Научная статья на тему 'Конгломерация как способ повышения эффективности оборонно-промышленного комплекса'

Конгломерация как способ повышения эффективности оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
169
46
Поделиться
Ключевые слова
КОНГЛОМЕРАТ / CONGLOMERATE / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ / AEROSPACE CORPORATION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС / HI-TECH BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Соболев Л.Б.

Тема. Компании оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требуют больших инвестиций в НИОКР, оборудование и подготовку персонала, которых не могут обеспечить собственные доходы компаний. Горизонтальная интеграция, используемая при создании «объединенных» корпораций, устраняя ряд проблем, не решает проблему получения стабильных высоких доходов. Многие западные компании предпочитают создавать конгломератные структуры, в которых военные заказы и экспорт военной продукции обеспечивают лишь 15-20% доходов конгломерата. Кроме того, конгломераты обладают более высокой гибкостью, создавая и упраздняя через процедуру M&A отдельные подразделения для поддержания конкурентоспособности на мировых рынках. Создание оборонно-сырьевых конгломератов с сильными высокотехнологичными гражданскими подразделениями, обладающими большой самостоятельностью в своей производственной деятельности, может стать одним из методов структурной перестройки российской экономики. Цели. Оценка возможности повышения экономической эффективности деятельности аэрокосмических корпораций РФ как одного из ведущих секторов ОПК. Методология. Проведен сравнительный анализ деятельности мировых лидеров аэрокосмической промышленности. Показано, что эти корпорации активно используют конгломератные слияния для повышения устойчивости и улучшения экономических показателей. Результаты. «Собирание активов» следует рассматривать как первый этап реструктуризации ОПК. Проведенный анализ показал, что в российских условиях необходимо шире привлекать в конгломератные аэрокосмические корпорации высокорентабельные бизнесы (нефтегазовые активы, банки, торговлю, строительство). Выводы. В условиях проводимой реструктуризации аэрокосмического комплекса России необходимо шире вовлекать в эти корпорации высокорентабельные гражданские бизнесы, что позволит увеличить вклад самих корпораций в НИОКР и ослабить давление на госбюджет. Особенно это актуально в современных условиях падения доходов бюджета от продажи углеводородов и международных санкций. Оборонно-сырьевые конгломераты могут увеличивать свои доходы за счет импортозамещения оборудования для нефтегазовой и энергетической отраслей, создания инновационных транспортных средств или производства IT-продуктов.

Conglomeration as a method for increasing the efficiency of the military-industrial sector

Importance Defensive and resource conglomerates, robust and rather autonomous hi-tech civilian subdivisions can become one of the methods for restructuring the Russian economy. Objectives The research evaluates whether it is possible to enhance the economic efficiency of the Russian aerospace corporations as one of the leading segments in the military-industrial sector. Methods I performed a comparative analysis of activities of the global aerospace leaders. Results Aggregation of assets should be regarded as the first step of restructuring the military-industrial complex. As the analysis and the Russian economic conditions show, it is necessary to involve highly profitable businesses (oil and gas assets, banks, trading and construction companies) into conglomerate aerospace corporations. Conclusions and Relevance Restructuring the aerospace segment of Russia, it is reasonable to involve highly profitable civilian businesses in those corporations, thus increasing the input of the corporations in R&D and alleviate the budgetary burden. It is especially relevant when budgetary revenues from sale of carbon hydroxides fall and international sanctions are imposed. Defensive and resource conglomerates can raise their revenue by substituting imported equipment for oil&gas and power industries, creating innovative transport or IT-products.

Текст научной работы на тему «Конгломерация как способ повышения эффективности оборонно-промышленного комплекса»

ISSN 2311-875X (Online) Приоритеты России

ISSN 2073-2872 (Print)

КОНГЛОМЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*

Леонид Борисович СОБОЛЕВ_

доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный

институт, Москва, Российская Федерация

sobolevLB@yandex.ru

История статьи:

Принята 08.09.2015 Принята в доработанном виде 05.10.2015 Одобрена 22.10.2015

УДК 629.7:338.45

JEL: G34, L19, L43, 033, 057

Ключевые слова: конгломерат, диверсификация, аэрокосмическая корпорация, высокотехнологичный бизнес, экономическая эффективность

Аннотация

Тема. Компании оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требуют больших инвестиций в НИОКР, оборудование и подготовку персонала, которых не могут обеспечить собственные доходы компаний. Горизонтальная интеграция, используемая при создании «объединенных» корпораций, устраняя ряд проблем, не решает проблему получения стабильных высоких доходов. Многие западные компании предпочитают создавать конгломератные структуры, в которых военные заказы и экспорт военной продукции обеспечивают лишь 15-20% доходов конгломерата. Кроме того, конгломераты обладают более высокой гибкостью, создавая и упраздняя через процедуру М&А отдельные подразделения для поддержания конкурентоспособности на мировых рынках. Создание оборонно-сырьевых конгломератов с сильными высокотехнологичными гражданскими подразделениями, обладающими большой самостоятельностью в своей производственной деятельности, может стать одним из методов структурной перестройки российской экономики.

Цели. Оценка возможности повышения экономической эффективности деятельности аэрокосмических корпораций РФ как одного из ведущих секторов ОПК. Методология. Проведен сравнительный анализ деятельности мировых лидеров аэрокосмической промышленности. Показано, что эти корпорации активно используют конгломератные слияния для повышения устойчивости и улучшения экономических показателей.

Результаты. «Собирание активов» следует рассматривать как первый этап реструктуризации ОПК. Проведенный анализ показал, что в российских условиях необходимо шире привлекать в конгломератные аэрокосмические корпорации высокорентабельные бизнесы (нефтегазовые активы, банки, торговлю, строительство).

Выводы. В условиях проводимой реструктуризации аэрокосмического комплекса России необходимо шире вовлекать в эти корпорации высокорентабельные гражданские бизнесы, что позволит увеличить вклад самих корпораций в НИОКР и ослабить давление на госбюджет. Особенно это актуально в современных условиях падения доходов бюджета от продажи углеводородов и международных санкций. Оборонно-сырьевые конгломераты могут увеличивать свои доходы за счет импортозамещения оборудования для нефтегазовой и энергетической отраслей, создания инновационных транспортных средств или производства 1Т-продуктов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Конгломерат представляет собой организационную форму объединения

предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей [1]. Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на максимизацию прибыли, независимо от сфер их деятельности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны управляющей компании сеть разнородных предприятий (компаний). Эти предприятия вливаются в материнскую компанию

в целях диверсификации производства в условиях динамичных изменений конъюнктуры рынка. Конгломераты, сфера деятельности которых распространяется на продукцию различных, не связанных друг с другом ни функционально, ни технологически отраслей, обладают рядом специфических особенностей в организации управления. Характерно, в частности, то, что в отличие от США, где конгломераты поглощают крупные фирмы, в Европе поглощаются мелкие и

*Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 15-0200478.

средние компании, семейные фирмы, небольшие акционерные общества смежных отраслей.

Можно выделить ряд факторов, способствующих образованию конгломератов1:

• диверсификацию как способ снижения рисков и стабилизации прибыли компании в условиях быстроменяющейся конъюнктуры и кризисов;

• стремление к получению синергетического эффекта, который достигается за счет экономии операционных издержек и комбинирования взаимодополняющих ресурсов;

• эффект масштаба, который достигается за счет экономии административных расходов, расходов на НИОКР и расходов на информационную поддержку компании.

К этим общим достоинствам конгломератов следует добавить преимущества, которые могут получить отечественные компании ОПК при слиянии с высокодоходными сырьевыми компаниями и поглощении малых инновационных предприятий:

- финансовую рациональность, то есть ситуацию, когда фирма с высокой прибылью (сырьевая компания), несущая высокую налоговую нагрузку, приобретает компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы в конгломерате;

- повышение инновационности объединенной компании (компании ОПК имеют более высокий интеллектуальный потенциал);

- предотвращение монополизации отраслей и подотраслей, которая неизбежно сопровождает создание монопольных горизонтально интегрированных корпораций (ОАК, ОДК и т.д.);

- повышение гибкости объединенной компании за счет возможности продавать свои ликвидные активы при недостатке финансовых ресурсов.

Ранее автор попытался обратить внимание на тот факт, что основной тренд создания крупных

корпораций ОПК в России - горизонтальная

2

интеграция не совпадает с мировыми трендами . Это можно объяснить тремя причинами:

1) стремлением вернуться к привычной отраслевой форме существования корпораций;

1 Pondent S. Advantages of a Conglomerate Merger. URL: http://ehow.com/ info_8485100_advantages-conglomerate-merger.html.

2 Соболев Л.Б. Горизонтальная интеграция или конгломерация? // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №. 24. С. 2-11.

2) отсутствием гражданских промышленных производств средней технологической сложности, конкурентоспособных на мировых рынках (станкостроение, приборостроение, медицинская техника, бытовая электроника и др.);

3) относительной простотой составления госпрограммы, как формы стратегии развития отраслей ОПК, именно для горизонтальных объединений.

Известно, что сырьевые компании несут основную налоговую нагрузку, и до половины бюджета нашей страны формируется из доходов от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки3. В настоящее время цены на нефть упали практически вдвое. Соответственно упали валютные доходы экспортных компаний, в то время как рублевая выручка сохранилась на прежнем уровне из-за пропорционального обесценивания российского рубля. Возникла макроэкономическая нестабильность. Вместе с тем в последние годы расходы на оборону в России увеличиваются согласно принятой программе перевооружения российской армии и соответственно растут доходы компаний ОПК4 [5, 6].

Очевидно, что перевооружение могло проходить безболезненно только в условиях высоких цен на нефть. При происходящем в настоящее время падении цен на это сырье и возникшем бюджетном дефиците появилась необходимость пересмотра расходной части бюджета. Если, как предлагает автор, создать оборонно-сырьевые конгломераты, то нестабильность будет перенесена на микроэкономический уровень (уровень

корпораций), в то время как за государством сохранится роль регулятора, как это имеет место в странах с развитым рынком.

Существование различных форм интеграции компаний доказывает, что в экономике не существует единой оптимальной для всех отраслей структуры [2]. Жизнедеятельность любой интегрированной компании, в том числе конгломерата, во многом зависит от квалификации топ-менеджмента компании, способного адекватно оценить ситуацию на рынке; возможности корпорации оперативно реагировать на конъюнктурные изменения рынка. У любой корпорации при перемещении финансовых

3 Нефть и бюджет РФ. URL: http://utmagazine.ru/posts/6112-neft-i-byudzhet-rf

4 Расходы на оборону растут рекордными темпами. URL: http://ng.ru/armies/2014-10-13/1_oborona.html; SIPRI: российские оборонщики зарабатывают все больше. URL: http://bbc.co.uk/

russian/ international/2014/12/141215_sipri_arms_rating

ресурсов всегда стоит вопрос, направлять их в новые для нее области бизнеса или перераспределять между уже существующими направлениями. Конгломератные корпорации в этом случае имеют более широкие возможности для маневра.

Целью настоящей статьи является исследование возможности повышения эффективности (прибыльности) компаний российского ОПК, в первую очередь авиационно-космической направленности, в результате создания конгломератов с включением в конгломерат сырьевых бизнес-единиц.

Зарубежные конгломераты

Основное требование к конгломератам в развитых странах - высокая рентабельность всех подразделений, включая аэрокосмические подразделения, позволяющая корпорации мало зависеть от правительственных заказов. В 1970-х гг. руководители многих высокотехнологичных компаний США, прежде выполнявших большие военные заказы, пришли к выводу, что по окончании войны во Вьетнаме они не смогут больше получать высокие доходы от правительственных заказов и обеспечивать высокие темпы роста. Разумным выходом стало создание конгломератов за счет поглощения в первую очередь компаний в сфере электроники и телекоммуникаций. Экономические показатели некоторых из подобных конгломератов представлены в табл. 1.

Крупнейшей конгломератной компанией, в которой аэрокосмический сегмент не является доминирующим в общей выручке компании, является General Electric (GE). Только одно из промышленных подразделений компании (GE Aviation) занимается разработкой и производством авиационных и вертолетных ГТД различных типов, а также их обслуживанием. Выручка (объем продаж) этого подразделения в 2013 г. составила порядка 22 млрд долл. США - 14,8% общей выручки компании (147,7 млрд долл. США). Основной доход компания получила от своего финансового подразделения (GE Capital) - около 30% выручки и двух гражданских промышленных подразделений (Power & Water и Oil & Gas), занимающихся разработкой и производством гидротехнических установок (включая

ветрогенераторы) и оборудования для добычи и переработки сланцевого газа, - еще 28% выручки. Остальной доход принесло производство наземных ГТУ (Energy Management), медицинской техники (Healthcare), транспортного оборудования, включая производство тепловозов (Transportation)

и электротехнического оборудования (Appliances & Lighing). Как отмечалось в годовом отчете компании за 2013 г., все промышленные подразделения являются высокорентабельными и обеспечивают финансовую устойчивость компании. General Electric обычно рассматривается в качестве образцового конгломерата, успешного во всех развиваемых им бизнесах5. В начале 2000-х гг. она заявила о желании приобрести конгломератную компанию Honeywell, имеющую сильное подразделение по производству авиадвигателей. Американские власти не возражали, но против этой сделки выступила Европейская комиссия, усмотрев в этой горизонтальной интеграции нарушение

антитрестовского законодательства. Сделка так и не состоялась6.

Следующей по объему суммарной выручки (62,6 млрд долл. США) конгломератной компанией США является United Technologies Corporations (UTC). В этом конгломерате аэрокосмический сектор включает три подразделения (Pratt & Whitney, Aerospace Systems и Sikorsky), выпускающие как военную, так и гражданскую продукцию. Еще два промышленных подразделения (Otis и UTC Climate, Controls & Security) смело можно отнести к чисто гражданскому сектору. Первое подразделение занимается проектированием и производством подъемного оборудования (лифтов, эскалаторов и т.п.), второе - оборудованием для предприятий общественного питания. Недавно UTC официально объявила о «поиске стратегических альтернатив» для своего вертолетного подразделения Sikorsky из-за его относительно низкой доходности и преобладания военной продукции. Аналитики американского агентства Bloomberg считают, что, отказываясь от Sikorsky, UTC стремится снизить свою зависимость от военного бюджета США, избавиться от неприбыльного актива и высвободить средства на дальнейшие приобретения высокотехнологичных

7

активов .

В данный анализ автор включил также компанию Ball Corporation (BC), основным бизнесом которой является производство паковочных изделий из алюминия, стали, полиэтилентерефталата, а основными заказчиками являются PepsiCo, Coca-

5 An Example of a Company Conglomerate. URL: http://smallbusiness. chron.com/example-company-conglomerate-14699.html.

6 International antitrust in the Bush administration. URL: http://justice.gov/atr/speech/ international-antitrust-bush-administration.

7 United Technologies подтвердила желание избавиться от Sikorsky. URL: http://ato.ru/content/united-technologies-podtverdila-zhelanie-izbavitsya-ot-sikorsky.

Cola и другие компании по производству продуктов питания. Вместе с тем компания имеет сильный аэрокосмический бизнес (Ball Aerospace & Technologies Corp.), обеспечивший почти миллиардный доход от продажи

высокотехнологичной продукции. Чем не образец для нашего «Русала»?

В обзор конгломератных самолетостроительных компаний (табл. 1) включены также канадская компания Bombardier и французская компания Dassault. Первая относится к крупнейшим мировым производителям региональных и бизнес-самолетов, а также железнодорожной техники и трамваев. Основные подразделения компании -Bombardier Aerospace (третий в мире производитель гражданских самолетов после Boeing и Airbus) и Bombardier Transportation (BT) -крупнейший в мире производитель железнодорожной техники. В г. Энгельсе Саратовской области с помощью Bombardier построен завод современных локомотивов8. Кроме того, Bombardier и другая известная американская компания - Caterpillar имеют соглашение с ОАО «Уралвагонзавод» о строительстве новых вагонов московского метрополитена, однако из-за введения западных санкций данный проект приостановлен .

Корпорация Desalt Group также имеет два направления бизнеса, первое из которых - Dassault Aviation - связано с проектированием и производством военных и гражданских самолетов, а второе - Dassault Systemes, созданное в 19S1 г., работает в совершенно другой области -информационных технологий, поставляя на международный рынок (в том числе российский) такие известные IT-продукты, как CATIA, ENOVIA, SolidWorks и др. ИТ-продуктами Dassault Systemes пользуются ОАК, ОДК и другие компании10.

Наряду с включенными в табл. 1 конгломератами GE и UTC существуют крупные диверсифицированные компании ВПК, которые трудно отнести к собственно конгломератам. Это, в частности, Boeing, Lockheed Martin (LM), Raytheon в США или Airbus, BAESystems, Thales в Европе, входящие в первую десятку мировых поставщиков военной техники. Все эти компании имеют либо сильный гражданский сектор, либо очень большой рынок сбыта военной продукции, о

8 В Энгельсе открылся локомотивный завод Bombardier. URL: http://engels-me.ru/engels/878-v-engelse-otkrylsya-lokomotivnyy-zavod-bombardier.html.

9 Уралвагонзавод порвал с Америкой. URL: http://gazeta.ru/business/2014/09/04/ 6203045. shtml.

10 Бернар Ф. Dassault Systems: история успеха. URL:

http://isicad.ru/ru/ articles.php?article_num= 14122.

котором могут только мечтать российские компании ОПК.

Азиатские конгломераты

Конгломератные корпорации, в которых аэрокосмические дивизионы не являются доминирующими, существуют как в развитых странах Запада, так и в странах с развивающимися рынками Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Учитывая восточное направление российской политики, связанное с ухудшением отношений с Западом и принятыми западными странами экономическими санкциями, целесообразно рассмотреть ситуацию с конгломератами наших восточных соседей11. Здесь интерес представляют компании Японии, Китая, Республики Кореи и Индии (табл. 2).

В Японии множество конгломератных компаний (так называемых кейрецу). Одной из высокотехнологичных компаний является Mitsubishi Heavy Industries (MHI), которая имеет в своем составе сильный аэрокосмический дивизион, занимающий в топ-100 Flight International 19-ю позицию по суммарной выручке. Помимо аэрокосмической продукции (самолетов, ракет, космических систем) MHI проектирует и производит корабли, атомные реакторы, ветрогенераторы, кондиционеры и другую высокотехнологичную технику. Общий доход компании в 2011 г. был равен 35,1 млрд долл. США, из которых вклад аэрокосмического дивизиона составил более 5,5 млрд. Военное подразделение этого дивизиона производит по лицензии истребители F-15 и противолодочные вертолеты Sikorsky S-70, а также авиационные двигатели, ракеты и торпеды. Гражданское подразделение разрабатывает и производит панели фюзеляжа для Boeing 777 и элементы композитного крыла Boeing 787. Компания является также участником программы МКС. В апреле 2008 г. MHI создала дополнительное подразделение Mitsubishi Aircraft Corporation для разработки и производства регионального самолета на 70-90 пассажиромест, причем одним из акционеров новой компании стал автомобильный гигант Toyota Motor Corporation (10% акций).

Еще одним японским высокотехнологичным конгломератом является компания Kawasaki Heavy Industries (KHI), которая имеет в своем составе сильный аэрокосмический дивизион, занимающий в топ-100 Flight International 35-ю позицию по выручке. KHI помимо аэрокосмической продукции

11 Там же.

(легких самолетов, вертолетов, космических систем) проектирует и производит корабли, тракторы, мотоциклы, поезда и другую продукцию средней технологической сложности.

Китай выбрал направление реструктуризации своей самолетостроительной отрасли в 2008 г. Напомним, что в Китае, как и в России, космическая отрасль отделена от самолетостроения. На базе двух существовавших горизонтально интегрированных авиационных корпораций AVIC I и AVIC II была создана конгломератная госкорпорация AVIC,

управляющая активами 19 дочерних компаний. Доходы от авиационного бизнеса пока невелики, однако этот конгломератный гигант имеет свое финансовое подразделение AVIC Capital, главной задачей которого являются привлечение отечественного и зарубежного капитала в развитие китайской авиационной промышленности. Примером для AVIC Capital является американская компания GE, финансовое подразделение которой обеспечивает 46% выручки и около 50% прибыли этой корпорации. Помимо финансового сектора AVIC осуществляет деятельность в строительстве (AVIC Construction Projects Company), автомобилестроении (AVIC Automobile), авиаперевозках (Joy Air Ltd.) и других гражданских бизнесах. Компания Avichina Industry & Technology занимается инвестициями в высокотехнологичные отрасли, связанные с авиацией. Ряд дочерних компаний уже провели IPO, и руководство AVIC планирует вывести на IPO материнскую компанию [3].

Аэрокосмические корпорации Индии и Южной Кореи только набирают силу, поэтому они имеют больше сходства с российскими компаниями ВПК. Ведущая индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) производит самолеты, вертолеты, авиационные двигатели, детали и запчасти как собственной разработки, так и по лицензии. Именно с этой компанией ОАК ведет уже много лет переговоры о разработке среднего транспортного самолета. По структуре HAL скорее можно отнести к горизонтально интегрированной компании. По какому пути дальше пойдет развитие этой компании, покажет время. Кроме того, в Индии имеется ряд крупных конгломератов (например, Tata Group с общим доходом более 100 млрд долл. США). Компания работает в области связи и информационных технологий, машиностроения, производства материалов, энергетики, потребительских и химических товаров.

Южнокорейская аэрокосмическая компания Korea Aerospace только разворачивает свою деятельность, и можно ожидать, что она пойдет по

пути конгломерата Samsung Group, имеющего общий доход более 300 млрд долл. США и обеспечивающего порядка 17% ВВП страны. На мировом рынке данный конгломерат известен как производитель смартфонов,

телекоммуникационного оборудования, аудио- и видеоустройств. Вместе с тем компания работает в области финансов, автомобилестроении, кораблестроении, строительстве и других отраслях. В Калужской области построен завод компании Samsung Electronics - ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга», первая производственная линия которого была запущена в 2008 г.12.

Конгломератные компании России

В российских условиях многие конгломераты образовались в процессе приватизации, когда предприятия приобретались гораздо дешевле их реальной стоимости. Независимо от наличия технологических взаимосвязей и

производственной целесообразности покупались обанкроченные предприятия; предприятия, имеющие ценные активы (патенты, технологические разработки, землю,

месторождения полезных ископаемых и т.д.), в целях получения прибыли и последующей перепродажи или сохранения технологической независимости России.

На сегодняшний день крупнейшим российским конгломератом является ГК «Ростех», созданная в 2007 г. и находящаяся в состоянии реструктуризации. По планам она будет состоять из 13 крупных высокотехнологичных холдингов, шесть из которых планируется вывести на IPO до 2020 г.13. Один из этих шести холдингов -«Оборонпром» является конгломератом и включает три подразделения: ПАО «Вертолеты России» (ВР), ПАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) и ПАО «Оборонительные системы», причем последнее показало в 2008-2012 гг. более чем двукратный рост продаж14. Однако и по названию, и по структуре выручки (86% выручки ВР и 60% выручки ОДК складываются за счет реализации военной продукции15) благополучие компании

12 Кашин В.Б. Структурная реформа китайского авиапрома в 2008—2012 гг. и его выход на мировой рынок // Китай

в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17.

13 Завод Samsung в Калуге. URL: http://webpark.ru/comment/60282.

14 «Ростехнологии» планируют IPO шести своих компаний. URL: http://forbes.ru/ news/231346.

15 В Энгельсе открылся локомотивный завод Bombardier.

URL: http://engels-me.ru/engels/878-v-engelse-otkrylsya-

целиком зависит от заказов Минобороны России и экспорта продукции. По-видимому, этим объясняется отсутствие интереса иностранных инвесторов к ВР при попытке проведения IPO на Лондонской бирже в 2011 г. Остальные компании «Ростеха» в основном формируются по принципу горизонтальной интеграции и вряд ли могут рассчитывать на быстрый коммерческий успех на высококонкурентных мировых рынках.

Основные факторы, отпугивающие зарубежных и отечественных инвесторов от создаваемых отечественных горизонтально интегрированных компаний, следующие:

- преобладание военной продукции (свыше 60%) и, следовательно, высокая зависимость от госзаказа;

- низкая инновационность компаний (мало денег на НИОКР и мало специалистов высокого уровня);

- низкая производительность труда работников и соответственно относительно низкие зарплаты, которые мешает внедрению международных требований к качеству продукции;

- непрозрачность финансовой деятельности компаний;

- узость рынков сбыта и др.

Напомним, что высокодоходными в России остаются в основном нефтегазовый, банковский и торговый секторы, которые занимают всю верхнюю часть рейтинга самых доходных компаний России (подобный рейтинг каждый год публикует журнал «Эксперт»). Первая десятка практически не меняется, 5 из 10 компаний относятся нефтегазовому сектору, две компании -госбанки (ПАО «Сбербанк» и ВТБ). Однако одна компания, АФК «Система», занимавшая в этом рейтинге в 2010-2012 гг. 7-8-ю позицию, представляет, по мнению автора, несомненный интерес16. Этому российскому конгломерату удалось в 2009 г. прибрести приватизированную ранее семьей бывшего руководителя Башкирии нефтяную компанию ПАО АНК «Башнефть». АФК «Система» помимо «Башнефти» включает среднетехнологичные и высокотехнологичные бизнесы (контрольные пакеты акций российского сотового оператора МТС, подразделение РТИ, в который входит крупнейшая российская компания электроники «Ситроникс», и индийского сотового оператора SSTL). Как следует из годового отчета компании за 2012 г., более половины дохода АФК «Система» принесла ей «Башнефть».

lokomotivnyy-zavod-bombardier.html.

16 Русский конгломерат на рандеву. URL: http://profile.ru/arkhiv/item/46138-items_10743.

В 2013 г. произошло существенное изменение в рейтинге самых дорогих компаний страны. В частности, наблюдалось сокращение доли компаний добывающего (в том числе нефтегазового) сектора и предприятий металлургической отрасли17. При этом усилились позиции банковского сектора, а также компаний, занимающихся информационными технологиями и розничной торговлей. Впрочем, самыми дорогими компаниями страны по итогам 2013 г. остались преимущественно представители

нефтегазодобычи. АФК «Система», потеряв «Башнефть», переместилась на 18-ю позицию рейтинга, усилив при этом позиции своих высокотехнологичных подразделений. Высокую 10-ю позицию занял другой ведущий сотовый оператор - ПАО «Вымпелком».

Подключение высокодоходных активов

нефтегазового сектора к выполнению авиационных проектов использовалось и ранее. Так, Казанскому авиационному

производственному объединению (КАПО), входящему в настоящее время в ОАК, в 19961997 гг. под проекты среднего транспортного самолета Ту-330 и пассажирского 50-местного Ту-324 правительством была оказана «нефтяная подпитка»18. Схема финансирования этих проектов была достаточно сложной (через посредника), а самолеты так и не пошли в серию. Подобный подход был использован для спасения Красноярского комбайнового завода и, возможно, других терпевших крах машиностроительных предприятий. В настоящее время «нефтяной пирог» уже поделен между государственными и частными компаниями и «откусить» от него даже небольшую часть, как показывает опыт АФК «Система», чрезвычайно трудно.

Если рассматривать российскую экономику в целом, то нефтегазовые компании не только получают самые большие доходы, но и несут основную налоговую нагрузку, формируя около 50% российского бюджета. Часть бюджетных расходов в рамках госпрограмм и льготных кредитов получает авиационно-космическая отрасль, которая, как известно, является дотационной. Таким образом, «нефтегазовые» деньги попадают в высокотехнологичные отрасли, в развитии которых Россия остро нуждается, с высокими транзакционными издержками. Эти издержки можно уменьшить, если побудить нефтегазовые компании с помощью налогового регулирования и антимонопольного

17 Рейтинг 25 самых дорогих публичных компаний России. URL: http://riarating.ru/

corporate_sector_rankings/20140130/610607408.html

18 Новые проекты КАПО им. Горбунова. URL: http://aircraft.jofo.ru/88017.html.

законодательства создавать конгломераты с включением оборонного и других высокотехнологичных бизнесов.

Создание оборонно-сырьевых конгломератных компаний помимо их основной задачи -реиндустриализации российской экономики -позволит дополнительно решить ряд проблем. Во-первых, ликвидировать достаточно высокую разницу в оплате труда «нефтяников» и «оборонщиков». Во-вторых, уменьшить отток за рубеж молодых специалистов (так называемую утечку мозгов) промышленной сферы, который наблюдается с 1990-х гг., за счет создания дополнительных рабочих мест в

высокотехнологичном секторе. В-третьих, преобладание гражданского сектора в подобных конгломератах упростит получение западных инвестиций и доступ к инновационным западным технологиям. В-четвертых, будет легче решать проблему импортозамещения.

Возможно, идея создания оборонно-сырьевых конгломератов не понравится «нефтяным баронам» и некоторым руководителям компаний ВПК. И те и другие не хотят иметь внутреннюю конкуренцию; первые - поскольку неплохо живут и на старых технологиях, вторые - привыкли постоянно опираться на государственную поддержку, хотя внутренняя конкуренция необходима как для сырьевых компаний, так и для компаний ОПК19. Автор считает, что несколько высокорентабельных крупных конгломератов помогут существенно изменить облик российской экономики и в конечном итоге повысить национальную безопасность России. Попутно будет решаться проблема недостатка на внутреннем рынке конкурентоспособной отечественной гражданской продукции средней сложности (бурового оборудования,

энергоустановок, станков, медицинского оборудования и т.п.), производство которой можно разместить на избыточных производственных площадках предприятий ОПК в рамках конгломератных компаний.

Известно, что и в СССР, и в современной России практически все предприятия ВПК выпускали гражданскую продукцию для внутреннего рынка. Однако гражданские подразделения имеют скромные размеры, не выделены в отдельные бизнес-единицы и не оказывают серьезного влияния на доходность компаний. Как уже было показано, мировые лидеры аэрокосмической отрасли и других отраслей ВПК в первую очередь заботятся о максимизации прибыли своих

19 Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время ответственных решений // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 3. С. 2-11.

подразделений, так как от этого зависят инвестиции в их бизнес и привлекательность их акций. Проблема импортозамещения должна ставиться не только в отношении внутреннего рынка (это возможно, например, для сельхозпродукции), но и в смысле конкурентоспособности на мировых рынках, когда можно задействовать «эффект масштаба» и ценовой дискриминации для различных географических рынков. Например, проект регионального самолета SSJ-100 никогда не окупится, если не выйдет за пределы России.

Наконец, в нашей стране слабо развито поглощение малых и средних инновационных компаний, которые предлагают новый продукт, но не имеют финансовых и производственных возможностей для создания масштабного производства. А такие компании в России существуют, и о них регулярно сообщает журнал «Эксперт». В целом же технические университеты и РАН слабо настроены на создание инновационных продуктов в рамках технопарков для отечественных компаний.

Выводы

1. Анализ успешных международных аэрокосмических корпораций показывает, что большинство из них используют конгломератную структуру для повышения финансовой устойчивости и прибыльности корпораций в условиях высокой конкуренции и нестабильности мировых рынков.

2. В России основу таких конгломератов могут составить сырьевые компании, имеющие высокие доходы, но теряющие конкурентоспособность на мировых рынках из-за технологической отсталости.

3. Создание конгломератов может повысить устойчивость всей российской экономики к ценовой нестабильности нефтегазового и металлургического мировых рынков, влияющих на макроэкономическую стабильность российской экономики и российской валюты.

4. Наличие в российских конгломератах сильных гражданских подразделений облегчит доступ к западным инновационным технологиям и откроет путь к взаимовыгодному сотрудничеству с западными компаниями.

5. Очевидно, что создание подобных конгломератов может произойти только при наличии мощной правительственной поддержки, совершенствовании налогового законодательства, изменении подхода к формированию госпрограмм поддержки отдельных отраслей.

Таблица 1

Конгломератные аэрокосмические компании стран Запада

Компания Объем продаж компании в 2013 г., млрд долл. США Объем продаж а/к подразделений в 2013 г., млрд долл. США Процент выручки а/к подразделений, %

General Electric 147,7 22,0 14,8

United Technologies 63,4 34,1 22,0

Honeywell 39,1 12,0 14,0

Ball Corporation 8,5 0,9 11,0

Bombardier 18,2 9,4 51,0

Dassault 8,1 6,1 71,0

Примечание: а/к - аэрокосмические.

Источник: Flight International, Aerospace Top 100 Special Report 2014, а также ежегодные отчеты компаний

Таблица 2

Конгломератные компании стран Азии

Компания Объем продаж компании в 2013 г., млрд долл. США Объем продаж а/к дивизиона в 2013 г., млрд долл. США Процент выручки а/к дивизиона, %

Mitsubishi Heavy Industries (MHI) 35,1 5,53 15,8

Kawasaki Heavy Industries (KHI) 14,5 2,75 18,9

AVIC 39,7 2,7 6,7

Tata Group >100 - -

Samsung >300 - -

Примечание: а/к - аэрокосмические.

Источник: Flight International, Aerospace Top 100 Special Report 2014, а также ежегодные отчеты компаний

Список литературы

1. Волохов Д.А. Конгломератные слияния и поглощения: «плюсы» и «минусы» зарубежных и российских конгломератов // Труды Института системного анализа РАН. 2006. № 24. С. 126-152.

2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.

3. Вотчель Л.М. Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). 2013. № 9. URL: http://uecs.ru/uecs57-572013/item/2353-2013-09-18-06-25-57.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

CONGLOMERATION AS A METHOD FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE MILITARY-INDUSTRIAL SECTOR

Leonid B. SOBOLEV

Moscow Aviation Institute - National Research University, Moscow, Russian Federation sobolevLB@yandex.ru

Priorities of Russia

Article history:

Received 8 September 2015 Received in revised form 5 October 2015 Accepted 22 October 2015

JEL classification: G34, L19, L43, O33, O57

Keywords: conglomerate, diversification, aerospace corporation, hi-tech business, economic efficiency

Abstract

Importance Defensive and resource conglomerates, robust and rather autonomous hi-tech civilian subdivisions can become one of the methods for restructuring the Russian economy. Objectives The research evaluates whether it is possible to enhance the economic efficiency of the Russian aerospace corporations as one of the leading segments in the military-industrial sector. Methods I performed a comparative analysis of activities of the global aerospace leaders. Results Aggregation of assets should be regarded as the first step of restructuring the military-industrial complex. As the analysis and the Russian economic conditions show, it is necessary to involve highly profitable businesses (oil and gas assets, banks, trading and construction companies) into conglomerate aerospace corporations.

Conclusions and Relevance Restructuring the aerospace segment of Russia, it is reasonable to involve highly profitable civilian businesses in those corporations, thus increasing the input of the corporations in R&D and alleviate the budgetary burden. It is especially relevant when budgetary revenues from sale of carbon hydroxides fall and international sanctions are imposed. Defensive and resource conglomerates can raise their revenue by substituting imported equipment for oil&gas and power industries, creating innovative transport or IT-products.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-02-00478.

References

1. Volokhov D.A. Konglomeratnye sliyaniya i pogloshcheniya: "plyusy" i "minusy" zarubezhnykh i rossiiskikh konglomeratov [Conglomerate mergers and acquisitions: pros and cons of foreign and Russian conglomerates]. Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN = Proceedings of ISA RAS, 2006, no. 24, pp. 126152.

2. Drucker P. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Management Challenges for the 21st Century]. Moscow, Vil'yams Publ., 2004, 272 p.

3. Votchel' L.M. [Activities of cross-disciplinary business conglomerates in the global economy]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2013, no. 9. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/uecs57-572013/item/2353-2013-09-18-06-25-57.