Научная статья на тему 'Этапы коррекционно-развивающей работы с учащимися, депривированными по слуху, с учётом психофизиологических особенностей'

Этапы коррекционно-развивающей работы с учащимися, депривированными по слуху, с учётом психофизиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1829
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧАЩИЕСЯ ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ПО СЛУХУ / ФАКТОРЫ РИСКА / РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ / КИНЕЗИОЛОГИЯ / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / STUDENTS ARE DEPRIVED OF HEARING / RISK FACTORS / THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS / KINESIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова О. А.

В статье приводится анализ работы со слабослышащими и глухими учащимися школы-интерната, приводятся принципы коррекционно-развивающей работы, которые основываются на психофизиологических особенностях развития детей и подростков с дифицитарным развитием, предлагается методика, основанная на применении кинезиологических упражнений, массажа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHASES CORRECTION AND DEVELOPMENT WITH PUPILS, DEPRIVED ON HTARING, IN VIEW OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES

This article provides an analysis of working with hearing-impaired and deaf students of the boarding school, are the principles of correction and development work, based on psycho-physiological characteristics of children and adolescents with difitsitarnym development the technique based on the use kinesiological exercise, massage.

Текст научной работы на тему «Этапы коррекционно-развивающей работы с учащимися, депривированными по слуху, с учётом психофизиологических особенностей»

Belova O. A.

State Educational Agency of Higher Professional Education "Ryazan State University Namend SAEsenin", Deportment of Natural and Geography, Chair of Biology and Methodology of Biology, Associate Professor, Ryazan, 390.000, Russian Federation, 46 Ulitsa Svobody, E-mail [email protected]

PHASES CORRECTION AND DEVELOPMENT WITH PUPILS, DEPRIVED ON HTARING, IN VIEW OF PSYCHOPHYSIOLOGI-CAL PECULIARITIES

This article provides an analysis of working with hearing-impaired and deaf students of the boarding school, are the principles of correction and development work, based on psycho-physiological characteristics of children and adolescents with difitsitarnym development the technique based on the use kinesiological exercise, massage.

Key words: psycho-physiological development, students are deprived of hearing, risk factors, the development of motor skills, kinesiology

Белова О.А.

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», естетственно-географический факультет, кафедра биологии и методики её преподавания, доцент, г.Рязань,39о.ооо, улица Свободы,4б

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ДЕПРИВИРОВАННЫМИ ПО СЛУХУ, С УЧЁТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В статье приводится анализ работы со слабослышащими и глухими учащимися школы-интерната, приводятся принципы коррекционно-развивающей работы, которые основываются на психофизиологических особенностях развития детей и подростков с дифицитарным развитием, предлагается методика, основанная на применении кинезиологических упражнений, массажа

Ключевые слова: психофизиологическое развитие, учащиеся депривированные по слуху, факторы риска, развитие моторики, кинезиология.

Психофизиологическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -это своеобразный путь, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарной тип нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет, к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению формирования ряда других функций, связанных со слухом опосредованно.

Развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Эти закономерности характеризуются следующими положениями: 1. Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психофизиологического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности физического развития, развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей - общих и специальных;

условия протекания внутриутробного периода; травмы при родах. Социальные факторы объединяют то окружение, в котором живет и развивается ребенок - тип идеологии, культурные традиции. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме - в различных видах деятельности - общении, игре, учении, труде. Особенностями детского возраста являются, с одной стороны, незрелость структур мозга, несформированности отдельных компонентов психики, с другой - пластичность нервной системы и способность к компенсаторным реакциям. 2. Неравномерность психофизиологического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных взаимосвязей в коре больших полушарий. 3. Развитие - это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов,

происходящих при развитии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах. 4. Высшие психические функции - сложные системные образования, социальные по своему происхождению; они формируются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. При различной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру меж-функциональных взаимодействий, причем, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от

нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой - так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму.

В психофизиологическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности: 1. При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранения наглядного материала у детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном возрасте и до 10-11 лет. На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом происходит прогрессивная компенсация данного показателя. 2..У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.3. Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребенка речи для него характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что опирается такой ребенок только на впечатления, возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью опоры на сохранные сенсорные системы.

У глухого и слабослышащего учащегося формирующаяся система межфункциональных взаимодействий, которая изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах - импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной. слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Механизмы формирования навыка моторных движений, а значит и письма сложны, его структура многокомпонентна на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами

кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:1. Умении ощущать движения мышц; 2. Достаточной эластичностью мышц; 3. Уровнем сформированно-сти переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга; 4. Осознанном выполнении движений; 5. Достаточном зрительномоторном контроле. Все эти условия взаимозависимы. Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т.е. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими ручку во время процесса письма. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т.е. осознанно. Процесс написания каждой буквы — это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Зрительная сенсорная система контролирует правильность написания элементов буквы, следит, чтобы элементы не укорачивались, не пропускались, таким образом, помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме. Также зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за окончанием движения кистью руки, посылая сигнал об этом в центр, откуда подается центральный сигнал для написания следующего элемента буквы. Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникнет преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недо-писанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Мелкая и крупная моторика, умственная работоспособность и тревожность тесно связаны с речевой активностью. При нарушении крупной и мелкой моторики рук, особенно у детей младшего школьного возраста, ослабляется развитие умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, что непосредственно влияет и на

адаптацию к школе, тревожность. Поэтому в проведении коррекционно-развивающей работы нельзя просто упражнять ребёнка или подростка в дефицитарной функции, а необходимо с первых этапов работы с ним ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. Также особое внимание следует уделять особое профилактическому направлению в работе с детьми, не перегружая их. Необходимо выявлять факторы риска развития ребёнка, знать социальный статус семьи. Дети с нарушением слуха и общим недоразвитием речи обычно страдают нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата, поэтому на это следует обращать внимание при подборе методик коррекционно-развивающего воздействия и релаксационного массажа, кинезио-логической гимнастики. Обычно при работе с глухими и слабослышащими детьми и подростками используем сочетание традиционных и нетрадиционных психотехник, обучаем специальному массажу, кинезиологической гимнастики. Для этой работы необходимы:1. .Создание благоприятного психологического микроклимата в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон. Именно при таком стиле поведения необходимость порицания детей сводится к минимуму. Однако ласку, мягкость и доброжелательность не следует путать с вседозволенностью. Важно в общении добиться сочетания требовательности и тонкого понимания учащегося, тогда просят заниматься лишний раз, у них появляется мотивация к занятиям. Следует анализировать ошибки, не называя их, обучать детей самоанализу, не указывая на конкретную ошибку. Учащиеся с проблемами в развитии ранимы, обидчивы, часто чрезмерно эмоциональны. Важно правильно оценить состояние ребенка, уметь сопереживать, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения. Если в день занятия возникают трудности в повторении и выполнении определенных заданий, то следует дать более легкое, ранее успешно выполняемое задание, а затем постепенно переходить к более сложным.

Опора на сохранные сенсорные системы. Формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи, совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той

же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Моторика и те-

лесноориентированные функции как сохранная функция у детей очень важна, так как она повышает адаптационные возможности, побуждает к деятельности. Для учащегося, начавшего посещать специальную школу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) , требует определенной приспособительной реакции. Ему следует перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, школофо-бию, реакцию неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в классе, доброжелательном мягком отношении, проходит безболезненно, особенно для тех, кто посещал специализированные ДОУ. В случае затянувшегося периода адаптации, когда ребёнок с трудом выдерживает школьные уроки, следует определять тревожность. Вводить дополнительные методы коррекции, в первую очередь, направленные на улучшение моторики. Поэтому в наши занятия введены другие виды деятельности - копирование, определение умственной работоспособности, внимания, памяти. Существенное значение имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа, полученных данных Опора на знание специфических закономерностей, своеобразных для детей с нарушением слуха позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях. Реализация принципа динамического изучения предполагает, не только применение диагностических методик с учетом возраста, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны ближайшего развития». Использование традиционных методов в подобных случаях, когда учащийся капризничает, увиливает от занятий безрезультатно, так как негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция учащихся на психологическое давление. Важно учитывать,

что бережный, сугубо индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует преодолению определенного результата. После изучения состояния здоровья учащегося необходимо разработать определенные мероприятия по сохранению и

укреплению нервно-психического здоровья глухого и слабослышащего ребёнка. Пропедевтика, психогигиена тесно связаны с психопрофилактикой и направлена на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека. К числу основных направлений работы специалистов в области в школе относятся: проведение мониторинга состояния психологического здоровья учащихся и выделение среди школьников групп риска; проведение учебной и просветительской работы с учащимися, их родителями и педагогами; участие в психолого-медико-педагогических консилиумах с разбором сложных случаев и «проблемных» учащихся. Эта работа — важное условие формирования здоровьесберегающего пространства школы.

С целью индивидуализации работы по охране психфизиологического здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров и специального тестирования выделяют следующие группы риска неблагополучия учащихся: 1. Риск психотравмати-зации (повышенная эмоциональная ранимость, неуравновешенность, неустойчивость и снижение самооценки и т.д.); 2. Риск повышенной утомляемости, возникновения дезадаптивных (дискомфортных) состояний на уроках. 3. Риск возникновения эмоциональных конфликтов, проявления агрессивности.

Перед началом занятий следует обязательно выявлять уровень развития ведущего вида деятельности, особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер; изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения.

Коррекционно-развивающий направленно-

сти строится в соответствии со следующими основными положениями: пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате, с оптимальной наполняемостью класса от 9 до 12 учащихся, что позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения (эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения) при опросе, объяснении и закреплении новых упражнений. С активизацией через моторику связь с нейродинами-ческими процессами, а также познавательной деятельностью, формированием общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки. Производится комплексное воздействие на ребенка с целью преодо-

ления негативных тенденции развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. Более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом У учащихся, депривированных по слуху «живой язык» спонтанных движений и жестов , в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому в программу, постепенно включаются телесно-

ориентированные психотехники, которые существенно расширяет их возможности. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика, их деятельность непосредственно связана с тонкой и мелкой моторикой всего тела. Такие техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с окружающими. Они могут проводиться на макро и микроуровнях. У учащихся тело находится в напряжении, нервная система постоянно работает с перегрузками, чем больше у человека расстройств, тем меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходится. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде. Включение телесно-

ориентированных психотехник на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и отдельных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную временную психологическую и педагогическую помощь.

Функция кисти уникальна и универсальна. Она — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, с трудом младших глухих школьников, что стала главной частью их языка. Индивидуальная работа с детьми направлена на оказание помочь ребенку, не справляющемуся с заданиями в микрогруппе и имеющего проблемы в развитии. Индивидуальные 20 - 30-минутные занятия планируются в зависимости от потребности и проводятся до тех пор, пока у ребенка будет сформирован соответствующий навык.

В данной технологии потребовалась обязательная оценка критериев функциональной готовности ребёнка к обучению в школе, так как наши дети просто не должны поступать в школу с 6 лет, а работа должна обязательно координироваться с работой психолога, дефектолога, психоневролога детского дошкольного учреждения. Диагностика развития мелкой и крупной моторики рук, эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоциональноволевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания, умственной готовности предполагает определение уровня речевого, наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций. Диагностика мотивационной готовности направлена на определение отношения к учению в школе на активизацию собственных возможностей. На второе место поставлены задачи подбора системы специальных упражнений для глухих и слабослышащих детей с учётом их - психофизического развития. При оценке эффективности школьной зрелости я считала необходимым учитывать, какая форма нарушения слуха у данного ребенка наследственная или приобретенная. На третье место встал вопрос окраски, речевого наполнения слов при выполнении и подборе моторных упражнений. Было определено, что учащиеся, слух которых совсем не позволяет самостоятельно овладевать речью, нуждаются в облегченных и более частых занятиях и контактах с психологом, а методы обучения, отличных от тех, какие требуются нормально развивающимся детям и тем, которым слух хоть немного помогает усвоить речь, накопить словарный запас. Поэтому с самого начала работы с учащимися следует обеспечивать обучение речи путем использования сохранных анализаторов, в том числе и письменной речи. Поэтому темп обучения в, обоих случаях будет разный; программы и методы обучения у таких детей потребуются также разные . Естественно, темп обучения в, обоих случаях будет разный; программы и методы обучения потребуются также разные. Нами было введена оценка динамометрии (силы мышцы рук) для корректировки нагрузки и подбора определенных упражнений. С помощью данного метода также определялась насколько часто надо заниматься ребёнку дома и в школе.. В - четвертых, так как роль двигательных ощущений в овладении глухими устной речью очень важна - они являются для детей и взрослых единственным средством самоконтроля за произношением, поскольку при исправлении неправильного произношения глухой зачастую может опираться только

на те ощущения, которые получает от движений артикуляционного аппарата. В технологию были введены телесно-ориентированные упражнения, которые влияют на специфические особенности развития двигательных ощущений, и связаны с отставанием в формировании межфункциональных взаимодействий. В процессе исследования было обнаружено, что кожные ощущения и восприятия возникают при непосредственном контакте предмета с кожей, к ним относятся тактильные, вибрационные, температурные, болевые. Здесь у глухого ребёнка зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий. В- пятых, критерием качества выполняемых упражнений служат появление усталости мелких мышц кистей рук: легкая усталость - показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая нескоординированность движений, потливость - признаки переутомления, выявляет писчие спазмы. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости.

В шестых, необходимо параллельно с проведением данных упражнений следить за их влиянием на умственную работоспособность и внимание, особенно у учащихся среднего и старшего звена. В результате чего выявлены особенности корректурных проб, не следует использовать цифровые корректурные пробы, для снятия утомления тренажер для облегчения зрительной координации. Представленная технология комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцент в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием этих же упражнений.

Определение ведущей руки не так уж просто; далеко не всегда леворукий ребенок и бытовые, и графические движения (письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Существует несколько способов определения ведущей руки. Например, метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной руки при выполнении повседневных действий. Определить ведущую руку ребенка родителям и педагогам помогут несложные тестовые задания. После того как взрослые определили у ребенка ведущую руку, целесообразно выяснить уровень сформированности мелкой моторики пальцев путем выполнения простых диагностических заданий - предлагается сначала макроуровень, а

затем микроуровень при освоении очередного комплекса. Жестикулирование относится к одному из самых сложных и интенсивных кинетических актов, то начало занятий по развитию крупной и мелкой моторики рук привело к значительному увеличению силы мелких мышц кисти и мышц предплечья, что значительно облегчает учащимся в дальнейшем овладевать жестовой и дактитильной речь и важно, для их развития и дальнейшей взрослой жизни. Результатами динамометрии доказано положительное влияние данного комплекса упражнений на значительное повышение результатов динамометрии. Я считаю, что данный показатель отражает эффективность использования данного комплекса, особенно это, хорошо видно у учащихся во 2-го и 3его годов обучения. Чтобы последить за эффективностью, которую оказывают предложенные и адаптированные для глухих детей упражнения, мною через каждые полгода учитывалась, и измерялась специально выверенным ручным динамометром сила мышц рук и предплечья. За 4 месяца обучения гимнастики в 1 « А» классе, динамометрия рук увеличилась на 50%, а у учащихся 2-го класса в 2 раза и более. В 1 «Б» классе обучаются дети более старшего возраста, чем в 1 «А» классе, поэтому результаты динамометрии их имеют значительно большие величины, а результаты М. связаны с его сопутствующим диагнозом, при котором сила мышц-сгибателей значительно повышена. В данном классе наблюдается незначительная положительная тенденция, так как у таких детей процессы восстановления протекают значительно медленнее. Особые сдвиги в развитии моторики рук следует отметить у ученика 2 «Б» класс у К.., придя в школу, он не мог спокойно держать локти на парте, синхронно вращать ладонями, в настоящее время мальчик овладел данным навыком, в результате занятий дома и в школе. А.. - при выполнении мотометрического теста Н.Н. Озерецкого не могла вырезать круг по линии в результате индивидуальных занятий с девочкой с использованием методов самомоссажа, мелкая моторика рук значительно улучшилась. Наблюдается положительная динамика в развитии мышц кисти и мелкой и крупной моторики рук в 1,5-2 раза.

Отмечена тенденция значительного улучшения качества почерка и рисования от 1 к 12 классам за счет проведения телесно-ориентированных упражнений и упражнений, направленных на развитие крупной и мелкой моторики рук, особенно с учащимися начальных классов. Если в первом классе отмечается сильный и умеренный нажим,

преувеличенно начертанные знаки, лишние знаки препинания или же их полное отсутствие, более прямое написание букв, то к 5 классу в связи со снятием вялости мышц, в том числе и кисти, улучшения динамометрии и координации движений, я наблюдаю, уменьшение силы нажима, появление знаков препинания не отличающихся от нормы и написание букв уже более наклонно. С 1 по 12 класс имеются отличия в почерке мальчиков и девочек. Так, например, анализ выдержанности строк показывает, что в почерке мальчиков чаще встречаются волнистые строки, говорящие о дипломатичности и гибкости мышления, реже параболические, а у девочек наоборот. Это показывает, что девочки депревированные по слуху, более импульсивности, нетерпеливости, самонадеянности. Чувства и желания учениц обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению, удовлетворению. Постепенное вовлечением новых элементов функциональной системы в процесс обучения. В качестве функционального механизма позволяющего формировать новые системные взаимосвязи на этапе обучения в середине учебного года у школьников наблюдается повышение объема оперативной памяти, наряду с увеличением ошибки временного восприятия.). К концу учебного года наблюдается улучшение некоторых психофизиологических, психологических и нейродинамических функций, как у девочек, так и у мальчиков. Данное обстоятельство отражает результат обучения, приводящий к улучшению психофизиологических и психологических функций. Сильный нажим в младших классах можно объяснить вялостью мышц кисти, плохой координацией, которые улучшаются к старшим классам. Для большинства рисунков и почерков характерен наклон в 45-50 градусов (косой почерк), но в нашей школе он встречается крайне редко, чаще встречается наклон 50-70 градусов, что связано с нарушенной координацией и кинестетическими движениями. Существуют и прямые, вертикальные почерки (90 градусов), чаще встречаемые у детей начальных классов; иногда опрокинутые (наклон до 110 градусов) почерки. Поэтому нужно развивать сохранный анализатор, к которому относится моторные функции и обращать особое внимание на массаж и самомассаж, которые предложены в нашей программе. Для улучшения качества рисования и письма, необходимо проводить теппинг - тест, т.е. выявление степень нейродинамических особенностей. В результате проведения теппинг-теста тоже видна положительная динамика, он являясь составной частью

единой системы воспитания и обучения глухих школьников, способствует выявлению их нейро-динамических особенностей, укреплению здоровья детей, их правильному формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы. В результате анализа, теппинг - теста, оказалось значительное улучшение нейродинамических особенностей к 4-му классу в процессе использования предложенной программы. Жестикулирование и самостимули-рующие движения на некотором расстоянии от своего тела, входящие в данный комплекс, особенно в возрасте 7-10 лет , 14 лет служат для учащихся, депривированных по слуху, компенсаторным механизмом саморегуляции функций головного мозга, и приводят к значительному повышению работоспособности и снятию утомления. (от сентября к февралю). В результате применяемой методики оказалось, что хотя коэффициент подвижности нервных процессов (преобладание процесса возбуждения над торможением) в целом приближается к норме, как и в общеобразовательной школе. Коэффициент продуктивности работы также имеет такую же тенденцию. Это происходит за счет гармонизации организма благодаря усиленной работе всех специалистов школы и дополнительным каникулам. С переходом из класса в класс в начальной школе происходит постепенное видоизменение активности кинетического и кинестетического гнозисов в результате этого интенсифицируются все формы объективных жестов учащихся снижается тревожность. Постоянное повторение изучаемых упражнений усиливают зрительные сигналы, активная деятельность которого просто необходима для наших учащихся, так как работа идёт с опорой на сохранный анализатор. Проведенные исследования в этом учебном году подтвердили результаты прошлых лет, указывая на то, что у учащихся с низким темпом информационной работоспособности отмечаются трудности в усвоении школьной программы, а также и трудности в усвоении в обучении и профессиональным навыкам. Оказалось, что если ценным качеством подвижных учащихся был быстрый темп выполнения различных заданий, то отрицательным фактором является ненадежность (пропуски элементов задания из-за излишней стремительности выполнения). Задания, требующие медлительных движений, выполнялись более успешно, равномерно и плавно учащимися с инертной нервной системой. Но у

них происходили нежелательные задержки с выполнением заданий. Достоинством их была пунктуальность выполнения. Значительная часть компенсировала свои относительно ограниченные скоростные возможности большим вниманием (Рис . 1).

В результате проводимых занятий также значительно улучшаются внимание и память детей от 1 ко 2-3 и 6-м классам. Во втором классе школы, т.е. на втором году обучения, я наблюдаю в основном средний уровень тревожности, на что влияют занятия данными упражнениями. К этому моменту дети более уверенно чувствуют себя в микросоциуме школы, чем и облегчается их адаптация. Использование теппинг-теста в комплексе с телесно - ориентированииыми упражнениями помогло выявить ведущую руку у детей и проследить как меняются в процессе обучения нейродинамические компоненты, т.е. мануальные движения в становлении мышления. Результаты воздействия комплекса подтверждаются также данными массового хронометража уроков в раз-

личных начальных классах, активность детей после проведения зарядки значительно повышается, а отвлекаемость снижается.. Если у учащихся 1 «А» класса до занятий активность составляла 46%, а отвлекаемость 54%, то после проведенного занятия активность на уроке составила 60%, а отвлекаемость 40%. Это происходит в результате того, что любое из предложенных упражнений является динамичным средством, связанное с активным отдыхом, направленное на психогигиену умственного труда, так как воздействие происходит постепенно, комплексно. В разработанном нами варианте упражнения выступают в качестве активного отдыха. Нами замечено, что для получения положительного сдвига следует использовать кратковременные воздействия, с обязательным учётом диагноза ребёнка (сочетанный, комбинированный дефект, ЗПР).

Рисунок 1. Динамика результатов теппинг-теста, детей депривированных по слуху в результате 6-ти летних занятий

25

20

15

10

5

0

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

Количество точек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.