Научная статья на тему 'Средства массовой информации образовательного учреждения МВД России как корпоративные масс-медиа (на примере Белгородского юридического института МВД России)'

Средства массовой информации образовательного учреждения МВД России как корпоративные масс-медиа (на примере Белгородского юридического института МВД России) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
680
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЕ СМИ / МАСС-МЕДИА / КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / UNIVERSITY MEDIA / MASS-MEDIA / CORPORATE MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каверина Лариса Викторовна

В статье исследуется роль и место средств массовой информации ведомственного вуза, выявляются их особенности, функции, возможности в контексте реформирования органов внутренних дел и формирования коммуникативного пространства ведомственных вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA AS A CORPORATE MASS-MEDIA (for example, Belgorod law Institute of MIA of Russia)

The article examines the role and place of media departmental university to identify their features, functions, opportunities in the context of police reform and the formation of communicative space departmental universities

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации образовательного учреждения МВД России как корпоративные масс-медиа (на примере Белгородского юридического института МВД России)»

ГД ИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ КАК КОРПОРАТИВНЫЕ МАСС-МЕДИА

(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ)

MEDIA EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

AS A CORPORATE MASS-MEDIA (FOR EXAMPLE, BELGOROD LAW INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA)

УДК 087.7:378.6:351.74(470.325)

Л.В. КАВЕРИНА,

кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье исследуется роль и место средств массовой информации ведомственного вуза, выявляются их особенности, функции, возможности в контексте реформирования органов внутренних дел и формирования коммуникативного пространства ведомственных вузов.

Ключевые слова: вузовские СМИ, масс-медиа, корпоративные СМИ.

L.V. Kaverina, candidate of philological sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Abstract: The article examines the role and place of media departmental university to identify their features, functions, opportunities in the context of police reform and the formation of communicative space departmental universities.

Keywords: university media, mass-media, corporate mass-media.

Реформа органов внутренних дел России затронула и такую важную сферу деятельности Министерства, как связь с общественностью. Среди принципов деятельности современной полиции Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» особо выделяет принцип открытости и публичности.

Статья 8 Закона о полиции содержит предписания, которые раскрывают суть открытости и публичности в деятельности полиции. Здесь необходимо обратить внимание на предусмотренные Законом обязанности полиции: а) регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного

раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами (часть 3 статьи 8); б) по официальным запросам редакций средств массовой информации предоставлять им сведения о своей деятельности, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы (часть 4 статьи 8); в) установить порядок и по заявкам редакций средств массовой информации осуществлять аккредитацию журналистов для освещения деятельности полиции (часть 5 статьи 8). Особо следует подчеркнуть, что МВД России получило право учреждать специализированные средства массовой информации для освещения деятельности полиции (часть 6 статьи 8).

2013'1

ДИСКУССИОННАЯ

ТРИБУНА

В данных условиях очевидно повышение роли ведомственных средств массовой информации, а также подразделений, ответственных за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации - как мощного и эффективного канала реализации информационной политики МВД России.

В этой связи МВД России активно развивает собственное медиапространство, в котором важная роль отводится ведомственным образовательным учреждениям, издающим вузовские газеты и журналы, а также выпускающим собственные телерадиопрограммы, создающим веб-сайты вузов.

На сегодняшний день сформировалась точка зрения, включающая средства массовой информации вузов в разряд корпоративных, рассматриваемых в качестве отдельного типа СМИ [1].

При этом в широком смысле мы можем понимать под корпорацией всё Министерство внутренних дел Российской Федерации, сеть ведомственных вузов, а в узком в качестве корпорации будет выступать отдельный вуз. Толкование понятия «корпорация» дает все к тому основания. Так, Словарь иностранных слов приводит следующее определение в первом значении слова: корпорация (ср. - лат. согрога1ю - объединение, сообщество) - объединение, союз, создаваемый на основе профессиональных или сословных интересов [2, с. 255]. Следовательно, любой вуз можно рассматривать как корпорацию, с единственной оговоркой, что это корпорация особого типа, для которой экономические задачи не являются главными, ведущими.

В подавляющем большинстве случаев важнейшие функции вузовских масс-медиа совпадают с функциями других корпоративных СМИ. Так, одной из основных функций корпоративных СМИ исследователи называют обслуживание интересов конкретных корпораций, информирование собственного персонала о работе корпорации во всем ее единстве и о планах на дальнейшее развитие. В структуру информирования при этом входит и четкое формулирование целей, задач и стратегии корпорации [3, с. 85]. Данная функция в полной мере реализуется как через корпоративные масс-медиа всего ведомства, так и через корпоративные СМИ образовательных учреждений МВД России. В данной статье мы рассмотрим только вопросы формирования коммуникативного пространства образовательных учреждений министерства.

Сегодня каждый ведомственный вуз МВД России имеет целый комплекс корпоративных СМИ: печатные и электронные газеты, журналы, собственные радио- и телепередачи (чаще новостного характера), а также веб-сайт образовательного учреждения. Указанные медиа-проекты как раз и выполняют ключевую, доминирующую функцию корпоративных СМИ - инструментальную, предполагающую, что каждое издание служит инструментом управления корпорацией, в рассматриваемом случае - вуза МВД России. Среди не менее важных функций корпоративных СМИ назовем идеологическую, т.е. функцию формирования корпоративной культуры, коммуникативную, информационную, интеграционную, имиджевую, организационно-агитационную, образовательнопросветительскую.

Масс-медиа образовательных учреждений МВД России выполняют преимущественно те же задачи, что и другие корпоративные СМИ: способствуют формированию корпоративной культуры, корпоративной этики, положительного имиджа вуза, внедрению определенных ценностей, созданию в коллективе атмосферы единства и сплоченности, налаживанию вертикальных и горизонтальных коммуникаций при условии реализации конструктивных диалоговых отношений, распространению актуальной информации, мобилизации членов коллектива (корпорации) на добросовестную работу или учёбу.

В Белгородском юридическом институте МВД России с 2003 года издается журнал «Вестник Белгородского юридического института МВД России», который изначально совмещал в себе функции и научного, и информационного издания. В информационном блоке широко освещалась внутренняя, повседневная жизнь института, но формат издания не позволял предлагать читателям актуальную информацию, она носила больше архивный характер. В результате насущной потребности в издании отдельного научного журнала по правоохранительной тематике в 2005 году в институте начал выходить международный научно-теоретический журнал «Проблемы правоохранительной деятельности», на страницах которого рассматриваются актуальные проблемы противодействия терроризму, организованной преступности, незаконной миграции, вопросы взаимодействия органов государственной власти и управления в борьбе с преступностью.

В 2007 году редакционная коллегия журнала «Вестник Белгородского юридического

ДИСКУССИОННАЯ

ТРИБУНА

2013'1

института МВД России» выступила с предложением выделить информационный блок журнала в отдельное издание, и уже в сентябре 2007 года вышел в свет первый номер газеты «Вести БелЮИ МВД России».

Основной целью учреждения газеты является совершенствование учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности, укрепление законности и служебной дисциплины среди личного состава, а также реализация Концепции воспитательной работы с курсантами, слушателями и студентами института.

Среди основных задач газеты «Вести БелЮИ МВД России» особо выделяются следующие: информирование о состоянии образовательного процесса, научной и воспитательной работы и внутренней жизни института, его взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и управления, другими вузами, Белгородским лицеем милиции им. Героя России В.В. Бурцева, о международном сотрудничестве. Схожие задачи стоят перед большинством газет образовательных учреждений МВД России и в целом перед корпоративными СМИ.

В результате проведенной реорганизации у вуза появилось сразу три периодических издания, позволяющие решать различные корпоративные задачи.

С постепенным освоением собственного медиапространства связано и создание веб-сайта института, который успешно функционирует с 2005 года. Вообще следует сказать, что вузовским сайтам в этой ситуации отводится особая роль, они часто выступают не только как самостоятельные масс-медиа, но и функционируют в качестве интегративной площадки различных средств массовой информации вуза. Так, например, сайт Белгородского юридического института МВД России предоставляет посетителям доступ не только к новостной ленте, которая

содержит оперативную информацию о происходящем в вузе, но и к архиву корпоративных СМИ - газеты «Вести БелЮИ МВД России», журналам «Вестник Белгородского юридического института МВД России» и «Проблемы правоохранительной деятельности».

Подводя итог изложенному в данной статье, отметим, что главная цель корпоративных вузовских СМИ - обеспечить доступность актуальной информации о вузе, его деятельности, перспективах для внутривузовской аудитории. Вузовские СМИ, конечно же, должны быть ориентированы и на широкий круг читателей. Существование различных масс-медиа в одном вузе объясняется не только необходимостью удовлетворять информационные потребности членов вузовской корпорации посредством как можно более разнообразных каналов коммуникации. Не последнюю роль здесь играет усиливающаяся конкуренция между образовательными учреждениями, потому что корпоративное СМИ, которое является «лицом» вуза и очень часто именно с него начинается знакомство с образовательным учреждением, ответственно за создание первого впечатления о вузе. В связи с этим образовательным учреждениям следует активнее применять новые формы освоения медиапространства: издавать помимо печатных изданий электронные газеты и журналы, которые можно не только размещать на веб-сайте, но распространять по бесплатной рассылке подписчикам, установить на территории вуза мобильные (интерактивные) киоски с возможностью выхода на сайт института и просмотра других вузовских электронных ресурсов. Все это поможет расширить читательскую аудиторию, привлечь к корпоративным масс-медиа представителей общественности, сделать деятельность вуза МВД России отвечающей требованиям Федерального закона «О полиции» к открытости и публичности.

Литература

1. Чемякин Ю.В. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» // Известия Уральского гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60. С. 126-132.

2. Словарь иностранных слов. - М., 2000.

3. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. - М., 2008.

References

1. Chemyakin J.V. Relationship between the concepts of «business press» and «corporate press» // Proceedings of Urals state University. Ser. 1. Problems of education, science and culture. 2008. № 60. P. 126-132.

2. Dictionary of foreign words. - M., 2000.

3. Gorcheva A.Yu. Corporate journalism. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.