Педагогические науки
УДК 37.013
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
Я.Д. Пряничникова
Средняя общеобразовательная школа № 579 Санкт-Петербург
(Россия)
Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы коррекции агрессивного поведения детей и подростков в деятельности родителей, практических психологов и социальных педагогов учебных заведений разных типов. Рассмотрены основные этапы работы с детьми, предложены методы и приемы коррекции проявлений агрессивности в поведении детей и подростков, в частности, констатация фактов, использование прямых вопросов к ребенку, раскрытие мотивов поведения, раскрытие собственных чувств и другие.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковая и детская агрессивность, коррекция агрессии
UDC 37.013
THE CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE ACTIVITIES OF PARENTS, PRACTICAL PSYCHOLOGISTS AND SOCIAL EDUCATORS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT TYPES
Ya. D. Pryanichnikova
School No. 579 St. Petersburg (Russia)
Abstract: The article reveals current issues of correction of aggressive behavior of children and adolescents in the activities of parents, practical psychologists and social teachers of educational institutions of different types. The main stages of working with children are considered, methods and techniques for correcting aggressiveness in the behavior of children and adolescents are proposed, in particular, stating facts, using direct questions to the child, revealing the motives of behavior, revealing one's own feelings, etc.
Keywords: aggressive behavior, adolescent and child aggression, correction of aggression
В течение всего периода существования общества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению.Агрессивное поведение детей и подростков - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок и подросток самостоятельно справиться не может.
Особых изменений претерпевает поведение человека под влиянием группы. Каждый отдельно так бы не поступил, а в группе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу ровесников сильнее любой другой потребности. Не секрет, что в каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» - дети, которые по разным причинам стали изгнанниками (личностные, интеллектуальные, физические - инвалидность, снижение зрения, низкий материальный или социальный статус семьи и т.д.), и мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого воинственное настроена большинство, чтобы не быть отвергнутым группой [2].
Подросткам свойственно стремление к повышению физической активности, которая может проявляться в драчливости, порче имущества, разрушающих действиях и других формах агрессивного поведения, что осуждается обществом. Часто причиной проявления агрессии у подростков характерны для данного возраста ухаживания. В одних случаях агрессивность может проявляться с целью привлечь к себе внимание, подчеркнуть свою физическую или умственную преимущество; в других - из-за неумения адекватно проявить свои чувства; еще - из-за недостаточной осознанности своих чувств. Нередко формированию и усилению агрессивности способствует потребность в самоутверждении. Если это требование превалирует, то наиболее энергичные подростки приобретают подчеркнуто агрессивный вид и стремятся к доминированию. Борьба за лидерство, в свою очередь, базируется на жестком подчинении одних и принуждении других. Лидер, как правило, удерживает статус с помощью насилия.
Агрессивность младшего школьника проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий как к взрослым, так и к сверстникам. Адаптация возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок обращается к защитно-агрессивному поведению [4]. Детям с высоким уровнем агрессивности чаще присуще поведение, включающее физическую агрессию. Они используют в своем поведениизапретные меры по отношению к своим сверстникам.
Важным условием успешной психолого-педагогической работы может стать перевод детской агрессивности в социальную активность следующим образом: сублимация активно негативного поведения в игровую, трудовую, познавательную деятельность; переноса негативных действий с объектами на неживые природные материалы (песок, воду,
глину, пластилин и т.п.); объяснение поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выражение сопереживания и сочувствия; показ образца поведения, с помощью которого останавливаются деструктивные действия; рассказывание сказок или предоставление возможности ребенку составления собственных историй по ситуации.
Взрослые люди часто сдерживают свои эмоции, а дети -нет, потому, что просто еще не научились. Детские эмоции просто бьют ключом: если обида, то смертельная; если счастье, то бескрайнее, если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому дети далеко не всегда могут предусмотреть последствия своих действий. Эмоции захватывают разум и сознание, поэтому ребенок сначала действует, а потом думает, правильно ли было действие. Проявление агрессивности и жестокости - это определенный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если дети сознательно совершают боль другим и понимают, что это плохо, - это уже повод для переживаний и побуждает к принятию конкретных мер [3].
Родителям агрессивных детей следует установить причины деструктивного поведения своих детей, не оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру; помнить, что на формирование агрессивных форм поведения детей существенное влияние оказывают условия семейного воспитания. Основная задача родителей - относиться к ребенку с уважением и пониманием в любой ситуации.Негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных отношений с педагогами, не обладающих навыками общения с «трудными» детьми. Конфронтация, непрекращающиеся длительные конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учеников на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Провести четкую грань между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того, как ребенок успокоится, правильным будет обсудить с ним его поведение. Следует описать его поведение во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом оценки его поступку. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и отвлекают от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, необходимо ограничить обсуждение конкретных фактов, только тем, что произошло «здесь и сейчас», не указывая на прошлые проступки. Поскольку у ребенка может возникнуть чувство обиды, и он будет не в состоянии критически оценить свое поведение. Вместо распространенного, но не эффективного «чтения морали», лучше показать негативные последствия поведения, уверенно продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит самому ребенку. Также нужно обратить внимание на возможные конструктивные средства поведения в конфликтной ситуации [4].
Один из важных путей снижения агрессии -установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие методы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
- прямые вопросы («Ты ведешь себя агрессивно?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- раскрытие своих собственных чувств по нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной разговаривают в таком тоне», «Мне не нравится, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апеллирование к правилам («Мы с тобой договаривались!»).
Реагируя на агрессивное поведение ребенка, взрослый человек должен проявить, прежде всего, такие качества:
заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители и окружающие люди любят его, и они против того, как он себя ведет.
Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим следует заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждения инцидента необходимо провести как можно быстрее. Лучше всего это сделать в одиночку, без свидетелей, и только потом обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора надо сохранять спокойствие и объективность. Нужно тщательно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительную силу не только на окружающих, но, прежде всего, для маленького агрессора [1].
Необходимо сохранять положительную репутацию ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него- публичное осуждение и негативная оценка. Дети пытаются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И, действительно, плохая репутация и навешенные ярлыки опасны: закрепившись за ребенком, они самостоятельно провоцируют агрессивное поведение.
Для сохранения положительной репутации нужно:
- минимизировать вину ребенка («Ты нехорошо себя чувствуешь?», «Ты не хотел его обидеть?»), однако при личной беседе продемонстрировать истину;
- не требовать полной покорности, позволить ребенку выполнять ваши требования по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договоренность со взаимными уступками.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При обнаружении агрессии обе стороны теряют над собой
контроль, возникает дилемма между борьбой за свою власть и решением ситуации мирным путем. Взрослым нужно вести себя не агрессивно, и чем младше возраст ребенка, тем более миролюбивей должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей 3.
Поведение взрослого как модель конструктивного поведения, направленная на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие методы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание-это слушание без анализа (рефлексии), которое дает возможность собеседнику высказаться. Оно выражается в умении внимательно молчать. Молчать - так собеседнику хочется, чтобы его услышали, и менее всего интересуют ваши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение оборвется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать, -поддерживать собеседование, стараясь, чтобы ребенок полностью выговорился).
- пауза, которая позволяет ребенку успокоиться;
- создание покоя невербальными средствами;
- пояснение ситуации с помощью вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Приемы, которые можно использовать при работе с агрессивными детьми
1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на такую манипуляцию. При этом уместно достаточно резко пресекать агрессивные действия или (если это не нанесет серьезный ущерб самому ребенку и окружающим) игнорировать их.
3 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие М.: Генезис. 2002. 208 с.
2. Если агрессия является проявлением садомазохистских наклонностей, психолог должен работать совместно с психотерапевтом и психиатром.
3. Если агрессия является проявлением гнева, возможно использование различных стратегий влияния:
1) учить детей контролировать свои эмоции и способы регулирования негативных чувств без вреда для окружающих (эту стратегию используют, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, надо учить менять прямую агрессию на косвенную с помощью предметов-заменителей, избавляться внутреннего напряжения через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;
2) развивать у ребенка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию.
Методы управления пассивно-агрессивным поведением учеников
1. Понять, что пассивно-агрессивный ребенок может вызвать у педагога в ответ негативные чувства и неконструктивное поведение.
2. Понять, что цель пассивно-агрессивного ребенка -вывести учителя из равновесия, добиться, чтобы он потерял контроль над собой.
3. Понять, что все пассивно-агрессивные тактики - это неприемлемые способы выражения гнева и злости.
4. Проанализировать, как вы воспринимаете чье-то раздражение и выражаете свой гнев, чтобы удостовериться, что вы сами не реализуете в своем поведении пассивно-агрессивный стиль.
Таким образом, работа родителей и педагогов с детьми и подростками с проявлениями агрессивного поведения остается значимой и актуальной проблемой. Работая с детьми и подростками по преодолению агрессивного поведения крайне важно установить межличностный контакт, выяснить причины деструктивного поведения, выбрать адекватные методы и
приемы работы. Коррекционная работа с детьми, имеющими агрессивное поведение, направлена в первую очередь на работу с личностью ребенка, с его внутренним миром, с его переживаниями и чувствами. Для повышения эффективности работы психолога необходимо привлечение помощи родителей, а также педагогов. Профилактическая работа по предупреждению агрессивного поведения среди детей школьного возраста содержит в себе комплекс занятий, включающих в себя работу с эмоциями, эмоциональными состояниями, тревожностью, гневом и прочими характеристиками.
В условиях, продиктованных эпидемическими причинами и переходе на дистанционную форму обучения и взаимодействия с родителями коммуникацию по психологическому просвещению родителей и учителей необходимо проводить с использванием ресурсов СМИ и Всемирной паутины [5; 6].
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. 464 с.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика, 1992. 192 с.
3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П, 1996. 192 с.
4. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль, 2003. 160 с.
5. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. 1997. № 4. С. 123-128.
6. Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике //
Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 51-59.
References
1. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. - M.: Prosveshhenie, 1968. 464 p.
2. Satir V. Kak stroit' sebja i svoju sem'ju / V. Satir - M.: Pedagogika, 1992. 192 p.
3. Furmanov I.A. Detskaja agressivnost': psihodiagnostika i korrekcija. Minsk: Il'in VP, 1996. 192 p.
4. Chizhova S.Ju., Kalinina O.V. Detskaja agressivnost'. Jaroslavl', 2003. 160 p.
5. Chuprov L.F. Sovmestnaja rabota psihologicheskoj sluzhby goroda i sredstv massovoj informacii po propagande psihologicheskih znanij // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1997. № 4. Pp. 123-128.
6. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v psihologicheskoj praktike // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 3. Pp. 51-59.
Сведения об авторе
Яна Дмитриевна Пряничникова, педагог-психолог первой категории. ГБОУ СОШ №579 Санкт-Петербурга (Санкт-
Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
— • —
Yana Dmitrievna Pryanichnikova, teacher-psychologist of the first category. SBOU SOSH No. 579 of Saint Petersburg (Saint
Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
— • —