КОРПОРАТИВНЫЕ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
CORPORATE MASS MEDIA AS A MEANS OF MASTERING THE CORPORATE CULTURE OF THE CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
УДК 087.7:378.6:351.74(470.325)
Л.В. КАВЕРИНА,
кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье освещаются проблемы формирования у курсантов образовательных организаций МВД России корпоративной культуры через использование корпоративных масс-медиа (газета, сайт института).
Ключевые слова: вузовские СМИ, масс-медиа, корпоративные СМИ, корпоративная культура.
L.V. Kaverina, candidate of philological sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Abstract: The article highlights the problems of formation of cadet educational institutions of the MIA of Russia corporate culture through the use of corporate mass-media (newspaper, the site of the Institute).
Keywords: corporate culture, university media, mass-media, corporate mass-media.
Сегодня является уже устоявшейся точка зрения, что условием успешного развития любой компании, организации выступает корпоративная культура, под которой понимаются признаваемые в данной компании или организации правила поведения и правила управления. При этом правила поведения включают в себя духовные ценности, социальные, коммуникативные и моральные нормы, ритуалы, фирменный стиль, а правила управления - организационную структуру, коммуникации, кадровую политику [1; с. 13; 2, с. 61]. Это вызвано рядом причин. Во-первых, вузы в сложившихся экономических условиях должны повышать свою конкурентоспособность, не являются исключением в этом случае и образовательные организации МВД России. Во-вторых, каждый вуз обязан сохранять и передавать традиционные культурные ценности российского образования и культуры, поэтому важно, чтобы эти ценности осознавались и разделялись обучающимися, так как от этого
во многом зависит имидж вуза. Не последнюю роль при осуществлении корпоративных коммуникаций играют корпоративные масс-медиа.
Проблема овладения обучающимися корпоративной культурой вуза особенно актуальна в свете вступившего с 1 сентября 2013 года в действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», статья 29 которого прямо предусматривает информационную открытость образовательной организации: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Формирование корпоративной культуры требует проведения направленных информационных действий, так называемого
201012
внутреннего PR. И здесь важную роль играют внутривузовские средства информации - корпоративные масс-медиа (печатные издания, теле- и радиовыпуски), а также различные средства коммуникации (различные модификации «прямой линии», «горячей связи», ящики предложений, форумы), потому что именно они влияют на формирование информационного пространства вуза, корпоративные ценности, систему социальных представлений всех членов коллектива, помогают преодолеть информационную разобщенность коллектива, а это приводит к осмыслению социальных ситуаций через единую призму данной социальной общности.
Корпоративная культура - это имиджевая составляющая образовательной организации. На внешнюю аудиторию корпоративная культура распространяется не только через СМИ, но и через носителей этой культуры: курсантов, адъюнктов, преподавателей, сотрудников. При этом выпускники являются носителями корпоративной культуры образовательной организации ещё долгое время после окончания вуза. Вот почему важно с первых дней обучения в вузе прививать обучающимся корпоративную культуру.
В корпоративных масс-медиа образовательной организации МВД России находят отражение мероприятия, где демонстрируются элементы корпоративной культуры, происходит трансляция, пропагандирование и приобщение курсантов первых курсов к традициям, ритуалам и ценностным ориентациям - наиболее действенный и масштабный по возможности охвата аудитории способ воспитания корпоративности:
- традиционные корпоративные мероприятия: День знаний, День сотрудника органов внутренних дел России; ритуалы вручения первых офицерских погон, принятие Присяги сотрудника органов внутренних дел, выпуск слушателей пятого курса;
- проведение совместных праздников, поездок («День рождения института», государственные праздники, экскурсии, выездные мероприятия);
- традиционные внутривузовские корпоративные конкурсы на выявление лучших курсантов, взводов, курсов, факультетов («Мисс института», «Лучший взвод», творческие, спортивные конкурсы, научные олимпиады);
- оригинальные мероприятия, проводимые только в данном вузе;
- военно-патриотические мероприятия (возложение венков к памятникам, участие
в торжественных общегородских мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню освобождения города);
- социально-значимые акции (дни донора, шефская помощь, чествование ветеранов).
Особое место отводится веб-сайту образовательной организации, который играет роль визитной карточки, а также является одним из основных элементов пиара и развития общественных связей.
Веб-сайт делает образовательную организацию открытой для внешних заинтересованных лиц и должен стать координационной точкой для внутреннего взаимодействия курсантов, преподавателей, сотрудников и работников.
Веб-сайт Белгородского юридического института МВД России, функционирующий с 2005 года, располагает мощным воспитательным материалом, который помогает абитуриентам, курсантам осваивать корпоративную культуру этого вуза. Так, все страницы веб-сайта, посвященные подразделениям института, в обязательном порядке включают информацию «История подразделения», «Состав подразделения». Раздел «Новости» отражает все происходящие в вузе события, что способствует осознанию обучающимися значимости происходящих в институте мероприятий. Элементы корпоративной культуры широко представлены в разделе «Общие сведения»: Устав БелЮИ МВД России, символы института (герб, знамя), приведен текст Г имна института, страничка «Музей института» рассказывает об основных экспозициях, посвященных истории вуза, знаменитым выпускникам. Это позволяет абитуриентам еще на стадии поступления начать приобщаться к корпоративной культуре института, а обучающиеся могут это делать при необходимости в любое удобное время.
Газета «Вести Белгородского юридического института МВД России» также выполняет основные PR-функции. Во-первых, информирует сотрудников о событиях в жизни вуза, т.е. выполняет информационную функцию. Во-вторых, укрепляет корпоративный дух, т.е. выполняет идеологическую функцию. В-третьих, реализует обратную связь между администрацией вуза и обучающимися, т.е. выполняет организационную функцию.
Среди элементов корпоративной культуры мы обозначили ценности и цели организации, нормы поведения, которые находят свое отражение на страницах корпоративной газеты. Среди задач деятельности института как образовательной организации - удов-
летворение потребности органов внутренних дел в высококвалифицированных специалистах, сочетающих глубоко профессиональные знания с необходимыми профессиональнонравственными и моральными качествами. В личностном плане акцент делается на социальную ответственность будущих специалистов. При этом базой социальной ответственности выпускника БелЮИ МВД России становится система ценностей, полученная
им в вузе.
Таким образом, при формировании корпоративной культуры курсантов образовательных организаций МВД России педагогическому сообществу на вооружение необходимо брать и корпоративные масс-медиа, приучать ими правильно и активно пользоваться в повседневной жизни, прививать потребность обращения к данным источникам.
Литература
1. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративная культура. - М.: РИП-Холдинг, 2003.
2. Филиппов Д.Е. Корпоративная культура вуза как фактор формирования контента корпоративного СМИ (на примере газеты ЧелГУ «Университетская набережная») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 6. Т. 2. С. 61-64.
3. Каверина Л.В. Средства массовой информации образовательного учреждения МВД России как корпоративные масс-медиа (на примере Белгородского юридического института МВД России) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 1. С. 85-87.
4. Щербакова М.В. Овладение корпоративной культурой в процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 164-168.
References
1. Tesakova N.V. Mission and corporate culture. - M.: RIP-Holding, 2003.
2. Filippov D.E. The corporate culture of the university as a factor in the formation of the corporate media content (for example, newspaper CSU “University Embankment”) // Sign: the problem field of media education. 2010. № б. V. 2. P. б1-б4.
3. Kaverina L.V. Media educational institutions of the mia of russia as a corporate mass-media (for example, Belgorod law Institute of MIA of Russia) // Bulletin of the Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 1. P. 85-87.
4. Sherbakova M.V. Mastering the corporate culture in the process of adaptation to training freshmen in high school // Bulletin of VSU. Series: Problems of higher education. 2012. № 1. P. 1б4-1б8.