РАЗДЕЛ 1. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Н.Д. Битюкова
«КОРИДОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»: КНР-ПАКИСТАН "THE CORRIDOR OF STRATEGIC PURPOSE": PRC-PAKISTAN
В статье анализируется китайская концепция Нового Шелкового пути и его прохождение через территорию Пакистана. Выделяются основные причины заинтересованности Пекина и Исламабада в расширении двусторонних контактов.
Ключевые слова: Китай, Новый Шелковый путь, Пакистан, стратегическое партнерство, порт Гвадар, экономический коридор.
The Chinese concept of the New Silk Route and its passage to Pakistan is analyzed in this article. The main reasons for expanding bilateral contacts between Beijing and Islamabad are outlined.
Key words: China, the New Silk Route, Pakistan, strategic partnership, the port of Gwadar, economic corridor.
Установление дипломатических отношений и развитие экономических связей между государствами не вызывают никакого недоумения. Но вопрос, для чего такие контакты устанавливаются и как они развиваются, требует отдельного освещения. Зачастую экономические отношения - это не только финансовая выгода, но и просчитанная на много шагов вперед стратегия. В этой связи отношения между отдельными государствами могут приобретать статус «стратегического партнерства», означающего, что отношения переходят на новый уровень. И без определенных оснований ни одно государство такую планку поднимать не будет. Примеров таких «стратегических парт-нерств» в настоящий период времени довольно много. Это, например, отношения России и Казахстана, США и Индии, Китая и Пакистана. Взаимодействие двух последних довольно неординарных государств приковывает к себе пристальное внимание мирового сообщества.
КНР и Пакистан установили дипломатические отношения 21 мая 1951 г. Обострение ситуации в треугольнике «Индия-Пакистан-Китай» в конце 1950-х - начале 1960-х гг., в том числе серия китайско-индийских пограничных конфликтов, дало новый импульс сотрудничеству КНР и Пакистана. Последовала серия актов в поддержку друг друга. Так, Пакистан с 1961 г. выступал за
принятие КНР в ООН. В 1963 г. было подписано соглашение о границах и строительстве железной дороги, связывающей Синьцзян-Уйгурский автономный район с районами Северного Пакистана. С этого момента началось активное взаимодействие между государствами в наиболее важных сферах [1].
Но в настоящее время не всё так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Если Китай поражает своим стремительным развитием, то Пакистан -совсем другой случай. Эта страна уже давно стала оплотом нестабильности. С момента образования Исламской Республики неотъемлемой частью политической жизни являются военные перевороты. Военная диктатура сменялась демократией и наоборот, и так долгие годы. Вот и сейчас мы не можем достоверно знать, насколько долго Исламабад сможет удерживать навязанную извне «демократию». Да и возможна ли демократия на Ближнем Востоке? Можно наблюдать своеобразную цикличность политических режимов. Военное правительство в среднем находится у власти 10 лет, затем свергается и приходит демократическое, которое, в свою очередь, не может эффективно провести реформы ни в одной сфере жизни, утопает в коррупции, провоцируя тем самым новый государственный переворот. Вопиющим фактом можно назвать отношение к таким событиям самих пакистанцев, они настолько привыкли к нестабильности, что их нисколько не удивляет частая смена правительств. Усиливает нестабильность соседство с Афганистаном: некоторые районы Исламабад не в состоянии контролировать, что в несколько раз усугубляет положение. Так, северо-западные территории страны находятся под властью талибов, которые провозгласили там создание Вазиристана.
Таким образом, будущее Пакистана крайне туманно. Исламабад, даже проводя реформы в стране, не может без посторонней помощи «вытащить» себя из хаоса. При этом сложившаяся ситуация в некоторой степени на руку Индии, а также различным террористическим группировкам, глубоко основавшимся на пакистанской земле.
Политически раздробленный Пакистан - уязвимая мишень, которой нужен крепкий и надежный партнер. Как бы это ни было парадоксально, но в таковой роли выступила КНР, которая делает Пакистан своим стратегическим партнером. Возникает вопрос: Пакистан на грани краха, для чего Китаю помогать ему? Какую цель он преследует? Исходя из каких соображений, действует? Цели Пакистана довольно понятны: он нуждается в сильном партнере, как минимум для обеспечения собственной безопасности, т.е. экономические выгоды играют в данном случае далеко не единственную роль. Китай же, следуя четкой и выверенной политике, пользуется сложившейся ситуацией. И обращает Пакистан на свою сторону, обещая защиту, тем более что его отношения с Индией всегда были натянутыми.
КНР всё отчетливее демонстрирует заинтересованность в Пакистане. В качестве примера можно привести начавшееся в 2002 г. строительство глубоководного порта Гвадар. Китай выделил кредит на его постройку, поскольку это обеспечивает не только доступ к ближневосточным ресурсам, но и контроль за событиями в Индийском океане, т.е. порт дает возможность для превращения Китая также и в океанскую державу. Для развития инфраструктуры создан своеобразный коридор, включающий в себя железную дорогу с развязкой Иран-Пакистан. Таким образом, Китай выполняет еще одну геополитическую цель - выход на Иран и его ресурсы [2].
Не стоит забывать и о том, что китайский проект Экономического пояса Шелкового пути начал свою реализацию со встреч в 2013-2014 гг. глав Китая и Пакистана. В результате была подготовлена обширная документальная база, необходимая для реализации одного из самых масштабных проектов современности. Ключевым моментом стало подписание в 2015 г. соглашения о дальнейшем развитии экономического коридора Китай-Пакистан.
Отношения еще более укрепились после важных политических заявлений, сделанных официальными представителями обеих стран. Выступая в апреле 2015 г. в Парламенте Исламской Республики, Си Цзиньпин подчеркнул необходимость создания сообщества с единой судьбой, открытия новых путей для сотрудничества и взаимного выигрыша [3]. Особенно важным стало единогласно принятое решение о повышении отношений между двумя странами до «всепогодного стратегического сотрудничества и партнерства». Такое определение китайские власти дают только отношениям с Пакистаном.
Разработка китайской стратегии Нового Шелкового пути показала, что одним из самых благоприятных направлений становится ближневосточное. В докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна указывается, что приоритетной задачей является развитие экономического коридора КНР-Пакистан. Так в чем же его преимущества?
Во-первых, он ведет КНР к тому самому порту Гвадар на побережье Индийского океана (Оманский залив). Порт открывает путь к Ближнему Востоку, откуда сейчас поступает около 65 % импортируемой КНР нефти [4]. Во-вторых, транспортировка грузов из порта Гвадар позволит сократить морской путь с 12 до 3 тыс. км и почти напрямую доставлять «черное золото» в Западный Китай. Главным аспектом такого маршрута становится то, что Китай сможет доставлять нефть в обход Малаккского пролива и Южно-Китайского моря, где наблюдается рост международной напряженности, связанный с территориальными спорами Китая и государств Юго-Восточной Азии [5].
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что геополитической целью КНР является продвижение к ресурсам Ближнего Востока. Во многом
осуществлению этой цели способствует наращивание партнерства с Пакистаном, который стал своеобразной «дверью» в регион.
Подводя итог, можно заключить, что в настоящее время отношения Пекина и Исламабада интенсивно развиваются. И это очередное проявление китайской «мягкой силы». На примере стратегического партнерства с Пакистаном Китай демонстрирует, что может приобрести государство, которое открыто к сотрудничеству.
Список использованных источников и литературы
1. Белокреницкий В.Я. Внешнеполитический процесс в Пакистане. Внутренние и внешние факторы и роль России // Внешнеполитический процесс в странах Востока / Под ред. Д.В. Стрельцова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - С. 77-100.
2. Fazl-e-Haider S. China-Pakistan Rail Link on Horizon // Asia Times. -February 24, 2007. - URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/IB24Df02.html
3. Си Цзиньпин в Парламенте Пакистана выступил с важной речью на тему «Создание китайско-пакистанского сообщества с единой судьбой, открытие нового пути сотрудничества и взаимного выигрыша» // Синьхуа. -22.04.2015. - URL: http://russian.people.com.en/n/2015/0422/c31520-8881773.html
4. Антипов К. О некоторых аспектах эволюции ближневосточной политики Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 2014. - № 2. - С. 27-37
5. Ларин А.Г., Матвеев А.В. Китайская стратегия «продвижения на Запад» и «новый Шелковый путь» // Проблемы Дальнего Востока. - 2014. -№ 3. - С. 5-15.
Коротко об авторе
Битюкова Нелли Денисовна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Bityukova Nelli Denisovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]