Научная статья на тему 'Можно ли рассматривать коррекцию деятельности банковского сектора в качестве способа выхода из экономического кризиса?'

Можно ли рассматривать коррекцию деятельности банковского сектора в качестве способа выхода из экономического кризиса? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК / САНАЦИЯ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / КРЕДИТНАЯ СТАВКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ / ДИСКОНТ / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / BANKING SYSTEM / AUTHORIZED BANK / READJUSTMENT / MONETARY AGGREGATES / CREDIT RATE / RESISTANCE / WITHDRAWAL OF THE LICENSE / DISCOUNT / OBJECT OF PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цацулин Александр Николаевич

В статье рассматриваются главные проблемы российской банковской системы, которые сложились как в период перехода к рыночным отношениям, так и после экономического кризиса 2008 г. Особое внимание автор статьи уделил процедуре санации коммерческих уполномоченных банков в режиме оздоровления экономических субъектов рынка банковских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is it Possible to Consider the Correction of the Banking Sector as a Way Out of the Economic Crisis?

The article discusses main problems of Russian banking system which composed during periods of transitive economy and after crisis of financial liquidity (2008). Author devoted special emphasis to the procedure of readjustment of commercial authorized banks. The sanitation procures rehabilitation the economic station of subject of banking services.

Текст научной работы на тему «Можно ли рассматривать коррекцию деятельности банковского сектора в качестве способа выхода из экономического кризиса?»

Цацулин А. Н.

о Можно ли рассматривать коррекцию деятельности § банковского сектора в качестве способа выхода

х из экономического кризиса?

< Цацулин Александр Николаевич

^ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры финансового менеджмента Доктор экономических наук, профессор

Почетный работник высшего профессионального образования РФ vash_64@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются главные проблемы российской банковской системы, которые сложились как в период перехода к рыночным отношениям, так и после экономического кризиса 2008 г. Особое внимание автор статьи уделил процедуре санации коммерческих уполномоченных банков в режиме оздоровления экономических субъектов рынка банковских услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

банковская система, уполномоченный банк, санация, денежная масса, кредитная ставка, устойчивость, отзыв лицензии, дисконт, объект недвижимости

Tsatsulin A. N.

Is it Possible to Consider the Correction of the Banking Sector as a Way Out of the Economic Crisis?

Tsatsulin Alexander Nickolaevich

North-West institute of Management — branch of the Russian President Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Professor of the Chair of financial Management

Doctor of Sciences (Economy), Professor

Honorary Worker of Higher Professional Education of russia

vash_64@mail.ru

ABSTRACT

The article discusses main problems of Russian banking system which composed during periods of transitive economy and after crisis of financial liquidity (2008). Author devoted special emphasis to the procedure of readjustment of commercial authorized banks. The sanitation procures rehabilitation the economic station of subject of banking services.

KEYWORDS

banking system, authorized bank, readjustment, monetary aggregates, credit rate, resistance, withdrawal of the license, discount, object of property

В действительности бог на стороне самых больших банковских счетов.

Адам Смит

Спецификой настоящего периода, который с легкой руки отдельных видных экономистов [2] определяется как смена очередного технологического уклада, когда на смену постиндустриальной экономике немедленно должна идти якобы инновационная экономика, оказывается никем не предсказанный сбой рыночных механизмов. В условиях воздействия на национальную экономику трендов глобальной нестабильности, плохо прогнозируемой волатильности цен и валютных курсов рынок становится как бы временно близоруким.

Соответственно, в силу балансовой необходимости в этой ситуации резко воз- g растает роль государства. Именно на государство теперь ложится главное бремя | запуска инициирующего импульса в такой обсуждаемой и намечаемой крупномас- о штабной структурной перестройке национальной экономики, как неизбежная ре- о структуризация, или новая индустриализация, реиндустриализация и т. п. России. m Той самой России — общепризнанной сверхдержавы, пока оказавшейся в группе х стран, которые в мировой табели о рангах наиболее солидная тройка рейтинговых н агентств (Fitch Ratings, Moody's Investors Service, Standard&Poor's и др.) стыдливо < называет развивающимися. m

1. Государство — «ночной сторож» национальной экономики или видимая «рука рынка»? Как же трактовать такое невольное возрастание роли государства в рыночных реалиях? Мировой опыт предыдущих подобных финансовых кризисов свидетельствует, что для развивающихся стран, которые хотят запрыгнуть на новую волну экономического роста, действительно открывается окно возможностей (the window of opportunities), но для его реализации необходимо иметь норму накопления не 20-23%, как в России, а выходить на 35-40% нормы накопления к валовому внутреннему продукту (ВВП). И столь масштабный импульс рынок сам по себе дать не может, следовательно, необходимо директивное вмешательство государства в механику неизбежного накопительного процесса.

В реализации грядущих структурных изменений и с учетом прямого вмешательства в этот процесс реструктуризации государственных институтов особое место займет банковский сектор. Действительно, если рассматривать финансовые возможности с разных сторон как источников, то со стороны налогово-бюджетного механизма они не велики, а вот со стороны денежно-кредитного механизма эти возможности представляются колоссальными. Однако работоспособные механизмы финансирования экономического роста через систему Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) отсутствуют, поскольку они не прописаны отчетливо в учредительных документах1. Не заложен также какой-либо понятный механизм ни в схемы кредитования структурных изменений, ни в долгосрочные целевые программы и проекты2.

Федеральный закон о ЦБ РФ, разумеется, следует совершенствовать и далее, поскольку главный финансовый регулятор России не отвечает за экономическую динамику страны в отличие, скажем, от Федеральной резервной системы (ФРС) США3, у которой эта динамика прописана на самом видном месте. Особенно данное положение выделено в уставах 12 региональных отделений уполномоченных банков ФРС как доктрина — поддержание баланса между интересами коммерческих банков (КБ) и коренными общенациональными интересами.

Но локомотивная, казалось бы, роль российских банков в экономическом развитии державы, кроме уже сказанного, заметно осложнена качеством оказываемых финансовых услуг клиентуре, потребителям в самом широком смысле, которое (качество) по итогам дискуссий на Всемирном экономическом форуме в Давосе 2013 г. оказалось где-то на 60-м месте, между Колумбией и Венесуэлой, но, между прочим, после Украины4.

1 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Дата обновления: 4 марта 2011 г.

2 The World Economical Davos Forum: Global Risks, 2013. Eighth Edition. http://www.weforum. org/issues/global-risks/ (дата обращения: 22.04.2015).

3 The Federal Reserve System, FED — создана 23 декабря 1913 г. как независимое федеральное агентство для выполнения функций Центрального банка США и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Америки [Электронный ресурс]. «http://federalreserve.gov (дата обращения: 18.03.2015).»

4 Сайт Creday.com [Электронный ресурс]. http://www.creday.com/credit/zakon_obipoteke_ zaloge_nedvij.php (дата обращения: 23.04.2015).

2 Перечисленные обстоятельства напрямую связаны с особенностями той денеж-^ но-кредитной политики, которая до сих пор проводилась в течение последних о 16 лет и продолжает проводиться в нашей стране. Денежная масса эмитируется о главным образом под покупку иностранной валюты (в режиме валютных интервен-го ций ЦБ РФ), поэтому все серьезные банковские кредиты — это либо продукты х государственных банков (точнее, банков с государственным участием), либо это н- иностранные кредиты, которые перевариваются российскими негосударственными < (уполномоченными) коммерческими банками.

т Правда, с начала 2000-х гг. наблюдается и противоположный процесс многократного роста потоков российских прямых инвестиций за рубеж, кредитуемых отечественной банковской системой и превысивших только в 2012 г. 70 млрд долл. [6, с. 105]. Уже в 2014 г., как сообщается в отчете АСБ (Агентство по страхованию вкладов)1, россияне забрали из банков 1,3 трлн руб. Тем не менее за этот же год вклады населения в банках выросли на 9,4%, до 18,55 трлн руб., но это увеличение было обеспечено валютной переоценкой.

2. Процентная ставка — цена кредита. Тем не менее прибыли российских банков за этот же период непрерывно росли. Искренне порадоваться аналитику за успешных отечественных банкиров мешает одно обстоятельство: рекордные показатели получены главным образом за счет взвинчивания кредитных ставок (конгруэнтных с ключевой ставкой ЦБ), загоняющего в депрессивное состояние всю остальную экономику [8]. Но разработка сравнительно новых (они же — относительно старые) механизмов кредитования не является панацеей в деле экономического развития страны, и здесь следует обратиться к явно привлекательному опыту Германии, Америки, Китая, где практически всюду основным движущим стержнем развития является банковская деятельность, использующая проектное финансирование [4], а вовсе не универсальные принципы кредитования.

По страницам СМИ и солидных экономических журналов кочует сакральная цифра в 600 млрд долл., необходимая на модернизацию, или реконструкцию, или новую индустриализацию отечественной экономики. Но возникает закономерный вопрос — те самые 500 млрд долл., которые российские заемщики уже взяли за границей, не могло ли наше денежное хозяйство и денежные власти сгенерировать такой же объем кредитного предложения, который сегодня фактически передан зарубежным источникам кредитования, о чем постоянно пишет и убедительно говорит проф. О. Г. Дмитриева2 [3]?

Чрезвычайно актуальным вопросом для всей российской экономики является оценка перспектив ее устойчивого развития, в том числе ее важнейшего сектора — банковской системы. От решения этого вопроса зависят стабильность банковского сектора и возможность совершенствования банковской системы в целом. Терминологически, по сравнению со стабильностью и надежностью, устойчивость представляет собой более широкое понятие и подразумевает комплексность условий и мер, при котором финансово-кредитная организация выполняет свои функции и обязательства перед другими экономическими субъектами, с которыми она взаимодействует в рыночном пространстве и на финансовых рынках.

Поиск путей повышения результативности и эффективности деятельности банковской системы в связи с последствиями международного финансового кризиса лежит в плоскости обстоятельного изучения мировых тенденций и закономерностей

1 dp.ru. № 46. 26/03/2015. С. 3: [Электронный ресурс]. http://www.dp.ru/.

2 Заслуживающий всяческого доверия автор доказывает, что эскалация российских заимствований при одновременном пополнении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приводит к наложению негативных последствий профицитно/дефицитного бюджета, т. е. искусственному торможению экономического роста, но безудержному увеличению государственного долга и расходов на его обслуживание.

развития банковского бизнеса, обоснованного проецирования их на российскую g экономическую действительность и умелой адаптации трендовых эффектов к по- | стоянно меняющимся условиям банковской среды и ставшей весьма заметной о инфляции. Характеристика составляющих последней нашла отражение на рис. 1, о а сводный индикатор стремительно приближается к параметрам инфляционной m динамики Белоруссии и Украины (см. рис. 2). х

Здесь в качестве иллюстрации происходящего можно выделить следующие обще- н мировые тенденции, касающиеся банковского сектора: базирование всей деятель- «с ности на самых современных IT-технологиях; безостановочное совершенствование m традиционных и внедрение новых способов и приемов взаимодействия с клиентами и оказания им всего спектра банковских услуг (расширение сети супермаркет-банков, установка киосков-автоматов мультимедиа, использование глобальной сети Интернет и пр.); активизация банковской деятельности на рынке ценных бумаг, драгоценных металлов и недвижимости.

Одной из ключевых российских тенденций для 2014 г. главный экономист и известный стратег Дойче Банка в России Я. Лисоволик (J. Lisovolick) назвал консолидацию банковского сектора, санацию и отзыв лицензий у недобросовестных коммерческих банков (КБ)1. Еще одним важным трендом прошлого года стали попытки ЦБ РФ охладить интенсивность розничного кредитования в стране, которые происходили на фоне продолжающегося роста объема «плохих» (они же «токсичные», они же «ядовитые») долгов2. По мнению автора данной статьи, ЦБ РФ будет в 2015 г., как и в прошлом году, достаточно активно и регулярно отзывать лицензии у банков или отправлять их на санацию, но уже с куда меньшей регулярностью.

Тем временем ситуация на рынке кредитования продолжает усугубляться. На начало февраля 2015 г. граждане РФ должны в общей сложности более 11 трлн руб.; 730 млрд из них — просроченные к возврату суммы, а 89% всех долгов — это потребительские кредиты, самые короткие, самые необеспеченные, с самыми высокими процентами. Остальное — это ипотечное и жилищное кредитование, и долги банкам превысили уровень кризисного 2009 г.3. К началу мая 2015 г. доля просрочки по банковским кредитам выросла до рекордных 7,22%, достигнув 780,6 млрд руб., несмотря на замедление темпов кредитования. С начала 2015 г. просроченные долги выросли на 17,0%; за г. (с конца апреля 2014 по конец апреля 2015 г.) — в 1,5 раза, как указывается в обзоре, опубликованном крупнейшим коллекторским агентством Sequoia credit consolidation4: «В 2009 г. доля просроченных долгов не превышала 7,0%», что в целом соответствует значениям на рис. 4.

На рынке банковских услуг может продолжиться рост финансовых пирамид по схеме РЕПО (от англ. REPO — repurchase agreement, или repurchasing operations), размеры которых уже находятся на рекордных уровнях5. Представляется оценочно,

1 Максимедия. Ваш финансовый помощник: [Электронный ресурс]. URL: http://dengi.maxi-media.ru/ (дата обращения: 20.04.2015).

2 В настоящее время вынашивается идея создания в РФ на базе Внешэкономбанка специального банка плохих долгов по примеру выкупа долгов в Южной Корее после кризиса 2008-2009 гг., а также посткризисной Ирландии. Таким образом, ВЭБ может превратиться в своеобразного мегаколлектора.

3 Российская газета. 07.05.2015. № 97 (6668). С. 33.

4 Сайт коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн»: [Электронный ресурс]. http://sequoia.ru/info/about/ (дата обращения: 12.05.2015).

5 РЕПО — вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене и в установленный срок, т. е. операции РЕПО являются инструментом предоставления ликвидности банковскому сектору под залог ценных бумаг. Обратное РЕПО (reverserepo) — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи. Таким образом, договор РЕПО представляет

о <

Рис. 1. Динамика инфляционных компонент в РФ за период 2007-2014 гг., %: I — продовольственная компонента; II — непродовольственная; III — услуг; ИПЦ (CPI). Оценки Росстата и экспертов World Bank по состоянию на 01.03.2015 г.

Украина Белоруссия Россия Турция Казахстан Бразилия Норвегия Канада США

Великобритания

О 5 10 15 20 25 % годовых

Рис. 2. Распределение отдельных стран по приросту ИПЦ в декабре 2014 г., %. Источник данных: Росстат.

собой сделки двух видов: это операция с наличными ценными бумагами сегодня плюс форвардный контракт на эти же активы в будущем. На начало операционного дня 01.04.2014 г. суммарная задолженность кредитных организаций перед ЦБ РФ по операциям прямого РЕПО составила 1 трлн 936 млрд 301,8 млн руб. [http://quote.rbc.ru/news/cur/2014/07/02/34178307. html]. Операции РЕПО на постоянной основе проводятся ЦБ РФ ежедневно по рабочим дням по фиксированным процентным ставкам. Аукционы РЕПО с минимальной процентной ставкой проводятся по утвержденному расписанию. Через год суммарная задолженность кредитных организаций по операциям РЕПО перед ЦБ РФ на начало операционного дня 01.04.2015 г. по операциям прямого РЕПО, соответственно, возросла до 2 017 793,4 млн руб., что следует из материалов ЦБ РФ. Требования ЦБ РФ к кредитным организациям по отдельным операциям РЕПО на указанную дату официально составляют: по операциям на аукционной основе 1 910 803,6 млн руб.; по операциям с фиксированной ставкой 106 989,8 млн руб. [http://

что доля средств ЦБ РФ в пассивах банковского сектора превысила на начало 2 2015 г. 11%. Как развивались события с использованием прямого финансового | инструмента РЕПО до этого момента, фрагментарно показано на рис. 3. о

3. Уменьшение количества кредитных организаций на рынке банковских о услуг — это сложившийся, вынужденный, но набирающий обороты тренд. т И банковское сообщество в лице члена-корреспондента РАН, президента Ассоци- х ации российских банков Г. А. Тосуняна (высказано 15 апреля 2015 г. в Санкт- н Петербурге на VI Международной научно-практической конференции «Архитектура «с финансов: геополитические дисбалансы и потенциал развития национальных фи- т нансовых систем») предполагает потерю 33-35 лицензий в 2015 г., хотя по состоянию на 26 апреля 2015 г. их уже 20.

Если в 2013 г. произошел отзыв 44 лицензий у кредитных организаций, а в 2014 г. уже 95, что является максимальным значением с 1999 г.1, то ускорение процесса налицо, а «упорядочение» банковской системы и новая структуризация рынка неизбежно ведут к дальнейшему переводу вкладов лиц на счета крупнейших банков. Эти банковские структуры являются бенефициарами (выгодоприобретателями) всяческих выгод от трудностей сложившейся экономической ситуации, а средние и мелкие вынуждены по-разному консолидировать свою деятельность для сохранения на рыночном плаву. При этом санаций коммерческих банков в 2014 г. зафиксировано всего 11, что до чрезвычайности мало2. Общая динамика этого процесса на рынке банковских услуг показана на рис. 5.

Главной причиной происходящих событий служит особое текущее состояние национальной экономики, имеющей признаки рецессии, т. е. специальной схемы падения темпов роста макроэкономических показателей. В связи с отзывом лицензий уже многих КБ приток депозитных вкладов в «почти» государственные банки и в банки с государственным участием значительно увеличился, как, соответственно, и ареал банковского обслуживания кредитно-финансовых операций.

4. Практика оценочной деятельности банковских структур при их ликвидации, слиянии и поглощении. Консолидация является важным инструментом в рациональном преобразовании банковского сектора, и частота использования регулятором ЦБ данного инструмента оказывается главным индикатором состояния сектора. Такой инструмент традиционно превращался в орудие денежных властей при концентрации банковского капитала. Большинство специалистов, как отечественных, так и зарубежных, связывают понятие консолидации именно с процессом слияния и поглощения.

В результате учета и согласования существующих позиций различных экспертов относительно экономической сути консолидации можно сделать промежуточный вывод, что консолидация — это процесс, в котором происходит объединение и укрупнение банковского бизнеса через схемы поглощения и слияния самостоятельных банковских структур [1]. Однако представляется, что эти процессы нуждаются в пристальном наблюдении со стороны государства и в содержательном анализе, проводимом научным сообществом.

Потребность в рыночной оценке банковского бизнеса, активов и пассивов кредитно-финансовых институтов возникает и в тех случаях, когда они становятся потенциальными или реальными объектами рыночных процессов и сделок — купля-продажа, ликвидация, приватизация, акционирование, передача в доверительное управление и пр. В частности, оценка бизнеса отдельно взятого КБ необходима

quote.rbc.ru/news/fond/2015/04/01/34339830.html.].

1 ИА «Банки.ру»: [Электронный ресурс]. http://www.banki.ru/banks/memory (дата обращения: 26.04.2015).

2 Сайт Ассоциации российских банков: [Электронный ресурс]. http://arb.ru/arb/press-on-arb/garegin_tosunyan_vystupil_na_nauchno_prakticheskoy_ konferentsii_v_sankt_peterbur-9907114/ (дата обращения: 19.04.2015).

Рис. 3. Задолженность кредитных организаций по операциям прямого РЕПО перед ЦБ РФ поквартально за период 2008-2011 гг., млн руб.

Источник: ЦБ РФ http://www.cbr.ru/dkp/print.aspx?file=mon_sphere/12-09.htm&pid=dkp&sid.

8 6 4 2 О

02.08 11.09 07.11 03.13 12.14

%

■ Кредиты нефинансовым организациям

■ Кредиты физ лицам

Рис. 4. Доля просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам за 2008-2014 гг.

Источник: ЦБ РФ [8].

о <

Рис. 5. Движение кредитных организаций на рынке банковских услуг РФ за период 1988-2014 гг.

Источники: ЦБ РФ; расчеты АЦ «Эксперт Урал».

для выбора обоснования варианта его реструктуризации, повышения эффективности управления его активами и максимизации комплексной ценности, полезности конкретной банковской структуры для финансового рынка.

Особенность рыночной оценки стоимости КБ заключается в том, что она осуществляется на «стыке» теории и практики кредитно-банковского дела и оценки стоимости учреждений банковского бизнеса. В этой связи одним из теоретических вопросов становится выяснение сущности, содержания и форм проявления такой экономической категории, как рыночная стоимость экономического субъекта применительно к традиционной банковской структуре. И, если уже накоплен известный опыт расчета денежных потоков, составления прогноза доходно-расходной части, определения ставки дисконта для оценки КБ как целостного бизнеса, оценки его материальных активов и отдельных видов нематериальных активов, подбора аналога и др., то более-менее приемлемые методики оценки стоимости специфических банковских активов еще нуждаются в дальнейшей теоретической и практической разработке [5].

Консолидацию экономических субъектов банковского сектора можно рассматривать как процесс объединения и укрупнения капитала кредитной организации, как определенный этап развития последней, когда разработка банковской стратегии обуславливается воздействием разнообразных, учтенных в анализе факторов. Эти факторы могут быть как внутренними, например достижение синергетического эффекта, так и внешними факторами с разным уровнем риска, к примеру, политическими. В качестве иных внешних факторов процесса могут выступать причины общеэкономического порядка и отраслевого аспекта, а также законодательные инициативы.

Так, в противовес деятельности недобросовестных банков Президент РФ подписал 23 июня 2014 г. поправки в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недви-

2 жимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. Эти поправки предусматривают возможность ^ погашения записи, сделанной на основании заявления залогодержателя, в случае о реализации залога путем взыскания во внесудебном порядке. То есть в законе «Об о ипотеке (залоге недвижимости)» в редакции 2014 г. подчеркивается, что если за-го емщик отказался по какой-либо причине выплачивать ипотечный кредит, по за-х явлению банка-кредитора имущество, которое заложено по ипотеке, выставляют н- на продажу. Причем, если стороны будут обоюдно согласны, заложенное при на-< ложении взыскания имущество могут выставить на продажу по цене меньшей, чем т та, которую они указали в договоре ипотечного кредитования.

По мнению специалистов банковского сектора, такая форма аукциона способствует достижению большего экономического результата при реализации заложенного имущества, происходящего в период кризиса. Кроме того, это повышает заинтересованность залогодержателя к применению рыночного механизма реализации имущества, что положительно отразится на развитии залогового кредитования1. Иными словами, поправки к ФЗ созданы и внесены в правовое поле как нормы для операционных удобств и кредиторов, и самих заемщиков. Когда цены на недвижимость падают, реализация жилых помещений даже по остаточной кредитной стоимости, то есть за минусом средств, которые заемщик уже оплатил, все равно превысит ее рыночную стоимость в кризисный период.

Кроме того, изменения, коснувшиеся ФЗ, уточняют особенности ипотеки зданий, сооружений, прочих нежилых помещений. Согласно законодательству, недвижимое имущество передается в залог, только если у заинтересованного лица в отношении него уже зарегистрировано право собственности. Правда, пояснительная записка к нормативному документу не гарантирует в полной мере защиту законных интересов кредитора при одновременной регистрации права собственности с обременением в виде залога. Хотя в отношении ипотеки жилья предусмотрен именно такой порядок. В частности, объекты жилфонда и земельные участки, приобретенные за счет средств банка, находятся в залоге со дня регистрации права собственности. В этом случае интересы кредиторов находятся под защитой закона.

С точки зрения публичного права различия в правовых статусах жилых помещений, объектов нежилой, инфраструктурной недвижимости и земельных участков отсутствуют, поскольку все эти объекты недвижимости могут быть предметом залога в равной мере. Реализация данных поправок в законодательство расширит возможности предпринимателей в получении кредитов под залог нежилых помещений и пр. Наряду с этим усовершенствуются и правила оформления ипотеки, влияющие на цивилизованные отношения между кредиторами и предпринимателями.

Но стоит уделить особое внимание и внутренним факторам, которые влияют на процесс указанной консолидации. В качестве этих факторов стоит выделить финансово-экономическое состояние КБ, а также состояние потенциального банка-приобретателя, потому как банк, затевающий дружественное поглощение другой организации, берет на себя не только финансовые и иные риски, но и также взятые обязательства организации, которую он приобретает.

Предполагается, что поглощение или слияние банков может преследовать ряд тактических и стратегических целей. К последним целям можно отнести укрепление позиций на рынке банковских услуг и повышение собственной и средовой конкурентоспособности. К социальным целям относятся такие процессы, как удовлетворение потребностей многообразной банковской клиентуры. Под экономической целью следует понимать достижение эффекта синергии, вызванного взаимодополняемостью специфических активов сливаемых банков [7].

1 Creday.com [Электронный ресурс]. http://www.creday.com/credit/zakon_obipoteke_zaloge nedv¡j.php. (дата обращения: 23.04.2015).

Особую важность для банков в связи с отголосками международного финансо- g вого кризиса имеет приобретение новой клиентуры и, что очень важно, сохранение | уже имеющейся. По расчетам западных аналитиков банковской сферы, сохранение о имеющихся клиентов составляет лишь 30% стоимости приобретения новых. По о данным опросов, 70% клиентов отказываются от услуг банка преимущественно m из-за неудовлетворительных расценок, тарифов и низкого качества предлагаемых х услуг. Предложение западными кредитными институтами банковских продуктов в н режиме Online с использованием различных технических устройств и телекомму- «с никационных линий связи позволяет им сохранять свой имидж и популярность1. m

Если исходить из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России, политики Правительства РФ и ЦБ РФ по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности крупнейших отечественных банков, можно формировать и предлагать к реализации разнообразные проекты не только повышения эффективности деятельности в связи с последствиями международного финансового кризиса, но и комплекс мер по повышению устойчивости всей банковской системы.

Финансово устойчивым является такой КБ, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам, как и любой экономический субъект. В финансовой деятельности главным являются правильная организация и использование оборотных средств КБ. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств, банковских активов уделяется основное внимание.

5. Санация или ликвидация КБ — что предпочтет рынок? А может быть, все-таки, это дело государства? Одной из наиболее важных функций управления экономическим субъектом является финансовый анализ, выявляющий аномалии в развитии изучаемого субъекта, что в отдельных случаях предполагает его санирование, а не ликвидацию.

Термин санация происходит от латинского sanare — оздоровление, выздоровление. «Большой экономический словарь» толкует это понятие, как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может происходить путем слияния предприятия, которое находится на границе банкротства, с мощной компанией; выпуском новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; увеличением банковских кредитов и предоставлением правительственных субсидий; преобразованием краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной куплей государством акций предприятия, которое находится находится в неустойчивом предбанкротном положении.

Предупреждение банкротства еще не означает оздоровление и полный выход КБ из кризисного состояния. Приведенный перечень мероприятий является неполным и не раскрывает в достаточной степени принципиальных методологических подходов к выбору тех или других форм санации. Некоторые из отечественных авторов с санацией отождествляют лишь мероприятия по финансовому оздоровлению КБ, которые реализуются с помощью посторонних юридических или физических лиц и которые направлены на предупреждение объявления КБ-должника банкротом и его ликвидации2.

1 Creday.com: [Электронный ресурс]. http://www.creday.com/credit/zakon_obipoteke_zaloge_ nedv¡j.php. (дата обращения: 23.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Инструкция Центрального банка РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

2 Из приведенного спектра дефиниций относительно сущности понятия санации ^ можно синтезировать единое определение, которое вберет в себя рациональное о зерно каждого из приведенных вариантов. Санация — это система финансово-о экономических, производственно-технических, организационно-правовых и соци-го альных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платеже-х способности, ликвидности активов, прибыльности КБ-должника в долгосрочном н- периоде, по крайней мере, превышающем 5 лет. Другими словами, санация — это < совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести КБ к фига нансовому оздоровлению. Представленное определение воплощает комплексный подход к рассматриваемому понятию, является универсальным и всесторонне освещает экономическую сущность санации предприятий. Для более полного раскрытия содержания санации следует конкретизировать виды мероприятий, которые проводятся в границах финансового оздоровления КБ.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера, которые описывают именно такие отношения, что возникают часто в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления КБ. Источниками финансирования процедуры санации могут быть средства, привлеченные как на условиях займа и/или на правах собственности, так и на поворотной или невозвратной основе1.

Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, возобновления или сохранение ликвидности и платежеспособности КБ, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов. В системе стабилизационных мер, направленных на вывод КБ из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. С юридико-технической точки зрения, санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению КБ, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления КБ-должника банкротом и его ликвидацию [9]. Сегодня кандидатом на санацию является каждый шестой КБ в силу своей непреодолимой убыточности и/или хронически низкой рентабельности, что поясняет рис. 6.

В условиях рыночной экономики санация КБ обладает значительным экономическим потенциалом, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации КБ. Санация финансово-кредитной организации проводится в трех основных случаях: а) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если КБ в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе; б) если же сам КБ, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно формулирует условия своей санации; и, наконец, в) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить свои требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В вариантах б) и в) предусматривается проведение мероприятий по санированию одновременно с судебным делопроизводством о банкротстве КБ в случае консенсуса собрания кредиторов в отношении как сроков выполнения требований каждого из них, так и перевода долгов на установленных юридических лиц.

Самый широкий спектр форм санаций и возможностей законодательно прописан в варианте а), когда непосредственно санационную процедуру инициирует сам КБ, оказавшийся в кризисном состоянии, но до момента возбуждения делопроизводства о банкротстве. В подобной ситуации формируются наилучшие

1 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Дата обновления: 4 марта 2011 г.

2004 2005 2008 2010 2012 2014 % млрд руб

■ Рентэбе льн оать капитала* ■ Доля уб ыточных банков

■ Чистый финансовый результат (правая шкала)

Рис. 6. Масса и норма прибыли в банковской системе РФ за период 2004-2014 гг. Источник: расчеты по данным ЦБ РФ.

условия антикризисного управления КБ, что в наибольшей мере отвечает интересам и целям функционирования самого КБ, позволяет эффективно применять достаточно сложную технику и довольно болезненную операцию финансового оздоровления, повышения экономической устойчивости на всех этапах подобного управления, а также служит определенным профилактическим мероприятием упреждающего характера.

На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации КБ принимается принципиальное решение о проведении санации. Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации КБ не всегда достигает своих целей, и кризисное финансовое состояние КБ продолжает углубляться. Действительно, в краткосрочном прогнозном периоде в сегменте рублевых корпоративных кредитов размер токсичных долгов, как отмечают специалисты Сбербанка, достигнет своего пика к середине 2016 г., а прогнозируемый уровень просрочки будет еще выше, нежели в предыдущий кризис 2008 г., как это показано пунктирами на рис. 7.

Возможность осуществления санации определяется реальными перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития КБ при оказании ему существенной внешней помощи на этапе оздоровления. Если по результатам серьезной аналитики такая перспектива установлена, то инициируемая КБ санация в конкретном случае должна получить подлинную (искреннюю и действенную) поддержку ЦБ РФ, Ассоциации российских банков. Только при подобном стечении обстоятельств санация конкретного КБ имеет шансы на успех.

Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя ее предстоящие направления и формы. В зависимости от принципиального подхода к делу различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации КБ. Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности КБ, обеспечи-

01.08 02.10 03.12 04.14 06.16 доля просроченных кредитов, % портфеля

* Нефинансовым компаниям в рублях —Прогноз ■ Нефинансовым компаниям в валюте —Прогноз

Рис. 7. Анализ и прогноз «плохих долгов» в сегменте рублевых корпоративных кредитов

за период 2008-2016 гг.

Источник: расчеты и прогноз М. Матовникова (Сбербанк России) по данным ЦБ РФ.

вающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации КБ.

Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности КБ, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет повышения эффективности банковских операций. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступательная концепция санации кредитных институтов не противоречит основным принципам общей стратегии экономического развития КБ.

В зависимости от масштабов кризисного состояния КБ, идентифицированных в процессе диагностики глубины банкротства, и принятой концепции санации различают основные направления ее осуществления. Тот механизм, с помощью которого достигаются основные цели оздоровления банковской структуры, характеризуется непосредственно формой санации. Конкретные ее формы определяются в рамках избранного КБ направления санации с учетом особенностей банковской деятельности субъекта, результатов диагностики кризисной ситуации и рекомендованной техники антикризисного управления экономических субъектов.

Выводы

1. Механизм, с помощью которого достигаются основные цели санации, характеризуется непосредственно ее формой из рекомендованного широкого спектра антикризисных мероприятий. При этом форма может уточняться в рамках конкретного направления санации, избранного КБ. Например, санация, направленная на рефинансирование долга КБ, может носить такие формы: государственное льготное кредитование; целевой банковский кредит; перевод долга на другое юридическое лицо.

2. Если властные структуры действительно имеют намерение создать работоспособ- 2 ный механизм финансирования прогрессивных структурных изменений в россий- | ской экономике, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на совершен- о ствование механизмов государственного кредитования и рефинансирования КБ, о а также перейти к гибкой системе денежного предложения с регулирующей ролью т процентной ставки — цены кредита [7]. И важнейшую роль здесь должны играть х настоящие институты развития, которые располагают четкими планами и меха- н низмами ответственности за достижение этих планов. Следовательно, необходи- «с мо совершенствовать основы правоустанавливающей и правоприменительной т практики реализации экономических отношений в российском рыночном пространстве.

3. В этом смысле законотворческая инициатива Минфина РФ, внесшего ряд поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности» в конце июня 2014 г., вызывает большой интерес. Поправки предусматривают, что госкомпании и госкорпорации, многие частные структуры и торговые сети смогут открывать счета и депозиты1 только в госбанке и ВЭБе, а также в российских частных банках (ограниченный круг КБ) с собственным капиталом не менее 16,5 млрд руб., что носит явно патерналистский характер, направленный на защиту средств отечественных стратегических компаний, сохранение бизнеса в реальном секторе экономики и защиту от возможных санкций2.

4. Более того, работа над повышением сохранности государственных средств в российских банках, начатая изначально в целях необходимой расчистки рынка банковских услуг от сомнительных и неустойчивых игроков, находится в своей заключительной фазе. Но параллельно этому, очевидно, положительному процессу и, как следствие его, идет продуцирование новых угроз национальной экономике, которые можно будет обсудить в будущих публикациях.

Литература

1. Банковское дело: розничный бизнес: Учеб. пособие / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кро-ливецкой. М.: КНОРУС, 2010. 164 с.

2. Глазьев С. Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. С. Ю. Глазьева, В. В. Харитонова. М.: Тровант, 2009. 366 с.

3. Дмитриева О. Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. 2013. № 3: [Электронный ресурс]. http://www.vopreco.ru (дата обращения: 20.04.2015).

4. Жарковская Е. П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: Учебник. М.: Омега-Л, 2010. 322 с.

5. Коупленд Т., Коллер Т., МурринД. Стоимость компаний. Оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 564 с.

6. Кузнецов А. Закрепление на занятых позициях // Эксперт. 12-18 ноября 2012. № 45 (827). С. 104-110.

7. Цацулин А. Н. Экономический анализ: Учебник. Т. 1. СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2012. 924 с.

8. Цацулин А. Н., Мухамадиева Ю. Р. Пути повышения эффективности банковской деятельности // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Т. 5. Вып. 2 (14). 2014. С. 150-162.

9. Черкасов В. Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Консалтбанкир, 2005. 432 с.

1 В 2013 г. госкомпании разместили на банковских депозитах 720 млрд руб. [10, с. 8]. Инициатором ужесточения критериев отбора кредитных организаций для размещения в них средств госкомпаний выступил в конце 2013 г. Главный регулятор в связи с тем, что госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» потеряла в, казалось бы, устойчивом КБ Инвестбанке ни много ни мало 1,5 млрд руб.

2 Коммерсантъ. 27.06.2014. № 109. С. 8.

10. Шестопал О. и др. У госкомпаний отбирают банки // Коммерсант. 21.02.2014. № 30. С. 1-8.

References

CD

x 1. Banking: retail business [Bankovskoe delo: roznichnyi biznes]: tutorial / under edition of ^ G. N. Beloglazova, L. P. Krolivetskaya. M.: KNORUS, 2010. 164 p. (rus)

o 2. Glazyev S. Yu. Nanotechnologies as a key factor of new technological way in economy [Na-^ notekhnologii kak klyuchevoi faktor novogo tekhnologicheskogo uklada v ekonomike] / Under

the edition of S. Yu. Glazyev, V. V. Haritonov. M.: Trovant, 2009. 366 p. (rus)

3. Dmitrieva O. G. Deformation of the budgetary policy and debt management owing to formation of stabilization funds [Deformatsiya byudzhetnoi politiki i upravleniya dolgom vsledstvie formirovani-ya stabilizatsionnykh fondov] // Questions of Economics [Voprosy ekonomiki]. N 3. 2013. http:// www.vopreco.ru. (date of the address 20.04.2015). (rus)

4. Zharkovskaya E. P. Financial analysis of activity of commercial bank [Finansovyi analiz deyatel'nosti kommercheskogo banka]: textbook. M.: Omega-L, 2010. 322 p. (rus)

5. Copeland T., Koller T., Murrin J. D. Valuation. Measuring and Managing the Value of Companies [Stoimost' kompanii. Otsenka i upravlenie]. M.: Olympe-business [Olimp-Biznes], 2005. 564 p. (rus)

6. Kuznetsov A. Fixing on the taken positions [Zakreplenie na zanyatykh pozitsiyakh] // Expert. November 12-18. 2012. N 45 (827). P. 104-110. (rus)

7. Tsatsulin A. N. Economic analysis [Ekonomicheskii analiz]. Textbook. V. 1. SPb.: Publishing house of SZIU of RANEPA [Izd-vo SZIU RANKhiGS], 2012. 924 p. (rus)

8. Tsatsulin A. N., Mukhamadieva Yu. R. Ways of increase of efficiency of bank activity [Puti povysheniya effektivnosti bankovskoi deyatel'nosti] // Scientific works of SZIU of RANEPA [Nauchnye trudy SZIU RANKhiGS]. V. 5, 2 (14). 2014. P. 150-162. (rus)

9. Cherkasov V. E. The financial analysis in commercial bank [Finansovyi analiz v kommercheskom banke]. M.: Consultbanker [Konsaltbankir], 2005. 432 p. (rus)

10. Shestopal O., etc. The banks are taken away from state companies [U goskompanii otbirayut banki] // Kommersant. 21.02.2014. N 30. P. 1-8. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.