Научная статья на тему 'Философия корпоративной социальной ответственности бизнеса перед обществом'

Философия корпоративной социальной ответственности бизнеса перед обществом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1108
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

Исследуются процессы возникновения и перспективы развития корпоративной социальной ответственности бизнеса, принципы формирования, особенности проявления в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF CORPORATE SOCIAL CIVIL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

In this article is analyze processes of beginnings and prospects of evolution of Business for Corporate Social Responsibility, foundations of formation, characteristic properties in our country and in another countries.

Текст научной работы на тему «Философия корпоративной социальной ответственности бизнеса перед обществом»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУГА серия История, философия, социология

№ 101

УДК 347.471.33

ФИЛОСОФИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

Е.К. БУДКИНА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панфёровым К.Н.

Исследуются процессы возникновения и перспективы развития корпоративной социальной ответственности бизнеса, принципы формирования, особенности проявления в нашей стране и за рубежом.

Успехи в экономике во многом зависят от социальной ответственности государства и бизнеса. Это зафиксировано в Конституции РФ, статья 7, которая гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, с. 9]. Сегодня, в условиях нестабильности рыночных отношений в России трансформируется структура отношений между бизнесом и социумом. Общество ждет от предпринимателей не только качественных товаров и услуг по приемлемой цене, но и стабильности и социальной ответственности. Российское общество находится сегодня на пути к статусу «сознательного потребителя», для которого важным являются не только цены и качество на товары или услуги, но и репутация компании. Философия крупного бизнеса заключается в том, чтобы влиться в мировые тенденции.

Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно - около 20-30 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с рабочими, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал принцип случайности, работа осуществлялась по обращениям со стороны местных властей или профсоюзов. С конца 70-х годов ведущие компании США и Великобритании пришли к необходимости объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой, и выработать подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы формироваться с учётом философии компании, её маркетинговой стратегии, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества. Среди причин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на проблемы взаимоотношений с обществом, можно выделить следующие: усилившееся давление со стороны государства; принятие более жёстких стандартов в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды, как в Великобритании и странах Западной Европы; давление со стороны профсоюзов, прежде всего, в сфере охраны труда и в социальной политике; усиление взаимосвязи между общественным мнением и уровнем продаж. Поведение потребителей начало определяться в зависимости от репутации компании, в том числе её ответственности во взаимоотношениях с партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, политики в области экологической безопасности.

Таким образом, в настоящее время большинство крупных компаний Западной Европы и США сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО) в своих интересах. Эта тема стала предметом исследований экспертов, работающих в области корпоративного управления. Изучение корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту экономических вузов западных государств. Однако общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной

практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по-своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания предмета среди российских бизнесменов. Отечественные [5; 18; 19; 20; 23] и зарубежные [16; 17; 21; 22] исследователи отмечают, что главным в понятии социальной ответственности должна быть добровольность вклада в социальную сферу, вне рамок определенного законом минимума.

Одно из первых определений КСО, сформулированное экспертами Ассоциации менеджеров России (АМР), активно занимающейся исследованием проблем социальной ответственности бизнеса: «корпоративная социальная ответственность - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума» [2 , с. 3].

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции КСО, - «Business for Social Responsibility» (бизнес за социальную ответственность), определяет корпоративную социальную ответственность как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде». На Всемирном бизнес-конгрессе «За устойчивое развитие» в докладе «Making Good Business Sense» (создавая смысл хорошего бизнеса) было дано следующее определение: «корпоративная социальная ответственность - это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей как и общества в целом» [25,26]. Green paper Европейского союза определяет корпоративную социальную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей». Такой подход принят большинством стран Европейского союза [27].

Концепция корпоративной социальной ответственности включает в себя взаимосвязанные, целенаправленные практические действия в рамках одной или нескольких программ в процессе функционирования компании на всех уровнях и предусматривает ответственность за прошлую, текущую и перспективную деятельность. Самая широкая трактовка КСО включает в это понятие: корпоративную этику; корпоративную социальную политику в отношении общества; политику в сфере охраны окружающей среды; принципы и подходы к корпоративному управлению; вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом; политику в отношении персонала.

В докладе о социальных инвестициях в России, представленном Ассоциацией менеджеров России на конференции 18 ноября 2004 года и основанном на материалах российских и зарубежных источников, исследованиях Ассоциации менеджеров России (АМР) и данных анкетирования 100 российских компаний, дано новое определение корпоративной социальной ответственности. По мнению авторов, это определение наиболее приемлемо для современной российской практики: «корпоративная ответственность перед обществом - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества» [28]. В докладе подчеркнуто, что западная трактовка КСО не включает такие базовые позиции, как, например, соблюдение законов. Но в России не говорить об этом невозможно.

В условиях российских рыночных отношений о философии социальной ответственности и участии в жизни общества задумываются пока что только крупные общенациональные компании и подразделения международных компаний. Бизнес-сообщество России, беря на себя эту ответственность, ориентируется на национальное законодательство, содержащее социальные права и гарантии. Россия подписала и ратифицировала многие международные документы, утверждающие социальные права человека. Среди всего их многообразия следует назвать международные документы универсального характера - Декларация социального прогресса и развития, конвенции Международной организации труда, Международный билль о правах человека, включающий пять документов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Транснациональные компании, международные организации трудящихся и организации гражданского общества участвуют в Глобальном соглашении об общих ценностях и принципах или Глобальном договоре. Российский союз промышленников и предпринимателей, а также некоторые российские компании подписали Глобальное соглашение, которое «призвано объединить деловые круги, компании, организации с учреждениями Организации Объединенных Наций, трудящимися и гражданским обществом в поддержку девяти универсальных принципов в области прав человека, труда и окружающей среды» [3, с. 29]. Цели Глобального соглашения:

1) сделать Глобальный договор и его принципы частью стратегии и операций деловых кругов;

2) содействовать сотрудничеству между основными заинтересованными сторонами и поощрять налаживание партнерских связей в поддержку целей Организации Объединенных Наций. Сформулированные принципы Соглашения: поддерживать и уважать защиту международных прав человека в их сферах влияния; помогать корпорациям не участвовать в нарушениях прав человека; обеспечивать свободу ассоциации и эффективное признание права на коллективный договор; ликвидировать все формы эксплуатации; фактически ликвидировать детский труд; исключить дискриминацию в труде и занятости; пропагандировать экологическую культуру; повысить ответственность за сохранность окружающей среды; поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

В 1997 году был разработан стандарт БЛ 8000 «социальная ответственность». Он считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют Всемирная декларация прав человека, Конвенция ООН по правам детей, конвенции и рекомендации Международной организации по труду. Компания, которая берется жить и работать в соответствии с требованиями стандарта БЛ 8000, подписывает как бы хартию порядочности в бизнесе. Сами формулировки стандарта звучат обязательствами компании не делать того, что идет во вред людям, и, наоборот, - делать что-то конкретно ради людей. Например, «компания не будет применять или поддерживать применение детского труда», но «компания будет поддерживать обучение детей и молодых рабочих»; «компания не будет применять и поддерживать применение принудительного труда», но «компания обеспечит безопасную и здоровую окружающую рабочую обстановку» и т.п. [4]. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о гуманизации производственного процесса, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе. В этом заключается западная философия корпоративной ответственности. В работе Воронина Г.П. «Воспитывать культуру качества» [6] рассматривается классическая схема построения программ КСО, предусматривающая пять основных этапов: определение приоритетов социальной политики, которые затем трансформируются в миссию и кодекс поведения компании, осуществление перехода от стратегии к оперативному управлению, создание специальной структуры, занимающейся решением вопросов, связанных с социальной ответственностью, разработка программ обучения сотрудников и бизнес-партнеров фирмы, создание и внедрение социальных программ, оценка и оглашение достигнутых результатов.

Российский бизнес, вступающий в процесс глобализации мировой экономики с целью собственного развития, еще только сталкивается с необходимостью понимания корпоративной социальной ответственности. В нашем обществе традиционно больше внимания уделяется вопросам социальной ответственности бизнеса как помощи уязвленным слоям населения, другими словами, как разовые благотворительные акции и спонсорство. Философия проблемы наблюдается в том, что постепенно общество готово осознать, что социальная ответственность бизнеса предполагает не только благотворительность, но и, прежде всего, заказ, организацию и устройство крупных мероприятий. Сегодня российские бизнесмены понимают необходимость социальной ответственности перед обществом, но под вопросом остаются направления её ведения, качество и масштабы социальных программ. У российских предпринимателей еще не сформировано четкое представление о том, в каких областях проводить социальные программы для того, чтобы социальная ответственность не была мнимой или работала не только на имидж компании, но и на репутацию.

В нашем понимании корпоративная социальная ответственность - это философия поведения и концепция выстраивания сообществом своей деятельности согласно ряду общественных требований, которые были сформулированы в ходе опросов, проведённых ВЦИОМ более 300 крупнейших российских компаний, представителей различных групп населения. ВЦИОМ обнародовал данные исследования по состоянию на май 2004 года, посвященного отношению россиян к проблеме социальной ответственности бизнеса. Предпочтительными направлениями участия бизнеса в решении социальных проблем россияне называют, прежде всего, создание новых рабочих мест (65%), предоставление дополнительного «социального пакета» работникам (33%), строительство социальных объектов (24%), благоустройство городов, поселков (19%). Ожидания россиян в отношении таких проблем, как создание новых рабочих мест и улучшение социальных условий труда, существенно (в 3-4 раза) расходятся с их оценками реального положения дел в данных сферах. И, наоборот, отмечается активная роль бизнеса в проведении культурных, спортивных мероприятий (20%) и восстановлении религиозных сооружений (12%), в то время как важной деятельностью бизнеса именно в этих областях считают лишь 3% и 2% соответственно. [7]

Таким образом, россияне ждут от отечественного бизнеса решения проблем, прежде всего, в сфере его профессиональной деятельности, а уж затем - подключения бизнеса к решению прочих вопросов, находящихся в компетенции органов региональной власти. Что касается благотворительности и меценатства, то, судя по всему, сама эта идея, как подчеркивает пресс-служба ВЦИОМ, во многом девальвирована «купеческо-пиаровскими» жестами ряда бизнесменов. [7] Основной вывод социологов таков: по большинству позиций ожидания населения расходятся с теми благотворительными программами, которые осуществляют наши компании.

В условиях массовой бедности в нашей стране существенное значение приобретает влияние региональной экономической элиты на формирование и реализацию такой экономической и социальной политики в регионах, которая была бы направлена на повышение уровня жизни работников, проживающего в них населения, снижение степени социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. Главным результатом проведения такой политики может быть сокращение численности бедных людей в регионах и в стране в целом. Бедными являются не только нетрудоспособное население, но и часть работников, получающих заработную плату за свой труд ниже прожиточного минимума. Философия корпоративной социальной ответственности бизнеса должна помочь избежать перерастания социальных проблем в кризис. Однако в России ещё не сложилась устойчивая взаимосвязь бизнеса и общества, социальные проекты со стороны фирм воспринимаются обществом как «дар Божий», в обществе нет стремления контролировать или совершенствовать ведение социально ответственного бизнеса в России.

Проблемой философии социальной ответственности бизнеса в России сегодня занимаются такие организации, как Торгово-промышленная палата, Академия народного хозяйства, российская Ассоциация менеджеров, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей. Их крупными проектами и акциями являются: всероссийская инициатива «Социальная программа российского бизнеса», проект Академии Народного Хозяйства «Федеральный общероссийский центр социальной ответственности бизнеса», акция «Социальная ответственность бизнеса» Торгово-промышленной палаты РФ.

Приоритетными для российского предпринимательства направлениями ведения социально ответственного бизнеса по классификации Ассоциации менеджеров являются: а) развитие персонала; Ь) охрана здоровья и безопасность труда; с) социально-ответственная реструктуризация; ё) природоохранная деятельность и ресурсоснабжение; е) развитие местного сообщества; 1) добросовестная деловая практика. Указанные направления могут сопровождаться добровольным осуществлением социальных программ в этих сферах и, таким образом, соответствовать пониманию социальной ответственности как добровольного вклада компании в социальную, экономическую и экологическую сферы.

В конце ХХ века в развитых странах получили широкое распространение открытые корпоративные отчеты компаний, важное место в которых отводится информации о воздействии предприятия на окружающую среду и природоохранных мероприятиях. В последнее время многие компании не просто затрагивают эту тему в ежегодных отчетах, но и издают отдельные экологические отчеты. В них компании представляют информацию о воздействии производственной деятельности на общество и состояние окружающей среды. Это открывает возможности обоснованного принятия решений об инвестициях, о покупке или партнерстве. Обеспечение акционеров надежной и достоверной информацией, соответствующей их ожиданиям и интересам, способствует дальнейшему развитию конструктивного диалога между ними и компанией и является проявлением философии корпоративной социальной ответственности. Однако не все разработки западных и восточных лидеров движения за качество могут быть внедрены в российской среде. Государственная политика в области социальных проблем должна включать в себя воспитание экономической культуры, связанной с решением проблемы качества в производственных коллективах и, особенно, среди руководителей предприятий и организаций. Началом формирования экономической культуры может стать участие фирм в таких программах, как «100 лучших товаров России», «Наша марка», «Учитель года», «Российские интеллектуальные ресурсы» или конкурсах, проводимых на выставках, направленных на то, чтобы не только выявить хорошую продукцию, но и заинтересовать предприятия в применении новых методов и обеспечении качества. Еще важнее - экономическую культуру формировать в процессе образования, помогать новому поколению россиян овладевать философией качества. Лидеры движения за качество в России видят свою задачу в том, чтобы поднять проблему качества и конкурентоспособности до уровня национальной идеи, придать движению за качество массовый характер, воплотить в жизнь идеи философа И.А. Ильина, который писал: «Готовить восстановление России - значит, прежде всего готовить самого себя к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи - русское качество» [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1995.

2. Литовченко С.Е., Корсакова М.И.Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. - М., 2003.

3. Аверин А.Н. Социальная ответственность региональной экономической элиты// Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. - Ростов-на-Дону, 2004.

4. Стандарт БЛ 8000 - Социальная ответственность 8000// Стандарты и качество. 1999. № 5.

5. Агафонов А.А. и др. Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). К 10-летию РСПП.- М.: ИТРК РСПП, 2000.

6. Воронин Г.П. Воспитывать культуру качества // Стандарты и качество. 2003. № 5.

7. Пономарёв В. Бизнес не оправдывает ожиданий // Иностранец. 21 сентября . 2005.

8. Ильин НА. Спасение в качестве // Русский колокол. 1928. № 4.

9. Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий - новый подход к их системам управления // Стандарты и качество. 1999. № 5.

10. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства - М.: Магистр, 1998.

11. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: - М.:Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; Издательский Дом «Инфра-М», 2003.

12. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. - М.: МНИМП, 1998.

13. Томас В. и др. Качество роста. Опубликовано для Всемирного банка.- М.: Весь Мир, 2001.

14. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в условиях структурной перестройки экономики. Тезисы докладов Первой научно-практической конференции промышленников и предпринимателей ЮгоВосточного административного округа Москвы: - М.: Прима-Пресс, 1997.

15. Развитие малого предпринимательства в России: главные направления. Аналитический сборник. - М.: ЗАО Фабрика офсетной печати, 2000.

16. Kaeppel J. The four biggest mistakes in future trading. USA. Marketplace books. 2000.

17. Street R. Youth business international. Handbook. Wales.YBI. The Prince of Wales business leaders forum. 2003.

18. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства. Учебное пособие. - М.: КЛИСТАР, 2002.

19. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. Методическое руководство. Всероссийская инициатива. Социальная программа российского бизнеса. - М.: Ассоциация менеджеров, 2002.

20. Марикечева Т.Б. Методические материалы по курсу «Социальные технологии делового общения». - М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 1998.

21. Мескон М.Х и др. Основы менеджмента: Учебник.; Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

22. Kaufmann D. Taking action for better governance. Annual report 2002. World Bank Institute. The World Bank. 2002.

23. Глазырин А. Социальная ответственность в бизнесе - PR или необходимость? // Советник. 2003. №03 (87). С. 34-35.

24. Business and economic development: the impact of corporate responsibility standards and practices/ Business for Social Responsibility, USA, 2003.

25. Overview of Corporate Social Responsibility, Issue brief, Business for Social Responsibility, 2003.

26. Overview of Business and Community Investment, Issue brief, Business for Social Responsibility, 2003.

27. Green paper European Commission EC, 2003.

28. Доклад о социальных инвестициях в России. Материалы Конференции 18 ноября 2004 г. Ассоциация менеджеров России. http://www.амr.ru.

PHILOSOPHY OF CORPORATE SOCIAL CIVIL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Budrira Y.K.

In this article is analyze processes of beginnings and prospects of evolution of Business for Corporate Social Responsibility, foundations of formation, characteristic properties in our country and in another countries.

Сведения об авторе

Будкина Елена Константиновна, окончила МЭСИ (1987), аспирант МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - философия, социология, экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.