Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова О. Н.

В статье обсуждается проблема учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рассматривается организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования учебной мотивации у данной категории детей. Предлагается краткое описание этапов работы педагога-психолога по сопровождению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AS A CONDITION FOR FORMING THE EDUCATIONAL STUDENTS 'MOTIVATIONS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

The article discusses the problem of educational motivation of students with intellectual disabilities. The organization of psychological and pedagogical support of the process of formation of educational motivation in this category of children is considered. A brief description of the stages of the work of a teacher-psychologist to support younger schoolchildren with intellectual disabilities is offered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

УДК 159.9

Толстикова О.Н.

к.псих.н., доцент кафедры специальной психологии и педагогики Северный (Арктический) федеральный университет (Россия, г. Архангельск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Аннотация: в статье обсуждается проблема учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рассматривается организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования учебной мотивации у данной категории детей. Предлагается краткое описание этапов работы педагога-психолога по сопровождению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, учебная мотивация, мотивы учения, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья личностные результаты включают овладение обучающимися младшего школьного возраста компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различной среде.

При поиске возможностей для повышения продуктивности процесса обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью объектом внимания специалистов должны являться не только познавательные процессы, но и мотивационная составляющая. Данное положение обуславливает особое

внимание к развитию системы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в образовательных организациях.

Современные представления о месте и роли сопровождения в развитии личности дают основание анализировать его как процесс, метод и службу сопровождения. Сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются организационные, психолого-педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность обучения в школе представлена не только интеллектуальными возможностями учащегося, но и в значительной степени уровнем сформированности адекватной иерархии мотивов учения, под учебной мотивацией понимают и способы реагирования на трудности и неудачи, возникающие в процессе обучения, а также ожидания и представления собственных достижений, успехов и неудач. Факторы (учет интересов школьников, организация помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечение конструктивных межличностных отношений участников учебного процесса), положенные в основу содержания психокоррекционной работы по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недосточностью.

Безусловно, учебная мотивация является показателем успешности обучения. Мотивационно сфера у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет особенности развития: незрелость, сужение числа мотивов в структуре мотивации, низкий уровень социальных потребностей и потребности в познавательной активности, преобладанием игровой мотивации.

В научной литературе однозначно определена тенденция ослабления учебной мотивации в связи с накоплением трудностей в учебной деятельности, периодичности повтора ситуации неуспеха.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учебной мотивации предполагает следующие этапы работы:

Комплексная диагностика и коррекция включает

Реализация единого комплекса психолого-педагогических мероприятий

[2].

1. Диагностика. Данный этап направлен на определение видов мотивов, выявление потенциала учащихся. Диагностика эмоционального отношения к процессу учения, к участникам учебного процесса, а также изучение интересов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. В свою очередь, особенности сотрудничества, эмоциональный контакт и отношение к окружающим определяют как успешность учения, так и динамику психического развития ребенка в целом.

2. Коррекционно-развивающая работа

Значимость «ситуации успеха», как составляющей любого вида деятельности, общеизвестна. Положительный результат деятельности всегда сопровождается положительными эмоциями, которые являются значимыми для субъекта деятельности. Важно иметь в виду, что мотивация претерпевает изменения при непосредственном включении в деятельность, поэтому на становление мотивации учения влияет адекватная возможностям ребенка организация и содержание учебной деятельности. Эффективно использовать развивающий потенциал практических видов деятельности в работе специалистов. В частности известно, что игра для первоклассников с задержкой психического развития в самом начале школьного обучения обладает наибольшим потенциалом для развития их возможностей (Н.Л. Белопольская, Л.В. Кузнецова) [1]. 3. Деятельностный этап. Целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Педагог-психолог составляет рекомендации педагогам и родителям, участвует в разработке индивидуальных программ развития, отслеживает динамику развития учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белопольская Н.Л. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения // Дефектология. 1975. №1. С.25-28 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.298 с.

Tolstikova O.N.

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Pedagogy Northern (Arctic) Federal University (Russia, Arkhangelsk)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AS A CONDITION FOR FORMING THE EDUCATIONAL STUDENTS 'MOTIVATIONS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

Abstract: the article discusses the problem of educational motivation of students with intellectual disabilities. The organization ofpsychological and pedagogical support of the process of formation of educational motivation in this category of children is considered. A brief description of the stages of the work of a teacher-psychologist to support younger schoolchildren with intellectual disabilities is offered.

Keywords: psychological and pedagogical support, educational motivation, motives for learning, junior schoolchildren with intellectual disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.