КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Адилова Н.Б. Email: [email protected]
Адилова Ноила Бахриддиновна - студент, направление: дошкольное образование, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к формированию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В работе проанализированы разнообразные аспекты рассматриваемой проблемы: лингвистический, психологический и педагогический, определены условия развития у детей правильной и ясной речи. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Ключевые слова: дошкольное образование, речевой дефект, коррекция речи, недоразвитие речи, детская речь, онтолингвистика.
CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL FEATURES OF WORKING WITH CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS IN THE PREPARATORY GROUP Adilova N.B.
Adilova Noila Bahriddinovna - Student, DIRECTION: PRESCHOOL EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses modern approaches to the formation of preschool children with speech disorders. The paper analyzes various aspects of the problem: linguistic, psychological and pedagogical, and defines the conditions for the development of correct and clear speech in children. The regulatory and, most importantly, communicative functions of speech are developed only within the framework of a specially organized educational process. The speech defect negatively affects the entire development of the child, makes it difficult for children to communicate with each other and with adults, as well as preparing for literacy training.
Keywords: preschool education, speech defect, speech correction, speech underdevelopment, children's speech, ontolinguistics.
УДК: 373
Дошкольное образование, всем известное, является первым звеном непрерывного образования, направленное на обучение и воспитание детей, их интеллектуальное, духовно-нравственное, этическое, эстетическое и физическое развитие, а также на подготовку детей к общему среднему образованию. Самое главное дошкольник должен освоить государственную образовательную программу дошкольного образования и воспитания, физически и умственно подготовиться к школе. Физическое развитие, формирование здорового образа жизни, социально-эмоциональное развитие, речь, общение, навыки чтения и письма, познавательное
развитие и творческое развитие дошкольников должны соответствовать государственным требованиям. Развитие речи важно для подготовки детей к школе.
Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии ^ греч. - расстройство сочленения) - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошкольников - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4 - 5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников [1, с. 10].
Дети с тяжелыми нарушениями речи существенно отличаются от своих сверстников. Они имеют достаточно скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения, аграмматизмы, сложности в овладении навыками словообразования, неправильное употребление предлогов и, наконец, сопутствующие речевому дефекту психологические наслоения (гиперактивность, расторможенность или, наоборот, медлительность, неустойчивость внимания, плохая память и т.д.) мешают таким детям усваивать программу детского сада. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром им трудно понять суть объяснений педагога, уловить причинно-следственные связи в тексте, запомнить стихотворение, пересказать услышанное или составить самостоятельный рассказ. На занятиях по математике ребята не всегда понимают смысл задачи, а следовательно, не могут решить ее. Занятия по рисованию, лепке и конструированию также сопряжены с огромными трудностями, так как почти у всех детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики. Физкультурные и музыкальные занятия для данной категории детей более привлекательны, но и здесь они не часто бывают успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственной ориентировкой.
Задача всех педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, — максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольников [2].
В подготовительный период педагог-воспитатель должен обращать внимание на правильное произношение звуков, букв, а также постепенно переходить на изучение слогов и слов. Впоследствии из изученных слов составлять предложения. Если возникают проблемы с произношением следующих букв как, -р, -с, -ц и др., можно обращаться к логопеду. Такое случается с физически и психически здоровыми детьми.
Принимая во внимание трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении нового материала, а также понимая, что исправление детской речи даст эффективный результат в подготовительной работе к школе.
Термин «детская речь» имеет разные значения. Прежде всего, это совокупность особенностей речи ребенка, обусловленных возрастом и уровнем интеллектуального развития. Особенности детской речи могут быть звуковыми (специфика произношения тех или иных звуков и их сочетаний), грамматическими (специфика употребления грамматических конструкций, детские инновации и др.) и
семантическими (специфика отбора и употребления слов, овладения понятиями). Научная дисциплина, изучающая процесс усвоения детьми родного языка, носит название лингвистика детской речи, или онтолингвистика. Онтолингвистика отвечает на вопросы:
• как происходит овладение конкретными речевыми умениями -произносительными, лексическими, словообразовательными, грамматическими;
• какими чертами характеризуется речевой навык у детей на различных возрастных ступенях;
• как увидеть процесс формирования речи в перспективе [3, c. 5].
Детей с нарушениями речи высокого уровня, а также умственно и физически отсталых детей воспитывают и обучают в специальных коррекционных дошкольных организациях. Такие организации улучшат условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физические или психические нарушения в развитии и нуждающихся в специальной педагогической коррекционной помощи и реабилитации.
В Узбекистане имеются многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, обеспечивающие реализацию государственной образовательной программы дошкольного образования и воспитания для детей с физическими или психическими нарушениями в развитии.
Список литературы /References
1. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. 40 стр.
2. Дети с нарушениями речи. Этиология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.logopedshop.ru/shop/articles/rech-nar/deti-nar-rechi/ (дата обращения: 04.08.2020).
3. Учебный комплекс теории и методики развития речи детей дошкольного возраста, учреждения образования БГПУ имени Максима Танка. Составители: Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, рассмотрено и утверждено на заседании Совета БГПУ 25.06. 2015 г. 380 стр.