ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В. Л. Григорян,
доц., СПГУВК
КОРНИ СОВРЕМЕННОГО МОРСКОГО ПИРАТСТВА И ПРОБЛЕМЫ
БОРЬБЫ С НИМ
ROOTS OF THE PRESENT-DAY SEA PIRACY AND PROBLEMS OF STRUGGLE AGAINST IT
В статье анализируются факторы, обеспечивающие процветание морского пиратства в современном мире.
The article analyses some factors ensuring the sea piracy prosperity in the modern world.
вания.
Ключевые слова: морская преступность, захват судна, клановая система, безопасность морепла-Key words: sea criminality, vessel capture, clan system, navigation security.
П
ОПЫТКИ всестороннего изучения проблем борьбы с современным пиратством, в том числе и в районе Африканского Рога, неизбежно приводят серьезных исследователей к необходимости переосмысления уроков истории. Так, например, сотрудник Военно-морского института США Вирджиния Лансфорд (Virginia Lunsford) [1], которая является автором нескольких работ по проблемам пиратства, дает анализ ситуации в районе побережья Сомали, основываясь на результатах своих исследований золотого века пиратства, как она называет период между 1570 и 1730 гг.
Лансфорд выделяет пять объективных факторов, обеспечивающих процветание современного пиратства.
Первым является достаточное количество местного населения, поставляющего потенциальных рекрутов в пиратские шайки. В разоренной и раздираемой внутренними противоречиями стране нет возможности легально зарабатывать и содержать семью. Зато есть многочисленные отряды боевиков, населяющих полуавтономные области Пунтленд и Сомалиленд. Они хорошо вооружены и подготовлены. Состояние их оружия и транспортных средств постоянно совершенствуется благодаря большим выкупам, получаемым от операторов захваченных судов.
Второй фактор — относительно безопасная основа для пиратских операций. Принятие Советом Безопасности ООН Решения № 1846 (2008) [2] позволяло в течение 12 месяцев государствам и региональным организациям входить для пресечения морской преступности в территориальные воды Сомали. Несмотря на разрешение использовать все средства при необходимости подавления актов пиратства и морского разбоя в этих водах, мандат этот не распространяется на действия сил на берегу. Право на преследование преступников внутри страны также не является очевидным.
Третьим фактором является искушенная организация пиратских нападений, что было продемонстрировано захватом судна «Сириус Стар» [3] в 450 морских милях от кенийского побережья, что достаточно далеко от обычной зоны действия пиратов. Это, возможно, была нештатная ситуация, при которой капитан пиратской плавучей базы, уклоняясь от военно-морских сил в районе Африканского Рога, случайно встретил танкер, стоимостью более 100 млн долл. с грузом примерно такой же стоимости. Если же налет был преднамеренным и планировался заранее, это указывает на весьма сложную операцию. То, что у пиратов есть возможность оперировать наличными и безналичными средствами объемом в миллионы долларов, получаемыми в качестве
Выпуск 4
¡Выпуск 4
выкупа, указывает на использование сложных банковских схем и операций.
Четвертый фактор — определенная внешняя поддержка. Наибольшие подозрения падают на Переходное федеральное правительство Сомали, которое признано международным сообществом в качестве законной сомалийской власти, однако в настоящее время оно контролирует только незначительную территорию на юге Сомали. Реальная власть находится в руках непризнанных государств, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд, а также Пунтленд, в настоящее время поддерживающий Переходное федеральное правительство. Большую часть южного Сомали контролируют формирования радикального исламского движения «Аш-Шабаб». Бизнесмены в Пунтленд, как утверждают наблюдатели, находятся в сговоре с отдельными бизнесменами в Объединенных Арабских Эмиратах.
Пятый фактор — клановая система. Родственные связи чрезвычайно важны в Сомали: пираты работают как единая команда, и их лояльность к друг другу заменяет им все другие чувства.
Эти пять факторов — не новинка. Они прослеживаются как единая нить, проходящая через все горячие точки пиратства в течение столетий. При этом Лансфорд ссылается на свой опыт изучения морской преступности елизаветинских времен, эпохи Якова I Стюарт в ХУ1-ХУ11 столетиях, а также периода поощрения средиземноморских пиратов Оттоманской империей.
В наши дни пиратство в районе Восточной Африки пока еще не достигло той крайней степени насилия и жестокости, которой характеризуется пиратство прошлых веков. Однако чем дольше сохраняется текущая обстановка, тем более вероятно, что вскоре выкуп придется платить не только за захваченные суда, но и за членов их экипажей.
Фактор времени принципиально важен и откладывание решения проблем лишь усугубляет их. Чем тяжелее проблема, тем более срочным должно быть ее решение.
История пиратства показывает, что одних военно-морских усилий для решения проблемы пиратства недостаточно. Следует
применять комплексные меры, нацеленные на устранение хотя бы части из перечисленных факторов. Понятно, что с клановой системой не справиться, но преступную организацию подорвать необходимо и возможно. Преступники должны быть надежно изолированы от мировой финансовый системы, так, чтобы она не могла ими использоваться для операций с суммами выкупа. Линии связи и коммуникаций пиратов должны быть идентифицированы и перекрыты. Технически это возможно.
Вместе с тем, на наш взгляд, принципиально важным является уничтожение системы пунктов базирования морских преступников. Тем более что они известны, тайны из этого никто не делает. Мировой опыт борьбы с пиратством подтверждает [4], что только уничтожение киликийских портов позволило Юлию Цезарю справиться с господством киликийских пиратов на Средиземном море. Борьба с карибскими пиратами привела к успеху только тогда, когда были уничтожены их базы на Тортуге и Ямайке. Мореплавание на Средиземном море стало по-настоящему безопасным только с ослаблением Оттоманской Турции, которая не смогла больше поддерживать алжирских и марокканских пиратов.
Затягивание решения современных проблем чревато получением пиратами поддержки и субсидирования из внешних источников. Такими источниками, в частности, могут быть международные террористические группы, которых привлекает в морской преступности не только высокая финансовая выгода, но, прежде всего, глобальная гласность, которая является их жизненной основой.
И более того, у специалистов складывается мнение, что за громкими заявлениями политиков о необходимости жесткого пресечения пиратства и морского разбоя в районе Африканского Рога скрывается стремление некоторых государств сохранять напряженность в этом ключевом международном транспортном коридоре. Баснословные суммы, получаемые пиратами, слишком велики для них и практически безропотные выплаты, скорее всего, направляются на поддержку перечисленных выше марионеточных режимов в Сомали и других стран многострадальной Африки.
Список литературы
1. Lansdale A. The roots of piracy // Safety at Sea International. — August 2009.
2. Резолюция № 1846 (2008) Совета Безопасности ООН: принята на 6026-м заседании 02.12.2008 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http// www.un.org/russian/docu-men/scresol/res2008/res1846.htm.
3. Дашков С. Украли три авианосца // Российская газета. — 2008. — 19 нояб. — № 4794 (фе-дер. вып.).
4. Григорян В. Л., Дмитриев В. И. Пиратство, разбой и терроризм на море. — М., 2004.
Л. А. Гурьевская,
канд. филос. наук, СПГУВК, Мурманский филиал
ПРОБЛЕМА РАСИЗМА В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФИЛОСОФИИ БИТТИ И ЮМА
THE PROBLEM OF RACISM IN BEATTIE AND HUME’S ENLIGHTENMENT
PHILOSOPHY
Особая актуальность данной проблематики связана с современной ситуацией в мире. Статья посвящена критическому анализу теории расизма шотландским поэтом и философом «здравого смысла» XVIII в. Битти в философии его современника Юма.
The specific actuality of the given problematic is connected with the modern situation in the world. The article is devoted to the racist theory critical analysis of the XVIII century Scottish poet and common sense philosopher Beattie in his contemporary Hume’s philosophy.
Ключевые слова: Джеймс Битти, Дэвид Юм, Просвещение, теория расизма, работорговля.
Key words: James Beattie, David Hume, Enlightenment, racist theory, barbaric traffic.
В ПОСЛЕДНИЕ десятилетия, помимо концепций, так или иначе сужающих Просвещение и превращающих его в некий статический идеологический конструкт, возникает тенденция трактовки просветительских идей об отношении английского Просвещения и глобального мира, так что тема расизма едва ли не автоматически оказывается сразу же принадлежащей к его наследию. Сейчас уже появилась насущная необходимость в осмыслении накопленного опыта и анализа мнений о проблемах расизма, высказанных в литературе эпохи Просвещения.
Необходимо отметить, что современные зарубежные авторы, такие как Д. Карей, Л. Феста [8, с. 1], В. Мигноло, Ф. Нуссбаум,
Э. Саид, Р. Гуйа, И. Валлерстейн, Дж. Брот-
тон, М. Кастеллс придерживаются мнения, что связь между Просвещением и глобальным миром является одной из основополагающих. Например, географы Д. Ливингстоун и Ч. Визерс, характеризуя Просвещение, обращают внимание на «движение идей через границы и время» [3, с. 2]. М. Прэтт выдвигает в качестве предположения, что «путевые заметки и естественная история XVIII в. катализировали друг друга, чтобы подготовить в центре Европы форму глобального или... «планетарного» сознания» [3, с. 2]. С. Сассен говорит, что «определяющие раннюю глобализацию основы, такие как государственный суверенитет, национальное гражданство и экономические институты, не полностью заморозились как раз в XVIII веке» [3, с. 4]. Д. Карей и Л. Феста указывают на необходимость этого отноше-
Выпуск 4