Научная статья на тему '"Короткий волейбол" на занятиях по "элективным дисциплинам по физической культуре и спорту" в неспециализированном высшем учебном заведении'

"Короткий волейбол" на занятиях по "элективным дисциплинам по физической культуре и спорту" в неспециализированном высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / "ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ" / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНТЫ / "КОРОТКИЙ ВОЛЕЙБОЛ" / ПЕРЕДНЯЯ ЗОНА / UNSPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTION / "ELECTIVE DISCIPLINES ON PHYSICAL EDUCATION AND SPORT" COURSES / DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / "SHORT VOLLEYBALL" / FRONT ZONE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Онучин Леонид Александрович, Архипова Юлия Александровна

В статье проводится анализ процесса совершенствования в содержании практического раздела учебного предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов неспециализированного высшего учебного заведения Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено правилам новой спортивной игры «Короткий волейбол» для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Онучин Леонид Александрович, Архипова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SHORT VOLLEYBALL” AT THE “ELECTIVE DISCIPLINES ON PHYSICAL EDUCATION AND SPORT” COURSES IN THE UNSPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article provides the analysis of improving process in the content of the practical part of “Elective disciplines on physical education and sport” courses for students in the unspecialized higher education institution St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the Code of Points of the new sports game “Short volleyball” for students.

Текст научной работы на тему «"Короткий волейбол" на занятиях по "элективным дисциплинам по физической культуре и спорту" в неспециализированном высшем учебном заведении»

Педагогика

УДК: 796.3

доктор педагогических наук, профессор Сомкин Алексей Альбертович

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Онучин Леонид Александрович Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Архипова Юлия Александровна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург)

«КОРОТКИЙ ВОЛЕЙБОЛ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО «ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье проводится анализ процесса совершенствования в содержании практического раздела учебного предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов неспециализированного высшего учебного заведения - Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено правилам новой спортивной игры «Короткий волейбол» для студентов.

Ключевые слова: неспециализированное высшее учебное заведение, «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», кафедра физического воспитания, студенты, «Короткий волейбол», передняя зона.

Annotation. The article provides the analysis of improving process in the content of the practical part of "Elective disciplines on physical education and sport" courses for students in the unspecialized higher education institution - St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the Code of Points of the new sports game "Short volleyball" for students.

Keywords: unspecialized higher education institution, "Elective disciplines on physical education and sport" courses, Department of Physical Education, students, "Short volleyball", front zone.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++) относит дисциплины по физической культуре и спорту к обязательным для освоения студентами всех направлений подготовки (бакалавриат) и специальностей очной формы обучения в неспециализированных (то есть, не физкультурных и не педагогических) высших учебных заведениях Российской Федерации. Данные дисциплины должны быть реализованы в порядке, устанавливаемом конкретным университетом или институтом, в зависимости от численного состава обучающихся, материально-технической оснащённости вуза спортивными сооружениями, оборудованием и инвентарём, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. В результате изучения дисциплин по физической культуре и спорту у студентов должна быть сформирована универсальная компетенция (УК-7): «способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Формирование у студентов конкретных целевых установок, направленных на устойчивое и активно-положительное эмоциональное отношение к этим дисциплинам как социальной и профессиональной потребности современного человека, является важнейшей задачей кафедр физического воспитания в вузах.

Вместе с тем, приходится констатировать наличие отрицательных тенденций, характеризующих уровень физического развития и состояния здоровья студентов, а также их скептическое отношение к «здоровому образу жизни», игнорирование разнообразных средств и возможностей физической культуры и спорта, которые предоставляются им в период обучения в вузе. Поэтому актуальной является задача развития инновационных видов физической активности на занятиях по физическому воспитанию, вызванных современными социокультурными запросами студенческой молодёжи. Молодым людям всегда был присущ дух борьбы и состязательности, что обеспечивается, в частности, и в ходе различных спортивных игр. Игра (в том числе, спортивная) является неотъемлемой частью жизни человека, которая с древнейших времён использовалась в культуре любого народа для воспитания и физического развития подрастающего поколения [2, 8].

Изложение основного материала статьи. Спортивные игры привлекательны тем, что здесь происходит постоянная смена режимов двигательной и умственной деятельности, положительных и отрицательных эмоциональных состояний игроков, а также окружающей их обстановки, разнообразие возникающих игровых ситуаций. Вместе с тем, они способствуют развитию находчивости в сложной игровой обстановке; умению выбрать на игровом поле правильную позицию; способности использовать различные технические и тактические умения и навыки, наиболее рациональные в данный момент игры. Спортивные игры развивают быстроту, ловкость, выносливость, точность реакций, совершенствуют глазомер, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Они воспитывают в игроках мужество, решительность и стойкость, готовность прийти на помощь партнёру по команде, а также самообладание и уважение к сопернику. Командные виды спорта развивает также социальное мышление, дисциплинированность, дружескую солидарность, умение работать в группе и строить отношения с окружающими, брать ответственность на себя. Это в дальнейшем поможет индивиду легче включиться и адаптироваться в системе профессиональных и общественных отношений [3, 4, 5, 7]. Поэтому, не случайным является тот факт, что спортивные игры (и, в частности, волейбол) являются, практически, доминирующей составной частью урочных практических занятий по физическому воспитанию в неспециализированных вузах, а также в спортивных секциях студенческих спортивных клубов. Современный волейбол - это олимпийский и на сегодняшний день, практически, профессиональный вид спорта. Волейбол в исполнении мастеров мирового уровня представляет собой чрезвычайно зрелищную и захватывающую внимание миллионов зрителей во всём мире игру, характерными особенностями которой являются:

- высокорослые, прекрасно атлетически подготовленные спортсмены, выполняющие силовые подачи в прыжке;

- мощные нападающие удары с любой точки площадки, надёжные защитные действия как при блокировании у сетки, так и в поле;

- сложные тактические комбинации с участием всех шести игроков, находящихся на площадке.

Поэтому, задачей исследования была разработка правил игры на основе волейбола и внедрение её в

учебный процесс на урочных практических занятиях по физическому воспитанию в неспециализированных вузах. Для решения данной задачи использовались следующие методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы, нормативных документов, учебных программ и правил соревнований по волейболу [1, 6, 9]; педагогические наблюдения на урочных практических и секционных занятиях в неспециализированных вузах. При разработке правил проведения новой игры мы основывались на следующих принципах:

- соответствие характера и особенностей игровой деятельности мотивам и потребностям студентов в двигательной активности;

- адекватность компонентов игровой деятельности уровню технической и физической подготовленности, а также состоянию здоровья занимающихся;

- эффективность регламентации процесса проведения урочных занятий с использованием в них новой спортивной игры.

В связи с размерами площадки и другими характерными особенностями данная игра получила название «Короткий волейбол». Далее разберём правила этой игры в сравнении с правилами «классического» волейбола. Наиболее оптимальный состав команды на площадке (по данным многочисленных педагогических наблюдений) - это три человека. Проведя анализ литературных источников, мы обнаружили, что уже существует спортивная игра с использованием мяча на основе правил волейбола (через сетку) в формате «три на три». Это так называемый «Эквадорский волейбол» (Ecuadorian volleyball - Ecuavolley) -вариант «уличной» игры, как правило, на открытом воздухе. Он особенно популярен в Эквадоре, но также развивается в США, Колумбии и других Латиноамериканских странах [10]. Состав команды на площадке -три человека, каждый из которых имеет строго определённые обязанности:

- the flyer - задний игрок, быстро перемещающийся по площадке и принимающий мячи;

- the placer - игрок, стоящий у сетки и перебрасывающий мячи на противоположную сторону;

- the server - игрок, который служит промежуточным звеном между первым и вторым.

Отличительными особенностями этой игры являются: большая высота сетки (275...280 см);

использование футбольного мяча (5-го размера). Основные технические действия здесь практически аналогичны волейбольным, однако можно слегка придерживать мяч в руках перед его передачей. Единственным сходством с разработанным нами «Коротким волейболом» является формат игры «три на три». Продолжим рассмотрение основных правил игры в «Короткий волейбол».

Игра проводится на ровной площадке прямоугольной формы размерами: 6 метров в длину и 9 метров в ширину (6х9 м), которая поделена посередине центральной линией. Над этой линией установлена волейбольная сетка высотой не более 220 см, что ниже, чем даже в женском волейболе. Таким образом, по сравнению с «классическим» волейболом, размеры игрового поля в «Короткий волейбол» ограничены только передними зонами с каждой стороны от сетки. Боковые линии, а также и линии атаки (по разметке на площадке для «классического» волейбола) входят в размер площадки для «Короткого волейбола» и являются её частью. Задние зоны стандартной волейбольной площадки не являются игровыми, но участники игры могут в них заходить: при подаче мяча, его приёме или выполнении передачи. Игра проводится с использованием стандартного волейбольного мяча. Цель игры в «Короткий волейбол» такая же, как и в «классическом» волейболе, - любым атакующим ударом «приземлить» мяч на игровой поверхности площадки на половине поля соперника, или заставить игроков противоположной команды ошибиться.

Расположение игроков: площадка по количеству игроков условно разделена на три зоны - вторая, третья, четвёртая. В «классическом» волейболе это зоны игроков, стоящих на передней линии. При розыгрыше мяча на своей половине поля игроки могут перемещаться только в пределах своих зон (не меняясь между собой местами). Однако, как было сказано выше, они могут выходить за пределы игрового поля.

Подача мяча может осуществляться с любого места в задней зоне стандартной волейбольной площадки. После подачи игрок возвращается на свою позицию на игровом поле (2, 3 или 4 зона). В «Коротком волейболе» допускается любой вариант выполнения подачи: сверху, снизу (прямая или боковая). Однако, в связи с малыми размерами площадки, наиболее эффективной является так называемая подача «свечой», при которой мяч летит по достаточно высокой траектории и опускается в непосредственной близости от сетки на стороне противника. Кроме того, в «Коротком волейболе» допускается выполнение подачи двумя руками (после подбрасывания мяча вверх одной рукой) - подобно используемой в волейболе верхней передаче. Такой вариант подачи увеличивает шансы на точность её выполнения. Ротация игроков по зонам в процессе игры может не осуществляться или происходить в произвольном порядке (перед выполнением «своей» подачи), удобном для игроков данной команды, но очерёдность при подаче мяча должна соблюдаться. Розыгрыш мяча, практически, полностью аналогичен «классическому» волейболу. Принимающая подачу команда имеет возможность выполнить три удара для возвращения мяча на половину поля соперника. Выигравшая розыгрыш команда получает одно очко. В «Коротком волейболе» допускается только одиночное блокирование нападающего удара (то есть только одним игроком команды), которое не входит в количество названных выше трёх ударов. Партия выигрывается командой, первой набравшей 21 очко с преимуществом в два очка (например, 21:19). Игра выигрывается командой, победившей в двух партиях. Если же после двух партий счёт 1:1, то проводится третья партия - до 15 очков, также с преимуществом в два очка (например, 15:13). Смена сторон площадки после окончания очередной партии может по желанию обеих команд и не проводиться (для экономии времени).

Состав команды может быть произвольным: три девушки, три юноши, один юноша и две девушки, одна девушка и двое юношей. В связи с этим любые акцентированные нападающие удары в прыжке (особенно в исполнении юношей) строго запрещены. Перебрасывать мяч через сетку на половину поля соперника можно верхней или нижней передачей (одной либо двумя руками). Допускается перебрасывание мяча в прыжке, но, как было сказано выше, без акцентированного удара.

Таковы основные правила и ключевые моменты в разработанной новой спортивной игре «Короткий волейбол». На протяжении, практически, двух лет эта игра активно использовалась при проведении урочных практических занятий по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) и вызвала достаточно высокий

интерес со стороны студентов первых-третьих курсов. В перспективе планируется организовать соревнования по «Короткому волейболу» среди команд курсов и факультетов и включить этот вид в программу комплексной Спартакиады института. Однако, прежде всего, разработанная и успешно апробированная на занятиях игра имеет ярко выраженную рекреационную направленность. Она направлена на активный отдых с переключением на другой вид деятельности, связанный с «эмоционально наполненными» и доступными для основной массы студентов неспециализированного вуза физическими нагрузками. Главное - это получить физическое удовольствие и эмоциональную «разрядку», которые присущи практически любой игровой двигательной деятельности, снять умственные нагрузки, отвлечься от напряжённого учебного процесса.

Выводы. Инновационный подход к проведению урочных практических занятий по физическому воспитанию в неспециализированных вузах в настоящее время подразумевает, в том числе, разработку, внедрение и популяризацию новых, привлекательных для студентов видов физической активности. Важной составной частью такого подхода являются различные спортивные игры, творчески адаптированные для широкого круга молодых людей с позиций доступности, привлекательности и перспективности, а также соответствия уровню их физической и технической подготовленности. Разработанный нами вариант игры под названием «Короткий волейбол» полностью отвечает перечисленным требованиям. На первом этапе -это игра, имеющая, в основном, рекреационную направленность. Далее, уточняя и совершенствуя её правила, можно организовывать соревнования на уровне вуза - между учебными группами, курсами, факультетами. Это особенно актуально для неспециализированных вузов, в которых даже на факультете иногда невозможно собрать полноценную команду юношей или девушек для участия во внутривузовской Спартакиаде. Наконец, игру можно пропагандировать (в том числе и через социальные сети в Интернете) для её развития в других вузах и проводить пока неофициальные межвузовские турниры. Таким образом, «Короткий волейбол» может в значительной степени удовлетворить потребности студентов в двигательной деятельности и активном отдыхе, с одной стороны, и в состязательности в процессе спортивной борьбы, с другой.

Литература:

1. Бухтояров, И.М. Спортивные и подвижные игры в вузе: практические рекомендации / И.М. Бухтояров; Московский государственный университет печати. - М., 2003. - 97 с.

2. Губа, В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. - 2010. - № 4. - С. 16-19.

3. Демеш, В.П. Формирование профессиональной компетентности студентов-строителей средствами спортивных и подвижных игр / В.П. Демеш, И.С. Москаленко, Н.И. Перевозникова // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. - 2015. - № 9. - С. 23-24.

4. Лутченко, Н.Г. Спортивные игры в практике физического воспитания студентов гуманитарного вуза / Н.Г. Лутченко, И.В. Соколова, Г.А. Вайник // Спортивные игры: настоящее и будущее: материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию кафедры спортивных игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Вып. 2 / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. -С. 118-122.

5. Матиевская, С.М. Совершенствование учебной программы вуза по дисциплине «Физическая культура» (на примере волейбола) / С.М. Матиевская, Г.А. Крутько // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 156-159. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4006.

6. Официальные волейбольные правила 2017-2020. - М.: Всероссийская федерация волейбола, 2017. - 85 с.

7. Платонова, Н. И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов / Н.И. Платонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - С. 105-110.

URL: http: //e-koncept. ru/2016/16147.htm.

8. Сомкин, А.А. Спортивные игры как физкультурно-кондиционный спорт для студентов высших учебных заведений: монография / А.А. Сомкин, С.И. Дорохов. - СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2012. - 84 с.

9. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 520 с.

10. Republic of Ecuador. CultureGrams. World Edition. - Michigan: ProQuest LLC and Brigham Young University, 2011. - 5 p.

Педагогика

УДК:378.1

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чаулина Марина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

заведующая кафедрой физической культуры Комерческая Светлана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Княгинино)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АППАРАТНО - ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕСОВ В ВУЗАХ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущего специалиста в педагогическом вузе, готового к постоянному повышению профессиональной компетентности, к самообразованию. Дисциплина «Физическая культура» в вузе представлена основополагающим элементом физкультурного образования, способствующим общему и профессиональному развитию личности. Авторами предлагается модель образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», ориентированная на формирование, развитие и саморазвитие у выпускников вузов компетенций, необходимых для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Использование в учебном процессе НГПУ им. Козьмы Минина аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья» в рамках работы «Лаборатории функциональной диагностики» позволяет студентам получать информацию, позволяющую достоверно судить о функционировании основных систем организма и прогнозировать их изменение при влиянии разнообразных факторов, выявить отклонения значений различных показателей от нормативных и объективно обосновывать необходимость их коррекции, что способствует увеличению мотивации обучающихся к физическому совершенствованию и профессиональному саморазвитию и самоактуализации.

Ключевые слова: физическая культура в вузе, профессиональное саморазвитие, аппаратно-программный комплекс, диагностика здоровья, самоактуализация.

Anmtation. The article deals with the problem of training a future specialist in a pedagogical university ready to constantly improve professional competence, to self-education. The discipline «Physical culture» in the university is represented by the basic factor of physical education, which contributes to the overall and professional development of the individual. The authors propose a model of the educational process in the discipline «Physical Culture» focused on the formation, development and self-development of graduates of universities of competences that are fundamentally important for maintaining and strengthening their health and for improving their physical condition to ensure full social and professional activities. The use of the hardware and software complex «Health Origins» in the educational process of the National Pedagogical University named after Kozma Minin allows students to obtain information allowing to judge objectively the functioning of the main body systems and predict their change under the influence of various factors, to reveal deviations in the values various indicators from normative and objectively substantiate the need for their correction, which contributes to increasing the motivation of students to a physical perfection and professional self-development and self-actualization.

Keywords: physical culture in high school, professional self-development, hardware-software complex, health diagnostics, self-actualization.

Введение. В современных условиях перед высшим образованием встает задача научить студента как будущего специалиста быть готовым к постоянному повышению профессиональной компетентности, к самообразованию [4]. Учебное заведение должно обеспечить обучающимся возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, траекторию саморазвития и самоактуализации. Саморазвитие - одна из сложных и многогранных педагогических категорий. Считается, что в основе этого понятия располагается сила самодвижения, которая обуславливает вектор самосознания личности как важнейший компонент самосозидания. В области философии эта идея используется с начала XX века: отечественные философы и психологи (Бахтин М. М., Бердяев Н. А., Блонский П. П., Вентцель К. Н., Гумилев Л. Н., Соловьев B. C., Флоренский Л. А. и др.) выделяли самодвижущую силу как основополагающий момент в самостроении человека. Современные психологи (Альбуханова-Славская А. К., Битянова М. Р., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Чинкина Н. Ш. и др.) обозначают саморазвитие как стержневой внутренний механизм развития и формирования, имеющий регулятивную функцию [2; 5].

Определение «самоактуализация личности» - не новинка для российской педагогической науки. Позаимствовав это понятие у американских психологов - гуманистов, отечественные ученые поставили самоактуализацию личности как одну из задач нашей системы образования. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации - это фундаментальное свойство сформированной личности. «Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения» [3]. Самоактуализация - это постоянная реализация существующих возможностей, способностей и умений, выполнение своего призвания или судьбы, глубокое познание и принятие своей природы, стремление к внутренней гармонии личности. Если представить личность как открытую систему, стремясь к самоактуализации, она раскрывается через всевозможные формы деятельности и активности, осваивает социальные и индивидуальные компетенции.

Особенно актуально развитие потенциальных возможностей и непрерывное самосовершенствование при подготовке студентов в педагогическом вузе. Психологически здоровую личность (в понятиях гуманистической психологии используется термин самоактуализирующаяся личность) может сформировать только психологически здоровая личность. Таким образом, актуальным является создание в учебном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.