Научная статья на тему 'Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей'

Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2571
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ПО СЛУХУ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ / ВОСПРИЯТИЕ АНАЛИЗ / СИНТЕЗ ИНФОРМАЦИИ / ПРОЦЕССЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова О. А.

Работе представлены некоторые принципы и методы работы с глухими и слабослышащими детьми, наблюдаемые в процессе работы 12-летней работы автора в школе интернате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей»

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

Белова О.А.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина » Естественно-географический факультет , Кафедра «Биологии и методики её преподавания, доцент, кандидат медицинских наук, г. Рязань, 390000, ул Свободы, дом

46., Эл Почта belolaa6o@amail.com, Моб.Тел.89106266043

Аннотация: В работе представлены некоторые принципы и методы работы с глухими и слабослышащими детьми, наблюдаемые в процессе работы 12-летней работы автора в школе интернате

Ключевые слова: учащиеся, депривированные по слуху, методические приемы работы, восприятие анализ, синтез информации, процессы саморегуляции.

В настоящее время во многих

образовательных учреждениях России, особенно в коррекционно-развивающих, стали акцентировать внимание на проблемы развития высших психических функций (ВПФ), которые связаны с процессами саморегуляции и развития крупной и мелкой моторики рук, телесноориентированных движений

учащихся. Обычными стали ситуации: ребенок уже учится в первом классе, а его кинестетические способности не подготовлены к тому, чтобы в течение (^=3 учебного дня успешно справляться с

5=3

--------

объемом письменных заданий. Особенно ярко это выражено у детей-инвалидов.

У глухих детей речь совсем не развивается без специального обучения, у

слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Необходимым условием прогрессивного психологического развития является определенный, свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения функционального состояния мозга от возрастной нормы ---------—

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи,

обусловленным дефектом слуховой информации. Своеобразие в развитии речи у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Глухие дети испытывают большие трудности по сравнению с нормально слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Глухие дети хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащих детей решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогий.

Развитие глухого и слабослышащего ребёнка находится под влиянием различных факторов окружающей среды, начиная с позиций родителей, кончая ^,^1 фрустрациями, из-за которых часто невозможно добиться понимания.

Депривация слуховой сенсорной системы, ставит учащегося в положение релятивной сенсорной изоляции, значительно обедняет его эмоциональный мир эмоционально (ему незнакомы ласковый голос и пение матери, богатство оттенков тонов). Ребёнок с врожденной глухотой подвергается значительным лишениям из-за отсутствия контакта с его социальным окружением, а так же из-за неполного удовлетворения его основных социальных потребностей. Часто, деривационными факторами, являются те, которые занимают родители, а именно -равнодушие, полное содержание в специализированном детском учреждении, поэтому очень важно внимательное отношение к детям в микросоциуме школы-интерната со стороны воспитателя,

психолога, врача, дефектолога, учителя, классного руководителя. Бесспорно,

бросается в глаза, что, несмотря на существенные расхождения в своих жизненных ситуациях, глухие и слышащие дети обнаруживают некоторые виды сходства: отстающее развитие понятийного мышления, запаздывающее понятийное

развитие, склонность к некомфортной и нереальной фантазии, импульсивное и

агрессивное поведение.

У детей, депривированных по слуху функции речи не развиваются без их специального обучения, а у слабослышащих учащихся её становление протекает со значительным своеобразием. Недоразвитие

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

m

речевой функции вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Поэтому обязательным условием прогрессивного

психологического и

психофизиологического развития, для учащихся, имеющих данные отклонения, является определенный, свойственный данному возрастному этапу оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения

функционального состояния мозга от возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенностями развития мышления

учащихся с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи,

обусловленным дефектом слуховой

информации. Своеобразие в развитии речи у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Глухие дети

испытывают большие трудности по сравнению с нормально слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и

сходства. Глухие дети хорошо различают

цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащих детей они решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогии

В результате долгих нагрузок, даже в старших классах, у детей наблюдается дискомфорт в мышцах рук, резкое утомление и переутомление мышц, как результат их слабости и вялости. У учащихся, с сенсорными нарушениями в 90% случаев наблюдаются различные нарушения со стороны опорнодвигательного аппарата, поэтому это оказывает влияние на совместную деятельность мышц. Это выражается в частом отекании кисти при письме, пальцев рук, удерживающих ручку, их онемению и возникновению тремора. Все эти факторы приводят к написанию неровных строк, букв, цифр, поэтому каждый психолог должен уметь предотвратить изменение в почерке, нарушении графики, связанные с отклонениями в здоровье, содействовать формированию активности ребенка, так как они необходимы ему для осуществления процессов саморегуляции. Неадекватная же жизнедеятельность таких детей блокирует активность в деятельности высших психических функций, снижает ее уровень или придает ей другую направленность. Все

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

эти факторы приводят к снижению работоспособности, внимания и

утомлению. Чтобы выдержать общий темп, заданный педагогом в процессе обучения при письме, моторнонеловкие учащиеся, к которым, относятся дети начальной школы, выполняют задание напряженно, часто из последних сил. Возникает противоречие между скоростью выполнения задания и личностными возможностями ребенка, так как их мелкие мышцы кисти, участвующие в процессе письма недостаточно натренированы, сила их быстро истощается от нагрузки. Учащиеся, испытывающие трудности в обучении письму, требуют индивидуального подхода со стороны психолога школы. С ними необходима специальная система занятий. Выяснено, что необходимым условием работы с такими учащимися является обязательное выполнение мануальных проб:

двигательных, рисуночных, письма, двумя руками. По качеству детского рисунка можно судить о его здоровье, а именно общем физическом и психическом состоянии. Совершенствование изобразительной

деятельности связано с развитием механизмов зрительно-двигательной

координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию. Процесс рисования, как правило, сопровождается рассказом учащегося, словесными (—п., обозначениями изображаемых предметов, выраженными жестами и дактильной

речью. Словесные обозначения помогают вычленить в предметах их признаки и лучше запомнить слово. По мере овладения языком графического изображения

рисунок приобретает все более самостоятельное значение. Крайне важно помнить то, что именно ребенок-инвалид, всегда включен в систему межличностных и социальных взаимоотношений (родителей, учителей, воспитателей, друзей) менее полно, чем здоровый, поэтому в первую очередь психолог должен устанавливать партнерский контакт с родителями, особенно матерью, бабушкой учащегося, тем человеком, который способен дать важнейшую информацию об его проблемах, а в последующем - стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

У некоторых детей речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Необходимым условием прогрессивного психологического развития в

методологическом аспекте, является свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения функционального состояния мозга от возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенности развития мышления детей с

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи, обусловленным дефектом слуховой информации. Своеобразие в развитии речи у детей с сенсорными нарушениями проявляется не только в недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Эти дети испытывают большие трудности в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем нормально развивающие сверстники, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Особенно часто ученики-инвалиды хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону, при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Принципы, используемые в работе с детьми:

1. Научного подхода;

2. Системного подхода (выявление взаимосвязи между нарушениями, выбор методик, направленный на достижение полезного улучшение мелкой и крупной моторики рук, которая влияет на улучшение интегративной деятельности мозга);

3. Комплексного изучения

психофизиологических качеств ребёнка (совместная работа с дефектологами,

социальным педагогом, психоневрологом, врачом, родителями);

4. Работа с опорой на ведущие (сохранные)

анализаторы (зрительный,

кинестетический);

5. Использование жестовой и дактильной речи в качестве вспомогательного средства;

6. Целенаправленность (вся работа направлена на определенные цели и задачи в соответствии с образовательной деятельностью школы); 7.Динамичность (создание специфических динамических стереотипов, прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития детей и подростков с учётом их возрастных особенностей)

7.Индивидуальный подход, который является обязательным в работе с детьми, депривированными по слуху;

8.Дифференцированный подход;

10. Наглядность (использование

действующих сенсомоторных систем); її. Опора на интерес и доступность (занятия не должны быть похожи на уроки) Обязательным в методологическом плане аспектом работы с такими детьми является:і. Работать с учащимся, используя опору на сохранную часть сенсорной системы; 2. Осуществлять

индивидуализацию психологических

воздействий; 3. Учитывать состояние психологического здоровья; 4. Выделять «факторы риска» и учитывать их при работе с учащимися; 5. Предотвращать

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №2 2013 том 15

возникновение на уроках

дезадаптационных состояний учащихся; 6. Обеспечить поддержку и понимание целей своей психогигиенической работы со стороны родителей учащихся; 7. Учащимся групп риска обеспечить дополнительную психологическую поддержку на уроках, а при необходимости разработать индивидуальную траекторию

психологического сопровождения (с помощью психолога, социального педагога, приглашенных консультантов).

С целью индивидуализации работы по охране психологического здоровья учащихся по результатам психологической диагностики выделяют следующие группы риска психологического неблагополучия учащихся. 1 Риск психотравматизации (повышенная эмоциональная ранимость, неуравновешенность, неустойчивость и снижение самооценки и т.д.).2. Риск повышенной утомляемости, возникновения дезадаптивных (дискомфортных)

состояний на уроках.3. Риск возникновения

эмоциональных конфликтов, проявления агрессивности. Слабослышащие дети склонны отождествлять свое отношение к другому с его отношением к себе, приписывать другим свое отношение. Адекватность оценки выборов, ожидаемых от учащихся, которые для испытуемого значимы, выше, чем адекватность определения собственного положения в общей системе личных взаимоотношений. Свое место в системе положительных отношений дети воспринимают точнее, чем в системе отрицательных. Ученики, занимающие хорошее и среднее положение, правильнее оценивают положительные ожидаемые выборы, чем отрицательные. А ученики, занимающие плохое положение, адекватнее оценивают отрицательные ожидаемые выборы. Обучение в школе-интернате ограничивает сферу общения таких учеников и усиливает влияние педагога на формирование перцепции и рефлексии школьника-инвалида.

(Uo)

5=3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.