Научная статья на тему 'Повышение технического мастерства студентов, занимающихся волейболом, на основе использования элементов технической подготовки футболистов'

Повышение технического мастерства студентов, занимающихся волейболом, на основе использования элементов технической подготовки футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ / ФУТБОЛ / VOLLEYBALL / STUDENTS / TECHNICAL SKILL / RULES OF COMPETITIONS / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Белов Александр Владимирович, Петухов Константин Геннадьевич, Бубунаури Андрей Тимуриевич

Низкий уровень физической подготовленности и технического мастерства молодых людей, поступающих в вузы, является серьезной проблемой при организации и проведении занятий по физической культуре со студентами в форме спортивных специализаций. Авторы предлагают использовать элементы подготовки футболистов для повышения технического мастерства студентов специализации «волейбол».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Белов Александр Владимирович, Петухов Константин Геннадьевич, Бубунаури Андрей Тимуриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASE OF TECHNICAL SKILL OF STUDENTS ENGAGED IN VOLLEYBALL THROUGH THE ELEMENTS OF TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS

A low level of physical readiness and technical skill of young people entering universities is a serious problem in the organization and holding classes of physical culture with students in the form of sports specializations. The authors offer to use elements of training of football players to increase the technical skill of students with specialization in «volleyball».

Текст научной работы на тему «Повышение технического мастерства студентов, занимающихся волейболом, на основе использования элементов технической подготовки футболистов»

ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

THE INCREASE OF TECHNICAL SKILL OF STUDENTS ENGAGED IN VOLLEYBALL THROUGH THE ELEMENTS OF TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS

А.Ю. Осипов, A.B. Белов, A.Yu. Osipov, A.V. Belov,

К.Г. Петухов, А.Т. Бубунаури K.G. Petukhov, А.Т. Bubunauri

Волейбол, студенты, техническое мастерство, правила соревнований, футбол.

Низкий уровень физической подготовленности и технического мастерства молодых людей, поступающих в вузы, является серьезной проблемой при организации и проведении занятий по физической культуре со студентами в форме спортивных специализаций. Авторы предлагают использовать элементы подготовки футболистов для повышения технического мастерства студентов специализации «волейбол».

Volleyball, students, technical skill, rules of competitions, football.

A low level of physical readiness and technical skill of young people entering universities is a serious problem in the organization and holding classes of physical culture with students in the form of sports specializations. The authors offer to use elements of training of football players to increase the technical skill of students with specialization in «volleyball».

Сегодня во многих высших учебных заведениях нашей страны образовательный процесс по дисциплине «физическая культура» проходит в форме учебных специализированных занятий по какому-либо виду спорта. Специалисты считают, что проведение занятий по принципу их спортизации - интеграции технологий, правил, принципов спортивной тренировки, направленной на решение задач физического воспитания, независимо от уровня физического развития и состояния здоровья занимающихся, сможет с успехом способствовать решению многих актуальных задач физического воспитания молодежи. Выявлено, что занятия на основе данного подхода способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов, формированию у молодых людей ориентации на ведение здорового стиля жизни, получения ими основных знаний, умений и навыков по теории, методике и практической организации физкультурно-спортивных мероприятий,

формированию потребностно-мотивационной сферы к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом в течение всего периода обучения в вузе [Шилько, 2004, с. 206]. Многие специалисты считают спортизированные занятия физической культурой в вузах наиболее подходящей формой обучения для решения многочисленных проблем, с которыми преподаватели кафедр физического воспитания сталкиваются в повседневной работе [Осипов, 2013, с. 123]. Исходя из вышеизложенного, научные работы, посвященные тематике спортизированного физического воспитания, будут являться актуальными в настоящее время.

В Сибирском федеральном университете уже несколько лет учебные занятия по дисциплине «физическая культура» проходят в форме различных спортивных специализаций. Одной из наиболее популярных специализаций является волейбол. Ежегодно количество студентов, желаю-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. Теория и практика модернизации образования

щих попасть на данную специализацию, как юношей, так и девушек, в среднем в 1,5-2 раза превышает возможности кафедры физической культуры принять их (недостаток спортивных залов, количество преподавателей и т. д.). Преподаватели вынуждены проводить отбор на специализацию путем приема контрольных нормативов как по общей физической подготовке, так и по уровню владения техническими элементами волейбола: приемом мяча, его подачей, нападающим ударом. Результаты нормативов показывают, что у студентов, желающих попасть на данную специализацию, уровень развития физических качеств намного превышает уровень технической подготовленности. Данная ситуация является типичной для отбора молодых игроков в последнее время [Новожилова, 2010, с. 174].

Авторы, пишущие о данной проблеме, считают, что волейбол в последнее время значительно изменился в сторону появления сложных комбинационных действий, усложнения техники подачи мяча, эволюции в правилах и т. д. [Ашибо-ков, Рюхина, 2007, с. 245]. Согласно современным правилам мяча можно касаться любой частью тела [Волейбол - официальные правила...], в том числе и ногами. Однако у большинства молодых людей, выбирающих специализацию «волейбол», техника приема и передачи мяча ногой (внутренней стороной стопы) далека от оптимального уровня. В то же время данный технический элемент можно часто наблюдать в играх с участием профессиональных игроков высокого класса, где своевременный и качественный прием мяча ногой позволяет команде выиграть очко, а в ряде случаев партию или игру.

В связи с данным обстоятельством, несомненно, негативно влияющим на результаты игровой и соревновательной деятельности волейболистов, авторы приняли решение использовать в учебном процессе у студентов специализации «волейбол» некоторые технические элементы подготовки футболистов. Целью исследований авторов являлось снижение количества неудачных попыток приема и передачи мяча в волейболе путем повышения технического мастерства студентов специализации «волейбол» посредством

включения в учебный процесс технических элементов подготовки футболистов. Интеграция элементов техники футбола в учебно-тренировочный процесс волейболистов содержит, на взгляд авторов, элемент научной новизны.

Эксперимент проводился в Сибирском федеральном университете среди студентов II курса обучения специализации «волейбол» в течение учебного года. Общее количество испытуемых составило 160 человек, которые были разделены на четыре равные группы. В состав 1 и 2 групп входили юноши, 3 и 4 группы составляли девушки. Студенты 1 и 3 групп занимались по обычной программе занятий, студенты 2 и 4 групп - по экспериментальной. В ходе эксперимента были целенаправленно включены в учебно-тренировочный процесс проведения занятий со студентами по волейболу технические элементы подготовки футболистов по качественному приему и передаче мяча на лету.

Согласно мнению специалистов, при изучении техники приема мяча у футболистов базовыми элементами остановки движущегося навстречу мяча (гашения скорости) являются: вынос звена тела навстречу мячу и уступающее движение [Кудяшев, 2011, с. 7]. Также считается, что наиболее эффективным для удара по мячу с лета является удар внутренней стороной стопы («щечкой»). Этот удар позволяет наиболее точно и просто передать мяч партнеру, находящемуся на близком расстоянии (в пределах волейбольной площадки) или отправить мяч через сетку на сторону противника. Для обучения данным техническим элементам и контроля над их правильным исполнением учебные занятия проводили преподаватели специализации «футбол» в Сибирском федеральном университете. В программе занятий у студентов экспериментальных групп применялись следующие методические приемы:

а) набрасывания волейбольного мяча в ноги игроку с последующим отбивом в сторону партнера;

б) передача волейбольного мяча партнеру ногами с лету при работе в парах;

в) прием волейбольного мяча ногами при отскоке от стены;

г) прием и передача волейбольного мяча партнеру ногой через сетку.

Следует заметить, что, несмотря на значительный временной объем (25-30 мин), выполнение данных упражнений не оказывало ощутимого влияния на другие аспекты подготовки волейболистов, так как большинство упражнений выполнялось во время разминки.

В начале учебного года результаты серии контрольных игр, проведенных среди участников эксперимента, показали, что среднее количество неудачных приемов мяча в каждой партии составляет: у юношей - 10-12, а у девушек - 14-15. Таким образом, из 25 очков, набранных командой-победителем, около 46 % являются браком при приеме мяча проигравшей партию командой

у юношей и около 57 % у девушек. В конце учебного года была выявлена тенденция снижения брака при приеме мяча у студентов всех групп, но достоверные (Р<0,01) различия показали лишь студенты экспериментальных групп (как юноши, так и девушки). Так, у юношей количество неудачных приемов сократилось до 6-8 за одну партию (24 %), а у девушек данный показатель составил 9-10 неудачных действий (40 %). Остальные очки в игре набирались подачей, игрой на блоке и нападающими ударами. Следует отметить, что студенты экспериментальной группы не «злоупотребляли» «футбольной» работой ногами, но умелое использование данной техники позволило существенно повысить динамичность игры. Основные результаты эксперимента представлены в таблице.

Количество неудачных попыток приема и передачи мяча у студентов специализации «волейбол» в среднем за партию

Студенты Начало эксперимента Окончание эксперимента Достоверность различий

1 группа 10±2 8±1 недостоверно

2 группа 12±1 6±2 Р<0,01

3 группа 14±2 12±1 недостоверно

4 группа 15±1 9±2 Р<0,01

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

Полученные результаты, позволяют авторам сделать следующие выводы.

1. Целенаправленное изучение некоторых 3. технических элементов приема и передачи мяча

в футболе позволяет значимо (Р<0,01) повысить количество успешных приемов и передач мяча в волейболе. 4.

2. Элементы приема и передачи мяча ногами необходимо включать в учебно-тренировочный процесс формирования технического мастерства молодых волейболистов, как юношей, так и девушек.

5.

Библиографический список

1. Ашибоков М.Д., Рюхина О.Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и пси- 6. хология. 2007. № 3. С. 244-246.

2. Волейбол - официальные правила соревнований. URL: http://www.sportzone.ru/sport/

ги1е5.Ы:т1?5роИ:=уо11еуЬа11 (дата обращения: 25.03.2014).

Кудяшев Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2011. 161с.

Новожилова С.В. Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 173-180. Осипов А.Ю. Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 123-127.

Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283. С. 205-210.

«

О W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.