Научная статья на тему 'Концепция социальной ответственности современных организаций'

Концепция социальной ответственности современных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6500
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богдан Надежда Николаевна, Климова Татьяна Васильевна, Мамаева Валерия Юрьевна

Статья посвящена подходам к концепции социальной ответственности в современных организациях. Рассмотрены различные стороны социальной ответственности, такие как мотивация, характеристики, уровень, ее параметры и виды. В статье представлены также принципы и формы социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT IN MODERN ORGANIZATIONS

The article deals with the approaches to the social responsibility concept in modern organizations. The authors consider different aspects of social responsibility, such as the motivation, the characteristics, the level, parameters and varieties. Also the article describes principles and forms of social responsibility.

Текст научной работы на тему «Концепция социальной ответственности современных организаций»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 2. С. 130-138.

УДК 334.021:658

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT IN MODERN ORGANIZATIONS

Н.Н. Богдан, Т.В. Климова N.N. Bogdan, T.V. Klimova

Сибирская академия государственной службы, Новосибирск В.Ю. Мамаева V.Y. Mamaeva

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена подходам к концепции социальной ответственности в современных организациях. Рассмотрены различные стороны социальной ответственности, такие как мотивация, характеристики, уровень, ее параметры и виды. В статье представлены также принципы и формы социальной ответственности.

The article deals with the approaches to the social responsibility concept in modern organizations. The authors consider different aspects of social responsibility, such as the motivation, the characteristics, the level, parameters and varieties. Also the article describes principles and forms of social responsibility.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, концепция социальной ответственности.

Key words: social responsibility of business, social responsibility concept.

В рыночной экономике организации (предприятия, учреждения, фирмы, компании), как правило, являются обособленными субъектами, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении движимое и недвижимое имущество, материальнотехнические и финансовые средства. Но обособленность организации как хозяйствующего субъекта не может быть полной относительно обязательств, которые оно несет по отношению к своим работникам, органам местного самоуправления, государству и обществу. Речь идет не только об отдельных обязательствах, связанных с организацией производства, условиями труда, техникой безопасности, экологической безопасностью, а о выполнении экономических и социальных обязательств в целом.

Обязательства организации вносить вклад в экономическое развитие общества, улучшение качества жизни работников и местного сообщества составляют ее социальную ответственность.

Принято считать, что понятие социальной ответственности в его современном значении родилось на Всемирном саммите 1992 г. в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся во Всемирный деловой совет по устойчивому развитию, пред-

ложили программу саморегулирования социальной деятельности.

Начиная с 1992 г., на Западе все более широкое распространение получает точка зрения, в соответствии с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении «общественных целей» под флагом «корпоративного гражданства». Корпорации должны вести бизнес с учетом интересов различных «заинтересованных сторон», чтобы сообща достигать цели «устойчивого развития».

Понятие «устойчивое развитие», имея различные определения, включает три важнейших аспекта: экономический (в смысле действий организации в контексте локальной экономики региона), социальный и экологический. Таким образом, компании должны ставить перед собой соответствующие экономические, социальные и природоохранные цели, оценивать их выполнение и иметь независимое аудиторское заключение по данным вопросам вместо того, чтобы ставить перед собой цели на уровне прибыльности и капитализации. Считается, что, только действуя таким образом, компании могут соответствовать ожиданиям общества, что представляется ключевым фактором долгосрочной стратегии успеха в современном мире.

© Н.Н. Богдан, ТВ. Климова, В.Ю. Мамаева, 2012

Несмотря на то, что вопрос социальной ответственности стал активно затрагиваться в зарубежной литературе по экономике и управлению с первой половины 1990-х гг., сущность понятия «социально-ответственный менеджмент» до сих пор не уяснена, и смысл данной концепции воспринимается в большинстве случаев субъективно.

На проблему социальной ответственности корпораций перед обществом есть две основные точки зрения: одна заключается в признании достаточности для бизнеса стремления к прибыли при условии строгого соблюдения законов (М. Фридмен), другая - в том, что кроме указанного стремления, организация несет моральную ответственность перед обществом за свое поведение, должна эту ответственность сознавать и вести себя так, как того ожидает от нее общество, т. е. добровольно и активно принимать участие в решении социальных проблем (Э. Карнеги, Д. Рокфеллер, Р. Вуд, Х. Бауэн).

Еще в начале ХХ в. некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Общество - это клиенты, сотрудники, инвесторы, деловые партнеры, от субъективного отношения которых к корпорации зависит ее успех и развитие. Тот, кто не считается с ожиданиями общества в части соблюдения норм этического поведения, проигрывает в перспективе [1].

В настоящее время имеется много трактовок того, что же именно является социальной ответственностью организации и что входит в это понятие.

Европейская комиссия в своих документах опирается на самое широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компании участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции «Бизнес за социальную ответственность», определяет корпоративную социальную ответственность как достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.

Другие определения концентрируются на отдельных аспектах социальной ответственности, но в той или иной форме все они включают в себя вопросы развития, профессионально-

го роста, защиты прав и здоровья персонала и членов того сообщества, где организация осуществляет свою деятельность [2].

В России существует как минимум три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность организации.

1. Под социальной ответственностью понимается то, что хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.

2. Компания в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся с ее стратегией развития.

3. На фоне растущего интереса российского делового сообщества к вопросам социальной ответственности наблюдается тенденция, которая выражается в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, так как это модно, в прагматическом для бизнеса понимании. В этом случае социальная ответственность заключается не только в том, что компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, что они принимают активное участие в формировании высоких общественных стандартов и тем самым вносят свой вклад в повышение уровня жизни в стране.

Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что в понятие «корпоративная социальная ответственность» включается:

- ответственность бизнеса перед государством и народом;

- ответственность предприятия перед персоналом (чтобы у рабочих были гарантии в завтрашнем дне, вовремя платили зарплату, бесплатно страховали рабочих, обеспечивали безопасность производства и т. п.);

- ответственность по обязательствам перед партнерами;

- выпуск качественной, безопасной продукции, достоверная информация о возможном вредном влиянии продукта;

- благотворительность, социальные программы [3].

В целом можно сделать вывод, что корпоративная социальная ответственность предполагает:

1) законопослушность, в частности уплату налогов согласно схемам, предусмотренным законодательством, и как следствие этого - прозрачную и открытую финансовую отчетность. Это самый важный шаг, после которого можно говорить о социальной ответственности бизнеса в таких областях, как вклад в национальную экономику, создание квалифицированных рабочих мест, достойная заработная плата;

2) социальную защиту работников. Это необходимое условие, без которого развитие социальной ответственности невозможно;

3) качество продукции и услуг, которые должны обеспечивать достаточную прибыль организации;

4) благотворительность, которую следует разграничить со спонсорством. По мнению исследователей, настоящая благотворительность, в отличие спонсорства, не приносит прямой прибыли организации, но выгодна, так как создает благоприятную среду для дальнейшего развития;

5) продуманную экологическую политику, заботу о ненанесении вреда окружающей среде.

Мотивация социальной ответственности организаций обусловлена следующими соображениями:

- развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших на рынке труда специалистов, а высокая квалификация и удовлетворенность трудом работников ведет к росту производительности, созданию новых видов товаров или услуг;

- освещение социальной деятельности компании в СМИ ведет к рекламе ее товаров, услуг, улучшению имиджа и укреплению репутации;

- возможность привлечения инвестиционного капитала и получения налоговых льгот для социально-ответственных компаний существенно выше;

- социальная ответственность обеспечивает стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

Необходимо разделять социальную ответственность и ответственность перед властью, органами управления, а также социальную и юридическую ответственность. Социальную ответственность можно рассматривать как деятельность, соответствующую как формальным, так и неформальным общественным нормам.

Но неформальным, морально-этическим установкам могут подчиняться только люди, а организации - это искусственно созданные системы, имеющие формальные юридические обязательства и необходимость соблюдать законы, административные акты, уставы, инструкции. Именно по исполнению законов можно судить об юридической ответственности организации. Юридическая ответственность определяется как «государственная ответственность к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом» [4].

В отличие от юридической ответственности, социальная ответственность подразумевает добровольный отклик, желание и конструктивное воздействие субъекта социальных и экономических отношений (государственного органа, хозяйствующего субъекта или физического лица), направленные на решение социальных проблем. Добровольное желание и конструктивное воздействие имеют место и проявляются в отношениях, взаимодействиях и поведении, которые не регламентируются правилами, нормами и требованиями, определяемыми действующим законодательством и регулирующими органами, в дополнение к установленным законом правилам, нормам и требованиям.

Итак, сформулируем определение: социальная ответственность - это добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законодательством минимума.

С данным определением связан ряд понятий, таких как «социально ответственная организация», «заинтересованные стороны», «социальная активность организации».

Рассмотрим значение каждого их данных понятий.

Социально ответственная организация -это организация, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях.

Заинтересованные стороны - это люди, организации или сообщества, имеющие непосредственное отношение к деятельности организации или связанные с ее деятельностью косвенно. Каждая организация функционирует в определенной социально-экономической среде в интересах тех или иных заинтересованных сторон. Основные заинтересованные стороны - это люди, организации и сообщества,

которые имеют прямое отношение к деятельности компании. Среди них выделяют собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и бизнес-партнеров, а также местные сообщества. Косвенные заинтересованные стороны -это люди и организации, имеющие косвенное отношение к деятельности организации. В их число входят органы государственного управления, некоммерческие и общественные организации, профессиональные объединения, активисты, конкуренты и СМИ.

Социальная активность организации выражается в инициировании и проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) на Западе развивалась в течение десятилетий. Россия преодолевает этот путь ускоренными темпами. В течение 2005 г. КСО закрепилась в повестке дня многих организаций, хотя еще несколько лет назад большинство из них не имело о ней четкого представления. До недавнего времени социальная ответственность организации рассматривалась, скорее, как благотворительность, спонсорские РЯ-акции, необходимые для улучшения имиджа. Вместе с тем в обществе наблюдалось активное продвижение позиции «бизнес должен делиться».

Сегодня в стране зарождается принципиально новый взгляд на социальную ответственность как на систему социального партнерства организации и общества. Компании стремятся систематизировать свою социальную деятельность, сделать ее более открытой и понятной для своих работников и внешних партнеров, в частности инвесторов. По результатам исследований, предпринятых Агентством социальной информации, можно заключить, что российский бизнес практически реализует принципы социальной ответственности, позиционируя свои социальные программы как инвестиции, а не как благотворительные расходы.

Деловое сообщество осознало, что социальная деятельность компаний может производить экономический эффект. Российские предприниматели вслед за своими зарубежными коллегами признали КСО эффективным инструментом управления в рамках долгосрочной стратегии развития организации. Лидеры российского бизнеса на протяжении нескольких лет развивают социальные, экологические и

партнерские программы в регионах присутствия своих предприятий, причем при реализации этих программ используется все более системный подход. Их примеру следуют и другие компании.

Таким образом, КСО постепенно получает более широкое распространение в России. Совокупность добровольных социальных усилий ведет к выработке общепринятых социальных норм, правил и стандартов социальной ответственности.

Социальная ответственность организации представляет собой сложное явление, описать которое можно с помощью ряда характеристик. В числе основных характеристик социальной ответственности следует выделить ее уровень, зависящий от объема и содержания взятых организацией обязательств. В соответствии с этим выделяются три уровня социальной ответственности: базовый, корпоративный и высший.

Базовый уровень предполагает выполнение минимума обязательств: своевременная оплата налогов, индексация заработной платы по мере роста инфляции, создание новых рабочих мест (расширение штата, увеличение численности работников) организации, охрану труда.

Корпоративный уровень предполагает создание для работников условий не только для результативной работы, но и полноценной жизни: повышение квалификации, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры.

Высший уровень ответственности предполагает опережающее влияние организации на появление негативных социальных процессов в местном сообществе, благотворительную деятельность организации в обществе в целом.

По направленности деятельности в рамках выполнения обязательств можно выделить внутреннюю и внешнюю социальную ответственность.

К внутренней социальной ответственности организации относятся:

- обеспечение безопасности труда;

- поддержание социально значимого уровня заработной платы;

- дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;

- развитие персонала через программы подготовки и повышения квалификации;

- оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности организации можно отнести:

- спонсорство и благотворительность;

- содействие охране окружающей среды;

- взаимодействие с местным сообществом и местной властью в преодолении кризисных ситуаций;

- ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров и услуг) и др.

Социальную ответственность можно также характеризовать следующими параметрами: широта, временной период действия, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций, по которым организация берет на себя социальную ответственность в одной сфере деятельности или в нескольких, например техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной период - это длительность устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций. Временной интервал может быть бессрочным (постоянным) или на заданный срок, например, только на период выполнения определенных действий, в рамках выполнения поручения или участия в программе.

Придаваемое значение - это «важность» социальной ответственности в системе целей компании. При высоком значении в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство организации приняло решение приобрести технологию, в которой не используются вредные для здоровья работников материалы, при этом строительство нового технологического корпуса, требующее соразмерных затрат, отложено на определённый срок.

Вовлеченность персонала - уровень участия персонала организации в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей: путем формирования отдельных коллективов и рабочих групп в составе компании или путем участия всего коллектива организации в деятельности на общественных началах и во внерабочее время [5].

При изучении сущности социальной ответственности в контексте роли персонала в ее формировании возникает необходимость рассмотрения данного понятия с различных сторон:

1) социальная ответственность организации в целом;

2) социальная ответственность руководства организации;

3) социальная ответственность каждого из работников.

Рассмотрим каждый аспект отдельно.

1. Социальная ответственность организации в целом реализуется в конкретных действиях, направленных в первую очередь на создание приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и поддержку социально незащищенных групп населения. Эта поддержка может осуществляться в прямом или косвенном виде. В прямом виде - в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производстве экологически чистой продукции; установления квот на обеспечение занятости безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т. д. В косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т. п. Социальная ответственность организации отражается в ее уставных документах, миссии и основных целях. Но на практике нередко социальная ответственность компании вторична по отношению к прибыли. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это обеспечит высокий уровень социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей или собственников, то это приводит к минимальной социальной ответственности. При этом руководители организации будут ограничены в попытках расширить социальную ответственность. Таким образом, проблема социальной ответственности порождается противоречием между концепцией бизнеса, сосредоточенной на максимизации прибыли, и социально ответственной стратегией, связанной с издержками на её поддержку.

2. Социальная ответственность охватывает руководителей всех уровней управления в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реализации собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей продукции, услуг. Однако организация создается не в вакууме, она становится частью местного, регионального, отраслевого сообщества. Осознание влияния компании на окружающую среду является важнейшей составной частью профессионального управления. Эта сопричастность зачастую также трактуется в управленческой литературе, как социальная ответственность компании и ее руководителя. Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, по-

ставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

3. Социальная ответственность отдельно взятого работника обусловливается тем, что многосторонний характер деятельности человека порождает различные виды ответственности: за техническое состояние какого-либо объекта, сохранность объекта или информации, результаты своей деятельности и деятельности подчиненных людей и т. д.

Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной.

Ответственность тесно связана с моралью - внутренней оценкой личностью целей и принципов деятельности. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX в. универсальные принципы справедливости, изложенные в известной книге А. Печеи «Человеческие качества», по которым можно сверять цели социальной деятельности организации:

- равенство человеческих прав и уважение достоинства и индивидуальности личности;

- гармонизация взаимоотношений человека с природой;

- следование физическим и психологическим возможностям человека;

- защита и сохранение культурных особенностей наций и народов [6].

Индивидуальная социальная ответственность возникает не только при выполнении служебных обязанностей, но и при выполнении гражданских, общественных и личных обязательств. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения.

На развитие групповой социальной ответственности (трудового коллектива, бригады, команды) существенное влияние оказывают уровень развития группы, ее сплоченность, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная идентификация членов группы. Групповая социальная ответственность проявляется в готовности членов группы принять на себя ответственность за успех или неудачу в совместной деятельности.

Общественная социальная ответственность неразрывно связана с поддержкой и реализацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-психологические характеристики расширяют и углубляют представления о социальной ответственности организации.

При разработке и реализации в организации политики социальной ответственности следует учитывать такие методологические принципы, как

- опора на национальную культуру и национальный менталитет;

- философия управления;

- учет регионального компонента;

- учет социально-психологических особенностей категорий персонала.

Учет национальных особенностей и менталитета является важным моментом в структурировании социальной ответственности организации. Как известно, опора на национальное своеобразие в управлении экономическими, политическими и социальными процессами позволила Японии, например, в середине XX в. осуществить выдающийся прорыв в экономическом развитии. В то же время слепое копирование зарубежных методов управления привело в конце 1990-х гг. к системному экономическому, политическому, социальному кризису в нашей стране.

При реализации социальной ответственности в России необходимо учитывать следующие особенности российского менталитета:

- иерархическое управление с концентрацией большой власти на самом верху организации и принятие работниками неравенства в распределении полномочий и вознаграждения;

- зависимость работников от руководства;

- признание иерархии в отношениях между социальными слоями;

- ожидание попечительства и опеки сильных над слабыми;

- перераспределение богатства в пользу бедных и слабых, сострадание к неудачникам, проигравшим;

- мифологичность сознания, безусловное принятие различных традиций, верований;

- стремление к духовности как способности людей выходить за рамки своего индивидуального существования и ставить цели, не связанные с улучшением повседневной жизни;

- одобрение коллективных усилий в труде, негативное отношение к индивидуализму, к достижению собственного благополучия за счет других;

- продвижение и поощрение сотрудников на основе их персональной лояльности;

- бюрократизация и формализация процедур как средство управления и контроля;

- слабая информированность и непрозрачность принимаемых решений, как следствие -недоверие, сомнения в правильности принятых

решений и опора на неформальные источники информации, слухи и т. д.

Основанная на учете национального своеобразия социальная ответственность современной организации приводит к оптимизации системы управления, созданию технологий, наиболее отвечающих особенностям российского менталитета.

Философия управления в современной литературе трактуется как философско-понятийное осмысление целей и задач управленческого процесса, как система отношений между работниками и работодателями.

Суть философии управления персоналом организации понимается большинством авторов как улучшение качества трудовой жизни, предполагающее наиболее полное удовлетворение работником личных потребностей. Обычно в данном случае речь идет о создании на предприятии и в обществе условий для справедливых, равноправных, доверительных взаимоотношений между работниками, между работниками и работодателем, для того чтобы каждый сотрудник мог в полной мере использовать свои знания, навыки, влиять на принятие важных управленческих решений и получать адекватную компенсацию за свой труд.

Кроме того, под философией управления стал пониматься документ, разрабатываемый на предприятиях и в организациях и регламентирующий принципы работы с персоналом. Целью этого документа становится стремление быстрее адаптировать работников в производственной и организационной среде, сохранить преемственность в соблюдении установленных норм, принципов, моральных ценностей и правил.

Как показывает опыт практической работы и опыт управленческого консультирования, такой документ часто носит декларативный характер, в то время как современное состояние управления требует не столько разработки отдельного документа в рамках организации, сколько философского осмысления норм, принципов, подходов к управлению вообще.

Основной вопрос философии управления состоит в том, что признается более важным: удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов или удовлетворение потребностей работников хозяйствующих субъектов? Или (в философской парадигме первичности материи или сознания) что первично: экономические показатели, соблюдение юридических принципов или удовлетворение персонала? Если в общей философии невозможно однозначно ответить на этот основной вопрос, то философия

управления позволяет определить приоритет: первичным и первостепенным является достижение максимально возможных экономических показателей, так как только экономический рост приведет к созданию условий для удовлетворения потребностей работников. Как известно, финансирование основных статей социального бюджета идет из прибыли, при отсутствии которой не может ставиться вопрос о выделении денежных средств на социальную деятельность.

Таким образом, философия управления и формирование политики социальной ответственности организации должны основываться на главенстве принципа экономической возможности и целесообразности и в то же время усилении социальной ответственности работников за результаты своей деятельности, их социальной инициативе, активности во взаимодействии и согласовании интересов всех субъектов социально-трудовых отношений.

Учет региональной специфики в реализации социальной ответственности важен потому, что уровень экономического развития регионов в России существенно различается. Географическая удаленность от центра, статус места жительства, разница в уровне цен и уровне жизни в целом требуют учитывать особенности региона в содержании социально ориентированной деятельности.

Необходимость учета в деятельности по реализации социальной ответственности особенностей различных категорий персонала продиктована наличием в составе организации следующих социально-психологических групп, имеющих в свой статус, интересы и потребности:

1) молодые специалисты, окончившие профессиональные учебные заведения, впервые принятые на работу, а также отслужившие в рядах вооруженных сил срочную службу;

2) женщины-работницы детородного возраста и воспитывающие детей, в том числе в неполной семье;

3) работники с высшим образованием, не нашедшие работу по специальности в современных условиях;

4) работники-мигранты, переселенцы из других регионов, из сельской местности;

5) работники высокой квалификации, но находящиеся в предпенсионном и пенсионном возрасте.

С прагматической точки зрения в отношении каждой из этих категорий персонала социальная ответственность должна реализовываться сообразно их трудовому вкладу в эффективность работы организации. Однако такой под-

ход нарушает принцип социальной справедливости, уважения и равенства прав каждого человека вне зависимости от пользы, которую он приносит, и не может быть основополагающим в социально ориентированной деятельности.

Социальная ответственность организации реализуется в различных формах:

• реализации собственных социальных мероприятий и программ;

• партнерстве с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

• партнерстве с некоммерческими организациями;

• сотрудничестве с общественными организациями и профессиональными объединениями;

• информационном сотрудничестве со СМИ.

Рассмотрим некоторые формы социально ориентированной деятельности.

Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь - форма адресной помощи, выделяемой организацией для проведения социальных мероприятий как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.)

Делегирование работников компании -добровольное привлечение работников к реализации социальных мероприятий внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей работников.

Денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой на реализацию социальных мероприятий в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью организации и ее стратегическими целями.

Корпоративное спонсорство - предоставление организацией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.

Корпоративный фонд - фонд, создаваемый организацией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.

Социальные инвестиции - форма финансовой помощи, выделяемой организацией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ,

направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

Социально значимый маркетинг - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара или услуги на проведение социальных мероприятий организации.

Социально ответственное планирование в организациях при высвобождении рабочей силы. Социальный план организации включает меры по вторичному трудоустройству работников, подготовке и повышению квалификации, поиску новых рабочих мест, открытию собственного дела, досрочному выходу на пенсию и др. Иначе говоря, социальный план организации отражает деятельность по трудоустройству, профессиональной подготовке и переподготовке работников при сокращении персонала.

Социально ответственная реструктуризация - это форма социальной ответственности, призванная обеспечить проведение реструктуризации прежде всего в интересах работников. В ходе реализации социально ответственной реструктуризации проводится информирование работников о предстоящих структурных изменениях, осуществляются мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве; работникам, попавшим под сокращение, выплачивается компенсация и т. п.

Развитие социальной инфраструктуры организации предполагает создание материальной базы, которая предназначена для удовлетворения социально-бытовых и культурных потребностей работников и членов их семей. Забота о социальном обслуживании работников включает обеспеченность сотрудников жильем, разнообразными социальными услугами (услуги аптеки, магазина, столовой, парикмахерских, спортивных сооружений и др.), создание условий для досуга.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - форма социальной ответственности, которая осуществляется по ее инициативе с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

В рамках данного направления социальной активности компании проводятся мероприятия по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по

озеленению, а также процедуры экологического аудита и подобные мероприятия.

Развитие местного сообщества - это форма социальной ответственности, которая призвана внести вклад в развитие местного сообщества. Организации оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных мероприятий и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и компаний, участия в благотворительных акциях и т. п.

Добросовестная деловая практика имеет целью содействовать принятию и распространению этических отношений между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами. Мероприятия, направленные на распространение добросовестной деловой практики, выражаются в проводимой организацией политике информационной открытости в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в содействии малому бизнесу, в добровольном ограничении сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний или распространение табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним), а также в сотрудничестве с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими общественными организациями.

Итак, формы социальной ответственности охватывают большой спектр видов деятельности, направленных на выполнение обязательств перед работниками организации, местным сообществом и обществом в целом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

• К социальным целям организации в целом относятся: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, формирование мотивации труда, обеспечение условий для развития личности работников и членов их семей, достойное пенсионное обеспечение.

• В настоящее время в российском обществе нет единого мнения о том, что понимать под термином «социальная ответственность». Однако признано, что это понятие включает большой спектр видов деятельности, направленных на выполнение обязательств перед работниками организации, местным сообществом и обществом в целом.

• Социальная ответственность требует налаженной системы управления, представляющей процесс регулирования деятельности по реализации социальных обязательств. Управление социальной ответственностью требует создания благоприятных условий в обществе и на законодательном уровне, имеет свой инструментарий, этапы реализации.

• Социальная ответственность может быть реализована только через сотрудничество, его оптимальной формой является социальное партнерство.

• Социальный отчет является важнейшим способом информирования общества о результатах деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности.

• Социальная ответственность организации является составной частью управления бизнесом и оказывает огромное влияние на имидж, репутацию, ключевые показатели успешности компании.

1. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента. - М. : Дело, 1992. - С. 142.

2. Федоров А. А. Социальная ответственность сторон трудовых отношений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С. 182-184.

3. Корпоративная этика и ценностный менеджмент : сб. статей по материалам между-нар. конференции ассоциации российских менеджеров «Корпоративная этика и ценностный менеджмент», 20-21 ноября 2002 г. - М., 2003. - 232 с.

4. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М., 1997. - С. 503.

5. Иванова А. Социальная ответственность корпоративного менеджмента // Консультант директора. - 2001. - № 19. - С. 23-27.

6. Печеи А. Человеческие качества: пер. с англ. - М. : Прогресс, 1985. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.