Научная статья на тему 'Анализ подходов к формированию критериев оценки социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом'

Анализ подходов к формированию критериев оценки социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макареня Т.А., Бердник Н.А.

В последнее время в обществе обозначился интерес к информации о социальной ответственности российского бизнеса. В статье рассмотрены разные понятия социальной ответственности бизнеса, определено авторское понимание социальной ответственности бизнеса, выделены его составляющие. Рассмотрены и проанализированы разнообразные критерии оценки социальной ответственности бизнеса. Представлен зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности. Выявлены особенности различных форм корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к формированию критериев оценки социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом»

УДК 331.105.6

АНАЛИЗ ПОдХОдОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ социальной

ответственности бизнеса

В России И ЗА РУБЕЖОМ

Т. А. МАКАРЕНЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: mta-76@inbox. ru Н. А. БЕРдНИК,

ассистент кафедры экономики E-mail: n. a. berdnik@mail. ru Технологический институт Южного федерального университета (г. Таганрог)

В последнее время в обществе обозначился интерес к информации о социальной ответственности российского бизнеса. В статье рассмотрены разные понятия социальной ответственности бизнеса, определено авторское понимание социальной ответственности бизнеса, выделены его составляющие. Рассмотрены и проанализированы разнообразные критерии оценки социальной ответственности бизнеса. Представлен зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности. Выявлены особенности различных форм корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, социально-экономические индикаторы, социальное инвестирование, фонды.

Формирование и развитие социальной ответственности бизнеса в современных условиях в России становится все более актуальным и остро востребованным. Под влиянием процессов глобализации происходит уменьшение государственного регулирования экономики и возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач социального характера.

Социальная составляющая в современном развитии бизнеса становится приоритетной в структуре элементов, определяющих тип эконо-

мических отношений. «Социально ответственное поведение декларируется как достаточный элемент социализации экономических отношений ключевых субъектов экономики: предпринимательских структур разного уровня, государства и самих до-мохозяйств» [5].

Единого понимания понятия социальной ответственности бизнеса нет. В общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Но до сих пор корректное определение термина «корпоративная социальная ответственность» продолжает оставаться сложной задачей. Так, в 2004 г. по заказу Комитета по укреплению социальной ответственности бизнеса Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», специалистами Консалтинговой группы «Управление PR» было проведено исследование «Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада». Цель исследования — определение границы и содержания понятий «социальная ответственность бизнеса» и «социальная отчет- 9

ность» на Западе и в России, выявление мнения бизнеса, власти и СМИ о российской специфике этих понятий и о роли государства в развитии социальной ответственности, о готовности бизнеса к открытию информации и ведению социального отчета. Результаты исследования показали, что бизнес и в определенной степени власть понимают, что социальная ответственность должна быть добровольной. Вместе с тем бизнесмены признают, что без участия государства в деле развития корпоративной социальной ответственности не обойтись. Компании ждут от государства определения рамок КСО. Отмечалось также, что в отличие от Запада, в России нет льгот для компаний, занимающихся благотворительностью, и это снижает объемы корпоративной филантропии. Бизнес также ждет от государства не только материального, но и морального поощрения за социально ответственное поведение [11].

В России этот термин не определен и в законодательном плане: есть юридическая ответственность, гражданская или гражданско-правовая, нарушение которых наказывается установленными законом мерами воздействия: возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда и др.

Социальная ответственность бизнеса не предполагает жестких мер. Это добровольная обязанность бизнесменов развивать свой бизнес в соответствии с потребностями общества, готовность вместе с государством разделить всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние и развитие страны. Кроме того, социальная ответственность бизнеса имеет производный характер, так как зависит от уровня и темпов экономического роста и эффективности ведения бизнеса. Существует понимание социальной ответственности бизнеса как благотворительности. С таким подходом к этой проблеме согласиться трудно: благотворительность входит в структуру понятия «социальная ответственность бизнеса» как вид деятельности, но не является ее синонимом.

Широкое толкование социальной ответственности бизнеса состоит в понимании бизнеса, который, по определению, является социально ответственным, поскольку он существенная составляющая современного общества. Часто к бизнесу подходят потребительски, считая, что бизнес обязан осуществлять широкие социальные программы, забывая, что бизнес свободен от обязательств перед обществом, кроме обязательства работать в соответствии с законодательством страны и решать основную задачу — получение максимальной прибыли. Законопослушание в

10 -

своей работе — это и есть ответственность перед обществом. Ведь довольно часто бизнесмены уклоняются от исполнения законов, особенно по части выплаты налогов, поэтому выполнение требований закона уже можно рассматривать как социально ответственные действия [2]. Социальная ответственность бизнеса — это планомерная и серьезная работа по совмещению интересов компании и общества. Бизнес может успешно функционировать и развиваться только в условиях политической и социальной стабильности и, решая основную свою задачу — получение максимальной прибыли, должен экономически отвечать за те негативные последствия, которые могут возникнуть в результате его деятельности. Поэтому инвестирование в социальные проекты помимо всего прочего повышает конкурентоспособность, эффективность и привлекательность компании или фирмы.

Социальная ответственность бизнеса отличается многоаспектностью и имеет многоуровневую структуру. Так, А. Керолл, один из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества, представляет КСО в форме пирамиды, в основе которой лежит экономическая ответственность, которая является базовой для любой компании на рынке. Следующим уровнем КСО является правовая ответственность, которая подразумевает необходимость законопослушности бизнеса. Этическая ответственность требует от бизнеса созвучности ожиданиям общества, хотя и не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Общество представляет собой для каждой организации, ведущей бизнес, систему заинтересованных сторон, включающую индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Как видно, каждой компании приходится реагировать на сложную систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.

В российском бизнесе уже много примеров социально ответственного поведения компаний, особенно крупных. Много благотворительных программ, направленных на поддержку детей, нуждающихся в помощи, поддержку образования, науки,

Виды КСО Формы КСО Направленность КСО

1. Благотворительные программы компании. 2. Благотворительные фонды компании. 3. Фонды частных лиц (бизнесменов) 1. Премии. 2. Гранты. 3. Стипендии. 4. Поощрительные призы. 5. Единовременные пособия. 6.Благотворительные мероприятия (концерты, спортивные соревнования и т. д.) 1. Одаренные дети. 2. Дети-инвалиды. 3. Дети-сироты. 4. Дети из детских домов. 5. Трудные подростки. 6. Малообеспеченные семьи. 7. Студенты. 8. Преподаватели. 9. Научные работники. 10. Организации: школы, музеи, классы

Рис. 1. Корпоративная социальная ответственность

спорта, программ развития местных сообществ, гражданских инициатив (рис. 1). Так, «Альфа-банк» учредил программу «Линия жизни» для оказания помощи тяжело больным детям. Эта программа привлекла и такие компании, как ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «Вымпелком», Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), Western Union, «Ренессанс Капитал». За первый год своего существования благотворительная программа «Линия жизни» оказала помощь на общую сумму свыше 2 млн долл. более чем 300 детям из разных регионов России в возрасте до16 лет.

«РОСБАНК» в сотрудничестве с Детским фондом ООН реализует программу помощи одаренным детям, детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам. В рамках программы прошло 5 конкурсов, поддержано 22 социальных проекта в 17 регионах России. Бюджет программы с начала ее реализации уже составил более 815 тыс. долл. США.

Компания «Интеррос» с 1999 г. осуществляет программу поддержки лучших студентов. Федеральная стипендиальная программа Благотворительного фонда В. Потанина направлена на поддержку лучших студентов и преподавателей. Это самый большой проект из всех осуществляемых фондом инициатив. И это крупнейший проект в России по поддержке образования. За 5 лет работы фонд выплатил более 9 000 стипендий и грантов.

Компания «БАТ Россия» является инициатором и обеспечивает финансовую поддержку программе «ЭкоЛогичные технологии». Эта программа поддерживает идеи, способные улучшить экологическую ситуацию крупных российских городов. Усилия программы направлены на поддержку научных исследований молодых ученых через представление им грантов и премий, а также через публикацию их разработок. В 2004 г. в программе приняли участие ученые из Москвы и Саратова, городов, в которых работают фабрики компании «БАТ Россия», затем эта программа стала общероссийской [11].

Так, например, ОАО «ОТП Банк» разработал стратегию благотворительности, которая осуществляется уже не один год. (Стратегия благотворительности ОАО «ОТП Банка» на 2010 г. представлена Дирекцией маркетинга и стратегических коммуникаций). Основным направлением социальных программ банка является реализация проектов в сфере образования и спорта. Среди них:

• проект «Большая семья»;

• поддержка детей из многодетных малообеспеченных семей в гимназиях;

• проект для сферы развития детского спорта: сотрудничество с Всероссийским спортивным обществом «Динамо»;

• проект «Литературный институт им. М. Горького»: поддержка талантливых студентов;

• Мартыновская премия в г. Омске: поддержка молодых писателей и поэтов;

• благотворительные гастроли Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова: организация благотворительных концертов для детей из детских домов, детских садов, школ, приуроченных ко Дню защиты детей;

• детский спортивно-оздоровительный отдых: организация спортивно-оздоровительного отдыха детей из многодетных малообеспеченных семей;

• «Динамо и ОТП Банк. Вместе — на благо будущего»: проведение спортивных мероприятий для детей с ограниченными возможностями, для детей из детских домов, детей-сирот сотрудников органов внутренних дел.

В данных проектах указана цель, отработан алгоритм его осуществления. Регионом распространения проектов являются города присутствия ОТП Банка, в том числе и Ростов-на-Дону. Стратегия благотворительности банка направлена на внешнюю среду, но в то же время затрагивает и внутреннюю составляющую. Так, например, в проекте «Большая семья» предусмотрены не только

- 11

адресная помощь малообеспеченным семьям через целевые денежные взносы, но и сбор вещей среди сотрудников банка и вовлечение их в волонтерскую деятельность. Данная стратегия осуществляется банком не первый год и пополняется новыми проектами. Инвестируя средства в социальные проекты, ОТП Банк создает благоприятное социальное пространство, растет его престиж, легитимность в глазах общественности, следовательно, возможность получения большей прибыли.

По экспертным оценкам, около 150 млрд руб. из прибылей компаний ежегодно расходует бизнес на различные социальные программы. По мнению специалистов из интернет-журнала «Меценат», затраты больших корпораций на социальные программы за последние годы значительно возросли, растет число новых корпоративных фондов. Корпоративные фонды есть у компаний НК «СИДАНКО» (Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания) (три благотворительных фонда), ОАО «ЛУКОЙЛ», «АЛКОА», у Национального резервного банка (НРБ). Появляются благотворительные фонды частных лиц. Среди них — фонды Владимира Потанина, Владимира Зимина, Алексея Йордана, Благотворительный Кафманн-фонд. Многие российские бизнесмены понимают, что не только производственные инвестиции, но и социальные приносят компании реальную пользу, оказывая позитивное влияние на основную деятельность бизнеса.

В соответствии с адресатами социальной политики корпорации можно выделить три составляющие (рис. 2):

• внутренняя корпоративная социальная ответственность (по отношению к своему персоналу);

• внешняя корпоративная социальная ответственность (по отношению к местному сообществу на территории деятельности компании или ее предприятий);

• благотворительная деятельность для определенной категории населения или для объектов исторического или культурного наследия. Каждая составляющая включает определенные показатели, раскрывающие сущность проводимой социальной политики корпорации или любой другой организации. Эти показатели можно назвать индикаторами меры ответственности бизнеса перед сообществом. Данные индикаторы нужны муниципальной власти для определения социальной ответственности бизнес-структур, расположенных на их территории, для принятия последующих управленческих решений в целях стимулирования социально ответственных организаций и подтягивания других до нужного уровня. Список индикаторов можно расширить за счет их детализации, а также в зависимости от масштаба бизнеса. Социальная ответственность бизнеса, несомненно, связана с его масштабом. Выделяют малый, средний и крупный бизнес. Социальная ответственность малого бизнеса проявляется в создании достойно оплачиваемых рабочих мест, в производстве качественной продукции и услуг. Средний бизнес, помимо обязательств по отношению к своим сотрудникам, должен проявлять себя в развитии своего города, региона. Крупный бизнес

Внутренняя корпоративная ответственность Внешняя корпоративная ответственность Благотворительная деятельность

1. Развитие персонала. 2. Повышение профессионального уровня работников. 3. Обеспечение надежных рабочих мест. 4. Создание новых рабочих мест. 5. Повышение оплаты труда. 6. Стабильность заработной платы. 7. Поддержание достойной социально значимой заработной платы. 8. Продвижение новых стандартов и технологий производства. 9. Широкий социальный пакет: дополнительное пенсионное страхование, дополнительное добровольное медицинское страхование, различные формы оздоровления. 10. Финансирование культурных, спортивных и др. мероприятий и акций. 11. Оказание помощи работникам в критической ситуации 1. Производство качественной продукции для потребителя. 2. Разумные и доступные цены. 3. Содействие в охране окружающей среды. 4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях. 5. Взаимодействие с местной властью в целях жизнеобеспечения тех территорий, на которых они находятся. 6. Поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества 1. Поддержка незащищенных групп населения. 2. Помощь в содержании объектов исторического и культурного наследия. 3. Проведение образовательных проектов для населения. 4. Помощь в организации куль-турно-досуговой деятельности

Рис. 2. Составляющие социальной ответственности бизнеса

1? -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ответственен как за материальное благополучие своих сотрудников, так и за развитие крупных регионов и страны в целом [3].

Масштаб и охват корпоративной социальной политики зависит от конкретных целей, краткосрочных или долгосрочных, которые преследует компания, а также от многих внешних условий. Долгосрочные социальные программы — это не что иное, как корпоративные социальные инвестиции. Корпоративные социальные инвестиции — это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта [5]. Однако, по мнению доктора экономических наук А. Шихвердиева, «более точным было бы определять социальные инвестиции как вложения, полезный эффект которых распространяется на общество и на компанию» [10].

Обоснование проектов социального инвестирования должно начинаться с общей характеристики конкретного региона: сведений о географическом расположении и населении региона (области), крупных городах, об экономических и технологических перспективах развития регионального (областного) развития, об имеющихся производствах, о происходящих социальных и миграционных процессах.

Исследователи предлагают разнообразные критерии оценки социальной ответственности бизнеса. Так, например, в общепринятых стандартах GRI (General Reporting Initiative) выделяются три группы индикаторов, включающих как ключевые, так и дополнительные. Выделяются три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций: первая группа — институциональное оформление социальной политики, включающая наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании, наличие специального подразделения, ответственного за реализацию социальных программ компании и наличие коллективного договора как нормативной основы социальной политики компании. Вторая группа — система учета социальных мероприятий, проводимых компанией. Сюда входят: наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами, внедрение международных стандартов социальной отчетности, оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций, примеры социальных программ. Третья группа критериев — комплекс-

ность осуществляемых социальных инвестиций, включающая развитие персонала, охрану здоровья и труда персонала, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, добросовестность деловых контактов, развитие местного сообщества [10].

Социальная ориентированность рыночной экономики предполагает создание условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста и обеспечение определенного уровня социальной защиты нуждающихся слоев населения. При этом возникает важнейшая задача соединения сущностных принципов рыночной экономики с практикой разработки и реализации программ социально-экономического развития региона. Концепция сбалансированного социального, экономического и экологического развития региона, получившая широкое признание в настоящее время, предполагает приоритет достижения социальных целей над экономическими, признанием в качестве основных результирующих показателей регионального развития уровень и качество жизни населения.

Носителями региональных интересов в первую очередь являются население региона, его хозяйственные и структурные преобразования. Большинство экономистов, занимающихся региональными проблемами, сходятся во мнении, что основными стратегическими ориентирами регионального развития являются качество и повышение уровня жизни населения.

Существующие методики оценки эффективности инвестиционных проектов в большей степени ориентированы на коммерческие организации, заинтересованные в максимизации прибыли, как можно скорейшем покрытии исходных инвестиций, генерируемыми проектом денежными потоками. Социальное инвестирование рассчитано на долгосрочный эффект, причем в краткосрочном периоде можно говорить только об изменении (улучшении) качественных показателей социального развития региона: повышении уровня жизни, уровня образованности, снижении миграционных процессов и т. п.

Для объективной оценки масштабов таких изменений, как отмечает профессор Е. Балацкий, «необходима количественная диагностика соответствующих экономических индикаторов» [1].

Бизнес-структуры во всем мире применяют в своей деятельности различные своды и правила, определяющие корпоративную социальную ответственность, ведется работа по определению границ корпоративной социальной ответственности. Основные принципы разработаны Конференцией

- 13

ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ООН [10].

Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности свидетельствует, что ответственное социальное поведение по отношению к работникам корпорации проявляется в заключении трудовых договоров между работником и работодателем, в корпоративных фондах, помогающих решать социальные проблемы за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Следует указать также и на опыт зарубежных стран в оплате труда своих работников. Так, в Японии президент фирмы получает заработную плату не более чем в 5 раз выше заработной платы слесаря, врача, продавца в магазине. Внешнее проявление социально ответственного поведения бизнеса проявляется в природоохранной и благотворительной деятельности. Американский журнал «Bisiness Ethics» публикует ежегодные индексы корпоративной социальной ответственности компаний, которые улучшают их репутацию и влияют на стоимость их акций. Многие американские бизнесмены считают, что корпоративная репутация является важной составляющей успеха и дает значительный процент рыночной капитализации компании. Компании разрабатывают и реализуют различные социальные программы, что позволяет обеспечивать их целевое финансирование, экономическое обоснование и контроль за исполнением.

В европейских странах корпоративная деятельность регулируется законами государств, и бизнес рассматривается как институт, который приводит в исполнение принятые государством правила ведения своих дел. В США подобное отношение к бизнесу неприемлемо, так как считается нарушением свободы развития бизнеса. В США прибыльность и ответственность перед акционерами считается главной целью корпоративной социальной ответственности. А европейская модель развития бизнеса включает как ответственность перед работниками, так и перед местным сообществом. Если в Америке благотворительность и ответственное социальное поведение поощряются налоговыми льготами и зачетами, закрепленными законодательно, то в Европе благотворительность не так популярна, так как европейские корпорации несут более существенное налоговое бремя. Так, например, в Дании налоги доходят от 50 до 75 %, за счет них поддерживается достойная жизнь населения: бесплатное медицинское обслуживание, вплоть

14 -

до высокотехнологичной медицинской помощи, бесплатное образование и т. д.

Большой популярностью за рубежом, особенно в США, пользуются такие формы социальной защиты, как фонды. Их еще называют «планы» или «программы». Самыми популярными являются фонды:

• пенсионного обеспечения работников компаний, т. е. выплата пенсий от компаний и фирм;

• выплат дополнительных пособий по безработице;

• выплат пособий по инвалидности;

• выплат пособий по болезни, в связи с временной нетрудоспособностью.

В США существует около 200 тыс. различных планов и программ социальной защиты работающих, в том числе около 60 тыс. фондов пенсионного обеспечения, которыми охвачено около 60 млн рабочих и служащих компаний и фирм, около 75 млн — планами страхования по болезни, планами выплат пенсий по инвалидности — более 15 млн, планами выплат дополнительных пособий по безработице — свыше 6 млн.

Важнейшим механизмом информирования общества о социальной ответственности бизнеса является социальная отчетность. Существуют общепризнанные стандарты GRI (General Reporting Initiative) и АА1000. Стандарт GRI — это классический стандарт отчета корпорации, соответствующей статусу социально ответственной компании. В этом отчете раскрываются три группы индикаторов: экономические (10 ключевых и 3 дополнительных); специальные (25 ключевых и 25 дополнительных); экологические (16 ключевых и 19 дополнительных). Стандарт АА1000 определяет процесс подготовки социального отчета компании.

Следует заметить, что в России проблема социальной ответственности бизнеса является весьма животрепещущей. Так, еще в 2006 г. Ассоциация менеджеров России приняла меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности», в котором четко сформулировано определение корпоративной ответственности как философии поведения и концепции выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений.

В наше время председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А. Исаев заявил, что «следующим приоритетным национальным проектом в России должен стать «Достойный труд». Мы не сможем решить задачу

Индикаторы оценки социально ответственного бизнеса

Период действия Наименование индикаторов оценки

Краткосрочный период Наличие дополнительных рабочих мест. Наличие объектов социальной инфраструктуры. Уровень занятости населения. Уровень доходов населения. Уровень миграции трудоспособного населения. Уровень образованности населения. Средний возраст трудоспособного населения. Прожиточный уровень в регионе, размер потребительской корзины. Количество предприятий малого и среднего бизнеса

Долгосрочный период Увеличение налоговых поступлений. Квалифицированное, здоровое трудоспособное население. Повышение уровня рождаемости. Снижение заболеваемости

удвоения валового продукта, обеспечить динамику развития нашего общества, до тех пор пока в основу государства и общества не будет поставлен человек труда». Обеспечение «человека труда» не только адекватными условиями труда, но и новым качеством жизни невозможно без участия бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса — это еще и элемент культуры ведения бизнеса. Российский бизнес показывает пока невысокий уровень этой культуры, но магистральная линия развития социально-экономической жизни нашей страны приведет к соответствующему уровню и этого вида культуры. Так, в Социальной хартии российского бизнеса сформулированы основные принципы социально ответственного бизнеса, к числу которых относится участие в развитии местного сообщества, в решении социально значимых проблем, стоящих перед страной. Социальные программы различных компаний имеют внешнюю направленность и ориентированы на решение социально значимых проблем, стоящих перед местным сообществом. Они реализуются на основе современных технологий управления социальными инвестициями, включая процедуры конкурсного отбора проектов для финансирования, мониторинг за ходом их реализации и оценку их реализации.

В основе этих программ лежат партнерские отношения с органами местной власти, и они базируются на следующих принципах:

• направленность на долгосрочную стратегию развития территорий;

• мониторинг и оценка эффективности профинансированных проектов;

• долевое финансирование;

• сопровождение корпоративных социальных программ мероприятиями по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих;

• совместные действия с общественностью;

• привлечение сотрудников компании к реализации социальных программ;

• привлечение независимых экспертов и консультантов;

• сотрудничество с российскими и международными благотворительными фондами и некоммерческими организациями [11]. Методологически проблема оценки социальной ответственности бизнеса может быть решена проведением мониторинга комплекса экономико-статистических категорий, характеризующих величину социального эффекта на отдельных временных отрезках. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие индикаторы оценки социально ответственного бизнеса (см. таблицу).

Данные индикаторы позволяют проследить динамику основных показателей социально-экономического развития территории и провести качественную диагностику эффективности социальных вложений бизнеса.

Индикаторы оценки социально ответственного бизнеса могут быть рекомендованы для региональных и муниципальных властей.

Список литературы

1. Балацкий Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1.

2. Белова В. П., Гарсиа Л. А. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5. С. 247.

3. Брусиловский Б. В. Социальная ответственность бизнеса. URL: http://www. brusilovsky. га/ point/social otv bisnes.

4. Демидов Е., Николаева М.«Три кита» КСО // Человек и труд. 2010. № 6. С. 51—57.

5. Козлов В. А. Корпоративная социальная политика. [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope. ru/weekly/2009/0369/student03.php.

6. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. С. 25.

7. Принципы социализации рыночной экономики. Ростов н/Д: «Содействие — XXI век», 2007.

8. Социальная ответственность бизнеса и корпоративное гражданство. Ученый совет ИМЭМО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАН // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 3—13.

9. Чернова О. А. Социальная ответственность бизнеса как фактор инновационного развития региональной экономики. Первые научные чтения по актуальным проблемам социально-гуманитарного знания / под ред. Л. И. Пилипенко. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010.

10. Шихвердиев А., Сычев А. Качественный индекс социальных инвестиций как показатель эффективности корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2010. № 1. С. 44—48.

11. URL: http://www. goldenheart. га.

12. URL: http://www. soc-otvet. ru/Bases/SOB/ sob. nsf.

л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.