру выкупа долгов в Южной Корее после кризиса 2008-2009 гг., а также посткризисной Ирландии. Таким образом, ВЭБ может превратиться в своеобразного мегаколлектора.
4 РЕПО (от англ. REPO - repurchase agreement, или repurchasing operations) - вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговорённой цене и в установленный срок, т.е. операции РЕПО являются инструментом предоставления ликвидности банковскому сектору под залог ценных бумаг. Обратное РЕПО (reverse repo) - покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи. Таким образом, договор РЕПО представляет собой две сделки: это операция с наличными ценными бумагами сегодня плюс форвардный контракт на эти же активы в будущем. На начало операционного дня 1 апреля 2014 года суммарная задолженность кредитных организаций перед ЦБ РФ по операциям прямого РЕПО составила 1 трлн 936 млрд 301,8 млн руб. [22]. Операции РЕПО на постоянной основе проводятся ЦБ ежедневно по рабочим дням по фиксированным процентным ставкам. Аукционы РЕПО с минимальной процентной ставкой проводятся по утверждённому расписанию.
Суммарная задолженность кредитных организаций по операциям РЕПО перед ЦБ на начало операционного дня 1 апреля 2015 года суммарная задолженность кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО, соответственно, возросла до 2 017 793,4 млн руб. с. на начало предыдущей операционной даты, что следует из материалов ЦБ РФ. Требования Банка России к кредитным организациям по отдельным операциям РЕПО на указанную дату официально составляют: по операциям на аукционной основе - 1 910 803,6 млн руб.; по операциям с фиксированной ставкой - 106 989,8 млн руб. [23].
5 В 2013 году госкомпании разместили на банковских депозитах 720 млрд руб. [26, с. 8]. Инициатором ужесточения критериев отбора кредитных организаций для размещения в них средств госкомпаний выступил в конце 2013 года Главный регулятор в связи с тем, что госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ потеряла в, казалось бы, устойчивом КБ - Инвестбанке ни много ни мало 1,5 млрд руб.