УДК 159.9
Толстикова О.Н.
к.псих.н., доцент кафедры специальной психологии и педагогики Северный (Арктический) федеральный университет (Россия, г. Архангельск)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье обсуждается проблема формирования учебной мотивации младших школьников с умственной отсталостью. Рассматривается основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию учебной мотивации у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Ключевые слова: умственно отсталые школьники, учебная мотивация, мотивы учения, коррекционно-развивающая работа.
Психокоррекционная работа, направленная на актуализацию возможностей становления мотивационной сферы школьников с интеллектуальным недоразвитием должна основываться на учете особенностей их личностного развития и предполагает формирование интереса к учению у детей в условиях доступной деятельности, сопровождающейся ситуацией успеха.
Нами была разработана модель психокоррекционной работы по формированию учебной мотивации умственно отсталых школьников. К основным компонентам модели формирования учебной мотивации относят: содержание формирования учебной мотивации, схему и содержание взаимодействия участников педагогического процесса. К основным элементам
первого компонента относят: цель, принципы, направления работы, психологические условия, образовательные ситуации.
Цель предполагаемой нами психокоррекционной работы заключается в теоретическом обосновании и определении психолого-педагогических условий формирования учебной мотивации умственно отсталых младших школьников [2].
С учетом поставленной цели были определены основные направления психокоррекционной работы:
1. Стимулирование познавательной активности школьников на основе игровой мотивации деятельности;
2. Организация помощи школьникам в преодолении трудностей в обучении, на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Создание ситуации успешной деятельности;
3. Обеспечение положительных межличностных отношений со взрослыми (педагогами, родителями и одноклассниками) в процессе моделирования ситуаций взаимодействия. Организация совместной деятельности.
4. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода.
Направления психокоррекционной работы представляли собой единую
систему психолого-педагогического сопровождения развития детей с умственной отсталостью. На современном этапе сопровождение рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности психолога в образовании. Психолог М.Р. Битянова определяет сопровождение как «...систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия» [1]. Психокоррекционная работа психолога с детьми
Главной целью занятий с психологом являлось формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся с
умственной отсталостью положительного отношения и интереса к учению, обеспечивающего глубину и качество знаний. А также оказание помощи школьникам с умственной отсталостью в становлении их как субъектов учебной деятельности, в осознании ими своих возможностей и в формировании учебной мотивации. Особое значение придавалось построению связи между формируемыми учебными действиями с личностно значимыми видами деятельности.
Коррекционно-развивающее направление
Анализ полученных результатов, проведенного изучения особенностей учебной мотивации у умственно отсталых учащихся, позволил определить несколько разделов коррекционно-развивающей работы психолога.
Взаимодействие психолога с учителем
Основными задачами данного раздела являлись:
1. Консультирование учителей-дефектологов по вопросам особенностей когнитивного и личностного развития умственно отсталых младших школьников, по вопросам оказания им эффективной адресной помощи и обучения их способам совместного с ребенком преодоления трудностей в процессе обучения;
2. Организация условий эффективного взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах проведения занятий;
3. Проведение совместных с педагогами комплексных занятий по формированию мотивации учебной деятельности.
Консультативно-рекомендательное и просветительское направление
Коррекционно-развивающая работа по данному разделу обеспечивает оказание педагогам-дефектологам и родителям помощи в обучении детей с недоразвитием интеллекта. Психолог разрабатывал рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Толстикова О.Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников// Специальное образование, 2012. - № 3. - С. 73-81.
Tolstikova O.N.
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Special Psychology
and Pedagogy Northern (Arctic) Federal University (Russia, Arkhangelsk)
CORRECTIVE DEVELOPMENT WORK FOR THE FORMATION OF LEARNING MOTIVATION IN MINDLY RETARDED YOUNGER STUDENTS
Abstract: the article discusses the problem of the formation of educational motivation in junior schoolchildren with mental retardation. The main directions of correctional and developmental work on the formation of educational motivation in schoolchildren with intellectual underdevelopment are considered.
Keywords: mentally retarded schoolchildren, educational motivation, motives for learning, correctional and developmental work.