Научная статья на тему 'Корпоративная предпринимательская среда как совокупность экономических условий развития бизнеса'

Корпоративная предпринимательская среда как совокупность экономических условий развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTELLECTUAL RESOURCES / ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / INTELLECTUAL RESOURCES MANAGEMENT EFFICIENCY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / MANAGEMENT PROCEDURES / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КАРТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / INSTITUTIONAL BARRIERS / STRATEGY MAPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусар Светлана Александровна

Интеллектуальные ресурсы широко применяются в условиях формирования корпоративной предпринимательской среды. Данная среда является новым явлением в системе социально-экономических отношений. Корпоративная предпринимательская среда представляет собой совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни. В этой среде проявляются большие стимулы к труду, возрастает уровень экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных, в том числе и интеллектуальных, компонентов производства. Поэтому важно и необходимо дать её определение с позиции как экономических, так и организационно-управленческих отношений, что и является ключевой задачей данного исследования. Кроме того, в статье проведена комплексная оценка возможностей корпоративной среды для развития регионального предпринимательства и изучены механизмы сравнительного воздействия факторов внешней и внутренней среды на процесс развития корпоративной предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT AS A SET OF ECONOMIC CONDITIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT

Intellectual resources are widely used in the formation of corporate business environment. This environment is a new phenomenon in the system of socio-economic relations. The corporate business environment is a set of economic conditions for the development of entrepreneurship, business life. In this environment, exercise more incentives to work, increasing the level of economic freedom, including the freedom of movement of the resource, including intellectual, production components. It is therefore important and necessary to give its definition from the perspective of both economic and organizational-administrative relations, which is a key objective of this research. In addition, the article carried out a comprehensive assessment of how the corporate environment for the development of regional business and knowledge of the mechanisms of the effect of factors internal and external environment for the development of corporate business environment.

Текст научной работы на тему «Корпоративная предпринимательская среда как совокупность экономических условий развития бизнеса»

КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

УДК 334

Светлана Александровна Гусар,

к.э.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Ярославского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Тел.: 8 960 528-82-50 Эл. почта: gusar-sa@yandex.ru

Интеллектуальные ресурсы широко применяются в условиях формирования корпоративной предпринимательской среды. Данная среда является новым явлением в системе социально-экономических отношений. Корпоративная предпринимательская среда представляет собой совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни. В этой среде проявляются большие стимулы к труду, возрастает уровень экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных, в том числе и интеллектуальных, компонентов производства. Поэтому важно и необходимо дать её определение с позиции как экономических, так и организационно-управленческих отношений, что и является ключевой задачей данного исследования. Кроме того, в статье проведена комплексная оценка возможностей корпоративной среды для развития регионального предпринимательства и изучены механизмы сравнительного воздействия факторов внешней и внутренней среды на процесс развития корпоративной предпринимательской среды.

Ключевые слова: корпоративная предпринимательская среда, интеллектуальные ресурсы, эффективности управления интеллектуальными ресурсами, управленческие процедуры, факторный анализ, сбалансированная система показателей, стратегические карты, институциональные барьеры.

Svetlana A. Gusar

Ph.D (economics), Department of Humanities Studies, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Yaroslavl Branch, associate professor of the Civil Law and Entrepreneurship Tel.: +7 960 528-82-50 E-mail: gusar-sa@yandex.ru

CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT AS A SET OF ECONOMIC CONDITIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT

Intellectual resources are widely used in the formation of corporate business environment. This environment is a new phenomenon in the system of socio-economic relations. The corporate business environment is a set of economic conditions for the development of entrepreneurship, business life. In this environment, exercise more incentives to work, increasing the level of economic freedom, including the freedom of movement of the resource, including intellectual, production components. It is therefore important and necessary to give its definition from the perspective of both economic and organizational-administrative relations, which is a key objective of this research. In addition, the article carried out a comprehensive assessment of how the corporate environment for the development of regional business and knowledge of the mechanisms of the effect of factors internal and external environment for the development of corporate business environment.

Keywords: corporate business environment, intellectual resources, intellectual resources management efficiency, management procedures, factor analysis, Balanced Score-card, strategy maps, institutional barriers.

1. Введение

Корпоративная предпринимательская среда представляет собой совокупность экономических условий развития бизнеса в организованной экономической системе при наличии экономической свободы, свободного перемещения ресурсов, существования значительных стимулов к осуществлению трудовой деятельности.

Поэтому важно и необходимо дать её определение с позиции как экономических, так и организационно-управленческих отношений, что и является ключевой задачей данного исследования. Кроме того, в статье проведена комплексная оценка возможностей корпоративной среды для развития регионального предпринимательства и изучены механизмы сравнительного воздействия факторов внешней и внутренней среды на процесс развития корпоративной предпринимательской среды.

Цель исследования - научное обоснование теоретических положений методического инструментария оценки экономических условий развития бизнеса, способствующих формированию корпоративной среды.

Объектом исследования является корпоративная предпринимательская среда, предметом - совокупность экономических условий развития бизнеса.

Можно использовать разные подходы к исследованию корпоративной предпринимательской среды. В широком смысле, корпоративная предпринимательская среда представляет собой совокупность экономических и организационно-управленческих отношений, способствующих развитию предпринимательской деятельности бизнес-структур, объединённых видом деятельности или определённой территорией (регионом). В узком смысле, корпоративная предпринимательская среда - это совокупность отношений внутри микросистемы, т.е. определённой организации (крупной интегрированной, средней или малой).

2. Интеллектуальные ресурсы в корпоративной предпринимательской среде.

Корпоративная предпринимательская среда представляет собой совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни. В этой среде проявляются большие стимулы к труду, возрастает уровень экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных, в т.ч. и интеллектуальных, компонентов производства. На рис. 1 в графической форме показана роль и место интеллектуальных ресурсов в корпоративной предпринимательской среде.

Зачастую в экономической литературе корпорацию отождествляют с акционерным обществом. И действительно, корпоративные отношения стали развиваться ещё в XIX веке с появлением и широким развитием публичных акционерных обществ. В их основе лежит процесс привлечения капитала путем продажи доли экономической организации многочисленным акционерам (собственникам) с целью увеличения уставного капитала. В этом случае корпорация увеличивает размер собственных средств, а акционеры в обмен на свои инвестиции в приобретение акций получают часть прибыли, право голосования по ряду вопросов

Методы и формы развития предпринимательской деятельности

Совокупность организационно-управленческих отношений

Рис. 1. Интеллектуальные ресурсы в корпоративной предпринимательской среде

общества и возможность получить часть ликвидационной стоимости при закрытии общества.

Защита акционеров от риска, связанного с экономической деятельностью корпорации, связана с ограничением их потерь в зависимости от размера доли в уставном капитале корпорации (т.е. размера их инвестиций). Преимуществами корпораций являются: обратимость акций (возможность свободной продажи на открытом рынке), ответственность менеджмента перед собственниками (акционерами), неограниченный срок существования общества (до его ликвидации по решению общего собрания акционеров или по решению суда). Вместе с тем, существуют и проблемы в функционировании корпораций:

- зависимость дохода (дивидендов) от чистой прибыли и решения мажоритарных собственников о размерах выплаты дивидендов;

- реализация интересов менеджеров в краткосрочной перспективе, что связано с получением ими определённых контрактами доходов;

- публичность, что характеризуется не только с возможностью свободно продавать акции, но и с необходимостью раскрывать информацию о финансовом состоянии и сделках на финансовых рынках. Это повышает уязвимость в конкурентной предпринимательской среде.

Важной отличительной чертой возникновения и развития корпорации является отделение собственности от управления. Это способствовало успешному функционированию корпораций. Вместе с тем наличие проблемных аспектов взаимодействия в рамках «принципал - агент» (т.е. - собственник - менеджер) сдерживает эффективную деятельность корпоративных структур. Только при наличии определённых стимулов управляющие будут действовать в интересах акционеров.

Поэтому важным моментом в формировании корпоративной предпринимательской среды является формирование организационной культуры, которая представляет собой система общепринятых в

корпорации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. В корпоративной предпринимательской среде организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов корпоративных структур, выдержавших испытание временем. С.П. Роббинс и М.Коултер предлагают рассматривать организационную культуру на основе ряда характеристик, наиболее ценящихся в организации [13]: личная инициатива; готовность работника пойти на риск; направленность действий; согласованность действий; обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; степень отождествления каждого сотрудника с организацией; система вознаграждений; готовность сотрудника открыто выражать свое мнение; степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности. Для корпоративной предпринимательской среды особенно важен последний тезис о степени взаимодействия внутри организации, что способствует эффективному использованию её интеллектуальных ресурсов.

Для оценки деятельности управленческого персонала в корпоративной предпринимательской среде должны быть согласованы вопросы планирования, организации и стимулирования предпринимательской деятельности. Кроме того, особое значение приобретает управление инвестиционным процессом. Необходимо осуществлять следующие управленческие процедуры:

- анализ инвестиционных проектов;

- контроль проектов после начала их реализации;

- ведение управленческого учета, позволяющего формировать «прозрачные» отчеты о деятельности корпоративных структур.

3. Проблемы оценки экономической эффективности управления интеллектуальными ресурсами в корпоративной предпринимательской среде

Экономическую эффективность управления интеллектуальными ресурсами в корпоративной предпринимательской среде достаточно сложно оценить из-за большого числа производственных показателей, недостаточно полной и своевременной информации о происходящих процессах. По мнению М.В. Мейер, сложная организационная форма препятствует интуитивному сопоставлению достигнутых результатов и характеристик функционирования корпорации с последующими финансовыми результатами [14]. В корпоративной предпринимательской среде нефинансовая и финансовая эффективность сосредоточены в различных структурах. Использование современных корпоративных информационно-компьютерных систем не

гарантирует точности формирования отчетности [11]. Происходит искажение информации средствами моделирования. Поэтому ответственность за принятые управленческого решения должна лежать на менеджерах высшего звена корпораций [12].

В современных условиях оценка эффективности функционирования корпораций строится с применением метрик и стратегических карт [8]. При управлении интеллектуальными ресурсами в корпоративной предпринимательской среде важно выявление узких мест и нерешенных задач при реализации стратегии корпоративных структур. Необходимо оценивать опасные ситуации в деятельности организаций. В условиях управления интеллектуальными ресурсами с помощью метрик, по мнению М.П. Буковинской, должны соблюдаться: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность, простота, актуальность, наличие информации, сопоставимость,

приоритетность, возможность интеграции и др. [2] В основе стратегических карт лежит сбалансированная система показателей эффективности, которая представляет собой схему для перевода общей корпоративной стратегии в термины операционного процесса, основными блоками которой являются [8]:

- финансы;

- внутренние бизнес-процессы;

- обучение и карьерный рост;

- клиенты.

4. Факторный анализ использования интеллектуальных ресурсов в корпоративной предпринимательской среде

Применение сбалансированной системы показателей позволяет построить эффективную систему управлении интеллектуальными ресурсами в корпоративной предпринимательской среде. Необходимо первоначально сформировать страте-

Таблица 1

Факторы, влияющие на активность и пассивность применения интеллектуальных ресурсов в корпоративной предпринимательской среде

Факторы, влияющие на активность применения интеллектуальных ресурсов Факторы, влияющие на пассивность применения интеллектуальных ресурсов

I. Институциональные: - создание и использование нормативной базы реализации интеллектуальных ресурсов; - формирование инновационно-ориентированных структур; - развитие интеллектуальных центров; - образование эффективных экономических связей между корпоративными структурами; - наличие финансовых источников развития инновационного развития; - повышение конкурентоспособности корпоративных структур. - ликвидация стратегических (субъективных) барьеров; II. Управленческие: - формирование вертикали управления в корпоративной предпринимательской среде с одновременными расширением демократических начал в менеджменте; - развитие комбинированных структур управления; - развитие новаторства и творческой свободы; - установление взаимовыгодных долгосрочных экономических отношений с контрагентами; - отсутствие жесткой регламентации организационных связей; - свободный доступ к ресурсам. - установленная субординация во взаимоотношениях внутри корпоративной предпринимательской среды. III. Мотивационные: - эффективное сочетание материальных и моральных стимулов; - применение различных форм поощрения; - гибкость в осуществлении интеллектуальной деятельности; - обеспечение карьерного роста лицам-новаторам; - повышение авторитета руководителя; - разработка системы мер по развитию профессионализма и повышению ответственности за результаты интеллектуальной деятельности. - применение оборонительной стратегии развития организации; - наличие нестратегических институциональных барьеров, препятствующих использованию интеллектуальных ресурсов; - низкий уровень конкурентных отношений во внешней среде; - низкие доходы работников, приводящие к оттоку специалистов-новаторов; - отсутствие эффективных методик организации процесса управления интеллектуальными ресурсами; - административные барьеры; - неэффективность маркетинга; - отсутствие достаточных интеллектуальных ресурсов для формирования предложения продукции с новыми свойствами; - неэффективная трудовая поведенческая модель; - отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников; - слабое информационное обеспечение интеллектуальной деятельности; - внутреннее противодействие инновационным изменениям; - неэффективность стратегии и прогнозных оценок развития корпоративных структур; - неразвитость инновационных центров, - затрудненный доступ к финансовым источникам.

Таблица 2

Интеллектуальные ресурсы корпоративной предпринимательской среды

Интеллектуальные ресурсы корпоративной предпринимательской среды

Структура - информация - человеческий капитал - интеллектуальная собственность - интеллектуальный потенциал - инновационные решения и технологии - знания - гудвилл

Объем (уровень) - высокий - средний - низкий

Направление использования - основная деятельность - управление - маркетинг - обеспечивающие процессы

Система управления ИР - планирование и прогнозирование ИР - организация процесса использования ИР - мотивирование предпринимательской структуры к использованию ИР - мониторинг степени использования ИР предпринимательской структурой

Тенденции развития - рост - снижение - стагнация

гию управления интеллектуальными ресурсами, выявить соответствие между стратегическими целями и обусловленными ими задачами с показателями их достижения, определить систему обратной связи и информационного обеспечения. Применение оценочных показателей в корпоративной предпринимательской среде определяется воздействием различных факторов её развития. Данные факторы могут активно либо пассивно способствовать применению интеллектуальных ресурсов (табл. 1).

Факторный анализ использования интеллектуальных ресурсов в корпоративной предпринимательской среде показывает, что в корпоративных структурах может проявляться как активность, так и пассивность. Данные факторы влияют не только на уровень конкурентоспособного потенциала, но и на привлечение необходимых инвестиционных ресурсов, что определяет развитие инновационной деятельности корпоративных структур. В этих условиях выбор наиболее перспективной стратегии управления деятельностью в корпоративной предпринимательской среде, повышения эффективности использования интеллектуальных ресурсов позволит снизить вероятность появления негативных тенденций и усилить адаптационные характеристики корпоративных структур.

В современных условиях функционирования и развития корпоративной предпринимательской среды возникает ряд институциональных барьеров:

- для отдельных корпоративных структур не существует действенных механизмов, позволяющих им осуществлять инновационную деятельность;

- недостаточно развито инстру-ментарно-методическое обеспечение использования интеллектуальных ресурсов;

- несовершенна нормативная правовая база государственного регулирования и поддержки интеллектуальной деятельности в корпоративной предпринимательской среде;

- наличие финансовых ограничений при осуществлении интеллекту-

альной деятельности в российской экономике.

Последовательность преодоления институциональных барьеров определяется следующей логикой: формулирование стратегии развития корпоративной предпринимательской среды; установление соответствия между стратегическими целями и показателями их достижения и информирование об этом всех обособленных корпоративных структур; выявление стратегических инициатив; определение обратной связи и информированности. Применение в корпоративной предпринимательской среде сбалансированного набора оценочных показателей расширяет горизонт целей отдельных корпоративных структур далеко за рамки установленных финансовых показателей.

5. Заключение

Сложность корпоративной предпринимательской среды как экономической системы и ее институциональная специфика служат теми факторами, которые обусловливают необходимость применения эффективного стиля управления. Это требуется для поддержания эффективного состояния корпорации в

условиях постоянных изменений. Следует согласиться с точкой зрения М.А. Шермета о том, что во времена изменений, независимо от их масштаба, «служащим и менеджерам легче справиться с организационными новшествами, нежели с сопровождающей их психологической нестабильностью» [10]. Консервативный стиль управления предпринимательской деятельностью ограничивает осуществление изменений в организации. Предпринимательский тип поведения в корпоративной предпринимательской среде предполагает совершенно другое отношение к изменениям: стремление к изменениям; непрерывное изменение достигнутого состояния корпорации [1]. Если раньше в корпоративной предпринимательской среде последовательно заменялись два эти стиля в управлении в зависимости от изменения внешних условий деятельности, то теперь в основном применяется второй тип. Потребность в предпринимательском стиле управления диктуется требованием обеспечить экономическую безопасность и реализацию стратегических целей обособленных структур корпоративной предпринимательской среды. Это предполагает

_

эффективное использование различных интеллектуальных ресурсов (табл. 2).

Как показал проведенный теоретический и практический анализ, в корпоративной предпринимательской среде неразработанными оказались методы оценки интеллектуального обеспечения развития регионального предпринимательства. С некоторой степенью точности возможно определить только лишь удовлетворенность условиями создания и ведения бизнеса, но не его интеллектуализации.

На взгляд автора, интеллектуальное обеспечение корпоративной предпринимательской среды должно стать составным элементом инновационной и инфраструктурной политики. Необходимо концептуально определить каналы и факторы влияния органов власти федерального, регионального и местного уровня на процесс интеллектуального обеспечения и развития бизнеса, на этой основе выявить элементы интеллектуального обеспечения развития территории.

Литература

1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф ; сокр. пер. с англ. ; науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

2. Буковинская, М. П. Формирование корпоративной культуры как задача и технология социального менеджмента / М. П. Буковинская // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2008. - № 1. - С. 150-159.

3. Гусар С.А. Проблемы интеллектуализации предпринимательской деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях /Экономический потенциал и перспективы России и стран СНГ. Книга 5.: Монография. - Краснодар.: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. - 170 с.

4. Гусар, С. А. Алгоритм преодоления барьеров развития интеллектуальных ресурсов / С. А. Гусар // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 4-1 (45-1). - С. 657-660.

5. Гусар, С. А. Интеллектуальные ресурсы: сущность, признаки, структура / С. А. Гусар // Экономика

и предпринимательство. - 2013. -№ 12 -1 (41-1). - С. 791-795.

6. Гусар, С. А. Интеллектуальные ресурсы как катализатор развития регионального предпринимательства / С. А. Гусар // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013.- № 6.- С. 27-30.

7. Борисова, В. В. Стратегии развития инструментов коммерции: коллективная монография / Борисова В.В. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 348 с.

8. Каплан, Р. С, Нортон, Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп. ; пер. с англ. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 320 с.

9. Баранников А. А. Проблемы формирования инновационной экономики : монография / А. А. Баранников, О. В. Бузу, С. А. Гусар и [др.] ; под общей редакцией С. С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во Сиб-принт, 2012. - 291 с.

10. Шеремет, М. А. Управление изменениями / М. А. Шеремет. - М. : Изд-во «Дело», АНХ, 2010. - С. 128.

11. Лоншакова, А. Н. Организационно-экономические аспекты формирования корпоративной предпринимательской среды / А. Н. Лон-шакова // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4 (36).

12. Ленк, X. Размышления о современной технике / пер. с нем. под ред. B. C. Степина. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 183 с.

13. Роббинс, С.П. Менеджмент / пер. с англ. С.П. Роббинс, М. Коул-тер. - 6-е изд. - М. : Вильямс, 2004. -880 с. - ISBN 5-84590-231-2.

14. Мейер, М.В. Оценка эффективности бизнеса / пер. с англ. А.О. Корсунского. - М. : ООО «Вершина», 2004. - 272 с.

References

1. Ansoff, I. Strategic management / I. Ansoff ; abbr. the lane with English : scientific. ed. and ed. forew. L. I. Yevenko. -M.: Economics, 1989. - 519 p.

2. Bukovinskaya, M.P. Formation of corporate culture as task and technology of social management / M. P. Bukovina // Management and business administration. - 2008. -No. 1. - P. 150-159.

3. Hussar, S. A. Problems of intel-lectualization of business activity in the conditions of the economy based on knowledge Economic potential and prospects of Russia and CIS countries. Book 5.: Monograph. - Krasnodar.: ANO «Center for socio-political studies «Premier», 2012. - 170 p.

4. Hussar, S. A. Algorithm for overcoming barriers to the development of intellectual resources / S. A. hussar // Economics and business. - 2014. -№ 4-1 (45-1). - P. 657-660.

5. Hussar, S. A. Intellectual resources: essence, signs, structure / S. A. Hussar. // Economy and business. - 2013. No. 12-1 (41-1). - Page 791-795.

6. Hussar, S. A. Intellectual resources as catalyst of development of regional business // S. A. Hussar. Economy, statistics and informatics. UMO bulletin. - 2013. - No. 6. - Pp. 27-30.

7. Borisova, V. V Strategy development tools Commerce: collective monograph / V Borisov V - SPb. : Publishing house of Economics, 2010. - 348 p.

Kaplan, R. S, Norton, D. P. The Balanced scorecard. From strategy to action / R. S. Kaplan, D. P. Norton. - 2-e Izd., Rev. and extra ; per. s angl. - M. : ZAO «Olimp-Biznes», 2004. - 320 p.

9. Barannikov A. A. Problems of formation of innovative economy : monograph / A. A. Barannikov, O. V. Buzu, S. A. hussar and [others] ; under the General editorship of S. S. Chernov. - Novosibirsk : Publishing house of Subprint, 2012. -291 p.

10. Shermet M. A. change Management / M. A. Sheremet. - M. : Publishing house «Delo», ANH, 2010. - P. 128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lonshakova, A.N. Organizational and economic aspects of formation of the corporate enterprise environment / A.N. Lonshakova //Problem of modern economy. - 2010. - No. 4 (36).

12. Lenk, X. Reflections about modern equipment / the lane with it. under the editorship of V. S. Stepin. - M. : Aspect Press, 1996. - 183 p.

13. Robbins, S. P. Management / the lane with English S. P. Robbins, M. Coulter. - 6th prod. - M. : Williams, 2004. -880 pages - ISBN 5-84590-231-2.

14. Meyer, M. V assessment of the effectiveness of business / the lane with English A.O. Korsunsky. - M. : JSC «Vershina», 2004. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.