ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
О.А. Белова, Н.А. Романова
Кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии Естественно-географический факультет РГУ им. С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]
В течение десяти лет проводились исследования развития моторных навыков, функциональной готовности и работоспособности детей, депривированных по слуху. Найдена связь между школьной зрелостью и развитием моторных навыков у учащихся с различными психофизиологическими характеристиками.
Ключевые слова: функциональная готовность, здоровье, почерк, моторные функции.
Сущность развития ребенка с частичным или полным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина — биологическая (физический дефект слуха), а последствия — социальные — нарушения общения, приводящие иногда к аутичности формирования психики. Главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятий и представлений). Даже незначительное понижение слуха, возникающее у ребенка, часто мешает его нормальному психофизиологическому и психическому развитию, затрудняет обучение в школе, снижает успеваемость и может отрицательно сказаться на его судьбе. При частичном дефекте функция, зависящая от пострадавшего анализатора, не просто недоразвита, но искажается в своем развитии.
Обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в первом классе, а его кинестетические способности не подготовлены к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий. Особенно ярко это выражено у детей с нарушением речи. И так как дети долго пишут на уроке, то даже в старших классах у глухих детей наблюдается дискомфорт в мышцах рук: резкое утомление и переутомление мышц, как результат их слабости и вялости. У детей, депривированных по слуху, в 90% случаев наблюдаются различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, поэтому это также оказывает непосредственное влияние на совместную деятельность мышц. Это выражается в частом отекании кисти при письме, пальцев рук, удерживающих ручку, их онемении и возникновении тремора. Все это приводит к написанию неровных строк, букв, цифр, поэтому важно знать и уметь предотвратить изменение в почерке, нарушении графики.
Чтобы выдержать общий темп, заданный в школе коррекционно-развивающего обучения при письме, моторнонеловкие дети выполняют задание напряженно, часто из последних сил. Возникает противоречие между скоростью выполнения задания и психофизиологическими возможностями ребенка, так как мелкие мышцы кисти, участвующие в процессе письма, недостаточно натренированы, сила их быстро истощается от нагрузки. Поэтому дети, испытывающие трудности в обу-
чении письму, требуют индивидуального подхода со стороны педагогов школы и родителей.
Цель исследования: проведение комплексного выявление особенностей психофизиологического развития детей с целью прогнозирования и коррекции «школьных факторов риска» у учащихся начальных классов школы для глухих и слабослышащих детей г. Рязани.
Всего было обследовано 200 учащихся 1—4-го классов (7—10 лет) школы-интерната I—II вида для глухих и слабослышащих детей. Каждый ребенок обследовался в начале, в середине и в конце учебного года.
Наблюдая за учебной деятельностью учащихся младших классов в течение 5 лет, удалось установить, что год от года нагрузка в школе значительно увеличивается, в большинстве случаев превышая ее возрастные нормы. В результате этого приходится разрабатывать новые медико-биологические и коррекционные программы, направленные на снятие напряжения с использованием комплексного подхода.
Лонгитудинальное наблюдение группы школьников 1—4-го классов школы-интерната I—II вида для глухих и слабослышащих детей с 2004 по 2008 год показало, что их физическое развитие улучшается от 1-го к 4-му классу. В данной школе большинство первоклассников старше своих сверстников обычных школ.
В результате сравнения слабослышащих мальчиков и девочек по уровням физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК)) получены достоверные отличия в следующих группах. В группе мальчиков 7—9 лет наблюдается прямо пропорциональная положительная корреляционная зависимость между всеми рассматриваемыми показателями. Для мальчиков 10—11 лет прямо пропорциональная положительная корреляционная зависимость характерна для показателей веса — ОГК (т.е. с увеличением веса увеличивается ОГК). Гармоничное развитие наблюдалось у 47,4% мальчиков и у 66,6% девочек; дисгармоничное развитие — у 31,6% мальчиков и у 16,6% девочек; резко дисгармоничное развитие — у 21,0% мальчиков и у 16,6% девочек ^ < 0,01).
Функциональная готовность к школе — уровень развития и состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие окружающей среды.
Среди тестов готовности к школе можно выделить группу тестов, в основе которых лежит представление о развитии ребенка как о функциональном созревании его психофизиологических особенностей. Существенное влияние на появление таких тестов оказала концепция готовности ребенка к школе немецкого психофизиолога А. Керна.
Несмотря на то, что все дети первого класса были переведены из соответствующего детского сада, где проводились усиленные занятия для подготовки к школе, оказалось, что функционально зрелых мальчиков — 81,8%, девочек — 57,1%. Среднезрелых мальчиков — 9,1%, среднезрелых девочек — 42,9%. Среди девочек не отмечалось незрелых детей, среди мальчиков — 9,1% незрелые. Средний балл по тесту Керна-Йеразека для мальчиков был равен М ± m = 4,64 ± 0,57, для девочек — М ± m = 5,86 ± 0,6 (р < 0,05).
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности ребенка. Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.
Тенденция значительного улучшения качества почерка наблюдается от 1-го к 4-му классам за счет проведения телесно-ориентированных упражнений и упражнений, направленных на развитие крупной и мелкой моторики рук. Если в первом классе отмечается сильный и умеренный нажим, преувеличенно начертанные и лишние знаки препинания или же их полное отсутствие, более прямое написание букв, то к 5-му классу в связи со снятием вялости мышц, в том числе и кисти, улучшения динамометрии и координации движений, уменьшение силы нажима, появление знаков препинания, не отличающихся от нормы и написание букв, уже более наклонно. У учащихся 7—10 лет имеются отличия в почерке мальчиков и девочек. Анализ выдержанности строк показывает, что в почерке мальчиков чаще встречаются волнистые строки, говорящие о дипломатичности и гибкости мышления, реже параболические, а у девочек наоборот.
Для большинства стандартных почерков детей характерен наклон в 45—50°, но в школе-интернате чаще встречается наклон 50—70°, что связано с нарушенной координацией и кинестетическими движениями. Материал по почерку подвергнут статистической обработке p < 0,05.
Прежде всего следует учитывать психофизиологические особенности развития детей на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса в зависимости от типа школы. Здоровье — важнейшее условие успешной реализации личности. Поэтому задача формирования, сохранения и укрепления здоровья ребенка требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий, в частности таких, которые связаны с обучением письму.
CHARACTERISTIC OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS OF DEPRIVED IN HEARING ELEMENTARY SCHOOL PUPILS
O.A. Belova, N.A. Romanova
Department of zoology, physiology and biology teaching methodology RSU named after S.A. Esenin The Faculty of Natural Sciences and Geography Svobody str., 46, Ryazan, Russia, 390000 tel. +79114636467, email: [email protected]
For the last 10 years there have been various investigations of motor skills, functional readiness and working efficiency development among children deprived in hearing. There was found a connection between school maturity and development of motor skills among pupils with different psychophysi-ological characteristics.
Key words: physical development, biological age, pupils, height, chest circumference, functional readiness, health, handwriting, gesticulation, motor functions.