Источники цитирования стихотворных произведений
1. Ерёменко, А. Добавление к сопромату: Стихи / А. Ерёменко. - М.: Правда, 1990. - 32 с.
2. Ерёменко, А. Стихи / А. Ерёменко. - М.: ИМА-пресс, 1991. - 144 с.
3. Ерёменко, А. Горизонтальная страна / А. Ерёменко. - М.: Раритет, 1994. - 537 с.
© Ничипарчук Л. А., 2018
УДК 070:378.4(571.513-25)
КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА: ОТ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ К КОММУНИКАТИВНЫМ ТАКТИКАМ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГАЗЕТА»)
И. В. Пекарская
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье раскрывается коммуникативная специфика корпоративной прессы, а именно соотношение и взаимосвязи выбираемых авторами публицистических материалов коммуникативных тактик с основной коммуникативной стратегией университетской газеты — внушением доверия массового коммуникативного партнёра к корпоративному изданию. Описание соотнесённости названных категорий ведётся через анализ системы рубрик вузовского издания.
Ключевые слова: корпоративная пресса, рубрика, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, PR, паблисити, менеджмент, коммуникативный успех.
Корпоративная пресса является инструментом создания положительного имиджа соответствующего предприятия, учреждения, организации, общественного объединения и т. д. Как справедливо замечает А. Семёнова, она становится эффективным PR-инструментом, результативным средством связи между сотрудниками и партнёрами [1]. Коммуникативные приоритеты в корпоративных университетских газетах (далее - УГ) как таковых и «УГ» в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова (ХГУ) расставляются иначе. Это связано с тем, что круг охвата массового «внутреннего» коммуникативного партнёра у университетских газет шире: они становится PR-инструментом, соотносящим ректорат, Учёный совет вуза, профессорско-преподавательский его состав, сотрудников, студентов и устанавливающим обратную связь между ними (обмен мнениями, обсуждение насущных для университета вопросов, поздравления с достижениями, юбилеями и под.). Особенностью пиар «УГ» ХГУ им. Н. Ф. Катанова является то, что газета становится площадкой для внутренних обсуждений, на внешнего коммуникативного партнёра работает лишь опосредованно - через университетский сайт, на который газета выставляется: внутренние проблемы, обсуждения насущных проблем, информационные блоки могут заинтересовать стороннего собеседника. См., например, следующие рубрики: «Актуально» («Новый формат встреч с будущими студентами» - материал о Днях открытых дверей для абитуриентов. - «УГ». 2017. 14 февраля), «События» («Встреча Главы Республики Хакасия с молодёжью». - «УГ». 2017. 14 февраля; «Итоги Дней открытых дверей». - «УГ». 2017. 28 февраля), «Наши выпускники» («Банкир Александр Романов об учёбе, «Банке будущего» и секретах роста». - «УГ». 2017. 14 февраля); «Образование через всю жизнь» («Один диплом - хорошо, а два - лучше!» - О магистратуре и поступлении в неё. - «УГ». 2017. 28 февраля), «Приёмная кампания - 17» («День открытых дверей в Белом Яре» - «УГ». 2017. 28 марта), «Дайджест по материалам пресс-службы Минобрнауки РФ» («Учительские дома для Хакасии» - Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева провела рабочую встречу с Главой Республики Хакасия Виктором Михайловичем Зиминым. - «УГ». 2017. 28 марта) и др.
«УГ» в ХГУ - «детище» Центра корпоративных коммуникаций, который вместе с Издательством и Пресс-службой университета входит в Управление по информационной политике и взаимодействию с внешними партнёрами. Именно это Управление и занимается установлением взаимоотношений с внешним коммуникативным партнёром: распространением информации о ХГУ, обеспечением университету контролируемого положительного паблисити через сайт, рассылку пресс-релизов и под. Под паблисити, вслед за Ф. Джефкинсом и Д. Ядиным понимаем «результат того, что информация становится известной» [2, с. 17].
«УГ» создаёт корпоративный имидж (о типах имиджа см., например: [1, с. 18-22]). Её основной коммуникативной стратегией является коммункационный менеджмент Учредителя - ХГУ им. Н. Ф. Катанова. В связи со сказанным необходимо остановиться на том, как определяется сущность коммуникативной стратегии исследователями. Прежде отметим, что разные подходы к пониманию природы коммуникативной стратегии, а в связи с данной категорией и коммуникативной тактики в концентрированнм виде представлены в работе Е. А. Шпомер, в которой, кстати, предлагается и описание их типологий [3, с. 37-48]. Проведя анализ имеющихся в литературе дефиниций понятия «коммуникативная стратегия», автор монографии замечает, что общим в этих определениях является подчёркивание конечного результата достижения коммуникативных целей [3, с. 38]. Наиболее полно, по нашему мнению, сущность рассматриваемого понятия отражена в подходе, отражённом в определении О. С. Иссерс. Она предлагает трактовать коммуникативную стратегию как «комплекс речевых действий, направленных на достижение коомуникативных целей, который включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [4, с. 100].
Следовательно, коммуникативная стратегия - это «сверхзадача» осуществляемой коммуникации. Именно с этих позиций, позиций речевого воздействия на коммуниканта (читателя) журналистом как языковой личностью, рассматриваются (и весьма удачно, на наш взгляд) коммуникативные стратегии и тактики в исследовании А. Н. Пачиной [5]. Полагаем необходимым внести одно уточнение, о чём мы ранее уже писали: коммуникативная стратегия реализуется в искусстве планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах, вследствие чего стратегию мы относим к феномену комплексного характера [6, с. 74].
Корпоративная газета является коммуникативной площадкой для корпоративного же диалога, в нашем случае «УГ» с университетским сообществом. В этом и заключается главная задача корпоративного издания. Эта ведущая задача газеты прослеживает себя уже в рубриках, которые стали её обязательной структурной частью. Рубрики могут быть традиционными и потому узнаваемыми и даже «полосно» прикреплёнными, а также «эксклюзивными». Рассмотрим их на примере анализируемой нами газеты.
На первой полосе «УГ» традиционно располагается информация об актуальных событиях под рубрикой «Актуально». Приведём примеры публикаций из данной рубрики, называя их заголовки и кратко определяя их содержание: «Призвание» - рождение традиции» - материал о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Призвание». - «УГ». 2017. 28 марта; «В совете развития Хакасии будет работать молодёжная экспертная группа» - о проблемах развития и перспективах развития молодёжной политики Республики Хакасия (далее -РХ). - «УГ». 2017. 14 марта; «Научный потенциал Хакасии: с именем Николая Катанова» - о научно-практической конференции ХГУ «Катановские чтения» и республиканских Днях науки. - «УГ». 2017. 11 апреля; «Принимай пополнение, ХГУ!» - о выезде в районы РХ «Дней открытых дверей». - «УГ». 2017. 28 апреля; «Мы этой памяти верны» - о праздновании Дня Победы. - «УГ». 2017. 18 мая.
В тех случаях, когда происходят «уникальные» события, рубрика «Актуально» гиперболизирует себя, превращаясь в экспрессивную рубрику «Знай наших!», например: «Фестиваль в Сочи: братство навсегда» - о XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, в котором приняли участие студенты, аспиранты и молодые преподаватели ХГУ. - «УГ». 2017. Октябрь; «Портреты студентов украсят городскую доску почёта» - о лауреатах именных стипендий Главы города Абакана. - «УГ». 2017. Ноябрь.
Подобного рода гиперболизация, но уже не в эмоционально-экспрессивной, а, напротив, в акцентно-деловой окрашенности происходит и тогда, когда ректор выступает с обращением к корпоративному сообществу; в этом случае рубрика «Актуально» трансформируется в рубрику «Слово ректора». Ср. данные рубрики: а) «Актуально» - «Курс выбран верно: ВУЗ развивается и у него есть перспективы». - «УГ». 2017. 28 февраля; рубрика «Слово ректора» - «Новый учебный год начался». - «УГ». 2017. Сентябрь.
Рубрика «Актуально» эллиптируется, растворяясь в ежегодных праздничных событиях: «Успехов! Здоровья! Оптимизма!» - поздравления ректора и администрации, адресованные корпоративному сообществу с Новым годом. - «УГ». 2017. Декабрь.
На второй и третьей полосах газеты читателей информируют о том, что произошло в ХГУ и за его пределами и что значимо для коллектива университета. Четвёртая полоса, как правило, знаменуется рубрикой, являющейся окказиональной находкой коллектива «УГ», - «PROНаука». Она представляет материалы о научных интересах и достижениях профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов университета. Рубрика «Alma mater» знаменует пятую, шестую и седьмую полосы, на которых располагается описание традиций институтов и колледжей ХГУ; коллективный адресат знакомится в этой рубрике с персоналиями в связи с различного рода достижениями и юбилеями. На этих же полосах названная рубрика «уживается» с рубрикой «Для вас, студенты», которая осведомляет студентов об изменениях в порядке назначения и выплаты стипендий и проч. Восьмая и девятая полосы рассказывают о «Наших выпускниках», прославляющих ХГУ на избранном ими профессиональном поприще, и «Инструментах карьеры». Рубрика «Трудкрут» знакомит на десятой и одиннадцатой полосах с трудовыми достижениями студенческих отрядов вуза. На этих же полосах может появляться и рубрика «Искусство», вводящая материалы о творческих представителях университета (певцов, хореографов, танцоров, музыкантов, артистов и др.) - в структуре ХГУ есть Институт искусств и Музыкальный колледж. Двенадцатая полоса - это страница «Вопросов и ответов». Здесь представляются материалы обсуждений тех или иных проблем, волнующих коллектив ХГУ. Находкой этой полосы стала рубрика «Говорим по-русски», выполняющая просветительскую функцию.
Следует отметить, что большинство тем инициируется не только руководством университета, но и преподавателями, и сотрудниками, и обучающимися, что позволяет газете установить обратную связь и сделать её эффективной. Привлечение к сотрудничеству лидеров науки и образования становится, во-первых, средством информирования, во-вторых, средством диалога. Личные контакты выводятся на первый план. Это обеспечивает положительные менеджевые перспективы Учредителя (PR + реклама). Внутрикорпоративные паблисити и реклама здесь играют основополагающую роль. Они позволяют планировать коммуникационные процессы, направленные на целевую аудиторию, - корпоративное сообщество. Стратегическая прагматическая модель включает в себя две группы процессов: с одной стороны, «субъективные - объективные» процессы, представляющие внутренние корпоративные (субъективные) материалы с целью выйти на PR-стремление к объективности; с другой стороны, процессы, укрепляющие внутриобщественные связи (связи с общественностью): «сотрудники (в широком смысле) - руководство». Менеджментной стратегией Учредителя, таким образом, становится, во-первых, стремление к диалогу, коммуникативному сотрудничеству управляющей стороны и коллектива университета, основанному на доверии, во-вторых, грамотно применяемые пиар-технологии.
Стратегические перспективы достигаются через использование как актуализаторских коммуникативных тактик (в частности, презантационных), так и манипулятивных.
Специально следует оговорить, что манипуляция исключает применение непозволительных (деструктивных) коммуникативных тактик, разрушающих морально-нравственные устои личности (индивидуальной и коллективной): «уход от ответа», «исключение из общности», «ироническая похвала» («манипулятивный комплимент») и под. Все избираемые в «УГ» манипулятивные коммуникативные тактики позволительные: манипулятивный комплимент с целью прорисовки планируемых и возможных перспектив: в нём есть доля «не совсем-правды», некоего авансирования с целью усиления стремления к достижению заветной цели. Например, материал «Композиция творческой жизни», представляющий собой интервью с педагогом и хакасским композитором Светланой Алахтаевой, включал такой вопрос: «Для Вас фраза «мне повезло с учителями» не просто дань вежливости?». Этот вопрос содержит в себе имплицитное указание на возможную манипуляцию: несмотря на то, что интервьюируемая, конечно, стала перечислять все заслуги и достоинства своих преподавателей, она остановила своё внимание лишь на нескольких персоналиях, но выразила благодарность «всем преподавателям». - «УГ». 2017. 14 марта. Приведём ещё один пример: «Пока живу, хочу успеть» -материал о ежегодно проводимом в рамках Международного этно-туристического форума «Этнова» диктанте для его участников. Автор статьи констатирует факт: «Если в прошлом году (2016) результаты диктанта продемонстрировали факт увеличения грамотности на 15 % по сравнению с 2015, то в нынешнем они превзошли все ожидания: были работы, в которых опытные и внимательные проверяющие не нашли ни одной ошибки или эти ошибки были единичны. Прошлогодний опыт научил быть внимательным и сосредоточенным каждого этновца». Конечно, увеличение грамотности на 15 % не исключает наличия невыигрышных работ, но комплиментарная последняя фраза прорисовывает не только достигнутые успехи, но и намечает перспективы 2018 года. - «УГ». 2017. Сентябрь.
Актуализаторские же тактики не предполагают «надевания» масок, установления дискурсных «ролевых позиций». Это искренняя похвала - комплимент, который может быть как непосредственным (похвала конкретному лицу), так и опосредованным (похвала обучающегося через выражение признательности преподавателям, участвующим в его профессиональном становлении, либо, наоборот, похвала преподавателю через выраженную студенческую благодарность) - см. рубрики «Alma mater», «Наши выпускники», «Инструменты карьеры» и др.
Последний момент, на котором нельзя не остановиться, в осмыслении заявленной темы, связан с вопросом: «Возможны и должны ли быть пропаганда и агитация в корпоративной прессе»?
Ф. Джефкинс и Д. Ядин, соотнося и разводя понятия «PR» и «пропаганда», дают следующие их определения: «Паблик рилейшнз состоит из всех форм планомерно осуществляемой коммуникации, внешних и внутренних, между организацией и её общественностью в целях достижения между ними взаимопонимания (Собственное определение Ф. Джефкинса)» [2, с. 9]. «Пропаганда - это тенденциозная информация, используемая для получения поддержки какой-либо точки зрения, интереса или убеждения» [2, с. 15].
Соглашаясь с содержанием приведённых дефиниций, отметим, что качественная пресса (пресса для всех) не приемлет пропаганду и агитацию, так как они раздражают читателя, декоммуниканизируют его. Корпоративная же пресса целесообразно и с успехом их использует. Они присутствуют в ней в силу того, что направлены на определённую среду (в нашем случае - университетскую). Именно пропаганда и агитация, способствуя соблюдению генеральной стратегической линии учреждения (в нашем случае - ХГУ) в осуществлении информационной политики, становятся «проводниками» между обществом и властью (в нашем случае - между руководством и коллективом университета).
В связи со сказанным современное звучание приобретает ленинское утверждение о том, что газета является коллективным агитатором, пропагандистом и организатором (см. его работу «С чего начать?»).
Библиографический список
1. Семёнова, А. Корпоративная пресса / А. Семёнова. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/korporativnaya-pressa (дата обращения: 10.02.2018).
2. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416 с.
3. Шпоиер, Е. А. Коммуникативные неудачи в диалогическом общении в соотнесённости с коммуникативными законами и типами языковой личности (на материале немецкого языка) / Е. А. Шпомер. - Абакан: Изд-во ВГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 292 с.
4. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - М.: КомКнига/URSS, 2006. - 288 с.
5. Пачина, А. Н. Языковая личность современного журналиста: использование коммуникативных стратегий и тактик речевого воздействия на читателя / А. Н. Пачина // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - Абакан: Изд-во ВГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2014. - № 7. - С. 68- 72.
6. Пекарская И. В. Стратегии и тактики речевого воздействия политика в соотнесённости с дискурсивными типами языковой личности (на примере речей Алексея Лебедя) / И. В. Пекарская , Е. В. Кобец, Е. С. Грищева, Е. А. Шпомер // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - Абакан: Изд-во ВГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012. - № 1. - С. 73-77.
© Пекарская И. В., 2018