Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность как проявление организационной культуры'

Корпоративная социальная ответственность как проявление организационной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1208
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

Рассматриваются вопросы проявления организационной культуры в форме корпоративной социальной ответственности. Определяются этапы становления понятия «социальная ответственность» и механизмы ее реализации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS REPRESENTATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Stages of formation of concept "social responsibility" and mechanisms of its representation in modern conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность как проявление организационной культуры»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

УДК 316.35:316.6

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.К. БУДКИНА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются вопросы проявления организационной культуры в форме корпоративной социальной ответственности. Определяются этапы становления понятия «социальная ответственность» и механизмы ее реализации в современных условиях.

Социальная ответственность относится к числу таких проблем, актуальность которых никогда не снижается, но её понимание во многом зависит от перемен, происходящих в обществе. Социально-экономический прогресс, расширение социальных связей между людьми, возрастание личностных сил человека раздвигают границы его ответственности. Это даёт импульс повышению ответственности общества за создание условий для развития каждой личности, всесторонней реализации её способностей. Принципиальная новизна сегодняшнего подхода состоит в акцентировании внимания на создании социально ответственных общественных отношений, предусматривающих построение правового государства и утверждение гражданского общества. В свою очередь, личностная социальная ответственность граждан является условием совершенствования существующих общественных отношений как отношений ответственных.

К проблемам ответственности обращались учёные, исследующие личность, социальные отношения. Различные аспекты ответственности рассматривали мыслители Древнего мира. Так, древнекитайский философ Конфуций, анализируя взаимоотношения общества и личности, утверждал, что ответственность призвана способствовать установлению порядка в Поднебесной [10, с.158]. Однако понятие «социальная ответственность» сформировалось позже. В трудах Аристотеля ответственность связывалась со свободой воли и свободой выбора, с произвольными и непроизвольными действиями человека [6, с.205]. Аристотелем, Платоном высказывалась мысль о возникновении ответственности за поступки, совершённые в силу незнания, когда возможно предвидеть результаты своих действий. В античный период истории накапливался мыслительный материал, нашедший отражение в последующем научном решении вопроса о природе и сущности социальной ответственности.

В работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма [5] ответственность трактовалась только во взаимосвязи свободы и необходимости в жизни личности и общества. В трудах немецкого философа Канта И. углубление содержания понятия «ответственность» происходит на основе представления о достоинстве человеческой личности [9, с.164]. Кант И. считал, что разум устанавливает всеобщее законодательство, исходя из идеи достоинства разумного существа, повинующегося закону, который оно в то же время себе даёт. Марксистская концепция «ответственности» строится на основе методологического анализа соотношения свободы и необходимости, взаимоотношений личности и общества [5, с.635]. Ответственность - исторически обусловленное общественное явление, основанное на классовом конкретно-историческом подходе к деятельности человека. Социальная ответственность отражает специфику социальных отношений, возникающих во всех сферах человеческой деятельности, в том числе - в производственной, предпринимательской, где взаимосвязи между людьми, коллективами основаны на сознательном отношении к поступкам, совершаемым в соответствии с потребностями общества и отдельной личности.

Образ и социальный статус предпринимателя в России был неоднозначным. В глазах народа и интеллигенции, хозяйственная деятельность, связанная с накоплением богатства и сопровождавшаяся интенсивной эксплуатацией рабочей силы, долгое время вызывала активную критику и неприятие. Признание общества предприниматели завоёвывали своей деятельностью во внеэкономической сфере - поддержкой искусства, строительством церквей, созданием музеев, образовательных школ и т.д. Третьяков П.М., один из крупнейших текстильных фабрикантов России и основатель знаменитой картинной галереи, говорил о том, что всегда стремился «... наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то полезных учреждениях» [7, с. 117]. В дореволюционной России традиции благотворительности и меценатства были особенно сильны. В историческом сознании россиян предприниматели остались не как субъекты хозяйствования, создатели отечественной промышленности, а как благотворители и меценаты.

Интересна позиция старообрядчества, из которого вышли ведущие представители делового мира в Москве. Ответственность перед обществом ими понималась как ответственность перед Богом за спасение собственной души, за праведную жизнь в миру. Представитель знаменитой торговой династии В.Рябушинский писал: «Основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что он уже являлся обладателем значительного состояния. Конечно, в его быту всё было лучше и обильнее, чем раньше, но, в сущности, то же самое. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики. Но очень гордился тем, что вокруг него «кормится много народа». В таком понимании своего положения бывший крепостной, а теперь первостатейный купец, совершенно не расходился со средой, из которой вышел. Все окружающие, бедные и богатые, окрестные мужики и его же фабричные, уважали старика именно за то, что он фабрикант, дающий заработок сотням и тысячам рабочих. Вот почему ему и в голову не приходило считать себя за своё богатство в чём-то виноватым перед людьми. Другое дело Бог; перед Ним было сознание вины в том, что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» [11, с.95].

Социальная ответственность проявляется в создании условий для развития людей, их совершенствования - через организацию собственного новационного производства, внутрифирменного профессионального непрерывного обучения и удовлетворения новых потребностей людей. Генри Форд ещё в начале ХХ века видел перспективы социально-индивидуальной направленности предпринимательства: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях заработать ещё больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалёк» [12, с.134].

Функционирующие в условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты являются открытыми системами и взаимодействуют как с внутренней, так и с внешней средой. Далее под термином «организация» понимается компания, объединение, фирма, предприятие, учреждение либо их часть или сочетание, независимо от видов собственности (государственная или частная), организационно-правовой формы (акционерные, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию [3]. Корпорация - это юридическое лицо, представляющее собой объединение ради достижения общих целей физических и/или юридических лиц с долевой формой собственности, управление которым осуществляется профессиональными управляющими, работающими по найму. Такая форма организации бизнеса широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Корпоративная социальная ответственность - это взаимосвязанные, целенаправленные практические действия в рамках одной или нескольких программ в процессе функционирования компании, предусматривающие ответственность за прошлую, текущую и пер-

спективную деятельность, охватывающие отношения с поставщиками, потребителями, работниками, властью, производимые с учётом потребностей и ценностей общества в целом. Суть социально ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний заключается в создании благоприятных условий для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса требований и ожиданий заинтересованных сторон. Устойчивое развитие, по определению Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, - это «модель поступательного развития общества с целью достижения удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [4].

Корпорации и предприятия отказываются от традиционных способов управления и переориентируются на формирование в коллективе предпринимательского духа, инновационной атмосферы. Современное производство нуждается в творческом работнике. Чтобы перейти к новому уровню деловой культуры необходимо создать особый инновационный климат в коллективах и предоставить работникам возможности для свободной и творческой деятельности. Происходят серьёзные изменения как в характере управления, так и в ценностных ориентациях личности современных работников. Главной задачей является формирование не иерархических вертикалей, а создание особого «психологического» состояния персонала. Это новая система управления, возникшая и получившая широкое распространение в развитых странах в последней четверти ХХ столетия, направлена на создание новых товаров, новых технологий и основывается на раскрытии творческих способностей и возможностей работника. Качественное отличие инновационного управления от классического заключается в том, что оно ориентировано на человека, на создание инновационного климата. В результате меняется объект управления и цель - создание условий для реализации творческих возможностей личности.

Возникает мир «быстрых» и «медленных» экономик. Первые основаны на технических и социальных инновациях, где главным капиталом оказываются творческие силы и способности человека. Отсюда и необходимость создания новой модели управления, которая ориентирована на интересы персонала и позволяет, с одной стороны, стимулировать возникновение новых идей, а, с другой, - управлять процессом их практического внедрения и использования. Этот способ управления стимулирует человека более полно использовать творческие возможности. Именно таким управлением является социально-ответственное корпоративное управление, осуществляемое на основе принятой и заявленной стратегии и охватывающее различные сферы деятельности.

Инновационная экономика предполагает создание бизнеса, отличающегося от прежнего, несущего ответственность за будущее социума. Понимание социальной ответственности включает в себя экономические и социальные аспекты. Современное предприятие или организация представляет собой не только элемент экономической подсистемы общества, но и является частью целого ряда других подсистем. Социальная среда, объединяющая потребителя продукции, местные общины, средства массовой информации, профсоюзы, политические партии и т. д., требует «уравновешения» экономической деятельности с социальными целями окружающих людей и групп. В настоящее время сформировались требования и нормы, которым должны удовлетворять организации, чтобы считаться легитимными в глазах общества. Речь идёт об активной деятельности в сфере защиты окружающей среды, общественной безопасности, интересов потребителя и т.д. Современный бизнес не должен ограничиваться только меценатством.

Все экономические проекты должны иметь обоснования их социальных последствий, установленные правила и порядок проведения экспериментов и общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов социальным критериям, т. е. повышению уровня и качества жизни большинства граждан (населения). Важно обеспечить объективную оценку результатов социально-экономического развития. Это предполагает проведение систематического и объективного мониторинга соответствия законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития.

Социальная ответственность проявляется в проведении социальной политики. Социальная политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с её общей социальной результативностью, и являющееся основанием для установления целевых и плановых социальных показателей. Задачи социальной политики состоят в осуществлении деятельности, направленной на предотвращение (преодоление) социальной напряжённости, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей сотрудников, повышение уровня и совершенствование качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней. Таким образом обеспечивается преемственность в развитии культуры производства, поддерживается бесконфликтное существование общества как интегрированной системы.

Социальная активность проявляется в осуществлении социальных программ, которые отличаются системным характером, связаны со стратегией развития предприятия и направлены на достижение общественно полезных целей. Социальная программа - это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение социальных задач. Самыми распространенными направлениями социальных программ являются: развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика. Рассмотрим подробнее эти направления. Формирование кадровой политики предусматривает обеспечение социальных гарантий работникам: повышение профессионального уровня и квалификации, аттестация и сертификация специалистов, образовательные программы, системы мотивации и стимуляции к результативному труду, установление уровня заработной платы, необходимого для воспроизводства рабочей силы, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п. Эти программы фактически обеспечивают преемственность в развитии культуры. Программы экологической безопасности и ресурсосбережения, инвестиционные программы технической модернизации, программы энергосбережения поддерживают бесконфликтное существование в обществе. Это направление включает в себя мероприятия, обеспечивающие контроль за состоянием окружающей среды, восстановительные природоохранные мероприятия. Некоторые компании выступают с оригинальными инициативами. Например, ОАО «Газпром» проводит программу по переводу корпоративного транспорта на использование газа в качестве моторного топлива [13]. Программы инновационного типа содействуют воспроизводству субъекта социально-исторического процесса. Примером инновационных типов программ стали программы развития системы образования и стимулирования научных разработок. Достигаемый результат программы состоит в комплексной поддержке учебных заведений, развитии инноваций. Это программы ранней профессиональной ориентации, новых форм обучения, стажировки школьников на предприятиях. Активно распространяются программы стипендиальной поддержки талантливых студентов и преподавателей вузов. Проводятся конкурсы, присуждаются гранты на реализацию научных разработок.

Например, в годовом отчёте Сбербанка России сказано: «В соответствии с Соглашением о сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова за счёт средств Центрального аппарата Банка было назначено 25 стипендий Сбербанка России лучшим студентам университета; аналогичная работа проводится и в других регионах Российской Федерации» [13]. Из отчёта ОАО «Газпром» можно узнать об инновационном вкладе компании в развитие науки. «В рамках проведения НИР и ОКР осуществляется разработка новых, более экологичных и энергоэффективных технических средств и технологических процессов, поиск решений, способствующих повышению эффективности природоохранных работ».[13] Программы создания рабочих мест проводятся, в основном, крупными компаниями. В 2003 году был учреждён Фонд развития предпринимательства, основная задача которого - создание новых производств на свободных площадях ОАО «Татнефть» и поддержка занятости высвобождаемых работников компании. Одним из проек-

тов, реализованных Фондом, является создание швейного производства в рабочем посёлке Шу-гурово Лениногорского района.

Благотворительные программы и спонсорство рассматриваются как элемент взаимодействия бизнеса и общества. Помощь может носить как систематический, так и разовый характер. Как правило, целевыми группами являются малообеспеченные слои населения, которые в силу своих физических возможностей не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя: инвалиды, ветераны войны, пенсионеры. Также получателями помощи могут быть дети, молодёжь, талантливые или нуждающиеся в помощи. Необходимо отметить долгосрочную программу «Новый день», которую проводит «Росбанк» совместно с Детским фондом ООН. Результаты осуществления этой программы приведены в отчёте «Росбанка». «Программа позволила привлечь на реабилитацию и адаптацию проблемных детей ... более 750 тысяч долларов, помимо средств, выделенных банком и UNICEF. За 6 лет существования программы была оказана финансовая поддержка проектов на общую сумму 1 миллион долларов» [13]. Осуществление программ развития местного сообщества предполагает деятельность на добровольной основе. Совместно с государственными и общественными организациями предприятие участвует в проведении акций поддержки социально незащищенных слоев населения, благотворительных акциях, оказывает поддержку проведению социально значимых исследований, оказывает содействие в организации и проведении культурных, образовательных, спортивных мероприятий и т. п. Например, в Тверской области в рамках благотворительных программ фонда «Доброе начало» осуществляется поддержка социально незащищенного населения: детей - сирот, инвалидов, малоимущих [13]. Реализация социальных программ имеет большое значение для общества. Как было отмечено ранее, содержание программы учитывает потребности и ожидания заинтересованных сторон (субъектов). В результате взаимодействия Холдинговой компании «ИНТЕРРОС» с местными, региональными, федеральными органами государственного управления создано партнёрство, целью которого является реализация проекта «Большой Эрмитаж», предполагающего создание в здании Главного штаба уникального по масштабам культурного центра. Следующим этапом сотрудничества стало финансовое участие в реставрационных работах по восстановлению Колесницы Славы на арке Главного штаба [13].

Осуществляя сотрудничество с некоммерческими организациями, «ИНТЕРРОС» участвует в программах Фонда Единства Православных народов, в том числе и в программе восстановления монастырского комплекса на Валааме [13]. Примером сотрудничества с некоммерческими, общественными организациями и профессиональными объединениями, а также с местными, региональными, федеральными органами государственного управления является проведение национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей России. Проводится СТД, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы. Спонсорами фестиваля являются Сбербанк России, НАФТА Москва и другие [13]. В рамках поддержки социально незащищенных слоёв населения проводится программа ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» по предоставлению возможности бесплатных полётов ветеранов Великой Отечественной войны - «Встреча боевых друзей» [13].

Социальный институт корпоративной ответственности осуществляет важные функции, из числа которых следует выделить устойчивость форм общественных отношений. Социальные функции состоят в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и оказание содействия в овладении общезначимыми нормами легитимного поведения. Институт корпоративной ответственности состоит в многообразном отношении с другими социальными институтами производства, культуры, науки, семьи. Он способствует активизации социальных связей и внутригрупповой сплочённости среди работников и руководителей предприятия. В рамках института поощряется желательное, с точки зрения общественных интересов, поведение социальных групп в сфере реализации социальных программ. В ходе внутри институциональной деятельности предприятий ведётся контроль отклонений от установленных норм и принципов поведения, из-

ложенных в корпоративной этике, социальной политике, коллективных договорах и т.д. Важнейшей функцией социального института корпоративной ответственности является упорядочение и приведение деятельности социальных общностей, участвующих в процессе реализации социальных программ, к прогнозируемым социальным ролям, соблюдение социального порядка, создания и поддержания благоприятных социально-психологических условий в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекомендации по отчетности устойчивого развития 2002 - Глобальная инициатива по отчетности (GRI).

2. Стандарт SA 8000 - Социальная ответственность 8000// Стандарты и качество. - 1999. - № 5.

3. Стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98.

4. Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию. Наше общее будущее. Oxford: Oxford University Press, 1987.

5. Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. Т. 1.

6. Аристотель. Политика //Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1983.

7. Боткина А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. - М.: Искусство, 1993.

8. Гоббс Т. Философские элементы учения о гражданине. / Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969.

9. Кант И. Критика чистого разума./ Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969.

10. Конфуций. Лунь юй (Беседы и суждения) / Древнекитайская философия. - М.: Мысль, 1973.

11. Рябушинский В. Судьбы русского хозяина / Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва-Иерусалим, 1994.

12. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Экономика, 1989.

13. Будкина Е.К. Социальная ответственность в системе управления российскими корпорациями. - М., 2007.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS REPRESENTATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Budkina Ye.K.

Stages of formation of concept “social responsibility” and mechanisms of its representation in modern conditions are considered.

Сведения об авторе

Будкина Елена Константиновна, окончила Московский экономико-статистический институт (1987), кандидат социологических наук, член Российского философского общества, автор 7 научных работ, область научных интересов - социология, философия, антропология, история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.