Научная статья на тему 'Об итогах исполнения Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и перспективах развития банковского сектора (по материалам «Круглого стола»)'

Об итогах исполнения Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и перспективах развития банковского сектора (по материалам «Круглого стола») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

18 декабря 2008г. в Совете Федерации Комитет по финансовым рынкам и Ассоциация российских банков провели «круглый стол», вел заседание за «круглым столом» председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Н. Ананьев. В дискуссии приняли участие генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» А.В. Турбанов, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.В. Мурычев, члены Совета Федерации, представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, федеральных и региональных органов власти, банков, инвестиционных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах исполнения Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и перспективах развития банковского сектора (по материалам «Круглого стола»)»

ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗОИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗОИТИЯ БАНКООСКОГО СЕКТОРА (по материалам «круглого стола»)

18 декабря 2008г. в Совете Федерации Комитет по финансовым рынкам и Ассоциация российских банков провели «круглый стол», вел заседание за «круглым столом» председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Н. Ананьев.

В дискуссии приняли участие генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» А. В. Турбанов, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. В. Мурычев, члены Совета Федерации, представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, федеральных и региональных органов власти, банков, инвестиционных компаний.

Участники заседания «круглого стола» отмечают, что международный финансовый кризис принципиально изменил условия функционирования мировой финансовой системы. Начала формироваться новая структура и система мировой финансовой архитектуры. В условиях таких изменений, возникших качественно новых рисков необходимо предпринять широкий комплекс мер, направленных на укрепление основ развития банковской системы в условиях глобальной нестабильности, и минимизировать негативное воздействие внешних факторов.

Участники заседания констатируют своевременность и масштабность мер, предпринимаемых органами государственной власти по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы.

Участники заседания отмечают, что важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до

2008 года (далее — Стратегия), главным результатом реализации которой должно было стать повышение устойчивости и транспарентности национальной банковской системы.

В соответствии с данной Стратегией к 1 января

2009 г. отношение активов банковской системы к ВВП должно составить 56—60%; капитала к ВВП — 7—8%; кредитов нефинансовым организациям к ВВП — 26—28 %. Несмотря на серьезные экономические трудности, связанные с кризисом, все запланированные Стратегией макроэкономические показатели банковской сферы будут значительно перевыполнены. Поставленная Стратегией задача «обеспечения постепенного сближения показателей российского банковского сектора с показателями банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений», близка к выполнению.

Вместе с тем это свидетельствует не столько об успехах развития банковской системы России, сколько об изначально заниженных выбранных количественных показателях, недостаточной амбициозности при постановке задач. К тому же достигнутые результаты пока весьма далеки от аналогичных макроэкономических показателей стран Западной Европы.

Участники заседания отмечают, что в сфере правового обеспечения банковской деятельности планировалось, прежде всего, создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами. Однако успешность этой работы неочевидна.

Тем не менее следует отметить, что за время исполнения Стратегии было достигнуто правовое обеспечение мер, направленных на укрепление

прав вкладчиков и на развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг. В законодательном плане был также решен вопрос о достаточности капитала, что позволило устранить расхождения российского банковского законодательства с европейским в вопросах установления обязательных нормативов банковской деятельности. Была упрощена процедура формирования капитала кредитных организаций за счет нерезидентов, а также усовершенствована система допуска иностранного капитала на российский рынок банковских услуг.

Участники заседания отмечают, что согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ и Банка России должно было стать содействие созданию условий для ведения банковского бизнеса в регионах.

В целях снижения административной нагрузки на банки и создания благоприятных условий для развития банковской сети в субъектах РФ были предприняты меры законодательного плана. Среди них следует выделить отмену государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации.

Вместе с тем неравномерность концентрации активов действующих кредитных организаций остается серьезной проблемой банковского сектора, а динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций в России остается невысокой. Слабость филиальной сети кредитных организаций в субъектах РФ является серьезным сдерживающим фактором для их экономического роста.

Участники заседания считают, что с учетом недостаточного территориального и технологического развития финансовой инфраструктуры необходимо комплексное совершенствование финансовой системы, развитие различных институтов финансового рынка на принципах их взаимного дополнения и партнерства. Принципиальную роль должна играть экономически обусловленная способность тех или иных финансовых институтов обслуживать потребности различных целевых групп населения и бизнеса таким образом, чтобы сформировать непрерывное предложение финансовых услуг во всех населенных пунктах Российской Федерации и для всех категорий экономических субъектов и населения.

Участники заседания отмечают, что в короткий срок предстоит создать национальную финансовую систему, ориентированную на внутренний рынок: предусмотреть использование финансовых резервов России внутри страны, стимулировать

внутренний спрос и снизить зависимость российского бизнеса от внешних ресурсов. Необходимо не только сохранить, но и увеличить объемы кредитования реального сектора экономики, ускорить формирование национальной системы сбережений для замещения внешних финансовыхресурсов.

Следует предпринять усилия по поддержанию веры населения в стабильный рубль и надежную российскую финансовую систему, развить различные институты финансового рынка. Это поможет осуществить переориентацию финансирования развития экономики на внутренний частный капитал, прежде всего, за счет привлечения накоплений населения.

Важно, чтобы поддержка государства оказывалась не только крупным банкам и компаниям, но и средним, которые участвуют в формировании цепи производства и реализации продукции. При этом государственная помощь должна оказываться в формах, поддерживающих рынок. Необходимо снизить бюрократические барьеры, устранить неравенство в условиях конкуренции, ликвидировать коррупционную составляющую. Однако преодоление кризисных явлений во многом будет зависеть отусилий самих банков и предприятий.

Важным инструментом содействия государства повышению доступности финансовых услуг должно стать формирование эффективного правового регулирования различных финансовых институтов, совершенствование системы защиты прав потребителей, повышение уровня финансовой грамотности населения, малого и среднего бизнеса.

Участники заседания отмечают, что текущее регулирование гражданско-правовых отношений в банковском секторе и на рынке ценных бумаг является существенным ограничителем дальнейшего развития рынка и роста объемов кредитования реального сектора экономики и розничных потребителей, барьером на пути внедрения современных механизмов риск-менеджмента, причиной неконтролируемого увеличения кредитных, процентных и валютных рисков финансовой системы в целом, фактором, снижающим конкурентоспособность национального финансового рынка.

С точки зрения внедрения финансовых инноваций актуальной должна стать работа по созданию законодательной базы, способствующей внедрению новых финансовых инструментов. Первостепенный интерес представляют новые виды вкладов — безотзывные срочные вклады, индексируемые вклады, а также жилищно-накопительные вклады (строительные сбережения).

Среди новых видов ценных бумаг особое значение имеют финансовые инструменты классической и синтетической секьюритизации, атакже

инструменты, используемые при формировании гибридного капитала кредитных организаций (субординированный долг).

Одним из важнейших условий расширения доступности финансовых услуг для населения является обеспечение баланса мер по защите интересов вкладчиков и других кредиторов банков, заемщиков банков и самих банков. Решению этой задачи будет способствовать принятие Федерального закона «О потребительском кредитовании», а также введение внесудебного разрешения споров между банками и их клиентами.

Участники заседания считают также целесообразным в рамках среднесрочных мероприятий по развитию банковской системы законодательно обеспечить:

снижение ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка;

снижение норматива достаточности капитала в соответствии с требованиями Базель II;

рефинансирование активов кредитных организаций;

упрощение процедуры реорганизации кредитных организаций;

создание единого клирингового центра и депозитария;

сокращение ограничений на дистанционные банковские операции для физических лиц;

создание института государственных гарантий; организацию биржевой торговли кредитными ресурсами;

объединение биржевых торговых площадок. Особое внимание участники заседания считают необходимым уделить мероприятиям по поддержке малого и среднего бизнеса:

внедрить механизм, позволяющий банкам рефинансировать портфели кредитов малому и среднему бизнесу путем их секьюретизации;

организовать работающую систему гарантийных фондов, предоставляющих поручительство за заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения;

принять закон о микрофинансовых организациях, призванных стать основой финансирования малого бизнеса, особенно микропредприятий семейного характера, которые в настоящее время не имеютдоступа к банковским кредитам;

организовать систему специализированных фондов, предоставляющих технологии ведения бизнеса и финансирование организации стартового бизнеса для активного населения, потерявшего работу в связи с кризисом и при реорганизации предприятий;

для ускорения прохождения денег через финансовую систему до реального потребителя средства, выделяемые Российскому банку развития,

распределять только между банками, обладающими специализированными технологиями оценки малого и среднего бизнеса.

Участники заседания считают необходимым рекомендовать органам государственной власти активизировать работу по реализации Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации и превращения российского рубля в одну из резервных валют. Необходимо также продолжить работу по гармонизации российского финансового законодательства с нормами международного и европейского права.

По мнению участников заседания, задачи, стоящие в настоящее время перед денежными властями и органами государственной власти, не должны быть ограничены краткосрочным горизонтом планирования. Несмотря на затяжной характер новой экономической ситуации, возникшей на мировом и национальном финансовых рынках, Правительству РФ совместно с Банком России необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять новую Стратегию развития банковского сектора на среднесрочный период, скоординированную со всеми сегментами финансового рынка, при этом уделив особое внимание задачам модернизации нормативно-правовой базы.

В заключение были подведены и подготовлены итоговые материалы в виде следующего документа: «О некоторых итогах реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

О некоторых итогах реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года

1. Достижение количественных показателей банковской системы, определенных Стратегией

В Стратегии, которая была одобрена Правительством РФ и Центральным банком РФ (Банком России) в апреле 2005г., заявлено, что ее целью является формирование развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах. При этом особо оговаривается, что главным результатом реализации Стратегии должно стать повышение устойчивости и транспарентности национальной банковской системы.

Стратегия отмечает, что ныне существующая в России банковская система имеет ряд существенных недостатков. Так, банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии.

В Стратегии прописаны конкретные количественные показатели роста банковской системы страны и повышения ее роли в экономике. Так, было запланировано, что при успешной реализации Стратегии к 1 января 2009 г. соотношение активов банковской системы и ВВП должно составить 56—60 %; капитала и ВВП — 7—8 %; кредитов нефинансовым организациям и ВВП — 26—28 %.

Эти показатели, как видно из приведенных табл. 1 и 2, оказались достигнуты уже к началу 2008 г. — т. е. ранее, чем за год до истечения срока действия Стратегии. На наш взгляд, это свидетельствует не столько об успехах развития банковской системы России, сколько об изначальной занижен-ности выбранных количественных показателей.

Как показывают расчеты, основанные на прогнозируемом Правительством РФ объеме ВВП на конец декабря 2008 г., все запланированные Стратегией макроэкономические показатели банковской сферы будут значительно перевыполнены. И это несмотря на серьезные экономические трудности, связанные с кризисом.

Если вспомнить, что в странах Восточной Европы показатель активы/ВВП составляет около 65—80 %, а кредиты нефинансовым организациям 35—40 %, то можно сделать вывод, что поставленная Стратегией задача «обеспечения постепенного сближения показателей российского банковского сектора с показателями банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений», близка к выполнению.

Несмотря на явный прогресс, сравнивая достигнутые результаты с аналогичными показателями стран Западной Европы, мы видим, что российской банковской системе предстоит еще долгий

путь. Так, показатель активы/ВВП составляет во Франции — около 280%, в Германии — более 300%, в Великобритании — около 400% (данные 2005 г.).

Отношение собственный капитал/ВВП в банковской системе Германии в 2005 г. составляло 14 %, во Франции — 22%,в Англии —18 %.

Соотношение кредитов нефинансовым организациям и ВВП в среднем по еврозоне составляет около 115 %, в Италии — около 80 %, в Германии — более 125%, в Великобритании — более 135%, во Франции — около 90 %.

Как один из существенных недостатков в Стратегии отмечаются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, о чем косвенно свидетельствует такой показатель, как процентная маржа. В 2007 г. она составляла 4,5—5,5% по операциям с нефинансовыми клиентами. Причем в течение 2005 — 2006 гг. наблюдается неуклонное снижение процентной маржи. Однако уже в последнем квартале 2007 г. и в течение всего 2008 г. процесс поворачивает вспять: процентная маржа неуклонно растет. Для сравнения: в странах Восточной Европы данный показатель составляет 2,7 — 3 %,в странах Западной Европы — 1,4%.

2. Развитие правовых основ

банковской деятельности

Анализируя результаты выполнения Стратегии, следует абстрагироваться от количественного подхода и сосредоточиться на качественных характеристиках — речь идет в первую очередь о выполнении планов, направленных на совершенствование правового обеспечения банковской деятельности. Успешность этой работы неочевидна. В отечественном законодательстве остается еще масса «пробелов»,

Таблица 1

Отношение активов, капитала, кредитов банковской системы к ВВП, %

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 (план)

Активы/ВВП 42,5 45,1 52,4 61 56-60

Капитал/ВВП 5,6 5,7 6,4 13,3 7-8

Кредиты нефинансовым организациям/ВВП 19,5 25,2 30 37,2 26-28

Показатель Запланированная в Стратегии доля данного показателя в ВВП, % Запланированный в Стратегии показатель, рассчитанный в рублях, исходя из прогноза ВВП на 2008 г., млрд руб. Достигнутый показатель по состоянию на 01.11.2008, млрд руб.

Активы 56-60 19 730-21 139 25 276,3

Капитал 7-8 2 466-2 819 3 351,3

Кредиты нефинансовым организациям 26-28 9 160-9 865 11451,7

Таблица 2

Активы, капитал, кредиты банковской системы на 1 ноября 2008 г. в сравнении с прогнозными показателями Стратегии

которые, как предполагалось, будут устранены в результате реализации Стратегии.

В сфере правового обеспечения банковской деятельности планировалось, прежде всего, создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, вдокумен-те Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», а именно:

укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;

обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;

создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;

создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;

создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля за кредитными организациями;

с учетом требований, предъявляемых к банкам в Европейском сообществе, законодательно установить требование к минимальному значению капита-ладействующих банков в размере 5 млн евро;

выровнять условия доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, включая введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами свыше 1 % и разрешительного свыше 10% акций (долей) кредитных организаций.

Среди принятых за время выполнения Стратегии документов следует отметить меры, направленные на развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг. К ним, в частности, относится принятие Федерального закона от26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В законе объединены нормы, регулирующие отношения как на товарных, так и на финансовых рынках, расширяется понятийный аппарат законодательства о защите конкуренции, в него включаются такие типичные формы ограничения конкуренции, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции.

Кроме того, за период реализации Стратегии были приняты меры по укреплению прав вкладчи-

ков. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2007 №248-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» были изменены в пользу вкладчиков правила, которые касаются действия договоров о банковских вкладах (депозитах), внесенных гражданами на условиях выдачи депозитов по истечении определенного срока, либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств. Банки лишились возможности в одностороннем порядке изменять сроки действия таких договоров, уменьшать размер процентов, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение по операциям за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора был решен вопрос

0 достаточности капитала, что в значительной степени позволило устранить последние расхождения российского банковского законодательства с европейским в вопросах установления обязательных нормативов банковской деятельности. Принятый 03.05.2006 №60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» был направлен на повышение капитализации банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков. Законом предусматривалось введение с 1 января 2007 г. минимального размера собственных средств (капитала) для существующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Определено, что действующие банки, имеющие на

1 января 2007 г. капитал ниже рублевого эквивалента 5 млн евро, могут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, достигнутого на момент введения указанных требований. Следует отметить, что в России все последние годы и месяцы наблюдался постоянный рост числа банков, зарегистрированный уставной капитал которых превышает 5 млн евро. Так, за период с 1 января 2005 г. по 1 октября 2008 г. доля таких банков возросла с 38,6 до 68,2%, а количество — с 501 до 767.

Была упрошена процедура формирования капитала кредитных организаций за счет нерезидентов, а также усовершенствована система допуска иностранного капитала на российский рынок банковских услуг. Федеральным законом от 29.12.2006 №246-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» были исключены положения ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этими положениями кредитная организация обязана была получить

предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов. В законодательстве была установлена норма, уравнивающая права российских и иностранных инвесторов при приобретении акций кредитной организации (для тех и для других действует уведо -мительный порядок приобретения до 20 % акций и разрешительный — свыше 20 %).

Таким образом, анализ проделанной работы по совершенствованию банковского законодательства говорит о том, что задачи Стратегии выполнены были частично. Однако следует учитывать, что в 2008 г. деятельность по развитию правовой базы банковской системы фактически была переключена на разработку антикризисных мер.

3. Развитие банковской системы в регионах Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.

одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ и Банка России является содействие созданию условий для ведения банковского бизнеса в регионах.

Уровень развития банковского сектора России во многом определяется состоянием банковской деятельности и динамикой развития банковской сети в субъектах Федерации. Расширение предложения банковских услуг и создание банков, в том числе филиалов крупных банков из других регионов, способствует повышению эффективности распределения финансовых ресурсов в территориальном отношении.

3.1. Законодательное обеспечение развития банковской сети врегионах В период с 01.01.2005 по 01.07.2008 в целях снижения административной нагрузки на банки и создания благоприятных условий для развития банковской сети в субъектах Федерации предпринят ряд мер законодательного плана. Среди них следует выделить:

принятие Федерального закона от 21.07.2005 № 106-ФЗ «О внесении изменения в часть вторую

Налогового кодекса РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающего отмену государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации;

принятие Федерального закона от 03.03.2008 №20-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», направленного на обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации.

3.2. Концентрация активов действующих кредитных организаций по федеральным округам В таблице 3 отражена концентрация активов действующих кредитных организаций всего по России и по каждому федеральному округу в период с 01.01.2005 по 01.07.2008 поданным Центрального банка РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные табл. 3 показывают, что основной объем активов действующих кредитных организаций по-прежнему сконцентрирован в Центральном федеральном округе. По состоянию на 01.07.2008 на него приходилось около 86 % совокупных активов действующих кредитных организаций. Основные активы сосредоточены в Московском регионе.

Неравномерность концентрации активов действующих кредитных организаций остается серьезной проблемой банковского сектора. К группе регионов с низкой концентрацией активов действующих кредитных организаций по-прежнему относятся Северный, Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы.

В то же время динамика роста активов действующих кредитных организаций в целом по России положительная.

На рисунке отражена динамика активов действующих кредитных организаций по каждому федеральному округу в периоде 01.01.2005 по 01.07.2008 по данным Центрального банка России.

Как видно из рисунка, быстрее всего растут активы в Сибирском (рост в 4,3 раза) и Дальневосточном (роств 3,5 раза) федеральных округах. В Южном, Северо-Западном и Центральном федеральных округах

Таблица 3

Концентрация активов действующих кредитных организаций, млрд руб.

Регион/ Дата 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009

Всего по России 7136,859078 9750,305523 17202,0396 20241,0556 23058,7457

Центральный округ 6080,018545 8358,890370 14886,9200 17392,3715 19829,1125

Северо-Западный округ 309,748160 451,078673 694,537 875,220 1011,9767

Южный округ 60,245140 89,218971 150,0172 183,5188 197,4283

Приволжский округ 320,345508 357,8775 617,781 740,324 849,9778

Уральский округ 229,666356 313,600689 464,4102 544,396 608,243

Сибирский округ 89,865094 115,485041 274,305 339,6174 394,2126

Дальневосточный округ 46,970275 64,154279 114,0684 165,6079 167,7945

1.01.2005 - 1.07.2008

Динамика активов действующих кредитных организаций

активы действующих кредитных организаций увеличились в 3,2 раза. Отстают Приволжский и Уральский федеральные округа (рост в 2,6 раза).

3.3. Банковская сеть врегионах России В таблице 4 отражена динамика развития банковской сети в регионах в период с 01.01.2005 по 01.07.2008 поданным Центрального банка РФ.

Как видно из табл. 4, численность действующих кредитных организаций в России продолжает сокращаться. За период с 01.01.2005 по 01.07.2008 их количество сократилось на 174 (13,3 %).

За 3,5 года количество региональных (местных) кредитных организаций и их филиалов сократилось на173(19,9%).Втоже время численность филиалов кредитных организаций из других регионов увеличилась на 425 (17,9 %).

Во всех субъектах Федерации (кроме республик Дагестан и Татарстан) по состоянию на 01.07.2008 количество филиалов банков других регионов превышало количество местных кредитных организаций и их филиалов.

Общее количество филиалов кредитных организаций в регионах за период с 01.01.2005 по 01.07.2008 увеличилось на 252 (7,7%).

Учитывая масштабы страны, можно сделать вывод, что динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций в России остается невысокой. Слабость филиальной сети кредитных организаций в субъектах Российской Федерации является серьезным сдерживающим фактором для их экономического роста.

Таблица 4

Динамика развития банковской сети в регионах

Количество действующих кредитных организаций Количество филиалов на территории Российской Федерации

Дата Кредитных организаций Кредитных организаций

данного региона других регионов

01.01.2005 1299 866 2 372

01.01.2006 1253 828 2 467

01.01.2007 1189 772 2 509

01.01.2008 1 136 720 2 735

01.07.2008 1 125 693 2797

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.