Научная статья на тему 'КОРОНАВИРУС - ВЫЗОВ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРА'

КОРОНАВИРУС - ВЫЗОВ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАРАНТИН / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНФЕКЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жидкова Алена Юрьевна, Будкова Мария Эдуардовна

В данной статье поднимается проблема влияния пандемии СOVID-19 на экономику мирового сообщества. Были предложены планы восстановления экономики после пандемии и меры по преодолению экономических последствий карантина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONAVIRUS-THE CHALLENGE TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE WORLD

This article raises the problem of the impact of the COVID-19 pandemic on the global economy. Plans for economic recovery after the pandemic and measures to overcome the economic consequences of the quarantine were proposed.

Текст научной работы на тему «КОРОНАВИРУС - ВЫЗОВ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРА»

уровне сервисов по доставке готовых наборов питания, основанных на персонализированных предпочтениях (Elementaree, Яндекс. Шеф, Ужин дома, Easy Meal, Шефмаркет, Just Food).

В настоящее время мировыми трендами в области персонализированного питания являются интеграция сервисов персонализированного питания в систему здравоохранения и развитие сервисов персонализированного питания для очень узких групп потребителей, а также развитие интегрированных платформенных решении.

По мнению ВОЗ, здоровый рацион помогает избежать проблемы неполноценного питания во всех его формах, а также предотвратить ряд неинфекционных заболеваний, включая сахарный диабет, болезни сердца, инсульт и онкологию. По прогнозам ученых, если продолжат существовать актуальные модели потребления продовольствия, к 2030 г. уровень обусловленных рационом питания ежегодных затрат в сфере здравоохранения, связанных со смертностью и неинфекционными заболеваниями, достигнет 1,3 трлн долл. С другой стороны, прогнозируется, что переход на здоровое питание позволит снизить издержки на охрану здоровья на 97%, и это позволит высвободить значительные средства, которые сегодня можно было бы инвестировать в снижение стоимости питательных пищевых продуктов, которая в настоящее время оказывают существенное влияние на выбор тех или иных его принципов питания. Состав рациона питания и методы производства соответствующих продуктов не только влияют на здоровье человека, но также оказывают заметное воздействие на состояние окружающей среды и изменение климата. Продовольственная система, на основе которой выстроены актуальные модели потребления продовольствия, служит источником 21-37% общего объема выбросов парниковых газов (ПГ) антропогенного происхождения, то есть обусловленных деятельностью человека, что позволяет отнести ее к числу основных факторов изменения климата, не говоря уже о других последствиях для окружающей среды. [1].

Таким образом, объем мирового рынка foodtech оцениваемый примерно в 3,5 трлн долл. США к 2035 г. и включающий умное, технологичное и высокопродуктивное сельское хозяйство, персонализированное питание, органические продукты, биотехнологии, умные цепи поставок, роботизацию - это не только основные тренды качественного развития современного мирового рынка продуктов, но важнейшее направление, определяющее продовольственную безопасность страны. Чтобы Россия не оказалась в стороне от мировых процессов существует реальная необходимость в создании условий для создания соответствующей инфраструктуры и нормативно-правовой базы, подготовке кадров, трансфера технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование российского и мирового рынка foodtech: ключевые тренды, ограничения и перспективы. - URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/issledovanie-rossiyskogo-i-mirovogo-rynka-foodtech-klyuchevye-trendy-ogranicheniya-i-perspektivy-20200527010059. (дата обращения 20.04.2021).

2. Каждый пятый ребенок в России оказался за чертой бедности - Сайт РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/04/08/2020/5f27c9789a794792daa29177. (дата обращения 20.04.2021).

3. Краткий обзор. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2020. Преобразование продовольственных систем для обеспечения финансовой доступности здорового питания. Рим, ФАО. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.4060/ca9699ru (Дата обращения 12.04.2021).

4. Мутовин, А. Все такое вкусное: за что инвесторы любят FoodTech. - URL: https://www.forbes.ru/billionaire-school/422025-vse-takoe-vkusnoe-za-chto-investory-lyubyat-foodtech (дата обращения 12.04.2021.).

5. Национальная технологическая инициатива - URL: https://nti2035.ru/documents/Normative_road_maps/ (дата обращения 27.02.2021).

6. Official website of the United Nations. Retrieved from. - URL: http://www.un.org/ru/index.html. (дата обращения 12.04.2021.)

7. РБК. Тренды- URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ecc1f5f9a794753a9b2778e. (дата обращения 12.04.2021.)

А.Ю.Жидкова, М.Э.Будкова КОРОНАВИРУС - ВЫЗОВ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРА

Аннотация. В данной статье поднимается проблема влияния пандемии COVID-19 на экономику мирового сообщества. Были предложены планы восстановления экономики после пандемии и меры по преодолению экономических последствий карантина.

Ключевые слова: коронавирус, COVID-19, пандемия, экономика, устойчивое развитие, карантин, восстановление экономики, инфекция, экономическая политика, цели устойчивого развития.

A.Y. Zhidkova, M. E. Budkova

CORONAVIRUS-THE CHALLENGE TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF THE WORLD

Abstract. This article raises the problem of the impact of the COVID-19 pandemic on the global economy. Plans for economic recovery after the pandemic and measures to overcome the economic consequences of the quarantine were proposed.

Key words: coronavirus, COVID-19, pandemic, economy, sustainable development, quarantine, economic recovery, infection, economic policy, sustainable development goals.

Распространение коронавируса продолжается: количество заболевших уже достигло 2 млн. человек. Медики по всему миру борются за жизни инфицированных, власти многих стран вводят карантинные меры и рекомендуют самоизолироваться.

Цели в области устойчивого развития остаются в поле зрения правительств, а, следовательно, и высших органов аудита, контролирующих их деятельность.

Однако пандемия COVID-19 сместила акценты: внимание сегодня сосредоточено на угрозах, которые она выявила.

Задачи целей устойчивого развития в период пандемии:

1. работа систем здравоохранения

2. эффективность государственных институтов и принимаемых ими экстренных мер по противостоянию распространению инфекции (соответствующие государственные закупки, проводимые в ускоренном и упрощенном режиме)

3. меры по преодолению экономических последствий карантина

4. обострившиеся проблемы домашнего насилия.

В связи с этим большинство стран изменили свои планы работы на 2020 г., вписав в них дополнительные проверки, связанные с новыми вызовами и угрозами.

Европейская счетная палата пересмотрела свой План работы на 2020 г. в связи с пандемией COVID-19. Скорректирован объем, подход и сроки выполнения ряда текущих задач.

Как отмечает ООН, пандемия COVID-19 послужила беспрецедентным сигналом к действию для правительств, бизнеса и граждан. Она показала высокую степень неравенства в мире. И сейчас во всем мире идет работа по достижению целей устойчивого развития. Строится программа, чтобы во время пандемии не сбиться с намеченного курса.

Международные организации и эксперты сходятся во мнении, что распространение корона-вирусной инфекции и связанные с этим экономические проблемы негативно отразились на показателях устойчивого развития мира.

Согласно позиции экспертов Программы ООН по окружающей среде, пандемия продемонстрировала, что все предыдущие достижения по сокращению бедности, голода, обеспечению здравоохранения и повышению благосостояния могут быть обращены вспять, если только мировое сообщество не предпримет таких же решительных действий по реализации целей устойчивого развития, какие сейчас принимаются для противодействия распространению коронавирусной инфекции.

По мнению ООН, текущий кризис делает невозможным соблюдение традиционных социальных норм и реализацию привычных политических программ и может быть использован для осу-

ществления решительных шагов, которые помогут вернуть международное сообщество на траекторию достижения целей устойчивого развития. Цели устойчивого развития жизненно необходимы для имплементации таких программ восстановления, которые позволят создать более устойчивые к вызовам развития общественные связи.

Канадский Международный институт устойчивого развития отмечает, что беспрецедентные глобальные потрясения усугубили последствия неравенства, поскольку бедные страны испытывают сравнительно более серьезные последствия. Даже в развивающихся странах обычные работники, составляющие основу сектора услуг, оказались более уязвимыми перед коронавирусной инфекцией и менее готовыми выдержать финансовые последствия пандемии.

Самый серьезный удар придется на бедные слои населения в развивающихся странах, где рабочие, и без того находящиеся в тяжелых условиях, не смогут рассчитывать на систему социальной помощи и меры поддержки. ООН призывает страны «Большой семерки» и «Большой двадцатки» незамедлительно оказать финансовое содействие таким государствам с целью сглаживания кривой роста заболеваемости. В долгосрочной перспективе должны быть предприняты дополнительные усилия для укрепления устойчивости экономических систем, включая создание условий для справедливой торговли и инвестиций.

Кроме того, пандемия подчеркнула и обратную связь: уровень достижений повлиял на степень негативных последствий распространения COVID-19. Например, как утверждается в докладе Комитета ООН по координации статистической деятельности, слабый прогресс в реализации целей устойчивого развития наряду с высокой степенью концентрации экономической активности, перенаселенностью и урбанизацией привели к тому, что влияние пандемии в Азиатско -Тихоокеанском регионе оказалось более болезненным.

Вместе с тем, пандемия COVID-19 создала и немало косвенных препятствий на пути к устойчивому развитию. Например, в периоды кризиса как никогда возрастает потребность в качественных и своевременных данных, необходимых для принятия решений. Однако сегодня наблюдаются серьезные трудности в процессе сбора и обработки экономической и финансовой статистики и оценки прогресса в достижении целей устойчивого развития.

Распространение инфекции и необходимость борьбы с ней в значительной степени отвлекают организационные ресурсы правительств и препятствуют координации действий.

В частности, как отмечает Всемирный банк, текущий год должен был стать важной вехой в деле борьбы с изменением климата. В этом году страны должны были поставить перед собой более амбициозные цели: предполагалось, что результаты 26-й Конференции стран-участниц Конвенции ООН по вопросам изменения климата, которую планировалось провести в ноябре в Глазго, способны сравняться по своему значению с Парижским соглашением, принятым на 21-й Конференции в 2015 г. Однако очередная глобальная конференция по климату была перенесена на 2021 г., поскольку страны переключились на решение проблем в области здравоохранения и финансов, вызванных пандемией.

По тем же причинам оказались перенесены Конференция ООН по океану, ранее запланированная на июнь 2020 г., и 15-я конференция стран-участниц Конвенции о биологическом разнообразии, которая теперь состоится в 2021 г.

С другой стороны, уже на начальных этапах пандемии звучали предположения о том, что сокращение экономической активности и вынужденная изоляция положительно сказываются на экологической ситуации в мире.

По этому поводу исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде Ингер Андерсен заметил, что некоторые видимые положительные эффекты пандемии, включая улучшение качества воздуха и сокращение выбросов парниковых газов, носят лишь временный характер, поскольку являются следствием катастрофического замедления экономики.

Так, по оценке Института океанографии Скриппса, использование углеводородов должно сократиться на 10% по всему миру на период около года, чтобы иметь сколько-нибудь заметный эффект на уровень углекислого газа в атмосфере.

Кроме того, пандемия также приводит к значительному росту количества медицинских и других опасных отходов, что никак не укладывается в концепцию положительного для окружающей среды воздействия пандемии.

В этой связи Программа ООН по окружающей среде оказывает поддержку государствам-членам и основным партнерам ООН, предоставляя техническую экспертизу по обращению с химикатами и опасными отходами, образующимися в результате деятельности систем здравоохранения.

Более полезным с точки зрения устойчивого развития, по оценкам Программы ООН по окружающей среде, стало вынужденное изменение устоявшихся моделей поведения, которое может повысить готовность к кардинальным изменениям, требующимся для достижения целей устойчивого развития.

В этой связи, как полагает ООН, любые положительные эффекты в контексте пандемии должны перерасти в изменение моделей производства и потребления в сторону более «чистых» и «зеленых», поскольку только долгосрочные системные изменения действительно изменят тенденцию накопления углекислого газа в атмосфере. Таким образом, этап выхода из кризиса представляет удобную возможность заложить такие тенденции с помощью инвестиций в возобновляемую энергетику, «умные» здания, «чистый» общественный транспорт.

Например, работодатели в частном и государственном секторах, и граждане опробовали новые модели работы, учебы и потребления, и масштаб изменений достаточен для того, чтобы опережающими темпами воплотить в жизнь принципы ответственного производства и потребления.

Планы восстановления экономики после пандемии COVID-19

Призывы к разработке «зеленых» планов восстановления экономики слышны по всему миру, и к обеспокоенности экспертов присоединяются как международные организации, так и ведущие экономисты, крупнейшие мировые компании и инвесторы.

При этом текущая ситуация, в логике статьи Фрэнсиса Фукуямы «Пандемия и политический порядок», может позволить компетентным политическим лидерам, успешно справляющимся с последствиями пандемии, использовать запас легитимности и повышенную готовность населения к переменам, чтобы воплотить в жизнь более решительные действия в рамках Повестки-2030.

В публикации Школы предпринимательства и окружающей среды Университета Оксфорда рассматривается вопрос о том, действительно ли бюджетные меры стимулирования экономики могут ускорить прогресс в области борьбы с изменением климата или, наоборот, замедлят его.

По оценкам исследователей, именно масштабный характер программ инвестирования в «зеленые» технологии может оказаться наименее затратным способом как оживления экономик, пострадавших от вируса, так и существенного продвижения в борьбе с изменением климата.

Были проанализированы более 700 пакетов мер поддержки экономики, принятых разными странами, а также проведены опросы представителей национальных центральных банков, министерств финансов и экспертов государств «Большой двадцатки» на предмет эффективности наиболее распространенных мер финансового восстановления по четырем параметрам:

• скорости внедрения,

• экономическому мультипликатору,

• потенциалу воздействия

• на изменение климата и общей целесообразности.

Результаты показали, что «зеленые» проекты в сравнении с традиционными вариантами поддержки создают больше рабочих мест, а также приносят большую прибыль и позволяют сократить больше издержек в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Были определены 5 направлений, имеющих наибольший потенциал с точки зрения, как экономического, так и климатического эффекта:

1. создание «чистой» физической инфраструктуры,

2. повышение энергоэффективности зданий,

3. инвестиции в образование и профессиональную подготовку,

4. инвестиции в природный капитал,

5. научно-исследовательские работы в области «чистых» технологий.

Канадский Международный институт устойчивого развития провел анализ мер стимулирования экономики, принятых в Европе и Азии, и определил 4 основных направления, представляющихся в текущих условиях перспективными с точки зрения прогресса в реализации ЦУР:

• здания,

• транспорт,

• восстановление природы

• «чистая» энергетика.

Эксперты не предлагают отказаться от традиционных и распространенных целевых показателей в области борьбы с изменением климата, но предлагают обратить внимание на указанные области в контексте их долгосрочной эффективности. В частности, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Европейский союз внедряют программы повышения энергоэффективности общественных зданий и домохозяйств с низким уровнем дохода.

Транспортная сфера оказалась в числе наиболее пострадавших от воздействия пандемии, являясь при этом одним из основных источников выбросов парниковых газов. В контексте восстановления экономики правительства предусматривают значительные инвестиции в этом направлении: Франция анонсировала выделение 8 млрд евро на программу утилизации старых транспортных средств и субсидирования электромобилей, Исландия и Китай вкладывают средства в развитие инфраструктуры электрических зарядных станций для автомобилей, а ЕС рассматривает возможность отмены НДС на экологически чистые виды транспорта.

Государства создают рабочие места для местного населения, нанимая граждан для посадки деревьев, очистки водоемов, развития органического сельского хозяйства и восстановления мест обитания диких животных.

Многие страны сейчас рассматривают инвестиции в развитие «чистой» энергетики. Например, Австралия, Норвегия и Португалия делают ставку на использование водородного топлива, Дания и Германия поддерживают ветряную энергетику, а ЕС готов направить 40 млрд евро на полный уход от угольной энергетики, переподготовку рабочих и декарбонизацию бизнеса.

В стремлении стать первым климатически нейтральным континентом к 2050 г. в рамках европейского «зеленого соглашения» государства ЕС рассматривают возможность принятия европейского закона по климату.

Инициатива по внедрению обязательств по устойчивому развитию в программы восстановления экономики после пандемии исходит не только от политического руководства, но и предлагается самим бизнесом.

Так, более 200 британских компаний призвали правительство увязать меры поддержки экономики с целями по достижению климатической нейтральности.

Заявления и тенденции отчасти стали возможны потому, что в условиях пандемии бизнес уже был вынужден действовать в кардинально новых условиях, что, можно использовать для дальнейших качественных изменений.

Международный валютный фонд (МВФ) также рекомендует правительствам в обязательном порядке включать обязательства по сокращению выбросов в программы помощи компаниям, представляющим углеродоемкие виды деятельности.

В этой логике канадское правительство, например, отказало представителям нефтегазовой отрасли в их предложении о снижении требований экологических стандартов с целью содействия компаниям в преодолении последствий пандемии.

Пакет мер поддержки отрасли содержит условия о снижении выбросов метана и требования об очищении загрязненных нефтяных и газовых скважин.

В качестве конкретных инструментов МВФ предлагает использовать механизм государственных гарантий для привлечения частных инвестиций в «зеленые» технологии.

Каждая сторона была обязана раз в пять лет представлять новые или обновленные «определяемые на национальном уровне вклады», определяющие обязательства по сокращению выбросов и другие действия, направленные на борьбу с изменением климата. В текущей ситуации инстру-

мент может быть использован в контексте интеграции принципов устойчивого развития и мер стимулирования экономики.

Для помощи государствам в процессе подобной работы Всемирный банк предлагает контрольный перечень вопросов для оценки устойчивости, в котором представлена более детальная информация обо всех ключевых критериях, которые правительствам, возможно, понадобится взвесить при разработке общего пакета мер по восстановлению экономики.

В число таких факторов входят, в частности, географическое распределение стимулирующих мероприятий, их воздействие на решение вопросов социальной интеграции, а также вклад в повышение квалификации и производительности работников. Кроме того, отдельно подчеркивается необходимость предусмотреть дополнительные институциональные или политические изменения для успешного осуществления каждой предложенной меры.

Всемирный банк отмечает, что задачи устойчивого восстановления потребует значительной координации действий как между министерствами внутри каждого правительства, так и на международном уровне, в том числе с международными учреждениями.

Заинтересованные стороны могут оказать поддержку этому процессу различными способами:

Правительства могли бы создать совместный координационный механизм с участием министерств, осуществляющих надзор за разработкой и процессом устойчивого восстановления, с тем, чтобы министерства могли управлять рассмотрением проектов и постоянно актуализировать их перечень.

• Сообщество учреждений, занимающихся вопросами финансирования мероприятий по борьбе с изменениями климата, могло бы определить способы предоставления безвозмездной помощи на подготовку проектов, уделяя особое внимание преобразованию обязательств в конкретные проекты, которые могли бы быть включены в программы стимулирования экономики.

Финансовые и кредитные учреждения могли бы считать обновленный перечень обязательств приоритетными задачами правительств и поддерживать их реализацию за счет финансовой и технической помощи.

Еще одним механизмом содействия устойчивому развитию в рамках восстановления экономики может стать выпуск так называемых специальных «зеленых», «социальных» или «устойчивых» долговых облигаций, и подготовка финансовыми организациями соответствующих кредитных предложений, отвечающих определенным экологическим критериям и помогающих достичь конкретных целевых показателей.

Так была использована схема, которая разместила специальные «социальные» облигации, средства от которых были направлены на поддержку государственных медицинских учреждений.

Всемирным банком были направлены средства на финансирование программ и проектов устойчивого развития на территории государств-членов, включая развитие системы здравоохранения.

Размещение облигаций является частью комплексной программы по повышению осведомленности населения в отношении программ здравоохранения, реализуемых Всемирным банком и направленных на укрепление усилий государств по предотвращению, обнаружению и противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19.

Мероприятий по аудиту Целей Устойчивого Развития

На этапе оценки прогресса, которого добились государства в реализации ЦУР, высшие органы аудита рассматривают цели как комплексно, учитывая их синергию, так и по отдельности, стремясь интегрировать их в каждую свою проверку.

1. Пандемия COVID-19 выдвинула на передний план значимость проекта «Хорошее здоровье и благополучие». Высшие органы аудита во всем мире стремятся проводить качественный аудит готовности систем здравоохранения к эпидемиям, при этом не создавая помех жизненно важным службам в их деятельности по борьбе с коронавирусом.

Был опубликован отчет о готовности системы здравоохранения и социального обеспечения к пандемии COVID-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальное контрольно-ревизионное управление пришло к выводу, что система здравоохранения была обеспечена в должной мере: даже на пике эпидемии не было нехватки мест в больницах, в т. ч. в отделениях интенсивной терапии; было достаточно аппаратов ИВ Л, своевременно решалась проблема нехватки тест-систем. Этот отчет, свидетельствует об огромных усилиях работников сферы здравоохранения и социального обеспечения, направленные на то, чтобы быстро реагировать на беспрецедентный вызов пандемии COVID-19.

2. Обострившиеся в период пандемии проблемы, связанные с гендерным неравенством и насилием в отношении женщин, подчеркнули актуальность проекта «Гендерное равенство».

Здесь также был подготовлен отчет «Домашнее насилие». Необходимы более точные данные для выявления распространенности черепно-мозговых травм среди жертв насилия». ВОА исследовал деятельность двенадцати негосударственных организаций, которые распространяют информацию о данной проблеме, осуществляют деятельность по диагностике и лечению травм, полученных в результате домашнего насилия.

В Великобритании провели аудит расходов Департамента по международному развитию на программы, направленные на обеспечение гендерного равенства в зарубежных странах.

3. В 2018 г. Проект «Мир, правосудие и эффективные институты», который является первостепенным в деятельности высших органов аудита, в период пандемии приобрел новый контекст, связанный с эффективностью мер государственной поддержки населения и оздоровления экономики, прозрачностью государственных закупок средств индивидуальной защиты и тест-систем и т.д.

На постоянной основе осуществляется мониторинг всех процедур ускоренного оформления государственных закупок в связи с пандемией COVID-19 и оперативно дает заключения и комментарии.

Это позволяет найти решения, которые обеспечивают соблюдение главного интереса: защиты жизни и здоровья граждан.

В контексте COVID-19 особую актуальность приобрели меры государств по обеспечению инклюзивности общества. Проанализировали проблемы занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. Было отмечено, что уровень трудоустройства лиц с инвалидностью растет, но необходимы меры по оценке сохранения их занятости, обучения и создания приемлемых условий работы.

Выводы и прогнозы

Распространение коронавирусной инфекции и последующие экономические потрясения оказали прямое негативное воздействие на показатели по всему спектру Целей устойчивого развития, а также создали временные препятствия для координации коллективных действий мирового сообщества.

Отмечаемые положительные экологические эффекты пандемии носят кратковременный характер и должны быть дополнительно подкреплены соответствующими программами действий.

Не менее важный эффект пандемии в контексте содействия устойчивому развитию и достижению ЦУР заключается в том, что политические силы и граждане осознали практическую возможность серьезных политических действий и изменений, выходящих за пределы сложившегося порядка вещей и позволяющих достичь амбициозных целей устойчивого развития.

Многочисленные примеры подтверждают, что правительства и международные организации уже учитывают различные аспекты устойчивого развития в своих программах помощи восстановлению экономики, и соответствующие меры не только находят поддержку бизнеса и населения, но и оказываются экономически эффективными в долгосрочной перспективе.

При общем ухудшении предпосылок для достижения плановых показателей ЦУР в связи с пандемией COVГО-19 все большее значение играет повышение роли проектов в оценке деятельности национальных правительств и определении соответствия национальных стратегических документов принципам устойчивого развития.

В связи с пандемией COVID-19 пересматриваются приоритеты для обеспечения качественного аудита ЦУР, стремясь расширить потенциал своих сотрудников, повысить осведомленность населе-

ния, переосмыслить подходы и методологию аудита и даже пересмотреть свою организационную структуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекетова, Г. В. Смертельный короновирус, 2020 / Г. В. Бекетова, Л.-С. Н. Приймачук // Педиатрия. Восточная Европа, 2020 - С. 50-57.

2. Влияние коронавируса ССУГО-19 на ситуацию в Российском Здравоохранении / В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров, О. В Обухова [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 4. - С. 58-71.

3. Львов, Д. К. Истоки пандемии СОУГО-19: экология и генетика коронавирусов) / Д. К. Львов, С. В. Альховский // Вопросы вирусологии. - 2020. - № 2. - С. 62-70.

4. Назван новый способ распространения коронавируса [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL:https:/Лenta.ru/news/2020/04/06/breath/. (дата обращения 14.03.2021)

5. Пандемия СОУТО-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации / Н. И. Брико, И. Н. Каграманян, В. В. Никифоров [и др.] // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. - 2020. - № 2. - С. 4-12.

6. Плутницкий, А. Н. «Главное в работе в условиях пандемии — это системный подход и оперативность действий» / А. Н. Плутницкий // Вестник Росздравнадзора. - 2020. - № 2. - С. 6-10.

7. ОДУТО-^ - новая глобальная угроза человечеству / Н. Ю. Пшеничная, Е. И. Веселова, Д. А. Семенова [и др.] // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2020. - № 1. - С. 6-13.

Л.Н. Майорова, А.С. Усачев

КРУПНЕЙШИЕ ИГРОКИ ИНДУСТРИИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ И СОВРЕМЕННЫЙ

ВЕКТОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Исследование направлено на проведение анализа современных условий функционирования электронной коммерции, изучение особенностей и перспектив предпринимательской деятельности в индустрии интернет-торговли на примере компании «Ситилинк».

Ключевые слова: Электронная коммерция, индустрия интернет-торговли, перспективы предпринимательской деятельности в сфере интернет-торговли.

L.N. Majorova. A.S. Usachev

THE LARGEST PLAYERS IN THE INTERNET TRADE INDUSTRY AND THE MODERN

VECTOR OF ITS DEVELOPMENT

Abstract. The study was aimed at analysing the current conditions for the functioning of ecommerce, studying the characteristics and prospects of entrepreneurial activity in the Internet trading industry using the example of Citilink.

Key words: E-Commerce, Internet Commerce Industry, Internet Commerce Business Prospects.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что электронная коммерция является одним из наиболее актуальных примеров новых коммуникационных технологий применяемых в сфере продаж. Особая актуальность наблюдается в настоящее время. Производители, продавцы и потребители имеют возможность быстрее выйти на рынок и получить большее количество информации, чем когда-либо ранее. Цель работы - изучить особенности и перспективы предпринимательской деятельности в индустрии интернет-торговли на примере компании ООО «Ситилинк».

Определяя в роль и место электронной коммерции в мировой и российской экономике, мы выяснили что за последние пять лет данная форма ведения бизнеса прочно вошла в наши профессиональные и бытовые отношения. Совсем недавно потребителей скорее пугали электронные предложения по приобретению каких-либо товаров, уровень доверия был очень низким. Сегодня,

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.