Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ О ВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЯХ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баланина Светлана Клавдиевна

В статье представлена технология работы педагога-психолога образовательного учреждения по коррекционно-развивающему направлению с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья. Описаны практические наработки по развитию наглядно-образного мышления, актуализации знаний о временных последовательностях, расширению представлений об окружающем мире и развитию познавательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баланина Светлана Клавдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Баланина С.К.

Баланина Светлана Клавдиевна - педагог-психолог высшей категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Коряжмы», г. Коряжма

Аннотация: в статье представлена технология работы педагога-психолога образовательного учреждения по коррекционно-развивающему направлению с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья. Описаны практические наработки по развитию наглядно-образного мышления, актуализации знаний о временных последовательностях, расширению представлений об окружающем мире и развитию познавательных процессов.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, обучающиеся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), коррекционно-развивающие технологии, наглядно-образное мышление, знания о временных последовательностях, представления об окружающем мире, развитие познавательных процессов.

На мой взгляд, коррекционно-развивающая работа - одно из наиболее важных и востребованных направлений работы педагога-психолога. При проведении коррекционно-развивающей работы ориентируюсь на требования ФГОС, обучающимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) оказывается индивидуально-ориентированная психологическая помощь.

На первом этапе работы требуется проведение комплексных диагностических мероприятий.

В начале учебного года по запросам педагогов и результатам наблюдения провожу психологическую диагностику обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ, с целью определения лиц, нуждающихся в психологической помощи, диагностирую интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития и обучения. По результатам диагностики провожу консультативную работу. На индивидуальных консультациях родители (законные представители) получают информацию о факторах, препятствующих личностному и интеллектуальному развитию ребёнка, в доступной форме им разъясняются возможные способы коррекции нарушений в домашних условиях. Если отклонения выражены в значительной степени, решается вопрос об обследовании на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Дальнейшая работа с данными обучающимися строится на основе рекомендаций специалистов ПМПК. Следующий этап - коррекционно-развивающая работа.

В ходе коррекционно-развивающей работы я применяю не одну технологию, а целый спектр различных психолого-педагогических технологий. В основе применения любой технологии должны лежать знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

На занятиях использую элементы следующих коррекционных технологий: игровой, здоровьесберегающей, технологии дифференцированного подхода, ИКТ-технологии и других.

Программа психокоррекционной работы с обучающимися разделена на блоки.

1. Развитие наглядно-образного мышления (1-3 классы).

2. Актуализация знаний о временных последовательностях (1-4 классы).

66

3. Профессии и я (1-4 классы).

4. Животные и растения (1-4 классы).

Чтобы учебный материал запомнился лучше, стараюсь преподносить его во всех трех модальностях (визуальной, кинестетической и аудиальной).

Блок 1: «Развитие наглядно-образного мышления».

Особое внимание при работе с первыми классами уделяю развитию наглядно-образного мышления. Начинаю своё занятие с графического диктанта в виде игры «Морской бой». Игру «Морской бой» постепенно усложняю. Когда обучающиеся освоят навык проведения игры, начинаем развивать умение отзеркаливания. Под диктовку обучающиеся рисуют половину картинки, вторую половину отзеркаливают самостоятельно. Изначально я применяла другой прием: рисование по клеточкам половины предмета, далее - отзеркаливание, но не всем детям с особенностями развития удавалось освоить это задание. С заданием «Морской бой» справляются все обучающиеся.

Основная часть занятия. Для работы активно использую геометрические конструкторы. Начинаю с самого простого - с выкладывания картинок из счётных палочек по образцу. Самым продвинутым обучающимся даю задачи на развитие логического мышления. Например: сложи из 5 палочек два треугольника и квадрат. На последних занятиях с палочками мы выкладываем своё имя, имена друзей и решаем примеры.

Для дальнейшей работы мы используем конструкторы «Волшебные треугольники», «Танграм», авторские головоломки В.Е. Перельман «Прямоугольники» и др., которые можно изготовить самим.

На последнем занятии по работе с геометрическим конструктором мы строим общую картину из геометрических фигур.

Следующий этап - пазлы. Начинать работать нужно с самыми простыми (12 штук), увеличивая постепенно объем до 54 в первом классе. Работать с рисуночными пазлами легче, чем с теми, которые сделаны из фотографий.

Во втором и третьем классах вместо работы со счётными палочками целесообразно использовать работу с математическим планшетом - «Рисуем резинками».

На минутках отдыха эффективно работает такой прием, как «Визуализация». Его можно порекомендовать использовать родителям, читая детям сказки перед сном.

Занятия следующих трех блоков строятся по одной схеме.

Начинаем занятие с целеполагания: загадываю загадки, ребусы или предлагаю пройти по лабиринтам их букв. Отгадав загадки или пройдя по лабиринтам, дети обобщают ответы, выдвигают гипотезы и формулируют тему и цель. Также в начале занятия использую игру «Прочитай по первым буквам». Начало занятия строю в виде дискуссии. Например, если занятие посвящено знакомству с профессиями, мы обсуждаем, что человек той или иной профессии должен знать и уметь, какими способностями обладать, какие учебные предметы нужно усвоить на «отлично» и «хорошо», чтобы работать по данной профессии.

Основная часть занятия посвящена развитию познавательных процессов.

В заключительной части занятия мы анализируем свои успехи и проговариваем цель каждого упражнения.

Блок 2: «Активизация знаний о временных последовательностях». Это самая сложная тема для обучающихся с особенностями в развитии. На данных занятиях в первых классах использую приемы зарисовки и проговаривания.

1 класс.

Тема «Время суток». После целеполагания демонстрируется макет часов и показывается, что отсчёт времени начинается ночью в 00:00, и часовая стрелка за сутки обходит циферблат два раза. Дети берут альбомный лист, кладут его по горизонтали и делят на 4 равные части. Каждая часть подписывается: утро, день,

67

вечер и ночь. На каждой из четырех частей ребёнок рисует часы и предметы, которые символизируют то или иное время суток. При работе педагог-психолог обязательно должен продемонстрировать, как легче изобразить тот или иной предмет.

Тема «Дни недели». После целеполагания мы говорим, что дни недели состоят из времени суток и изображаем дни недели в виде человечков: «Понедельник», «Вторник», «Четверг» - мальчики, «Среда», «Пятница», «Суббота» - девочки, «Воскресенье» - средний род, изображается в виде облачка.

Изучая тему «Время года», мы рисуем круг, как в учебнике по «Окружающему миру», делим его на части - «времена года», времена года - на месяцы, все подписываем, раскрашиваем.

Начало и окончание занятий по темам «Осень», «Зимушка-Зима», «Красавица-Весна» мы посвящаем повторению понятий: сутки, неделя, месяц, времена года.

Для того чтобы заинтересовать обучающихся в результатах своего труда, предлагаю ученикам украсить одежду представительницы времени года фишками: «Осень» - листочками, «Зиму» - снежинками, «Весну» - цветами и птицами.

Изучать временные последовательности, задействовав все три модальности, помогает наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агранович: при работе с этим пособием дети рассматривают картинки, выкладывают изображение времени года по теме урока и составляют рассказ. Работая с этим пособием, лучше использовать не все картинки, т. к. дети, особенно с ОВЗ, теряются в многообразии: использую только изображения солнца, облаков, деревьев, зайцев и детей.

Блок 3: «Профессии и я».

В нашей школе разработана и действует программа по профессиональному ориентированию школьников. Обучающиеся начальных классов на коррекционно-развивающих занятиях знакомятся с содержанием работы различных профессий и имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, исследовать свои способности в приближённой к реальности игровой ситуации [2].

Цель моей работы, как педагога-психолога, - развитие познавательных процессов обучающихся начальной школы с особенностями в развитии.

Блок 4: «Животные и растения».

Обучающиеся на занятиях этого блока знакомятся и закрепляют знания о многообразии мира животных и растений.

Галина Васильевна Резапкина считает: «Технология - это инструмент любой системы и отвечает на вопрос «Как?»

Инструментами этого блока являются:

- презентации и дидактические пособия: «Как зимуют звери», «Деревенский дворик», «По грибы» и другие;

- игры на развитие зрительной памяти по принципу «волшебная открытка» «Домашние животные», «Дикие животные России», «Морские животные»;

- «мемо» или «перевёртыши» «Удивительные животные»;

- задания на внимание - «Найди среди букв слова», «Расшифруй послание», на развитие логического мышления - «Аналогии», «Четвёртый лишний», «Где живёт паук?», «Божьи коровки».

При использовании данной технологии работы мы видим заинтересованность обучающихся в успешном усвоении знаний, эмоциональное удовлетворение от занятий, положительную динамику развития познавательных процессов и умений обучающихся применять свои знания в реальной жизни.

Использование комплекса современных технологий позволяет целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений обучающихся и эффективности образовательного процесса в целом.

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".

2. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог, 2014. № 10.

РОЛЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ Пратов С.И.

Пратов Саидмурод Иргашевич - магистр, кафедра теории и методики обучения (дошкольное образование), Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: дошкольные учреждения являются важной средой для социализации гендерных взглядов и поведения маленьких детей. Педагоги и одноклассники формируют гендерные установки детей и, в свою очередь, гендерные различия в познании и поведении. К сожалению, педагоги получают относительно небольшую подготовку по распознаванию и борьбе с гендерными стереотипами и предрассудками - своими и чужими - и, как следствие, педагоги часто моделируют, ожидают, подкрепляют и закладывают основу для гендерной дифференциации среди своих учеников. Дошкольные учреждения являются основным контекстом для гендерной социализации, отчасти потому, что дети проводят много времени со сверстниками в таких условиях. Практически по всем психологическим характеристикам, по которым дети различаются, распределение двух групп пересекается.

Ключевые слова: дошкольное образование, гендерные особенности, моделирование, различие.

Вопрос о том, как возникают гендерные различия, является центральной темой психологии. Эксперты согласны с тем, что природа (биология) и воспитание (окружающая среда) действуют вместе взаимно причинно-следственными, интерактивными способами, вызывая гендерные различия. Опыт, предоставляемый девочкам и мальчикам в дошкольных учреждениях, как известно, влияет на гендерную дифференциацию как напрямую, так как дифференцированная практика и подкрепление навыков и косвенно, путем предоставления информации, которая побуждает детей активно социализировать себя, используя пути, дифференцированные по половому признаку.

Дошкольные учреждения могут увеличивать или уменьшать гендерные различия, создавая среду, способствующую внутригендерному сходству и межгендерным различиям, или наоборот (внутригендерная вариативность и межгрупповое сходство).

Дошкольные учреждения влияют на гендерную дифференциацию через два основных источника: педагоги и сверстники. Педагоги и сверстники напрямую влияют на гендерную дифференциацию, предоставляя мальчикам и девочкам разные возможности обучения и обратную связь. Педагоги и сверстники также являются источниками информации о гендере. Педагоги представляют учебные и игровые материалы, содержащие гендерные стереотипы поведения, а сверстники демонстрируют гендерные стереотипные отношения и поведение. Дети усваивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.