Научная статья на тему 'Комплексный подход к оздоровлению обучающихся школ VII вида'

Комплексный подход к оздоровлению обучающихся школ VII вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE P.T. BREAK / КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ VII ВИДА / ФИЗКУЛЬТМИНУТКА / СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / УТОМЛЕНИЕ / РУЧНАЯ МОТОРИКА / THE VII TYPE REMEDIAL CLASSES / SYSTEMIC-AND-COMPREHENSIVE APPROACH / LASSITUDE / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мереченкова Ирина Владимировна, Догадина Светлана Владимировна, Чернышева Галина Анатольевна

Общая численность здоровых детей неуклонно сокращается. Для активной помощи учащимся с трудностями в обучении и адаптации к учебному процессу в школе открыты классы VII вида. Представлены отличительные особенности данной группы учащихся. Описан процесс организации системно-комплексного подхода к обучению учащихся VII вида с учетом индивидуальных особенностей их развития. Показано, что рациональная организация учебного процесса создает хорошие условия для коррекции нарушений здоровья учащихся и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Рассмотрен процесс утомления учащихся, как защитной и охранной реакции организма. Описана роль физкультминутки в снятии общего утомления и восстановления работоспособности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мереченкова Ирина Владимировна, Догадина Светлана Владимировна, Чернышева Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comprehensive approach for improvement of the VII type school children’s health

The total number of healthy children is reducing steadily. In elementary schools, classes of the VIIth type were opened for helping schoolchildren that have difficulties in studies and adaptation to educational process. Distinctive characteristics of these classes are presented. The process of the systemic-and-comprehensive approach organization are described for teaching the VIIth type schoolchildren taking into account individual peculiarities of their development. It is shown that rational organization of an educational process creates good conditions for school children’s disabilities correction and health promotion. The process of schoolchildren’s lassitude was studied as protective reaction of their organism. The role of the P.T. break is described in removal of overall lassitude and readaptation to work by schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к оздоровлению обучающихся школ VII вида»

—----------------------------—

A COMPREHENSIVE APPROACH FOR IMPROVEMENT OF THE VII TYPE SCHOOL CHILDREN’S HEALTH

Merechenkova I. V., Dogadina S. V., Chernyshova G.A.

Elementary School № 40, Astrakhan

The total number of healthy children is reducing steadily. In elementary schools, classes of the VIIth type were opened for helping schoolchildren that have difficulties in studies and adaptation to educational process. Distinctive characteristics of these classes are presented. The process of the systemic-and-comprehensive approach organization are described for teaching the VIIth type schoolchildren taking into account individual peculiarities of their development. It is shown that rational organization of an educational process creates good conditions for school children’s disabilities correction and health promotion. The process of schoolchildren’s lassitude was studied as protective reaction of their organism. The role of the P.T. break is described in removal of overall lassitude and readaptation to work by schoolchildren.

Keywords: the VII type remedial classes, the P.T. break, systemic-and-comprehensive approach, lassitude, motor activity.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ VII ВИДА

Мереченкова И.В., Догадина С.В., Чернышева Г.А.

МБОУ г. Астрахани «СОШ№ 40»

Общая численность здоровых детей неуклонно сокращается. Для активной помощи учащимся с трудностями в обучении и адаптации к учебному процессу в школе открыты классы VII вида. Представлены отличительные особенности данной группы учащихся. Описан процесс организации системно-комплексного подхода к обучению учащихся VII вида с учетом индивидуальных особенностей их развития. Показано, что рациональная организация учебного процесса создает хорошие условия для коррекции нарушений здоровья учащихся и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Рассмотрен процесс утомления учащихся, как защитной и охранной реакции организма. Описана роль физкультминутки в снятии общего утомления и восстановления работоспособности учащихся.

Ключевые слова: коррекционные классы VII вида, физкультминутка, системно-комплексный подход, утомление, ручная моторика.

Проблемы помощи детям с отклонением в развитии приобрели в настоящее время особую остроту, так как социально-экономическое неблагополучие, сложная экономическая обстановка во многих регионах страны привели к тому, что общая численность здоровых детей неуклонно сокращается.

Для своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации в нашей школе были сформированы специальные (коррекционные) классы, в которых обучаются дети в основной массе имеющие диагноз «задержка психического развития». В настоящее время такие классы называют классами VII вида.

При осмотре у детей наблюдаются нарушения внимания (невозможность длительной концентрации), быстрая смена настроения, импульсивность, нарушение речи, памяти, мышления, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. При определении основных признаков физического развития страдают показатели: жизненная

емкость легких, динамометрия (мышечная сила кисти), степень развития мускулатуры, отмечается быстрая утомляемость. У многих учащихся наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора, вялость мышечного тонуса или наоборот неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений. При ходьбе и беге у них имеются несформи-рованные стереотипы движения, недостаточная координация совместных движений рук и ног. В процессе действия по подражанию нечеткость движений в связи с тем, что они не выдерживают заданной позы и угла наклона. Движения совершаются с несоразмерным мышечным напряжением. Отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, мышечная сила, выносливость. Несмотря на разнообразие проявлений нарушений в двигательной сфере можно выделить две группы детей: возбудимых и заторможенных. Для первых характерно двигательное беспокойство, нетерпимость, отвлекаемость, эмоциональная

—----------- —

~ 48 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—----------------------------—

возбудимость и неустойчивость. Для вторых вялость, адинамичность, бедность движений. Дополнительно специфическая неспособность к учебе в отношении какого-либо предмета, а также нарушения произношения, слуха, наличие минимальных неврологических изменений и как следствие наличие более одного диагноза.

В школе для данной группы учащихся организован системно-комплексный подход с учетом индивидуальных возможностей организма. Работа направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности и социализацию. Дифференциация в обучении, организация совместной работы представителей разных профессиональных сфер — психолога, социального педагога, валеолога, логопеда, врача-реаби-литолога с педагогическим коллективом и родителями учащихся, способствует развитию способностей и интересов ученика и сохраняет его здоровье.

Рациональная организация учебного процесса с точки зрения сохранения и совершенствования психофизиологической и социально-личностной жизнеспособности, учащихся создает условия для коррекции нарушений здоровья, реабилитации физкультурно-оздоровительной направленности.

Для сохранения здоровья, обучающихся необходимо правильно организовать работу класса:

1) проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз;

2) наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске;

3) использовать на уроках физкультминутки для снятия общего утомления, расслабления верхних и нижних конечностей, коррекции осанки, улучшения зрения и др.

Учебные занятия строятся с учетом повышенной утомляемости, характерной для данной группы детей, с целью повышения активности, своевременному включению в работу, более качественному усвоению знаний.

Процесс восстановления работоспособности ученика на уроке можно представить в виде схемы.

1. Цель: восстановление физических и духовных сил.

2. Средство достижения цели: физкультминутки.

3. Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

На уроках учителю необходимо следить за появлением первых признаков утомления, которое проявляется в снижении работоспособности, в статическом напряжении позвоночника и в субъективном ощущении усталости. При этом процесс утомления можно рассматривать как защитную и охранную реакцию организма. Для профилактики развития хронического утомления и повышения активности, учащихся учителя включают в учебный процесс физкультминутки как малую форму физического воспитания. Физкультминутки важный фактор оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности и двигательной активности.

В результате длительного наблюдения было установлено, что своевременное проведение физкультминуток в классах VII вида способствует:

а) повышению продуктивности труда:

уменьшению числа ошибок и времени на выполнение заданий;

б) снижению двигательного беспокойства и рассеянности внимания;

в) предупреждению утомления.

Наглядным примером является использование

комплекса физкультминуток для развития ручной моторики младших школьников [2].

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Учитывая важность проблем для данной группы учащихся, возникла необходимость: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; сделать работу по совершенствованию ручной моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время; повысить интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Оптимальным оказалось использование физкультминуток как элемент двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия напряжения и профилактики утомления [1]. Известно, что длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2—3 минуты [1], таким образом, общая сумма времени для развития моторики составила бы 8—12 минут в день. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия,

—----------- —

~ 49 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—----------------------------—

то она прослужит сразу двум целям и не потребует дополнительного времени, учитывая плотность занятия. Выбор упражнений, дидактического и речевого материала осуществляется учителем с учетом содержания в физкультминутке как можно большего количества разнообразных пальцевых движений для развития ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук и их сочетание с произносимыми стихами. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание, повышает работоспособность, улучшает настроение.

На основании наблюдений можно заключить, что такой подход позволяет следующее:

1) предупредить и снять умственное утомление;

2) совершенствовать функции дыхания;

3) регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи учащихся;

4) улучшить внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью;

5) облегчить усвоение навыков письма.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

— включение упражнений на развитие ручной моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи;

— согласованная работа участников образовательного процесса способствует созданию еди-

ной здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении, что позволит снизить функциональную напряженность учащихся и риск распространения социально обусловленных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. 2-е изд.испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.

2. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 287 с.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2013. Т. 15. № 1—4.

4. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т. 13. № 2.

REFERENCES

1. Smimov N.K. Zdorov'esberegayuschie obrazo-vatel'nye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole, 2-e izd. ispr. i dop., Moscow, ARKTI, 2006, 320 p.

2. Yakubovich M.A., Presnova O.V. Korrektsiya dvi-gatel'nykh i rechevykh narusheniy metodami fizicheskogo vospitaniya: Posobie dlya uchitelya, Moscow, VLADOS, 2006, 287 p.

3. Zdorov'e i obrazovanie vXXIveke, 2013, vol. 15, no. 1—4.

4. Zdorov’e i obrazovanie vXXI veke, 2011, vol. 13, no. 2, available at: http://e-pubmed.org/isu2011.html

—----------- —

~ 50 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.