Научная статья на тему 'Интеллектуальные ресурсы как катализатор развития регионального предпринимательства'

Интеллектуальные ресурсы как катализатор развития регионального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTELLECTUAL RESOURCES / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS DEVELOPMENT / КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT CATALYST / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / INTELLECTUALIZATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INTELLECTUAL SUPPORT / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусар Светлана Александровна

В статье автором исследуются условия развития и процесс интеллектуализации регионального предпринимательства. Обосновывается вывод о необходимости формирования интеллектуального потенциала регионального предпринимательства вследствие того, что интеллектуализация является драйвером экономического роста и основой конкурентоспособности регионов, но возможно это только при взаимодействии власти и бизнеса, создании жизнеспособных и действенных вертикальных и горизонтальных связей, а также сети учреждений, поддерживающих интеллектуализацию и развитие предпринимательства и оказывающих инфраструктурное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RESOURCES AS A CATALYST FOR REGIONAL BUSINESS

In the article the author examines the conditions of development and the process of intellectualization of regional business. The conclusion says about the necessity of the intellectual potential of regional business formation due to the fact that the intellectualization is a driver of economic growth and the basis of regional competitiveness, but perhaps it is only in the interaction between business and government, the creation of viable and effective vertical and horizontal communication, as well as a network of institutions that supports and intellectualization development of entrepreneurship and providing infrastructural support.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные ресурсы как катализатор развития регионального предпринимательства»

Экономика

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УДК 334

Светлана Александровна Гусар,

к.э.н., и.о. заведующего кафедрой Гражданского права и предпринимательства Ярославского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Тел.: +7 960 528-82-50 Эл. почта: [email protected]

В статье автором исследуются условия развития и процесс интеллектуализации регионального предпринимательства. Обосновывается вывод о необходимости формирования интеллектуального потенциала регионального предпринимательства вследствие того, что интеллектуализация является драйвером экономического роста и основой конкурентоспособности регионов, но возможно это только при взаимодействии власти и бизнеса, создании жизнеспособных и действенных вертикальных и горизонтальных связей, а также сети учреждений, поддерживающих интеллектуализацию и развитие предпринимательства и оказывающих инфраструктурное обеспечение.

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, развитие предпринимательства, катализатор развития, интеллектуализация, конкурентоспособность, интеллектуальное обеспечение, инфраструктура, органы власти.

Svetlana A. Gusar,

Ph.D in Economics, the Department of Humanities Studies, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Yaroslavl Branch, Head of the Civil Law and Entrepreneurship Department Tel.: +7 960 528-82-50 E-mail: [email protected]

INTELLECTUAL RESOURCES AS A CATALYST FOR REGIONAL BUSINESS

In the article the author examines the conditions of development and the process of intellectualization of regional business. The conclusion says about the necessity of the intellectual potential of regional business formation due to the fact that the intellectualization is a driver of economic growth and the basis of regional competitiveness, but perhaps it is only in the interaction between business and government, the creation of viable and effective vertical and horizontal communication, as well as a network of institutions that supports and intellectualiza-tion development of entrepreneurship and providing infrastructural support.

Keywords: intellectual resources, business development, development catalyst, intellectualization, competitiveness, intellectual support, infrastructure, government.

1. Введение

Во многих цивилизованных странах именно малый бизнес является основной формой предпринимательства, поэтому акцент в политике государства должен быть смещен в сторону формирования адекватных условий для создания и развития малого бизнеса с целью увеличения количества предпринимательских структур и, соответственно, доходности бюджетов, однако, данные позитивные последствия невозможны без интеллектуализации их деятельности, поэтому особую роль в этом процессе, по мнению автора, должны сыграть органы власти субфедерального уровня, все вышесказанное и определяет актуальность исследования.

Целью данного исследования является изучение уровня удовлетворенности субъектов малого предпринимательства условиями ведения бизнеса и возможности его развития в Ярославской области.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать основные проблемы и административные барьеры, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса при открытии (создании) и ведении бизнеса в регионе.

2. Охарактеризовать роль органов власти в снижении административных барьеров и устранении проблем.

3. Сформировать рекомендации для органов исполнительной власти по улучшению условий ведения бизнеса в регионе, его развития на основе интеллектуализации деятельности.

Описание методики

Метод исследования - телефонный / личный опрос по формализованной анкете.

География исследования - Ярославская область (города Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Переславль-Залесский, Данилов, Гаврилов-Ям, Углич, Ростов).

Объект исследования - предприятия, организации и индивидуальные предприниматели ЯО, относящиеся к субъектам малого бизнеса:

- микропредприятия (с численностью работников - не более 15 чел.)

- малые предприятия (с численностью работников от 16 до 100 чел.)

Государственные / муниципальные предприятия, бюджетные организации

(школы, детские сады, больницы и т.п.), органы власти и др. организации, НЕ занимающиеся коммерческой деятельностью, НЕ опрашивались.

В качестве респондентов выступили: владелец бизнеса, генеральный/исполнительный директор предприятия/организации, первый заместитель директора, индивидуальный предприниматель.

Объем выборки - 400 субъектов малого бизнеса.

Выборка сформирована путем случайного отбора телефонных номеров из базы предприятий и организаций Ярославской области.

Тип выборки: квотный. Выборка квотирована на основе статистической информации о структуре малого бизнеса Ярославской области по следующим признакам:

• по географии расположения малого предприятия;

• по сфере деятельности малого предприятия;

• по организационно-правовой форме предприятия (юридическое лицо / ИП);

• по численности работников.

Исследовательские мероприятия и описание выборки

Исследование было проведено методом личного интервью с руководителем / заместителем руководителя малого предприятия, индивидуальным предпринимателем.

Период проведения опроса: октябрь - ноябрь 2012.

Всего было проведено 403 интервью. Из них 44% - с представителями предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами (ООО, ЗАО и т.п.), 56% - с индивидуальными предпринимателями (ИП). Автор благодарит Управление Правительства Ярославской области по организационному развитию за предоставленный статистический материал.

2. Оценка факторов, негативно влияющих на развитие бизнеса

Из списка факторов, негативно влияющих на развитие бизнеса и его интеллектуализацию, большинство участников исследования (46-53% опрошенных) выделили высокий уровень налогов и сложности с привлечением квалифицированного персонала, что наглядно представлено на рисунке 1.

Если степень тяжести налогообложения лишь частично может регулироваться на региональном уровне (корректировка ставок местных налогов), то создание условий для воспроизводства и привлечения необходимых рынку трудовых ресурсов является задачей непосредственно для региональных органов власти и местной власти. Кадровый потенциал, являющийся частью интеллектуального, принципиально важен для любого вида деятельности, однако, учитывая характер работы в бизнесе: риски, умение их квалифицированно оценить, навыки планирования и прогнозирования, смелость в решениях и в принятии ответственности за их последствия, все это определяет особую значимость профессиональных кадров для предпринимательства.

Ко второй по значимости группе факторов (отметили как препятствие для своего развития от 20 до 30% опрошенных) относятся: несправедливая конкуренция, сложности с привлечением финансирования, спад покупательского спроса и низкая доступность помещений для функционирования бизнеса. Среди данных факторов только два (спад спроса и сложности с финансированием и кредитованием)

Рис. 1. Перечень препятствий для развития бизнеса

являются отражением общероссийских макроэкономических тенденций. Остальные - относятся к предмету регулирования и развития со стороны органов власти региона и местного самоуправления. Следует отметить, что особую тревогу у респондентов вызывает перманентное и немотивированное повышение арендной платы органами местного самоуправления города Ярославля.

Из данных таблицы 1 можно увидеть, что для представителей розничной торговли наиболее серьезными препятствиями для развития бизнеса являются: высокое налогообложение (62%) и спад потребительского спроса (45%). Можно отметить, что тенденция перехода значительной части покупателей на интернет-рынок, является не только общероссийской,

но и общемировой тенденцией. В данной ситуации потребитель выбирает удобство и заметную экономию, цены там отличаются значительно от розничных в обычных магазинах, за счет снижения издержек. Представители фирм, которые специализируются на оптовой торговле, отметили сложности с поиском помещений требуемого качества (44%). Особую роль здесь играют не только и не столько объемы, сколько доступность инфраструктурных коммуникаций и их стоимость.

Для предпринимателей в сфере услуг, в т.ч. на рынке недвижимости, наиболее существенным препятствием опять же является поиск квалифицированного персонала (40%).

Проблема с трудовыми ресурсами является наиболее насущной (отмети-

Таблица 1.

Оценка значимости препятствий для развития бизнеса по сегментам малого бизнеса

ВСЕ Розн. торговля Опт. торговля Недв., аренда, услуги Произв. Строительство Транспорт Гостиницы, кафе Рем. авто

Размер выборки (п =) 403 157 18 57 37 31 20 18 14

Высокий уровень налогов 53% 62% 44% 35% 51% 35% 50% 28% 71%

Сложности с поиском квалифицированного персонала 46% 34% 28% 40% 68% 74% 65% 67% 43%

Несправедливая конкуренция 30% 32% 22% 32% 5% 45% 40% 50% 43%

Сложности с привлечением финансирования 29% 26% 33% 25% 49% 35% 20% 44% 0%

Спад спроса на продукцию в Вашей отрасли 28% 45% 6% 21% 27% 16% 15% 17% 21%

Низкая доступность помещений требуемого качества 20% 17% 44% 19% 35% 3% 15% 17% 21%

Коррупция 9% 3% 28% 9% 11% 16% 15% 6% 21%

Требования регулирующих органов 6% 5% 22% 4% 3% 6% 5% 17% 7%

Неразвитая инфраструктура 5% 1% 6% 9% 0% 13% 10% 6% 7%

Преступность (в том числе рейдерство) 4% 3% 11% 5% 3% 0% 10% 0% 7%

Другое 2% 3% 0% 4% 3% 0% 5% 0% 0%

Нет серьезных препятствий для развития компании 5% 6% 0% 9% 0% 3% 5% 0% 0%

Рис. 2. Бальная оценка деятельности органов власти различного уровня по улучшению условий ведения бизнеса

Рис. 3. Индексная оценка деятельности органов власти по муниципальным образованиям Ярославской области

ли 65-74%) для таких сфер бизнеса, как строительство и ремонт, транспортный бизнес, гостинично-ресторанный бизнес, а также для производственных фирм. Несмотря на то, что в городе имеются высшие учебные заведения, ежегодно выпускающие специалистов в указанных сферах, качество их знаний и слабая практическая применимость, ни коим образом на проблему не влияют. Кроме того, для последних, значительным препятствием для развития является сложность с привлечением финансирования.

3. Оценка деятельности органов власти по улучшению условий ведения бизнеса

Автору показалось интересным исследовать предпринимательскую среду не только как самостоятельную

сферу, а во взаимодействии с властью на различных уровнях: федеральном, региональном и местном. Такой подход позволит глубоко изучить и в дальнейшем эффективно использовать потенциал предпринимательской активности, а также более адекватно определить меры поддержки бизнеса.

Участники исследования оценивали деятельность федеральной, региональной и местной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата и улучшению условий ведения бизнеса.

Как видно из рисунка 2, по мнению трети опрошенных, власти сильно препятствуют развитию бизнеса (поставили низшую оценку по шкале одобрения деятельности органов власти по развитию благоприятных условий для бизнеса).

В целом ниже среднего оценили деятельность власти около половины представителей малого бизнеса (48%), дали нейтральную оценку около трети опрошенных, положительно оценили усилия властей менее 10% респондентов.

При этом оценки разных уровней власти отличаются незначительно. Чуть выше индексная оценка усилий местной власти - 2,23 балла из 5-ти максимальных. Индекс одобрения усилий федеральной и региональной власти по улучшению условий ведения бизнеса составил 2,18 и 2,19 соответственно.

При сравнении отдельных муниципальных образований Ярославской области, представленном на рисунке

3, можно отметить, что более высоко оценили деятельность региональной и местной власти представители малого бизнеса из Переславля-За-лесского (индексная оценка выше 3 баллов).

Наиболее низкие оценки деятельности всех уровней власти дали предприниматели Тутаева и Данилова (индексная оценка ниже 2 баллов).

По остальным муниципальным образованиям, где проводилось исследование (Ярославль, Рыбинск, Гаврилов-Ям и Углич), индекс одобрения деятельности власти находится на отметке от 2 до 3 баллов по 5-ти бальной шкале.

Сравнительно более высокие оценки деятельности власти по развитию бизнеса дали представители оптовой торговли, сферы обрабатывающего производства, HoReCa. Сравнительно низкие оценки - представители строительных и транспортных фирм, розничной торговли (таблица 2).

4. Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

В современных условиях катализатором развития предпринимательства является его интеллектуализация. И связано это, прежде всего, с потребностью бизнеса в высококвалифицированных, практикоориентированных кадрах. Однако, вследствие региональных особенностей, формирование условий для такого интеллектуального обеспечения в территориях во многом различна, также как и возможность, интенсивность и эффективность воздействия органов власти на динамику указанного процесса.

Экономика

Таблица 2.

Индексная оценка доступности ресурсов для малого бизнеса Ярославской области

Индексная оценка, в интервале [1;5],

Сегментные отличия Размер выборки где «1» - сильно препятствуют развитию бизнеса, «5» - заметно содействуют развитию бизнеса

Федеральные Региональные Муниципальные

органы власти органы власти органы власти

Все опрошенные субъекты малого бизнеса 403 2,18 2,19 2,23

Микропредприятия (1-15 чел.) 333 2,15 2,14 2,18

Малые предприятия (16-100 чел.) 70 2,33 2,42 2,45

Индивидуальные предприниматели 226 2,16 2,12 2,14

Юридические лица 177 2,22 2,27 2,34

Розничная торговля 157 1,99 1,98 1,98

Оптовая торговля 18 2,79 2,86 2,79

Операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг 57 2,42 2,31 2,48

Обрабатывающее производство 37 2,38 2,41 2,47

Строительство 31 1,96 1,93 2,03

Транспорт 20 1,94 1,94 2,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гостиницы, рестораны, кафе 18 2,36 2,64 2,50

Обслуживание и ремонт автотранспорта, бытовых изделий 14 2,18 2,25 2,31

Иные виды деятельности 51 2,33 2,39 2,45

Как показал проведенный теоретический и практический анализ, неразработанными оказались методы оценки интеллектуального обеспечения развития регионального предпринимательства. С некоторой степенью точности возможно определить только лишь удовлетворенность условиями создания и ведения бизнеса, но не его интеллектуализации.

Мы полагаем, что интеллектуальное обеспечение регионального предпринимательства должно стать составным элементом инновационной и инфраструктурной политики. Необходимо концептуально определить каналы и факторы влияния органов власти федерального, регионального и местного уровня на процесс интеллектуального обеспечения и развития бизнеса, на этой основе выявить элементы интеллектуального обеспечения развития территории.

Вывод автора о необходимости формирования интеллектуального потенциала регионального предпринимательства основан на том, что интеллектуализация является драйвером экономического роста и основой конкурентоспособности регионов, но возможно это только при взаимодействии власти и бизнеса, создании жизнеспособных и действенных вертикальных и горизонтальных связей, а также сети учреждений, поддерживающих интеллектуализацию и развитие предпринимательства и оказывающих инфраструктурное обеспечение. При этом должны соблюдаться принципы

системности, целесообразности, ско-ординированности действий, единства и дифференциации.

Процесс создания функциональной системы интеллектуального обеспечения требует наличия определенных условий и максимальный эффект от созданной структуры достигнется только в том случае, если региональный ресурс развития будет в тесной взаимозависимости с ресурсами развития частного бизнеса. Однако, этому процессу препятствует ряд ограничений, не позволяющих выйти в сферу максимальных решений. Одним из них, является непонимание и незаинтересованность властей. Автор полагает, что представленный в исследовании субъект Российской Федерации станет примерным исключением и образцом для развития регионов России.

Литература

1. Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР. - 1989. - 82 с.

2. Бешелев С., Гурвич Ф. Математи-ко-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. - 236 с.

3. Бизнес и государство: согласование социально-экономических интересов: Под ред. А.А. Иголкина и др. М.: ГАУУ 1991. - 126 с.

4. Минакир П. Экономическое развитие региона: программный подход. - М.: Наука, 1983.

5. Мишурова И. В. Организационно-экономические условия и механизмы развития малого предпринимательства в региональной экономике: Дис. д-ра экон. наук : 08.00.30, 08.00.04 Ростов н/Д, 2000 369 с. РГБ ОД, 71:018/143-4

6. Сенин А. С. Инновационные технологии управления развитием предпринимательства в Российской Федерации: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 СПб., 2005 398 с. РГБ ОД, 71:06-8/97

References

1. Avtonomov V.S. Entrepreneurial function in the economic system. M.: Institut mirovoyi ekonomiki i mezhdunar-odnyh otnoshenyi AN SSSR. 1989. - 82.

2. Beshelev S., Gurvich F. Mathematical and statistical methods of expert assessments. M.: Statistika, 1980. - 236.

3. Business and the State: to reconcile the socio-economic interests. /editor -A.A.Igolkin. M: GAU, 1991. - 126.

4. Minakir P. The economic development of the region: a programmatic approach. - M.: Nauka, 1983.

5. Mishurova I.V. Organizational-economic conditions and mechanisms for the development of small business in the regional economy: Dis. d-ra. econ. nauk: 08.00.30, 08.00.04 Rostov n / D, 2000 369 s. RGB OD, 71:01-8 / 143-4

6. Senin A. S. Innovative technology development management business in the Russian Federation: Dis. d-ra. econ. nauk: 08.00.05 St. Petersburg. 2005 398. RGB OD, 71:06-8 / 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.