УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ новых вызовов
Стрижов Станислав Алексеевич
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва, Россия)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения устойчивого развития РФ в условиях новых вызовов. Рассматривается ситуация в стране, связанная с реакцией на пандемию коронавируса COVID-19, анализируется роль цифровых технологий в смягчении ее влияния на социум. Высказывается мнение о том, что вызванные пандемией изменения ведут к необходимости пересмотра некоторых приоритетов в рамках глобальных целей и задач устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие; цели устойчивого развития; цифровизация; пандемия коронавируса; система здравоохранения
Для цитирования: Стрижов С.А. Устойчивое развитие в условиях новых вызовов // Социальные новации и социальные науки. - Москва: ИНИОН РАН, 2020. - № 1. - С. 28-36.
URL: https://sns-joumal.ru/ DOI: 10.31249/snsn/2020.01.02
© Стрижов С.А., 2020
Введение
Переход к XXI в. человечество встретило в достаточно сложной ситуации. Вопреки ожиданиям, стремительный технологический рывок и бурный экономический рост не привели к решению многих острых социально-экономические проблем: глобальных масштабов нищеты и безработицы; неравенства внутри отдельных стран и между ними; угроз здоровью и жизни людей, обусловленных как природными и техногенными факторами, так и различного рода гуманитарными кризисами; ухудшения экологии и изменения климата.
Поиск путей выхода из создавшегося положения привел к формированию представлений об устойчивом развитии как основе того, каким должно быть будущее. В опубликованном в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию первом концептуальном документе -докладе «Наше общее будущее» - было дано следующее определение: «...устойчивое и долговременное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями» [Наше общее будущее]. Новая стратегия развития цивилизации исходит не из приоритетов сегодняшнего дня, а ставит нынешнее и будущее поколения на одну ступень, приравнивая их по возможностям удовлетворения жизненных потребностей (принцип равенства возможностей развития поколений).
В сентябре 2015 г. в Нью-Йорке 193 государства - члена ООН (в том числе Россия) единогласно приняли новую Повестку дня в области устойчивого развития - глобальную программу по обеспечению устойчивого будущего. Были сформулированы 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., касающиеся климата, социальных и экономических проблем (рис. 1).
Сегодня устойчивое развитие связывают именно с этими целями, а поиск оптимальных путей их достижения рассматривается как ключевая задача в глобальном и национальном масштабах.
Основные направления устойчивого развития нашли отражение в современных реформах социального и экологического законодательства РФ, включая различные государственные программы и проекты в области демографии, борьбы с бедностью, образования, здравоохранения и экологии, а также в различных инициативах гражданского общества и в новых бизнес-практиках. В то же время в основных документам стратегического планирования тема устойчивого развития в ее комплексном выражении, начиная с самих понятий «устойчивое развитие», «социальная ответ-
ственность государства», «зеленая экономика», представлена недостаточно четко [Стрижов, Кода-нева, 2019].
i i с пiа а устойчивого
ц ел и в области о развития
Зюишпдогмы ■ л
ИЬШМЮЛУЧЙЕ ■ Ч
ычктмннм
НИВНI м
5ГЩ£рнм «мною
чиаиводА
IIII <§Ч 9
8доаойми>*ыл1 якомшчссюа) ию
й
I ЬОРЬЫ I СКЗМЕМ1ММ
клиии
смрмЛНИЕ • мокни
моакты
1П шшш
III нишисге* ©
м»и>, пмвоадм 10 «зшпш ИНСТИТУТЫ
ж
44 ОШКШМНО! 1С ПОТРЕБЛЕНИЕ ипижзмвпю
СО
ЦЕЛИ
С^юыист.-устойчивого РАЗВИТИЯ
Рис. 1. Цели ООН в области устойчивого развития
Следует отметить, что отдельные аспекты устойчивого развития, отраженные в ЦУР, находятся в поле зрения высшего руководства страны. Так, в Послании Президента РФ Федеральному собранию 2018 г. было уделено серьезное внимание экологическим проблемам [Послание Президента РФ, 2018]. Актуализация решения задач ЦУР в России нашла отражение и в майском указе Президента РФ 2018 г. [Сахаров, Колмар, 2019].
Следует согласиться с мнением о том, что, когда разрабатывались ЦУР, предполагалось, что мировая экономика будет стабильно расти [Antoniades, Widiarto, АЩопага^, 2019]. Эксперты учитывали негативное влияние на экономику финансовых кризисов, вносящих коррективы в возможность достижения тех или иных целей устойчивого развития. Однако они не могли даже предположить, с какими новыми угрозами столкнется не только мировая экономика, но в первую очередь безопасность людей в планетарном масштабе в XXI в.
Вызовы пандемии
Безусловно, мировое сообщество всегда уделяло внимание угрозе возникновения эпидемий инфекционных заболеваний. Но в последние годы они, как правило, носили локальный, очаговый характер. Поэтому считалось, что национальные системы здравоохранения способны с ними справляться, а развитие здравоохранения в данном направлении не является приоритетной задачей. Возможно, именно по этой причине в Докладе «Наше общее будущее» системы здравоохранения обойдены вниманием.
Пандемия коронавируса COVID-19 стала новым вызовом современности, в каком-то смысле крайне эгалитарным, подчеркивающим равенство людей перед лицом существующей опасности.
Борясь с распространением инфекции, мир одновременно погружается в самый глубокий со времен Великой депрессии 1930-х годов социально-экономический кризис. По оценкам аналитиков JP Morgan Chase & Co, пандемия коронавируса лишит мировую экономику в ближайшие два года 5,5 трлн долл. Эта сумма превышает годовой объем производства товаров и услуг Японии [Bloomberg оценил ..., 2020]. Всемирная торговая организация (ВТО) ожидает, что объем мировой торговли сократится в 2020 г. на 13-32% из-за нарушения нормальной экономической активности и жизни во всем мире. Спад текущего года может превысить масштабы сокращения торговли, наблюдавшиеся в 2008-2009 годах в период глобального финансового кризиса [Bloomberg оценил ..., 2020]. В первую очередь кризис затрагивает рынок труда.
Эксперты Центра макроэкономического анализа и долгосрочного прогнозирования считают, что к концу апреля текущего года без работы, под риском увольнения или сокращения заработка могут остаться 10 млн россиян. В худшем случае по итогам года уровень безработицы вырастет в России до 6%, а в следующем году, если кризис продолжится, то и до 6,7% [Десять миллионов ..., 2020]. По мнению председателя Счетной палаты А. Кудрина, в период этого кризиса в России число безработных увеличится с 2,5 млн до 8 млн человек [Кудрин ..., 2020].
В данной ситуации перед мировым сообществом в целом и Россией в частности правомерно поставить вопрос не о достижении ЦУР в ближайшем будущем, а о возврате на утраченные в результате жесткого кризиса позиции. При этом речь следует вести и о пересмотре целей устойчивого развития. Развитие здравоохранения должно быть определено в качестве приоритетной цели устойчивого развития с соответствующей корректировкой задач, которые были ранее обозначены в рамках ЦУР-3.
Данная позиция аргументируется прежде всего тем, что локальная эпидемия коронавируса переросла в пандемию именно из-за неготовности систем здравоохранения большинства государств, в том числе и России, вовремя и результативно среагировать на распространение инфекции. Фактически COVID-19 стал фактором проверки эффективности национальных систем здравоохранения.
Проблемы функционирования отечественной системы здравоохранения
Можно констатировать, что эпидемия коронавируса наглядно продемонстрировала недостатки реформы отечественного здравоохранения. Власти не усвоили урок пандемии свиного гриппа, который показал, как легко инфекции могут распространяться по всему миру.
Ради выполнения майских указов Президента РФ о повышении средней зарплаты в здравоохранении Минздрав пошел по пути сокращения среднего и младшего медперсонала. По данным
31
Росстата, в период с 2013 по 2019 г. количество младших медработников сократилось в 2,6 раза, среднего персонала - на 9,3%, врачей - на 2% [Готово ли ..., 2020], инфекционистов-эпидемиологов - на 31,8% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика сокращения численности врачей-эпидемиологов [Готово ли ..., 2020]
Почти в 2,4 раза сократилось и число коек инфекционного профиля - со 140 тыс. в 1990 г. до 59 тыс в 2018 г. (рис. 3). Только в Москве с 2011 г. ликвидировано почти 2,2 тыс. из 4,8 тыс. кой-ко-мест. 3-ю инфекционную больницу в Печатниках на 570 мест в 2015 г. власти решили перестроить в производственно-складской комплекс [Готово ли ..., 2020]. В случае функционирования данной больницы был бы выигрыш как во времени для лечения заболевших коронавирусом, так и с точки зрения экономии бюджетных средств, поскольку отпала бы необходимость строить новый инфекционный комплекс.
Как менялось число инфекционных коек
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 3. Динамика изменения числа коек в инфекционных отделениях, больницах
[Готоволи ..., 2020]
Следует отметить, что, сознавая серьезность ситуации, высшее руководство РФ приняло оперативные меры для уменьшения распространения коронавируса по территории страны и для лечения заболевших. Однако принимаемые меры сопровождаются возникновением новых проблем. Из-за перепрофилирования больниц под инфекционные отменили госпитализацию и плановые операции у других больных Ограниченное функционирование ряда поликлиник (по крайней мере, в Москве) создает проблемы для граждан, находящихся под текущим медицинским наблюдением [Готово ли ..., 2020]. Соответственно, требуется корректировка управленческих и организационных процессов в системе здравоохранения.
Негативные последствия введения ограничительных мер в связи с коронавирусом для населения, организаций и учреждений социальной сферы и сферы услуг, а также ряда направлений бизнеса могли быть намного более серьезными, если бы в стране в последние годы не осуществлялись системные мероприятия по цифровизации разных сфер жизнедеятельности.
Использование новых цифровых технологий в период пандемии
Идеология цифровизации российского государства и общества представлена в двух программных документах: Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. и Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [Программа «Цифровая экономика РФ», 2017]. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Правительства РФ находится разработанный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ проект паспорта национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно содержанию официальных документов, перспективы улучшения качества жизни российских граждан связываются с широким применением отечественных информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение производительности труда, эффективности производства и конкурентоспособности страны на мировых рынках, обеспечение ее устойчивого и сбалансированного долгосрочного развития.
Вместе с тем эксперты неоднократно отмечали серьезные провалы в реализации национальной программы «Цифровая экономика», возлагая ответственность за них на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций [Спецпредставитель Президента ..., 2020]. Однако следует признать, что именно цифровые технологии стали своеобразной «палочкой-выручалочкой» в условиях пандемии коронавируса.
На протяжении последних лет на разных уровнях велись разговоры о цифровизации, удаленной работе, дистанционном образовании, телемедицине и обсуждались различные альтернативы. Нынешняя ситуация не оставляет другого выбора - эти технологии надо внедрять сейчас.
Посредством цифровых технологий осуществляется контроль за соблюдением режима самоизоляции граждан. В онлайн-режиме оформляются соответствующие пропуска и отслеживается
33
передвижение транспорта. Для разнообразия времяпрепровождения граждан, находящихся в условиях самоизоляции, многие интернет-платформы на бесплатной основе проводят различные мастер-классы и вебинары, предлагаются разные формы онлайн-общения. Практически вся система образования переведена на дистанционный режим.
Сбербанк в течение последних трех лет активно разрабатывал школьную цифровую платформу. Стояла цель разместить ее с 1 сентября 2020 г. в 150 школах, а с 1 сентября 2021 г. - в тысяче школ. За полтора месяца кризиса по просьбе губернаторов и директоров школ Сбербанк развернул данную платформу в двух тысячах школ, и сегодня на ней реально учатся уже 500 тыс. школьников [Греф ..., 2020].
Эксперты считают, что с появлением коронавируса скорость цифровизации экономики возросла в 10 раз [Кодачигов, 2020].
Одной из неотложных задач цифровизации в современных условиях является создание в кратчайшие сроки системы выявления нуждающихся в помощи государства, и на ее основе оказание своевременных мер поддержки оказавшимся в бедственном положении гражданам, представителям малого бизнеса и самозанятым. Другая задача государства состоит в одновременном обеспечении безопасности людей и их занятости. Неудачное выполнение этих функций может привести к тому, что пример Северной Осетии, жители которой выступили против режима самоизоляции, распространится на другие регионы страны с низким уровнем жизни населения. Остановка экономической деятельности ставит под угрозу удовлетворение элементарных потребностей людей, поэтому помощь из федерального центра и от региональных властей не должна запаздывать. К сожалению, уровень ответственности и способности эффективно решать нештатные задачи у руководителей ряда регионов оставляет желать лучшего.
Особо пристальное внимание в условиях пандемии вызывает состояние отечественной медицины. Эта сфера входит в число наиболее подверженных цифровым трансформациям. Во всем мире обсуждаются этические проблемы инженерии генома человека с целью устранения звеньев, ответственных за опасные хронические заболевания; возможности биотехнологий, нейротехноло-гий, дополненной и виртуальной реальности вмешиваться в физиологию, изменять отношения человека с окружающим миром.
Развитие телемедицины и онлайн-медицины делает услуги в сфере здравоохранения более доступными, особенно для удаленных районов. Однако существуют и определенные риски. Прежде всего, речь идет о доверии пациентов к дистанционным консультациям, а также о способности врачей ставить верные диагнозы, основываясь исключительно на визуальной картинке, полученной посредством онлайн-систем. Кроме того, аккумулирование информации о пациентах на едином портале несет в себе риски для сохранения медицинской тайны и целостности информации в
случае кибератак. В связи с этим требуются серьезные меры по обеспечению кибербезопасности всех задействованных ресурсов [Коданева, 2019].
В научной литературе и хозяйственной практике достаточно часто употребляется понятие «системообразующая отрасль», к числу который относят, например, энергетику. Сейчас пришло время признать, что здравоохранение является системовлияющей отраслью. От способности здравоохранения противостоять эпидемиям (а тем более пандемиям), зависит не только успешное функционирование отраслей экономики (в том числе жизнеобеспечивающих), но и сама возможность стабильного и устойчивого развития страны, безопасность жизни и здоровья ее граждан.
Президент РФ признал важность и незаменимость труда медицинских работников. Теперь дело за тем, чтобы этот абсолютно правильный вывод был воспринят как руководство к действию чиновниками всех уровней. Необходимо прекратить оценивать деятельность здравоохранения с позиции экономической эффективности (что началось с приходом к руководству отрасли «эффективных менеджеров» - М. Зурабова и последующих руководителей). Возглавлять медицинскую отрасль должны профессиональные организаторы здравоохранения, понимающие, что главный критерий ее оценки - это социальная эффективность, которая подразумевает обеспечение сохранности здоровья и жизни людей.
Заключение
Ученые разных стран высказывают предположения о том, что в будущем возможно повторение вирусных атак. Их успешное отражение зависит от того, насколько адекватно и своевременно будут приниматься необходимые меры со стороны государства в тесном взаимодействии с обществом и бизнесом, основанном на взаимном доверии и высокой социальной ответственности.
Нет сомнения в том, что после выхода из кризиса, вызванного пандемией COVID-19, человечество вернется к повестке устойчивого развития. Перспективы отдельных стран и мирового сообщества в целом по-прежнему зависят от решения задач, соответствующих Целям устойчивого развития. Однако последние должны быть скорректированы с учетом происходящих изменений.
Список литературы
Готово ли российское здравоохранение к борьбе с коронавирусом // Ведомости. - 2020. - 09.04. - URL: https://www.
vedomosti.ru/society/articles/2020/04/09/827471-gotovo-rossiiskoe (дата обращения 10.04.2020.) Греф Г. В этот кризис у нас есть уникальный шанс измениться // Lenta.ru.-2020. - 21.04. - URL: https://lenta.rn/
articles/2020/04/21/grefinterview/?fm=1 (дата обращения 10.04.2020.) Десять миллионов россиян могут остаться без работы к концу апреля // News.ru. - 2020. - 10.04. - URL: https://news.ru/
economics/desyat-mülionov-rossiyan-mogut-ostatsya-bez-raboty-k-koncu-aprelya/ (дата обращения 10.04.2020.) Коданева С. И. Роль органов федеральной власти РФ в обеспечении устойчивого развития государства перед вызовами
цифровой экономики // Россия: тенденции и перспективы развития. - М., 2019. - Вып. 14, ч. 2. - С. 298-302. Кодачигов В. Коронавирус ускорил цифровизацию экономики в 10 раз // Ведомости. - 2020. - 12.04. - URL: https:// www.vedomosti.ru/technology/characters/2020/04/12/827841-koronavirus-uskoril-tsifrovizatsiyu-ekonomiki?utm_cam paign=glavnoezaden13042020&utm_content=827841-koronavirus-uskoril-tsifrovizatsiyu-ekonomiki&utm_medium= email&utm_source=newsletter (дата обращения 10.04.2020.)
Кудрин спрогнозировал рост числа безработных в России в три раза // Ведомости. - 2020. - 13.04. - URL: https://news. mail.ru/economics/41360748/?frommail=1 (дата обращения 10.04.2020.)
Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. - URL: http://xn--80adbk ckdfac8cd1ahpld0f.xn--p1ai/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения 10.04.2020.)
Послание Президента РФ Федеральному Собранию в 2018 г. // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 10.04.2020.)
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р. // Официальный сайт Правительства РФ. - URL: http://government. ru/docs/28653/ (дата обращения 10.04.2020.)
Рынок труда, занятость и заработная плата // Официальный сайт Росстата. - URL: http://rosstat.gov.ru/labor_ market_employment_salaries (дата обращения 10.04.2020.)
Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. - М., 2019. - Т. 14, № 1. - С. 189-206.
Спецпредставитель Президента РФ назвал провалом развитие цифровых технологий в стране // ИА ТАСС. - 2020. -07.04. - URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/8182313?fbclid=IwAR3BtqMvk1JYOZeD2wO_Lrvbo6QW1L087 rrySXo6dcCJ-eOz5cmkRQOLdao (дата обращения 10.04.2020.)
Стрижов С.А., Коданева С.И. Реализация концепции устойчивого развития в России: региональный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - М., 2019. - № 9. - С. 97-111.
Antoniades A., Widiarto I., Antonarakis A.S. Financial crises and the attainment of the SDGs: an adjusted multidimensional poverty approach // Sustain Sci.-2019. - URL: https://doi.org/10.1007/s11625-019-00771-z (дата обращения 10.04.2020.)
Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 трлн // РБК. - 2020. - 09.04. - URL: https://www. rbc.ru/economics/09/04/2020/5e8ec97f9a79478537a44e47 (дата обращения 10.04.2020.).