Научная статья на тему 'Формирование исламских террористических группировок на юге Сомали (2008-2012 гг. )'

Формирование исламских террористических группировок на юге Сомали (2008-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
364
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АФРИКАНСКИЙ РОГ / СОМАЛИ / АЛЬ-ШАБАБ / АЛЬ-КАИДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рагунштейн А. Г., Рагунштейн О. В.

Статья представляет собой анализ истории формирования террористических группировок на юге Сомали. Особое внимание авторы уделили условиям возникновения, специфике деятельности и источникам финансирования наиболее радикальной части Союза исламских судов движению «Харакат аль-Шабаб аль-Муджахидин». Подробно рассмотрены примеры военных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исламских террористических группировок на юге Сомали (2008-2012 гг. )»

УДК 93/94

ФОРМИРОВАНИЕ ИСЛАМСКИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК НА ЮГЕ СОМАЛИ (2008-2012 ГГ.)

© 2019 А. Г. Рагунштейн1, О. В. Рагунштейн2

1 канд. ист. наук, доцент кафедры конституционного

и административного права e-mail: ragunshteyn@gmail. com

2 канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории

e-mail: Ragunshteinagmail. com

Курский государственный университет

Статья представляет собой анализ истории формирования террористических группировок на юге Сомали. Особое внимание авторы уделили условиям возникновения, специфике деятельности и источникам финансирования наиболее радикальной части Союза исламских судов - движению «Харакат аль-Шабаб аль-Муджахидин». Подробно рассмотрены примеры военных операций.

Ключевые слова: терроризм, Африканский Рог, Сомали, Аль-Шабаб, Аль-Каида.

В процессе своего современного государственного развития Сомали, как одна из ключевых стран Африканского Рога, прошла через множество трудностей. Начиная с 1991 г. в этой стране не прекращается гражданская война. Одна из причин этого -радикализация значительной части населения и появление террористических группировок, ставящих перед собой экспансионистские цели. Это стало возможным в том числе благодаря активному вмешательству различных государств во внутренние сомалийские дела.

К 2008 г. эфиопские войска контролировали большую часть территории на юге Сомали [21, с. 71]. Данная ситуация стала переломным моментом в отношениях местного населения и Переходного федерального правительства (ПФП). Отныне последнее стало ассоциироваться с иностранным вторжением. Наиболее радикальная часть Союза исламских судов (СИС), движение «Харакат аль-Шабаб аль-Муджахидин» («Движение сопротивления молодых моджахедов», или сокращённо «Аль-Шабаб») превратилось в самостоятельную структуру и благодаря своей радикальной идеологии и лозунгам освобождения от иностранного присутствия стало весьма популярным у значительной части сомалийского общества. Оно выступало против любого компромисса в рамках умиротворения страны. Кроме того, в рядах группировки сражались многие боевики, прошедшие военную подготовку в лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане и Пакистане. Предположительная численность группировки 7-9 тыс. постоянных членов. После распада СИС движение «Аль-Шабаб» получило контроль над значительными территориями на юге Сомали. Оно было признано террористической организацией в США, Австралии, Великобритании, Канаде и ряде других государств.

Официальным лидером - «амиром» «Аль-Шабаб» стал Аден Хаши Фарах по прозвищу «Айро». За плечами этого полевого командира были бои в Афганистане на стороне «Талибана» и «Аль-Каиды». Он вернулся в Сомали примерно в 2003 г. Здесь он прославился убийствами служащих гуманитарных организаций, работавших в Сомали. Вскоре он вошёл в Шуру Союза исламских судов. Летом 2006 г. на пике могущества СИС он возглавил группу из 700 боевиков, которые отправились в Ливан,

чтобы присоединиться к «Хезболле» и сражаться против войск Израиля. Однако вторжение войск Эфиопии прервало его «командировку», и он был вынужден вернуться в Сомали, создав из обломков СИС новую организацию - «Аль-Шабаб». Он погиб в результате воздушного удара с американского дрона в мае 2008 г. [25, с. 110].

Место Айро занял Ахмед Абди Годан («Абу Зубер»). Он родился в 1977 г. в Сомалиленде. Как и многие его соотечественники, он при помощи саудовцев был отправлен в Пакистан, а оттуда в Афганистан, где сражался в рядах талибов. Он вернулся в Харгейсу в 2001 г. Здесь вступил в милицию и прославился убийствами работников гуманитарных организаций. Его жертвой стала итальянская медсестра, которая 30 лет помогала нуждающимся и была убита в 2003 г. в селении Борома в Сомалиленде. После того как служба безопасности Сомалиленда начала охоту на Годана, он был вынужден отправиться на юг страны, где вступил сначала в СИС, а затем в «Аль-Шабаб». Спустя пять лет в 2008 г. он уже был амиром исламистов и возглавил борьбу [Там же].

Группировка «Аль-Шабаб» была самой радикальной частью Союза исламских судов. Выжив после наступления эфиопских войск, она развернула широкомасштабную войну против иностранного вмешательства в национальные дела Сомали. Исламисты рассматривают Переходное федеральное правительство как инструмент западного влияния и противопоставляют ему идеи радикального ислама, отвергающего светское государство. В этом ключе Сомали рассматривается как часть более крупного исламского государства (халифата), основанного на идеях шариата. Основным инструментом борьбы в этих условиях является террористическая деятельность, в том числе с применением смертников [28, с. 16].

После разгрома Союза исламских судов большинство боевиков вошли в состав «Аль-Шабаб». Костяк группировки составили боевики группировки «Аль-Иттихад аль-Исламия» (Исламского союза), которую возглавлял Ахмад Абди Годан.

1 февраля 2010 г. на встрече руководителей группировки «Аль-Шабаб» было принято решение о подчинении группировки террористической организации «Аль-Каида». К концу 2009 г. в рядах «Аль-Шабаб» насчитывалось уже до 450 иностранных боевиков. Многие из них приезжали как с Ближнего Востока, так и из Европы [14, с. 24].

Движение «Аль-Шабаб» представляло собой союз радикальных полевых командиров, контролировавших различные районы Южного Сомали. Власть над районом порта Кисмайо и провинцией Южная Джуба перешла в руки Шейха Хассана Абдулахи Херси по прозвищу Аль-Турки. Он был одним их подчинённых Эвейса и участвовал в войне 1977-1978 гг. в составе группировки «Аль-Иттихад аль-Исламия». Он был среди тех, кто создал «Аль-Шабаб» в тот момент, когда это было лишь молодёжное движение в составе Союза исламских судов. После вторжения эфиопских войск в 2006 г. именно Аль-Турки взял под свой контроль Кисмайо и ввел на своей территории законы шариата.

Район города Байдоа находился под контролем Шейха Мухтара Робоу по прозвищу Абу Мансур. Как и его коллеги, он был членом Союза исламских судов. В молодости он получил неплохое образование. Участвовал в войне в Афганистане в рядах Талибана. Был связан с религиозными лидерами Саудовской Аравии. Выступал как официальный представитель «Аль-Шабаб» до мая 2009 г., после чего сдал свои полномочия Шейху Али по прозвищу Дере, который прославился как шариатский судья в Могадишо в 1990-х гг. [25, с. 112].

Все лидеры «Аль-Шабаб» представляли различные кланы. Так, Дере был представителем клана Мурасад-Хавия, Годан - Исаак, Айро - Хабар Гедир-Хавия, Робоу - Раханвейн, Аль-Турки - Дарод-Огаден.

Опираясь на сомалийскую милицию, движение «Аль-Шабаб» умело использовало клановые противоречия для укрепления собственной власти и расширения подконтрольной территории. Однако далеко не всегда это встречало понимание со стороны сомалийских кланов. Так, в провинции Галмадуг в противовес «Аль-Шабаб» была создана организация «Ахлу Сунна Ваал Джамаа» («Путь Традиции и Объединения», ASWJ, АСВД), которая опиралась на традиционную для сомалийцев суфийскую версию ислама. Благодаря поддержке местного населения и эфиопских войск, АСВД смогла взять по свой контроль не только Галмадуг, но соседнюю область Хиран. Стремясь продемонстрировать себя как центр объединения сомалийских территорий, АСВД даже сформировала собственный парламент из 41 депутата. Это позволило группировке позиционировать себя как альтернативу Переходному федеральному правительству. Однако, по мнению Б. Брутона, именно связи АСВД с Эфиопией могут стать главным препятствием на пути территориального объединения Сомали [17, с. 11]. К 2010 г. в провинции Галмадуг суфии и лидеры кланов Хабар-Гедир и Марехан полностью контролировали ситуацию. Они вступили в конфликт с «Аль-Шабаб» и вытеснили его боевиков из провинции, а также из части Могадишо [25, с. 119].

Несмотря на смену руководства, федеральное правительство оказалось неспособным расширить сферу своего влияния дальше нескольких кварталов Могадишо. Более того, когда в 2009 г. радикальные исламисты развернули наступление на столицу, вероятность захвата территории, подконтрольной президенту, была весьма большой. Даже представители собственного клана Шейха Шарифа Шейха Ахмеда были настроены против него и не желали оказывать ему военную поддержку. Только после достижения в 2010 г. соглашения между федеральным правительством и группировкой АСВД появилась определённая перспектива его дальнейшего существования. Благодаря военной поддержке милиции, АСВД удалось выбить «Аль-Шабаб» из ряда районов центрального Сомали. Однако этот союз оказался недолговременным и вскоре распался из-за отказа Шейха Шарифа Шейха Ахмеда разделить власть с АСВД.

Объявление администрацией президента США Джорджа Буша-младшего Сомали одним из очагов радикального исламизма в мире и прямое вмешательство в дела этого суверенного государства привело к тому, что страна превратилась в район постоянного военного конфликта между радикальными и умеренными исламистами. Общность целей вскоре привела к временному объединению группировки «Аль-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам» (Исламская партия). Однако внутри этого союза имелись сильные противоречия по поводу дальнейшей тактики и стратегии действий. «Хизб аль-Ислам» состоял из четырёх фракций, основанных на клановом принципе. Одну из них возглавляет Шейх Хасан Дахир Эвэйс. Этот человек находится в верхней части списка самых разыскиваемых террористов в мире, хотя в самом Сомали его воспринимают скорее как националиста, чем радикального исламиста. В апреле 2009 г. он вернулся в Могадишо после двух лет изгнания в Эритрее. Он подверг критике попытки «Аль-Каиды» вмешаться во внутренние дела своей страны. Несмотря на недовольство присутствием сил АМИСОМ, он, тем не менее, выступает против братоубийственной войны в своей стране, включая сопротивления ПФП. Эвэйс в союзе с Шейхом Хасаном Турки выступал за тактический союз Исламской партии с «Аль-Шабаб», однако у этих группировок имеются глубокие противоречия по поводу контроля за стратегически важным портом Кисмайо, и по поводу контроля над Могадишо [17, с. 10-11].

В 2008 г. движение «Аль-Шабаб» было внесено Соединёнными Штатами в список террористических организаций. Спустя год оно само объявило о своём союзе с «Аль-Каидой» [28, с. 16].

Таким образом, во второй половине 2000-х гг. исламистские группировки в Сомали были разделены на три крупные фракции. Первая - поддерживаемая Эфиопией и переходным правительством «Ахлу Сунна ваал Джамаат» (АСВД). Вторая группировка - это «Хизб аль-Ислам» под руководством Хасана Дахира Эвэйса и Хасана аль-Турки. Ранее они оба входили в руководство Союза исламских судов и различных группировок, в том числе «Аль-Иттихад аль-Исламия». Третьей группировкой было движение «Аль-Шабаб», ставящее перед собой цель возрождение исламского халифата. После гибели в результате американских ударов в 2008 и 2009 гг. Адена Айроя и Салеха Набхана лидерство в организации захватил Ахмед Абди Годан. Однако он вынужден был совмещать руководство с иностранными исламистами, такими как Харун Фазул (Коморские острова), Шейх Мухаммед Абу Фаид (Саудовская Аравия), Абу Сулейман аль-Банадири (этнический йеменец из Сомали), Абу Муса Момбаса (Пакистан), Абу Мансур аль-Амрики (бывший гражданин США), Мухаммед Маджаджир (Судан) и Абдитаф Авэйс Абу Хамса (сомалиец, обучавшийся в Афганистане) [23, с. 55].

Несмотря на то что «Хизб аль-Ислам» и «Аль-Шабааб» являлись изначально структурами Союза исламских судов, после эфиопского вторжения в 2006 г. они раскололись и начали открытую борьбу друг с другом. После недолгого перемирия и совместного похода на Могадишо в 2009 г. эти организации снова приступили к боевым действиям друг против друга. Группировка «Аль-Шабааб» достигла значительного успеха, когда захватила порт Кисмайо, который был важным перевалочным пунктом импорта в Сомали. В мае 2010 г. «Хизб аль-Ислам» захватила столицу пиратов порт Харардхере [Там же, с. 56]. В декабре 2010 г. Эвейс, видя маргинализацию «Хизб аль-Ислам», объявил о своём союзе с «Аль-Шабаб» [25, с. 120].

Отчёты ООН показывают, что Эритрея оказывала финансовую и военную помощь исламистам с 2007 г. В 2008 г. в Могадишо из Эритреи было доставлено большое количество различного вооружения. Эритрейцы способствовали возвращению в Сомали одного из лидеров исламистов Хассана Дахира Авэйса в апреле 2009 г. В 2010 г. власти Эритреи, преследуя свои политические цели, передали исламистам из группировок «Хизб аль-Ислам» и «Аль-Шабаб» через свои посольства в Кении, Джибути и Дубае по 40-60 тыс. долл. на закупку вооружений [24, с. 27]. Несмотря на давление мирового сообщества, Эритрея лишь частично отказалась от поддержки радикальных исламистов и продолжает посылать в Сомали небольшие партии оружия на маленьких лодках.

Вторжение Эфиопии в Сомали в 2006 г. уже привело к серьёзным политическим изменениям в регионе. Так, движение «Аль-Шабаб» провело ряд успешных атак против правительства Галмадуга. Огаденский фронт национального освобождения, который долгие годы боролся за независимость от Эфиопии, в феврале 2012 г. вступил в конфликт с АСВД в Сомали, поскольку последняя поддержала эфиопское вторжение и Переходное федеральное правительство. Кроме того, активизировались группы радикальных исламистов в Эритрее, которые в 2000-х гг. поддерживали Союз исламских судов [18, с. 146].

Активизация гражданской войны на юге Сомали

Даже с учётом предыдущих лет гражданской войны период 2007-2008 гг. оказался крайне тяжёлым для Сомали. За два года более 22 тыс. гражданских лиц были

убиты, примерно 1,1 млн человек стали вынужденными переселенцами, а примерно 476 тыс. - беженцами [26, с. 561].

В сентябре 2008 г. примерно 41% сомалийцев нуждались в гуманитарной помощи. Однако уже в январе 2009 г. это число возросло до 77% [Там же, с. 562]. В таких условиях развитие пиратства являлось естественным следствием социально-экономического состояния населения страны.

Кроме того, усилилось противодействие эфиопским войскам, находившимся на юге страны. Однако значительно более сильное влияние на события оказали финансовые сложности, возникшие в Эфиопии из-за увеличения военных расходов.

Помимо противодействия со стороны сомалийцев вооружённые силы Эфиопии столкнулись с ещё одной проблемой: оккупация южной части Сомали дорого обходилась эфиопскому бюджету. На различные военные операции в Сомали в 19912005 гг. тратилось 5% военного бюджета Эфиопии (примерно 97,5 млн долл.). Эфиопия держала в Сомали в 2006-2009 гг. примерно 8-15 тыс. военнослужащих с большим количеством бронетехники, тяжёлой артиллерии и авиацией. Стоимость их содержания обошлась примерно в 20% военного бюджета страны (примерно 234 млн долл. за три года). Кроме того, на сохранение своего присутствия в Сомали, Эфиопия потратила в 2010-2011 гг. 10% военного бюджета (примерно 78 млн долл.). Таким образом, в совокупности с 1991 по 2011 г. только Эфиопия потратила на операции в Сомали примерно 409,5 млн. долл. [24, с. 28]

Существенную финансовую помощь эфиопским военным оказали США. С 2002 по 2011 г. Эфиопия получила от США более 50 млн долл., причём 20% от этой суммы (примерно 10 млн долл.) была выделена именно для поддержания воинских подразделений в Сомали [Там же].

Поскольку цели военной операции на юге Сомали были выполнены - Союз исламских судов разгромлен, а возможность объединения сомалийцев, проживающих в Огадене, под лозунгами радикального ислама ушла на второй план, стал возможен частичный отвод эфиопских войск с занимаемой территории.

В январе 2009 г. Эфиопия вывела свои войска из Могадишо. Группировка «Аль-Шабаб», воспользовавшись ситуацией, развернула широкомасштабное наступление против про-правительственных сил и эфиопов, стремясь быстрее вытеснить их с юга Сомали. Это заставило правительство США настойчиво поторопить Африканский союз с формированием миротворческих сил для действий в Сомали.

Противниками Переходного федерального правительства являлись следующие группировки:

- «Аль-Шабаб» (клан Хавия):

- «Хизб аль-Ислам (клан Дарод);

- «Раас Каамбони» (клан Дарод);

- «Анооле / Аль-Фаркаан», кланы Дарод, Маджертен, Варсенгели, Дхулбаханте из долины реки Джуба.

С 2008 по 2009 г. милиция «Раас Каамбони» вместе с отрядами «Аль-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам» контролировали порт Кисмайо. Около полугода они извлекали выгоду из контроля над этим важным транспортным узлом. Однако в октябре 2009 г. лидеры «Аль-Шабаб» разорвали соглашение с «Раас Каамбони». Чтобы не допустить войны между повстанческими группировками, посредниками в переговорах выступили лидеры «Хизб уль-Ислам». Однако успеха они не добились. В результате бойцы «Раас Каамбони» начали нападать на боевиков «Аль-Шабаб» [22, с. 255].

В начале 2008 г. движение «Аль-Шабаб» объявило о своём союзе с «Аль-Каидой» и подчинении Осаме бен Ладену. Верные своей тактике борьбы со всеми проявлениями западной культуры и политики, сомалийские исламисты избрали

объектом нападений гуманитарные организации. В 2008 г. в Сомали были убиты 37 служащих гуманитарных организаций. Это 66% от общего числа погибших работников гуманитарных миссий в мире [20]. С сентября 2008 по октябрь 2010 г. 18 гуманитарных организаций были вытеснены исламистами из южных и центральных районов Сомали, где население наиболее нуждлось в гуманитарной помощи [Там же].

Сомали в 2009-2011 гг.

В январе 2009 г. Парламент отправил в отставку первого президента Абдулахи Юсуфа (из клана Дарод) и избрал вместо него Шейха Шарифа Ахмеда (клан Хавия, младший клан Абгааль). Премьер-министром был избран Омар Абдурашид Али Шермарки (представлял клан Дарод). Одной из причин смещения Юсуфа стали его попытки внедрения шариатских порядков на подконтрольной ПФП территории [22, с. 253].

После потери Могадишо боевики «Аль-Шабаб» перешли к тактике применения смертников и проведению террористических актов против объектов инфраструктуры и органов власти, столь характерных для «Аль-Каиды». В июне 2009 г. 35 человек погибли во время взрыва в отеле «Медина» в городе Беледвейне, среди них был и министр переходного правительства. В декабре 2009 г. более 25 человек, включая трёх министров, погибли при взрыве в отеле «Шамо» в Могадишо [25, с. 113].

Три французских агента были захвачены в пригороде Могадишо в июле 2009 г. Один из них освобожден через месяц при участии Эвейса. Остальные остались в плену. По заверениям Франции, эти люди тренировали сотрудников службы безопасности правительства Сомали [Там же, с. 114].

После вторжения эфиопских войск исламисты быстро переняли тактику использования смертников. В 2010 г. смертники 25 раз атаковали различные правительственные объекты в Сомали. В частности, их атакам подверглись министерства внутренних дел, здравоохранения, образования и спорта, шесть членов Парламента, а также ключевые объекты в столице - аэропорт, морской порт и президентский дворец [29, с. 8].

В июне 2011 г. в Могадишо террористами был убит министр внутренних дел Переходного федерального правительства Сомали [25, с. 114]. Только вмешательство сил Африканского союза летом 2011 г. спасло Могадишо от захвата исламистами.

6 августа 2011 г. Могадишо был полностью освобождён от радикальных исламистов. Однако боевики «Аль-Шабаб» не желали сдаваться, и перешли к тактике террора, проводя атаки на правительственные объекты в столице. Одной из первых атак был взрыв смертника 4 октября 2011 г. в Могадишо. Террорист привёл в действие взрывное устройство, установленное на автомобиле. В результате погибло множество военнослужащих и чиновников правительства [8].

В рядах «Аль-Шабаб» находилось от 5 до 10 тыс. радикальных исламистов из «Аль-Каиды», которые пытались внедрить радикальные идеи салафизма-ваххабизма, что не является традиционным для Сомали. Кроме того, радикалы отказывались принимать международную гуманитарную помощь, несмотря на то что страна в 2011 г. испытала на себе последствия сильнейшего голода. Это наряду с практикой насильственной вербовки молодёжи в свои ряды существенно пошатнуло господство исламистов в стране. Тем не менее движение «Аль-Шабаб» отказывалось от политического диалога и участия в мирном процессе [19, с. 6].

Активизация гражданской войны в стране происходила на фоне активной деятельности сомалийских пиратов, контролировавших значительную часть Индийского океана. Точно определить взаимоотношение между сомалийскими пиратами и группировкой «Аль-Шабаб» довольно сложно. Предполагается, что эта

группировка следует в русле концепции Союза исламских судов, который захватил ряд портов ещё в 2006 г., категорически запретив в них деятельность пиратов, основываясь на законах шариата. Известно, например, что группа боевиков СИС, захватившая в 2007 г. на несколько часов порт Хардере, заявила, что обезглавит любого, кто будет обвинён в пиратстве, хотя реальных действий так и не последовало [16].

Ряд экспертов склоняются к мнению, что «Аль-Шабаб» получает свою долю от доходов преступных группировок. Исламисты могут предоставлять пиратам не только защиту на своих береговых базах, но и помогать им в содержании заложников. Кроме того, пираты бывают на тренировочных базах исламистов в центральной и южной части страны. Если выяснится, что посещение этих баз имеет целью получение дополнительных боевых навыков, это в перспективе может создать дополнительные сложности для моряков, подвергающихся пиратским нападениям. Однако, по мнению эксперта ООН Ахмеда Оулд-Абдалаха, вероятнее всего, ситуация прямо противоположная. Именно боевики «Аль-Шабаб» перенимают у пиратов навыки проведения морских операций, поскольку хотят наладить собственные пути контрабандных поставок оружия. Но, в связи с тем что «Аль-Шабаб» выбили из прибрежных портов южной части Сомали, осуществление этих планов маловероятно [Там же].

Благодаря тому, что значительная часть боевиков «Аль-Шабаб» принадлежит к тем же кланам, что и пираты Хардере, их сотрудничество более чем вероятно.

В 2011 г. группировка лишилась поддержки части населения, запретив работу гуманитарных организаций на подконтрольной территории в условиях возникшей засухи и голода. Кроме того, «Аль-Шабаб» ввела строгие законы шариата, включая избиение камнями за прелюбодеяние и отрубание рук за воровство. Боевики группировки осуществляли широкомасштабный террор в отношении граждан Сомали и сопредельных государств. Так, в июне 2013 г. они устроили взрыв автомобиля у штаб-квартиры ООН в Могадишо, в результате которого погибло более 20 человек, включая служащего миссии. В августе 2013 г. погремели ещё два новых взрыва в Могадишо, в результате которых погибли 18 человек и 20 были ранены [7].

Источники доходов «Аль-Шабаб»

Одним из главных источников финансирования «Аль-Шабаб» является вымогательство, которое приносит ежемесячно до 2-3 млн долл. Деньги боевики собирают за проход через контролируемую ими территорию и за «покровительство» местным бизнесменам. Эти средства являются крайне необходимым источником финансирования, поскольку далеко не всё исламисты могут просто отнять силой. За целый ряд товаров им приходится расплачиваться наличными. Однако, в связи с потерей контроля над портами в ходе боевых действий в 2014 г., их источники финансовых поступлений резко сократились. Тем не менее контроль над дорогами позволяет им по-прежнему собирать хотя бы часть средств для своего финансирования. Многие из сомалийских предпринимателей, хорошо осознавая, что их может ожидать, предпочитают платить боевикам требуемые суммы денег, хотя вполне очевидно, что они идут на финансирование террористической деятельности, причём не только на территории Сомали, но и в Кении и Эфиопии, где проживает большое число этнических сомалийцев [27].

Неизвестно, будут ли исламисты использовать пиратов для получения прибыли, однако в сентябре 2010 г. прошли переговоры между «Аль-Шабаб» и представителями пиратских банд в Хобьё [23, с. 56].

Один из ключевых источников дохода для группировки «Аль-Шабаб» - экспорт древесного угля из сомалийской акации. Именно уголь из Сомали, более качественный по сравнению с аналогичным из Судана или Нигерии, крайне востребован в странах Аравийского полуострова, где без него невозможно наслаждаться кальяном - главной забавой жителей этого региона. Сомалийский древесный уголь продавался в 2014 г. по цене 15 дирхамов за килограмм (примерно 1,85 долл. США за фунт), в то время как аналогичный уголь низшего качества - по цене 9 дирхамов [15].

Порт - лишь конечная точка, куда ввозят весь произведённый древесный уголь. Древесину для него добывают на территориях подконтрольных «Аль-Шабаб». Рядовые дровосеки передают его посредникам, которые представляют 10-20 крупных торговцев. Именно они заказывают уголь из акаций, некоторым из которых по 500 лет. Вырубка лесов приводит к высыханию почв и превращению территории Сомали в пустыню. Это, в свою очередь, лишает кочевников пастбищ.

Переработанная в уголь древесина доставляется в порт, откуда на небольших доу, часто принадлежащих индусам, отправляется в различные порты Объединённых Арабских Эмиратов, Кувейт или Оман. Доставка проводится по подложным документам, однако международным военно-морским силам нет дела до этих грузов, поскольку их задача - поиск и захват пиратов, которые постепенно сокращают ареал и интенсивность своей деятельности [Там же].

В 2012 г. ООН запретила экспорт сомалийского древесного угля. Однако этот запрет был проигнорирован и группировка «Аль-Шабаб» по-прежнему зарабатывала деньги на слабостях жителей Аравии. По приблизительным подсчётам, эта деятельность принесла примерно 25 млн долл. в качестве «налога» на экспорт данного товара [Там же]. Этими деньгами исламисты расплачиваются за оружие, которое поставляется в Сомали из Йемена через Аденский залив.

По данным «Центра за американский прогресс», ежегодный доход «Аль-Шабаб» составляет примерно от 70 до 100 млн долл. [24, с. 29].

Донорами «Аль-Шабаб» является, помимо всего прочего, и сомалийская диаспора, разбросанная по всему миру. Ежегодно в Сомали перечисляют примерно 1 млрд долл. США. Сбор средств ведётся через специализированные группы в Интернете. Кроме того, спонсорами организации становятся богатые люди из арабских государств [29, с. 10].

Иностранцы в рядах «Аль-Шабаб»

В отличие от своих противников из числа полевых командиров, руководители «Аль-Шабаб» рекрутируют в свои ряды не только местных жителей, но и иностранцев. После окончания конфликта в Ираке в 2007 г. и перехода войны в Афганистане в вялотекущую стадию война в Сомали и Йемене стала перспективным местом применения навыков джихадистов со всего мира.

Наиболее радикальные исламисты установили контакты со своими зарубежными коллегами, проповедовавшими идеи глобального джихада. Среди них были и обосновавшиеся в США и Европе мусульмане. Один из них - Омар Хаммами, он же Абу Мунсар аль-Амрики. Сириец, родившийся в Алабаме в 1984 г., он переехал в Сомали примерно в 2007 г. Снялся в нескольких пропагандистских видео, призывая соотечественников присоединиться к всемирному джихаду [25, с. 115].

Их привлекает идеология джихада. По заявлениям руководства «Аль-Шабаб», в их рядах сражаются несколько тысяч иностранцев, хотя, по мнению Р. Визе, это число вряд ли превышало сотню человек [29, с. 9]. Новобранцев привлекает не только идеология радикального ислама. Стимулом для их деятельности является также

материальное содержание - до 400 долл. в месяц, что для Сомали является очень крупной суммой.

Несколько террористических актов совершили иностранные граждане.

28 октября 2008 г. в Сомали произошёл террористический акт, в котором пояс смертника взорвал на себе американский гражданин сомалийского происхождения Ширва Ахмед (Shirwa Ahmed). Этот подросток из Миннеаполиса стал первым гражданином США, осуществившим террористический акт в Сомали. После этого ФБР провела масштабное расследование среди молодых сомалийцев, проживающих в США. Оно показало связи Ширвана Ахмеда с группами радикальных исламистов в США и Сомали [29, с. 8].

В дальнейшем официальным представителем «Аль-Шабаб» стал родившийся в Алабаме Омар Хаммами, который взял имя Абу Мансур аль-Амрики. Он стал одним из военных командиров группировки и снялся в ряде пропагандистских видео [Там же, с. 9].

В апреле 2011 г. ФБР арестовало гражданина Сомали Мохаммеда Шибина, который обвинялся в ведении переговоров о выкупе четырёх граждан США, впоследствии убитых пиратами [24, с. 37].

В июне 2011 г. ФБР объявило о том, что двое смертников, взорвавших контрольно-пропускной пункт правительственных войск в Могадишо 20 мая того же года, были жителями Минессоты, которые вернулись в Сомали и примкнули к группировке «Аль-Шабаб» [Там же].

В июле 2011 г. администрация президента Обамы объявила о том, что в США для суда будет доставлен второй по значимости руководитель «Аль-Шабаб» Ахмед Варсам. Он играл ключевую роль в связях «Аль-Шабаб» с «Аль-Каидой», в том числе в вопросах поставки оружия [Там же].

3 марта 2015 г. власти Сомали задержали гражданина США сомалийского происхождения по подозрению в деятельности организации «Аль-Шабаб». 29-летний уроженец штата Северная Вирджиния Либан Хаджи Мохаммед был объявлен в розыск ФБР. Его подозревали в вербовке добровольцев для террористических группировок. Проживая в США, Либан зарабатывал на жизнь водителем такси. В 2012 г. он покинул США и примкнул к радикальным исламистам на родине [2].

Обострение обстановки в 2010-2011 гг.

В июле 2010 г. в столице Уганды Кампале собрался саммит стран Африканского союза (АС). В нём участие приняли представители 30 государств. Президент Уганды Йовери Мусевени призвал своих коллег объединиться против радикальных исламистов, обосновавшихся в Сомали. Генеральный прокурор США Эрик Холдер полностью поддержал решение глав африканских государств приступить к активным действиям против «Аль-Шабаб» [10].

В октябре 2010 г. активизировались боевые действия в Могадишо между правительственными войсками и миротворцами, с одной стороны, и радикальными исламистами из «Аль-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам» - с другой. Только за два дня, со 2 по 4 октября 2010 г., в результате боёв погибло не менее 15 человек и свыше 50 получили ранения [3].

4 октября правительственные войска и миротворцы АС освободили район военного госпиталя и приблизились к рынку Бакара. Давление правительственных войск привело к тому, что среди исламистов наметился раскол. Один из полевых командиров Мухтар Робов вывел свои подразделения из города, вступив в конфликт с Ахмедом Абди Годаном. Этот конфликт также показал усиление клановых противоречий внутри «Аль-Шабаб» между Годаном (клана Исаак) и Робовом (клан Рахавейн). Робов выступил против увеличения численности иностранных боевиков

в «Аль-Шабаб». Кроме того, между командирами обострились противоречия по поводу контроля за финансами группировки [5].

В 2011 г. Сомали поразила сильнейшая за 60 лет засуха. Причиной бедствия стало течение «Эль-Ниньо» в Тихом океане. Благодаря глобальному влиянию этого течения в засушливых районах Африки осадков выпало меньше положенной нормы, что, в свою очередь, вызвало гибель урожая и голод [1]. По данным ООН, в срочной гуманитарной помощи нуждались около 12 млн человек, проживающих в районе Африканского Рога, из них 2-3 млн - жители Сомали [9].

Однако оказание помощи нуждающимся оказалось крайне сложной проблемой, поскольку значительную часть территории Сомали контролировали боевики «Аль-Шабаб» и других группировок, которые выступили против иностранного вмешательства в дела Сомали. «Аль-Шабаб» ещё в 2008 г. была внесена Государственным департаментом США в список террористических организаций. Следовательно, любая помощь сомалийцам, проживающим на подконтрольной этой группировке территории, рассматривается как преступление. «Выход» из данной ситуации Администрация Белого дома нашла весьма нестандартный. Пресс-секретарь Джей Карни заявил, что благотворительные организации США собрали 1,4 млрд долл. для помощи сомалийцам. Однако власти страны не будут привлекать эти организации к ответственности. В соответствии с новыми правилами Госдепартамент и Агентство международного развития США уполномочены предоставлять гранты в порядке финансирования операций неправительственных организаций, оказывающих помощь населению районов, контролируемых исламистами, и заключать с этими организациями соответствующие контракты. Таким образом, по словам представителя администрации, деятельность этих организаций «не противоречит действующим в США законам и правилам, призванным ограничить выделение ресурсов, которые могут оказаться в распоряжении организации «Аль-Шабаб» [Там же].

Результаты этого процесса не замедлили сказаться на социально-экономической и политической жизни страны. Активизировались боевики террористической группировки «Аль-Шабаб».

21 июля 2011 г. они похитили министра по делам женщин в Сомали Ашу Осман Акил. Министр участвовала в оказании помощи местному населению в городе Джоухар в провинции Шабель. Парадоксален тот факт, что она была похищена на следующий день после назначения на свой пост [13].

6 августа 2011 г. правительственные войска Сомали и военнослужащие Африканского союза вытеснили из Могадишо боевиков «Аль-Шабаб» [4].

9 августа 2011 г., спустя три дня после того, как боевики «Аль-Шабаб» покинули Могадишо, правительство Сомали объявило об амнистии для боевиков радикальных группировок [6].

По подсчетам британской организации Maplecroft, с июня 2009 по июнь 2011 г. в Сомали произошло 556 террористических актов, жертвами которых стали 1 437 человек. По этим показателям Сомали в 2010 г. вошло в число наиболее опасных стран мира. Следом за Сомали в рейтинге шли Пакистан, Ирак, Афганистан, Палестина и другие страны [11].

Попытки централизации Сомали

В сентябре 2011 г. на встрече в Кампале (Кения), на которой присутствовали представители Переходного федерального правительства, ООН, ЕС, Лиги арабских государств, Организации исламской конференции, а также представители Пунтленда,

Галмадуга и АСВД, была согласована «Дорожная карта» возрождения сомалийского государства. Представители движения «Аль-Шабаб» приглашены не были [19, с. 17].

В соответствии с «Дорожной картой» было принято решение о создании конституции, политической поддержке и согласовании действий всех участников соглашения и образовании единого правительства. Помимо прочего, соглашение предусматривало осуществление эффективной политики морской безопасности и борьбу с пиратством совместно с Пунтлендом и Сомалилендом. Это решение получило полную поддержку со стороны мирового сообщества.

Основная задача «Дорожной карты» - увеличение дохода сомалийского населения и достижение национального примирения между Переходным федеральным правительством, Пунтлендом, Сомалилендом и Галмадугом на основе построения федерации. Однако, несмотря на успехи в переговорах с Пунтлендом, остальные территории по-прежнему находятся в стоянии перманентного конфликта с соседями.

В настоящий момент времени Сомали переживает период, когда появилась возможность стабилизировать ситуацию в стране и установить мир. В сентябре 2012 г. членами Парламента страны был выбран новый президент. Несмотря на то что это не были прямые выборы, они заложили основы демократии в стране, столь долго страдавшей от диктатуры и анархии.

29 июня 2012 г. президент Сомали Шариф Шейх Ахмед подписал в Дубае на международной конференции по борьбе с пиратством соглашение о примирении с Республикой Сомалиленд. Это была первая встреча президентов Сомали и Сомалиленда за последние 20 лет. Кроме того, на встрече присутствовал президент самопровозглашённой республики Пунтленд, который, впрочем, не присоединился к соглашению. Документ получил название Дубайской хартии и стал первым шагом к объединению всех сомалийских территорий под контролем единой центральной власти, с тех пор как в 1991 г. был свергнут режим Сиада Барре [12].

Тем не менее, несмотря на наметившееся улучшение ситуации, в дальнейшем последовала очередная волна исламского террора, обусловленная попытками группировки «Аль-Шабаб» сохранить контроль над большей частью территории Сомали.

Таким образом, в 2008-2012 гг. Сомали прошло сложный путь обострения гражданской войны и попыток примирения. Впрочем, все они потерпели неудачу. Одной из главных причин этого можно считать формирование мощных террористических группировок с панисламистскими целями. Лидеры «Аль-Шабаб» и других сомалийских радикальных группировок смогли создать вооружённые формирования, которые оказались способны наносить существенный ущерб регулярным войскам Эфиопии и Африканского союза. Боевики «Аль-Шабаб» получили возможность извлекать существенную прибыль из самых разнообразных нелегальных видов деятельности, обеспечили взаимодействие с другими террористическими группировками, смогли привлечь в свои ряды иностранных коллег, в том числе обладающих передовым боевым опытом. Всё это, наряду с неспособностью политических лидеров Переходного федерального правительства консолидировать имеющиеся силы, гарантировало успех сомалийским террористам. Несмотря на активное военное давление войсковых подразделений Африканского союза и финансирование их деятельности из США и Европейского союза, боевики «Аль-Шабаб» смогли отстоять подконтрольные территории, умело сочетая диверсионно-террористические и партизанские методы борьбы. Фактически, они продемонстрировали возможность наличия исламской альтернативы демократическому государственному строю, который так активно пытались создать страны Запада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Сомали. Всё это крайне негативно отразилось на развитии Сомали и сопредельных стран.

Библиографический список

1. Барагона С. Засуха в Сомали: кто виноват - природа или человек? 02.08.2011. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somali-climate-change-2011-08-02-126575793/240876.html (дата обращения: 28.11.2018)

2. В Сомали за поддержку террористов задержан американец. 03.03.2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/03/03/somali/ (дата обращения: 24.11.2018)

3. В столице Сомали продолжаются бои между силами правительства и боевиками 04 Октябрь, 2010. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somali-goverment-attecks-2010-10-04-104281279/188966.html (дата обращения: 4.12.2018)

4. Власти Сомали изгнали исламистов из столицы 06 Август, 2011. URL: http://www.golos-ameriki.rU/a/somalia-mogadishu-2011-08-06-127063698/241356.html (дата обращения: 4.12.2018)

5. Власти Сомали использует внутренние распри среди повстанцев 04 Октябрь, 2010. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somalia-rebel-split-2010-10-04-104311844/188967.html (дата обращения: 4.12.2018)

6. Власти Сомали обещали повстанцам в Могадишо амнистию, если они сдадутся властям. 09 Август, 2011. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somalia-al-shabab-2011 -08-09- 127305228/241625.html (дата обращения: 4.12.2018)

7. Исламистская сомалийская группировка «Аш-Шабаб» // РИА Новости. 05.09.2014. URL: http://ria.ru/spravka/20140905/1022972423.html (дата обращения: 4.12.2018)

8. Кения против сомалийских пиратов: война на Африканском Роге продолжается. 13 апреля. 2015. URL: http://topwar.ru/72929-keniya-protiv-somaliyskih-terroristov-voyna-na-afrikanskom-roge-prodolzhaetsya.html (дата обращения: 12.12.2018)

9. Робинсон Д. Вашингтон пытается спасти Сомали от голода. 02 Август, 2011. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somali-hunger-2011-08-02-126624533/240969.html (дата обращения: 12.12.2018)

10. Саммит Африканского Союза призывает к разгрому боевиков в Сомали 26 Июль, 2010. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a7summit-sunday-wrap-peter-heinlein-2010-07-26-99215199/186806.html (дата обращения: 24.01.2019)

11. Сомали возглавил рейтинг террористической угрозы. 15 Ноябрь, 2010. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/terror-risk-2010-11-15-108140744/190348.html (дата обращения: 24.01.2019)

12. Сомали и Республика Сомалиленд подписали соглашение о примирении. 29.06.2012. URL: http://ria.ru/world/20120629/687661563.html (дата обращения: 24.11.2018)

13. Сомали: министр по делам женщин похищена на следующий день после назначения. 21 Июль, 2011. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/somalia-kidnepped-2011-07-21-125989923/239702.html (дата обращения: 24.12.2018)

14. Суханов С. Геополитические аспекты сомалийского пиратства // Зарубежное военное обозрение. 2011. №3. С. 24.

15. A charred harvest // The Economist. 2014. 11 October. P. 60.

16. Ahmedou Ould-Abdallah Piracy off the Somali Coast. Workshop Commissioned by Special Representative of the Secretary General of the UN to Somalia. Nairobi, 10-21 November 2008. P. 21. URL:

http://www.imcsnet.org/imcs/docs/somalia_piracy_intl_experts_report_consolidated.pdf (accessed 24.11.2018)

17. Bruton B. Somalia. A New Approach // The Council on Foreign Relations. Council Special Report. № 52. March 2010. P. 11.

18. Bullock A. Regional Dynamics and Potential for Partnerships. Kenya and Ethiopia's Potential Roles in the Campaign Against Piracy // Task Force 2012. The Challenge of Piracy off the Horn of Africa. University of Washington. Henry M. Jackson School of International Studies, P. 146. URL: https://digital.lib.washington.edu/dspace/bitstream/handle/

1773/19664/B%20Lorenz%20Task%20Force%20Final%20Report.pdf (accessed 24.01.2019)

19. Ehrhart H.-G., Petretto K. The EU and Somalia: Counter-Piracy and the Question of a Comprehensive Approach. Hamburg, February 2012. P. 6. URL: http://www.greens-efa.eu/fileadmin/dam/Documents/Studies/Ehrhart_Petretto_EUandSomalia_2012_fin.pdf. (accessed 24.10.2019)

20. European Commission Humanitarian Aid and Civil Protection. SOMALIA. 2011. P. 1. URL: http://ec.europa.eu/echo/files/aid/countries/somalia-factsheet-2011.pdf (accessed 24.01.2019)

21. Griffith J. The Somali Civil War // History of War. 2015. №1. P. 71.

22. Hesse B. Introduction: The myth of «Somalia» // Journal of Contemporary African Studies. 2010. Vol. 28. №3. P. 255.

23. Munson M. Somalia: is there a way forward? // Proceedings. 2011. №7. P. 55.

24. Norris J., Bruton B. Twenty Years of Collapse and Counting. The Cost of Failure in Somalia. September 2011, P. 27. URL: http://www.americanprogress.org/issues/2011/09/ pdf/somalia.pdf (accessed 24.01.2019)

25. Pecastaing C. Jihad in the Arabian Sea. Stanford, 2011. P. 110.

26. Silva M. Somalia: State Failure, Piracy, and the Challenge to International Law // Virginia Journal Of International Law. 2010. Vol. 50. Issue 3. P. 561.

27. Somalia Holy Hell Month // Tactical News Magazine. 2014. №17. P. 57

28. Wiklund C.H. The Role of the African Union Mission in Somalia // FOI-R-3687-SE. P. 16.

29. Wise R. Al-Shabaab. CSIS Case Study. №2. July 2011. P. 8. URL: http://csis.org/files/publication/110715_Wise_AlShabaab_AQAM%20Futures%20Case%20S tudy_WEB.pdf [PDF]. (accessed 24.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.