Научная статья на тему 'КОРРЕКТИРОРОВКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНЦЕПЦИИ СЕТЕЦЕНТРИЧНОЙ ЛОГИСТИКИ'

КОРРЕКТИРОРОВКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНЦЕПЦИИ СЕТЕЦЕНТРИЧНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сетецентричная логистика / коммерческие соглашения / терминальносетевые альянсы / физический интернет / интернет вещей / терминалистика / партнерские соглашения / Network-centric logistics / commercial agreements / terminal-network alliances / physical internet / internet of things / terminalistics / partnership agreements

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Ю. Гераськина, В.А. Глинский

В работе описан проект о корректировке концепции сетецентиричной логистики, что связано с переходом от глобаллистической концепции к современной многополярной экономике. Рассмотрены новые тренды в сетевой логистике, связанные с минимизацией угроз и рисков от прежнего направления развития однополярной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADJUSTMENT OF ELEMENTS OF THE CONCEPT OF NETCENTRIC LOGISTICS

The paper describes a project on adjusting the concept of network-centric logistics, which is associated with the transition from a globalistic concept to a modern multipolar economy. New trends in network logistics related to minimizing threats and risks from the previous direction of development of a unipolar network are considered.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТИРОРОВКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНЦЕПЦИИ СЕТЕЦЕНТРИЧНОЙ ЛОГИСТИКИ»

УДК 656.02:339.562

КОРРЕКТИРОРОВКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНЦЕПЦИИ СЕТЕЦЕНТРИЧНОЙ

ЛОГИСТИКИ

М. Ю. Гераськина Научный руководитель - В. А. Глинский

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации Российская Федерация, 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов д.38 E-mail: my.geraskina@yandex.ru

В работе описан проект о корректировке концепции сетецентиричной логистики, что связано с переходом от глобаллистической концепции к современной многополярной экономике. Рассмотрены новые тренды в сетевой логистике, связанные с минимизацией угроз и рисков от прежнего направления развития однополярной сети.

Ключевые слова: Сетецентричная логистика, коммерческие соглашения, терминально-сетевые альянсы, физический интернет, интернет вещей, терминалистика, партнерские соглашения

ADJUSTMENT OF ELEMENTS OF THE CONCEPT OF NETCENTRIC LOGISTICS

M. U. Geraskina Scientific Supervisor - V. A. Glinskiy

Saint Petersburg University of Civil Aviation, 38 Pilotov str., Saint Petersburg, 196210, Russia Federation E-mail: my.geraskina@yandex.ru

The paper describes a project on adjusting the concept of network-centric logistics, which is associated with the transition from a globalistic concept to a modern multipolar economy. New trends in network logistics related to minimizing threats and risks from the previous direction of development of a unipolar network are considered.

Key words: Network-centric logistics, commercial agreements, terminal-network alliances, physical internet, internet of things, terminalistics, partnership agreements

Пандемия придала особый характер ожидания мировой катастрофы. Оптимисты во время массового локдауна 2020 г. предсказывали скорую стабилизацию. Реальность оказалась пессимистичнее. Произошло совпадение нескольких явлений. Развал международного экономического уклада может перерасти в большую войну. Убедительность докризисных концепций слабеет. Пандемию уже используют как замену войны. Меняется общественное восприятие с осознанием принципа - «на войне, как на войне». Феномен современной войны окончательно определился в январе 2021 г. в процессе передачи власти в США, определив новые незнакомые риски глобальной сетецентричной мировой экономики. Определившаяся агрессивность «коллективного Запада» в стремлении не уступить главенства в транспортной логистике новым центрам (Китай, Япония, страны Тихоокеанского региона) формируют позиции «противоположной стороны» - так называемого Русского мира. Возникают маркетинговые войны, связанные с новыми особенностями транспортной логистики при отказе от прежних эффективных глобалистических решений (сетевых и цифровых

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

краудсорсинговых платформ для кооперации). Исторический опыт военных столкновений прошлого века свидетельствует о возможности логистических решений в самых острых военно-политических ситуациях - блокада Ленинграда, многочисленные котлы, территориальные анклавы (партизанские республики), автономные режимы выживания. Распад СССР создал предпосылки для целого ряда нестандартных угроз.

Достижения сетецентричной логистики (см. табл. 1) предкризисного периода (от физического интернета и терминалистики до клиринговых альянсов) могут быть подвержены критике из-за чрезмерной глобализации, отсутствии суверенной автономии и ее составных элементов.

Таблица 1

Концепции сетецентричной логистики предкризисного периода_

Концепция Характеристика концепции Специфические особенности

Физический интернет Открытая глобальная логистическая система, основанная на физической, цифровой и оперативной взаимосвязанности. Физический Интернет управляет п - контейнерами, которые инкапсулируют физические товары, использую интерфейсы и протоколы.

Интернет вещей (1оТ) 1оТ - сетевая концепция передачи данных между физическими объектами, оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Коммуникационная инфраструктура; глобальная идентификация объекта; возможность каждого объекта отправлять и получать данные посредством персональной сети или Интернет.

Терминалистика Это логистика терминальных сетей, включающая проектирование, управление, структуризацию хабовых систем в международных транспортных коридорах. Снижение транспортной составляющей в себестоимости производства и дистрибуция готовой продукции, рациональное распределение грузопотоков между видами транспорта, регионами.

Стратегические альянсы (Терминально-сетевые альянсы - ТСА) Стратегические альянсы—это коммерческие соглашение между его участниками о достижении комплекса согласованных целей при сохранении независимости организаций и национальной автономности. ТСА перевозчиков подразумевают: -создание грузопроводяшей складской и мультимодальной сети с разработкой условий и проформы договора смешанной перевозки (ДСП).

Партнерские соглашения (Интерлайн, Трансфер, Кодшерринг и Консигнация) Консигнация, как коммерческое соглашение - эффективный способ минимизации таможенных барьеров в период локдаунов. Хозяин продукта (консигнант) в складском таможенном помещении посредника (консигнатора), сохраняет право собственности продукта до момента его продажи.

Анализ таблицы показывает, что в современных условиях при возникновении новых логистических угроз, перечисленных выше, глобальные сетевые концепции нуждаются в целом ряде корректировок - минимизации рисков на каждом этапе логистической цепи (страхование). ТСА должны быть «национализированы» с уточнением статуса Грузового

агента. В ТСА на взаимовыгодных условиях происходит согласование автономных тарифных справочников. Национальный ТСА дублирует риски специализированными и вспомогательными сетями [1]. Структуризация сети по автономным кластерам, формирование горизонтальных связей между отдельными анклавами эффективно решается и с помощью партнерских соглашений рамочного коммерческого типа (см. табл. 1) -таможенных альянсов и соглашений различного уровня.

Консигнация представляет собой смешанный вид партнерства, содержащий одновременно специфику договоров комиссии, поставки, агентского соглашения, а также договоров на хранение и дистрибьюторские услуги [2]. Консигнационное партнёрское соглашение формирует альянс с горизонтальными связями между оптовыми экспортерами различных стран, имеющими коммерческий доступ к консигнационному таможенному складу. В этом случае розничная сеть даже изолированного анклава продолжит товародвижение, обеспечив присутствие минимальных запасов продукции. Одной из форм работы сети магазинов анклава является сотрудничество с оптовым складом, который в свою очередь, имеет право покупать товары с консигнационного склада, находящегося в таможенной зоне [3, 4].

Выводы:

1. Таким образом, обеспечение защиты государства невозможно без независимой собственной логистики, ее линиях связи, автономных систем взаиморасчета при импортозамещении различных форм через клиринг.

2. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход на производство местных жизненно важных товаров.

3. При этом эффективны стратегические альянсы, как коммерческие соглашения между автономными кластерными системами при достижении комплекса согласованных целей и сохранении национальной автономии.

4. Консигнация позволяет реализовать один из основных принципов логистики - покупать ровно столько, сколько нужно, следовательно - производить столько, сколько нужно для пополнения склада, а также оптимизировать транспортные издержки.

5. Договор консигнации заключается между всеми сторонами-участниками. Компания производитель передает свои товары на консигнационный склад на заранее установленный срок, по истечении которого он получает заработанные от продажи товара деньги, либо его товары возвращаются. Покупатель же при покупке получает чек, служащий подтверждением покупки, а консигнационный склад получает за проведенную работу процент от продажи товара.

Библиографические ссылки

1. Транспортно-логистические системы перевозки грузов: учебник для вузов / Шведов В.Е., Глинский В.А. с соавт. — СПб.: ИЦ «Интермедия» 2019 - 288 с.: илл.

2. Интермодальные транспортно-логистические процессы: Экспедирование, технологии, оптимизация/Ю. И. Палагин, В. А. Глинский, А. И. Мочалов: - СПб.: Политехника, 2019. -367 с.: ил.

3. Эффективность работы консигнационного склада [Электронный ресурс]. URL: https://odnopartiec.ru/136 (дата обращения: 12.03.2021)

4. Договор консигнации [Электронный ресурс]. URL: https://fin-journal.ru/konsignatsiya-chto-eto-prostymi-slovami/ (дата обращения: 12.03.2021)

©Гераськина М.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.