Научная статья на тему 'Организация диагностической работы педагога-психолога с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью'

Организация диагностической работы педагога-психолога с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
970
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация диагностической работы педагога-психолога с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью»

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием данной технологии способствует более эффективному развитию устной речи, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости и сознательности чтения. Учащиеся с ОВЗ в состоянии преодолеть описанные выше затруднения и освоить учебный материал в объеме требований программы общеобразовательной школы, если они учатся в специально созданных условиях.

Эпиграф выбран неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Список литературы

1. .Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // Начальная школа До и После. - № 11. - 2004.

2. Кобзарь В.Н. Обучение школьников продуктивному чтению // Интернет-ресурсы. -URL: http://festival. 1september.ru/articles/101400/

3. Мишутина Н.Е, Давыдова Л.Л.. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Управление начальной школой. -№ 5. - 2010.

4. Образовательные технологии // Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -2-е изд., доп. - М.: Баласс, 2010.

5. Самойлова Е.А. Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе // Начальная школа До и После. - № 8. - 2012.

6. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: пос. для учителей нач. классов. - М.: Баласс, 2010.

Ю. М. Золотарёва

Организация диагностической работы педагога-психолога с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями, которые задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими.

Диагностическая работа педагога-психолога представляет собой комплексное обследование обучающихся, которое обеспечивает своевременное выявление личностных и психологических проблем детей и оказанием психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации. Цели диагностической работы:

- составление социально-психологического портрета воспитанников;

- определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии;

- выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

75

По результатам диагностической деятельности составляются психолого-педагогические заключения с целью ориентирования всех участников учебно-воспитательного процесса и координации их работы по решению проблем личностного развития детей. Результаты исследований доводятся до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику), по запросу - родителям (законным представителям). Диагностика обучающихся разного возраста и структуры дефекта не одинакова.

Целью диагностического инструментария для обучающихся 1 классов является выявление уровня сенсорного развития. Решаются задачи исследования состояния у детей психомоторики и сенсорных процессов.

К используемым методикам относятся: оценка состояния общей моторики (оценка статического равновесия, оценка динамического равновесия); оценка ручной моторики; тесты зрительно-моторной координации; оценка тактильных ощущений. Оценка владения сенсорными эталонами (тесты цветоразличения; различение формы; восприятие величины; оценка зрительного восприятия; оценка слухового восприятия; оценка пространственного восприятия; оценка восприятия времени).

Целью диагностического инструментария для обучающихся со сложной структурой дефектов является выявление уровня тревожности и познавательных способностей. Решаются задачи:

- проведения полной нейропсихологической диагностики учащихся и установление наличия отклонений в развитии головного мозга;

- выявление уровня тревожности учащихся;

- установления уровня развития всех познавательных процессов: внимания мышления, памяти и речи.

К используемым методикам относятся: праксис поз по образцу, тест Н.И. Озерецкого, на динамический праксис - «Кулак - ребро - ладонь», на ре-ципрокную координацию рук; «Заборчик», проба Хэда, локализация прикосновения, узнавание реалистических изображений, узнавание недорисованных контурных изображений, узнавание фигур Поппельрейтера (буквенный вариант), «2 группы по 3 слова», «Рассказ», «Пиктограмма», корректурная проба, «4-й лишний», «Простые и сложные аналогии», «Назови причину», сравнение понятий, «Текст с картинками», тест Кетелла, «Кактус», проективная методика «Моя школа».

Целью диагностического инструментария для обучающихся 2-4 класса является выявление уровня познавательных процессов младших школьников. Решаются задачи:

- установления уровня развития всех познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, речи и воображения;

-исследования межличностные отношения ребенка, его социальную приспособленность и взаимоотношения с окружающими;

- выявление уровня учебной мотивации;

- выявления уровня работоспособности и силу нервной системы;

- установления учебных и внеурочных интересов;

- исследования психических свойств личности учащихся.

Используемые методики: корректурная проба, «10 слов», изучение наглядно - образной памяти, «Исключение лишнего», методика САН - самочувствие,

активность, настроение, тест тревожности (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Дом и Дерево», анкета школьной мотивации, социометрия Дж. Морено, цветовой тест отношений, методика изучения мотивации Н.Л. Белопольская, методика экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг - тест).

Целью диагностического инструментария для обучающихся 5-7 классов является выявление личностные особенности детей, уровня тревожности для предотвращения проблем в обучении и общении.

Решаются задачи:

- установления уровня развития всех познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, речи и воображения;

- исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими;

- установление проблем, возникших при переходе в среднее звено;

- выявление уровня учебной мотивации;

- выявление агрессии;

- исследование психических свойств личности учащихся;

- выявление склонности и способности детей.

Используемые методики: «10 слов», изучение наглядно - образной памяти, «Исключение лишнего», корректурная проба, матрицы Равена, психогеометрия, методика самооценки психических состояний (по Айзенку), социометрия Дж. Морено, анкета способностей вашего ребенка, мотивация учебной деятельности, методика экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг - тест).

Целью диагностического инструментария для обучающихся 8-9 классов является выявление профессиональных предпочтений, уровня социальной адаптации. Решаются задачи:

- установления уровня когнитивных процессов;

- исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношения с окружающими;

- выявления уровня профессиональных предпочтений;

- установления уровня мотивации успеха и боязни неудачи;

- выявления уровня агрессии;

- исследования психических свойств личности учащихся;

- установления типа нервной системы.

Используемые методики: матрицы Равена, дифференцированно-диагностический опросник А. Климова, мотивация успеха и боязнь неудач (опросник Равена), социометрия Дж. Морено, опросник Басса-Дарки, методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Мато-лина, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Правильная диагностика - первый шаг в организации учебно-воспитательной работы, так как она показывает слабые стороны в развитии как отдельно взятого ребенка, так и группы в целом. Анализируя полученные данные, необходимо правильно организовать образовательный процесс, выстроить определенную последовательность помощи каждому ребенку. Анализ полученных результатов позволит обнаружить «конкретные слабые места», т.е. выделить

те задания, при выполнении которых ребенок испытывал наибольшие затруднения, выявить при выполнении каких конкретно действий он допускал ошибки.

На основе полученных диагностических данных проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися. Она осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы. Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.

Среди распространенных программам коррекционной работы преобладают следующие.

1. Программа по адаптации первоклассников «Новичок в первом классе». Ее цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения и решение различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

2. Программа психологических занятий «Цветик-семицветик». Целью является создание условий для естественного психологического развития ребенка.

3. Программа по развитию эмоционально-волевой сферы «Тропинки к своему Я» преследует цели: оптимизации психоэмоционального состояния детей, их межличностных отношений, а также развития у детей коммуникативных умений.

4. Программа коррекции агрессивного поведения «Прогоним гнев». Ее цель: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

5. Целью программы адаптационных встреч для пятиклассников «Ты не один» является содействие социально-психологической адаптации учащихся пятых классов к условиям обучения в средней школе.

6. Целью программы профессионального самоопределения и социализации выпускников «Будущее в твоих руках» является подготовка к самостоятельной жизни и квалифицированному труду.

Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических особенностей школьника. После успешного завершения работы по коррекционно-развивающим программам проходит повторная диагностика обучающихся по тем же методикам для выявления особенностей психического развития ребенка или группы детей, а также динамики развития в течение учебного года.

Список литературы

1. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. - М.: ИнтелТех, 1994. -64 с.

2. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Ч. II / сост. Е.Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. -146 с.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. -384 с.

4. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. - М.: Владос, 2001. - Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.