Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ КАК СРЕДСТВО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ КАК СРЕДСТВО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА / СОГЛАСОВАНИЕ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киязова Альбина Жомартовна

В последние годы механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности претерпевает структурные изменения. Тем не менее, в условиях возникновения новой модели саморегулирования бизнеса и профессиональной деятельности источники корпоративного регулирования, в частности, внутренние акты организаций, сохраняют свою значимость и приобретают дополнительные особенности. Корпоративные акты саморегулируемых организаций принято подразделять на две категории. Первая категория охватывает документы, определяющие правовое положение самой организации, структуру ее органов управления, порядок членства, формирования имущества, ответственности и другие внутриорганизационные вопросы. К указанным документам относятся учредительные документы и различные положения. Другая группа корпоративных актов определяется природой института саморегулирования, связана с осуществлением регулятивно-нормотворческой функции и обусловлена разработкой и утверждением внутренних стандартов и правил. Природа данных актов должна исключать повторение положений нормативных правовых актов и предусматривать дополнительные требования к предпринимательской и профессиональной деятельности. Законодательством к стандартам и правилам применяются требования к содержанию и, в отдельных случаях, предусматривается наличие обязательных согласований и заключения от определенных организаций. Однако, нормативное правовое регулирование оставляет вопросы по порядку согласования и получения заключения на стандарты и правила, компетенции уполномоченного органа, разработки норм деловой этики. Анализ действующих стандартов выявил факт некачественной разработки стандартов саморегулируемыми организациями и недоступности информации об их согласовании. Таким образом, корпоративные акты саморегулируемых организаций имеют законодательную основу и не только содержат положения по организационным вопросам, но и существенно определяют внутреннее регулирование их деятельности. Устранение имеющихся неточностей в нормативных правовых актах будет способствовать повышению эффективности регулирования в области предпринимательской и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE ACTS AS A MEANS OF SELF-REGULATION OF BUSINESS AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

In recent years, the mechanism of state regulation of business activity has experienced structural changes. Nevertheless, in the context of the emergence of a new model of self-regulation of business and professional activity, the sources of corporate regulation, internal acts of organizations, retain their significance and acquire additional features. Corporate acts of self-regulating organizations are usually divided into two categories. The first category covers documents that define the legal status of the organization itself, the structure of its governing bodies, the order of membership, the formation of property, responsibility, and other internal issues. These documents include the constituent documents and various regulations. Another group of corporate acts determined by the nature of the institution of self-regulation is associated with the implementation of the regulatory and rule-making function and conditioned by the development and approval of internal standards and rules. The nature of these acts should exclude the repetition of the provisions of regulatory legal acts and provide for additional requirements for business and professional activities. The legislation applies content requirements to standards and rules and, in some cases, provides for mandatory approvals and conclusions of certain organizations. However, the regulatory legal regulation leaves questions about the procedure for approving and obtaining an opinion on standards and rules, the competence of the authorized body, and the development of business ethics standards. The analysis of the existing standards revealed the fact of poor-quality development of standards by self-regulating organizations and the unavailability of information about their approval. Thus, corporate acts of self-regulating organizations have a legislative basis and not only contain provisions on organizational issues, but also significantly determine the internal regulation of its activities. The elimination of existing inaccuracies in regulatory legal acts will contribute to the improvement of the effectiveness of regulation in the field of business and professional activities.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ КАК СРЕДСТВО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

удк 347.1

IN О IN

CL

< z

CL

О в X

с;

х

ь

корпоративные акты как средство саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности

Киязова Альбина Жомартовна

LL.M, руководитель отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; г. Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: a.kiyazova@mail.ru

Ключевые слова: корпоративные акты, саморегулирование, учредительные документы, стандарты и правила, согласование стандартов и правил, саморегулируемые организации.

Аннотация. В последние годы механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности претерпевает структурные изменения. Тем не менее, в условиях возникновения новой модели саморегулирования бизнеса и профессиональной деятельности источники корпоративного регулирования, в частности, внутренние акты организаций, сохраняют свою значимость и приобретают дополнительные особенности.

Корпоративные акты саморегулируемых организаций принято подразделять на две категории. Первая категория охватывает документы, определяющие правовое положение самой организации, структуру ее органов управления, порядок членства, формирования имущества, ответственности и другие внутриорганизационные вопросы. К указанным документам относятся учредительные документы и различные положения.

Другая группа корпоративных актов определяется природой института саморегулирования, связана с осуществлением регулятивно-нормотворческой функции и обусловлена разработкой и утверждением внутренних стандартов и правил. Природа данных актов должна исключать повторение положений нормативных правовых актов и предусматривать дополнительные требования к предпринимательской и профессиональной деятельности. Законодательством к стандартам и правилам применяются требования к содержанию и, в отдельных случаях, предусматривается наличие обязательных согласований и заключения от определенных организаций.

Однако, нормативное правовое регулирование оставляет вопросы по порядку согласования и получения заключения на стандарты и правила, компетенции уполномоченного органа, разработки норм деловой этики. Анализ действующих стандартов выявил факт некачественной разработки стандартов саморегулируемыми организациями и недоступности информации об их согласовании.

о о

Таким образом, корпоративные акты саморегулируемых организаций имеют законода

тельную основу и не только содержат положения по организационным вопросам, но и _ существенно определяют внутреннее регулирование их деятельности. Устранение име-Ь ющихся неточностей в нормативных правовых актах будет способствовать повышению эффективности регулирования в области предпринимательской и профессиональной дея-

ч тельности. о

X

о <

СП

корпоративт1к акт1лер кэс1пкерл1к жэне кэс1би

цызметтщ ез1н-ез1 реттеу к^ралы ретшде

Альбина Жомарткызы Киязова

LL.M, Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц азаматтыц, азаматтыц процесстт зацнама жэне атцарушылыц w ЖYргiзу бвлiмiнiц басшысы; Казахстан Республикасы, Нур-Султан ц., e-mail: a.kiyazova@gmail.com

Tyümdi свздер: mpnopammmrn axmrnep, взiн-взipemmey, ЦYpылmaй ЦYжammapы, cmaн-дapmmap мeн epeжeлep, сmaндapmmap мeн epeжeлepдi тлюу, взiн-взipemmeйmiн Yйымдap.

Аннотация. Соцгы жылдapы кэсmкepлiк ^i^emmi мeмлeкemmiк pemmey memm ЦYpылымдыц взгepiсmepгe Yшыpayдa. Сошн цapaмaсmaн, 6mmcmi жзж кэыби ^i^emmi взiн-взi pemmeyдiц жaцa модeлiнiц naйдa болуы жaгдaйындa mpnopammmrn pemmey квз-дepi, aman aйmцaндa, Yйымдapдыц imrn axmrnepi вздepiнiц мaцыздылыгын сaцmaйды жзж цосымшa epeкшeлiкmepгe ue болaды.

Qзiн-взi pemmeйmiн Yйымдapдыц mpnopamuemm axmrnepi em caнamцa бвлiнeдi. Бipiншi сaнam Yйымныц цщыцшыц жaгдaйын, оныц 6acyapy оpгaндapыныц ЦYPылымын, мYшeлiк m3pmi6w, мYлiкmiц цaлъmmaсyын, жayanкepшiлiгiн жзж 6acya дa Yйымiшiлiк мэсeлeлepдi aныцmaйmын ЦYжammapды цaмmuды. БYл ЦYжammapгa ЦYpылmaй ЦYжammapы жзж эpmYpлi epeжeлep кipeдi.

Kopnopamuemm aкmiлepдiц maгы 6ip mобы взiн-взi pemmey uнсmumymыныц ma6usa-mымeн aныцmaлaды, pemmeyшi-нopмaшыгapмaшылыц функцияны ЖYзeгe aсыpyмeн 6arna-ны^ы жзж imrn сmaндapmmap мeн epeжeлepдi эзipлey мeн бeкimyгe бaйлaнысmы бoлaды. Осы aкmiлepдiц maбuгamы нopмamuвmiк ЦYЦыцmыц axmrnep epeжeлepiнiц цaйmaлaнyын бoлдыpмayды жзж кэсinкepлiк тн ^cmmm ^i^emm цoйылamын цoсымшa maлanmapды квздeyгe muic. Зaцнaмaдa сmaндapmmap мeн epeжeлepгe мaзмYнгa цoйылamын maлanmap цoлдaнылaды жзж жeкeлeгeн жaгдaйлapдa бeлгiлi 6ip Yйымдapдaн мiндemmi кeлiciмдep мeн цopыmындылapдыц болуы квздeлeдi.

Алaйдa, нopмamuвmiк ЦYЦыцmыц pemmey cmaндapmmap мeн epeжeлepгe, ya^emmi op-гaнныц ЦYЗыpemiнe, icкepлiк эmuкa нopмaлapын эзipлeyгe тлшм 6epy жзж цopыmынды aлy mapmi6i бoйыншa мэceлeлepдi цaлдыpaды. Koлдaныcmaгы cmaндapmmapды maлдay взт-взi pemmeйmiн Yйымдapдыц cmaндapmmapды cana^i3 эзipлeyi жзж oлapды тлс mypaлы aцnapammыц цол жemiмciздiгi фaкmiciн aныцmaды.

Оcылaйшa, взiн-взipemmeйmiн Yйымдapдыц mpnopamuemm axmrnepi зaцнaмaлыц нeгiз-гe ue жзж Yйымдacmыpyшылыц мэceлeлep бoйыншa epeжeлepдi гaнa eмec, coнымeн yamap oлapдыц ^i^emm^ шк pemmeлyiн aйmapлыцmaй aныцmaйды. Нopмamuвmiк ЦYЦыцmыц aкmiлepдeгi 6ap дэлciздiкmepдi жою кэcmкepлiк жзж ^cmmm цызмem caлacындaгы pem- H mey muiмдiлiгiн apmmыpyгa ыцшл ememw бoлaды

LL.M, head of the Department of civil, civil procedure legislation and enforcement proceedings of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan; Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, e-mail: a.kiyazova@mail.ru

X

corporate acts as a means of self-regulation of business and professional activities

>

3 K

Kiyazova Albina H

o £ A

Keywords: corporate acts, self-regulation, constituent documents, standards and rules, > coordination of standards and rules, self-regulatory organizations. ^

Abstract. In recent years, the mechanism of state regulation of business activity has B experienced structural changes. Nevertheless, in the context of the emergence of a new model of 0 self-regulation of business and professional activity, the sources of corporate regulation, internal s< acts of organizations, retain their significance and acquire additional features.

Corporate acts of self-regulating organizations are usually divided into two categories. The first category covers documents that define the legal status of the organization itself, the structure of its governing bodies, the order of membership, the formation of property, responsibility, and other internal issues. These documents include the constituent documents and various regulations.

Another group of corporate acts determined by the nature of the institution of self-regulation is associated with the implementation of the regulatory and rule-making function and conditioned by the development and approval of internal standards and rules. The nature of these acts should exclude the repetition of the provisions of regulatory legal acts and provide for additional

ZL

e о

2 А

JZ

Kl

о

Kl

A3AMATTblK X9HE A3AMATTblK ПРОЦЕСТIК K^KblK;_

requirements for business andprofessional activities. The legislation applies content requirements to standards and rules and, in some cases, provides for mandatory approvals and conclusions of certain organizations.

However, the regulatory legal regulation leaves questions about the procedure for approving and obtaining an opinion on standards and rules, the competence of the authorized body, and the development of business ethics standards. The analysis of the existing standards revealed the fact ofpoor-quality development of standards by self-regulating organizations and the unavailability of information about their approval.

Thus, corporate acts of self-regulating organizations have a legislative basis and not only contain provisions on organizational issues, but also significantly determine the internal regulation of its activities. The elimination of existing inaccuracies in regulatory legal acts will contribute to the improvement of the effectiveness of regulation in the field of business and professional activities.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 64 1 80

IN О IN

CL

< z

CL

О

e

X

о

CD

О

CO <

< en

ь

с;

ш £

о

X

о <

т t

X

ь

Введение. Одной из приоритетных задач устойчивого роста отечественной экономики является реформирование системы регулирования предпринимательского сектора. Совершенствование данного направления представляет собой один из планомерных этапов структурных преобразований, проводимых Республикой Казахстан в течение тридцати лет независимости.

Регулирование предпринимательских отношений осуществляется посредством применения системы источников права, являющихся результатом деятельности различных субъектов. Основным источником регулирования являются нормативные правовые акты, представляющие собой продукт нормотворческой деятельности государственных органов. Вместе с тем, модель саморегулирования допускает необходимость присутствия источников независимого регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, предоставляя возможность субъектам регулирования разрабатывать и утверждать внутренние руководящие документы.

В данной работе будут исследованы правовая природа корпоративных актов саморегулируемых организаций, их виды и особенности, а также выявлены отдельные

пробелы в нормативных правовых актах по вопросам порядка утверждения и согласования внутренних актов, регулирующих вопросы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

Основные положения. Система источников корпоративного права по субъекту их формирования в научной литературе разделяется на три вида: акты, исходящие или санкционированные государством (нормативные договоры, нормативные правовые акты, правовые позиции высших судов, обычаи); документы, формируемые самим юридическим лицом (устав, внутренние документы); акты, издаваемые профессиональным сообществом (рекомендательные акты, своды практики) [1, С.38].

Внутренние документы юридического лица независимо от их организационной правовой формы или целей деятельности, так называемые корпоративные акты, на законодательном уровне определяются через понятие «внутренний документ»1 или «документ, регулирующий внутреннюю деятельность общества»2.

Понимание природы данного источника регулирования предпринимательских отношений является неоднозначным, вместе с тем отдельные авторы выделяют несколько

1 Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-ХШ (ред. от 19.12.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 09.03.2021).

Об акционерных обществах: закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415 (ред. от 25.06.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 09.03.2021).

2 О хозяйственных товариществах закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 года №2255 (ред. от 01.07.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 09.03.2021).

позиций по данному вопросу: корпоративные акты рассматриваются как сделки, как особые регуляторы или как нормативные акты смешанной природы [2]. Представляется целесообразным согласится с тем, что несмотря на отсутствие признаков нормативного правового акта, корпоративные акты отличаются нормативностью, которая выражается в их предназначении регулировать деятельность внутри организации и наличии обязательности для всех участников юридического лица [3].

Внутренние акты организации направлены на регулирование корпоративных отношений, принимаемые компетентными органами управления в соответствии с законодательством, содержат общие правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех участников корпоративных отношений. В дополнение, корпоративные нормативные акты учитываются судебными и правоохранительными органами в случаях рассмотрения споров по вопросам внутренней деятельности организации [1, С.54].

В литературе часто соотносят природу корпоративных и локальных актов, отождествляя их по схожим признакам и одновременно, разграничивая их особенности. В частности, сходство с локальными актами обусловлено волевым содержанием, внутри-организационным характером, многократностью применения, длительностью существования и обязательностью для адресатов норм [4, С.285].

Однако, корпоративные акты не являются источниками трудового права и отличаются сферой распространения и предметом регулирования. Локальные акты определяют организацию трудового распорядка, в то время как корпоративные нормы прежде всего регулируют имущественные и организационные отношения, представляя собой систему правил поведения саморегулируемого субъекта[2]. Особенностью корпоративных актов также является то обстоятельство, что они связаны с достижением соглашения и не являются односторонним волеизъявлением, обязательным для неопределенного круга лиц [4, С.284].

Корпоративные нормативные акты следует отграничить от актов индивидуального применения, которые не являются источ-

никами для осуществления регулирования предпринимательской деятельности. Особенностью последних является однократность их применения для конкретного случая и адресность конкретному лицу, как например, приказ о наложении дисциплинарного взыскания на определенное лицо или решение о приеме в члены саморегулируемой организации[5, С.53].

Корпоративные акты в условиях саморегулирования бизнеса и профессиональной деятельности приобретают дополнительный статус со следующими признаками: «а) самообязанность, когда совпадает круг лиц, принимающих и исполняющих решение; б) добровольность и заинтересованность в принятии и реализации решения; в) коллегиальная основа; г) формирование и выражение общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; д) самоответственность.» [6].

В дополнение, правовая природа корпоративных актов саморегулируемых организаций обуславливает их определенные особенности: соответствие нормативным правовым актам; сфера применения ограничивается рамками деятельности конкретной саморегулируемой организацией (далее го - СРО) (данная особенность характеризует Н локальный характер); неоднократное применение; принятие на уровне компетентных Н органов СРО; прямое действие и обязатель- И ность исполнения [5, С.41].

Внутренние акты СРО связаны с вопро- 3 сами корпоративных отношений и распро- ° страняют свое действие как на уровне струк- о туры самой организации, так и на уровне Т ее членов. Классификация корпоративных Ь актов саморегулируемых организаций пред- В полагает их разделение на две категории: 1) И акты, регулирующие правовое положение Р самой организации и ее членов; 2) акты, О являющиеся источниками регулирования о предпринимательской и профессиональной н деятельности [7, С.43]. О

Правовые особенности корпоративных А актов организаций саморегулирования, И осуществляющих свою деятельность в Ре- р спублике Казахстан предлагается рассмо- № треть посредством анализа действующего ( национального законодательства: основно- — го законодательного акта, регулирующего 22 вопросы организации саморегулирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гм о гм

IX

< IX

О в х

о

ш

О

со <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

- Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 390-У ЗРК «О саморегулировании» (далее - Закон о саморегулировании) и отраслевых законодательных и подзаконных нормативных актов.

Первая группа корпоративных актов организаций, осуществляющих свою деятельность на условиях саморегулирования, охватывает документы, определяющие правовое положение самой организации, структуру ее органов управления, нормы касательно членства, особенности формирования имущества, ответственность и другие внутри-организационные вопросы. Даная группа корпоративных актов включает в себя учредительные документы, положения об органах управления или специализированных органах СРО, различные положения касательно квалификации, аттестации или сертификации членов СРО, вопросов повышения квалификации, нормы, затрагивающие порядок наложения дисциплинарных взысканий и другие корпоративные акты.

Согласно статье 10 Закона о саморегулировании учредительными документами саморегулируемых организаций являются устав, а также учредительный договор. Указанные учредительные документы несут определенную для каждого документа смысловую нагрузку и направлены на выполнение индивидуальных задач и функций. Устав включает особенности, позволяющие отграничить данный вид акта от учредительного договора: данный документ индивидуализирует юридический статус юридического лица, и его положения имеют бессрочный характер и рассчитаны на многократные повторения [4, С.292].

Порядок разработки и утверждения устава регулируется статьями 10 и 13 Закона о саморегулировании. В частности, данный корпоративный акт утверждается решением общего собрания саморегулируемой организации. Основными положениями устава являются данные о наименовании, местонахождении, предмете и целях организации, условиях приема в члены организации, структуре, вопросах органов управления, членства, имущественной ответственности,

внесения взносов и другие вопросы. Устав дополнительно включает в себя нормы по условиям и порядку приобретения и утраты членства (участия), размер и порядок уплаты взносов, меры по урегулированию конфликтов, ответственность саморегулируемой организации3.

Вышеуказанная статья 10 Закона о саморегулировании также содержит понятие и статус учредительного договора, под которым понимается соглашение учредителей о создании саморегулируемой организации, предусматривающее порядок совместной деятельности по ее созданию и передачи в ее собственность (оперативное управление) своего имущества, а также участия в ее деятельности. В случаях, не ограниченных законами Республики Казахстан об отдельных видах некоммерческих организаций, учредительный договор содержит порядок управления деятельностью СРО и выхода учредителей из ее состава.

В учредительных документах могут предусматриваться ограничения членства (участия) в других саморегулируемых организациях, а также иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан4. В частности, в соответствии с подпунктом 4) пункта 4 статьи 76 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-У1 ЗРК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее - Закон об адвокатской деятельности) юридический консультант «обязан быть членом одной из палат юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах». Аналогичная норма содержится в подпункте 4) пункта 28 Типового устава палаты юридических консультантов, утвержденного приказом Министра Юстиции Республики Казахстан от 28 сентября 2018 года №1464.

Условия членства для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, предусмотренные уставом, могут быть обусловлены законодательством для СРО с обязательным характером участия. Так, например, в соответствии со статьей 18 Закона

X

Ь

О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-У (ред. от 25.06.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

4 Закон о саморегулировании

Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 133-У1 ЗРК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон об оценочной деятельности) обязательными условиями членства в палате оценщиков являются: «свидетельство о присвоении квалификации «оценщик» и отсутствие неснятой или непогашенной судимости за правонарушения в сфере экономической деятельности, а также за преступления средней тяжести, совершенные умышленно, тяжкие и особо тяжкие преступления».

Уставом дополнительно предусматриваются нормы касательно особенной вну-триорганизационной структуры саморегулируемой организации и положения, определяющие вопросы порядка формирования, компетенции и сроков полномочий органов ее управления: общего собрания членов (участников); коллегиального органа управления; исполнительного органа управления; контрольного органа (ревизионной комиссии)5.

Помимо привычной структуры управления, присущей для многих юридических лиц, структура саморегулируемой организации обязана дополнительно включать специализированные подразделения [7], такие как орган, контролирующий соблюдение ее членами (участниками) требований правил и стандартов, орган по рассмотрению дел о нарушениях ее участниками правил и стандартов, орган по рассмотрению потребительских споров и другие специализированные органы6. Полномочия указанных подразделений предусматриваются отдельным от устава специальным внутренним положением, утверждаемым коллегиальным органом управления.

Вторая группа корпоративных актов саморегулируемых организаций связана с осуществлением регулятивно-нормотворческой функции, определяет содержание сущности саморегулирования как особого вида деятельности и одновременно обуславливает необходимость ее осуществления. Именно наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности является необходимым условием приобретения статуса саморегулируемой организации [8, С.237].

5 Закон о саморегулировании

6 Закон о саморегулировании

Стандарты и правила саморегулируемых организаций представляют собой центральное звено в системе, определяющей направление регулирования. Учитывая, что в системе источников права саморегулируемых организаций корпоративные акты разрабатываются и принимаются не на уровне государственных органов, данные акты не должны дублировать нормативные правовые акты и должны включать дополнительные требования к предпринимательской и профессиональной деятельности [5, С.51].

Законодатель разграничил понятия стандарт и правила для организаций саморегулирования. Под стандартом согласно статье 1 Закона о саморегулировании понимается документ, устанавливающий требования для многократного использования членами (участниками) СРО единых и обязательных принципов, характеристик к их товарам (работам, услугам) и виду деятельности. Правила, в свою очередь представляют собой документ, определяющий порядок организации деятельности СРО и ее членов (участников).

В литературе выделяют присущие стандартам и правилам саморегулируемых организаций общие черты. В частности, данные ш документы регулируют повторяющиеся, ти- Н пичные ситуации; содержат правила поведения общего характера; обязательны для чле- Н нов СРО, органов управления и третьих лиц; И соблюдение их норм обеспечивается мерами Т государственного принуждения (установле- 3 на ответственность за нарушение правил и ° стандартов, а также меры дисциплинарного о воздействия в отношении нарушителей); об- Т ладают признаком публичности [4, С.299]. Ь

В соответствии со статьей 20 Закона о Т

то

саморегулировании стандарты и правила И

должны отвечать следующим целям: Р

«1) определение конкретных требований, О

предъявляемых к членам(участникам); оо

2) повышение качества и безопасности н товаров (работ, услуг), производимых ее О членами (участниками); А

3) предупреждение действий, вводящих И в заблуждение потребителей относительно р качества товаров (работ, услуг);

4) повышение конкурентоспособности ( выпускаемой продукции; —

гм о гм

IX

< IX

О в х

о

ш

О

со <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

X

ь

5) применение способов обеспечения имущественной ответственности;

6) защиту интересов членов (участников).»

Одним из необходимых условий разработки стандартов или правил является их соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан «в области технического регулирования и сфере стандартизации, правилам деловой этики, а также возможность устранять или уменьшать конфликт интересов».

К данному виду корпоративных актов предъявляются требования к их содержанию в части обязательного включения положений, предусматривающих вопросы ответственности членов (участников) СРО и порядка их привлечения к предусмотренной ответственности. Кроме того, свобода в определении необходимых положений стандартов и правил уравновешивается необходимостью включения в них норм, препятствующих недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена (участника) либо деловой репутации саморегулируемой организации.

Общее право саморегулируемых организаций на утверждение внутренних стандартов и правил, обязательных для ее членов, фактически реализуется посредством возложения компетенции на определенные органы управления. Так, согласно подпункту 11) пункта 3 статьи 13 Закона о саморегулировании право утверждения стандартов и правил относится к компетенции общего собрания членов (участников) саморегулируемой организации. В дополнение, в соответствии с подпунктом 1) пункта 6 статьи 15 указанного закона функция по утверждению стандартов и правил, а также внесению изменений и дополнений в них предусмотрена и для коллегиального органа управления.

Тем не менее, данная самостоятельность в осуществлении внутренней нормотворче-ской функции значительным образом законодательно ограничена для отдельного вида саморегулируемых организаций. Так, согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 19 Закона о саморегулировании для организаций, основанным на обязательном членстве, вменена обязанность согласования стандартов

и правил с регулирующими и уполномоченным органами.

Следует отметить, что полномочие регулирующих органов на реализацию указанной функции полноценно закреплено подпунктом 4) отдельной статьи 7 Закона о саморегулировании, в то время как полномочие уполномоченного органа в определяющей его компетенцию статье 6 Закона о саморегулировании не предусмотрено. Учитывая изложенное, законодателю необходимо учесть данное расхождение и привести к единообразию нормы о полномочиях указанных органов на согласование стандартов и правил саморегулируемых организаций.

Кроме того, на основании пункта 5 статьи 20 Закона о саморегулировании стандарты и правила в сфере предпринимательской деятельности, основанные на обязательном членстве, для получения заключения направляются в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан (далее - НПП). Компетенция НПП на предоставление соответствующего заключения также предусматривается подпунктом 3) статьи 8 Закона о саморегулировании.

В дополнение, подпунктом 1) пункта 7 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-У «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (далее -Закон об НПП) предусмотрено, что НПП «представляет заключение на правила и стандарты саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве (участии)».

Общий срок рассмотрения проектов стандартов и правил для государственных органов и НПП составляет пятнадцать рабочих дней, несоблюдение которого влечет возникновение основания считать состоявшимся факт совершения юридического согласования со стороны указанных субъектов или факт получения заключения от НПП.

Однако, на практике остается неясным какие выводы могут содержаться в заключении, которое считается полученным саморегулируемой организацией в случае если НПП его не предоставит в требуемый срок. Закон о саморегулировании и Закон об НПП не предусматривают никаких пояснений по данном вопросу. В частности, не представляется возможным определить вид заклю-

чения (вероятнее всего положительное или отрицательное), какой характер данное заключение имеет (возможно, обязательный или рекомендательный) и последствия для организации в случае получения отрицательного заключения. Аналогичные вопросы возникают при процедуре получения согласования от государственных органов.

Кроме того, сложно проверить имелось ли согласование государственных органов или получено ли заключение НПП на конкретный стандарт и правила СРО, размещенные на сайте данных организаций. Указанные недостатки отражают несовершенство механизма согласования стандартов или правил саморегулируемых организаций и вызывают трудности для понимания вопроса о степени соблюдения саморегулируемыми организациями законодательных норм на практике. Примером наличия пробела в регулировании процесса разработки стандартов и правил может послужить анализ опубликованных стандартов СРО в области оценочной деятельности.

Предварительно необходимо указать, что статья 13 Закона об оценочной деятельности предусматривает два понятия: стандарт оценки и стандарт палаты оценщиков. В отношении первого вида стандартов законодатель четко определил, что субъектом, имеющим полномочия на его разработку и утверждение, является уполномоченный орган.

Подобный стандарт оценки уже принят в соответствии с указанной нормой приказом Министра финансов Республики Казахстан от 5 мая 2018 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки» и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 мая 2018 года № 501 «Об утверждении требований к форме и содержанию отчета об оценке». Стандарты оценки носят императивный характер для всех организаций, осуществляющих оценочную деятельность, независимо от дальнейшего принятия ими дополнительных внутренних актов с подобными положениями.

Что касается иного вида стандартов, то в соответствии с подпунктом 4 статьи 13 Закона об оценочной деятельности разрабатывать и утверждать стандарты палаты оценщиков уполномочивается сама палата

7 https://valuer.kz/legislation/standards/

оценщиков по согласованию с уполномоченным органом в области оценочной деятельности и уполномоченным органом в области саморегулирования, что соответствует правилу разработки и согласования стандартов СРО, указанному в Законе о саморегулировании.

Стандарты палаты оценщиков согласно статье 1 Закона об оценочной деятельности представляют собой «документ, разрабатываемый и утверждаемый палатой оценщиков, устанавливающий требования для многократного использования членами палаты оценщиков единых и обязательных принципов, характеристик к их услугам», что также не противоречит общему понятию стандарта СРО, закрепленного в Законе о саморегулировании.

На практике организации подходят к разработке и утверждению своих стандартов неоднозначно и могут утверждать стандарты как с включением дополнительных норм, так и просто дублируя имеющиеся нормативные правовые приказы. Кроме того, на интернет ресурсах СРО иногда отсутствует информация о наличии предусмотренного законодательными актами согласования стандартов с государственными органами, ш факта получения заключения НПП или све- Н дения об отсутствии ответов указанных ор- ^ ганизаций в предусмотренный пятнадцатид- Н невный срок. ТИ

Так, например, протоколом №1 Т

от 30 июня 2018 года общего собрания Па- 3

латы Оценщиков «Саморегулируемая орга- °

низация Казахстанской ассоциации оцен- 0 7 ь

щиков»' утверждены стандарты для данной Т

Палаты оценщиков. Анализ стандарта по- Ь

казал, что положения, закрепленные в кор- В

поративном акте определяют, заложенные в И

пункте 1.2 стандарта, основные принципы Р

организации оценочной деятельности его 0

членов и устанавливают требования к по- о

рядку проведения оценки и осуществления ИН

оценочной деятельности для ее участников. о

Указанные акты содержат выдержки тре- А

бований из нормативных правовых актов, И

утвержденных вышеуказанными приказа- Р

ми Министра финансов Республики Казах- №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стан от 5 мая 2018 года № 519 и от 3 мая (

2018 года № 501. Вместе с тем, стандарты —

2

включают иные разделы, определяющие дополнительные положения, регулирующие порядок проведения оценочной деятельности, обязательные для участников данной палаты оценщиков: общие предпосылки работы, процедуру осуществления процесса оценки, состоящую из описания типов работ, анализа объекта, подходов и методов оценки и другие дополнительные внутренние нормы.

Касательно согласования, в соответствии с информацией в самом документе, указанные стандарты были согласованы с Министерством национальной экономики Республики Казахстан, Департаментом методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерство финансов Республики Казахстан 15 февраля 2019 года, чем были выполнены законодательные условия об обязательном согласовании с уполномоченным и регулирующим органами стандартов СРО с обязательным участием.

С другой стороны подошла к разработке своих стандартов Палата оценщиков «Столичная палата профессиональных оценщиков». Данная СРО разместила на своем интернет-сайте стандарты, которые, согласно ^ пункту 1 данных стандартов разработаны в Ч соответствии с Законом об оценочной дея-2 тельности, Законом о саморегулировании, а ^ также национальными стандартами оценки, ^ утвержденных приказами Министра финан-^ сов Республики Казахстан от 5 мая 2018 года | № 519 и от 3 мая 2018 года № 5018.

Анализ указанного документа позволя-^ ет сделать вывод о том, что стандарты не содержат дополнительных требований к 2 своим участникам и полностью дублиру-

< ют вышеуказанные нормативные правовые ^Е приказы. Кроме того, указанные стандарты

< не содержат сведений о наличии необходи-Ь мого согласования в уполномоченном и ре-ш гулирующих органах. Не имеется подобных $ сведений и в виде отдельной информации § или документа, прикрепленного во вкладке

< «документы» на сайте палаты оценщиков, «* где представлены корпоративные акты ор-Р ганизации. Таким образом, налицо пробел Ь в регулировании порядка разработки стан-^ дартов саморегулируемых организаций, и ^ действующие правовые нормы в данной обЬ

ш

т 8-

8 https://sppo.kzM/tab/238244071-4

9 Закон о саморегулировании 88

ласти нуждаются в совершенствовании.

Рассматривая вопрос о наличии корпоративного акта в реализацию механизма принуждения, необходимо отметить что положения статьи 26 Закона о саморегулировании предусматривают ответственность за нарушение требований устава, стандартов и правил саморегулируемой организации ее членами или участниками. По компетенции рассмотрение указанных вопросов относится к ведению исполнительного органа управления СРО, а порядок наложения взысканий, их снятия и обжалования определяется уставом и правилами.

Публичность стандартов и правил обеспечена требованием9 их обязательного опубликования на интернет-ресурсе саморегулируемой организации и (или) в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. При этом, законодатель запретил размещение стандартов и правил в неполном изложении, кроме сведений, содержащих охраняемую законом тайну.

Особенности корпоративных нормативных актов саморегулируемых организаций предполагают отличия данных документов от таких регуляторных документов как кодекс этики или корпоративный кодекс, которые закрепляют сложившиеся правила поведения для субъектов, осуществляющих профессиональную либо предпринимательскую деятельность [5, С.43].

Следует согласиться с точкой зрения о необходимости передачи организованным профессиональным сообществам, объединяющим саморегулируемые организации в рамках ассоциаций, полномочий по разработке правил деловой и профессиональной этики для увеличения их эффективности. Принятые на таком уровне документы будут и могут в дальнейшем являться основой для разработки правил СРО [8, С.244] [4, С.301]. Тем не менее, на случай отсутствия подобной ассоциации СРО в определенной сфере или профессии, принятие подобных норм этики остается за самими саморегулируемыми организациями, что в отсутствии унификации влечет определенные разногласия в этических требованиях.

Согласно действующему законодательству, в частности, подпунктам 1) и 9) статьи 80 Закона об адвокатской деятельности каждая палата юридических консультантов, являясь саморегулируемой организацией, устанавливает правила профессионального поведения и Кодекс профессиональной этики, а также осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований правил и стандартов, а также указанного Кодекса профессиональной этики.

В дополнение, статьи 17 и 22 Закона об оценочной деятельности предусматривают аналогичное право для каждой палаты оценщиков по принятию Кодекса деловой и профессиональной этики оценщиков, а также по осуществлению аналогичного контроля за соблюдением членами палаты требований стандартов, правил палаты оценщиков и соответствующего кодекса.

Тем не менее, Законом о саморегулировании не предусматривается обязанность саморегулируемой организации разрабатывать отдельный кодекс этики для определенных профессий. Более того, упоминание этических норм предусмотрено только в пункте 3 статьи 20 Закона о саморегулировании, согласно которому правила и стандарты саморегулируемой организации должны только соответствовать правилам деловой этики.

Действующая реакция указанной нормы требует конкретизации в связи с отсутствие ясности по вопросу являются ли правила деловой этики составной частью стандартов и правил или являются самостоятельным отдельным документом в виде вышеуказанного кодекса. В научной литературе предлагается в рамках саморегулирования включать правила деловой этики в правила и стандарты саморегулируемых организаций [4, С.301].

Заключение. Подводя итоги, исследование правового статуса внутренних актов са-

морегулируемой организации показало, что корпоративные акты следует разграничивать от других источников права, в частности от нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, актов индивидуального применения а также правил деловой этики. Основные положения касательно корпоративных актов условиях саморегулирования в достаточной степени предусматриваются положениями национального законодательства.

Данная категория внутренних актов в виде самостоятельно утверждаемых учредительных документов или положений касательно структуры, членства, имущественных отношений, ответственности и иных организационных отношений закрепляет правовое положение самой организации и ее членов.

Вторая группа корпоративных актов в виде стандартов и правил, утверждаемых организацией самостоятельно или с согласования государственных органов и НПП, позволяет внедрить дополнительные требования к своей деятельности. Вместе с тем, на практике недостатки в отечественном законодательстве приводят к различному подходу к процедуре утверждения стандартов ввиду правовых пробелов в части процедуры согласования и получения заключения, а также из-за отсутствие ясности в части необходимости разработки отдельных норм деловой этики.

Тем не менее, разработка и утверждение корпоративных актов позволяет саморегулируемым организациям наряду с исполнением императивных норм разрешать внутренние вопросы путем собственного волеизъявления, что в значительной степени способствует повышению эффективности регулирования в области предпринимательской и профессиональной деятельности.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

литература

1. Корпоративное право: Учебник/Отв. ред. И.С. Шиткина. -М.: Статут, 2019. - 735 с.

2. Лескова Ю.Г., Диденко А.А. Система и структура источников корпоративного права //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-i-struktura-istochnikov-korporativnogo-prava (дата обращения: 09.03.2021).

3. Сулейменов М.К. Гражданское право и корпоративные отношения: проблемы теории и практики URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31450513#pos=2;-52 (дата обращения: 09.03.2021).

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ О NJ

4. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. - М.: Статут, 2013. - 384 с.

5. Ершова И.В., Аганина Р.Н., Андреева Л.В. и др. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация:монография.М.:-Норма,2018.-256 с.

6. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. №9 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-i-samoregulirovanie (дата обращения: 08.03.2021).

7. Киязова А.Ж. Институт саморегулирования как вид регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/institut-samoregulirovaniya-kak-vid-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-respublike-kazahstan (дата обращения: 10.03.2021).

8. Петров Д.А. Саморегулирование как способ правового регулирования отношений в сфере предпринимательства: предпосылки, воплощение и перспективы развития : монография. - Москва : Проспект, 2016. - 368 с.

references

1. Korporativnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. I.S. Shitkina. -M.: Statut, 2019. - 735 s.

2. Leskova Ju.G., Didenko A.A. Sistema i struktura istochnikov korporativnogoprava // Vest-nik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-i-struktura-istochnikov-korpo-rativnogo-prava (data obrashhenija: 09.03.2021).

3. Sulejmenov M.K. Grazhdanskoe pravo i korporativnye otnoshenija: problemy teorii i praktiki URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31450513#pos=2;-52 (data obrashhenija: 09.03.2021).

g 4. Leskova Ju.G. Konceptual'nye ipravovye osnovy samoregulirovanijapredprinimatel 'skih a. otnoshenij. - M.: Statut, 2013. - 384 s.

5. Ershova I.V., Aganina R.N., Andreeva L.V. i dr. Samoregulirovanie predprinimatel 'skoj i ^ professional'noj dejatel'nosti: edinstvo i differenciacija:monografija.M.:Norma,2018.-256 s. g 6. Tihomirov Ju.A. Pravo i samoregulirovanie // Zhurnal rossijskogo prava. 2005. i №9 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-i-samoregulirovanie (data obrashhenija: § 08.03.2021).

о 7. Kijazova A.Zh. Institut samoregulirovanija kak vid regulirovanijapredprinimatel 'skoj de-^ jatel'nosti v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Re->g spubliki Kazahstan. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-samoreguliro-o vaniya-kak-vid-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-respublike-kazahstan (data g: obrashhenija: 10.03.2021).

8. Petrov D.A. Samoregulirovanie kak sposob pravovogo regulirovanija otnoshenij v sfere m predprinimatel 'stva: predposylki, voploshhenie i perspektivy razvitija : monografija. - Moskva : 5 Prospekt, 2016. - 368 s.

Ш

О X

о <

СП

s

ь

X

s s

X

ь

ш m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.