Научная статья на тему 'Корпоративные структуры и их доходность на примере нефтегазового комплекса'

Корпоративные структуры и их доходность на примере нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ASSOCIATION INDICATORS / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS COMPLEX / ДОХОДНОСТЬ КОРПОРАЦИИ / PROFITABILITY OF CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасевич Елена Сергеевна

В статье показано, что глобализация мирового хозяйства превратили корпоративную форму осуществления предпринимательской деятельности в активно востребованную в России. Рассмотрены правовые основы создания государственных корпораций в оборонно-промышленном комплексе. Изучены плюсы и минусы создания корпораций в различных отраслях, включая нефтегазовый комплекс, так как существует высокая доля конкуренции и риск привлечения в интегрированную компанию (корпорацию) не выгодного предприятия (обремененного кредитами, с плохим финансово-экономическим состоянием и т.д.). Причин может быть много: не квалифицированные рабочие, использование устаревших технологий, высокий уровень издержек и т.д., но в итоге основной проблемой будет являться низкий уровень дохода, а возможно и его отсутствие. Данная задача имеет большое экономическое значение для нашей страны, так как рост прибыли корпораций, в первую очередь нефтегазовых и оборонных, увеличивает долю налоговых платежей, помогает решать вопросы безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate structures and their profitability on the example of an oil and gas complex

In article it is shown that globalization of the world economy turned a corporate form of implementation of business activity in actively demanded in Russia. Legal basics of creation of the state corporations in defense industry complex are covered. Pluses and minuses of creation of corporations in various branches, including an oil and gas complex as there is a high share of the competition and risk of attraction in the integrated company (corporation) not of the favorable enterprise (burdened with the credits, with a bad financial and economic condition, etc.) are studied. The reasons can be much: not skilled workers, use of outdated technologies, high level of expenses, etc., but as a result the main problem will be the low level of the income, and also its absence is possible. This task has great economic value for our country as profit markup of corporations, first of all oil and gas and defensive, increases a share of tax payments, helps to resolve unemployment issues.

Текст научной работы на тему «Корпоративные структуры и их доходность на примере нефтегазового комплекса»

УДК 338

КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ДОХОДНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Тарасевич Елена Сергеевна

аспирантка ФГУП "ЦНИИ "Центр'

В статье показано, что глобализация мирового хозяйства превратила корпоративную форму осуществления предпринимательской деятельности в активно востребованную в России. Рассмотрены правовые основы создания государственных корпораций в оборонно-промышленном комплексе. Изучены плюсы и минусы создания корпораций в различных отраслях, включая нефтегазовый комплекс, так как существует высокая доля конкуренции и риск привлечения в интегрированную компанию (корпорацию) не выгодного предприятия (обремененного кредитами, с плохим финансово-экономическим состоянием и т.д.). Причин может быть много: не квалифицированные рабочие, использование устаревших технологий, высокий уровень издержек и т.д. Но в итоге основной проблемой будет низкий уровень дохода, а, возможно, и его отсутствие. Данная задача имеет большое экономическое значение для нашей страны, так как рост прибыли корпораций, в первую очередь нефтегазовых и оборонных, увеличивает долю налоговых платежей, помогает решать вопросы безработицы.

Ключевые слова:

• корпорация,

• показатели объединения,

• оборонно-промышленный комплекс,

• нефтегазовый комплекс,

• доходность корпорации.

Tarasevich Elena Sergeevna - postgraduate student of the the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow region, Russian Federation.

Corporate structures and their profitability on the example of an oil and gas complex

In article it is shown that globalization of the world economy turned a corporate form of implementation of business activity in actively demanded in Russia. Legal basics of creation of the state corporations in defense industry complex are covered. Pluses and minuses of creation of corporations in various branches, including an oil and gas complex as there is a high share of the competition and risk of attraction in the integrated company (corporation) not of the favorable enterprise (burdened

with the credits, with a bad financial and economic condition, etc.) are studied . The reasons can be much: not skilled workers, use of outdated technologies, high level of expenses, etc., but as a result the main problem will be the low level of the income, and also its absence is possible. This task has great economic value for our country as profit markup of corporations, first of all oil and gas and defensive, increases a share of tax payments, helps to resolve unemployment issues.

Keywords:

• corporation,

• association indicators,

• defense industry complex,

• oil and gas complex,

• profitability of corporation.

Значение корпорации как формы предпринимательской деятельности.

Корпорация (интегрированная компания, холдинг) в России как форма экономического объединения коммерческих организаций набирает все большую популярность1. Стремление к объединению в целях достижения большей доходности является объективной причиной появления крупных производственно-хозяйственных объединений. На современном этапе развития рыночных отношений в России процессы интеграции хозяйствующих субъектов, происходящие на товарном рынке, приобретают широкомасштабный характер. Это выражается в создании холдингов, финансово-промышленных групп и других предпринимательских объединений. Концентрация капитала и формирование производственно-хозяйственных объединений со сложной структурой — это общая черта, присущая экономике всех развитых стран.

Глобализация мирового хозяйства превратили холдинговую форму осуществления предпринимательской дея-

тельности в активно востребованную. Россия в этом отношении не является исключением. Объективной причиной появления крупных предпринимательских объединений, которые способны занимать целые секторы экономики, является повышение рентабельности и конкурентоспособности бизнеса. Они играют весьма значительную роль в экономиках развитых стран, контролируя существенные доли промышленного производства своих стран, внешней торговли, имея огромное количество патентов и лицензий на высокие технологии и «ноу-хау».

Корпорации как способ интеграции характерны сегодня не только для международного бизнеса, естественных монополий, стратегических отраслей и крупных компаний. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ. Холдинг является эффективной формой организации. Интегрированная компания (холдинг) -группа организаций (участников), основанная на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который владеет преобладающей долей участия в уставных капиталах. В результате он фактически, контролирует или оказывает влияние на принятие решений другим участникам холдинговой компании.

Корпорации образуются для определенных целей. Для крупных компаний образование холдингов позволяет существенно увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства. Дочерние компании обеспечивают про-

ведение внутрифирменных операций. Благодаря им достигается снижение финансовых затрат и налоговых платежей. Общая производственно - технологическая, инвестиционная и сбытовая политика создает преимущества в конкурентной борьбе и способствует успешному освоению внутренних и внешних рынков. Кроме того, возможно создание ряда корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь. Речь идет об операциях, которые обычно относятся к категории внутрихозяйственных. К схемам этого типа относится также использование компаний в российских и зарубежных «налоговых гаванях».

Корпоративные схемы с участием дочерних фирм позволяют перераспределять издержки и доходы между компаниями холдинга; создавать «вспомогательные» центры прибыли; переводить доходы через компании, зарегистрированные в льготных регионах; оптимизировать внутрифирменное финансирование и обеспечить привлечение внешних источников финансовых ресурсов; координировать инвестиции и консолидировать финансовый потенциал холдинга, координировать фондовые операции. Эти цели в целом направлены на завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, ее капитализацию, деловую репутацию. И для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы с дочерними компаниями, а не только управляющей компании.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе формирования уставного капитала основного общества, выделяют государственные и частные холдинги. Государственным является холдинг, в котором участие государства в уставном капитале основного общества позволяет государству

контролировать такое объединение. Соответственно, частными являются холдинги, где уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц — коммерческих организаций и граждан. В Российской Федерации вследствие разгосударствления предприятий и объединений путем преобразования их в акционерные общества сохраняется большое количество холдингов, в основных обществах которых государство имеет пакеты акций.

Особенности правового регулирования корпораций с участием государства установлены Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)».

Согласно постановлению волеизъявление акционера (Российская Федерация), в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, в ревизионную и в счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, оформляется решением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее — Агентство).

Позиция акционера (Российская Федерация) по вопросам повестки дня об-

щего собрания акционеров отражается в письменных директивах, выдаваемых Агентством представителю для голосования на общем собрании акционеров. Представитель действует на основании письменных директив и доверенности Агентства. Постановлением установлено, что Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно до 31 марта представляет в Правительство Российской Федерации отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») за прошедший год.

Правовые основы создания государственных корпораций в оборонно-промышленном комплексе. Государственные корпорации создаются в настоящее время в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), где потеря государственного присутствия с точки зрения интересов государства является нежелательной2,3,4. Корпоративная структура в ОПК положило свое начало еще в 2000 году и продолжает активно развиваться и по сей день. Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации» установлено, что внесение в уставные капиталы создаваемых холдинговых компаний в качестве вклада Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также оплата доли Российской Федерации в уставных капиталах уже созданных холдинговых компаний находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ осу-

ществляются при условии закрепления в федеральной собственности не менее 51% акций уставного капитала каждой такой холдинговой компании.

Создание объединений холдингового типа началось «сверху». Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» было закреплено, что на основе слияния двух государственных посредников «Промэкспорт» и «Росвооружение» создается единый госпосредник — ФГУП «Рособоронэкспорт». «Рособоронэкспорт» является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Основы правового регулирования холдинга «Рособоронэкспорт» в настоящее время определены Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2003 г. № 1357 «О федеральном государственном унитарном предприятии "Рособоронэкспорт"». В соответствии с данным указом организация была создана в форме ФГУПа. Основными видами деятельности являются: экспорт/импорт всего спектра продукции и услуг военного и двойного назначения; организация лицензионного производства вооружения и военной техники за рубежом; техническое обслуживание и ремонт ранее поставленных образцов вооружения и военной техники; модернизация вооружения и военной техники российского производства; подготовка иностранных специалистов для эксплуатации и обслуживания поставляемой

военной техники в России и в странах заказчиков; техническое содействие в строительстве объектов военной инфраструктуры: оборонных предприятий, аэродромов, складов, полигонов, учебных центров; продвижение высокотехнологичной инновационной продукции гражданского назначения, разработанной на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса.

Выбор и важность именно такой структуры подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 713 «О федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» (ОПК). В рамках данного документа предлагается активное создание холдингов с включением в их состав предприятий ОПК в зависимости от их специализации по профилю создаваемых объединений, корпораций на принципах вертикального интегрирования. Так, в 2002 г. был создан первый государственный военно-промышленный холдинг — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»». Помимо головной структуры туда вошло еще пять предприятий.

В 2002 году завершилось юридическое оформление ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Формирование холдинга осуществлялось на базе концерна «Антей» и НПО «Алмаз». В концерн было включено более 40 предприятий, специализирующихся на разработке и производстве систем ПВО и противоракетной обороны для всех видов вооруженных сил. Новому концерну были переданы основные заводы, входившие ранее в группу «Оборонительные системы». В конце 2003 года в

ОПК были созданы уже 3 интегрированные структуры: ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В 2003 году руководство «Рособоронэкспорта» направило в администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложение об акционировании своего предприятия, передаче 100% его акций государству и создании на базе ОАО «Рособоронэкспорт» системообразующего холдинга в области военно-технического сотрудничества (ВТС).

В 2007 году в соответствии с предложением Правительства Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» было преобразовано в открытое акционерное общество (Указ Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт»), 100% акций которого находится в федеральной собственности, с последующей их передачей Государственной корпорации по содействию, разработке, производству и экспорту высоко - технологичной промышленной продукции («Ростехнологии»). Вместе с этим данная организация была исключена из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Таким образом, на АО «Рособоронэкспорт» распространяются требования законодательства Российской Федерации об акционерных обществах. «Рособоронэкспорт» участвует в формировании вертолетного, двигателестроительного, автомобилестроительного и металлургического холдинга, а также планирует консолидировать предприятия, выпускающие специализированную сталь. АО «Рособоронэкспорт» является единственным в России государственным

посредником по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. В настоящее время АО «Рособоронэкспорт» входит в число ведущих компаний на мировом оружейном рынке. Статус государственного посредника дает предприятию возможности расширять и укреплять долговременное взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами, обеспечивать лидирующие позиции России на мировом рынке вооружений.

Что же касается головной структуры АО «Рособоронэкспорт» ГК «Ростех» (до 23 июля 2014 года «Ростехнологии»), созданной в рамках поручения Президента России «О создании объединенной холдинговой компании в сфере радиоэлектронной промышленности», в конце 2007 года для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения является государственной корпорацией, в состав которой входит свыше 700 организаций, из которых сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности, а также выделено 22 организации прямого управления. Организации «Ростеха» расположены на территории 60 субъектов Российской Федерации и поставляют продукцию на рынки более 70 стран мира. Корпорация получила в качестве имущественного взноса 100% акций более 50 государственных предприятий отрасли. Сконцентрировав в своей структуре многие уникальные производства и технологии, а также значительную часть научного потенциала страны, ГК «Ростех» удалось стать надежным партнером государства по инновационному развитию промышленности.

Формы производственно-

хозяйственной интеграции корпораций. По формам производственно-

хозяйственной интеграции

традиционно различают горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные корпорации (холдинги)5,6.

Горизонтальные холдинги представляют собой объединение однородных бизнесов, например в территориальные. Их главная цель - создание единой базы поставщиков, выполняющих функции сбыта и поддерживающих спрос на продукцию холдингов. Горизонтальный холдинг имеет место в случаях, если его участники интегрируются в одной сфере деятельности, в одном секторе рынка. Целями горизонтальной интеграции являются уменьшение затрат производства, максимальное задействование производственных мощностей, мобильность в использовании ресурсов, установление ценового или сбытового контроля на рынке, завоевание новых рынков.

Горизонтальный холдинг является объектом пристального внимания антимонопольных органов, поскольку по степени опасности для конкуренции объединения горизонтального типа превосходят вертикальные и могут явиться самым крупным после традиционной монополии источником антиконкурентного поведения, ведь в данном случае хозяйствующие субъекты, которые должны конкурировать между собой на рынке, согласовывают внутри компании свое поведение и фактически выступают на рынке как один поставщик или покупатель, или исполнитель услуги. По принципу горизонтальной интеграции сформирован, например, холдинг «Северсталь», объединяющий АО «Северсталь», Череповецкий сталепрокатный завод, Коломенский тепловозостроительный завод.

Плюсы горизонтально - интегрированных холдингов: экономия на продвижении одной марки; схема построения и управления общая для всех, что упрощает организацию, планирование

и контроль деятельности корпорации; возможно использование единых критериев оценки деятельности дочерних компаний, вследствие чего легко просчитать вклад каждой из них в достижение общей цели (с учетом региональных особенностей); система создания и развития новой дочерней компании (хорошо отработана на предыдущих); отлаженная система взаимодействия «центр — регионы». Знание регионов позволит в случае необходимости оперативно производить нововведения на всех предприятиях, а также с минимальными затратами продвигать на рынки новые смежные продукты.

Минусы горизонтально - интегрированных холдингов: сложность управления дочерними компаниями на расстоянии, причем чем больше расстояние, тем сложнее проверить их соответствие общекорпоративным стандартам; необходимость учитывать отличительные особенности тех регионов, где работают дочерние компании; для эффективной организации и адекватного контроля их деятельности.

Горизонтально - интегрированные холдинги в России обычно образовывались путем покупки (поглощения) конкурентов. В результате увеличивается доля рынка, эффект масштаба приводит к снижению удельных издержек на разработки, производство и продвижение продукции.

Вертикальные холдинги представляют собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продукта. В состав вертикального холдинга входят поставщики сырья, материалов, комплектующих, производители готового продукта, сервисные центры, т. е. субъекты хозяйствования, находящиеся на разных уровнях производства и распределения.

Холдинг представляет собой головную компанию, дочерние предприятия, выстроенные по принципу полного (частичного) производственного цикла, где производство сырья и полуфабрикатов, поставка, производство продуктов, продажа объединены в единый комплекс. Например, в сельскохозяйственный холдинг входят предприятия по выращиванию кормового сырья, завод по производству комбикормов, свиноферма, колбасный завод, фирменный магазин. Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.

Вертикальные холдинги - это объединение предприятий в одной производственной цепочке: добыча сырья, переработка, выпуск продукции, сбыт. К ним можно отнести «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Роснефть».

Плюсы вертикально - интегрированных холдингов: вертикальная интеграция позволяет производить продукцию с меньшими издержками, чем у независимых предприятий, и продавать ее по более конкурентоспособным ценам, минуя многочисленных посредников; снижение издержек контроля уровня качества продуктов за счет устранения двойного прохождения этой процедуры у поставщика и покупателя; предприятия единой производственной цепочки хорошо осведомлены о потребностях друг друга, вследствие чего отпадает необходимость проведения дополнительных маркетинговых исследований.

Минусы вертикально - интегрированных холдингов: жесткая вертикальная интеграция затрудняет своевременное избавление от неконкурентоспособных производств, устанавливает сильную взаимную зависимость между функциональными подразделениями; вертикальная интеграция свя-

зана с большими внутренними затратами на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, на управление взаимодействием между интегрируемыми предприятиями, передачу информации вверх и вниз по иерархии, а также на контроль и координацию деятельности; вертикальная интеграция противодействует свободной конкуренции, что может негативно сказаться на степени удовлетворения потребностей конечного потребителя.

В России, как и в других странах, большая часть вертикально интегрированных холдингов была построена в сырьевых отраслях. Компании, осуществляющие добычу нефти и газа, покупают нефтеперерабатывающие и химические комбинаты, создают сбытовые сети. Однако считается, что вертикальная интеграция далеко не всегда эффективна в долгосрочной перспективе. Подобные холдинги должны иметь сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между переделами. При этом даже небольшое изменение рыночной конъюнктуры для любого из переделов может вызывать сбои по всей цепочке. Переделы постоянно конкурируют между собой за доступ к ресурсам (инвестиции и кадры). При этом низкая конкурентоспособность одного из переделов означает низкую конкурентоспособность холдинга в целом.

Диверсифицированные холдинги или конгломераты образуют участники, принадлежащие к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически не связанным между собой. Диверсификация осуществляется путем распределения производственного портфеля между различными отраслями производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, производимых услуг в целях обеспечения финансово-

хозяйственной устойчивости компании и снижения предпринимательских рисков. Многопрофильность производства снижает производственные риски, позволяет целенаправленно распоряжаться финансовыми потоками, направляя их в сферу деятельности, которая принесет наибольшую прибыль.

В настоящее время распространенными явлениями стали избавление от непрофильных активов. Многие диверсифицированные холдинги были сформированы за счет размещения свободных денежных средств. В этом случае покупались наиболее перспективные бизне-сы или просто те предприятия, которые продавались в настоящий момент. Одной из главных целей являлось достижение устойчивости холдинга за счет создания бизнес-портфеля, сбалансированного с точки зрения жизненных циклов различных отраслей и подверженности влиянию рыночной конъюнктуре.

Плюсы диверсифицированных холдингов: экономия средств за счет обслуживания дочерних компаний общими вспомогательными подразделениями; рынки, на которых работают дочерние компании, зачастую не связаны между собой, независимы друг от друга. Вследствие этого снижается риск банкротства или получения убытков в результате ухудшения конъюнктуры на каком-либо рынке. В этом случае у управляющей компании всегда есть возможность перенаправить имеющиеся ресурсы в более эффективные сферы деятельности.

Минусы диверсифицированных холдингов: дочерними компаниями диверсифицированного холдинга управлять сложнее, чем в случае с вертикальной или горизонтальной интеграциями, поскольку возникает необходимость хорошо знать специфику различных видов бизнеса; дочерние компании диверсифицированного холдинга обычно очень

разные и слабо связаны между собой, поэтому возникают сложности с ведением управленческого учета и адекватной оценкой результатов деятельности каждого подразделения.

Диверсифицированные холдинги в отличие от горизонтальных и вертикальных представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.д.). Основным преимуществом создания диверсифицированных холдингов является распределение коммерческого риска. Это актуально, когда холдинг работает в разных секторах экономики страны, будь то строительство, металлургия, сельское хозяйство и др. Однако, если рассматривать долгосрочную перспективу, у такого вида холдингов могут возникнуть наибольшие проблемы.

Как видно, каждая из перечисленных разновидностей холдинговых структур имеет свои преимущества и недостатки, каждая может являться наиболее или наименее эффективной в зависимости от сложившейся ситуации. Структура холдингов, как правило, делится в зависимости от отраслей экономики. Как правило, у холдингов есть один или два доминирующих или основных видов извлечения прибыли и два-три сопутствующих. Это разграничение никак не зависит от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения.

Основные показатели, на основании которых необходимо принимать решение о включении в корпорацию других компаний. Как мы говорили выше, основная проблема холдинговых структур - это сложность в постоянном

контроле за деятельностью всех предприятий и пониманием реальной картины дел. В результате того, что холдинги объединяют в себе десятки или сотни предприятий, собственникам необходимо постоянно «мониторить» эффективности работы отдельных предприятий для принятия тех или иных решений. Для этого в настоящее время у любого крупного холдинга имеются собственные контрольно-ревизионные управления, департаменты аудита и т.д. В зависимости от задач, которые ставят акционеры, подразделения выполняют соответствующие функции. Как правило, департамент аудита предварительно занимается проверкой бухгалтерской отчетности перед сдачей в налоговую службу, а также анализом налоговых рисков.

Контрольно-ревизионные управления связаны с бухгалтерском учетом постольку-поскольку. Для них это дополнительный источник информации. Контрольно-ревизионное управление занимается проверкой бизнес-процессов внутри компании и управленческим учетом. Функции зависят напрямую от акционеров, но в основном подразделения отвечают за эффективность работы компаний холдинга (внутренняя организация бизнес-процессов, контроль ведения управленческого учета); контроль нецелевого расходования денежных средств (завышение стоимости работ; контроль за дебиторской задолженностью как одного из наиболее ликвидных активов; анализ имущественного и финансового положения предприятий холдинга на текущий момент).

Объединение предприятий и организаций в холдинги выгодно, так как, объединяясь в группы, легче распределять денежные потоки, планировать деятельность на будущее, сокращать издержки, повышать уровень дохода (развиваться), и государству, так как след-

ствием развития холдинговых структур будут являться увеличение налоговых отчислений и повышение инвестиционной привлекательности страны в целом. Стоит отметить, что компании с плохим финансово-экономическом состоянием, ведущие процедуру банкротства или имеющие другие отрицательно сказывающие обстоятельства, влияющие на деловую репутацию холдинга, включать в структуру холдинга не имеет смысла.

Основными коэффициентами и показателями, на основании которых необходимо принимать решение о включении в холдинг других компаний являются7:

- сумма выручки и сумма расходов;

- доля кадрового персонала в расходах предприятия;

- сумма чистой прибыли;

- производительность труда;

- сумма судебных исков;

- коэффициент диверсификации, то есть насколько бизнес разнороден с точки зрения снижения рисков.

В данном случае возможны три варианта:

1) компании не зависят друг от друга (различные отрасли экономики). Например, производство соков и сдача в аренду коммерческой недвижимости;

2) зависимость есть, но не прямая: строительство жилья, коттеджных поселков, выполнение работ по строительству сетей газопровода;

3) компании зависимы: продажа бытовой техники, оказание логистических услуг по перевозке.

Для принятия решения необходимо провести расчеты данных показателей. Расчет проводится в несколько этапов: определение показателей в предыдущем году; определение показателей в текущем году; сопоставление показателей, расчет долей по отношению к холдингу; определение показателей на основании прогнозируемых данных.

Дальнейшая доходность холдинга

(Д^складывается из сумм выручки всех предприятий:

Дх = Д1+Д2+Д3+Д1,

где Д1 - доход ьго предприятия; п -количество предприятий.

Одним из существенных источников получения дополнительного дохода, по нашему мнению является высвобождение денежных средств и перевод денег на депозитные счета. Большая сумма денежных средств, положенных в банк на депозитные счета, принесет больше «доходных» процентов, потому что привлекательные условия банки предлагают компаниям с большим оборотом. В результате, объединяя свой доход, который складывается из формулы, приведенной выше, компании получают большую доходность. Предлагаемый принцип включает три основных показателя, которые помогут компаниям сэкономить денежные средства: автоматизация системы бюджетирования и настройка ее под определенный вид деятельности; точное соблюдение ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых, годовых расходных бюджетов, т.к. невыполнение плана по расходам, заложенным в бюджете, влечет за собой их неиспользование; квалифицированные работники финансово-экономических подразделений. Анализ данных показателей в нефтегазовой отрасли за ряд лет позволяет утверждать, что каждый из них ведет к увеличению доходности холдинга.

При наличии установленной регрессионной зависимости между финансовыми показателями предприятия (компании) и холдинга, их долей следует принимать решение о принятии компании в холдинг, что приведет в перспективе к росту выручки холдинга.

В заключении статьи отметим, что именно нефтегазовый комплекс России в лице его ведущих корпораций в течение

длительного времени имеет превалирующую долю в структуре доходов федерального и иных бюджетов, оказывая в конечном итоге влияние на экономический потенциал страны и социальное развитие регионов. На текущий момент поступления, генерируемые нефтегазовым комплексом, обеспечивают основной приток инвестиционных ресурсов, стабильность курса национальной валюты и формируют около 45-50 % доходов федерального бюджета. По оценке Министерства энергетики Российской Федерации совокупный вклад нефтегазовой отрасли в общей доле валового внутреннего продукта в 2016 году составил до 1/3.

По итогам 2016 года стало сокращение мировых инвестиций в добычу нефти на 24%, что создает предпосылки для возникновения дефицита производственных мощностей и потенциал стремительного роста цен на нефтяное сырье. Например, один из самых энергоемких рынков Северной Америки в 2016 году практически перешел на энергетическое самообеспечение за счет использования сланцевой нефти, уменьшив импорт сжиженного природного газа (СПГ) до минимума. Игнорирование принципов устойчивого развития в управлении нефтегазовых компаний отражается на достижении экологических, социальных и экономических целей.

Экологические цели являются краеугольным камнем в управлении устойчивым развитием компании и нацелены на защиту окружающей среды, поддержанию экологического баланса. В этой сфере имеют значения показателей потребления энергии, водных и прочих ресурсов, данные о выбросах различных категорий загрязняющих веществ. Нефтегазовые компании России зачастую реализуют формальную программу устойчивого развития, поскольку экологический аспект занимает последнее в ней место. Напри-

мер, согласно данным о прорывах нефтепромысловых трубопроводов за 2014 год в России, отечественные вертикально-интегрированные нефтяные компании допустили около 10-15 тысяч порывов, из которых на ПАО «НК-Роснефть» приходится 5797 случая или от 40 до 60% от всех аварий, на ПАО «Лукойл» - 3114 порывов и ПАО АНК «Башнефть» - 1132 аварий8. В 2015 году на «НК-Роснефть» приходится 5030 прорывов, «Лукойл» -3118 аварий и АНК «Башнефть» — 790. Сопоставляя статистику с деятельностью иностранных компаний выделим, что в 2014 году компания «Total S. A.» имела 129 аварий, «British Petroleum» - 156 и «Exxon Mobil Corporation» — 335.

В социальной сфере оцениваются вложения компании в охрану труда и здоровья персонала, социальные программы помощи населению, в которых приняла участие компания, доказательство соблюдения ею прав человека. Основные показатели данного раздела описывают существующие на предприятии правила управления персоналом, корпоративный кодекс фирмы, отношения компании с населением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, экономические цели, главным образом, характеризуют вклад компании в развитие национальной экономики. Среди основных показателей в этой области важно выделить данные отчета о прибылях и убытках, размеры инвестиций в интеллектуальный капитал, внутренние и внешние социальные программы, результаты оценки удовлетворенности потребителей, сведения о качестве продукции. Другой фактор, объясняющий ведущее положение нефтегазового сектора в экономике страны, связан с тем, что Российская Федерация обладает крупнейшими запасами нефти и газа в мире, что является основой для гарантированного обеспечения энергетической и экономической безопасности страны. По оценке Министерства энерге-

тики Российской Федерации в 2013 году, на территории России находилось свыше 34 % разведанных мировых запасов природного газа и до 13 % разведанных мировых запасов нефти9. Запасы нефти на начало 2017 года по категориям «А+В+С1» (где А - разрабатываемые, разбуренные; В - разрабатываемые, неразбуренные, разведанные; С1 - разведанные) составляют около 103,2 млрд. баррелей при степени разведанности менее 40%. Это эквивалентно 6,1 % мировых запасов и обеспечивает стране 6-е место в мире по данному показателю. В целом прирост запасов (АВС1) нефтяного сырья и газового конденсата за 2016 год составил 730 млн. т или 5,4 млрд. баррелей и является выше достигнутого объема добычи.

На начало 2017 года начальные запасы нефтяного сырья активно эксплуатируемых месторождений имеют выработанный ресурс, приближающийся к 60%. Например, в европейской части около 65%, в том числе в Урало-Поволжье более чем на 70%. Процентное соотношение накопленной добычи нефти к начальными суммарным запасам составляет менее 20%, что показывает большой потенциал недр страны. Вместе с тем добыча нефтяного сырья на 77% осуществляется преимущественно на месторождениях с крупными запасами нефти, с гарантированным сроком разработки от 8 до 10 лет. Сумма предварительно оцененных и разведанных запасов легкой нефти, сосредоточенных в основном в средних и мелких месторождениях, составляет чуть более 70%. Следовательно, освоение и разработка некрупных месторождений становится рентабельной только на территориях с развитой инфраструктурой.

Таким образом, превалирующее положение нефтегазового сектора в экономике страны сложилось вследствие динамичного роста стоимости углеводо-

родов на протяжении длительного промежутка времени, а также сформированной мощной изученной и потенциальной сырьевой базой нефтяного и газового конденсата10. Эти весомые аргументы гарантируют фундаментальную основу устойчивого развития энергетической и экономической безопасности страны.

Литература

1 Кохно П.А., Кохно А.П. Методика оценки финансово-экономической эффективности деятельности отраслевой корпорации // Финансовый бизнес. - 2016. - №6. - С. 19-29.

2. Кохно П.А., Кохно А.П. Этюды ресурсной экономики: монография. - М.: ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР». - 2017. - 238 с.

3. Кохно А.П. Методы оценки эффективности использования бюджетных средств на инвестиционные проекты с учётом их неопределённости // Военно-промышленное управление качеством: монография. - М.: Юр-ВАК. - 2016.

- 234 с. - С. 203-215.

4. Дюндик К.А. Интегрированные организационные структуры / Вооружение оборонно-промышленного комплекса в системе кластеров: монография / Кохно П.А. и другие. - М.: Граница, 2015. - С. 155-173.

5. Дюндик К.А., Кохно П.А. Корпоративная интеграция //Общество и экономика. - 2015. - № 6. - С. 23-38.

6. Кохно П.А., Кохно А.П. Модели и показатели определения синергетического эффекта интегрированных промышленных компаний // Общество и экономика. - 2017. - №1. - С. 5-26.

7. Кохно А.П. Финансовые показатели определения перечня приоритетных отраслей и производств// Методы и инструменты экономики успеха: монография / Кохно П.А. и другие. - М.: Юр-ВАК, - 2016. - 216 с. - С. 63-70.

8. Почему нефтяные компании не боятся аварий. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //ko. ru/glavnoe/item/132269-po-lokti-v-nefti (дата обращения: 15.01.2017).

9. Токмаков Е.А. Вклад нефтегазового комплекса в развитие экономики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 479-482.

10. Кохно П.А., Кохно А.П., Серов Н.В. Управление бизнесом: монография. - Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.