Научная статья на тему 'Влияние здоровьеориентированных технологиий на учащихся, с различной степенью нарушения слуховой сенсорной системы'

Влияние здоровьеориентированных технологиий на учащихся, с различной степенью нарушения слуховой сенсорной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние здоровьеориентированных технологиий на учащихся, с различной степенью нарушения слуховой сенсорной системы»

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИИЙ НА УЧАЩИХСЯ, С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ.

Белова О.А.

ГОУ ВПО «Рязанский Государственный университет имени С.А.Есенина»,

Кафедра биологии и методики её преподавания, г. Рязань

В течение 11 лет проводились занятия по авторской здоровьеориентированной программе, в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, депривированных по слуху. Впервые представлены некоторые результаты её эффективности.

Тревожно нарастающие в последние десятилетия тенденции ухудшения физического, психофизиологического, психического и социального развития детей и подростков приобрели угрожающий характер. Значительно увеличилось количество детей - сирот, оставшихся по разным причинам без родительской заботы и попечения. Возросла потребность и необходимость приоритета профилактической работы с детьми, а также с их родителями.

При длительной и достаточно напряжённой работе наступает умственное утомление, при котором деятельность внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется. При умственном утомлении снижается память, может возникать «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. Биологическое значение утомления двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой - стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. Изучение умственной работоспособности учащихся, депривированных по слуху, необходимо для контроля функционального состоянием ЦНС. Раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция, является важным условием сохранения психофизиологического здоровья детского контингента. Жестикулирование и самостимулирующие движения на некотором расстоянии от своего тела, входящие в данный комплекс, особенно в возрасте 7-10 лет, у учащихся, депривированных по слуху, служит компенсаторным механизмом саморегуляции функций головного мозга, и приводят к значительному снятию утомления, повышения работоспособности (от сентября к февралю). Постоянное повторение изучаемых упражнений усиливают зрительные сигналы, активная деятельность которого просто необходима для наших учащихся, так как работа идёт с опорой на сохранный анализатор. Значительные трудности при проведении упражнений отмечались в классе, в котором обучаются дети с сочетанными дефектами и сопутствующими заболеваниями. Они значительно старше по возрасту, чем учащиеся другого первого класса, а возрастные особенности в результатах динамометрии отражают не только значительное улучшение в развитии мышц и моторики, но и большие результаты, чем у слабослышащих детей. В результате проводимых занятий также значительно улучшаются внимание и память детей от 1 к 2-3-4 классам. С переходом из класса в класс в начальной школе происходит постепенное видоизменение активности кинетического и кинестетического гнозисов в результате этого интенсифицируется, все формы объективных жестов учащихся снижается тревожность и значительно увеличивается работоспособность. Во втором классе школы, т.е. на втором году обучения, наблюдается в основном средний уровень тревожности, на что влияют занятия специализированными кинезиологическими упражнениями по снятию стресса в сочетании со специальными телесноориентированными упражнениями, и упражнениями по развитию крупной и мелкой моторике рук. К этому моменту дети более уверенно чувствуют себя в микросоциуме школы, чем облегчается их адаптация. Эти результаты подтверждаются также данными массового хронометража уроков в начальных классах, активность детей после проведения зарядки значительно повышается, а отвлекаемость снижается. Если у учащихся первого класса до занятий активность составляла 46%, а отвлекаемость 54%, то после проведенного занятия активность на уроке составила 60%, а отвлекаемость 40%. Это происходит в результате того, что любое из предложенных упражнений является динамичным средством, связанным с активным отдыхом, направленное на психогигиену умственного труда, так как воздействие происходит постепенно и комплексно. Для получения положительного сдвига следует использовать кратковременные воздействия, с обязательным учётом диагноза ребёнка. В результате выполнения элементов самомассажа, улучшается кровообращение, а введение в комплекс определенных элементов кинезиологической гимнастики помогает эффективно бороться с медленным темпом письма и тремором рук. Для улучшения письма, необходимо проводить теппинг - тест, т.е. выявление степень нейродинамических особенностей. В результате проведения теппинг-теста, видна положительная динамика, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих школьников, способствует выявлению их нейродинамических особенностей, укреплению здоровья детей, их правильному формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы. В результате анализа, теппинг - теста, оказалось значительное улучшение нейродинамических особенностей к 4-му классу.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и, прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Постепенно происходит вовлечением новых элементов функциональной системы в процесс обучения. В качестве функционального механизма позволяющего формировать новые системные взаимосвязи на этапе обучения в середине учебного года у школьников наблюдается повышение объема оперативной памяти, наряду с увеличением ошибки временного восприятия.).

Таблица 1. Результаты динамометрии учащихся начало первого класса, конец первого _______________________________класса, второй класс.______________________________

Ф.И.О. Сентябрь (первый класс начало) Май (конец 1-го класса) Декабрь (второй класс)

Правая рука (кгс) Левая рука (кгс) Правая рука (кгс) Левая рука (кгс) Правая рука (кгс) Левая рука (кгс)

Андрей * 5 9 10 13 12 15

Оля 5 6 9,5 8 13 12

Настя* 8,5 10 12 12 11 15

Максим 6 5,5 10 11 14 15

Вадим* 9 8 10 9 13 13,5

Елена 6,5 5,5 10 9 13 10,5

Леонид 6,5 5,5 10 9,5 12 10

*Дети-левши

К концу учебного года наблюдается улучшение некоторых психофизиологических, психологических и нейродинамических функций, как у девочек, так и у мальчиков. В тоже время, на фоне недостоверного снижения объема произвольного внимания, ухудшается ассоциативное мышления, сопровождающееся у мальчиков, кроме того, снижением функциональной подвижности нервных процессов. Данное обстоятельство отражает, во-первых, результат обучения, приводящий к улучшению психофизиологических функций и психологических функций. При постоянных нагрузках на руки во время учебного процесса, при наличии плохой ловкости и координации движений, предложенные упражнения, помогли снять напряжение, предупредить возможные заболевания рук, а также снять повышенную тревожность, которая свойственна детям с нарушением слуха, особенно в младшем школьном возрасте. Такие упражнения способствуют не только развитию и укреплению мелких мышц руки, но и оздоровлению организма в целом. Особенно эффективны они в качестве лечебно-профилактического средства при артритах, артрозах, тугоподвижности суставов кисти, а также при нарушении опорнодвигательного аппарата. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся. Поэтому любое из предложенных упражнений способствует выработке гармоничности в сочетании написания его составных элементов, что связано с постепенных развитием умственных способностей учащихся. Постепенно почерк становится более выраженным и равномерным, что показывает увеличение ловкости и волевого развития у наших детей.

Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные. Поэтому в наш комплекс помимо пальчиковой гимнастики были включены телесно-ориентированные упражнения с опорой на сохранный двигательный анализатор.

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.