Научная статья на тему 'Певец "металлургических лесов" Александр Викторович Ерёменко'

Певец "металлургических лесов" Александр Викторович Ерёменко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
354
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАРЕАЛИЗМ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / МЕТАМЕТАФОРИСТЫ / ПОЭТЫ "НОВОЙ ВОЛНЫ" (НОВАЯ ПОЭЗИЯ) / ЛИТЕРАТУРА "НОВОЙ ВОЛНЫ" / ПОЭТИЧЕСКАЯ МАНЕРА / ДОМИНАНТА СТИЛЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / ТРОП / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / METAREALISM / CONCEPTUALISM / METAMETAPHORISTS / POETS OF THE "NEW WAVE" (NEW POETRY) / LITERATURE OF THE "NEW WAVE" / POETIC STYLE / STYLE DOMINANT / LYRICAL LANDSCAPE / TROPE / LYRICAL HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ничипарчук Лариса Александровна

В данной статье рассматривается творчество одного из известных представителей русской постмодернистской поэзии второй половины ХХ века А. В. Ерёменко. Анализируются особенности поэтической манеры художника слова, в частности, пристальное внимание обращается на создание данным автором пейзажных зарисовок. Проведённый анализ позволил определить, что пейзажные зарисовки в стихотворениях А. В. Ерёменко выстраиваются не в соответствии с классической традицией, а в совершенно ином, непривычном для читателя, ключе. Одним из ярких средств создания пейзажа в творчестве поэта являются разнообразные лексические средства, которые включаются им в структуры разнообразных изобразительно-выразительных средств. Кроме того, в связи с анализом творчества поэта предлагаются биографические сведения о нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander V. Eremenko Being a Singer of "Metallurgical Forests"

This article examines the work of one of the well-known representatives of the Russian postmodern poetry of the second half of the twentieth century A. V. Eremenko. The author analyzes features of the poetic style of the word artist. In particular, close attention is paid to the creation of landscape “sketches” by this poet. The analysis made it possible to assume that the landscape “sketches” in A.V. Eremenko’s poems are not lined up in accordance with the classical tradition, but in a completely different way. One of the brightest means of creating a landscape in the poet’s work is a variety of lexical means included into the structures of various expressive means. In addition, the analysis of the poetry refers to the biography of the poet.

Текст научной работы на тему «Певец "металлургических лесов" Александр Викторович Ерёменко»

УДК 82-14(19:219)Ерёменко

ПЕВЕЦ «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЛЕСОВ» АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ЕРЁМЕНКО

Л. А. Ничипарчук

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данной статье рассматривается творчество одного из известных представителей русской постмодернистской поэзии второй половины ХХ века А. В. Ерёменко. Анализируются особенности поэтической манеры художника слова, в частности, пристальное внимание обращается на создание данным автором пейзажных зарисовок. Проведённый анализ позволил определить, что пейзажные зарисовки в стихотворениях А. В. Ерёменко выстраиваются не в соответствии с классической традицией, а в совершенно ином, непривычном для читателя, ключе. Одним из ярких средств создания пейзажа в творчестве поэта являются разнообразные лексические средства, которые включаются им в структуры разнообразных изобразительно-выразительных средств. Кроме того, в связи с анализом творчества поэта предлагаются биографические сведения о нём.

Ключевые слова: метареализм, концептуализм, метаметафористы, поэты «новой волны» (новая поэзия), литература «новой волны», поэтическая манера, доминанта стиля, лирический пейзаж, троп, лирический герой.

И по сплошному шву инвариантов пчела бредёт в гремящей стратосфере, завязывает бантиком пространство, на вход и выход ставит часовых...

А. В. Ерёменко. «Дума»

Предметом анализа в статье являются поэтическая манера в целом и специфика изображения природы в частности в творчестве одного из представителей поэтов «новой волны» (2-я пол. ХХ века) А. В. Ерёменко. Основная цель работы состоит в выявлении особенностей художественного мира А. В. Ерёменко и изучении приёмов и средств создания в его стихотворных произведениях пейзажных картин.

Изучение литературы по теме исследования показало, что работ, посвящённых поэтическому творчеству А. В. Ерёменко, в современном отечественном литературоведении не так уж много. В частности, анализом его художественного творчества занимались такие учёные, как М. Н. Эпштейн [1; 2; 3] и М. Н. Липовецкий [4, с. 413-667]. Кроме того, краткие сведения о жизни и творчестве поэта можно найти в литературоведческих биографических словарях [5; 6].

Вначале коротко остановимся на биографии поэта и его творческих вехах. Родился Александр Викторович Ерёменко 25 октября 1950 года в Алтайском крае. Родом он из крестьян - из представителей той их группы, которых называли середняками и многие из которых в ходе коллективизации, в период проведения так называемой борьбы против кулачества, на себе испытали репрессии органов советской власти.

После школы, которую он окончил в городе Заринске, А. В. Ерёменко устроился литературным сотрудником в газете «Сельская новь». Позже переквалифицировался и стал строителем. В 1974 году он переехал в Москву, где и живёт по настоящее время. Здесь заочно учился в Литературном институте, но не окончил его. Работал кочегаром в одной из московских котельных. Этот период жизни поэта нашёл отражение в его творчестве, в частности, в стихотворении «Кочегар Афанасий Тюленин...»:

Кочегар Афанасий Тюленин, Ты за это на них не в обиде.

Что напутал ты в древнем санскрите? Ты сейчас прочитал на обеде

Ты вчера получил просветленье, в неизменном своём Майн Риде

а сегодня - попал в вытрезвитель. всё, что сказано в ихней Риг-Веде.

Ты в иное вошёл измеренье, только ноги не вытер.

Две секунды коротких пребывал ты в блаженном сатори.1 Сразу стал разбираться в моторе и в электропроводке.

По котельным московские йоги, как шпионы, сдвигают затылки, а заметив тебя на пороге, замолкают и прячут бутылки.

Все равны перед Богом, но Бог не решается, как уравненье. И всё это вчера в отделенье объяснил ты сержанту как мог.

Он тебе предложил раздеваться, и, когда ты курил в темноте, он не стал к тебе в душу соваться со своим боевым каратэ.

Ты не знаешь, просёк ли он суть твоих выкладок пьяных. Но вернул же тебе он «Тамянку». А ведь мог не вернуть.

1 Сатори - озарение, внезапное пробуждение, которое наступает в результате сосредоточения и самоуглубления. В дзэн это состояние сознания, называемое «разумом Будды», то есть как таковое, чистое сознание, позволяющее «слиться» с подлинной природой вещей. Такое спонтанное, внезапное и мгновенное «озарение» близко интуиции, неожиданному прозрению, которое в искусстве и науке выступает как высший миг познания, когда неясное становится ясным [http://www.onlinedics.rU/slovar/fil/s/satori.html].

В силу того, что стихотворения А. В. Ерёменко начального периода его творчества (конец 1970 - начало 1980 гг.) резко контрастировали с каноническими для так называемой эпохи застоя, они не печатались в официальных изданиях, а потому не имели выхода к широкой публике. Жизнь они обретали на страницах «самизда-товской» периодики.

Во второй половине 1980 годов поэт принимает участие в деятельности московского клуба «Поэзия», на заседаниях которого он выступает со своими стихотворениями. 8 июня 1983 года в Центральном доме работников искусств в рамках темы «Стилевые искания в современной поэзии: к спорам о метареализме и концептуализме» состоялись одни из первых выступлений поэтов «новой волны». А. В. Ерёменко стал одним из самых заметных участников данного художественно-поэтического события. Середина 1980 годов отмечена в творческой биографии А. В. Ерёменко ещё одним знаменательным событием: совместно с поэтами А. М. Парщиковым и И. Ф. Ждановым он создаёт группу поэтов-метаметафористов.

В массовых периодических изданиях стихотворения А. В. Ерёменко стали публиковаться лишь в начале эпохи «перестройки». Первым выходом автора к массовому читателю стала подборка его стихотворений в пятом номере журнала «Юность» в 1986 году. С этого времени его стихи регулярно появляются в «Юности», «Огоньке», «Урале» и других журналах, а также в поэтических сборниках. Причём стихотворные произведения А. В. Ерёменко публикуются как в российских, так и зарубежных изданиях.

1990 год отметился выходом в свет первой книги А. В. Ерёменко под названием «Добавление к сопромату». Уже в следующем году в московском издательстве «Има-Пресс» печатается вторая его книга - «Стихи». В этот сборник включены поэтические произведения, которые более полно показывают спектр художественных предпочтений А. В. Ерёменко.

Имя А. В. Ерёменко часто упоминается в статьях литературоведов о поэзии 1970-1990 годов, в которых его нередко называют лидером литературы «новой волны». Вышедшие из-под пера поэта стихи не раз вызывали споры критиков как в связи с трактовкой отдельных его произведений, так и по поводу сущности «новой поэзии» в целом. Таковыми, к примеру, являются статьи А. Пурина и Ю. Немировской в № 28 «Литературной газеты» (11 июля 1990 г.) [см.: 5, с. 259].

Возвращаясь к анализу начального периода художественного творчества А. В. Ерёменко, нужно сказать, что заниматься поэзией он начал с 18 лет, однако граница, отделившая время учёбы от «серьёзного» сочинительства, определяется самим поэтом 1975 годом.

В связи с датами, определяющими вехи поэтического творчества А. В. Ерёменко, отметим такую их особенность: стихи этого автора не помечаются датой их создания. Исключение составляет лишь одно стихотворение - «Привет тебе, блистательный Козлов!..», датированное поэтом 8 ноября 1987 года. Видимо, это связано с тем, что в нём поэт предлагает «художественное» пророчество, связанное с собственным поэтическим будущим. Это своеобразное самопророчество автор вложил в уста героя своего произведения - Б. Н. Ельцина:

И вдруг с ножом он вышел из угла, высокий, стройный, в вылинявшей тройке, и надпись: «ножик в спину перестройке» по лезвию затейливая шла.

И так сказал: «Всё бред и ерунда. Я знаю лучше всех про всё на свете. Перед людьми мне совестно, когда вы с гласностью играете, как дети.

Вопрос не ясен, но предельно прост. Наш путь вперёд да будет кровью полит! Нас надо всех немедленно уволить, чтобы я занял самый главный пост».

Один из исследователей творчества А. В. Ерёменко В. Б. Семёнов пишет, что художественная особенность поэтического творчества этого автора состоит в том, что оно находится на перекрестье методов отечественного постмодернизма: метареализма, концептуализма, соц-арта, «иронической поэзии». Причём доминирующим стилем, присущим «новой» поэзии, является тотальная ирония, всеуровневая игра [цит. по: 5, с. 259]. Напомним, что «новой» поэзией в литературоведении называют поэзию 1970- 1980-х годов.

Одним из ярких отличительных признаков отечественного поэтического постмодернизма следует назвать своеобразие в использовании в нём лексики языка и его изобразительно-выразительных средств (элокутивов1, по В. П. Антонову и И. В. Пекарской). Не является исключением в этом отношении и творчество А. В. Ерёменко. Специфическая лексика, присущая постмодернистским произведениям, обилие в них терминов из области таких наук, как физика и математика («сложного леса пустая прозрачная схема», «вдоль дороги прямой провисает неслышная лемма телеграфных прямых», «и сама под себя наугад заползает река, и потом шелестит, и они совпадают по фазе», «электрический ветер завязан пустыми узлами»), и подобного же характера эпитеты, метафоры, сравнения («лимон - сейсмограф солнечной системы», «свет отдыхает в глубине дилеммы», «через скакалку прыгает на стыке валентных связей», «в гремящей стратосфере») и другие тропы и фигуры свойственны языку стихотворений А. В. Ерёменко. Предыдущий иллюстративный материал, взятый из его стихов, вкупе со многими другими показывает, что описание природы у А. В. Ерёменко предстаёт перед читателем не таким, каким он привык видеть пейзажи у поэтов-классиков, а в совершенно противоположном ключе. По это-

1 Элокутив - любое изобразительное и выразительное средство экспрессивного (в том числе и эмоционального) характера [7, с. 87].

34

му поводу уже названный нами исследователь В. Б. Семёнов справедливо замечает, что лирический пейзаж у поэта выстроен «от противного», что его описание не соответствует классической традиции. Если набор тропов для описания примет цивилизации показывает классического поэта как человека «природного», «естественного», то лирический герой у А. В. Ерёменко впервые описывает природу в технических терминах как представитель технократического универсума [5, с. 259]. Приведём в качестве подтверждения данного тезиса стихи А. В. Ерёменко, выделив в них жирным полукурсивом соответствующие лексические и подчеркнув одной чертой тропеические средства:

(1) Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема. Шелестит по краям и приходит в негодность листва. Вдоль дороги прямой провисает неслышная лемма телеграфных прямых, от которых болит голова.

Разрушается воздух. Нарушаются длинные связи между контуром и неудавшимся смыслом цветка. И сама под себя наугад заползает река, и потом шелестит, и они совпадают по фазе.

Электрический ветер завязан пустыми узлами, и на красной земле, если срезать поверхностный слой, корабельные сосны привинчены снизу болтами с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой.

(«Отрывок из поэмы»)

(2) Лимон - сейсмограф солнечной системы.

Поля в припадке бешеной клубники. Дрожит пчела, пробитая навылет, и яблоко осеннее кислит.

Свет отдыхает в глубине дилеммы, через скакалку прыгает на стыке валентных связей, сбитых на коленках, и со стыда, как бабочка горит.

(3) Когда, совпав с отверстиями гроз, заклинят междометия воды, и белые тяжёлые сады вращаются, как жидкий паровоз, замкните схему пачкой папирос, где «Беломор» похож на амперметр...

И по сплошному шву инвариантов пчела бредёт в гремящей стратосфере, завязывает бантиком пространство, на вход и выход ставит часовых.

Она на вкус разводит дуэлянтов, косит в арифметическом примере

и взадпятки не сходится с ответом, копя остаток в кольцах поршневых.

(«Дума»)

О, как равновелик и перламутров на небесах начавшийся митоз! Я говорю, что я затем и рос и нажимал на смутные педали, чтоб, наконец, свинтил свои детали сей влажный сад в одну из нужных поз.

(«Когда, совпав с отверстиями гроз.

»)

Нельзя не согласиться с В. Б. Семёновым и в том, что собственный словарь А. В. Ерёменко наукообразен (это есть проявление лингвистической игры), что поэт вводит в тексты квазиматематическую и естественнонаучную лексику, которая подчёркивает механистичность и синтетичность природы, воспринимаемой автором-героем, как, например, «пустая ласточка» в стихотворении «В глуши коленчатого вала.», которая варьировала темы / от миллиона до нуля: / инерциальные системы, / криволинейные поля [5, с. 259].

Приведём ещё примеры подобного авторского изображения пейзажа:

(1) В электролите плотных вечеров, где вал и ров веранды и сирени и деревянный сумрак на ступенях, ступеньками спускающийся в ров,

корпускулярный, правильный туман раскачивает маятник фонарный, скрипит фонарь, и свет его фанерный дрожит и злится, словно маленький шаман.

(«В электролите плотных вечеров. »)

(2) В лесу осеннем зимний лес увяз. Как будто их местами поменяли. И всем деревьям деньги разменяли. Природа спит, надев противогаз.

Природа спит, как длинный-длинный пас, нацеленный в неведомые дали, и крепко спит, не закрывая глаз, и крепко спит, как профиль на медали.

Не шевелится углекислый газ. Не дышит свет на воду. В одеяле спит стоя лес, уйдя в свои детали: в столбы, в щели, в лунку, в паз.

И крепко спит, уткнувшись в параллели своих прямых. И не глядит на нас.

(«В лесу осеннем зимний лес увяз»)

Об этой же самой рецепции, как указывает В. Б. Семёнов, говорят читателю первые строки следующих стихотворений: «В кустах раздвинут соловей.», «Сама в себе развешена природа.», «Я сидел на горе, нарисованной там, где гора.», «Цветы не пахнут. Пахнет самосвал.» [5, с. 259].

Таким образом, благодаря своим первым напечатанным стихам А. В. Ерёменко стал известен как певец «металлургических лесов» - другой реальности, образованной современными технологиями. Но всё-таки в действительности «металлургический лес» у А. В. Ерёменко - это образ псевдореальности, в которой вместо жизни мы видим глобальные конструкции, «химеры размаха», и поэтому под видом ясных технологических конструкций спрятан тот же самый логически необъяснимый абсурд бытия:

Последний филин сломан и распилен И кнопкой канцелярскою пришпилен к осенней ветке книзу головой -висит и размышляет головой: зачем в него с такой ужасной силой вмонтирован бинокль полевой!

(«В густых металлургических лесах. »)

Основной парадокс поэтического мира А. В. Ерёменко, по словам М. Н. Липовецкого, заключается в том, что хаосу, рождённому в результате насилия, стереотипа, тотального контроля над жизнью, у него противопоставлен не космос, но тоже хаос - только другой, свободный и родной [4, с. 463]. Особенно чётко подобный ми-рообраз прослеживается в следующих программных стихотворениях А. В. Ерёменко: «Отрывок из поэмы», «Дума», «Иерониму Босху, изобретателю прожектора» («Я смотрю на тебя из настолько глубоких могил.»). Приведём в качестве примера фрагмент из стихотворения поэта «Отрывок из поэмы»:

Разрушается воздух. Нарушаются длинные связи между контуром и неудавшимся смыслом цветка. И сама под себя наугад заползает река, и потом шелестит, и они совпадают по фазе.

Электрический ветер завязан пустыми узлами, и на красной земле, если срезать поверхностный слой, корабельные сосны привинчены снизу болтами с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой... <... >

Там жена моя вяжет на длинном и скучном диване. Там невеста моя на пустом табурете сидит. Там бредёт моя мать то по грудь, то по пояс в тумане, и в окошко мой внук сквозь разрушенный воздух глядит. Я там умер вчера...

Если смотреть поверхностно, говорит далее М. Н. Липовецкий, мы видим здесь характерный для А. В. Ерёменко образ сломанной реальности, где под технологическими признаками порядка скрыта утрата жизни - пустота («пустые узлы», «пустой табурет») и смерть («Я там умер вчера») [4, с. 463]. Однако насколько способен тронуть тщательно описанный образ корабельных сосен, которые «привинчены снизу болтами спокосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой». Лирический мир связан с этим хаосом не потому только, что тут всё проникнуто личными воспоминаниями, но и потому, что лирический мир также выглядит хаотичным, одна действительность надвигается на другую: мать, невеста, внук, жена, я сам, плотно прижаты друг к другу на маленьком участке мироздания. Но, с другой стороны, лирические образы имеют независимость относительно холодных законов разрушения, разлитых в «электрическом воздухе». Смерть здесь не уничтожает чувство родства, глубокой соединённости человека с родными ему людьми и с его кругом:

Что с того, что я не был там только одиннадцать лет? У дороги осенней лесок также чист и подробен. В нём осталась дыра на том месте, где Колька Жадобин у ночного костра мне отлил из свинца пистолет.

(«Отрывок из поэмы»)

Суверенитет родного настолько незыблем, что даже игрушка сохраняет в пространстве свою незатягиваю-щуюся «дыру».

Но как распознать угнетающий хаос насилия и родной хаос - единственный подаренный человеку кусок осуществившейся свободы? Александр Ерёменко имеет лишь единственный инструмент для распознания этого различия - поэтическое слово. Но это слово особенного рода. В сонете «О, Господи, води меня в кино.» есть строчки, которые раскрывают суть особенности таких поэтических слов:

Над толчеёй твоих стихотворений расставит дождик знаки ударений, окно откроешь - а за ним темно.

Здесь каждый ген, рассчитанный, как гений, зависит от числа соударений, но это тоже сказано давно.

Нахождение «соударений» с возвышенным поэтическим словом даёт возможность найти единение с мирозданием («расставит дождик знаки ударений»), несмотря на темноту за окном. Истинно моё - это то, с чем сопряжена память культуры. Ища «соударения», А. В. Ерёменко нередко напрямую пользуется цитатами из стихов других поэтов (наиболее часто из О. Мандельштама; см. об этом ниже). Но «заигрывание» с цитатами у А. В. Ерёменко всегда наполнено драматичностью: отталкиваясь от чьего-то слова и чьего-то ритма (а ритм является обычно образом гармонии), поэт всякий раз воссоздаёт принадлежащий ему вольный хаос.

М. Н. Липовецкий пишет, что предельно возможно погрузившись в смерть, будучи способным почувствовать хаос, который скрыт в глубинах известных зданий и улиц, А. В. Ерёменко и показывает нам тот духовный труд обустраивания смертоносного мира, который, как он считает, и рождает поэзию:

Часто пишется «труп», а читается «труд», где один человек разгребает завал, и вчерашнее солнце в носилках несут, из подвала в подвал...

И вчерашнее солнце в носилках несут.

И сегодняшний бред обнажает клыки. Только ты в этом тёмном раскладе - не туз. Рифмы сбились с пути или вспять потекли.

(«Ночная прогулка»)

Ср.: со стихотворением О. Э. Мандельштама («Сёстры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы»):

Сёстры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы. Медуницы и осы тяжёлую розу сосут. Человек умирает. Песок остывает согретый, И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут. <... >

Словно тёмную воду, я пью помутившийся воздух. Время вспахано плугом, и роза землёю была. В медленном водовороте тяжёлые нежные розы, Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!

Тема преодоления смерти, принадлежащая О. Мандельштаму («Мы ещё поглядим, кто скорее умрёт»), в стихах А. В. Ерёменко, как замечает М. Н. Липовецкий, производит возвышенное «соударение», посредством которого мир, сотворённый из замешанных на крови стереотипов (мимо вялотекущей бегущей строки, / как предсказанный некогда ленточный глист («Ночная прогулка»)), представляется читателю сценической площадкой непреходящей драмы поэта, окунающегося в бездну смерти и хаоса во имя рождающейся гармонии. Лирический герой А. В. Ерёменко понимает, что он не сможет выбраться из хаоса (Только ты в этом тёмном раскладе - не туз. («Ночная прогулка»)), но окружающий поэта хаос прекращает быть чужим пространством, он пропитывается болью, светом, памятью похороненного солнца. Он делается «родным хаосом», иначе говоря, пространством свободы [4, с. 464-465].

Библиографический список

1. Эпштейн, М. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М. Эпштейн. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.

2. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.

3. Эпштейн, М. Н. Поколение, нашедшее себя / М. Н. Эпштейн. // Вопросы литературы. - 1986. - № 5. - С.64-72.

4. Липовецкий, М. Н. В конце века / М. Н. Липовецкий // Лейдерман, Н. Л. Липовецкий, М. Н. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы): учеб. пособие для студентов вузов. В 2 т. Т. 2. 1968-1990. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 684 с.

5. Семёнов, В. Б. Ерёменко Александр Викторович / В. Б. Семёнов // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву-А, 2000. - С. 258-260.

6. Скворцов, А. Э. Ерёменко Александр Викторович / А. Э. Скворцов // Русские писатели, ХХ век: Биографический словарь: А-Я / сост. И. О. Шайтанов. - М.: Просвещение, 2009. - С. 199.

7. Антонов, В. П. Речеведение: учеб.-метод. комплекс по дисциплине: в 7 ч. Ч. 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная укоммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под общ. ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 320 с.

Источники цитирования стихотворных произведений

1. Ерёменко, А. Добавление к сопромату: Стихи / А. Ерёменко. - М.: Правда, 1990. - 32 с.

2. Ерёменко, А. Стихи / А. Ерёменко. - М.: ИМА-пресс, 1991. - 144 с.

3. Ерёменко, А. Горизонтальная страна / А. Ерёменко. - М.: Раритет, 1994. - 537 с.

© Ничипарчук Л. А., 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 070:378.4(571.513-25)

КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА: ОТ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ К КОММУНИКАТИВНЫМ ТАКТИКАМ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГАЗЕТА»)

И. В. Пекарская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается коммуникативная специфика корпоративной прессы, а именно соотношение и взаимосвязи выбираемых авторами публицистических материалов коммуникативных тактик с основной коммуникативной стратегией университетской газеты — внушением доверия массового коммуникативного партнёра к корпоративному изданию. Описание соотнесённости названных категорий ведётся через анализ системы рубрик вузовского издания.

Ключевые слова: корпоративная пресса, рубрика, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, PR, паблисити, менеджмент, коммуникативный успех.

Корпоративная пресса является инструментом создания положительного имиджа соответствующего предприятия, учреждения, организации, общественного объединения и т. д. Как справедливо замечает А. Семёнова, она становится эффективным PR-инструментом, результативным средством связи между сотрудниками и партнёрами [1]. Коммуникативные приоритеты в корпоративных университетских газетах (далее - УГ) как таковых и «УГ» в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова (ХГУ) расставляются иначе. Это связано с тем, что круг охвата массового «внутреннего» коммуникативного партнёра у университетских газет шире: они становится PR-инструментом, соотносящим ректорат, Учёный совет вуза, профессорско-преподавательский его состав, сотрудников, студентов и устанавливающим обратную связь между ними (обмен мнениями, обсуждение насущных для университета вопросов, поздравления с достижениями, юбилеями и под.). Особенностью пиар «УГ» ХГУ им. Н. Ф. Катанова является то, что газета становится площадкой для внутренних обсуждений, на внешнего коммуникативного партнёра работает лишь опосредованно - через университетский сайт, на который газета выставляется: внутренние проблемы, обсуждения насущных проблем, информационные блоки могут заинтересовать стороннего собеседника. См., например, следующие рубрики: «Актуально» («Новый формат встреч с будущими студентами» - материал о Днях открытых дверей для абитуриентов. - «УГ». 2017. 14 февраля), «События» («Встреча Главы Республики Хакасия с молодёжью». - «УГ». 2017. 14 февраля; «Итоги Дней открытых дверей». - «УГ». 2017. 28 февраля), «Наши выпускники» («Банкир Александр Романов об учёбе, «Банке будущего» и секретах роста». - «УГ». 2017. 14 февраля); «Образование через всю жизнь» («Один диплом - хорошо, а два - лучше!» - О магистратуре и поступлении в неё. - «УГ». 2017. 28 февраля), «Приёмная кампания - 17» («День открытых дверей в Белом Яре» - «УГ». 2017. 28 марта), «Дайджест по материалам пресс-службы Минобрнауки РФ» («Учительские дома для Хакасии» - Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева провела рабочую встречу с Главой Республики Хакасия Виктором Михайловичем Зиминым. - «УГ». 2017. 28 марта) и др.

«УГ» в ХГУ - «детище» Центра корпоративных коммуникаций, который вместе с Издательством и Пресс-службой университета входит в Управление по информационной политике и взаимодействию с внешними партнёрами. Именно это Управление и занимается установлением взаимоотношений с внешним коммуникативным партнёром: распространением информации о ХГУ, обеспечением университету контролируемого положительного паблисити через сайт, рассылку пресс-релизов и под. Под паблисити, вслед за Ф. Джефкинсом и Д. Ядиным понимаем «результат того, что информация становится известной» [2, с. 17].

«УГ» создаёт корпоративный имидж (о типах имиджа см., например: [1, с. 18-22]). Её основной коммуникативной стратегией является коммункационный менеджмент Учредителя - ХГУ им. Н. Ф. Катанова. В связи со сказанным необходимо остановиться на том, как определяется сущность коммуникативной стратегии исследователями. Прежде отметим, что разные подходы к пониманию природы коммуникативной стратегии, а в связи с данной категорией и коммуникативной тактики в концентрированнм виде представлены в работе Е. А. Шпомер, в которой, кстати, предлагается и описание их типологий [3, с. 37-48]. Проведя анализ имеющихся в литературе дефиниций понятия «коммуникативная стратегия», автор монографии замечает, что общим в этих определениях является подчёркивание конечного результата достижения коммуникативных целей [3, с. 38]. Наиболее полно, по нашему мнению, сущность рассматриваемого понятия отражена в подходе, отражённом в определении О. С. Иссерс. Она предлагает трактовать коммуникативную стратегию как «комплекс речевых действий, направленных на достижение коомуникативных целей, который включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [4, с. 100].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.