ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ Шерстнева О.В.1, Пазухина С.В.2 Email: [email protected]
'Шерстнева Ольга Владимировна — методист, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 39; 2Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, заведующий кафедрой, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
Аннотация: в статье описаны влияние агрессивного поведения детей дошкольного возраста на формирование личности ребенка, сложности формирования социальных связей агрессивных детей, возможные методы и действия для профилактики агрессивного поведения дошкольников.
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: кризисы семейного воспитания, увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка, средства массовой информации, компьютерные игры, регулярно пропагандирующие культ насилия. Следует отметить, что растёт интерес к коррекции агрессивного поведения в самых разных аспектах нашей жизни, вызванный тем, что зачатки агрессивного поведения могут быть подвержены профилактике и коррекции, особенно, если эта коррекция проводится, начиная с дошкольного возраста. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей. Актуальность данной темы выражается в том, что в последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.
Нередко агрессивность является частью протеста малыша против принуждения, авторитарности, агрессии со стороны взрослых. Резко изменившееся поведение, появление капризности, агрессивности, упрямства, как правило, свидетельствуют о неудовлетворенности основных потребностей ребенка (в признании, в любви и уважении, безопасности, включенности в жизнь семьи и коллектива, самостоятельности). Агрессивность может быть бессознательным переносом выражения гнева, обиды, детского унижения с объектов внутреннего мира ребенка на его окружение.
Ключевые слова: агрессия, профилактика, коррекция, дошкольный возраст, агрессивный дошкольник, психология, прикосновения.
PREVENTION OF CHILD AGGRESSION Sherstneva O.V.1, Pazukhina S.V.2
'Sherstneva Olga Vladimirovna—Methodologist, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION EDUCATION CENTER № 39; 2Pazukhina Svetlana Vjacheslavovna - Doctor ofPsychology, Head of the Department, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, TULA TOLSTOY STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TULA
Abstract: the article describes (analyzes) the influence of aggressive behavior ofpreschool children on the formation of a child s personality, the complexity of forming social connections of aggressive children, possible methods and actions for the prevention ofaggressive behavior ofpreschool children. The relevance of the topic is undeniable, since the number of children with this behavior is growing rapidly. This is caused by the summation of a number of unfavorable factors: the crisis of family
education, an increase in the proportion of pathological births that leave consequences in the form of brain damage to the child, the media computer games that regularly promote the cult of violence. It should be noted that there is a growing interest in correcting aggressive behavior in various aspects of our lives, due to the fact that the beginnings of aggressive behavior can be subject to prevention and correction, especially if this correction is carried out starting from preschool age. Aggression, in whateverform it is manifested, is often the main source of difficulties in relationships between people, brings pain and misunderstanding, and often leads to dramatic consequences. As the experience of psychological and pedagogical work shows, complaints about the appearance of child aggression are one of the most common phenomena among parents and educators. The relevance of this topic is expressed in the fact that in recent decades, a significant increase in child crime, antisocial behavior, aggression and cruelty of children and adolescents has caused serious public concern.
More often aggression is part of the baby s protest against coercion, authoritarianism and aggression on the part of adults. Sharply changed behavior, the appearance of moodiness, aggressiveness, stubbornness, as a rule, indicates dissatisfaction with the basic needs of the child (in recognition of love and respect, security, inclusion in the life of the family and team, independence). Aggressiveness can be an unconscious transfer of the expression of anger, resentment, child humiliation from the objects of the child s inner world to his environment.
Keywords: aggression, prevention, correction, preschool age, aggressive preschooler, psychology, touch.
DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11904
Агрессивное поведение детей - это сложная проблема для всего общества в целом, не только для родителей, педагогов, воспитателей и психологов.
Психологи отмечают, что агрессивное поведение начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Обычно выделяют три фактора, которые провоцируют возникновение агрессивного поведения - психологический, биологический и социальный.
К. Гельвеций писал, что жестокость - это результат страха, слабости и бессердечия. И здесь следует добавить, что агрессивность детей - это результат страха, бессердечия и жестокости взрослых. Агрессивность всегда является следствием неблагополучия и связана с межличностными и внутри личностными конфликтами, заниженной самооценкой и социометрическим статусом. Чувствуя свою не признанность, изолированность и не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится добиться признания среди сверстников и зачастую добивается обратного результата [1].
Нередко агрессивность является частью протеста малыша против принуждения, авторитарности, агрессии со стороны взрослых. Резко изменившееся поведение, появление капризности, агрессивности, упрямства, как правило, свидетельствует о неудовлетворенности основных потребностей ребенка (в признании, в любви и уважении, безопасности, включенности в жизнь семьи и коллектива, самостоятельности). Агрессивность может быть бессознательным переносом выражения гнева, обиды, детского унижения с объектов внутреннего мира ребенка на его окружение.
«Вся гамма детских переживаний, все формы эмоциональных связей, усвоенных с детства, вот где нужно искать источник детской агрессивности», - писал Дж. Боулби.
Однако не стоит рассматривать это понятие лишь в отрицательном смысле, агрессивность -это одна из характеристик активности и адаптивности личности. Детская агрессивность появляется на свет в момент рождения ребенка и является естественной реакцией на преграды, стоящие на пути к удовлетворению потребностей и желаний [2].
Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей. Актуальность данной темы выражается в том, что в последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. К сожалению, исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. Однако в детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они
постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребёнком [3].
В последнее время повышенная агрессия детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако, у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем окружающим и самому себе.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: кризисы семейного воспитания, увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка, средства массовой информации, компьютерные игры, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Тема агрессивности всегда вызывала интерес психологов. Ей посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон.Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура и др.), но при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессивности, а также закреплению навыков конструктивного поведения.
Следует отметить, что растёт интерес к коррекции агрессивного поведения в самых разных аспектах нашей жизни, вызванный тем, что зачатки агрессивного поведения могут быть подвержены профилактике и коррекции, особенно, если эта коррекция проводится, начиная с дошкольного возраста.
Существует достаточное количество методов профилактики агрессивного поведения дошкольников, это: драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. виды арт-терапии.
Однако большое значение в развитии здорового ребенка имеют прикосновения и физические упражнения.
Мы созданы для того, чтобы двигаться, испытывать друг друга в пространстве и времени вне слов. В последние годы значение физических форм игры уменьшилось. Возможности для детей участвовать в силовых играх сократились, а в некоторых общественных кругах сложилось негативное отношение к таким играм и возникло сомнение в их полезности. Появилась даже теория о связи развития здоровой физической формы и вредной агрессией. Поэтому во многих местах для игр укоренился менталитет - «руки прочь». Из-за распространенной в последнее время этой философии неприкосновенности личного пространства теряются возможности для естественных связей и саморегуляции. Другими словами, прикосновение или объятия, похлопывание по спине или игривое прикосновение -этого в России стало гораздо меньше, чем в других странах. Кроме того, в школах и центрах, где дети проводят большую часть времени, прикосновения не поощряются. Более того, активные игры, борьба, кувыркания по большей части запрещены [4].
Хотя эта тенденция, скорее всего, не изменится в ближайшее время, есть вещи, которые родители могут сделать для того, чтобы такие важные аспекты стали частью наших отношений и ритуалов. Во-первых, давайте кратко рассмотрим три важных физических аспекта социально - эмоциональной связи.
Прикосновение
Кожа самый большой орган тела и прикасание к ней жизненно важно для здорового развития. В своей книге «Прикосновение» Эшли Монтагу утверждает, что «прикосновение в десять раз сильнее словесного или эмоционального контакта... мы забываем, что прикосновение является не только основным для нашего вида, но и ключом к нему». Прикосновение жизненно важно для выражения заботы и связи, и важно для развития здоровой привязанности.
Активные физические игры
Активные, даже грубые физические игры, такие, например, как борьба или акробатика подразумевают физический контакт и связаны как с эмоциональной регуляцией, так и с
физической агрессией в раннем детстве. В то время как матери занимаются мягкими физическими играми, именно отцы являются инициаторами грубых физических игр, например борьбы, акробатики и т.д. Исследователи обнаружили связь между грубыми физическими играми и агрессией в раннем детстве, если отец не доминирует, а подчиняется в играх. Такого соотношения не существует, если отец играет доминирующую роль в паре.
Важно отметить, что влияние активной физической игры на развитие саморегулирования моделировалось в формате «отец-ребенок». Если отец сохранял роль ведущего и поддерживающего обучение в области физического взаимодействия, а не ведомого, то грубая физическая игра с течением времени способствовала психологической адаптации ребенка. Экранное время
Один из аспектов потери физической связи проявляется в форме замены. Связанные ритуалы и некоторые аспекты игры были заменены на двойное экранное время. Важным моментом здесь является не значение экранного времени, а значение того, чего не происходит в это время, что упущено. Время, проведенное в просмотрах, - это время вдали от игр и социального взаимодействия.
Телевидение и другие новейшие технологии никуда не денутся и вопрос не в технологиях, а в том, как они влияют или не влияют на социально-эмоциональное развитие в целом. Хотя исследования еще находятся на ранних стадиях, исследователи уже обнаружили негативное влияние телевидения на развитие исполнительных функций и социальных навыков. Исполнительные функции имеют решающее значение для социального поведения и регулирования эмоций. Одно из исследований показало, что телевидение может негативно влиять на социальное поведение детей, непосредственно влияя на когнитивные, познавательные способности, которые, в свою очередь, могут проявляться в плохом социальном поведении. Исследование показало, что даже просмотр детских программ негативно влияет на исполнительные функции. Проще говоря, прикосновение, физическая игра и отношения происходят во времени и пространстве и являются активными процессами [5].
Таким образом, для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, можно и нужно подбирать различные методы терапии, но возможно приведённые выше соображения дадут больше положительных результатов.
Мелочи имеют значение и складываются со временем в нечто большое. Даже если прикосновение не является языком любви для вас и вашего ребенка, оно по-прежнему является важным выражением любви и заботы.
Список литературы / References
1. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Издательство СПУ, 2007. (3) С. 221-222.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2010 (1). 352 с.
3. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2014. № 6 (5). С. 119.
4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1998 (2). 368 с.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. СПб.: Издательство «Речь», 2005 (4). 190 с.