ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
консолидация в банковском секторе: финансовый кризис и новое финансовое законодательство
А.Г. АКСАКОВ, депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России
(Ассоциация «Россия»)
кризис и текущая ситуация в банковском секторе. В настоящее время российская финансово-банковская система проходит испытание на прочность. В условиях мирового финансового кризиса, обострения кризиса ликвидности и снижения уровня доверия к контрагентам происходит накопление кредитных рисков.
Воздействие внешних шоков оказало крайне негативное влияние на ситуацию на российском рынке ценных бумаг и характер поведения банков и их клиентов, ударило по темпам роста рынка страхования и таким образом отразилось на динамике деятельности финансовых организаций.
В течение нескольких месяцев уровень капитализации российских компаний упал почти на 75 %. По итогам первого полугодия текущего года темпы роста практически всех показателей банковского сектора снизились, хотя и продолжают оставаться на уровне выше средних по российской экономике в целом. Временные затруднения с ликвидностью в ряде банков не вызвали «эффекта домино», однако, подорвали уровень доверия внутри банковской системы и привели к остановке рынка межбанковского кредитования. Купирование этой ситуации стало возможным благодаря своевременным действиям Банка России, который, опираясь на новые законодательные возможности, использовал широкий арсенал средств для поддержания уровня ликвидности на достаточном уровне.
На протяжении последних лет российская финансовая система находилась в фазе интенсивного подъема. Так, за период с 2003 по 2008 г. совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 до 20,1 трлн руб., или в 5 раз, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным резуль-
татом. Темпы роста финансового сектора заметно опережали динамику практически всех отраслей и сфер российской экономики. Благодаря этому повысилась степень насыщенности нефинансового сектора банковскими услугами. Отношение активов банковской системы к ВВП увеличилось с 38,1 % в 2003 г. до 61 % к началу 2008 г. Капитализация российских акций по состоянию на май 2008 г. превысила 1 трлн долл., объемы рынка рублевых корпоративных облигаций составили 1,6 трлн руб. Значительный рост продемонстрировал биржевой срочный рынок (фьючерсы и опционы). Однако это впечатляющие развитие происходило в условиях острого дефицита внутренних долгосрочных финансовых ресурсов.
В структуре активов банковского сектора доминирующее место прочно заняло кредитование нефинансового сектора, в том числе населения, на ссуды которому приходится более 20 % совокупного кредитного портфеля. Ресурсная база коммерческих банков, хотя и характеризуется дефицитом долгосрочных и устойчивых пассивов, тем не менее становится все более диверсифицированной за счет привлечения средств предприятий и населения. Заметно повысилась в последние годы инвестиционная привлекательность российской банковской системы, что нашло отражение в высоких темпах роста собственных средств и доли нерезидентов в совокупном уставном капитале. Благодаря нововведениям Банка России по упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов, улучшается ситуация с доступностью финансовых услуг для населения и предприятий малого бизнеса. Весомую роль в изменении масштабов и структуры финансовой деятельности сыграла и продолжает
играть конкурентная среда, побуждающая участников рынка финансовых услуг развивать сеть точек продаж, расширять продуктовые линейки, переходить на высокие стандарты обслуживания клиентов.
новая структура российского банковского сектора. По сути с принятием в течение октября-ноября комплекса актикризисных мер и новых законов Правительство и Банк России создали в банковском секторе новую конфигурацию, явно не закрепленную в законодательстве о банках и банковской деятельности. Формируются три четко выраженных слоя (группы) кредитных организаций.
Во-первых, выделена группа привилегированных банков с государственным участием. В отношении них многократно звучали высказывания высокопоставленных должностных лиц о безусловной надежности и устойчивости. В нарушение общих принципов равной конкуренции фактически произошло выделение данной группы коммерческих банков в «высшую группу» надежности. Более того, на первом этапе (в начале-середине октября) именно перед этими банками была поставлена задача борьбы с кризисом ликвидности и распределением государственных ресурсов в экономике. Эта задача не была ими выполнена.
В настоящее время к этой группе можно также отнести банки, которые пользуются особым доверием ЦБ. Это — банки, получившие право на 90 % гарантию со стороны ЦБ при межбанковском кредитовании своих партнеров. В эту группу вошли не только госбанки, но и несколько банков с иностранным участием, а также несколько крупнейших частных банков из первой десятки.
Во-вторых, с введением механизма беззалоговых аукционов выделилась группа банков, которые тем самым получили весьма широкий доступ к ликвидности (пока срочностью до шести месяцев, но возможно увеличение этого срока). Размер беззалоговых кредитов привязан к собственному капиталу банков, а критерии допуска банков к ресурсам выглядят искусственно — наличие кредитного рейтинга (изначально, от иностранных рейтинговых агентств). Число таких банков составило 116 и, видимо, в течение полугода может увеличиться еще на 50-70 организаций за счет добавления в этот список банков, имеющих рейтинги российских агентств.
Кстати, именно с данной категорией банков работают кураторы ЦБ. Это банки из первой-вто-рой сотни и небольшое число — из третьей сотни по размеру активов и капиталу.
Наконец, в третью группу попали небольшие банки, которые по сути оказались лишены какой-либо государственной поддержки. Речь идет о почти 700 кредитных организаций (не входящих в банковские группы), которые, как правило, успешно работали и работают на межрегиональном и региональном уровнях. Именно для данной группы банков особенно остро встали проблемы выживания, укрупнения и консолидации. Для почти половины из них, 300 банков, собственный капитал которых менее 180 млн руб., речь вообще идет о принудительном прекращении деятельности в течение следующих трех лет.
Можно сделать вывод, что банки из первых двух групп готовы выступать консолидаторами в банковском секторе. Банки третьей группы оказались в очень сложной ситуации. Таким образом, в условиях сжатия ликвидности и роста кредитных рисков в России в среднесрочной перспективе может сформироваться 150 — 200 банковских групп. При сохранении весьма небольшого числа самостоятельных небольших региональных банков (с капиталом от 180 до 500 млн руб.).
новое законодательство в сфере банковской консолидации. Условно уже предложенные и обсуждаемые в Правительстве и Парламенте законодательные меры можно разделить на пять групп:
1. Формирование и выделение финансовых ресурсов для консолидации.
2. Административное давление на банки в целях понуждения к слиянию и укрупнению.
3. Снятие существующих правовых барьеров для реорганизации и слияния.
4. Меры, направленные на восстановление доверия и решение системных проблем (страхование депозитов, поддержка МБК). Важно не потерять пассивную базу и доверие при консолидации.
5. Общие меры по поддержке банковского сектора. Здесь надо выделить меры по снижению нормативного давления на банки-санаторы.
ресурсы для консолидации. Механизмы выделения ресурсов для консолидации банковской системы получили закрепление в двух законах:
1) в Законе «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», принятом в середине октября;
2) в Законе «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», принятом в конце октября.
Одновременно с первым законом был принят закон о внесении изменений в ст. 46 Федерального
закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нововведения направлены на предоставление дополнительных мер государственной поддержки банкам и компаниям, оказавшимся в сложном финансовом положении в связи с ситуацией на мировых финансовых рынках.
В частности, принятые законопроекты предусматривают:
• предоставление Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — «Внешэкономбанк») государственных денежных средств в объеме до 50 млрд долл. США для целей рефинансирования кредитов, полученных российскими компаниями от иностранных организаций до 25 сентября 2008 г.;
• выделение государственных средств в сумме 950 млрд руб. для целей предоставления российским банкам субординированных кредитов;
• предоставление Банку России права предоставлять кредитным организациям, имеющим рейтинг рейтингового агентства не ниже определенного уровня, кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев.
Согласно закону о поддержке финансовой системы российским банкам планируется предоставить субординированные кредиты на общую сумму до 950 млрд руб.
Субординированные кредиты предполагается распределить среди банков следующим образом: Сбербанк — до 500 млрд руб., ВТБ — до 200 млрд руб., Россельхозбанк — до 25 млрд руб., другие банки — до 225 млрд руб.
Сбербанку кредиты будут предоставляться Банком России. Остальным банкам кредиты планируется предоставлять через Внешэкономбанк. Для этих целей на депозиты Внешэкономбанка будут размещены средства Фонда национального благосостояния на общую сумму не более 450 млрд руб. сроком до 31 декабря 2019 г.
Субординированные кредиты предполагается предоставить банкам на срок до 31 декабря 2019 года.
Субординированные кредиты предоставляются иным банкам при соблюдении следующих условий:
• банку должен быть присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для указанных целей, а также минимальные
показатели рейтинга определяются Внешэкономбанком;
• банк должен самостоятельно привлечь после 1 октября 2008 г. субординированный кредит от третьих лиц либо увеличить размер уставного капитала;
• ставка за пользование кредитами составляет 8 % годовых.
При этом объем предоставляемого Внешэкономбанком субординированного кредита не может превышать 15 % от величины собственного капитала банка по состоянию на 1 октября 2008 г.
Субординированный кредит может быть предоставлен, в том числе, путем приобретения Внешэкономбанком российских облигаций, выпущенных таким банком, либо еврооблигаций, выпущенных в пользу такого банка.
Закон о поддержке финансовой системы предоставляет также Банку России право заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России таким кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них по кредитам (займам), выданным другим кредитным организациям, у которых в период действия данного закона была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Предполагается, что данная мера должна помочь частично вернуть доверие между участниками межбанковского кредитного рынка и позволить более эффективно распределять денежные средства внутри банковской системы.
Банк России наделяется также правом предоставлять кредитным организациям кредиты без обеспечения на срок, не превышающий шесть месяцев. Требования к кредитным организациям, имеющим право на получение необеспеченных кредитов, включая требования к уровню их рейтинга, устанавливаются Советом директоров Банка России.
Закон об укреплении банковской системы по сути возвращает АСВ полномочия АРКО. Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством следующим путем:
1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка (т. е., более 75 %);
2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть;
3) приобретения в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка;
4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка;
5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
6) исполнения в соответствии с планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.
Интересно, что в начале октября, на первом этапе кризиса (в случае Связь-банка и Банка «Кит-финанс»), были задействованы средства госкомпаний с последующим привлечением средств ЦБ и ВЭБа.
Сегодня, в условиях разворачивания кризиса, основные источники средств для консолидации — эмиссия ЦБ и средства государственных фондов. Для целей оздоровления АСВ выделено 200 млрд руб.
В то же время во втором законе, который наделяет АСВ функцией по санации (финансовому оздоровлению) банков, выделяется также роль внешнего инвестора. То есть предполагается привлечение ресурсов сторонних внутренних и внешних доноров-инвесторов. Кто это будет? Кто располагает в России сегодня ресурсами ликвидности? Не понятно.
Понуждение к слиянию. 21 ноября Дума приняла в первом чтении закон, который фактически понуждает малые банки укрупняться или сливаться. Закон о повышении капитала малых банков, капитал которых не превышает 180 млн руб. Целью проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» является дальнейшее поэтапное повышение требований к минимальному значению собственных средств (капитала) для кредитных организаций.
Проектом предлагается, что в случае, если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 г. был менее 90 млн руб., банк обязан довести размер собственных средств (капитала) до указанного размера к 1 янва-
ря 2010 г., а к 1 января 2012 г. до 180 млн руб. Если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 г. был более 90 млн руб., но менее 180 млн руб., банк обязан довести размер собственных средств (капитала) к 1 января 2012 г. до 180 млн руб.
Одновременно проектом предлагается повышение минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых небанковских кредитных организаций, имеющих право осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, с 18 до 90 млн руб. При этом для небанковских кредитных организаций, не имеющих такого права, в целях сохранения условий для развития микрофинансирования сохраняется минимальный размер уставного капитала 18 млн руб. Законопроектом предусматривается повышение для кредитных организаций, ходатайствующих о расширении деятельности путем получения генеральной лицензии на осуществление банковских операций, минимального размера собственных средств со 180 до 900 млн руб.
По состоянию на 1 июля 2008 г. количество действующих банков составляло 1 080, из них 329 банков (30,5 % от общего количества) имеют капитал менее 180 млн руб., 175 банков (16,2 % от общего количества) — менее 90 млн руб.
В количестве действующих банков доля банков с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн евро на 01.01.2004 составляла 36 % (461 банк), на 01.07.2008 доля банков с капиталом свыше 180 млн руб. (эквивалент 5 млн евро из расчета 36 руб. за 1 евро) составляет 70 % (751 банк).
Количество банков с капиталом менее рублевого эквивалента 2,5 млн евро на 01.01.2004 составляло 580, или 45 % от количества действующих банков, на 01.07.2008 количество банков с капиталом менее 90 млн руб. составляет 175, или 16 % от количества действующих банков.
По состоянию на 01.07.2008 на долю банков с капиталом менее 180 млн руб. приходится 0,7 % активов по действующим банкам, 0,6 % ссудной задолженности, 0,7 % вкладов физических лиц, 0,9 % средств юридических лиц. На долю банков с капиталом менее 90 млн руб. по состоянию на 01.07.2008 приходится 0,2 % активов по действующим банкам, 0,1 % ссудной задолженности, 0,2 % вкладов физических лиц, 0,3 % средств юридических лиц. Размер вкладов в банках с капиталом менее 90 млн руб. на 01.07.2008 составляет 9,4 млрд руб., из них подлежит страхованию 9,3 млрд руб.,
при этом размер ответственности Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по указанным банкам составит 6,1 млрд руб. Для банков с капиталом менее 180 млн руб. размер вкладов составляет 42,1 млрд руб., из них подлежат страхованию 41,8 млрд руб., ответственность Агентства составляет 25,1 млрд руб.
снятие существующих правовых барьеров для консолидации. 21 ноября 2008 г. Дума РФ приняла в первом чтении закон, упрощающий консолидацию и реструктуризацию кредитных организаций.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) направлен на урегулирование отношений, возникающих по поводу реорганизации коммерческих организаций, а также устранение законодательных пробелов посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. Законопроект содержит нормы, распространяющие действие на все коммерческие организации, участвующие в хозяйственном обороте.
Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, представляя собой способ оптимизации организации предпринимательской деятельности в зависимости от изменений рынка.
Анализ действующего законодательства и практики его применения показывает, что действующее законодательство фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразными. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансированно учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, и, как следствие, создают возможности для оспаривания реорганизации, тем самым дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.
Не решенным на законодательном уровне остается вопрос о возможности проведения смешанной реорганизации по организационно-правовым формам хозяйственных обществ. Это, в свою очередь, приводит к необходимости проведения реорганизации в несколько этапов (отдельно преобразование плюс одна из указанных четырех форм), что существенно усложняет, а также увеличивает сроки реорганизации, вызывая дополнительные и необоснованные издержки. Целый ряд проблем возникает на практике в связи с изначальной, уже
на стадии утверждения, недостоверностью разделительного баланса и передаточного акта и последующей его правоустанавливающей ролью.
Действующее гражданское законодательство устанавливает безусловное право кредиторов требовать досрочного выполнения обязательств и, как следствие, ущемляет права реорганизуемой коммерческой организации, ставя ее, по сути, в зависимое от кредиторов положение.
Закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации положений, посвященных принципиальным аспектам реорганизации, позволит единообразно урегулировать отношения, возникающие по поводу реорганизации хозяйственных обществ различных организационно-правовых форм.
Законопроектом предлагается уйти от абсолютизации значения передаточных документов для целей установления правопреемства по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица. В этой связи законопроектом определяется статус передаточных документов и закрепляется требования к содержанию передаточного акта. Так, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты составления передаточного акта в связи с осуществлением деятельности реорганизуемым юридическим лицом. Предлагается отойти от принципа безусловной защиты кредиторов при реорганизации и предусмотреть более гибкий правовой режим, который бы обеспечивал баланс интересов как кредиторов, так и участников юридического лица. Предлагается распространить на процедуру заявления соответствующих требований кредиторами необходимость оценки судом обоснованности подобных требований: кредиторы вправе требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков, но только в судебном порядке, при этом суд вправе отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.
В качестве правовых средств, гарантирующих интересы кредиторов при реорганизации и компенсирующих отказ от безусловного права тре-
бовать досрочного исполнения или прекращения обязательств реорганизуемым лицом, законопроектом закрепляется право кредиторов требовать возложения солидарной ответственности на организации, создаваемые в результате реорганизации (продолжающие существование) по обязательствам реорганизуемой организации. Дополнительно законопроектом закрепляются механизмы обеспечения исполнения реорганизуемой организацией обязательств перед кредиторами, а также механизмы ответственности менеджеров, членов советов директоров за ущерб, причиненный по их вине этой организации, ее участникам и кредиторам в результате реорганизации.
Законопроектом предлагается закрепить ряд правовых гарантий, имеющих преимущественно информационную функцию, направленных на создание механизма раскрытия информации о готовящейся реорганизации. Подобные механизмы, не ограничивая волю инвесторов, позволяют создать условия, препятствующие злоупотреблению правом на реорганизацию, в том числе по недобросовестному перераспределению имущества, а также призваны открыть более широкие возможности для реализации соответствующими заинтересованными лицами (миноритарными акционерами, кредиторами) права на защиту, в том числе на судебную.
Законопроектом также допускается возможность осуществления «смешанных» реорганизаций по организационно-правовым формам с участием хозяйственных товариществ и обществ разных видов, для чего законопроект закрепляет соответствующую норму в общих положениях ГК РФ о хозяйственных товариществах и обществах.
восстановление доверия и пассивной базы. В качестве мер, направленных на повышение доверия и сохранения пассивнй базы, можно назвать решение о повышении до 700 тыс. руб. лимита страхования депозитов, а также меры по поддержке МБК.
общие меры поддержки банковского сектора. Напомним основные меры, которые включены в план действий Правительства, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (принят 7 ноября 2007 г.), прежде всего в части развития финансовой и банковской системы:
1. Совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации.
2. Совершенствование механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций.
3. Совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве, в том числе упрощение механизма обращения взыскания и реализации заложенного имущества за счет введения внесудебного порядка и введение безусловного погашения требований залоговых кредиторов.
4. Расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.
5. Обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профессиональных участников Банку России.
6. Снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования, в том числе:
• пересмотр существующего ограничения на оплату уставного капитала путем зачета требований к обществу;
• расширение возможностей для выпуска обществом необеспеченных облигаций;
• пересмотр существующих способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала и снижении стоимости чистых активов.
7. Разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства.
8. Введение института депозитарного учета закладных, снижающего издержки при их обращении, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов.
9. Введение института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций.
10. Уточнение условий выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешение выпуска биржевых облигаций сроком до 3 лет.
инициативы Ассоциации региональных банков России. В развитие идей и целеуказаний, которые были обозначены Президентом России Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Рос-
сийской Федерации, рабочей группой Ассоциации подготовлен пакет из двенадцати законопроектов, направленных на укрепление финансового сектора страны, а также превращение России в международный финансовый центр.
В состав рабочей группы входят руководители юридических и финансовых подразделений ведущих российских кредитных организаций, представители наиболее авторитетных юридических компаний и рейтинговых агентств. Подготовка практически всех документов велась в тесном взаимодействии с международными экспертами, включая германских консультантов Комитета Госдумы по финансовому рынку, ЕБРР, МФК и т. д.
Задачи, стоящие сегодня перед денежными властями и органами государственной власти, не должны ограничиваться краткосрочным горизонтом планирования. Несмотря на затяжной характер турбулентности, возникшей на мировом и национальном финансовых рынках, особое внимание следует уделить задачам модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование инфраструктуры рынка ценных бумаг, сохранение и потенциальное расширение объемов банковского кредитования, повышение интереса хозяйствующих субъектов к страховым продуктам и введение новых видов страхования, включая обязательное страхование.
1. Потребительский кредит.
2. Жилищные накопления.
3. Проект закона «О секьюритизации» направлен на расширение банковского кредитования малого бизнеса, микропредприятий, индивидуальных частных предпринимателей. Одним из основных ограничителей увеличения объемов инвестиционного кредитования малого бизнеса с точки зрения банковского сектора являются ограниченные возможности рефинансирования, что подталкивает национальный рынок к развитию законодательства и практики секьюритизации. Закон «О секьюри-тизации» призван усовершенствовать правовое регулирование локальных сделок секьюритизации финансовых активов и прежде всего портфелей кредитов малому и среднему бизнесу. Это позволит повысить доступность кредита и снизить его стоимость.
Закон «О секьюритизации» призван стать основой для создания механизма рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. Новое законодательство о секьюритизации должно позволить осуществлять не только локальные сделки рефинансирования кредитных портфелей, но и се-
кьюритизировать активы в нефинансовом секторе. Закон обеспечит максимальную свободу структурирования сделок секьюритизации на национальном рынке. В развитие проекта Федерального закона «О секьюритизации» подготовлены также проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О секьюритизации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в ГК РФ в связи с принятием ФЗ «О секьюритизации».
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» направлен на устранение проблем, выявленных в ходе пилотных сделок секьюритизации ипотеки, проведенных в 2006-2008 гг.
5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в частью первую Гражданского кодекса Российской Федерации» направлен на совершенствование законодательства об обеспечении (залога). Регулирование обеспечительных сделок следует признать одним из наиболее узких мест в регулировании российского финансового рынка. На данной проблеме замыкается большая часть банковских продуктов: потребительское, коммерческое и ипотечное кредитование, секьюритизация активов, развитие рынка биржевых и внебиржевых дерива-тивов, обеспечение на рынке ценных бумаг, залог денежных средств и банковских счетов, вопросы правового режима заложенного имущества при банкротстве, создание системы регистрации прав залога движимого имущества. Неэффективность и несоответствие российского законодательства о залоге (обеспечении) рыночным реалиям является серьезным фактором, приводящим к увеличению рисков банковских операций, дестабилизации финансового рынка в целом и резкому снижению его конкурентоспособности в международном масштабе.
6. Проект Федерального закона «Об учете залогов автомототранспортных средств» направлен на повышение устойчивости залоговых правоотношений. В связи с этим важное значение имеет создание системы регистрации прав залога на движимое имущество, в том числе на автомототранспортные средства.
7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части признания кредитного рейтинга) вносит согласованные изменения в законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», которые пре-
дусматривают, что союзы и ассоциации кредитных организаций, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и объединения субъектов страхового дела вправе проводить аккредитацию рейтинговых агентств.
По мере развития российских финансов, их усложнения и интеграции в мировой рынок использование признака кредитного качества (надежности) финансовых инструментов (активов) в нормативных, в том числе законодательных, актах становится насущной потребностью национального финансового рынка. При этом, как правило, единственной объективированной (и, возможно, наиболее точной) мерой кредитного качества (надежности) финансового инструмента является кредитный рейтинг.
8. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» направлен на устранение
существующих ограничений и правовых неопределенностей при страховании жизни, здоровья и трудоспособности ипотечных заемщиков.
9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» снимает устаревшие ограничения на вложение средств в корпоративные облигации российских эмитентов и ипотечные ценные бумаги управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля или управляющей компании (так называемые «молчуны»).
(Из доклада на банковской конференции в Лондоне 3 и 4 декабря 2008 г.)