УДК 331.1 ББК 65.050
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ И ЯПОНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Н. И. Корзенко, Д. Ю. Плысенко
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В рамках данной статьи были рассмотрены теоретические аспекты корпоративной культуры, а также выполнен сравнительный анализ характеристик корпоративных культур Японии и России. Были сделаны выводы, определены причины некоторых проблем корпоративной культуры России, а также были предложены пути решения проблем российской корпоративной культуры.
Ключевые слова: корпоративная культура, элементы корпоративной культуры, характеристики корпоративной культуры, мотивация.
Корпоративная культура — это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей [4].
В России корпоративная культура только начинает развиваться, поэтому в наших силах способствовать этому процессу, прививая корпоративные ценности, начиная с самых юных лет.
В настоящее время становится все более актуальным изучение опыта Японии, достигшей значительных успехов в деле организации бизнеса в мировых масштабах [1]. Российский бизнес в сравнении с японским еще молод, в процессе становления, ему предстоит создавать крупные компании с эффективной корпоративной культурой.
Такие составляющие корпоративной культуры как миссия организации, фирменный стиль, управление репутацией, соучаствующие (доверительные) методы управления, корпоративные проекты целенаправленно внедряются в наиболее продвинутых крупных корпорациях [2].
Корпоративная культура представляет собой совокупность элементов, которые представлены в табл. 1 [5].
Известно, что каждая страна имеет свою собственную корпоративную культуру, и порой они бывают в чем-то похожи, но всегда существуют какие-то особенности, относящиеся именно к этому государству. Для сравнительного анализа рассмотрим особенности корпоративной культуры в России и Японии (табл. 2).
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Наибольшую ценность для российских сотрудников компаний представляют ма-
териальные стимулы. Во многом это связано с тем, что по теории потребностей Маслоу, российское население, в связи с резким падением уровня жизни после событий 1990-х гг., еще должно удовлетворить биологические потребности, так как у значительной ее части уровень заработной платы не соответствует реалиям повседневной жизни.
2. Главное отличие японской системы менеджмента от российской — наличие системы «пожизненного найма», что гарантирует уверенность в завтрашнем дне у японцев. У россиян же нет гарантии рабочего места на такой продолжительный период.
3. Главной причиной неэффективной работы предприятия является неуверенность работников в стабильности развития экономики и политики в будущем, что влечет за собой безответственное отношение работников к своему труду, неудовлетворенность заработной платой и своим положением в компании.
4. На мотивацию работников оказывает влияние условий труда, которые способствуют развитию личности работника, росту его квалификации. Высокий уровень травматизма, наличие профессиональных заболеваний снижают заинтересованность работника в достижении целей организации.
5. Для повышения заинтересованности работников к труду необходимо разработать специальные мотивационные программы. Например, система «пожизненного найма», система бонусов, система индивидуальных вознаграждений по результатам труда, которые будут способствовать увеличению их мотивации к трудовой деятельности.
2017. № 2
Таблица 1
Компоненты корпоративной культуры
Элементы корпоративной культуры Определение элемента
Миссия организации Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (О. С. Виханский)
Ценностные установки организации Совокупность ценностей, которые декларирует и культивирует менеджмент, а также поддерживает большинство персонала
Модели поведения сотрудников Варианты реагирования сотрудников компании в различных ситуациях
Стиль руководства организации Способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных
Система коммуникаций Устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией
Способы разрешения конфликтных ситуаций Варианты действия руководства для профилактики и предотвращения серьезных разногласий в коллективе
Принятые в организации традиции и обычаи Это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов
Символика организации Некие фирменные изображения, объемные и плоские, присутствующие в различном виде на определенных предметах, используемых компанией, и выражающие ее идеологию
Таблица 2
Характеристики корпоративных культур Японии и России
Характеристик корпоративной культуры Япония Россия
Образ компании Семья Семейная команда
Цель бизнеса Длительное существование Длительное прибыльное существование
Мотивация для получения прибыли Средство достижение целей организации Средство существования и развития
Ценности Ориентация на человека Ориентация на материальные ценности
Работники Подход к человеку как к личности Подход к человеку как к рабочей силе
Отношения в коллективе Коллективизм Индивидуализм и коллективизм
Конкуренция Сотрудничество, гармония Конкуренция и сотрудничество
Гарантии для работников Высокие (долгосрочные контракты, пожизненный найм) Низкие (часто отсутствуют)
Принятие решений Коллективные решения снизу-вверх Индивидуальные решения сверху — вниз
Продвижение по карьерной лестнице В соответствие с выслугой лет Изменяется от семейственности и от деловых качеств работника
Оплата труда В зависимости от стажа В зависимости от рыночной стоимости, прибыли, индивидуальных результатов.
Список литературы
1. Арская, Л. П. Японские секреты управления / Л. П. Арская. — М. : Универсум, 2013. — 118 с.
2. Баринов, В. А., Макаров Л. В. Корпоративная культура организации в России / В. А. Баринов, Л. В. Макаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 35—50.
3. Березина, Ю. И. Современное японское общество и рабочий класс / Ю. И. Березина. —М. : Универсум, 2015. —128 с.
4. Панченко, А. Корпоративная культура: проблемы современной практики / А. Панченко // Финанс. газ. — 2011. — № 2. — С. 20.
5. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учеб. пособие / Т. Н. Персикова. — М. : Логос, 2016. — 224 с.
Сведения об авторах
Корзенко Наталья Ивановна — старший преподаватель кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].
Плысенко Дарья Юрьевна — магистрант кафедры менеджемента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].
CORPORATE CULTURE OF RUSSIA AND JAPAN: A COMPARATIVE ANALY
N.I. Korzenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. manager@csu. ru
D. Yu. Plysenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
In this article were considered theoretical aspects of corporate culture, as well as a comparative analysis of the
characteristics of the corporate culture of Japan and Russia. In this study we revealed the reasons for some of the
problems Russia's corporate culture and proposed solutions to the problems of Russian corporate culture.
Keywords: corporate culture, corporate culture elements, characteristicsof corporate culture, motivation.
References
1. Arskaya L.P. Yaponskiye sekrety upravleniya [Japanese Secrets of Management]. Moscow, Universum Publ., 2013. 118 p. (In Russ.).
2. Barinov V.A., Makarov L.V. Korporativnaya kul'tura organizatsii v Rossii [Corporate culture of the organization in Russia]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2012, no. 2, pp. 35—50. (In Russ.).
3. Berezina Yu.I. Sovremennoye yaponskoye obshchestvo i rabochiy klass [Modern Japanese society and working class]. Moscow, Universum Publ., 2015. 128 p. (In Russ.).
4. Panchenko A. Korporativnaya kul'tura: problemy sovremennoy praktiki [Corporate Culture: Problems of Modern Practice]. Finansovaya gazeta [Financial Newspaper], 2011, no. 2, pp. 20. (In Russ.).
5. Persikova T.N. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i korporativnaya kul'tura [Financial Newspaper]. Moscow, Logos Publ., 2016. 224 p. (In Russ.).