Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом'

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1628
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / КСО / CSR / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суева Юлия Витальевна

Статья посвящена особенностям социальной ответственности бизнеса и ее влиянию на социальную политику государства. Приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятиях РФ. Особое внимание уделяется развитию социальной ответственности в регионе (на примере Ростовской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Social Responsibility of Business as Factor of Sustainable Development of Region and Country

Article is dedicated to particularities of business social responsibility and to its influence on state social policy. Examples of social responsibility strategy implementation on Russian enterprises are made. Special focus is made to development of social responsibility in region (the case of Rostov region).

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом»

Суева Юлия Витальевна

аспирант, кафедра Экономической теории и мировой экономики, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса sueva [email protected]

Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и

страны в целом

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация:

Статья посвящена особенностям социальной ответственности бизнеса и ее влиянию на социальную политику государства. Приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятиях РФ. Особое внимание уделяется развитию социальной ответственности в регионе (на примере Ростовской области).

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, КСО, социальная политика, государство, общество, регион

В последнее время по всему миру в отношениях между государством, гражданскими институтами и частными компаниями произошли изменения, которые способствовали появлению новых форм общественного взаимодействия. Одна из таких форм основывается на исключительно добровольно построенной системе взаимоотношений, — это корпоративная (социальная) ответственность. В настоящее время, вопрос социальной ответственности бизнеса выдвинулся на первый план. Социальная деятельность предприятия и его репутация взаимосвязаны между собой. Если фирма будет вкладывать средства в социальные программы, тем самым обеспечивая социальные гарантии своим работникам и гарантировуя качество и безопасность

реализуемой продукции и услуг, то в перспективе предприятие ожидает благоприятное социальное окружение, а вследствие этого и устойчивое финансово-экономическое положение.

Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. КСО базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациям. Таким образом, одна из важнейших задач КСО — коммуникационная, выяснение мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учесть их в своей последующей деятельности [1]. Началом развития корпоративной социальной ответственности бизнеса России считают период 2000-2002 гг., так как именно в это время появился интерес к исследованию данного направления. На Западе социальная ответственность бизнеса начала практиковаться в 70-х гг. XX в. Согласно Лиссабонской стратегии, принятой в 2000 г. в качестве программного документа социально-экономического развития Евросоюза, КСО бизнеса является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития в современных условиях. В России социальную ответственность бизнеса ассоциация менеджеров определила как компания, осуществляющая свою деятельность с помощью комплекса социальных программ в приоритетных ей направлениях. Крупнейшие ассоциации российского бизнеса — Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) в своих программах ввели как обязательное понятие «социальная ответственность бизнеса». В дальнейшем в РСПП был создан пост вице-президента по социальной ответственности бизнеса. Президент РФ определил социальную ответственность бизнеса как ключевой фактор во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом. В 2007 г. Россия впервые была представлена в международных базах данных (www.corporateregister.com) как страна, в которой компании и организации выпускают корпоративную социальную (нефинансовую) отчетность, которая определяет отношение компании к социальной деятельности.

В России уже большинство компаний понимают, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, а успехи в бизнесе связаны с общественными ценностями, но «социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество и государство были социально ответственными».

Внедрение политики корпоративной ответственности бизнеса имеет следующие преимущества для развития бизнеса:

Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.

Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организаций, — это FTSE4Good, Dow Jones Sustainable Index и др.

Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

Повышаются производительность и качество продукта (услуги).

Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

Улучшается управление рисками.

Возрастает конкурентоспособность [2].

Согласно правовому регулированию фонда денежных средств коммерческих организаций, при распределении дохода фирмы часть прибыли должна быть использована в целях обеспечения осуществления социальной функции и софинансирования решения социальных проблем общества.

Приведем несколько примеров реализации стратегии социальной ответственности бизнеса.

Одной из таких организация является Потребительское общество «АРГО», основанное в 1996 г. в городе Новосибирске. «АРГО» — это мощная организация, состоящая из огромной, более 400 тыс. человек команды единомышленников — деятельных и активных людей, как в ремесле, так и в социальном плане. Они объединены, прежде всего, общей, полезной, прогрессивной сферой деятельности. Даже в условиях финансового кризиса, охватившего мировое сообщество и, безусловно, значительно повлиявшего на жизнь и в нашей стране, «АРГО» предоставляет возможность трудоустройства людям, ищущим работу. Сотрудники компании могут получить дополнительное образование в Академии здоровья и предпринимательства ПО «АРГО».

Деятельность организации постоянно направлена на формирование активной жизненной позиции у каждого члена коллектива, она также дает возможность включиться в общественно полезную деятельность всем желающим и особенно социально незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, молодым специалистам и др.). В тесном сотрудничестве с производителями продукции «АРГО», используя свои возможности, способствует расширению производственных мощностей и созданию новых рабочих мест в разных сферах производства, особенно инновационных, во всех регионах России. Члены потребительского общества могут повысить свою квалификацию, посещая занятия на различных семинарах и курсах, участвуя в работе многочисленных конференций и форумов, консультируясь у опытных квалифицированных научных экспертов в школах, расположенных на базе Центральных офисов в Москве и Новосибирске. Большое значение в «АРГО» придают формированию дружеских, корпоративных отношений. Члены коллектива часто вместе выезжают на отдых и экскурсии, проводят досуг вместе с членами семьи, общаются в неформальной обстановке на различных акциях и мероприятиях, совместно посещают театры и выставки. Все это сплачивает команду, формирует и повышает ее ответственность за репутацию компании, ее проектов и программ. «АРГО» регулярно проводит научные симпозиумы и съезды по вопросам медицины, экологии, здорового образа жизни, формирования гражданской позиции, патриотизма, духовности, нравственности и толерантности. Особое внимание уделяется благотворительности, часто проводятся акции и мероприятия по оказанию помощи престарелым, сиротам, инвалидам, ветеранам, беспризорным и безнадзорным детям, которых в России более 2 млн, и другим социально незащищенным слоям населения. Как сказал председатель Совета ПО «АРГО» А.Б. Красильников: «Главная наша задача — сохранение здоровья каждого человека и нации в целом, именно решение острых социальных вопросов носит исключительную важность для повышения качества жизни наших граждан, для конкурентоспособности и репутации нашего государства, а также формирующегося гражданского общества» [3].

Другой социально ответственной компанией является ОАО «Карат». Это крупнейшая в России компания по выпуску плавленых, твердых и свежих сыров, сыра домашнего и других видов молочной продукции, включая творог, сметану и сливочное масло. Руководство компании не забывает про своих работников, помогает в повышении квалификации всех категорий служащих, постоянно улучшает условия труда. Также работникам выплачиваются премии по итогам года, компенсации. Летом детям сотрудников предоставляются бесплатные путевки в лагерь на море. Для школьников начальных классов городов Москвы, Самары и Санкт-Петербурга компания проводила сырные спектакли с дегустацией продукции. Были проведены работы по благоустройству

территории города Москвы, а также был установлен памятник сырку «Дружба», который стал достопримечательностью района. ОАО «Карат» занимается и благотворительной деятельностью, в 2010 г. 37 организаций получили от компании спонсорскую помощь.

19 мая 2011 г. была проведена XVI церемония официального общественного признания «Элита национальной экономики», где прошло награждение лауреатов Ежегодной международной премии «Лучшая компания года-2011». Почетное звание «Социально-ответственное предприятие» было присуждено ЗАО «Всемирные Русские Студии». Компания регулярно проводит практики для студентов, мастер-классы и экскурсии на свои студии, также принимает активное участие в различных благотворительных программах и мероприятиях. Был организован Благотворительный детский фестиваль, который осенью 2010 г. состоялся в Санкт-Петербурге. И это лишь некоторые инициативы, реализуемые компанией.

Существуют и инициативные группы, цель которых это формирование социальной ответственности. Для примера приведем проект «Чистые озера», который был создан сообществом журналистов и редакторов ведущих петербургских СМИ под председательством мэра Давоса Ханса-Петера Михеля и председателя Медицинской Палаты Санкт-Петербурга Тамаза Мчедлидзе. Основная задача данного проекта состоит в объединении общества для решения проблемы сохранения природы в ее естественном виде. Как сказал Тамаз Мчедлидзе: «Социальная ответственность — это то, без чего не может обойтись ни сам человек, ни государство, ни общество, ни бизнес! И очень важно, чтобы социальная ответственность бизнеса была не простой волей руководителя, а осознанным желанием всей команды. Ведь любая организация — это, прежде всего, люди. На мой взгляд, именно социальная ответственность является залогом конкурентоспособности всего нашего социума».

Список социально ответственных компаний можно еще долго продолжать. Круг таких организаций в России с каждым годом растет. Приходит понимание того, что социальная ответственность — это то, без чего не может обойтись ни сам человек, ни государство, ни общество, ни бизнес. Президент России Д.А. Медведев сказал: «Социальная ответственность бизнеса в настоящее время — это и продолжение создания новых рабочих мест, и благотворительные, социальные и культурные программы...».

Представители бизнес-сообщества Ростовской области с каждым годом активнее участвуют в социально-экономической жизни городов и районов области. Они обеспечивают стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, создают новые рабочие места, оказывают адресную благотворительную помощь. Руководители компаний Ростовской области к социальной ответственности относят соблюдение трудового законодательства, обеспечение своевременной и в полном объеме оплаты

труда, превышающей величину прожиточного минимума, социальную помощь. Но при этом они считают, что государство должно создавать условия для того, чтобы социальная ответственность стала экономически и социально выгодной.

Одной из первых компаний занимающихся корпоративной благотворительностью в Ростовской области стала «Глория Джинс». Компания оказывает социальную помощь лицам без определенного места жительства, заключенным, бывшим осужденным, молодым матерям, предоставляя им жилье и возможность работать на фабрике. Выпускникам детдомов и интернатов платит стипендии получающим образование, приобретает мебель и бытовую технику для их нового жилья, предоставленного государством в рамках программы социального обеспечения. Также компания «Глория Джинс» помогает одиноким многодетным матерям, больным и другим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям-сиротам и детям-инвалидам, одиноким неимущим людям. Предоставляет горячее питание, одежду, обувь и лекарственные препараты, оплачивает медицинские услуги, оказывает материальную и юридическую помощь.

Компания «Донской табак» реализует комплекс мероприятий социальной ответственности в интересах различных социальных групп. Это поддержка объектов социального назначения, поддержка учреждений культурно-образовательной и духовной сферы, поддержка медицины и спорта, индивидуальная помощь физическим лицам и собственные проекты. Также принимает участие в проектах Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, содействуя развитию сферы образования на Юге России. Оказывается помощь обществу инвалидов Великой Отечественной войны, комитету Ветеранов войны и труда, Российскому детскому фонду. Компания «Донской табак» является одним из крупнейших налогоплательщиков Ростовской области, в связи с этим основным принципом своей деятельности считает открытость и прозрачность. В 2009 г. компания на конкурсе «Социальное измерение» была удостоена почетным сертификатом доверия в номинации «Самый ответственный работодатель». В настоящее время компания озабочена охраной окружающей среды, поэтому использует мероприятия по снижению потребления природных ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду. Для этого производственный комплекс был оснащен современным оборудованием, который обладает энергосберегающей технологией. Были установлены пылегазоочистные установки с эффективностью очистки до 99%.

ООО «ГРУППА АГРОКОМ» имеет в собственности библиотеку, поликлинику, базу отдыха, которые действуют для сотрудников компании и членов их семей. Работники также имеют возможность пройти санаторно-курортное лечение за счет предприятия. Выделяется материальное поощрение для детей работников — школьников, студентов, аспирантов, показывающих высокую успеваемость. Компания постоянно оказывает помощь пенсионерам предприятия. В феврале 2011 г. была открыта обновленная

медико-санитарная часть, пока единственная в области созданная специально для пенсионеров промышленного предприятия.

Иногда компании при выборе направлений социальной ответственности останавливаются прежде всего на тех, которые можно реализовать, используя выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. Так, например, ЗАО «КОМСТАР — Регионы», в апреле 2010 г. помогло ветеранам войны, подключив их квартиры к фиксированной телефонной связи. Завод Етр^ обеспечивает детские сады и школы выпускаемой на заводе краской. Компания «ВымпелКом» оказывает помощь отдельным незащищ1ённым слоям населения мобильной связью. «Аква-Дон» поддерживает своей продукцией все мероприятия, проводимые министерством по физической культуре и спорту Ростовской области, профильного муниципального комитета и других органов власти региона.

В 2006 г. союзом работодателей Ростовской области (региональным отделением РСПП), участником Социальной хартии российского бизнеса при поддержке Администрации Ростовской области, был разработан «Кодекс социально ответственного бизнеса Ростовской области». Представители делового сообщества считают, что успешное развитие предпринимательской деятельности невозможно без устойчивого развития общества и неотделимо от него. Безопасность и благополучие жителей Ростовской области, сохранение окружающей среды, соблюдение прав человека — это основные принципы, которые должны применяться в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности.

Очевидно, что социальная (корпоративная) ответственность бизнеса получает все более широкое признание в современном мире. И хотя она не носит обязательного характера, закрепленного юридическими документами, но является важной функциональной составляющей любого успешного бизнеса. Трудно представить себе крупную компанию, которая еще не имеет собственные социально-ориентированные программы. Социальная ответственность и бизнес-деятельность любой компании тесно связаны между собой. Очень важно, чтобы о необходимости социальной ответственности понимали не только руководители, но и вся команда компании. Можно сказать, что срока окупаемости у социальных инвестиций нет, хотя и нельзя утверждать, что они не окупаются. Российские предприниматели, конечно, пытаются разработать конкретные подходы к социальной ответственности, но, на сегодняшний день они вынуждены строить свою политику в условиях кризисного состояния социальной сферы российских регионов. Поэтому, какую бы форму не приобретало взаимодействие бизнеса, власти и общества, конечным итогом этих взаимоотношений должен быть устойчивый рост социального развития региона. Для этого необходимо иметь согласованные действия компаний с

местными и региональными властями, т.е. выстроить партнерские отношения. Такое партнерство позволит бизнесу реализовать программы в общем контексте региональной социальной политики, т.к. предприниматели имею эффективные инструменты управления бизнес-проектами, а муниципальная власть может предоставить информацию о состоянии дел на данной территории. Вследствие этого повысится имидж региона, улучшиться инвестиционный климат, возрастет конкурентоспособность.

Вывод

Раньше, основной мотивацией к социальному бизнесу считались добрая воля и личный альтруизм. Сегодня же предприниматели признают, что социальная вовлеченность приносит пользу их бизнесу, тем, что способствует улучшению имиджа компании в глазах общественности, укрепляет отношения с властью, улучшает взаимодействие с целевыми рынками. К преимуществам социальной активности можно отнести налоговые льготы, улучшение финансовых показателей компаний, укрепление отношений с клиентами, появление новых партнеров, повышение устойчивости при кризисах, рост конкурентоспособности, повышение лояльности сотрудников. Большинство компаний предпочитают освещение социальных проектов в средствах массовой информации и считают это выгодным для себя. В основном предприниматели склонны выполнять самостоятельно социальные программы компаний, но бывает, что прибегают к помощи государства или некоммерческих организаций. Такая помощь может выражаться в денежной форме, предоставлении транспорта, помещений, оборудования, информации.

2011.

Литература

1. Определение Европейского парламента, закрепленное в законе Green Paper Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility. Brussels, 2001. [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001 0366en01.pdf

2. Шапочка Е. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний. Технологии корпоративного управления 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2467.

3. Василец В., Василец М. «АРГО»: 14 лет на службе Отечеству. Потребительское общество «АРГО» — яркий пример социальной ответственности бизнеса в современной России // ж-л «Патриот Отечества». № 3. 2010.

Yulia V. Sueva

Postgraduate Student, Chair of Economy Theory and World Economy, South-Russian State University of Economy and Services

Corporate Social Responsibility of Business as Factor of Sustainable Development of Region and Country

Abstract:

Article is dedicated to particularities of business social responsibility and to its influence on state social policy. Examples of social responsibility strategy implementation on Russian enterprises are made. Special focus is made to development of social responsibility in region (the case of Rostov region).

Keywords: corporate social responsibility of business, CSR, social policy, state, society, region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.