Научная статья на тему 'Институт саморегулирования как вид регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан'

Институт саморегулирования как вид регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ (ОТРАСЛЕВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОН О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ / өЗіН-өЗі РЕТТЕУ / КОММЕРЦИЯЛЫқ ЕМЕС ұЙЫМДАР / өЗіН-өЗі РЕТТЕУ ұЙЫМДАРЫ / іШКі ЕРЕЖЕЛЕР / КәСіБИ СТАНДАРТТАР / КәСіПКЕРЛіК (САЛАЛЫқ) қЫЗМЕТ СУБЪЕКТіЛЕРі / КәСіБИ қЫЗМЕТ СУБЪЕКТіЛЕРі / өЗіН-өЗі РЕТТЕУ ТУРАЛЫ ЗАң / SELF-REGULATION / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / INTERNAL RULES / PROFESSIONAL STANDARDS / SUBJECTS OF BUSINESS (INDUSTRY) ACTIVITY / SUBJECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / LAW ON SELFREGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киязова Альбина Жомартовна

Институт саморегулирования является альтернативой государственному регулированию, основной целью которого является стимулирование развития предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация данной цели осуществляется путем предоставления субъектам предпринимательства и профессиональных сообществ права самостоятельно регулировать свою деятельность и осуществлять самостоятельный внутренний контроль. Механизм саморегулирования предполагает добровольное и обязательное участие, что обуславливает различные способы его формирования. Добровольное участие в саморегулируемой организации подразумевает наличие свободой воли участников. Саморегулирование при обязательном участии может быть осуществлено путем проведения процедуры замены государственного разрешительного порядка на систему внутреннего контроля, что было успешно реализовано на примере реформирования оценочной деятельности. Анализ практики создания саморегулируемых организаций в Казахстане показывает ограниченное количество направлений деятельности для саморегулирования с обязательной формой участия: только профессиональная деятельность юридических консультантов и оценочная деятельность. Практика применения института саморегулирования на добровольной основе демонстрирует незначительную активность в единичных направлениях. Правовой статус саморегулируемых организаций определяется их положением как некоммерческих организаций и дополнительно включает предусмотренные специализированным законодательным актом полномочия по разработке отраслевых правил и профессиональных стандартов, осуществления функции контроля за их соблюдением и применения мер взыскания. В дополнение, организационная структура саморегулируемых организаций включает специфический субъектный состав и специализированные органы. Несмотря на разногласия в законодательных актах и наличие небольших правовых пробелов, действующий механизм саморегулирования позволяет создавать саморегулируемые организации в различных отраслях и профессиональной деятельности. Однако, слабая динамика образования данных организаций оставляет дополнительные вопросы, требующие отдельного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION INSTITUTE AS A TYPE OF REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The Institute of self-regulation is an alternative to state regulation, the main purpose of which is to stimulate the development of business and professional activities. This goal is achieved by granting business entities and professional communities the right to regulate their own activities and exercise independent internal control.The mechanism of self-regulation implies voluntary and mandatory participation, which determines various means of its formation. Voluntary participation in a self-regulatory organization implies the free will of the participants. Self-regulation with mandatory participation can be carried out through the procedure of replacing the state licensing order with the internal control system, which was successfully implemented on the example of the reform of assessment activities.An analysis of the practice of the establishment of self-regulatory organizations in Kazakhstan shows a limited number of activities for self-regulation with a mandatory form of participation: only professional activities of legal consultants and assessment activities. The practice of applying the Institute of self-regulation on a voluntary basis shows little activity in individual areas.The legal status of self-regulatory organizations is determined by their position as non-profit organizations and additionally includes provided by a specialized legislative act the power to develop industry rules and professional standards, exercise supervisory authority of their compliance and apply penalties. In addition, the organizational structure of self-regulatory organizations includes specific subject composition and specialized bodies.Despite the differences in legislation and the existence of some legal gaps, the current self-regulation mechanism allows the creation of self-regulatory organizations in various sectors and professional activities. However, the slow dynamics of the formation of these organizations leaves additional questions that require further study.

Текст научной работы на тему «Институт саморегулирования как вид регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»

УДК 347.1

ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ВИД РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Киязова Альбина Жомартовна

LLM, руководитель отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: a.kiyazova@mail.ru

Ключевые слова: саморегулирование, некоммерческие организации, саморегулируемые организации, внутренние правила, профессиональные стандарты, субъекты предпринимательской (отраслевой) деятельности, субъекты профессиональной деятельности, закон о саморегулировании.

Аннотация. Институт саморегулирования является альтернативой государственному регулированию, основной целью которого является стимулирование развития предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация данной цели осуществляется путем предоставления субъектам предпринимательства и профессиональных сообществ права самостоятельно регулировать свою деятельность и осуществлять самостоятельный внутренний контроль.

Механизм саморегулирования предполагает добровольное и обязательное участие, что обуславливает различные способы его формирования. Добровольное участие в саморегулируемой организации подразумевает наличие свободой воли участников. Саморегулирование при обязательном участии может быть осуществлено путем проведения процедуры замены государственного разрешительного порядка на систему внутреннего контроля, что было успешно реализовано на примере реформирования оценочной деятельности.

Анализ практики создания саморегулируемых организаций в Казахстане показывает ограниченное количество направлений деятельности для саморегулирования с обязательной формой участия: только профессиональная деятельность юридических консультантов и оценочная деятельность. Практика применения института саморегулирования на добровольной основе демонстрирует незначительную активность в единичных направлениях.

Правовой статус саморегулируемых организаций определяется их положением как некоммерческих организаций и дополнительно включает предусмотренные специализированным законодательным актом полномочия по разработке отраслевых правил и профессиональных стандартов, осуществления функции контроля за их соблюдением и применения мер взыскания. В дополнение, организационная структура саморегулируемых организаций включает специфический субъектный состав и специализированные органы.

Несмотря на разногласия в законодательных актах и наличие небольших правовых пробелов, действующий механизм саморегулирования позволяет создавать саморегулируемые организации в различных отраслях и профессиональной деятельности. Однако, слабая динамика образования данных организаций оставляет дополнительные вопросы, требующие отдельного изучения.

езш-ез1 реттеу институты цазацстан

РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ КЭС1ПКЕРЛ1К ЦЫЗМЕТТ1 РЕТТЕУ TYPI РЕТ1НДЕ

Альбина Жомарт^ызы Киязова

LLM, Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц азаматтъщ, азаматтъщ процестж зацнама жэне атцарушылыц w ЖYргiзу бвлiмiнiц басшысы; Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц.; e-mail: a.kiyazova@gmail.com

TyUw создер: oзiн-eзi реттеу, коммерциялыц емес уйымдар, oзiн-eзi реттеу уйымдары, шк ережелер, кэЫби стандарттар, кэсткерлт (салалыц) цызмет субъектшерг, кэЫби цыз-мет субъектшери oзiн-eзi реттеу туралы зац.

Аннотация. Oзiн-eзi реттеу институты негiзгi мацсаты кэсткерлт жэне кэЫби цыз-

Memmi дамытуды ынталандыру болып келетт, мемлекеттЫреттеудщ баламасы болып та-былады. Бул мацсатты ¡ске асыру кэсткерлж субъекmiлерi мен кэЫби цогамдастыцтарга вз цызметт ез беттше реттеу жэне дербес 1шк\ бацылауды ЖYзеге асыру цуцыгын беру жолымен жузеге асырылады.

Q3w-e3i реттеу механизмi ерiкmi жэне мiндеmmi цатысуды болжайды, бул оны цалып-тастырудыц mYрлi тэсшдерт негiздейдi. Озш-взг реттейтт уйымза ерiкmi цатысу цаты-сушылардыц ерiкmi ерктдтнщ болуын бiлдiредi. Озт-взг реттеу мiндеmmi mYрде цатысу кезтде мемлекеттжруцсат беру тэртгбт 1шк1 бацылау ЖYйесiне ауыстыру рэЫмт ЖYргiзу жолымен ЖYзеге асырылуы мYмкiн, бул багалау цызметт реформалау мысалын да табысты ieке асырылды.

Цазацстанда взiн-взiреттейтт уйымдарды цуру практикасын талдау мiндеmmi цатысу нысанымен взiн-взiреттеу ушт цызмет багыттарыныц шекmеулi санын кврсеmедi: тек зац консультанттарыныц кэЫби цызметг жэне багалау цызмети Озт-взг реттеу институтын ержт1 негiзде цолдану mэжiрибеei болмашы багыттарда елеуЫз белсендiлiкmi кврсеmедi.

Озт-взг реттейтт уйымдардыц цуцыцтыц мэртебеЫ олардыц коммерциялыц емес уй-ымдарреmiндегi ережеЫмен айцындалады жэне салалыц ережелер мен кэЫби стандарттар-ды эзiрлеу, олардыц сацталуын бацылау функцияларын ЖYзеге асыру жэне жазалау шара-ларын цолдану жвнiндегi мамандандырылзан зацнамалыц акт1де квзделген вкшеттжтердг цосымша цамтиды. Цосымша реттде взiн-взi реттейтт уйымдардыц уйымдыц цурылымы ерекше субъектшк цурамды жэне мамандандырылзан органдарды цамтиды.

Зацнамалыц акmiлердегi келюпеуштжтерге жэне шагын цуцыцтыц олцылыцтардыц болуы-на царамастан, цолданыстазы взiн-взiреттеутетг эрmYрлi салаларда жэне кэсiби цызмет-те взiн-взi реттейтт уйымдарды цуруга мумктдж бередг. Алайда, осы уйымдардыц цалып-тасудыц элЫз сертш жекелеген зерттеуд1 цажет ететт цосымша мэселелерд1 цалдырады.

SELF-REGULATION INSTITUTE AS A TYPE OF REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Kiyazova Albina Zh.

LLM, head of the Department of civil, civil procedure legislation and enforcement proceedings of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan; Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan; e-mail: a.kiyazova@mail.ru

Keywords: self-regulation, non-profit organizations, self-regulatory organizations, internal rules, professional standards, subjects of business (industry) activity, subjects of professional activity, law on self- regulation.

Abstract. The Institute of self-regulation is an alternative to state regulation, the main purpose of which is to stimulate the development of business and professional activities. This goal is achieved by granting business entities and professional communities the right to regulate their own activities and exercise independent internal control.

The mechanism of self-regulation implies voluntary and mandatory participation, which determines various means of its formation. Voluntary participation in a self-regulatory organization implies the free will of the participants. Self-regulation with mandatory participation can be carried out through the procedure of replacing the state licensing order with the internal control system, which was successfully implemented on the example of the reform of assessment activities.

An analysis of the practice of the establishment of self-regulatory organizations in Kazakhstan shows a limited number of activities for self-regulation with a mandatory form ofparticipation: only professional activities of legal consultants and assessment activities. The practice of applying the Institute of self-regulation on a voluntary basis shows little activity in individual areas.

The legal status of self-regulatory organizations is determined by their position as non-profit organizations and additionally includes provided by a specialized legislative act the power to develop industry rules and professional standards, exercise supervisory authority of their compliance and apply penalties. In addition, the organizational structure of self-regulatory organizations includes specific subject composition and specialized bodies.

Despite the differences in legislation and the existence of some legal gaps, the current self-regulation mechanism allows the creation of self-regulatory organizations in various sectors and professional activities. However, the slow dynamics of the formation of these organizations leaves additional questions that require further study.

Институт саморегулирования является новшеством для законодательства Казахстана и представляет собой альтернативу государственной форме регулирования предпринимательских отношений и профессиональной деятельности. Использование возможностей данного института позволяет сократить нагрузку на государственный аппарат и минимизировать осуществление публичных контрольных или надзорных функций при одновременном повышении эффективности внутреннего контроля участников саморегулируемой организации.

В настоящей работе будут рассмотрены особенности института саморегулирования и статус саморегулируемых организаций с позиции действующего законодательства Республики Казахстан и отдельной практики его применения. В первую очередь будут изучены общие положения института саморегулирования, процедура перехода государственного разрешительного порядка на уровень внутреннего контроля, а также признаки и примеры двух форм участия в саморегулировании: добровольного и обязательного. В дальнейшем будут рассмотрены особенности правового статуса, полномочий и структуры саморегулируемых организаций. В дополнение, в рамках рассмотрения поставленных вопросов настоящее исследование обозначит некоторые несовершенства действующих правовых норм в области саморегулирования.

Применение альтернативной формы регулирования отрасли и профессионального сообщества предусматривает несколько преимуществ: повышение роли институтов гражданского общества и снижение административных барьеров; экономия государственного бюджета ввиду самофинансируемости; вовлечение организаций в регулирование отрасли или профессиональной деятельности; реализация права граждан на участие в государственном регулировании [1]. С точки зрения интересов отрасли, преимущества саморегулирования заключаются в дисциплинировании ее субъектов; улучшении механизма разрешения споров; предупреждении формального государственного регулирования, обеспечении ресурсами обучения и обмен информацией1.

Нормативное закрепление правоотношений в области саморегулирования является важным шагом по совершенствованию государственной политики в данном направлении. 12 ноября 2015 года принят основной законодательный акт, регулирующий данные правоотношения - Закон Республики Казахстан «О саморегулировании» (далее - Закон). Одновременно были внесены изменения и дополнения по вопросам внедрения механизма саморегулирования в гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть), в законодательные акты о некоммерческих организациях, о национальной палате предпринимателей, в области разрешений и уведомлений и другие2.

На практике политика передачи государственного регулирования частному сектору сопровождается ликвидацией такой формы административного воздействия как применение разрешительного порядка в отношении определенных видов деятельности. Возникающий в результате пробел в регулировании предпринимательской или профессиональной деятельности требует внедрения элементов внутреннего контроля, при котором саморегулирование приобретает элемент властных полномочий. В качестве примера допускается рассмотреть реформирование механизма регулирования профессиональной оценочной деятельности, последствием которого явилось исключение требования о получении разрешительного документа, как основания для начала деятельности, и внедрение процедуры внутреннего контроля со стороны саморегулируемой организации.

В частности, согласно пункту 83 перечня разрешений первой категории к Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года №202-У ЗРК (далее - Закон о разрешениях) для осуществления деятельности по оценке имущества требовалось получение лицензии3. С введением в действие Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности» от 10 января 2018 года № 133-У1 ЗРК (далее - Закон об оценочной деятельности) оценщики были освобождены от обязанности получать государственную лицензию4. Тем не менее, в целях сохранения внутреннего контроля за профессиональной

1 Industry self-regulation: role and use in supporting consumer interests DSTI/CP(2014)4/FINAL 2015 URL: http:// www. oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DSTI/CP(2014)4/FINAL&docLanguage=En

2 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 391-V (ред. от 12.11.2015). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 20.02.2020).

3 Оразрешениях и уведомлениях: закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V (ред. от 01.01.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 20.02.2020).

4 Об оценочной деятельности: закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года №133-YI ЗРК (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 10.02.2020).

деятельностью, законодатель предусмотрел другие обязанности для данных субъектов: членство в палате оценщиков, которая является саморегулируемой организацией, и наличие свидетельства о присвоении квалификации «оценщик», выданного уже не государственным органом, а палатой оценщиков.

Понимание данного альтернативного вида регулирования предпринимательства и профессионального сообщества невозможно без изучения понятия саморегулирования и его особенностей. В пункте 6) статьи 1 Закона под саморегулированием подразумеваются законодательно предусмотренные меры, направленные на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности. В дополнение, в качестве особенностей саморегулирования предусмотрены обязательность внутренних правил и стандартов для участников саморегулируемой организации, осуществление контроля со стороны данной организации за их соблюдением, а также применение мер воздействия5.

Вопрос императивности внутренних правил в литературе вызывает дискуссии. В частности, с одной точки зрения саморегулирование рассматривается как система, включающая правила, имеющие добровольный характер, налагаемые на себя участниками соответствующей отрасли или профессиональной деятельности [2]. Тем не менее, другими авторами однозначно подчеркивается правовая природа правил как дополнительных требований для членов саморегулируемый организации [3]. Последняя точка зрения находит свое отражение в Казахстанском законодательстве, где внутренние стандарты являются обязательными к исполнению участниками саморегулируемой организации.

Согласно статье 20 Закона саморегулируемая организация вправе разрабатывать обязательные внутренние отраслевые или профессиональные стандарты качества с целью определения конкретных требований к своим участникам, повышения качества производимых товаров или услуг, предупреждение заблуждений относительно их качества, по-

вышение конкурентоспособности и защиту интересов ее участников6.

Саморегулирование предусматривает две формы участия: основанное на обязательном и добровольном членстве, которые определяются степенью внешнего влияния на поведение участников саморегулируемой организации. В литературе отмечается, что для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, которая имеет публичную значимость, необходимым условием для ее осуществления является обязательное приобретение статуса участника саморегулируемой организации [2].

Осуществление деятельности, требующей обязательного участия в саморегулируемой организации влечет обязанность соблюдать законодательство о саморегулировании, а также локальные распорядительные документы саморегулируемой организации. Саморегулирование, основанное на обязательном участии, может осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и связано либо с реализацией функций государства, либо с их делегированием7.

Законодатель также разделяет принципы создания саморегулируемых организаций с добровольным и обязательным участием. Так, основными принципами организации саморегулирования, основанного на добровольном членстве, являются свободный выбор для объединения в саморегулируемую организацию, также общность отрасли. В свою очередь, создание саморегулируемой организации на обязательной основе предполагает соблюдение принципов эффективности достижения целей, поставленных при государственном регулировании, а также обязательное разграничение компетенции органов государственной власти и саморегулируемых организаций8.

Обязательное саморегулирование в Казахстане предусмотрено в области профессиональной деятельности юридических консультантов и оценочной деятельности. В частности, регулирование профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи осуществляется палатами юридических консультантов и согласно статье 78 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятель-

5 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

6 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

7 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

8 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №я390^ (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

ности и юридической помощи» от 5 июля 2018 года №17б-У1 ЗРК основано на обязательном членстве юридических консультантов в данной саморегулируемой организации9. По состоянию на февраль 2020 года в реестре саморегулируемых организаций Министерства юстиции Республики Казахстан включены 85 палат юридических консультантов10. Законодательные требования к количеству участников палаты юридических консультантов предусматривают обязательное участие не менее пятидесяти консультантов11.

Регулирование профессиональной оценочной деятельности также осуществляется саморегулируемой организацией, основанной на обязательном участии. В соответствии со статьей 16 Закона об оценочной деятельности членство в палате оценщиков является обязательным12. Согласно информации на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа, Министерства Финансов Республики Казахстан, в январе 2020 года в области оценочной деятельности зарегистрировано 4 саморегулируемые организации13. Минимальные требования к количеству участников палаты оценщиков составляют наличие не менее трехста оценщиков14.

В отношении института саморегулирования, основанном на добровольном участии, в других областях профессиональной деятельности и отраслях экономики отмечается небольшая активность. Так, согласно информации на сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в области налогового и таможенного консультирования в реестре саморегулируемых организаций с добровольной формой участия зарегистрировано 4 юридических лица в форме общественного объединения и ассоциации15.

Следует подчеркнуть наличие саморегулируемых организаций на рынке услуг в области экологического аудита и управления экологическими отходами, представителем которых является Ассоциация «Казахстанская палата экологических аудиторов»16. Тем не менее, ввиду того, что на сайте уполномоченного органа, Министерства экологии, геологии и минеральных ресурсов Республики Казахстан17, отсутствует информация о реестре саморегулируемых организаций, сведения об общем количестве подобных организаций и их участниках получить не представилось возможным.

В качестве положительного опыта саморегулирования специалистами отмечается работа саморегулируемых организаций в сфере лифтового хозяйства18, одной из которых является «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана»19. Однако, аналогично области экологического аудита, реестр саморегулируемых организаций в области лифтового хозяйства на сайте уполномоченного органа, Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, отсутствует.

Небольшое количество организаций саморегулирования, основанных на добровольном участии, может являться следствием нежелания или неготовности предпринимательского сектора к самоорганизации и утверждению требований и стандартов к качеству осуществляемой деятельности. Тем не менее, государством предпринимаются попытки увеличения количества подобных организаций путем принятия мер по совершенствованию механизма передачи функций государственных органов частному сектору. Так, Законом Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года №250-У1 внесены изменения в законодательные акты в области здравоохранения, образования, ад-

9 Об адвокатской деятельности и юридической помощи: закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №176-VI ЗРК (ред. от 21.02.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 11.02.2020).

10 Реестр саморегулируемых организаций Министерства юстиции Республики Казахстан. Официальный сайт URL: <http://www.adilet.gov.kz/ru/articles/reestr-samoreguliruemyh-organizaciy> доступ 20 февраля 2020 года.

11 Об адвокатской деятельности и юридической помощи: закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №176-VI ЗРК (ред. от 21.02.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 11.02.2020).

12 Об оценочной деятельности: закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года №133-YI ЗРК (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 10.02.2020).

1 Реестр саморегулируемых организаций Министерства финансов Республики Казахстан. Официальный сайт URL: http://www.minfin.gov.kz/irj/portal/anonymous?NavigationTarget=ROLES://portal_content/mf/kz.ecc.roles/ kz.ecc.anonymous/kz.ecc.anonymous/kz.ecc.anonym_activities/activities/state_regulation.

14 Об оценочной деятельности: закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года №133-YI ЗРК (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 10.02.2020).

Палата налоговых консультантов URL: https://pnk.kz/about.

16 Ассоциация «Казахстанская Палата экологических аудиторов» URL: http://www.kcea.kz/

17 Министерство экологии, геологии и минеральных ресурсов. Официальный сайт URL: http://ecogeo.gov.kz/ru.

18 Как обеспечить ответственность бизнеса за безопасность работы перед потребителем? НПП РК «Ата-мекен» URL: https://forbes.kz//process/kak_uskorit_razvitie_sro_i_obespechit_otvetstvennost_biznesa_za_bezopasnost_ rabotyi_pered_potrebitelem/?

19Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана URL: http://www.nalk.kz/o-kompanii

министративных процедур в части регламентации процедур передачи государственных функций в конкурентную среду20.

Необходимо упомянуть, что регулирующие органы обязаны вести реестр саморегулируемых организаций в соответствующей сфере (отрасли) согласно подпункту 3) статьи 7 Закона, и на основании пункта 14 Правил ведения реестра саморегулируемых организаций, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7 января 2016 года №2 32 должны размещать данный реестр на своем интернет-ресурсе21. Несмотря на данное положение, на практике информацию о наличии саморегулируемых организаций в определенной сфере или профессиональной деятельности найти не всегда представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих реестров на сайтах государственных органов.

Правовой статус саморегулируемых организаций в национальном законодательстве определяется в соответствии с пунктом 3) статьи 1 Закона, согласно которому под саморегулируемой организацией подразумевается «некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), общественного объединения или иной организационно-правовой форме,... основанная на добровольном либо обязательном членстве (участии) субъектов частного предпринимательства или субъектов профессиональной деятельности по принципу общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг)»22.

Исходя из указанного определения, саморегулируемой организации присущи признаки некоммерческой организации, такие как отсутствие в качестве основной цели стремления к извлечению дохода и нераспределение полученного дохода между ее участниками23. Однако, особенностью данного вида

организаций, как составной части системы саморегулирования, является наличие внутренних утвержденных правил и стандартов, наличие функции контроля за их соблюдением и имущественная ответственность ее участников.

Правовые особенности саморегулируемой организации и их отличие от других некоммерческих организаций регламентируются законодательными актами. В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» №142 (далее - Закон о некоммерческих организациях) ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, и члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам, если иное не установлено законами Республики Казахстан24.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 11 указанного законодательного акта члены (участники) общественных объединений не отвечают по обязательствам объединений, в которых участвуют в качестве членов (участников), и, в свою очередь, объединения не отвечают по обязательствам своих членов (участников), если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о саморегулировании25. Наличие оговорок, отсылающих к другим законодательным актам свидетельствуют о наличии дополнительных нормативных требований для некоммерческих организаций, планирующих осуществлять свою деятельность в качестве саморегулируемой организации.

Касательно момента возникновения правоспособности саморегулируемой организации, следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 19 Закона о некоммерческих организациях юридическое лицо приобретает права и обязанности с момента его государственной

20 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи функций центральных и (или) местных исполнительных органов Республики Казахстан в конкурентную среду: закон Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года №250^1 (ред. от 19.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 19.02.2020).

21 Правила ведения реестра саморегулируемых организаций: приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7января 2016 года №32 (ред. от 07.01.2016). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 15.02.2020).

22 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

23 О некоммерческих организациях: закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года №142-11 (ред. от 26.12.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

24 О некоммерческих организациях: закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года №142-11 (ред. от 26.12.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

25 О некоммерческих организациях: закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года №142-11 (ред. от 26.12.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

регистрации26. Однако, право на осуществление саморегулируемой деятельности может быть реализовано только после соблюдения дополнительного требования Закона о саморегулировании и Закона о разрешениях в части направления в регулирующий орган уведомления о начале деятельности саморегулируемой организации27.

Действующая редакция нормативных правовых норм, регулирующих вопросы правоспособности организаций саморегулирования, не исключает правовые коллизии. В частности, статья 19 Закона о некоммерческих организациях содержит требование об обязательном получении лицензии как основания для начала осуществления деятельности, для которой необходимо получение данного разрешительного документа.

Однако, согласно статье 17 Закона о разрешениях для начала и последующего осуществления отдельных видов деятельности юридические лица обязаны иметь в наличии разрешение или направить уведомление в государственные органы, осуществляющие прием уведомлений28. Статья 16 Закона о разрешениях определила, что разрешения включают в себя разрешения первой (лицензии) и второй категории29. Указанное свидетельствует о необходимости дополнения норм Закона о некоммерческих организациях в части включения в статью 19 всех видов разрешений и уведомлений как оснований для начала осуществления деятельности.

Полномочия саморегулируемой организации включают право по утверждению правил и стандартов, контроля за их исполнением со стороны ее участников, а также право применения мер реагирования и привлечения вино-

вных лиц к ответственности, в том числе имущественной30. Указанное свидетельствует о делегировании государственных полномочий по нормотворчеству, контролю и привлечению к ответственности частной организации, решения которой носят обязательный характер для участников отрасли или профессиональной деятельности.

Реализацию вышеуказанных полномочий можно наблюдать на примере деятельности саморегулируемой организации Палата юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (далее - Палата). Согласно Правилам профессионального поведения юридических консультантов31, а также Положению о мерах дисциплинарного воздействи32, утвержденных Палатой, нарушение Устава, внутренних правил и стандартов Палаты влечет применение мер дисциплинарный ответственности, в том числе приостановление членства и исключение из членов Палаты. В последнем случае консультант будет ограничен в праве повторного вступления в данную организацию на определенный период путем лишения права обратиться с заявлением о приеме в члены Палаты в течение 3 лет33.

Саморегулируемая организация отличается своеобразным субъектным составом, основном элементом которого являются представители предпринимательской (отраслевой) или профессиональной деятельности34. Дополнительным субъектом саморегулируемой организации законодатель признает независимых лиц, которые в соответствии со статьей 15 Закона не связаны с саморегулируемой организацией или ее членами (участниками) трудовыми отношениями и не являются ее самостоятельными членами35. Конкретный ста-

26 О некоммерческих организациях: закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года №142-II (ред. от

26.12.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

27 О разрешениях и уведомлениях: закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V (ред. от

01.01.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 20.02.2020)

2 О разрешениях и уведомлениях: закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V (ред. от 01.01.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 20.02.2020).

О разрешениях и уведомлениях: закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V (ред. от 01.01.2020). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 20.02.2020).

30 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

31 Правила профессионального поведения юридических консультантов. Палата KazBar URL: http://kazbar.org. kz/pdfcat/pravila-i-standarty-palaty-kazbar/pravila-professionalnogo-povedeniya/

32 Положение о мерах дисциплинарного воздействия. Палата KazBar URL: http://kazbar.org.kz/pdfcat/ regulyativnye-vnutrennie-akty-palaty-kazbar/polozhenie-o-merah-discziplinarnogo-vozdejstviya/

33 Положение профессионального поведения юридических консультантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

35 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

тус, характеристики или квалификации данных независимых лиц в законодательном акте не определены, в связи с чем Закон о саморегулировании нуждается в дополнениях по обозначенным вопросам. Помимо указанных лиц, деятельность саморегулируемой организации поддерживается за счет сотрудников аппарата управления, не являющиеся субъектами саморегулируемой деятельности [2].

Дополнительные требования к правовому статусу саморегулируемых организаций повлекли необходимость расширения их вну-триорганизационной структуры. В частности, помимо привычного механизма управления, включающего такие органы как собрание участников, коллегиальный и исполнительный орган, саморегулируемые организации обязаны дополнительно включать в структуру управления специализированные подразделения. Согласно Закону структура саморегулируемый организации предусматривает орган, осуществляющий контроль за соблюдением их участниками внутренних требований правил и стандартов; орган по рассмотрению дел о нарушении их участниками внутренних требований правил и стандартов и иные специализированные органы36.

В настоящее время существуют организации, имеющие признаки саморегулируемых организаций, однако не являющиеся ими в полной мере ввиду отдельных особенностей. Так, некоторые авторы полагают, что адвокатура является саморегулируемой организацией [4], поскольку данная организация объединяет на обязательной основе37 лиц, желающих осуществлять профессиональный вид деятельности [3]. Тем не менее, значительная роль влияния на деятельность адвокатуры со стороны Министерства юстиции Республики Казахстан нивелирует ее самостоятельность [5].

Саморегулируемый статус организации подразумевает наличие внутреннего контроля и обеспечение качества в отрасли или профессиональной деятельности. В связи с изложенным, использование наименования «саморегулируемая» для организаций, не направивших уведомления и не включенных в соответствующий реестр, может вводить в заблуждение лиц, заинтересованных в привлечении именно участников саморегулируемых организаций как гаранта соблюдения определенных правил и стандартов.

Появление подобных организаций на

рынке может быть отрегулировано путем введения законодательного запрета на использование слова «саморегулирование» и его производных в наименовании организации и при осуществлении своей деятельности если данная организация не включена в реестр саморегулируемых организаций. Подобная мера предпринята в законодательстве Российской Федерации38, в связи с чем, нормы Закона о саморегулировании допустимо по аналогии дополнить вышеуказанным запретом.

В заключении необходимо отметить, что саморегулируемым организациям присущи признаки некоммерческих организаций, однако, специализированным Законом предусматриваются дополнительные требования к их правовому статусу, полномочиям и структуре. Особенностями организаций со статусом саморегулирования является наличие внутренних утвержденных правил и стандартов, наличие функции контроля за их соблюдением и полномочий по применению мер воздействия. В дополнение, саморегулируемые организации включают специфический субъектный состав и расширенную организационную структуру.

В ходе исследования выявлено несоответствие законодательных актов по вопросу возникновения права у саморегулируемых организаций на осуществление деятельности, отсутствие в специальном Законе норм, определяющих статус независимых лиц в составе саморегулируемых организаций, а также отсутствие запрета на использование организациями, не включенными в реестр, слов «саморегулируемая» в своем наименовании.

Несмотря на отдельные правовые недостатки, предусмотренная законодательством Республики Казахстан система саморегулирования обеспечивает деятельность предпринимательского и профессионального сообщества определенным механизмом управления и допускает практическую реализацию проведения процедуры замены государственного разрешительного порядка на систему внутреннего контроля.

Тем не менее, наблюдается незначительный рост саморегулируемых организаций на добровольной основе и вызывает вопрос наличие обязательного саморегулирования только в двух сферах: профессиональной деятельности юридических консультантов и оценки имущества. Указанное может свидетельствовать о неготовности предпринима-

36 О саморегулировании: закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года №390-V (ред. от 11.04.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 21.02.2020).

37 Об адвокатской деятельности и юридической помощи: закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №176^1 ЗРК (ред. от 21.02.2019). Доступ из информационной системы «Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде» (дата обращения: 11.02.2020).

38 О саморегулируемых организациях: федеральный закон Российской Федерации от 01 декабря 2007 N315-03 (ред. от 03.08.2018). Доступ из информационной системы «Консультант плюс» (дата обращения: 11.02.2020).

тельской и профессиональной сфер к приня- стве действующего правового механизма по тию отдельных рычагов регулирования под вопросам саморегулирования, что является свою ответственность, либо о несовершен- темой отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романовская О.В. Саморегулируемые организации в системе субъектов публичного права // Наука. Общество. Государство. 2016. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/samoreguliruemye-organizatsii-v-sisteme-subektov-publichnogo-prava (дата обращения: 27.02.2020).

2. Сунгатуллина Л.А. Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/uchastniki-samoreguliruemyh-organizatsiy-ponyatie-vidy-osobennosti-pravovogo-statusa (дата обращения: 28.02.2020).

3. Лескова Ю.Г. Саморегулируемая организация в системе некоммерческих организаций: гражданско-правовой аспект //Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoreguliruemaya-organizatsiya-v-sisteme-nekommercheskih-organizatsiy-grazhdansko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 27.02.2020).

4. Вааль Т. Новый законопроект «Об адвокатской деятельности» является промежуточным URL: https://vlast.kz/novosti/25382-novyj-zakonoproekt-ob-advokatskoj-deatelnosti-avlaetsa-promezutocnym.html

5. Куликова С. Международные нормы и требования по защите адвокатов и юристов. Международная конференция «Актуальные проблемы регулирования юридической профессии в республике казахстан» URL: https://www.zakon.kz/4882437-mezhdunarodnye-normy-i-trebovaniya-po.html

REFERENCES

1. Romanovskaja O.V. Samoreguliruemye organizacii v sisteme sub#ektov publichnogo prava // Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo. 2016. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoreguliruemye-organizatsii-v-sisteme-subektov-publichnogo-prava (data obrashhenija: 27.02.2020).

2. Sungatullina L.A. Uchastniki samoreguliruemyh organizacij: ponjatie, vidy, osobennosti pravovogo statusa//Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/uchastniki-samoreguliruemyh-organizatsiy-ponyatie-vidy-osobennosti-pravovogo-statusa (data obrashhenija: 28.02.2020).

3. Leskova Ju.G. Samoreguliruemaja organizacija v sisteme nekommercheskih organizacij: grazhdansko-pravovoj aspekt // Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoreguliruemaya-organizatsiya-v-sisteme-nekommercheskih-organizatsiy-grazhdansko-pravovoy-aspekt (data obrashhenija: 27.02.2020).

4. Vaal' T. Novyj zakonoproekt «Ob advokatskoj dejatel'nosti» javljaetsja promezhutochnym URL: https://vlast.kz/novosti/25382-novyj-zakonoproekt-ob-advokatskoj-deatelnosti-avlaetsa-promezutocnym.html

5. Kulikova S. Mezhdunarodnye normy i trebovanija po zashhite advokatov i juristov. Mezhdunarodnaja konferencija «Aktual'nye problemy regulirovanija juridicheskoj professii v respublike kazahstan» URL: https://www.zakon.kz/4882437-mezhdunarodnye-normy-i-trebovaniya-po.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.