Научная статья на тему 'Функции участников саморегулируемых организаций'

Функции участников саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сунгатуллина Лилия Азатовна

Задача: сформировать целостное представление о функциях участников саморегулируемых организаций, выявить роль соответствующих функций в правовом механизме участия субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. Модель: в ходе исследования проведен анализ законодательства о саморегулировании, судебной практики, исследованы локальные нормативные акты отдельных саморегулируемых организаций. Выводы: сформулировано понятие функций участников саморегулируемых организаций как совокупности связанных между собой действий участников, направленных на достижение целей саморегулируемых организаций, проведена классификация соответствующих функций. Существует тесная связь функций саморегулируемых организаций и их участников, а также взаимная связь элементов системы саморегулирования и механизма участия в саморегулируемых организациях. Практическое значение: четкое и структурированное обозначение функций участников саморегулируемых организаций позволяет сформировать целостное представление об особенностях правового положения всех субъектов саморегулирования. Это, в свою очередь, способствует выявлению критериев отграничения саморегулируемых организаций от организаций схожей правовой природы, необходимых для улучшения юридической техники законодательства о саморегулируемых организациях. Кроме того, данное исследование вносит вклад в повышение эффективности норм предпринимательского права в целом. Ценность: комплексное научное исследование вопросов, связанных с участием в саморегулируемых организациях, в том числе с определением функций участников, способствует формированию в рамках науки предпринимательского права целостной научной концепции саморегулирования. Практическое применение полученных выводов поможет устранить существующие недостатки законодательства о саморегулировании, устранить противоречия в судебной практике, сделать систему управления экономикой, основанную на началах саморегулирования, эффективной и отвечающей современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the self-regulatory organizations participants

The aim (task): Form a holistic view about the functions of the self-regulatory organizations participants; identification of relevant functions role in the legal mechanism of participation at businesses and professional activities in the self-regulatory organizations. Model: During the study the legislation on self-regulation, judicial practice are analyzed, local regulatory documents of individual self-regulatory organizations are investigated. Conclusions: the concept of the functions of self-regulatory organizations participants is formulated as a set of interrelated actions of participants, aimed at the achievement of self-regulatory organizations goals, the classification of the corresponding functions is done. There is a close connection between functions of self-regulatory organizations and their members, as well as the interconnection elements of the self-regulation system and mechanism of participation in self-regulatory organizations. The practical significance: Clear and structured designation of self-regulatory organizations participants' functions allows to form a holistic view on the peculiarities of all subjects legal status of self-regulation. This, in turn, facilitates the identification of criterias for delimitation of self-regulatory organizations from organizations of similar legal nature, needed to improve the legal technique of the legislation on self-regulatory organizations. In addition, this study contributes to the effectiveness of the rules of business law in general. Value: Comprehensive scientific study of issues associated with participation in self-regulatory organizations, including the definition of the functions of participants, contributes to the formation within the science of business law of holistic scientific concept of self-regulation. Practical application of the findings will help to eliminate the existing shortcomings of the legislation on self-regulation, to eliminate contradictions in the judicial practice, to make the system of economic management, based on the principles of self-regulation, effective and responding modern requirements

Текст научной работы на тему «Функции участников саморегулируемых организаций»

3.3. ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сунгатуллина Лилия Азатовна, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права

Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет

lilia. sungatullina@mail. ru

Аннотация: Задача: сформировать целостное представление о функциях участников саморегулируемых организаций, выявить роль соответствующих функций в правовом механизме участия субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Модель: в ходе исследования проведен анализ законодательства о саморегулировании, судебной практики, исследованы локальные нормативные акты отдельных саморегулируемых организаций.

Выводы: сформулировано понятие функций участников саморегулируемых организаций как совокупности связанных между собой действий участников, направленных на достижение целей саморегулируемых организаций, проведена классификация соответствующих функций. Существует тесная связь функций саморегулируемых организаций и их участников, а также взаимная связь элементов системы саморегулирования и механизма участия в саморегулируемых организациях.

Практическое значение: четкое и структурированное обозначение функций участников саморегулируемых организаций позволяет сформировать целостное представление об особенностях правового положения всех субъектов саморегулирования. Это, в свою очередь, способствует выявлению критериев отграничения саморегулируемых организаций от организаций схожей правовой природы, необходимых для улучшения юридической техники законодательства о саморегулируемых организациях. Кроме того, данное исследование вносит вклад в повышение эффективности норм предпринимательского права в целом.

Ценность: комплексное научное исследование вопросов, связанных с участием в саморегулируемых организациях, в том числе с определением функций участников, способствует формированию в рамках науки предпринимательского права целостной научной концепции саморегулирования. Практическое применение полученных выводов поможет устранить существующие недостатки законодательства о саморегулировании, устранить противоречия в судебной практике, сделать систему управления экономикой, основанную на началах саморегулирования, эффективной и отвечающей современным требованиям. Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, механизм участия, предпринимательская деятельность, профессиональная деятельность

FUNCTIONS OF THE SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS PARTICIPANTS

Sungatullina Lilia A., assistant to chair of the civil and enterprise law

Study place: Kazan Federal University

lilia. sungatullina@mail. ru

Annotation: The aim (task): Form a holistic view about the functions of the self-regulatory organizations participants; identification of relevant functions role in the legal mechanism of participa-

tion at businesses and professional activities in the self-regulatory organizations.

Model: During the study the legislation on self-regulation, judicial practice are analyzed, local regulatory documents of individual self-regulatory organizations are investigated. Conclusions: the concept of the functions of self-regulatory organizations participants is formulated as a set of interrelated actions of participants, aimed at the achievement of self-regulatory organizations goals, the classification of the corresponding functions is done. There is a close connection between functions of self-regulatory organizations and their members, as well as the interconnection elements of the self-regulation system and mechanism of participation in self-regulatory organizations.

The practical significance: Clear and structured designation of self-regulatory organizations participants' functions allows to form a holistic view on the peculiarities of all subjects legal status of self-regulation. This, in turn, facilitates the identification of criterias for delimitation of self-regulatory organizations from organizations of similar legal nature, needed to improve the legal technique of the legislation on self-regulatory organizations. In addition, this study contributes to the effectiveness of the rules of business law in general.

Value: Comprehensive scientific study of issues associated with participation in self-regulatory organizations, including the definition of the functions of participants, contributes to the formation within the science of business law of holistic scientific concept of self-regulation. Practical application of the findings will help to eliminate the existing shortcomings of the legislation on self-regulation, to eliminate contradictions in the judicial practice, to make the system of economic management, based on the principles of self-regulation, effective and responding modern requirements

Keywords: self-regulation, self-regulatory organizations, the mechanism of participation, entrepreneurship, professional activity

Анализ реализуемых участниками саморегулируемых организаций (далее по тексту - СРО) функций представляется актуальным и необходимым по нескольким причинам. Прежде всего, четко определенная функциональная составляющая позволяет ставить ясные цели и определять направление движения к положительному результату.

Саморегулирование (в широком понимании) является средством достижения глобальных целей правового регулирования экономики, одна из которых - достижение баланса частных, публичных и общественных интересов. При этом, саморегулирование - это явление, имеющее собственные цели, функции, специальные правовые средства к достижению своих целей (при широком подходе цели саморегулирования совпадают с глобальными целями правового регулирования экономики). Функциональная основа саморегулирования складывается из нескольких частей, одной из которых и являются функции субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности - участников саморегулируемых организаций. Следовательно, в данном случае анализ функций участников СРО позволит дать ключ к реализации целей явления саморегулирования в целом.

Если же говорить о саморегулировании с точки зрения деятельности саморегулируемых организаций (так называемый «узкий» подход), целью данного явления можно назвать сужение пределов государственного регулирования экономики. Качественная характеристика результата поставленной цели зависит от многих факторов, в том числе от правильно выбранных для его достижения правовых средств. Действующей

силой обладают субъекты правоотношений, реализующие определенные функции. Именно субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности - участники СРО являются центром ответственности и инициативы СРО, а выполняемые ими функции - основой, движущей силой реализации поставленных целей.

Достижение целей правового регулирования в той либо иной области связано с действием самых различных юридически значимых средств, взаимодействие которых образует механизм правового регулирования в определенной сфере. Механизм правового регулирования деятельности СРО является сложным, многогранным, он представлен многими правовыми средствами, функционирующими на разных уровнях. Важнейшую роль в таком механизме играет механизм участия субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО. Механизм участия в СРО отражает связь элементов системы саморегулирования между собой, и их взаимодействие (выраженное, прежде всего, во взаимном влиянии СРО и участников СРО на правовой статус друг друга).

Таким образом, выявление особенностей осуществляемых участниками СРО функций необходимо для формирования целостного представления об участии субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО, изучения правового статуса СРО и их участников, особенностей взаимного влияния всех субъектов саморегулирования. Кроме того, являясь частью функциональной основы саморегулирования в целом, выполняемые участниками СРО функции способствуют достижению положительных результатов этого явления.

Функции, во-первых, отражают наиболее важные обобщенные направления воздействия на общественные отношения,

во-вторых, меняются сообразно с изменениями, происходящими во «внешней», социальной, среде,

в-третьих, функции характеризуют динамику, деятельность, активное поведение. Функции можно рассматривать в широком и в узком значении, исходя из охвата отношений и активного субъектного состава.

Под функциями участников саморегулируемых организаций можно понимать совокупность связанных между собой действий этих субъектов, направленных на достижение целей саморегулируемых организаций.

Анализ механизма участия различных субъектов в СРО позволяет говорить о тесной взаимосвязи функций саморегулируемых организаций и их участников. Более того, именно субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности - участники СРО и реализуют функции самой саморегулируемой организации, в связи с чем можно говорить об определенном совпадении функций СРО и их участников.

Однако, несмотря на то, что функциональная основа деятельности саморегулируемых организаций и их участников взаимосвязана, можно выделить и самостоятельные функции участников СРО. Такие функции участников саморегулируемых организаций могут быть разделены на две группы:

- функции, связанные с участием в СРО;

- функции, связанные с хозяйственной деятельностью субъекта бизнеса и (или) субъекта профессиональной деятельности.

К функциям, связанным с участием в СРО, относятся организационная (управленческая); защитная и контрольная функции.

Организационная (управленческая) функция объединяет в себе все моменты по созданию, оформлению деятельности саморегулируемой организации. На начальном этапе ее деятельности это, например, создание локальных нормативных актов саморегулируемой организации, назначение исполнительного органа СРО, определение возможного количества участников. Это и выполнение обязательных требований, предъявляемых к организации, желающей получить статус саморегулируемой - создание, разработка стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, создание органов управления и специализированных органов СРО - комитета по контролю за соблюдением стандартов и правил деятельности, и дисциплинарного комитета, установление правил их работы, формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации. Впоследствии данная функция проявляется как в управлении текущими делами саморегулируемой организации, так и осуществлении деятельности ее отдельных органов.

Организационная (управленческая) функция участников СРО тесно связана с корпоративной структурой данной организации. В соответствии с изменениями, внесенными 1 сентября 2014г. в Гражданский кодекс РФ [7] саморегулируемые организации получили официальную принадлежность к организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), являющихся, в свою очередь, корпоративными юридическими лицами. Так называемая «корпоративность», в свою очередь, связана с двумя категориями - участие и управление. Можно сказать, что получение статуса юридического лица корпоративного типа возможно при наличии множества участников, имеющих возможность участвовать в управлении корпорацией. Отсюда следует сложная структура органов управления СРО. Более того, специфика осуществляемой деятельности вынуждает усложнить классическую структуру управления юридического лица подобного типа, что подразумевает законодательно установленную обязанность создания специализированных органов саморегулируемой организации. В этом главным образом проявляется расширение дополнительного правового статуса участников, появление дополнительных прав, обязанностей и ответственности. Всю структуру СРО пронизывает принцип добросовестности, и своеобразным образом проявляющаяся «круговая порука», когда наиболее важные решения принимаются всеми участниками (участие в управлении - право и обязанность каждого члена СРО), решения же с возможным присутствием заинтересованности проходит через все органы СРО.

Главное условие реализации организационной функции - инициатива участников. Именно благодаря проявлению инициативы можно создать эффективно работающий аппарат управления саморегулируемой организации, а также неповторимую и удобную структуру, соответствующую выполнению задач и функций СРО и саморегулирования (речь идет о праве создавать комитеты и комиссии, соответствующие виду и особенностям данной конкретной СРО).

В случае же отсутствия необходимой инициативы, или предпосылок к нестабильной работе, происходит вмешательство государства в саморегулируемую сферу. Так, например, федеральным законом от 22 октября 2014г. №320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» [6] в императивном порядке было решено изменить структуру объедине-

ний СРО. Вместо Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания (НОИЗ) и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОП), решено создать Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Организационная функция тесно переплетается и плавно перетекает в функцию защитную, поскольку создание эффективной структуры управления предполагает защищенность участников от возможных злоупотреблений.

Защитная функция объединяет в себе функции по представлению интересов участников саморегулируемых организаций, возможность оспаривания нормативных актов органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, решений саморегулируемой организации, а также возможность формирования Третейского суда при СРО.

Примером реализации защитной функции участниками СРО может служить Дело № А55-26714/2012, рассматриваемое Федеральным арбитражным судом Поволжского округа. В данном случае саморегулируемая организация обратилась с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы. Первая и апелляционная инстанция в удовлетворении заявления отказали, однако суд кассационной инстанции признал жалобу подлежащей удовлетворению. Основанием же для подачи кассационной жалобы в данном случае послужило необоснованное требование налогового органа по предоставлению дополнительных документов, что успешно доказали представители саморегулируемой организации.

К защитной функции, осуществляемой участниками СРО, можно также отнести возможность создания Третейского суда при саморегулируемой организации. По данному вопросу существуют совершенно различные позиции, ставится под вопрос независимость судей (которая может быть гарантирована лишь при условии самоокупаемости Третейского суда, но не содержания его за счет членских взносов), возможность рассмотрения ими споров с контрагентами участников СРО, вопрос о проверке компетентности данных судей и в целом вопрос целесообразности создания такого рода судов. Тем не менее, создание Третейских судов при саморегулируемых организациях представляется действенной стимулирующей мерой для участников, удобным способом разрешения как внутренних, так и внешних конфликтов, ускорение судебного процесса и снижение стоимости судебных издержек. Примером может служить деятельность Третейского суда при Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение проектных организаций «Энергетическое Сетевое Проектирование». Не отвлекаясь на споры о непредвзятости, рассмотрим подробнее способы формирования и внутреннюю структуру, позволяющую обеспечивать независимую деятельность судей и их компетенцию. Деятельность данного Третейского суда регламентируется локальными нормативными актами, составленными в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с Регламентом Третейского суда при СРО НП «Э.С.П.» Третейский суд разрешает вытекающие из гражданских правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, между членами СРО НП «Э.С.П.», между ними и потребителями произведенных членами СРО НП «Э.С.П.» товаров (работ, услуг), между членами СРО НП «Э.С.П.» и иными лицами, а также между иными лицами при условии, что сторонами спора являются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и такие споры могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации [5, п.1, ст.2].

Согласно Положению о порядке формирования списка третейских судей для отбора кандидатов в Третейский суд создается Комиссия по отбору кандидатов в третейские судьи, являющаяся постоянно действующим коллегиальным органом. Персональный состав Комиссии утверждается решением Совета Партнерства в количестве 5 человек из числа секретариата Третейского суда и действующих третейских судей. В состав комиссии по должности входят Председатель и ответственный секретарь Третейского суда [3, п.2].

Представляется возможным дальнейшее совершенствование всех элементов, составляющих защитную функцию участников саморегулируемых организаций. В отличие от иных реализуемых функций, именно эти действия участников могут реализовываться не в качестве обязательных требований, а посредством иных, диспозитивных методов. Успешная реализация защитной функции в большей мере зависит от инициативы самих участников. Предоставление права действовать в собственных интересах и защищать себя от возможных злоупотреблений, создавать удобные механизмы защиты - важнейший стимул создания и эффективной работы саморегулируемой организации для каждого из потенциальных и действующих участников.

Под контрольной функцией участников СРО понимается, главным образом, деятельность специализированных комитетов, кроме того, аудиторские проверки, контроль за сметой и возможным контролем участников за расходованием средств компенсационного фонда.

Специфическим проявлением внутреннего контроля может являться необходимое раскрытие информации, осуществляемое участниками СРО. По словам Д.А. Петрова, «информация о членстве контрагента в СРО или наличии у него выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ приобретает характер необходимой при оценке возможности заключения договора или принятии решения об отказе от исполнения от договора. И получить эту информацию можно либо у самого контрагента (что не исключает предоставления возможности по ее перепроверке), либо у СРО, членом которого является контрагент (что будет единственной возможностью для получения именно достоверной информации)» [Петров Д.А., 2013, с.34].

Кроме того, за неисполнение обязанности (неразмещении саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством РФ является обязательным, документов и информации на официальном сайте саморегулируемой организации в

сети «Интернет»), влечет предупреждение или наложение административного штрафа. По справедливому замечанию Д.А. Петрова, «такую же ответственность следует ввести и в отношении тех СРО, членство в которых является добровольным, поскольку обязанность по раскрытию информации установлена в их отношении тоже» [Петров Д.А., 2013, с.35].

Понимая эффективность и необходимость реализации защитной функции участников СРО, и вместе с ней (как средство реализации), раскрытие субъектами информации, предлагается, например, создать типовую структуру сайтов саморегулируемых организаций. «Сайты СРО должны иметь типовую структуру, чтобы и потребитель, и коллега по профессии, и надзорный орган могли с равной легкостью найти требуемую информацию на любом сайте. Формирование однородной информационной среды, применение единых методик ведения сайтов станет серьезным барьером для недобросовестных членов саморегулирования, сразу выделяя их из общего числа» [2].

Как уже было выше отмечено, наряду с функциями участников СРО, связанными с участием в соответствующей организации, можно выделить и функции, связанные с хозяйственной деятельностью членов СРО.

Каждый участник СРО прежде всего остается субъектом предпринимательской либо профессиональной деятельности, членство в СРО - лишь его дополнительный правовой статус. Оно нужно ему лишь чтобы более качественно, продуктивно осуществлять свою основную деятельность. Следовательно, в функции субъектов продолжают входить обычные действия, принятые для данного вида профессии. Это отношения с контрагентами, заключение контактов, взаимодействие с иными контролирующими органами, уплата налогов, ведение бухгалтерского учета и т.д.

Для некоторых саморегулируемых организаций вид осуществляемой участником СРО деятельности принципиален даже при вхождении такого участника в высший орган управления СРО. Наиболее характерный пример связан с организационным устройством НП «Совет рынка». В соответствии с Положением о Членах Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» Каждый Член Партнерства входит в состав одной из Палат, в зависимости от осуществляемого вида деятельности:

- Палата продавцов электроэнергии;

- Палата покупателей электроэнергии;

- Палата инфраструктурных организаций;

- Палата экспертов [4, п.2.3].

Функциональная основа деятельности участников СРО - выполняемое ими предназначение, вектор развития, обозначенный набор действий, которые субъект предпринимательской и профессиональной деятельности должен или может исполнить.

Специальный набор функций, реализуемых субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности - участниками СРО, позволяет говорить, с одной стороны, об их особенном правовом статусе, выделяющем их среди субъектов гражданского и предпринимательского права. С другой стороны, это свидетельствует о важности осуществляемой ими деятельности, поскольку именно активная составляющая включает таких субъектов в основу правового явления саморегулирования, способствующего, в конечном счете, осуществлению целей правового регулирования

экономики. Правовая связь элементов системы саморегулирования, подчеркнутая и выявленная посредством единого механизма участия в СРО, говорит о взаимопроникновении, взаимовлиянии действий каждого из участников на правовой статус самой саморегулируемой организации. Существует и обратная связь, поскольку законодательно установленные требования к СРО (например, к корпоративной структуре, количеству участников, качеству осуществляемой ими деятельности) оказывают влияние на реализацию функций ее участников. При этом, для усиления связи саморегулируемой организации и ее участников необходимо придавать большее значение реализуемой ими защитной функции, поскольку именно ее реализация дает участникам стимулы для вступления в СРО и ее дальнейшего развития. Выявление правовых связей в системе саморегулирования и четкое обозначение вектора активной составляющей - функций участников СРО способствуют пониманию явления саморегулирования в целом, участия в саморегулируемых организациях в частности, раскрытию характеристик правового статуса как участников, так и самих СРО. Это позволяет сформировать целостное представление о необходимых шагах по совершенствованию законодательства о саморегулировании, а также и общему повышению эффективности норм предпринимательского права.

Список литературы:

1. Петров Д.А. Обеспечение информационной открытости при саморегулировании // Гражданское право, 2013. № 5. 46 с.

2. Шуняева Д.А. Информационная открытость СРО: вопросов все больше [Электронный ресурс] режим доступа http://www.all-sro.ru/news/informatsionnaya-otkritost-sro-voprosov-vse-bolshe свободный.

3. Положение о порядке формирования списка третейских судей [Электронный ресурс] режим доступа http://sro-esp.ru/img/polozenie-po-formirovaniy-spiska-sydei-ts-31-08-2010.pdf свободный.

4. Положение о Членах НП «Совет рынка» [Электронный ресурс] режим доступа http://www.np-sr.ru/partnership/members/experts/index.htm свободный.

5. Регламент Третейского суда при СРО НП «Э.С.П.» [Электронный ресурс] режим доступа http://sro-esp.ru/img/reglament-ts-31-08-2010.pdf свободный.

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22 октября 2014г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2014. - № 43. - Ст. 5804.

7. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 05 мая 2014 № 99-ФЗ «О Внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. -№ 19. - Ст. 2304.

Reference list:

1. Petrov D.A. Ensuring information transparency in the self-regulation [Obespechenije informatsionnoj otktytosti pri samo-regulirovanii] // Civil law, 2013. №5. 46 p.

2. Shunyaeva D.A. Information openness SRO: issues are increasingly [Informatsionnaya otkritost SRO: voprosov vse bol-she] [Electronic resource] the access mode http://www.all-sro.ru/news/informatsionnaya-otkritost-sro-voprosov-vse-bolshe free.

3. Regulation on the formation of the list of arbitrators [Polog-henie o poryadke formirovaniya spiska tretejskih sudej] [Electronic resource] the access mode http://sro-

esp.ru/img/polozenie-po-formirovaniy-spiska-sydei-ts-31-08-2010.pdf free.

4. The position of member of NP "Market Council"[Pologhenie o Chlenah NP "Sovet rynka"] [Electronic resource] the access mode http://www.np-sr.ru/partnership/members/experts/index.htm free.

5. Rules of the Arbitration Court at the SRO NP "E.S.P." [Re-glament Tretejskogo suda pri SRO NP "E.S.P."] [Electronic resource] the access mode http://sro-esp.ru/img/reglament-ts-31-08-2010.pdf free.

6. Federal Law № 320-FZ of October 22, 2014 «On Amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation» [Federalnyj zakon ot 22 oktyabrya 2014 goda № 320-FZ «O vnesenii izmenenij v Gradostroitelnyj kodeks Rossiiskoy Feder-acii»]// Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. № 43. Art. 5804.

7. Federal Law № 99-FZ of May 05, 2014 « On Amendments to Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation and Invalidating Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» [Federalnyj zakon ot 05 majya 2014 goda № 99-FZ «O vnesenii izmenenij v glavu 4 chasti pervoj Graghdanskogo kodeksa Rossiiskoy Federacii I o priznanii utrativshimi silu otdelnyh pologhenij zakonodatelnyx aktov Rossiiskoy Feder-acii»]// Collected Legislation of the Russian Federa-tion.2014/№19. Art. 2304.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью ассистента кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Сунгатуллиной Лилии Азатовны «Функции

участников саморегулируемых организаций» Современные тенденции правового регулирования экономики требуют использования новых, более эффективных методов воздействия. Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности постепенно приобретают право формировать стандарты, правила бизнеса. Подобным веяниям вполне отвечает появление и интенсивное развитие в нашей стране явления под названием «саморегулирование». Необходимо отметить, что, несмотря на растущее внимание к правовым проблемам саморегулирования и саморегулируемых организаций (далее - СРО), до настоящего времени отсутствуют научные работы, посвященные рассмотрению особенностей деятельности участников саморегулируемых организаций. В этой связи статья Сунгатуллиной Л.А. «Функции участников саморегулируемых организаций» представляется актуальной и своевременной.

В указанной статье автором предлагается общее понятие функций участников СРО, их значение, дефиниция и классификации. Внимание автора сосредоточено на особенностях реализации так называемых «самостоятельных» функций участников СРО, раскрываются правовые проблемы их реализации, используется необходимая эмпирическая база (судебная практика, внутренние документы саморегулируемых организаций). Особое внимание уделено изучению правовых связей, существующих между элементами системы саморегулирования. Автором выявлено взаимопроникновение функций саморегулируемых организаций и их участников, и, как следствие, взаимовлияние правового статуса СРО и участников СРО.

Проведенный анализ необходим для выработки комплексного понимания участия субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, механизма участия в СРО, дальнейшему выявлению особенностей правового статуса участников СРО, и самих саморегулируемых организаций. Это способствует формированию целостного представления о саморегулировании в целом, позволит усовершенствовать законодательство о саморегулировании, привести к единому знаменателю отраслевые нормативные акты, регулирующие деятельность СРО в различных сферах, обобщить судебную практику, сформулировать и предложить меры по стимулированию инициативы субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности по созданию и участию в СРО.

Полученные автором выводы, безусловно, имеют как теоретическую, так и практическую значимость.

Статья Сунгатуллиной Л.А. содержит новые и актуальные для российской цивилистики научные положения. Статья «Функции участников саморегулируемых организаций» отвечает требованиям к работам, публикуемых в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати; ранее не публиковалась.

Научный руководитель к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

А.В. Михайлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.