Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона'

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
926
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ОБЩЕСТВО / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Худякова А.Д., Ахтем А.Э.

В статье рассматриваются особенности корпоративной социальной ответственности бизнеса и её влияние на социальную политику государства. Приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятиях. Особое внимание уделяется развитию социальной ответственности в регионе (на примере Республики Крым).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона»

УДК: 33

Худякова А.Д., Ахтем А.Э.

студентки 4 курса направления подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Научный руководитель: Одаренко Т.Е.,

К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В статье рассматриваются особенности корпоративной социальной ответственности бизнеса и её влияние на социальную политику государства. Приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятиях. Особое внимание уделяется развитию социальной ответственности в регионе (на примере Республики Крым).

Ключевые слова: государство, корпоративная социальная ответственность, бизнес, общество, регион, социальная политика, стратегический анализ.

В последние годы по всему миру в отношениях между государством, гражданскими институтами и частными предприятиями произошли изменения, которые способствовали возникновению новых форм социального взаимодействия. Одна из таких форм основывается на исключительно добровольно построенной схеме взаимоотношений, — это корпоративная (социальная) ответственность.

Вопросам стратегического анализа посвящены работы зарубежных ученых: Томпсона А.А., Стрикленда А.Дж., Кэмпбела Д., Стоунхауса Дж., Хьюстона Б., Портера М. и отечественных ученых: Киндрацкой Г.И., Немцова В.Д., Довгань Л.И., Скибицкого О.М. и др. Отдельные аспекты корпоративной социальной ответственности рассматривали следующие авторы: Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Подсолонко В.А., Цехла С. Ю., Билецкая И.М. и др. Вместе с тем в опубликованных работах недостаточное внимание уделено вопросам анализа социальной ответственности в регионе — Крым, что обуславливает высокую актуальность темы исследования.

В настоящее время, вопрос корпоративной социальной ответственности бизнеса выдвинулся на передний план. Социальная деятельность компании и его положение в обществе взаимосвязаны между собой. Если предприятие будет вкладывать свои денежные средства в социальные программы, тем самым обеспечивая социальные гарантии своим работникам и сохранять качество и безопасность реализуемой продукции и услуг, то в будущем предприятие ожидает благоприятное социальное окружение, а вследствие этого и устойчивое финансово-экономическое положение.

Корпоративная социальная ответственность — это теория, отражающая добровольное решение фирм принять участие в усовершенствовании общества и охране, находящейся вокруг среды. КСО основывается на содействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, покупателями, властями и неправительственными организациям. Таким образом, одна из важных задач КСО — коммуникационная, расследование мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учитывать их в своей следующей деятельности [1]. Истоком становления корпоративной социальной ответственности бизнеса РФ считают период 2000-2002 гг., так как конкретно в это время возник интерес к изучению данного направления. На Западе социальные

обязанности бизнеса начали практиковаться в 70-х гг. XX в. Согласно Лиссабонской стратегии, принятой в 2000 г. в качестве программного акта социально-экономического становления Евросоюза, КСО бизнеса считается одной из причин стабильного социально-экономического становления в передовых критериях. В РФ общественную обязанность бизнеса ассоциация менеджеров обозначила как компания, исполняющая собственную активность с поддержкою комплекса социальных программ в приоритетных ей направлениях. Наикрупнейшие ассоциации русского бизнеса — Российский союз промышленников и бизнесменов (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций РФ (ОПОРА) в собственных программах использовали как обязательное понятие «социальной ответственности бизнеса». В предстоящем в РСПП был создан пост вице-президента по социальной ответственности бизнеса. Президент РФ обозначил социальную ответственность бизнеса как ключевой фактор в содействии между государством, бизнесом и сообществом. В 2007 г. Российская Федерация в первый раз была представлена в интернациональных базах данных (www.corporateregister.com) как государство, в которой фирмы и организации издают корпоративную социальную (нефинансовую) отчетность, которая описывает отношение фирмы к общественной деятельности.

В России уже довольно много компаний понимает, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, а успехи в бизнесе связаны с общественными ценностями, но «социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество, и государство были социально ответственными».

Внедрение политики корпоративной социальной ответственности на предприятии имеет следующие преимущества для развития бизнеса:

- увеличивается прибыль, возрастают темпы роста, потому что предприятия получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых акционеры принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной сфере, в области защиты окружающей среды. Так же могут уменьшаться операционные расходы, например, за счет оптимизации отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

- улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса, за счет того, что растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят быть уверены, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

- повышаются производительность и качество продукта (услуги), так как появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди стремятся работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными;

- возрастает конкурентоспособность [2].

Согласно правовому регулированию фонда денежных средств коммерческих организаций, при распределении прибыли фирмы часть дохода должна быть израсходована в целях обеспечения осуществления социальной ответственности и решения социальных проблем общества.

Приведем несколько примеров реализации стратегии социальной ответственности предприятий. Одной из таких организаций является Потребительское общество «КРЫМ», основанное в 2014 г. в городе Симферополь. «КРЫМ» — это организация, состоящая из небольшой, около 400 человек, команды единомышленников — деятельных и активных людей в социальном плане. Они объединены, прежде всего, общей, полезной, прогрессивной сферой деятельности. Даже в условиях экономического кризиса, охватившего мировое сообщество и, безусловно, влияющего на жизнь и в нашем регионе, «КРЫМ» предоставляет

возможность трудоустройства людям, ищущим работу. Сотрудники компании могут получить дополнительное образование в сферах здоровья и предпринимательства ПО «КРЫМ». Деятельность организации постоянно направлена на формирование активной жизненной позиции у каждого члена коллектива, она также дает возможность участвовать в общественно полезной деятельность всем желающим и особенно социально незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, молодым специалистам и др.). В тесном сотрудничестве с предпринимателями Симферопольского района «КРЫМ», используя свои возможности, способствует увеличению производственных мощностей и созданию новых рабочих мест в разных сферах бизнеса, особенно инновационных, во всех регионах России. Члены потребительского общества могут повысить свою квалификацию, посещая конференции на различных семинарах и курсах, участвуя в работе многочисленных семинаров и форумов, консультируясь у опытных квалифицированных научных специалистов [3]. Большое значение в ПО «КРЫМ» придают формированию дружеских, корпоративных отношений. Члены коллектива часто вместе выезжают на отдых и экскурсии, проводят свободное от работы время вместе с членами семьи, общаются в неформальной обстановке на различных акциях и мероприятиях, совместно посещают концерты и выставки. Все это сплачивает команду, формирует и повышает ее ответственность за репутацию компании, ее проектов и программ. «КРЫМ» часто проводит научные симпозиумы и съезды по вопросам медицины, экологии, здорового образа жизни, формирования гражданской позиции, патриотизма, духовности, нравственности и толерантности. Особое внимание уделяется благотворительности, часто проводятся акции и мероприятия по оказанию помощи пенсионерам, сиротам, инвалидам, ветеранам, беспризорным и безнадзорным детям, которых в России более 2 млн., и другим социально незащищенным слоям населения.

Другой социально ответственной компанией является санаторно-курортный комплекс «Мрия». Это крупнейшая в Крыму гостиница, которая не только предоставляет услуги проживания, питания, развлечения и оздоровления гостям комплекса со всех уголков мира, но и принимает на бюджетной форме сотрудников Сбербанка России, для размещения которых отводится 60% от всех номеров. Таким образом лучшим работникам банка, пенсионерам, многодетным семьям предлагается бесплатный отдых на берегу Черного моря в пятизвездочном отеле со всеми удобствами.

Так же руководство санитарно-курортного комплекса не забывает про своих работников и помогает в повышении квалификации всех категорий служащих, постоянно улучшает условия труда. Также работникам выплачиваются премии по итогам года, компенсации.

Существуют и инициативные группы, цель которых — формирование социальной ответственности. Для примера приведем проект КРОО «Молодежная инициативная группа» — общественная организация Евпатории. Целью является вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества. Немаловажную роль имеет воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну, а также содействие формированию молодежной культуры. Организация направлена на повышение образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодежи и формирование, создание условий для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина, а также обращает внимание на формирование чувства социальной ответственности у молодежи. Инициативная группа сладит за удовлетворением и защитой законных прав молодежи в социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других интересах. Пропагандирует здоровый образ жизни, образования и труда, сохраняет и преумножает культуру, содействует развитию науки, спорта и туризма.

Список социально ответственных компаний можно еще долго продолжать. Круг таких организаций в Крыму с каждым годом растет. Приходит понимание того, что социальная

ответственность — это то, без чего не может обойтись ни сам человек, ни государство, ни общество, ни бизнес. Президент России Путин В.В. сказал: «Социальная ответственность бизнеса в настоящее время — это и продолжение создания новых рабочих мест, и благотворительные, социальные и культурные программы...».

Раньше основной мотивацией к социальному бизнесу считались добрая воля и личные желания. Сегодня же предприниматели признают, что социальная ответственность безусловно приносит пользу их компаниям, тем, что способствует улучшению имиджа компании в глазах общественности, укрепляет отношения с властью, улучшает взаимодействие с целевыми рынками. К преимуществам социальной активности можно отнести налоговые льготы, улучшение финансовых показателей компаний, укрепление отношений с клиентами, появление новых партнеров, повышение устойчивости компании, рост конкурентоспособности, повышение лояльности сотрудников. Большинство компаний предпочитают освещение социальных проектов в средствах массовой информации и считают это выгодным для себя. В основном предприниматели склонны выполнять самостоятельно социальные программы своих фирм, но бывает, что прибегают к помощи государства или некоммерческих организаций. Такая помощь может выражаться в денежной форме, предоставлении транспорта, помещений, оборудования, информации. В Крыму в свою очередь предприниматели тоже стремятся развивать корпоративно-социальную ответственность и организуются различные группы и сообщества, направленные на реализацию социальной помощи и программ для определенного слоя населения.

Литература

1. Суева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 10 (10).

2. Шапочка Е. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний. Технологии корпоративного управления 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2467.

3. Василец В., Василец М. «КРЫМ»: 14 лет на службе Отечеству. Потребительское общество «КРЫМ» — яркий пример социальной ответственности бизнеса в современной России // журнал «Патриот Отечества». — № 3. — с. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.