Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ РКО'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ РКО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятия ракетно-космической отрасли / корпоративная социальная ответственность / rocket and space industry enterprises / corporate social responsibility

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К Д. Боброва, А В. Пташкина, М В. Романова, Е Л. Соколова

В статье раскрыты вопросы влияния корпоративной социальной ответственности на повышение репутации организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — К Д. Боброва, А В. Пташкина, М В. Романова, Е Л. Соколова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE FORMATION OF THE ORGANIZATION'S REPUTATION AS AN EMPLOYER: THE EXPERIENCE OF RKO ENTERPRISES

The article actualizes the issues of corporate social responsibility in the formation of the organization's reputation.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ РКО»

УДК 364.2

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ РКО

К. Д. Боброва, А.В. Пташкина, М.В. Романова Научный руководитель - Е.Л. Соколова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: romanova_mary98@mail.ru

В статье раскрыты вопросы влияния корпоративной социальной ответственности на повышение репутации организации.

Ключевые слова: предприятия ракетно-космической отрасли, корпоративная социальная ответственность.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE FORMATION OF THE ORGANIZATION'S REPUTATION AS AN EMPLOYER: THE EXPERIENCE OF RKO

ENTERPRISES

K.D. Bobrova, A.V. Ptashkina, M.V. Romanova Scientific supervisor - E.L. Sokolova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation B-mail:romanova_mary98@mail.ru

The article actualizes the issues of corporate social responsibility in the formation of the organization's reputation.

Keywords: rocket and space industry enterprises, corporate social responsibility.

В настоящее время бизнес-структуры, поддерживая свою репутацию, формируют стратегические цели и реализуют тактику социально ответственного поведения [1]. Не являются исключением и предприятия ракетно-космической отрасли (РКО), которые в силу специфики и масштаба своей деятельности, преимущественно относятся к крупному и среднему бизнесу, обладающему высоким трудовым потенциалом и обеспечивающему значительное количество рабочих мест [2]. Поэтому вопросы корпоративной социальной ответственности являются актуальными для предприятий РКО, которые нуждаются в достижении высокого уровня репутации и имиджа для формирования уважительного и преданного отношения со стороны работников.

Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) организации с точки зрения формирования репутации понимают реализацию социальных добровольных обязательств перед своими работниками по обеспечению развития трудового потенциала, созданию благоприятных условий занятости, повышения лояльности работника к работодателю с целью достижения экономического и социального эффекта, результатом чего становится положительный имидж и устойчивое развитие организации [3]. Практическая реализация принципов социальной ответственности предполагает реализацию эффективной внутренней социальной политики [4].

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

С целью формирования положительной репутации предприятия РКО применяют структурированный, системный подход к управлению вопросами корпоративной социальной ответственности, включающий систему оплаты труда и мотивации персонала, систему социальных гарантий, льгот и компенсаций, программы социальных инвестиций, направленных на обеспечение безопасности и охрану здоровья работников, развитие уровня кадрового потенциала и другое.

Сравнительный анализ нескольких таких структурированных практик корпоративной социальной ответственности, реализуемых предприятиями РКО проведен в таблице 1.

Таблица 1

Направления корпоративной социальной ответственности предприятий ракетно-космической

отрасли в формировании репутации работодателя

[составлено авторами на основе источников 5, 6, 7, 8].

Критерий АО «РКС» ПАО РКК «Энергия» АО «Красмаш» АО «ГРЦ Макеева»

Концепция КСО Финансовая и социальная защита работников. Создание достойных и безопасных рабочих мест и решение социальных вопросов. Развитие партнерских отношений в сфере труда. Обеспечение осознания работниками своей роли в достижении стратегических целей.

Программы, проекты, мероприятия Бесплатная медицинская помощь и ДМС. Отдых в детских оздоровительных лагерях. Адресная материальная помощь. Материальная помощь за авторские изобретения. Компенсация оплаты обучения. Спортивные, культурные, туристические, развлекательные, профессиональные и торжественные мероприятия. Корпоративная программа «Дружная семья». Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда. Программа «Новые кадры ОПК». Проект ««Аэрокосмический класс». Программа «Совершенст- вованиесистемы подготовки научных кадров и стимулирования научной деятельности». Программы негосударственного пенсионного обеспечения. Отдых и оздоровление работников и их семей. Предоставление служебного жилья. Комплексная программа медицинского обслуживания. Акция «День донора». Корпоративные мероприятия. Санаторно-курортное оздоровление работников и их семей. Материальная помощь работникам. Строительство жилья и объектов социально-бытового назначения для сотрудников. Добровольное медицинское страхование. Индивидуальные годовые программы развития для молодых специалистов. Программа «Здоровье». Программа развития наставничества новых сотрудников. Программы профессионального обучения: профориентации, безопасной работы, подготовки и развития персонала. Корпоративные мероприятия.

Можно отметить, что с целью обеспечения высокого уровня репутации предприятия РКО формируют собственные концепции корпоративной социальной ответственности, реализуя конкретные цели и задачи в данной области, применяя различные виды социальных программ, проектов и мероприятий, создавая собственную социальную инфраструктуру.

Управление социальной ответственностью направлено прежде всего на установление социального партнерства с работниками путем целенаправленных действий для достижения общего результата, их согласованности и совместного решение задач бизнеса.

Предприятия РКО добровольно берут на себя дополнительные расходы на наиболее востребованные виды социальной поддержки, в основном связанные с заботой о здоровье и с помощью сотрудникам в трудных жизненных ситуациях. Концентрация ресурсов на данных направлениях и управление ими позволяет добиться социально значимого эффекта, которого сотрудники не смогли бы достичь самостоятельно в случае перевода этих расходов в заработную плату.

Каждое из рассмотренных предприятий РКО решают ключевую задачу в обучении персонала путем развития комплекса профессиональных навыков, необходимых для выполнения производственной программы с необходимым уровнем качества и обеспечения безопасности, а также технологического развития отрасли в целом на долгосрочную перспективу. Осуществляется тесное сотрудничество с профильными вузами и организациями среднего профессионального образования в регионах присутствия с целью привлечения и подготовки молодых кадров, а также реализуют собственные проекты, направленные на развитие сотрудников и достижение стратегических целей.

Таким образом, предприятия РКО, обеспечивая достойный уровень благосостояния своих работников, поддерживая их профессиональный и личностный рост, соблюдая трудовые права работников, предоставляя широкий спектр социальных льгот и поддержки, проявляя заботу о здоровье и безопасности персонала, получают высокую отдачу от работников в виде производственной эффективности и финансовой результативности, тем самым формируют высокий уровень своей репутации как работодателя.

Библиографические ссылки

1. Коротков, Э. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для вузов / Э. М. Коротков [и др.] ; под редакцией Э. М. Короткова. - 2-е изд. -Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 429 с.

2. Кумышев, Н.Б., Соколова, Е.Л. Основные направления корпоративной социальной ответственности, ориентированной на персонал в деятельности предприятий ракетно-космической отрасли // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 799-801.

3. Достойный труд - устойчивый бизнес. Сборник корпоративных практик. / Е. Н. Феоктистова, Г. А. Копылова, М. В. Москвина, М. Н. Озерянская, Д. Р. Пуртова. -РСПП, Москва, 2020г. - 192 с.

4. Рыженкова М.В., Соколова Е.Л. Корпоративная социальная политика: понятие и содержание // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 402-406.

5. Официальный сайт. АО «РКС» [Электронный ресурс]. URL :http://russianspacesystems.ru/career/socialnaya-politika (дата обращения: 05.01.2021).

6. Официальный сайт. ПАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королева [Электронный ресурс]. URL : https://www.energia.ru (дата обращения: 05.01.2021).

7. Официальный сайт. АО «Красмаш» [Электронный ресурс]. URL :http://www.krasm.com/personnel (дата обращения: 06.01.2021).

8. Официальный сайт АО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» [Электронный ресурс].Ц^ : http://makeyev.ru/social/rc(дата обращения: 07.01.2021).

© Боброва К.Д, Пташкина А.В., Романова М. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.